Как обслуживать автомобиль с ГБО
Применение газомоторного топлива находит распространение по всему миру. Такая тенденция диктует свои правила не только производителям, но и потребителям. Например, некоторые автомобилисты задаются вопросом — почему двигатели, которые работают на газу, нагреваются сильнее, чем стандартные бензиновые? Даже у такого явления есть объяснение.
Когда владелец переводит транспортное средство на газ, он, в первую очередь, думает об экономии. И это вполне объяснимо, ведь газ сегодня стоит в 2 раза меньше бензина. Во многих странах Европы переоборудование автомобиля под ГБО является отличным способом сэкономить на эксплуатации и избавит окружающую среду от лишнего вреда. А в Южной Корее почти все автомобили, которые применяют в такси, уже с заводов сходят с силовой установкой, которая может работать на газу и бензине.
Если же рассматривать нашу страну, то самые последние поправки в техническом регламенте обязывают автомобилистов регистрировать газовое оборудование в машине, а это немного сдерживает рост рынка с ГБО. Однако, власти пытаются повысить спрос на такие работы, так как летом ввели государственную программу субсидирования при переоборудовании транспорта. В ходе данной программы владелец платит только 10% от стоимости работ. Правда, условия сегодня действуют не во всех регионах страны. Кроме того, данная процедура затрачивает время, так как нужно оформлять документы. Сегодня автомобиль с ГБО можно приобрести уже с завода, но если рассматривать рынок легковых ТС, то выбор здесь маловат, АвтоВАЗ предлагает клиентам Lada Largus CNG или Vesta CNG. Ценники тоже пока не радуют. Например, Vesta с ГБО на 180 000 дороже, чем стандартная версия.
А теперь рассмотрим важные преимущества газа. Первое — экологичность. Сгорает газ намного чище бензина. В результате, сама силовая установка всегда пребывает в чистоте. Износ деталей мотора снижается почти в 1.5 раза. Однако, всех этих преимуществ можно добиться только при соблюдении условий во время эксплуатации транспортного средства.
Главное правило — контроль за температурой мотора. Заметим, что газ во время сгорания выделяет меньше энергии, чем бензин. Получается, что его расход будет на 10% выше при той же нагрузке. А вот в самих цилиндрах температура во время сгорания газа выше, что при сгорании бензина. Это приводит к нагреванию седел клапанов и головки блока. На современных моторах применяют более стойкие материалы, но проблему не удалось устранить полностью.
Еще одно важное правило — выбор моторного масла. Очень долгое время ходило мнение, что силовые установки на газе не нуждаются в особых маслах. Однако, современный газ после очистки содержит большое количество серы, которая не лучшим образом сказывается на ресурсе агрегата. Выбирать масло нужно с минимальным количеством щелочи.
Последний фактор — правильный бензин. Он необходим в системе для того, чтобы запускать и прогревать мотор. Топливо расходуется очень медленно, из-за чего простаивает в форсунках, баке и рампе. В результате, возникает расслоение топлива и выпадение осадка. Чтобы не допустить этого, нужно периодически применять средства для очистки системы впрыска.
Итог. Автомобиль с ГБО нуждается в более тщательном уходе. Несмотря на то, что такие двигатели заявлены как более экономичные, для их обслуживания нужно покупать специальные средства.
Настройка ГБО-4 инструкция для чайников
Купив б/у машину «на газу» и я был счастлив, что буду экономить на топливе. В действительности я огреб кучу проблем с газовым оборудованием, которые удалось решить спустя год копания в инете, чтения форумов и посещения разных СТО по ГБО. Изложенные рекомендации, основаны на моем личном опыте самоучки, и адресованы новичкам и чайникам, кто хочет разобраться и настраивать свою машину сам.
Машина Geely CK2. Оборудование:
— Редуктор Tomasetto Alaska AT-09;
— Форсунки REG FAST Light (синие);
— ЭБУ (электронный блок управления) Stag 4 plus.
Шаг первый – заглядываем под капот машины.
1 – газовый клапан; 2 – редуктор; 3 – рейка с газовыми форсунками; 4 — MAP sensor; 5 – фильтр газообразного пропана.
