Как правильно ездить на вариаторе, чтобы его быстро не угробить – простые правила | Автоютуб

Как правильно ездить на вариаторе (CVT) и что он из себя представляет

Автоматическая коробка передач становится все более популярной не только за рубежом, но и в городах России. При этом стоит отметить, что каждая модель автоматической коробки передач имеет собственные отличия, преимущества и недостатки. Поэтому не стоит делать вывод, что отсутствие педали сцепления говорит о том, что все автоматы абсолютно одинаковые.

Виды АКПП

Существует три основные группы автоматических коробок передач:

  1. Гидромеханические. Такие модели появились одними из первых, и поэтому зачастую их называют классическими АКПП.
  2. Вариаторы CVT. Отдельный тип автоматических коробок, имеющий свои особенности.
  3. Роботизированные. Представляют собой механические коробки передач.

При этом удивителен тот факт, что далеко не каждый владелец авто способен заметить разницу между представленными вариантами. Однако определиться с тем, какая именно коробка передач установлена в автомобиле, получается в процессе его эксплуатации.

Отдельное внимание стоит уделить вариаторам, так как они имеют ряд особенностей, на которые водителю нужно обратить внимание. При прочтении этой статьи можно узнать, как ездить на вариаторе и что учитывать в процессе эксплуатации автомобиля с такой КПП.

Что представляет собой вариатор и как на нем ездить?

Прежде всего, необходимо разобраться, что представляет собой вариатор. Данный вид автоматической коробки передач является бесступенчатой автоматической трансмиссией. Уже этот факт значительно отличает вариаторы от стандартных аналогов.

Дело в том, что в вариаторе переключение скоростей происходит не резко, а плавно и без каких-либо задержек. Благодаря данной особенности водителю становится проще управлять автомобилем. Транспортное средство достаточно быстро разгоняется, и при этом машина движется без рывков.

Еще одна особенность вариатора заключается в экономии топлива. Также, если сравнивать CVT с обычной АКПП, то первый вариант более рационально распределит нагрузку на ДВС и трансмиссию, что приводит к увеличению срока службы силового агрегата.

Однако не стоит думать, что этот тип идеален, и лучше предпочесть его классической автоматической коробки передач. Это далеко не так. Основная причина заключается в низкой ремонтопригодности вариаторов, а также в высокой стоимости их обслуживания.

Помимо прочего, в процессе эксплуатации CVT необходимо учитывать огромное количество ограничений – это ответ на вопрос «Как правильно ездить на вариаторе?» Дополнительно стоит отметить, что вариаторы хуже остальных переносят крутящий момент и считаются практически неподготовленными к большим нагрузкам. Поэтому владельцам автомобилей с данной коробкой передач рекомендуется стартовать плавно, постепенно поднимая обороты.

Если же проигнорировать перечисленные выше требования и рекомендации, вариатор мгновенно выйдет из строя, а на его ремонт придется потратить огромные средства.

Дополнительные недостатки

То, о чем говорилось выше, не единственная проблема, которая может возникнуть в процессе эксплуатации рассматриваемой коробки передач. Среди дополнительных недостатков можно отметить еще несколько.

Прогрев

Вариатор требует обязательного прогрева в холодное время года. Дело в том, что данная коробка передач очень чувствительна к смазке, и при любых понижениях температуры масло хуже распределяется внутри агрегата, вызывая возникновение неисправности.

При этом стоит отметить, что для данного типа стандартный прогрев коробки передач не подойдет, так как агрегат заметно отличается по своей конструкции от гидромеханического автомата. Чтобы прогреть вариатор потребуется сначала прогреть ДВС и включить режим N буквально на несколько секунд. Эти действия приведут к прогреву гидромуфты.

Только после этого можно потихоньку приступать к движению, избегая больших нагрузок на агрегат. Нерадостной новостью для владельцев вариаторов станет то, что в случае опускания температуры ниже 30 градусов по Цельсию от поездок на автомобиле с подобной коробкой передач лучше отказаться. Этот момент стоит учитывать тем, кто хочет знать, как работает коробка вариатор.

Страх пробуксовок

Проблема, связанная со страхом вариатора перед пробуксовками и повышенными нагрузками, не позволяет поставить автомобиль с такой коробкой в ряд внедорожников, готовых к суровым условиям загородных дорог.

CVT вряд ли поможет справиться с застрявшим в грязи автомобилем, а также абсолютно не выдержит буксировку прицепов, которые обычно рассчитаны на перевозку габаритных и весомых грузов.

