Расчет числа постов и автомобиле-мест
Более 50 % объема работ по ТО и ТР выполняются на постах, поэтому число постов во многом определяет выбор объемно-планировочного решения СТОА. Число постов зависит от вида, мощности и трудоемкости воздействий, метода организации ТО и ТР и диагностики автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоемкость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчетом, методика которого приведена выше.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей.
Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные, где выполняют все или большинство операций данного воздействия, и специализированные, где выполняют только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов зависит прежде всего от производственной программы и режима производства.
По способу установки автомобиля посты могут быть тупиковыми или проездными. Въезд на тупиковый пост производится передним ходом, а съезд — задним, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него — только передним ходом. Тупиковые и проездные посты в зависимости от организации выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных постов.
ТО автомобилей может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях. Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных линиях. Так, на универсальных постах возможно выполнение неодинакового объема работ, например при ТО автомобилей разных моделей, при совмещении обслуживания и ремонта. Однако использование этого метода приводит к значительным потерям времени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению помещения отработавшими газами при маневрировании автомобиля при въезде и съезде с поста, к необходимости дублирования оборудования, использованию рабочих-универсалов высокой квалификации, что увеличивает затраты на проведение ТО.
Прогрессивным методом организации ТО является выполнение его на поточных линиях. Поточная организация ТО обеспечивает:
- • повышение производительности труда за счет специализации рабочих постов, мест и исполнителей;
- • повышение степени использования технологического оборудования и оснастки вследствие проведения на каждом посту одних и тех же операций;
- • повышение трудовой и производственной дисциплины вследствие непрерывности и ритмичности производства;
- • снижение себестоимости обслуживания и повышение его качества;
- • улучшение условий труда исполнителей и сокращение производственных площадей.
Организация производства поточным методом требует выполнения следующих условий:
- • наличие соответствующих площадей и планировки помещений;
- • одномарочный состав обслуживаемой группы автомобилей;
- • достаточная сменная производственная программа;
- • соблюдение графика постановки автомобилей на ТО;
- • максимальная механизация работ;
- • своевременное обеспечение запасными частями и материалами;
- • выполнение ТР перед постановкой автомобилей на ТО.
Целесообразность применения того или иного метода организации ТО в основном определяется числом постов, т. е. зависит от суточной (сменной) программы и продолжительности технических воздействий. Поэтому в качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) производственная программа соответствующего вида ТО. Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, составляет 12—15 ТО технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе обслуживание проводится на отдельных специализированных и универсальных постах.
Постовые работы ТР могут выполняться на универсальных, специализированных (параллельных) постах.
Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации, а метод специализированных постов реализуется на нескольких постах, предназначенных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и проч.).
Специализация постов ТР возможна при технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ (более пяти), загрузке поста не менее чем на 80 % сменного времени и позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих.
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на производственные, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Число производственных постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР и входящих в технологический процесс обслуживания и ремонта), постов ТО, диагностики, разборочно-сборочных и регулировочных работ, кузовных и окрасочных работ ТР, а также вспомогательных постов для приемки и выдачи определяется по формуле
где ТГ — годовой объем постовых работ, чел.-ч (рассматривалось при определении штатного числа рабочих);
Н — число смен работы в сутки;
Тш — продолжительность рабочей смены, ч;
Р — численность одновременно работающих на одном посту;
Кн = 1,15 — коэффициент неравномерности загрузки постов, отражающий случайный характер возникновения потребности в технических воздействиях, обусловливающий колебания потребности в технических воздействиях как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения, что вызывает простои автомобиля в ожидании очереди;
Дрг — число рабочих дней в году;
КИСП — коэффициент использования рабочего времени поста, учитывающий потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов (туалет, склад, другие участки и т. д.), а также из-за вынужденных простоев автомобилей в процессе выполнения работ. При этом при расчетах принимается КИСП = 0,95 при одной смене работы СТОА, Касп = 0,94 при двухсменной работе СТОА.
Выражение в знаменателе формулы (Ц,ртНТсмКИСП) представляет собой фонд рабочего времени поста.
Число смен работы в сутки Н зависит в основном от назначения предприятия автосервиса и принимается в соответствии с табл. 3.7.