Назначение:
1) Газовый клапан:
— клапан устанавливается в подкапотном отсеке между баллоном и редуктором
— клапан перекрывают или открывают газовую магистраль по команде переключателя/ коммутатора/ блока управления
— когда электропитание отключается, он должен находиться в закрытом положении
2) Редуктор:
— испарение жидкой пропанобутановой смеси (нефтяного газа), осуществляется за счет снижения давления и теплообмена между частями редуктора, подогреваемыми жидкостью системы охлаждения
— автоматическое снижение давления до рабочего уровня
3) Газовые форсунки (инжекторы):
— блок газовых инжекторов устанавливается в непосредственной близости от впускного коллектора и подключается шлангами к форсункам, врезанным в коллектор максимально близко к впускному клапану
— основной параметр инжекторов – минимальное время открытия. Чем меньше время открытия, тем быстрее работает инжектор и точнее может быть осуществлена подача газа
4) MAP sensor (датчик давления и температуры газа):
датчик, измеряющий температуру газа непосредственно в потоке газа. Он объединен с датчиком давления газа, что дай возможность ЭБУ газа делать правильные расчеты и коррекции
5) Фильтр паровой фазы газа тонкой очистки:
— устанавливается между редуктором и газовыми инжекторами
— обеспечивает тонкую фильтрацию испаренного газа (70-80 микрон)
На что следует обратить внимание:
1. Шланги с ОЖ идущие к редуктору должны быть толстые и врезаны параллельно печке. Если у вас на штуцер редуктора одет кусок толстого шланга, а в него вставлен шланг с мизинец толщиной будут проблемы с прогревом редуктора см. статью.
2. Не поленитесь, подтяните все хомутики. Со временем шланги обжимаются и газ начинает травить.
3. Проверьте провода идущие от мозгов ГБО к аккумулятору. Они хлипкие. В инете описано много случаев, когда проблемы с ГБО были связаны с отвалившимися контактами.
4. Рекомендованное положение форсунок – вертикальное. Добивается притягиванием их пластиковыми хомутами к «чему удобнее». Проводя ТО, мастера эти хомуты обрезают, а затем часто ленятся всё восстановить, как положено, и форсунки болтаются «как есть» на своих шлангах.
Шаг второй – приобретаем кабель, устанавливаем ПО.
С кабелем два варианта или покупаем или делаем самостоятельно – инет в помощь. Я купил. ПО скачиваем на официальном сайте (www.ac.com.pl), оно бесплатное (точнее входит в стоимость вашего газового ЭБУ). Для мобильности устанавливаем ПО на ноутбук. Тут есть пару моментов:
— батарея ноута должна выдерживать минимум 10-15 минут работы, иначе рискуете его выключением посередине калибровки;
— желательно доступ к инету:
а) для обновления прошивки газового ЭБУ;
б) если у вас стоит Windows 7.
Дело в том, что подлая Windows 7 ставит драйвера только на тот порт USB куда вы воткнули кабель. Если он у вас вдруг разболтался и вы решили кабель воткнуть в другой USB, то Windows 7 начнет качать с инета драйвера по новой и по новой их устанавливать именно для этого порта USB.
Подключаем кабель к разъему газового ЭБУ и ноуту. Запускаем ПО.
Шаг третий – настройка ГБО.
Прежде, чем лезть в настройки, рекомендую прочитать статью, автор толково изложил принципы работы газового ЭБУ.
Ниже приведен текст взятый от сюда. Добавлены комментарии ( К: ) по выбору некоторых параметров, исходя из собственного опыта.
После установки программы, подключаем кабель интерфейса к блоку управления, заводим автомобиль и запускаем программу. В открывшемся окошке мы увидим разные вкладки, параметры настройки и т.д.
Первое окно.
Все, на что нужно обратить внимание в первом окне это несколько пунктов.
1. Кол-во цилиндров ⇒ Выставляем кол-во цилиндров вашего автомобиля.
2. Кол-во цилиндров на катушку ⇒ Правильно выставляем кол-во цилиндров на катушку. В зависимости от типа вашего двигателя и количества цилиндров, это значение может быть от 1 до 4. Если вы правильно его выставили, то значение сигнала RPM (в окошке по середине справа), будет примерно соответствовать оборотам вашего двигателя.
Второе окно.
Двигаемся далее и переходим во вкладку «Установки ГАЗ контроллера»
Здесь нам необходимо обратить внимание на следующие показатели.
1. Температура включения ⇒ Для нормальной работы редуктора, он должен быть хорошо прогрет. Но здесь мы указываем минимальную температуру переключения автомобиля на газ. Летом это не менее 35°, зимой не менее 40°. Следует отметить, что чем лучше прогрет редуктор, тем стабильнее его работа и мягче переход с бензина на газ. Поэтому мы выставляем 45°, чего вполне достаточно для нормальной работы в любое время года.
