Можно ли устанавливать фару-люстру на крышу автомобиля и узаконить? Какой штраф?
Требования законодательства России к внешним световым приборам в 2022 году довольно жёсткие. И особенно это касается дополнительных факультативных источников света. В этой статье мы рассмотрим, можно ли установить так называемую «люстру» на крышу машины, возможно ли использование её на обычных легковых автомобилях, внедорожниках и грузовиках. Также выясним, какой размер штрафа как за установку люстры, так и за включение. И, главное, можно ли и как узаконить такой дополнительный световой прибор. Давайте обо всём по порядку!
Можно ли ставить люстру на крышу авто в 2022 году?
И дело здесь не в прямом запрете законодательства установки именно такого типа источника света, как светодиодная или иная фара-люстра и именно на крышу автомобиля, а в общих требованиях к внешним световым приборам, которые и устанавливают такой запрет
Но нам нужно уяснить для себя несколько тонкостей для дальнейшего понимания двух противоправных действий:
- можно ли установить на крышу машины фару-люстру,
- и разрешено ли её использовать (включать) во время движения, остановки и стоянки и в иных случаях.
Прежде всего, требуется понимание, что такое фара-люстра с точки зрения законодательства 2022 года. Разумеется, такого термина ни в одном законе вы не найдёте. Зато найдёте «внешние световые приборы», которыми обильно оперируют ПДД, но определения которых в Правилах тоже нет. Зато есть в Техническом регламенте.
И, согласно последнему, внешние световые приборы (далее – «ВСП») – это любые устройства, которые освещают что-то снаружи транспортного средства, дорогу или номерной знак, либо сигнализирующие о чём-то (поворотники, фонарь заднего хода).
Идём далее. Также Техрегламент определяет компонент автомобиля как любую составную его часть, которая поставляется на сборочное производства.
И, наконец, третье – изменение конструкции транспортного средства. Это установка компонентов, которые не предусмотрены заводом-изготовителем, либо, наоборот, удаление предусмотренных.
Понимаете, да, к чему мы клоним.
Что говорят ПДД?
Так вот, если люстра у нас является ВСП, то к ней применяются положения раздела 3 Перечня неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль. Этот нормативно-правовой акт является приложением к Правилам дорожного движения. И самый первый пункт здесь содержит такую неисправность, как несоответствие количества световых приборов конструкции:
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
То есть в нашем случае при установке светодиодной балки на крышу нарушается сразу два требования Перечня:
- количество – ВСП становится на один больше ввиду поставленной и подключённой люстры,
- расположение – так как такая фара не предусмотрена конструктивно в машине, то и её расположение на крыше не предусмотрено.
Но обратите внимание, что речь идёт именно о несоответствии конструкции. Таким образом, если в вашем автомобиле (чаще всего внедорожниках и грузовиках – но это очень редко) конструктивно заводом-изготовителем предусмотрена такая люстра, то здесь нарушения нет. Главное, чтобы в ней использовался предусмотренный в «стоке» типа ламп (галогеновый для галогеновых, и светодиодный для светодиодных и так далее). Однако, отметим, что таких транспортных средств с «родными» диодными балками на крыше – единицы, и зачастую это специализированные автомобили.
Что требует Технический регламент?
И, наконец, ещё один важный документ, регулирующий комплектность и конструкцию транспортных средств – Технический регламент. Он регулирует, в основном, требования по сборке новых автомобилей. Но его Приложение №8 содержит требования для авто, уже находящихся в эксплуатации.
Заглянем в раздел 3 данного Приложения, регулирующий требования как раз к внешним световым приборам. И здесь мы увидим, что:
- снова количество и расположение ВСП должны соответствовать конструкции (пункт 3.1),
- однако, допускается монтаж дополнительных источников света, если это соответствует требованиям этого же регламента, а также Правилам ЕЭК ООН,
- таблица возможных факультативных ВСП при этом вообще не содержит возможности установки люстры на крышу – здесь упоминается лишь фара-прожектор, и это несколько иное,
- запрещено во всех случаях устанавливать свет, который может мигать (пункт 3.3).
Таким образом, если конструкцией вашей машины не предусмотрена фара-люстра на крыше, то как ПДД, так и Техрегламент запрещают её установку.
В частности, конструкцией изначально не предусмотрены такие люстры для таких автомобилей, как УАЗ, Нива, Renault Duster, LC 200, на Газель, а также на подавляющее большинство внедорожников, грузовиков и фур.
Разрешается ли использование?
Ответ на данный вопрос раскрывается из предыдущего. Если установка люстры наверх автомобиля запрещена в принципе в вашем случае, то и включение её также не разрешается.
Однако, в ситуации конкретно с использованием фары-люстры добавляются и другие предписания законодательства. В частности, тот же раздел 3 Перечня неисправностей требует, чтобы:
- фара-люстра, которая освещает дорогу впереди, не светила никаким светом, кроме белого, оранжевого или жёлтого цвета (пункт 3.6),
- не нарушался ГОСТ по регулировке фары,
- световой прибор работал в установленном режиме и не был загрязнён,
- лампы соответствовали типу люстры: галогеновые для соответствующей маркировки фары, светодиодные для диодного устройства и ксеноновые для именно ксеноновой фары.
И именно за эти тонкости может зависеть и размер штрафа ГИБДД, который может быть назначен. Об этом и поговорим ниже.
Сколько штраф за фару-люстру?
Есть несколько мер ответственности в нашем случае, и зависят они от конкретных обстоятельств нарушения. Но главным образом, от того, есть ли нарушение только установки люстры на крыше машины, или же дополнительно допущены нарушения по использованию её в движении.
Штраф и аннулирование регистрации за установку
Итак, начнём с одного из самых жёстких мер ответственности, которую многие автолюбители и даже эксперты считают не совсем законной. И здесь подразумевается 2 вида мер воздействия на нарушителя, один из которых истекает из другого по возможности применения.
Если фара-люстра на крыше вашего автомобиля не предусмотрена конструкцией и установлена без официальной процедуры внесения изменений в конструкцию, то в этом случае нарушается пункт 7.18 Перечня неисправностей. И за это предусмотрена общая норма наказания по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ с санкцией в виде штрафа 500 рублей, а в редких случаях – вынесения административного предупреждения. Однако, на практике, при несанкционированных изменениях конструкции ГИБДД могут прекратить регистрацию автомобиля.
Как это происходит:
- вас останавливает на дороге инспектор ДПС,
- устанавливает (органолептически – то есть визуально) наличие нарушения пункта 7.18 Перечня, так как видит на крыше вашего авто фару-люстру, а свидетельстве о регистрации не видит отметки о внесённых в конструкцию изменениях,
- выписывает постановление по части 1 статьи 12.5 КоАП,
- и составляет (может даже уже в ваше отсутствие, когда вы уедете с постановлением) рапорт начальству,
- последнее передаёт материалы дела в регистрационное подразделение ГАИ,
- и те предлагают вам приехать в течение 10 дней, к примеру, на осмотр с исправленным нарушением (то есть снятой балкой со светом) – отправляют вам соответствующее письмо по адресу регистрации,
- если вы не приедете, то вам придёт ещё одно письмо – уже об аннулировании регистрации вашего автомобиля.
После этого вам придётся заново ставить на учёт машину, аналогично предоставив её на осмотр. Если вы приедете с люстрой на крыше, то его ваша машина не пройдёт.
Ещё один существенный минус последнего пункта выше – если у вас были красивые номера, то они также прекращают свою регистрацию за вашим автомобилем. Придётся получать новые.
А теперь о законности аннулирования учёта авто. На самом деле, вопрос этот спорный. Однако, такая возможность для ГИБДД даётся симбиозом нескольких статей Федерального закона О регистрации транспортных средств. Одна из них говорит, что не подлежат постановке на учёт автомобили, конструкция которых не соответствует требованиям законодательства 2022 года. Вторая – что даже уже зарегистрированный автомобиль при обнаружении такого несоответствия подлежит прекращению регистрации.
Штраф ГИБДД за использование люстры
В КоАП РФ есть специальная статья, предусматривающая ответственность за нарушения прав пользования световыми приборами – 12.20. Размер наказания по ней такой же – 500 рублей штрафа либо предупреждение.
Однако, в нашем случае она не применима, так как нарушения правил использования люстрой нет. То есть дело здесь в том, что не нарушен ни один пункт ПДД, регламентирующий, как пользоваться фарами. То есть статья 12.20 КоАП РФ не про установку неположенных по закону ВСП, а о нарушении правил использования уже имеющихся (например, невключение ближнего света фар в тёмное время суток).
Лишение водительских прав за незаконный испускаемый цвет
Но есть всё же одно отдельное наказание за использование люстры при езде на автомобиле.
При нарушении любого из пунктов раздела 3 Перечня неисправностей водителя ждёт всё тот же штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП, кроме одного.
Если ваша фара-люстра светит вперёд красным цветом, то такое нарушение ПДД будет квалифицировано уже по части 3 статьи 12.5. И санкция здесь применяются сразу две:
- лишение прав на срок от полугода до года,
- конфискация люстры – то есть безвозвратный отъём у вас данного светового прибора прямо на дороге.
Можно ли узаконить люстру и как?
Но самое главное – если установка конкретного компонента, не предусмотренного конструктивно, не запрещена прямо в Техрегламенте (как, например, с катализатором), то его возможно поставить. Но не всё так просто. Для этого в регламенте предусмотрена возможность внесения изменений в конструкцию. И это отдельная дорогостоящая и затратная по времени процедура. Требования к ней описаны в разделе 4.
Обратите внимание, несмотря на то, что количество и расположение чётко регулируются Техрегламентом, он предписывает эти требования относительно конструкции транспортного средства. А раз конструкцию можно изменить, то можно изменить и предусмотренное этой конструкцией количество и расположение ВСП. И это хорошая новость.
А плохая заключается в том, что для этого потребуется проверка соответствия с получением соответствующего сертификата. И порядок этой процедуры примерно следующий:
Дополнительные световые приборы в 2021 году, законность установки, техрегламент
И так, ехал с работы 25.09.21 года, остановил инспектор ГИБДД, предъявителя документы, я ему говорю, на каком оснований, инспектор: я хочу их увидеть. Я: на какую норму закона вы опираетесь. Он: я хочу видеть, я же инспектор. Слово за слово, решил оформить меня за отсутствие ремней безопасности на заднем сидении, которые присутствовали. В общей сложности остановил и пригласил понятых для составления нарушения, но не тут то было, а ремни то на месте. Обиделся инспектор, и затаил злобу, сел в своё авто и написал мне протокол и постановление по п. 7.18 пдд и п.2.3.1 пдд тем самым подвел под статью части 1 ст.12.5, где я совершил нарушение, , управлял автомобилем с изменений конструкцией где без соответствующего разрешения ГИБДД внесено изменения: а именно установленные внешние средства оборудования на крыше автомобиля и переднем бампере. Найдя в интернете гостехрегламент ГОСТ 8769-57 где разрешается установка птф на передней части автомобиля, а вот про доп фары в количестве двух штук я не нашёл там. Есть ли в РФ какой то другой регламент разрешающий установку дополнительных фар на багажник без регистрации в ГИБДД?
Volkswagen Transporter 1995, двигатель дизельный 1.9 л., 68 л. с., передний привод, механическая коробка передач — другое
Комментарии 23
Да и правильно инспектор сделал. Не в обиду, но вся эта светомузыка колхозная имеет только одну функцию — слепить встречку. Т.к. верхнии фонарики слишком высоко чтоб светить на дорогу водителю, они будут только в глаза светить людям. И типа туманки стоят высоко, почти на уровне фар и в кучку, кой смысл от них в тумане? Тоже тупо слепилка. Туманки должны стоять вот в тех заглушках в бампере, одно из них возле петли буксировочной. Штатных фар галогенок для освещения дороги более чем хватает, мне так точно. (Тэчик мультик у меня, на драйв лень выставлять) Автор уважь других водителей вокруг, сними все это, купи нормальные туманки штатные и поставь в бампер. Ни один инспектор не пристанет.
Братан, старые туманки штатные на эти авто не о чем, стояли до этого жёлтые противотуманки светили так себе как подсветка, верхние prolitovskie имеют узкую границу они не слепят это не Китай а Америка, туманки на бампере настроенные на подсвет перед авто, тоже не слепят, есть у меня фото как они светят, а так надо линзы ставить в фары 3 дюймовый и будет счастье и птф линзованные с настоойками
для чего на старте были все вот эти «на каком основании… какая норма закона…» при обычной остановке для проверки доков?
146%, что если б просто доки показал и был без выхлопа — уехал бы спокойно дальше через минуту по своим делам без всяких постановлений
не видишь что ли, борцун на всю голову.
для чего на старте были все вот эти «на каком основании… какая норма закона…» при обычной остановке для проверки доков?
146%, что если б просто доки показал и был без выхлопа — уехал бы спокойно дальше через минуту по своим делам без всяких постановлений
Поддерживаю. Всегда открываю окно и бью первым на опережение- документы, страховку надо? И всё Порой честно скажут-ловим бухих, так для вида доки возьмут, помнут и обратно возвращают.
Снимаю штанишки, наклоняюсь, смазку достаю…
Как же вы не нашли то?
В РФ все нормировано ГОСТ 8769 от 75-года.
По сути:
-фар ближнего света должно быть не больше не меньше 2-х.
-фар дальнего — не менее 2-х и не более 4-х
-ПТФ не более 2-х!
(Естественно текст устарел дико и, например, матричных светодиодных фар не затрагивает, как и лазерных…)
что касается мест установки — опять же все картинки есть в ГОСТ
Для не терпеливых выдержка:
2. Количество, расположение, цвет, углы видимости
2.1. Фары дальнего света
2.1.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должно быть установлено не менее двух и не более четырех фар дальнего света.
Общее число фар должно быть четным.
2.1.2. Сила света всех фар дальнего света, горящих одновременно, не должна превышать 225000 кд.
2.1.3. Внешний край светового отверстия фары дальнего света должен быть расположен не ближе к плоскости бокового габарита транспортного средства, чем внешний край светового отверстия фары ближнего света.
2.1.4. Установка фар дальнего света не обязательна на транспортных средствах, расчетная максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч.
2.1.5. Фары дальнего света должны излучать белый свет. Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
2.2. Фары ближнего света
2.2.1. На каждом транспортном средстве, кроме прицепов и полуприцепов, должны быть установлены две фары ближнего света.
2.2.2. Расположение фар ближнего света на транспортном средстве должно соответствовать указанному на черт.1.
2.3. Противотуманные фары
2.3.1. На каждом механическом транспортном средстве допускается установка спереди двух противотуманных фар. Для туристских и горных автобусов установка противотуманных фар обязательна.
Если на крыше фары ближнего света, они под запретом, у вас уже есть две штатные фары. Если они дальнего света — в вашем случае можно, поскольку штатных у вас тоже две, а разрешено до 4х. Итого:
2 ближнего, 4 дальнего, 2 птф. Это максимум.
Можно ли устанавливать дополнительные фары на крышу или бампер автомобиля?
В российских реалиях суровой погоды, отсутствия разметки и нечищенных дорог нередко возникает потребность в дополнительном источнике света. Мы уже знаем, что более яркие ксеноновые или светодиодные лампы законодательством 2022 года запрещены. Но что, если поставить дополнительные фары на капот, крышу, бампер или решётку радиатора автомобиля. Разрешено ли сегодня дооборудовать машину таким образом и чем это может грозить, лишением прав, штрафом? Давайте всё это выясним по порядку!
Можно ли установить доп фары по ПДД?
Нет, нельзя. Это, к сожалению или счастью, по состоянию на 2022 год запрещено сразу двумя нормативно-правовыми актами:
- Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации (Приложение к ПДД), пункт 3.1 которых указывает, что запрещается езда на автомобиле, если, в частности, количество световых приборов не соответствует его конструкции,
- Техническим регламентом О безопасности колёсных ТС, который также предписывает, что количество фар должно соответствовать заявленному изготовителем.
Таким образом, размещать дополнительные фары, каким бы источником света они не обладали – родным галогеновым или же ксеноновым или светодиодным – запрещено.
Можно ли внести изменения в конструкцию официально?
Но ряд тюнинговых и других доработок, как мы знаем, можно зарегистрировать официально в ГИБДД. Например, можно узаконить газобаллонное оборудование или установить дополнительно фаркоп на машину. Можно ли аналогично поставить доп фары как источники освещения и внести изменения в ГАИ? Нет!
Дело в том, что такие изменения просто не допустимы, потому как регламент напрямую запрещает установку дополнительных основных источников освещения. И это касается как ближнего дальнего света фар, так и противотуманных огней.
Но есть в Техрегламенте такой термин, как «факультативный источник освещения«. Для них также есть свои требования, и, увы, никаких дополнительных фар на легковых автомобилях этим правовым актом не предусмотрено.
Допфары можно установить только на транспортные средства категории N3, а к ним относятся исключительно грузовики массой свыше 12 тонн. А легковые авто относятся к категории M (M1).
Таким образом, даже если вы запланируете зарегистрировать изменение конструкции, установив факультативно фары, помимо заводских, то, помимо дорогостоящей формальной процедуры таких изменений, включая прохождение дополнительных экспертиз и испытаний на соответствие безопасности, в конечном итоге в учёте вам откажут.
Но здесь речь идёт именно о стандартных конструктивно фарах, который чаще всего ставят на бампер или в решётку радиатора автомобиля. А есть в регламенте и ещё один отдельный термин – «фара-прожектор».
Прожектор на крышу
Допускается установка такого устройства на автомобиль только в том случае, если он предусмотрен конструкцией. Об этом прямо говорят те же требования к факультативным источникам света.
Противотуманки, если их не было
Другой вопрос, если у вас автомобиль штатно выпускался без противотуманных фар, но вы решили их дополнительно установить. Здесь ситуация двоякая:
- если на вашу модель автомобиля всё же есть модификации, которые оборудуются ПТФ, то в данном случае это не является изменением конструкции, к тому же, если вы поставите именно штатные «противотуманки» на предусмотренные места вместо заглушек, то вряд ли инспектор на дороге это заметит,
- если же штатно «туманки» вообще не устанавливались на вашу машину, то, увы, оборудовав ими её, вы формально меняете конструкцию, так как заводом-изготовилетем они не предусматривались, со всеми вытекающими последствиями, о которых мы и поговорим ниже.
Чем грозит?
На самом деле, возможных на практике 2022 года наказания целых 3:
- штраф 500 рублей за незарегистрированные в ГИБДД изменения в виде установленных доп фар,
- лишение прав на срок от полугода до года за несоответствие режима работы световых приборов,
- аннулирование регистрации машины.
Но только 2 из этих мер ответственности за такое нарушение законны. Но давайте обо всём по порядку.
Штраф
Он предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП, которая прямо ссылается на Основные положения ПДД. А, так как мы выше выяснили, что, устанавливая дополнительные огни на машину, количество световых приборов не соответствует конструкции, то, увы, штраф может грозить нам вполне законно.
Лишение прав
И это как раз незаконное наказание. Дело в том, что также незаконно в 2022 году по части 3 статьи 12.5 привлекают водителей, у которых в галогеновые фары установлены LED-лампы или ксенон, как за нарушение режима работы световых приборов.
Аналогично суды могут постановить и с дополнительными фарами – если стоят не предусмотренные конструкцией огни, то режим работы нарушен. Для многих автолюбителей это может показаться абсурдным умозаключением. Тем не менее, также абсурдно это звучит и по отношению к ксенону, потому как режим работы по тому же регламенту может быть проблесковым или постоянным, и к типу источника света никак не относится. А потому на практике может быть всё что угодно.
Впрочем, недавнее Постановления Верховного суда прямо запретило лишать прав «ксенонщиков» по этой норме ответственности. А потому и за допфары применение этой санкции, хотя и возможно, но маловероятно.
Если фары мигают
Другое дело, если вы установили не просто дополнительные источники света, а такие, которые моргают. В этом случае вас уже могут лишить прав – опять же не совсем законно.
Почему незаконно? Потому что в данном случае часть 3 статьи 12.5 предусматривает ответственность за нарушенный режим работы световых приборов и не соответствующий Основным положениям цвет их огней. Обратите внимание, и в официальной трактовке санкции эти 2 условия также скреплены союзом «и». То есть оба условия должны выполняться одновременно. В вашем же случае, если фары светят белым, жёлтым или оранжевым цветом, то это разрешается ПДД, просто нарушен режим работы.
Но здесь также может примениться и норма части 4 этой же статьи, предусматривающая лишение прав на срок от года до полутора лет с конфискацией допфар за управление автомобилем, на котором установлены устройства для подачи специальных световых сигналов. А за использование таких фар в движении применяется часть 5 со сроком лишения до 2 лет.
Прекращение регистрации автомобиля
А вот эта угроза уже реальна и, главное, в 2022 году вполне законна.
Многие автовладельцы знают, что в случае обнаружения незарегистрированных изменений в конструкцию авто поставить на учёт ГИБДД такую машину будет нельзя – вам в соответствии с законодательством откажут в регистрационных действиях.
Но не все знают, что при выявлении таких же оснований уже стоящее на учёте ГАИ транспортное средство подлежит аннулированию регистрации.
На практике такое происходит следующим образом:
- вас на дороге останавливает инспектор ДПС и требует документы для проверки,
- он чаще всего сразу видит, что на вашем автомобиле установлены дополнительные фары, которые с завода не предусмотрены
- смотрит в свидетельство о регистрации и не видит там отметки о зарегистрированном изменении конструкции,
- на основании этого выписывает вам штраф 500 рублей и составляет рапорт, который далее направляет своему начальнику,
- начальник уже рассматривает дело и принимает решение о принудительном прекращении регистрации,
- вы, в свою очередь, узнаете о таком решении, получив по адресу регистрации соответствующее письмо,
- восстановить учёт вы сможете, только приехав в ГИБДД и показав автомобиль с устранённым нарушением – то есть снятыми доп фарами.
А если вы будете продолжать ездить на машине, у которой прекращена регистрация – даже со снятыми фарами, то при следующей остановке сотрудником ГИБДД вас ждёт уже изъятие госномеров и СТС и перемещение автомобиля на спецстоянку. Далее вам придётся заплатить ещё и пошлину за выдачу новых номеров.
Важное замечание!
- В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.
или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).
Источник https://autotonkosti.ru/q/mozhno-li-ustanavlivat-faru-lyustru-na-kryshu-avtomobilya-i-uzakonit
Источник https://www.drive2.ru/l/599551322194192932/
Источник https://tonkostipdd.ru/pdd/mozhno-li-ustanavlivat-dopolnitelnye-fary-na-kryshu-ili-bamper