Расчетная часть
Списочный состав автомобилей и их планируемый пробег записываю в таблицу 2.1.
Списочный состав автомобилей.
Годовой плановый пробег одного автомобиля на 2008 (км)
Расчёт количества ремонтов и ТО автомобилей
Количество капитальных ремонтов (Nкр) определяем по формуле:
Где, Lпг — планируемый годовой
Таблица2.2 Периодичность проведения ТО
ГаЗ — 53 -12 (до кр.)
(принимаем Nсто =8)
ГаЗ-СаЗ — 3507 (после кр.)
(принимаем Nсто =6)
(принимаем Nсто =10)
КаМаЗ — 5320 (до кр.)
(принимаем Nсто =14)
ПаЗ — 3205 (до кр.)
(принимаем Nсто =6)
Расчёт трудоёмкости ремонтов и ТО автомобилей
Определяем трудоёмкость капитального ремонта (Ткр)
Где , tkr — норматив трудоёмкости одного кап. Ремонта.
Трудоёмкость текущих кап. Ремонтов (Ттр) определяю по формуле :
Где , Lпг — планируемый годовой пробел одного автомобиля данной марки.
Ттр — норматив трудоёмкости текущих ремонтов на 1000 км пробега.
Определяю трудоёмкость ремонтов и Т.О. (Тто-2) по формуле :
Где Тто2 -норматив трудоёмкости одного Т.О.-2 автомобиля конкретной марки .
Определяю трудоёмкость ТО-1 групп автомобилей (Тто-1) по формуле:
Определяю трудоёмкость сто групп автомобилей данной марки (Тсто)
Где , tcto — норматив трудоёмкости сезонного обслуживания конкретной марки .
Трудоёмкость сезонного обслуживания данного автомобиля конкретной марки составляет 25% от трудоёмкости одного ТО-2 автомобиля,
ГаЗ-СаЗ-3507 (после кр.)
КаМаЗ-5320 (до кр)
Результаты расчетов трудоёмкости ремонтов и ТО автомобилей свожу в таблицу 2.4.
Определение количества ремонтов и технических обслуживаний
Планирование капитального ремонта. Количество капитальных ремонтов Nк.р рассчитывают по формулам:
тракторов ? Nк.р = nм kо.т г kз.т, (2.1)
автомобилей ? Nк.р = nм kо.а / k1 k2 k3, (2.2)
комбайнов ? Nк.р = nм kо.к kз.к. (2.3)
где nм ? количество машин данной марки;
kо.т, kо.а, kо.к ? коэффициенты охвата капитальным ремонтом соответственно тракторов, автомобилей и комбайнов;
г ? поправочный коэффициент, учитывающий средний возраст машин в парке (в курсовом проекте принимаем у = 1);
kз.т, kз.к ? зональные поправочные коэффициенты (для тракторов kз.т = =1,25, для комбайнов зерноуборочных ? kз.к = 0,88, для остальных ? 1,20);
k1 ? коэффициент, учитывающий условия эксплуатации автомобиля (3-я категория дорожных условий ? дороги со щебеночным и гравийным покрытием, k1 = 1,0);
k2 ? коэффициент, зависящий от модификации подвижного состава и организации его работы (для базового автомобиля k2 = 1,0; для автомобиля с одним прицепом k2 = 0,9; для автомобиля-самосвала k2 = 0,85);
k3 ? коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (для условий Республики Беларусь k3 = 1,0).
Значения коэффициентов охвата ремонтом для тракторов и автомобилей принимают из табл. 3.6, [1], для комбайнов k3 = 0,15.
Определим число капитальных ремонтов:
тракторов МТЗ-1221: Nк.р = 10• 0,04•1•1,25 = 0,950;
автомобилей ГАЗ-53А: Nк.р = 6• 0,13 / 1• 1 •1 = 0,780;
комбайнов Дон-1500: Nк.р = 2• 0,48• 0,88 = 0,80.
Результаты расчётов сносим в таблицу 2.1.
Планирование текущего ремонта. Текущий ремонт тракторов состоит из непланового (заявочного), связанного с устранением отказов и проведением предупредительных работ, и планового ремонта. Количество плановых текущих ремонтов определяют по маркам машин:
где Wг.с? средняя планируемая годовая наработка на один трактор данной марки;
Wт.р ? периодичность проведения планового текущего ремонта (для всех тракторов принята 1700…2100 моточасов).
