Признаки и причины неисправности системы отопления и вентиляции автомобиля — Автосервис Траектория Пермь

Содержание

Система отопления автомобиля

Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.

Принцип работы автомобильного отопителя

В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.

Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.

обогрев салона авто

Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.

Виды отопительных систем

В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.

Конструкция штатных систем отопления

Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.

У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.

схема охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя

У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.

Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).

Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.

отопитель салона авто

Устройство современного отопителя салона с кондиционером

Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.

Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.

Автономные отопители салона

Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».

Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.

Читать статью  Ремонт кондиционера автомобиля — DRIVE2

прогретый автомобиль на стоянке

Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.

Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.

Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:

  • герметичную камеру сгорания;
  • трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
  • нагнетатель воздуха;
  • циркуляционный насос;
  • теплообменник;
  • свечу зажигания или накала;
  • датчик перегрева;
  • блок управления.

Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.

Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.

устройство электрического нагревателя в автомобильном отопителе

Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.

Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта

Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.

Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.

Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.

Ремонт отопительной системы может потребовать замену:

  • радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
  • крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
  • патрубков и тройников;
  • элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
  • микроредукторов приводов заслонок;
  • кранов отопителя;
  • сервоприводов воздушных заслонок;
  • клапанов рециркуляции;
  • переключателей режимов работы.

Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.

Признаки и причины неисправности системы отопления и вентиляции автомобиля

Большинство неисправностей системы отопления автомобиля и кондиционирования автомобиля обусловлены неисправностями системы управления. Другая категория неисправностей связана с последствиями длительной эксплуатацией системы авто и представлена коррозией конструктивных элементов — конденсатора, испарителя, трубок.

Условно неисправности системы управления климатом автомобиля можно разделить на неисправности датчиков, неисправности электронного блока управления и неисправности исполнительных устройств.

О возникновении неисправности свидетельствуют отклонения в работе системы – нарушение температурного режима в салоне автомобиля, невозможность регулирования потоков воздуха, отсутствие звука работающего электродвигателя вентилятора.
Вместе с тем, конкретную неисправность определить по внешним признакам достаточно сложно.

Неисправности системы вентиляции и кондиционирования автомобиля определяются с помощью компьютерной диагностики в автосервисе на Нагорном.
Возникающие неисправности фиксируются и сохраняются в памяти электронного блока управления в виде определенных кодов. Для считывания кодов неисправностей применяются специальные приборы, которые для разных моделей автомобиля различаются.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности системы отопления и вентиляции автомобиля:

1) Не работает вентилятор.

  • Перегорел предохранитель вентилятора.
  • Неисправен переключатель скоростей вращения вентилятора.
  • Неисправен электродвигатель вентилятора.
  • Проверьте предохранитель, при необходимости замените ее.
  • Проверьте напряжение на резисторах переключателя. Если напряжения нет, снимите и замените переключатель в сборе.
  • Проверьте напряжение на контактах электродвигателя при включенных зажигании и вентиляторе. Если напряжение есть, замените электродвигатель.

2) Вентилятор работает только в одном положении переключателя.

  • Неисправен один из резисторов вентилятора.
  • Замените плату с резистором.

3) Невозможно выключить отопление при помощи поворотного переключателя.
Причина:

  • Неисправен переключатель.
  • Повреждены или разрегулировались тросики температурной сместительной заслонки.
  • Проверьте переключатель, при необходимости замените его.
  • Отрегулируйте тросики.

4) Низкая мощность отопителя.

  • Слишком низкий уровень жидкости в системе охлаждения двигателя.
  • Неисправен термостат системы охлаждения.
  • Затруднен или не работает регулировка отопителя.
  • Проверьте уровень, при необходимости пополните его.
  • Проверьте и при необходимости замените термостат.
  • Проверьте привод управления отопителя, при необходимости замените приводной тросик.
Читать статью  Взыскание убытков за некачественный ремонт авто Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

5) Повышенный шум в области вентилятора.