К: Лучше выставлять 45°. Во первых, у многих машин до 40° ОЖ активен режим прогрева двигателя. Во вторых, устанавливая температуру ниже 45°, большой экономии от более быстрого переключения на газ вы не получите: летом ОЖ >40° нагревается очень быстро, в зимние морозы переход на газ при температуре редуктора
2. Тип газовых форсунок ⇒ Это значение, обязательно должно соответствовать тому типу форсунок, которые вы установили. В нашем случае это форсунки Hana 2000 black.
3. Тип топлива ⇒ Выбираем тип топлива. LPG(пропан-бутан), CNG(метан)
Все остальные показатели можно оставить в стандартных значениях. Они относятся к более детальной, профессиональной настройке.
Для тех кому интересно, вкратце опишем их значения, кому нет – просто пропустите следующий абзац.
• Обороты двигателя ⇒ это минимальное значение оборотов двигателя при которых система будет переводить автомобиль на газ.
• Время включения ⇒ тут выставляется задержка по времени для перевода автомобиля на газ после запуска.
К: Я установил 60с. Для особо жадных которые хотят сэкономить, объясню: 1) лично у меня на машине режим прогрева длится не меньше минуты летом, зимой еще дольше; 2) вы смотрели на показатели впрыска бензиновых форсунок после запуска? Их параметры стабилизируются после 30-40с работы! Спрашивается, зачем насиловать двигатель в этот период переходом на другое топливо?
• Отключение цилиндра ⇒ это значение выставляется уже после калибровки путем проб, с целью добиться максимально плавного переключения с бензина на газ и обратно.
• Теплый старт ⇒ Возможность запуска на газу с прогретым двигателем. Эту функцию лучше оставить выключенной.
• Мин. температура газа ⇒ Если температура газа опустится ниже выставленного значения система автоматически перейдет на бензин.
• Мин. обороты на газе ⇒ Если обороты упадут ниже выставленного значения, то система автоматически переведет автомобиль на бензин.
• Макс. обороты двигателя ⇒ Если обороты двигателя превысят установленное значение, система автоматически перейдет на бензин.
К: Одну из главных причин против установки ГБО, как прогар клапанов, можно устранить здесь. Дело в том, что газ имеет более высокую температуру сгорания, чем бензин, при этом он сгорает медленнее. При высоких оборотах двигателя, газ не успевает полностью сгореть в цилиндре, его выталкивает в выпускной коллектор где он и догорает портя клапана. Осталось понять что такое «высокие обороты»? В нескольких источниках я встречал цифру 4000-4500 об/мин. Я перестраховался: выставил 3800 об/мин.
• Макс. нагрузка двигателя на газу ⇒ Блок управления рассчитывает нагрузку двигателя в процентном соотношении. Тут можно выставить максимально допустимое значение нагрузки двигателя при работе на газу.
• Давление редуктора ⇒ Рабочее давление после автокалибровки, автоматически установится на том уровне на котором будет проводится настройка. Минимальное давление – это давление газа ниже которого система автоматически переведет автомобиль на бензин.
• Экстра-впрыски – импульсы впрыска бензина. Ниже установленного значения контроллер газа будет их игнорировать.
• Установка газовых форсунок ⇒ Возможность коррекции впрыска в процентном соотношении, отдельно по каждой форсунке.
• Датчики ⇒ Здесь выставляются типы установленных датчиков температуры газа и температуры редуктора
К: Стоит подробно остановиться на этом месте. Самый просто и неточный способ определить нужный датчик температуры редуктора, это завести машину на холодную и проследить как меняется температура ОЖ на панели приборов в салоне, сравнивая показания температуры редуктора в программе (справа оранжевое Редуктор) при выборе того или иного датчика. Тут есть одна засад: приборка показывает температуру ОЖ больше 60°, т.е. самое интересное — настоящую температуру переключения с бензина на газ вы не зафиксируете. Почему метод не точный и лучше так не делать? Таким методом я выбрал датчик, который вроде бы подходил. Но оказалось, что температуру ниже 50-60° он определял не правильно и зимой машина тупила при переходе на газ, при том что «Мин. температура газа» была выставлена аж 55°. Способ второй и правильный – воспользоваться для определения температуры ОЖ бортовым компьютером, OBD сканером и т.п. Собственно приобретение OBD2 ELM327 на алиэкспресс и решило проблему с выбором правильного датчика. Им оказался, как ни странно, тот что помечен «стандарт». Следует понимать, что редуктор прогревается медленнее чем ОЖ, отставание может быть 5-10° в зависимости от окружающего воздуха. При переходе на газ на ХХ температура редуктора будет меньше приблизительно на 2-5° чем ОЖ.
Датчик температуры газа определить проще: прогреваем машину так, что бы показания Газ (в программе справа бордовое) были 40-45°. Выходим из машины, и беремся рукой за газовый шланг, который идет к форсункам. Теплое? Значит где то около 40°. Нужный датчик находится быстро, потому как неподходящие врут сильно. У меня им оказался опять таки «стандарт».
Третье окно
Переходим во вкладку «Автонастройка» и нажимаем «Старт»
К: Автокалибровку рекомендую производить на хорошо прогретом двигателе: когда температура редуктора, газа (шлангов ведущих к форсункам) и подкапотного пространства установиться на постоянном, рабочем значении. После автокалибровки стоит сохранить настройки (вкладка Параметры автомобиля — Сохранить). Пригодиться. Желание вручню подредактировать карту очень навязчиво, а результат не очевиден.
Система начнет автоматическую настройку, как только автомобиль будет прогрет до 50°. Посте старта, необходимо подождать некоторое время пока калибровка не будет завершена. Как правило это занимает до 2 минут. В случае если настройка длится более двух минут, скорее всего, это говорит о том, что есть какие-то неполадки в системе зажигания, либо неправильно подобранно или установлено оборудование. Стоит отметить, что для корректной работы гбо, такие элементы системы зажигания автомобиля как свечи, провода, катушки, должны быть в идеальном состоянии. Если эти узлы «прошли» более 70% своего ресурса, их рекомендовано заменить.
После того как автонастройка будет закончена переходим во вкладку «Карта»
Четвертое окно
Графическая карта будет выглядеть примерно следующим образом.
Важно чтобы, график располагался в диапазоне коэффициента между 1.1 – 1.6.
Такой график говорит о том, что при подборе оборудования и его монтаже, не было допущено никаких ошибок. Ведь форсунки и редуктор подбираются исходя из мощности вашего двигателя. Скажем у вас KIA Ceed, с объемом двигателя 1.6 см3 и мощностью 122 лошадиных силы. Следовательно, выбирать редуктор и форсунки стоит, опираясь на эти параметры. На такой автомобиль вполне подойдет редуктор Tomasetto Alaska AT09 мощностью до 136 л.с. и форсунки Hana 2000 red – работают в диапазоне от 26 до 39 л.с. на один цилиндр. Так же можно устанавливать универсальные форсунки типа Valtek type 30. В комплекте с ними поставляют жиклеры с заводским диаметром дюз 1.5 мм. Мастер при монтаже рассверливает их до необходимого размера.
По аналогии, подбирается оборудование на любой другой автомобиль.
Но что делать, если график находится за пределами этих значений? Причин может быть несколько. Но мы рассмотрим три основных.
1. Неправильно выставлено рабочее давление редуктора.
2. Неправильно подобраны форсунки либо неправильно были рассверлены жиклеры.
3. Первый и второй варианты одновременно.
Как исправить?
Настраиваем рабочее давление редуктора.
В качестве примера, за основу возьмем все тот же редуктор Tomasetto Alaska AT09. Рабочее давление редуктора, рекомендовано выставлять на уровне от 1 до 1,35 атмосфер. Регулируется оно с помощью винта, который находится прямо по центру редуктора. Впрочем, практически во всех редукторах регулировка давления происходит таким же образом.
Если графическая карта находится выше коэффициента 1,6, то давление в редукторе нужно увеличить. При помощи шестигранника проворачиваете винт в сторону увеличения давления. Изменение значения давления, можно наблюдать в реальном времени, в окне программы автонастроки, во вкладке «карта»
Соответственно, если графическая карта ниже коэффициента 1,1, то давление в редукторе нужно уменьшить.
Правильно выбираем форсунки:
Как уже было сказано выше, форсунки подбираются исходя из мощности вашего двигателя. Если регулировки давления редуктора, недостаточно для того, чтобы график оказался в нужном нам диапазоне, то необходимо увеличить либо уменьшить диаметр дюз форсунок. В нашем случае мы рассматривали форсунки Hana 2000 Red. Заводом изготовителем, предусмотрено всего четыре варианта, и подбираются они по специальной таблице. Поэтому ошибиться с выбором сложно.
Что касается форсунок, жиклеры которых, при монтаже рассверливаются, то тут, нет стандартных правил. Каждый мастер делает это по-своему, основываясь на своем опыте. Но в любом случае, сразу, лучше сильно не рассверливать. При необходимости диаметр можно всегда увеличить, а вот уменьшить не так-то просто.
Итак, если наш график находится выше коэффициента 1,6 и путем увеличения давления в редукторе мы не можем добиться желаемого результата, то необходимо заменить форсунки на более мощные либо увеличить диаметр жиклера. Если ниже коэффициента 1,1, то наоборот.
