3 автомобиля СССР, которые производились с АКПП
Автоматическая коробка передач на автомобилях и по сей день является диковинным устройством для некоторых водителей старой школы. Во времена СССР все доступные гражданам машины продавались исключительно с «механикой», так было дешевле и проще. АКПП считалась символом «загнивающего запада» и вещью, совершенно не нужной трудовому народу. Но при этом автомобили с «автоматом» всё же выпускались, что это были за машины и для кого они предназначались?
ГАЗ 24-24 «Волга»
Одной из таких моделей была ГАЗ 24-24, более известная в народе как «Догонялка». Это был специальный автомобиль, созданный для нужд 9-го управления КГБ, который использовался в качестве машины сопровождения. Его собирали с несколькими двигателями, но наиболее крутой вариант был с V-образным 8-цилиндровым мотором мотором мощностью 195 лошадей. Главной отличительной чертой «Догонялки» был селектор АКПП и две педали. Но на установке большого мотора доработки не закончились, был внедрён стабилизатор поперечной устойчивости, усилены пружины, доработан ГУР. Всего выпустили 600 таких машин.
«Москвичи» серии 3-5
В 70-е годы ХХ века Московский завод малолитражных автомобилей занялся разработкой нового автомобиля «Москвич», предназначенного не только для внутреннего рынка, но на экспорт. За основу взяли модель «412» и двигатель от неё объёмом 1,7 литра мощностью 75 лошадей. Сначала был выпущен классический седан, затем появился автомобиль в кузове универсал. Получившаяся машина была на 20 сантиметров длиннее «Москвича-408» и на 10 сантиметров шире. На один из прототипов была установлена автоматическая коробка фирмы Borg-Warner. До серийного производства машина так и не дошла.
ГАЗ-23
Ещё одной быстроходной «Волгой» была модель ГАЗ-23, созданная на базе знаменитой «Двадцать первой». Под капотом у этой машины стоял двигатель от «Чайки» объёмом 5,5 литров. Никуда не делась и автоматическая коробка, только она была переделана — переключать режимы стали не кнопками, а подрулевым рычагом. По современным меркам динамические характеристики авто не блещут, разгон до 100 км/ч занимает 16 секунд, а максимальная скорость — 160 км/ч.
Коробки автомат в СССР. Миф или реальность? Часть 1
Еще в 1958 году российские инженеры использовали опыт коллег из Европы и США и собрали первую в СССР автоматическую коробку передач. С тех пор она стала очень востребованной у автомобилистов, и сейчас уже сложно представить, что в то время подобная конструкция вызывала удивление.
Первым автомобилем, получившим АКПП, стал лимузин представительского класса ЗИЛ-111. Над конструкцией новой трансмиссии работал, в том числе, инженер Андрей Островцев, который возглавлял конструкторское бюро завода имени Лихачева.
На самом деле конструкторы не проектировали коробку с нуля, и не являлись изобретателями «автомата». Агрегат был заимствован с американского Packard и лишь частично доработан и адаптирован под новое транспортное средство. Первая АКПП представляла собой тандем гидротрансформатора и двухступенчатой планетарной КПП.
В 60-х годах прошлого века в СССР появилась первая советская Волга-21 с автоматической коробкой передач. Она тоже не была придумана, а привезли проект из США. Модель так и не вышла в массовые продажи, ее собрали ограниченным тиражом. Для простого советского человека шанс управлять отечественным авто, оснащенным АКПП, так и не выпал.
В 1956-м в серию пошла Волга ГАЗ-М21 с трехступенчатой автоматической коробкой передач, за основу которой взяли конструкцию Ford. Впоследствии выяснилось, что для эксплуатации авто в СССР не было ни необходимых комлпектующих, ни специального масла. Первые покупатели настоятельно просили, чтобы на их машинах автомат заменили на обычную механическую коробку. «Волг» с автоматами сделали всего несколько сотен.