  • Вентилятор загрязнен грязью, листвой и др.
  • Дисбаланс крыльчатки или дефект подшипника вентилятора.
  • Снимите вентилятор и очистите главный воздушный канал.
  • Снимите электродвигатель вентилятора и проверьте легкость его вращения.

6) Не работает система рециркуляции

  • Перегорела или замкнула обмотка электропневмоклапана
  • Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники
  • Неисправен выключатель
  • Повреждена пневмомагистраль
  • Повреждена (негерметична ) диафрагма исполнительного механизма
  • Заклинена заслонка
  • Замените электропневмоклапан
  • Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода
  • Замените выключатель
  • Проверьте шланг, его посадку на штуцерах
  • Замените исполнительный механизм
  • Освободите заслонку, выправьте или замените деформированные детали

В нашем автосервисе работают профессионалы и мы обладаем всем необходимым оборудованием для проведения диагностики систем автомобиля и ремонта систем отопления и вентиляции автомобиля

Диагностирование и ТО системы кондиционирования воздуха

Основные причины снижения эффективности работы системы кондиционирования и меры по их устранению:

  • износ или плохое натяжение ремня привода компрессора кондиционера (в случае необходимости ремень нужно заменить или отрегулировать его натяжение);
  • утечка хладагента из шлангов и соединений системы (устраняется своевременной подтяжкой соединений);
  • засорение ребер конденсатора (между ребрами могут скапливаться останки насекомых, листья и другие загрязнения, которые необходимо периодически удалять);
  • неполная зарядка системы хладагентом.

В системах кондиционирования могут использоваться хладагенты марки R12С, R134a, а с 01.01.2011 г. все типы автомобилей, одобренные лицензией EЭC (Европейского экономического сообщества), обязаны использовать в системах климатизации воздуха новый хладагент R1234yf. Он меньше влияет на окружающую среду, поэтому вскоре заменит традиционные, а в 2017 г. все производители автомобилей обязаны полностью перейти на него.

Общее диагностирование системы кондиционирования заключается в следующем. Предварительно проверяют систему на герметичность визуально или при помощи пенного раствора. Затем выводят систему на режим стабильной работы до момента прогрева двигателя. После этого проверяют на ощупь штуцера компрессора или подсоединенные к ним шланги: всасывающая часть должна быть холодной, нагнетающая — горячей. Далее измеряют температуру воздуха на выходе из воздушных решеток на панели приборов: при температуре окружающего воздуха 20…25 °С и включении вентилятора на максимальный режим температура должна быть не ниже 11 °С, а при температуре воздуха 30 °С — не выше 17 °С. Если разницы в температуре трубок не ощущается, то, скорее всего, недостаточен уровень хладагента.

Более тщательное диагностирование систем кондиционирования производят с помощью станции заправки с комплектом приспособлений или автоматической установки.

1, Диагностирование автомобильных кондиционеров с помощью станции заправки

Оборудование заправки автокондиционеров состоит из нескольких основных элементов, необходимых для заправки и вакуумирования системы: станция, вакуумный насос, масляный инжектор, устройство для дозировки фреона.

Для точного определения мест утечек рабочей жидкости применяются ультрафиолетовая лампа и электронный течеискатель (рис. 1).

Средства для определения мест утечек рабочей жидкости

Рис. 1. Средства для определения мест утечек рабочей жидкости: а — ультрафиолетовая лампа; б — электронный течеискатель

Течеискатели анализируют концентрацию молекул хладагента в воздухе. Принцип их действия следующий: специальным датчиком проводят вдоль магистралей и узлов кондиционера, насос протягивает воздух через электронный сенсор, который и анализирует наличие хладагентов в воздухе. Звуковой и световой индикаторы сигнализируют об утечке.

Для обнаружения утечки с помощью ультрафиолетовой лампы в рабочую жидкость кондиционера добавляют специальный краситель, с которым автомобиль должен проработать 1…2 дня. Некоторые автопроизводители добавляют индикатор в хладагент при производстве автомобиля при первой заправке системы. При проверке кондиционер включают, а все магистрали и элементы системы освещают ультрафиолетовой лампой — места утечки хладагента светятся зеленоватым светом.