Особенности эксплуатации и обслуживания ГБО
Эксплуатация ГБО – чрезвычайно важный вопрос, ведь в последние годы все больше и больше автолюбителей делают свой выбор не в пользу постоянно дорожающего бензина, а в пользу более экономичного «летучего» топлива. Особенно это актуально для тех, чья профессия связана с постоянными разъездами на личном автотранспорте. Плюсы установки и эксплуатации газового оборудования всем давно известны. Безусловно, важнейшим среди них является низкая стоимость топлива, и, как следствие, существенная экономия средств . Например при расходе топлива 10 литров на 100 километров цена 1 км на бензине равна 3.82 рубля . При расходе газа 12 л на 100 км цена 1 км на газе равна 1.86 рублей (экономия 1.96 рубля на 1 км пути). Расчет взят из стоимости АИ92 Лукойл 38.2 рублей/литр, Пропан-бутан ТПК-ГАЗ 15.5 рублей/литр. Однако, есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
Заправка газовых баллонов
Удивительно, но далеко не все осведомлены о том, что баллон категорически нельзя заправлять более чем на 80%. И дело не только в том, что оставшиеся 20% емкости служат для создания давления при подачи газа в двигатель, а в том, что это, в принципе, небезопасно. При избыточной заправке и нагреве баллона , (к примеру заезд на станцию СТО в зимнее время, или летом после полной заправки и постановки автомобиля на стоянку), газ в баллоне расширяется, создается избыточное давление. Если в баллоне установлена запорная арматура класса А, то избыток газа стравливается наружу автомобиля и при наличии искры возможен пожар, если же установлена арматура класса Б, то это чревато деформацией баллона и его взрывом.
ГБО несколько снижает мощность двигателя
Мощность действительно будет несколько ниже, главными причинами этого выступают пониженная температура рабочего цикла, пониженное давление в цилиндрах двигателя, и меньшая, по сравнению с бензином наполняемость камеры сгорания двигателя. Однако, как показывает практика, снижение мощности не настолько ощутимо, в то время как ресурс двигателя, за счет исчезновения нагара повышается. Также намного дольше (до 50%) начинает «ходить» моторное масло что также влечет за собой некоторую экономию. Автомобильная автоматическая газовая система работает следующим образом: запуск в штатном режиме на бензине, и при достижении рабочей температуры — переключение на газ . Обратное переключение газ – бензин происходит мгновенно , при понижении давления газа до критического, что сказывается на безопасности эксплуатации автомобиля. Также, при отказе бензиновой части топливной системы авто (закончился бензин, отказал бензонасос) автомобиль можно принудительно запустить на газе.
Безопасность
Даже самые надежные марки ГБО относятся к категории оборудования повышенной взрывоопасности. Однако, не стоит пугаться: если вы все делаете правильно, вероятность аварии нулевая. Просто соблюдайте нехитрые требования.
- Проверяйте каждый месяц, насколько хорошо зафиксирован баллон.
- Если вы почувствовали запах газа немедленно остановитесь и заглушите мотор. Перекроите вентиль на баллоне. Не пытайтесь (и такое, как ни странно случается) подсветить себе спичками или зажигалкой во время поиска утечки.
- Не пытайтесь устранить утечку самостоятельно.
- Если вы попали в ДТП, немедленно остановите подачу газа в двигатель. Перекройте вентиль на баллоне.
- Всегда полностью закрывайте вентиль на баллоне перед долгой стоянкой.
- Оставляйте автомобиль на открытой стоянке.
- При заезде в закрытый бокс, убедитесь , что в баллоне менее 80% газа, перекройте вентиль на баллоне, выработайте остатки газа в магистрали на холостом ходе. Поставьте автомобиль на стоянку.
Обслуживание ГБО
Обслуживание газового оборудования – это обязательная процедура, которую необходимо проходить с определенной периодичностью. Регулярное техническое обслуживание ГБО должно производиться каждые 10000 км пробега или 1 раз в год. Техническое обслуживание ГБО 4 поколения включает в себя замену фильтров газового клапана и паровой фазы, проверку механических креплений элементов системы, проверку на герметичность и проверку качества состава топливо-воздушной смеси. Поскольку ГБО – это достаточно тонкая и сложная система, пренебрегать диагностикой и сервисным обслуживанием нельзя. Если вас интересует обслуживание ГБО 4 поколения или какого-либо другого поколения, вы всегда можете обратиться в нашу компанию за помощью.
Источник https://car.ru/news/automobili/102142-kak-obsluzhivat-avtomobil-s-gbo/
Источник https://www.drive2.ru/b/481832934400065737/
Источник https://drim-gaz.ru/osobennosti-ekspluatacii-gbo