В коммунизм на автомате: как разрабатывали АКП в СССР
В конце прошлого века отечественные автомобилисты воочию встретили невиданные доселе автомобильные опции – электроприводы зеркал и стёкол, кондиционеры и автоматические трансмиссии, которые в наше время стали привычной обыденностью даже в бюджетном сегменте. Но любопытно то, что подобные «навороты» встречались и на советских легковушках! Сегодня мы расскажем об истории появления и технических особенностях АКП на советских легковых автомобилях.
Начало
Е ще в тридцатые годы в СССР начали серьезно заниматься гидромуфтами и гидротрансформаторами, для чего в Ленинграде было создано Бюро Гидравлических Редукторов.
В дальнейшем работы по гидропередачам велись на заводе ЗИС, где в 1949-м сформировали бюро гидравлических агрегатов. Здесь работали над ГМП для всех типов автомобилей, которые выпускал завод — легковушек, автобусов и даже грузовиков. Кроме того, разработкой гидромеханических трансмиссий в конце сороковых годов активно занимались и специалисты Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Однако на тот момент в СССР еще не было готового варианта полностью автоматической коробки передач, которую можно было бы выпускать серийно и оснащать ею легковые автомобили.
Made in USA, адаптировано в СССР
В начале пятидесятых годов автоматическая трансмиссия получила распространение на многих американских моделях: покупатели в США с энтузиазмом восприняли возможность упростить управление машиной и повысить уровень комфорта, избавившись от необходимости самостоятельно переключать передачи.
Поскольку горьковские инженеры изначально ориентировались на конструкцию автомобилей из США, а первые модели ГАЗ являлись лицензионными копиями легковушки и грузовика Ford, было принято решение внедрить АКП на новых моделях Горьковского автозавода — в частности, будущей Волге.
Ведь преимущество подобных трансмиссий на ГАЗе поняли задолго до внедрения автомата: еще на автомобиле ЗИМ механическую коробку передач оснастили гидромуфтой, которая находилась между маховиком и обычным сцеплением. Гидромуфта позволяла водителю представительского седана затормозить и впоследствии тронуться без выключения сцепления и передачи, что заметно облегчало управление автомобилем и повышло плавность хода. Однако такая «полуавтоматическая» коробка не могла сравниться с настоящей АКП, конструкцию которых горьковчанам нужно было разработать достаточно быстро. Для этого решили использовать чужие наработки – выбор был сделан в пользу американских.
Еще не автомат, уже не просто механика: в трансмисии ЗИМ появилось интересное новшество – гидромуфта. Она позволяла реже пользоваться сцеплением.
С этой целью были закуплены несколько сделанных в США автомобилей разных марок, оснащенных автоматом — в частности, Ford Customline, Dodge Coronet и Plymouth Savoy.
Но еще до этого в СССР занимались гидромеханическими коробками передач (ГМП) для легковых автомобилей – к примеру, в НАМИ для установки на Победу разработали трансмиссию Д2, а на экспериментальном минивэне НАМИ-013 стояла коробка передач НАМИ-ДК. Однако агрегаты эти были слишком «сырыми» и на момент работ по будущей Волге ГАЗ М-21 находились в стадии доводки.
Именно поэтому в Горьком разобрали и тщательно изучили трёхступенчатую трансмиссию Ford-O-Matic, которую для Ford в 1950 году разработала специализированная американская компания BorgWarner. Правда, скопировать «один в один» фордовскую коробку не получилось хотя бы по той причине, что она была рассчитана на шести- и восьмицилиндровые двигатели, в то время как будущая «двадцать первая» должна была оснащаться 2,5-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью всего 70 л.с. Именно поэтому новая коробка получила другие передаточные числа. Интересно, что ГМП ГАЗ-21 в обычном режиме Д (движение) использовала лишь вторую и третью передачи, а первая включалась принудительно в режиме П (пониженный), который нужно было использовать для преодоления крутых подъемов и спусков.
Источник https://www.drivenn.ru/journal/novosti/3-avtomobilya-sssr-kotorye-proizvodilis-s-akpp-id30532
Источник https://car.ru/news/automobili/110191-korobki-avtomat-v-sssr-mif-ili-realnost-chast-1/
Источник https://www.kolesa.ru/article/v-kommunizm-na-avtomate-kak-razrabatyvali-akp-v-sssr