Некоторые производители (например, Mastercool) выпускают комбинированный прибор, совмещающий электронный течеискатель с ультрафиолетовой лампой.

Станция заправки автомобильных кондиционеров представляет собой блок измерительной аппаратуры (рис. 2), которая предназначена для измерения низкого и высокого давления в системе.

Блок измерительной аппаратуры

Рис. 2. Блок измерительной аппаратуры: 1 — вентиль низкого давления; 2 — манометр низкого давления; 3 — крюк для подвешивания блока при работе в автомобиле; 4 — манометр высокого давления; 5 — вентиль высокого давления; 6 — клапан для подсоединения шланга высокого давления; 7 — клапан для подсоединения сервисного шланга (к цилиндру с хладагентом, вакуумному насосу, установке для удаления хладагента из системы и др.); 8 — клапан для подсоединения шланга низкого давления

Шланги измерительной аппаратуры всегда окрашены в разные цвета, чтобы исключить возможность их неправильного подключения. Корпус, вентиль и шланг манометра низкого давления 2 обычно красного цвета. Манометр подсоединяется к сервисному клапану 8. Это манометр двойного действия, так как он измеряет как абсолютное давление, так и разрежение. Корпус, вентиль и шланг манометра высокого давления 4 обычно синего цвета. Манометр высокого давления подсоединяется к сервисному клапану 6.

Проверку системы на работающем двигателе с помощью блока измерительной аппаратуры производят после подсоединения шлангов по сравнению величин низкого и высокого давления в системе при температуре испарителя, равной температуре окружающего воздуха.

Читать статью  Ремонт замков зажигания и автомобильных замков в Тюмени круглосуточно

При необходимости может быть произведена заправка системы хладагентом. Степень заправки систем, работающих на хладагенте марки R12, может осуществляться через смотровое окно: наличие пузырьков говорит о нехватке хладагента в системе. В системах, работающих на хладагенте марки R134a, смотровое окно не устанавливают, так как этот хладагент, смешиваясь с синтетическим маслом, образует жидкость, похожую на молоко, и определить наличие масла в хладагенте невозможно.

Перед заправкой хладагента в систему необходимо проверить уровень компрессорного масла, наличие утечек хладагента, кроме того, система должна быть вакуумирована для удаления атмосферного воздуха и влаги. Влага может замерзнуть в магистрали системы, что затруднит циркуляцию хладагента. Кроме того, вода вступает в реакцию с хладагентом, образуя кислоты, чрезвычайно коррозионноопасные для элементов системы кондиционирования, а также может привести к возникновению в системе недопустимо высокого давления. Вакуумирование производится с помощью вакуумных насосов, заправка — через сервисные клапаны.

Существует два способа заправки системы хладагентом: заправка жидким хладагентом и заправка системы парами хладагента. Первый способ осуществляется со стороны высокого, второй — со стороны низкого давления.

При заправке используют электронные весы или заправочные колбы, которые определяют необходимое количество хладагента.

2. Промывка элементов системы кондиционирования

Промывают только теплообменники (испаритель и конденсатор), соединительные шланги и патрубки. Другие элементы системы (фильтр/ осушитель, аккумулятор, расширительную трубку, расширительный клапан, компрессор) промывать нельзя, так как это приведет к выходу их из строя.

Для промывки используют только специальную жидкость; нельзя применять хладагент, воду или другие жидкости.

При промывке из системы удаляются твердые посторонние примеси (например, излишки масла, отстой, продукты износа компрессора), которые со временем могут ослабить охлаждающее действие системы кондиционирования или привести к выходу из строя ее элементов. В качестве рабочего тела для создания давления в промывочном оборудовании желательно применять обескислороженный азот. После промывки сжатым воздухом систему необходимо вакуумировать для того, чтобы удалить из нее влагу.