Если говорить более понятным языком, то на автомобиле с коробкой передач CVT не рекомендуется покидать пределы города, а также стараться избегать использования прицепов. В редких случаях автомобиль способен осуществить буксировку прицепа, если вес груза не превышает допустимых показателей. Однако в подобной ситуации ограничениями также станут скорость транспортного средства и расстояние, на которое дозволено перевезти груз.

В ситуациях, когда автомобиль с вариатором застревает в грязи или снегу, от самостоятельных попыток выехать можно отказаться. Любая попытка переключить селектор в режим «раскачивания» авто приведет к возникновению неисправности в конструкции транспортного средства.

Обслуживание

Отдельное внимание стоит посвятить обслуживанию вариатора. Этот процесс потребует регулярной проверки масла, а именно – его:

При этом очень важно учитывать, что при необходимости заливать можно только проверенные и зарекомендовавшие себя продукты. В противном случае вариатор мгновенно выйдет из строя.

Нетрудно догадаться, что масло для CVT – особое. Данный продукт должен обеспечивать смазку взаимодействующих друг с другом поверхностей, а также предотвращать возможное проскальзывание элементов.

Часто менять масло не рекомендуется. Оптимальным вариантом станет замена при прохождении автомобилем около 60 тыс. км. Но это, если верить теории. Если же довериться практике, то лучше менять масло каждые 35 тыс. км пробега авто.

Читать статью  Вариативно оцениваем Renault Kaptur с вариатором — ДРАЙВ

Обслуживание вариатора

Как уже было отмечено, в процессе эксплуатации CVT нередко случаются:

Чтобы своевременно обнаружить неисправность, рекомендуется обращать внимание на поведение коробки передач. Так, например, выход из строя какого-либо датчика может повлечь за собой перевод вариатора в аварийный режим, что уже должно стать тревожным сигналом.

В этом случае водителю рекомендуется как можно быстрее устранить неисправность. Игнорирование возникшей проблемы и дальнейшая эксплуатация транспортного средства приведут к поломке ремня вариатора и других элементов конструкции. Именно поэтому важно разбираться с тем, как работает вариатор на автомобиле.

Таким образом, понятно, что любые обнаруженные отклонения от нормы требуют непременной реакции владельца авто. Если вовремя не устранить причину возникшей неисправности, можно столкнуться с затрудненной работой вариатора и его дальнейшей поломкой.

Итоги

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что вариатор позволяет сделать поездку на транспортном средстве комфортной, а также экономит топливо, рассматриваемая коробка передач обладает существенными недостатками.

Так, владельцу авто с рассматриваемой коробкой передач стоит учесть, что агрегат не способен выдержать большие нагрузки. Также вариатор не работает в суровых и холодных условиях и абсолютно неэффективен, если речь идет о буксировке транспортного средства.

Использование автомобилей с коробкой CVT подойдет тем, кто не желает покидать пределы города. Эксплуатация авто в черте города по хорошим дорогам не вызовет никаких проблем в работе вариатора, а также позволит продемонстрировать все его хорошие качества. Отсутствие резких стартов, пробуксовок и постоянных обгонов – вот чего стоит придерживаться тем, у кого автомобиль снабжен коробкой CVT.

Наконец, езда на вариаторе потребует регулярного обслуживания данного узла. Владельцу авто с коробкой CVT потребуется постоянно проверять уровень и состояние масла, а также производить регулярную замену.

Если учесть все описанные выше нюансы, принять во внимание требования эксплуатации коробки и постараться сделать так, чтобы автомобиль передвигался в основном по хорошим дорогам, то вариатор CVT прослужит долго и без каких-либо серьезных поломок.

Как правильно ездить на вариаторе, чтобы его быстро не угробить – простые правила

Эта статья в большей степени касается владельцев автомобилей с бесступенчатой коробкой передач. Сегодня разберем, основные ошибки автовладельцев, а точнее факторы, которые приводят к быстрой поломке и дорогостоящему ремонту вариатору. Приведу основные правила эксплуатации вариаторной АКПП.

Основные правила правильной езды на вариаторе или как его быстро не угробить

Перегрев

В CVT-коробке есть два устройства, которые сильно генерируют тепло. От него может выйти из строя вся КПП. Поэтому давайте рассмотрим эти два устройства, почему и в каких условиях они выделяют повышенное тепло.

Гидротрансформатор или пакет фрикционов

Да, в некоторых моделях вариатора между коробкой и двигателем установлен «бублик». Он служит в роли сцепления. Гидротрансформатор первым берет на себя крутящий момент мотора при трогании с места или движения на низких скоростях.

гидротрансформатор в вариаторе автомобиля

В бесступенчатых АКПП гидротрансформатор почти всегда заблокирован. Исключением являются моменты, когда машина движется с маленькой скоростью или стоит на месте. В этот момент «бублик» разблокирован, он начинает проскальзывать, выделяя много тепла.

В некоторых моделях вариаторов вместо гидротрансформатора используется пакет фрикционов. Это тоже сцепление, принцип работы отличается от «бублика», но способность выделять тепло при проскальзывании такая же. Плюс ко всему, они быстрее изнашиваются и выбрасывают фрикционную пыль во время своего износа.

Коробка

Во время работы тепло выделяет сама коробка. Из конструкции вариатора уже известно, что вместо зубчатых шестерён в ней за переключение передач отвечает ремень. Происходит трение между ремнем и шкивами.

Чем меньше диаметр любого из шкивов, тем меньше площадь соприкосновения с ремнем. Уменьшается сцепление, и повышается трение. Это ведет к выделению тепла.

Чтобы не убить вариатор, нужно внимательно следить за системой охлаждения коробки. Проверять на чистоту радиаторы и при необходимости чистить их.

Большая нагрузка

Вы знаете, что на автомобиле с автоматической коробкой передач не рекомендуется буксировать прицепы, другие авто. Езда по глубокой грязи, сопровождаемая пробуксовкой колес, плохо повлияет на состояние КПП.

То же самое относится к CVT-коробке. Только последствия такой эксплуатации будут еще печальнее. Дело в том, что в вариаторе нет шестерен, которые жестко зацепляются друг с другом. Передача крутящего момента осуществляется за счет ременного механизма.

Чем больше передаточное число, тем меньше диаметр ведущего шкива, тем меньше площадь соприкосновения ремня и с этим шкивом. Повышается риск проскальзывания ремня по шкиву, что для вариатора смертельно. Могут появиться задиры на конусных тарелках, повредиться или порваться ремень. А это уже дорогостоящий ремонт коробки.

Задиры на шкивах вариатора

Чтобы уберечь вариатор от быстрой поломки, нужно эксплуатировать его в «нежных» условиях:

  1. Не злоупотреблять буксировкой прицепов и соседей по потоку.
  2. При движении в горку с грузом сзади, не давить педаль газа в пол. Плавное нажатие педали на половину, а лучше меньше – убережет вариатор от проскальзывания ремня. Это касается буксировки прицепа. Если его нет, можно и придавить педаль, ничего не случиться.

Главное, если есть необходимость буксировать кого-нибудь, тянуть прицеп или преодолевать небольшой брод, не давите педаль в пол. Вариатор не любит больших нагрузок на маленькой скорости.

Педаль в пол

Это самая слабая сторона бесступенчатой коробки передач. Чем чаще вы ездите «тапка в пол», тем быстрее развалиться вариатор. При спокойной езде, в стиле «пенсионера», он сможет прослужить многие сотни тысяч километров.

Главное для себя усвоить одно правило: «Если вы чувствуете, что прямо сейчас машине тяжело, не давите педаль в упор» – это сильно продлит жизнь вариатору.

Автопроизводители знают о проблеме и с ней пытаются бороться. В некоторых моделях установлены дополнительные шестерни для пониженной передачи.

Читать статью  Вариатор, отличный выбор! — Toyota RAV4, 2.0 л, 2016 года на DRIVE2

Как реализована первая передача в современных вариатора для продления их срока эксплуатации

В некоторых случаях, где такой «планетарки» нет, при заезде на бордюр с места, компьютер «душит» мотор, не давая ему развить максимальный крутящий момент. В таком случае, вы не сможете заехать на бордюр, если к нему вплотную подъедете и остановитесь. Как ни крути двигатель, электроника не даст двигаться машине, чтобы уберечь вариатор от поломки.

Рывки

Подобный эффект может наблюдаться, когда вы буксуете колесом, и резко оно попадает на твердую поверхность. То есть, вращаясь с большой скоростью на льду, например, оно резко останавливается, выбравшись на асфальт. Происходит удар в трансмиссии. Или при буксировке другого автомобиля. Вы стартуете, натягивается трос, и вы резко останавливаетесь. Опять происходит удар.

В обоих случаях может произойти проскальзывание ремня по шкиву. Одного такого проскальзывание будет достаточно, чтобы поцарапать шкив. После этого происходит повышенный износ и скорая «смерть» КПП.

В отличие от подъема на бордюр, электроника никак не защищает вариатор в таких ситуациях. Она просто не успевает «задушить» мотор, чтобы снизить крутящий момент на шкиве и уберечь вариатор.

Если возникает срочная необходимость вытащить кого-то тросом или самому выехать из снежной каши, существуют небольшие хитрости, которые помогут сберечь вашу бесступенчатую коробку передач:

При буксировке тросом:

  1. Плавно выбираем длину троса, чтобы он стал натянутым.
  2. При достижении его максимальной длины, отпустите педаль газа. Инерции вашего автомобиля будет достаточно, чтобы выдернуть кого-то из грязи или аккуратно стартовать с места, не навредив вариатору.

При проскальзывании колес на ледяной каше:

Не нужно давить педаль газа в пол. Чтобы крутились колеса на льду, и машина выбралась со скользкой поверхности, достаточно нажать на газ наполовину. Когда колесо доберется до асфальта, коробка не почувствует сильного удара.

Замена масла

Немного отойдем от манеры езды. Перейдем к правилам эксплуатации. Если хотите, чтобы вариатор быстро отправился на мусорку, а ремонтировать его дорого, то забейте на замену масла.

Чтобы бесступенчатая коробка передач работала долго и без проблем, нужно менять масло строго по регламенту, предписанному заводом-изготовителем КПП. Помните, вариатор более чувствителен к сроку замены масла, его качеству и технологией замены, чем классический «автомат».

E-CVT коробка

Это разновидность бесступенчатой трансмиссии для гибридных автомобилей. Возникнет логический вопрос: «Относятся правила езды на вариаторе к коробкам e-CVT»? – Нет, не относятся.

Это совершенно другая КПП, хотя изменена всего одна буква в названии. Этот агрегат разработана для гибридных авто, не имеет ничего общего с простым вариатором. Эту коробку многие считают «не убиваемой», её надежность на порядок выше классического «автомата», не говоря об CVT-трансмиссиях. Но об этом подробно поговорим в отдельной статье.

Подведем итог

Что нужно знать владельцу автомобиля с вариатором, чтобы быстро не «убить» его и продлить жизнь на многие тысячи километров. Напомним простые правила эксплуатации:

  1. Не буксуем на льду или грязи. Если нужно побуксовать, но дозируем крутящий момент педалью газа.
  2. Стараемся избегать буксировки прицепов и других автомобилей. Если возникает острая необходимость, то правильно пользуемся тросом, не допускаем резкой остановки машины при натягивании троса.
  3. CVT-коробка не любит езды «газ в пол». Размеренная езда продлит жизнь вашему вариатору.
  4. Следим за чистотой системы охлаждения бесступенчатой трансмиссии. Она не любит перегрев и быстро отваливается.
  5. Меняем масло в коробке строго по регламенту и соблюдением технологии завода-производителя агрегата.

Прошу вас дополнить советами эту статью, как увеличить срок эксплуатации или как правильно пользоваться вариаторами на автомобилях. Возможно, я что-то пропустил, буду вам благодарен за дополнения в комментариях.

Как правильно ездить на вариаторе: особенности экслуатации и вождения

DjN09A70ZQYv b9UjfMy 3XF67c 100

Становящиеся все более популярными вариаторные коробки на автомобилях имеют одну из важнейших особенностей – бесступенчатая смена крутящего момента, то есть водителю не требуется переключать самостоятельно передачи, как это делается на авто с МКПП, или ощущать небольшие рывки при смене передачи, которые бывают у авто с АКПП.

Что касается самого управления вариатором, то оно практически не отличается от управления коробкой-автоматом, но особенность бесступенчатой смены момента вносит свои коррективы в управление. Есть определенные нюансы, которые следует учитывать при управлении автомобилем с вариаторной коробкой передач.

Общая инструкция по управлению вариатором достаточно проста: чтобы начать движение нужно всего лишь перевести селектор КПП, который пришел на смену рычагу МКПП, и нажимая на педаль газа, начать движение. Во время движения, если не выбран ручной режим управления, никаких действий с селектором выполнять больше не надо. Режимы вариатора
Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.

Движение вперед
«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении. При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.

Движение задним ходом
«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.

Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто. В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки. Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.

Читать статью  Снятие вариатора

Нейталь
«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке. Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП. Однако не рекомендуется каждый раз при остановке, особенно краткосрочной, переводить селектор в данное положение.

Парковка
«P» — парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.

Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку. Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.

Ручное управление
«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения. Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку. То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным. К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.

Дополнительные режимы
Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.

«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.

«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.

«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

Нюансы пользования вариатором
Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.

Начало движения
При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.

Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках. При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям. Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.

Особенности при маневрировании и прохождении поворотов
Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.

При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.

То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.

Транспортировка
Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.

Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».

Буксирование
Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.

Источник https://auto-sovets.ru/nachinayushhim-voditelyam/osobennosti-ezdy-na-variatore-kak-ezdit-na-cvt.html

Источник https://avtoyoutube.ru/kak-ezdit-na-variatore.php

Источник https://www.drive2.ru/b/485455550335680659/