Определим число текущих ремонтов тракторов МТЗ-1221:
Nт.р= (10·1200 / 2100) ? 0 = 5.
Текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта не регламентируется определенным пробегом, а выполняется по потребности после появления неисправностей, устранение которых проводят одновременно с выполнением технического обслуживания.
Текущий ремонт комбайнов состоит из непланового (устранение отказов в процессе использования) и планового по результатам диагностирования после окончания сезона уборки. Следовательно, все комбайны ежегодно после окончания сезона уборки должны проходить текущий ремонт, за исключением комбайнов, для которых в годовом плане предусмотрен капитальный ремонт. Количество плановых текущих ремонтов комбайнов
Nт.р = nм.к ? Nк.р, (2.5)
где nм.к ? число комбайнов данной марки;
Nк.р ? количество капитальных ремонтов этих комбайнов.
Определим число ТР комбайнов Дон-1500:
Nт.р = 2 ? 0 = 2.
Текущий ремонт сельскохозяйственных машин и прицепов состоит из устранения отказов при их использовании (неплановый ремонт) и планового ремонта, который проводят один раз в год.
Результаты расчётов числа ТР сносим в таблицу 2.1.
Планирование технического обслуживания. При составлении годового плана ремонтно-обслуживающих работ определяют количество технических обслуживании каждого вида по маркам машин. Количество технических обслуживаний тракторов определяют по формулам;
Где NТО-3, NТО-2, NТО-1 ? соответственно количество плановых технических обслуживании тракторов ТО-3, ТО-2 и ТО-1;
WТО-3, WТО-2, WТО-1 ? периодичность проведения технических обслуживании тракторов ТО-3, ТО-2 и ТО-1, моточасов.
Периодичность проведения ТО-3, ТО-2 и ТО-1 тракторов принята соответственно 1000, 500 и 125 моточасов.
Количество сезонных технических обслуживании (ТО-С) тракторов принимают равным удвоенному числу машин
Количество ТО сельскохозяйственных машин и тракторных прицепов в проектах не определяют.
Определим количество ТО для тракторов марки МТЗ-1221:
Количество ТО автомобилей и автомобильных прицепов будет равно:
где Wг.а ? среднегодовой пробег автомобиля данной марки, тыс. км;
WТО-2, WТО-1 ? периодичность ТО, тыс. км;
k1 и k3 ? поправочные коэффициенты корректирования нормативов периодичности проведения ТО (см. формулу 2.2).
Периодичность проведения ТО автомобилей для 3-ей категории дорожных условий эксплуатации принимают: ТО-1 ? легковые автомобили ? 3,0; грузовые ? 2,8; ТО-2 ? легковые ? 12,2; грузовые ? 10,0 тыс. км. Периодичность ТО прицепов равна периодичности ТО их тягачей.
Сезонное обслуживание каждого автомобиля проводят два раза в год при переводе на летнюю и зимнюю эксплуатацию.
Определим количество ТО автомобилей марки ГАЗ-53А:
Количество технических обслуживаний комбайнов определяют по формулам;
где Wг.а ? средняя годовая наработка на комбайн данной марки, моточасов;
WТО-2, WТО-1 ? периодичность проведения ТО, моточасов.
Если годовая наработка на комбайн не превышает 300 моточасов, количество ТО-2 не определяют.
Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 комбайнов и сложных самоходных машин принимают соответственно 60 и 240 моточасов, сложных несамоходных ? 60 и 240 часов. Если наработка комбайнов планируется в гектарах, периодичность ТО устанавливают в этих же единицах, используя коэффициенты перевода (табл. 3.7, [1]).
Определим количество ТО комбайна марки Дон-1500:
Результаты расчётов числа ТО сносим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1. Годовое количество капитальных и текущих ремонтов и технических обслуживаний машин
Источник https://studref.com/429658/tehnika/raschet_chisla_postov_avtomobile_mest
Источник https://studbooks.net/1454803/tovarovedenie/raschetnaya_chast
Источник https://studwood.net/2129198/tovarovedenie/opredelenie_kolichestva_remontov_tehnicheskih_obsluzhivaniy