3. Проверка масла для смазки компрессоров

Компрессорное масло смешивается с хладагентом и циркулирует вместе с ним по системе, поэтому при проведении любых работ, связанных с перезаправкой системы хладагентом, или если в системе были утечки хладагента, необходимо проверить уровень компрессорного масла. В зависимости от производителя и конструкции существует несколько способов определения количества масла в компрессоре.

Под капотом многих автомобилей есть специальная табличка или пластинка, на которой указаны количество и марка хладагента, рекомендуемые типы масел, количество масла, которое должно быть заправлено в систему. Если такой пластинки или таблички нет, то для определения уровня масла следует использовать один из нижеприведенных методов:

  • определение уровня масла, залитого в систему, по щупу уровня масла; метод применяется на компрессорах, у которых есть масляный поддон и специальное гнездо для щупа, которое может быть закрыто болтом;
  • определение уровня масла по оценке объема масла, слитого со снятого компрессора; метод требует снятия компрессора и применяется в случае объединения компрессора с масляным поддоном.

После слива хладагента из системы компрессор снимают с автомобиля, компрессорное масло из компрессора сливают в мерный цилиндр и определяют объем масла.

4. Диагностирование и ТО автомобильных кондиционеров с помощью автоматических установок

Более квалифицированное обслуживание системы кондиционирования может быть осуществлено на автоматических установках (рис. 3).

Установка позволяет производить: проверку системы на наличие утечки, измерение давления в системе, зарядку и дозарядку системы кондиционирования, промывку системы, вакуумирование системы, очистку хладагента, заполнение компрессора свежим маслом. Она имеет компьютерное управление со специальной программой, оснащена встроенным принтером для распечатки результатов работ, оборудована информационным табло с поворотной панелью. Для определения количества заливаемого хладагента имеется встроенная база данных. Все операции по заправке выполняются автоматически после введения марки и типа кондиционера.

Хладагент из системы кондиционирования не стравливается в атмосферу, а собирается в емкость и может быть использован вторично.

Хранение хладагента осуществляется в емкости большой вместимости. В целях ускорения зарядки предусмотрена специальная подогреваемая емкость.

Автоматическая установка для обслуживания автомобильных кондиционеров с хладагентом R134a

Рис. 3. Автоматическая установка для обслуживания автомобильных кондиционеров с хладагентом R134a: 1 — емкость для хранения хладагента; 2 — манометр высокого давления; 3 — манометр низкого давления; 4 — дисплей; 5 — клавиатура

Установка может работать в двух режимах:

  • автоматический (сбор хладагента из автомобиля кондиционера с функцией регенерации — вакуумирование — вакуумный тест — заправка хладагентом, новым маслом и ультрафиолетовым красителем);
  • ручной (позволяет выбрать и запустить любую из рабочих фаз установки отдельно).

Техника безопасности при работе с системой кондиционирования. Система кондиционирования воздуха находится под высоким давлением, поэтому нельзя ослаблять ни один из ее шлангов и снимать детали до тех пор, пока не будет сброшено давление. Сливать хладагент из системы кондиционирования следует только в помещении с хорошей вентиляцией, так как выделяющийся газ поглощает кислород из воздуха и обладает анестезирующими свойствами. Перед выполнением любой работы с системой кондиционирования следует надевать защитные очки. Перед покраской или сварочными работами необходимо сливать хладагент из системы.

При случайном попадании хладагента на кожу обмороженное место следует промыть холодной водой и смазать вазелином.

Источник http://autoleek.ru/jelektrooborudovanie/sistemy-komforta/sistema-otopleniya-avtomobilya.html

Источник https://traektoria59.ru/autoservis/sistema-otopleniya-avtomobilya-perm/causes-signs-of-malfunction-of-the-heating-system-and-ventilation/

Источник https://extxe.com/17392/diagnostirovanie-i-to-sistemy-kondicionirovanija-vozduha/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: