Пожарная безопасность автомастерских и гаражей

Содержание

ИНСТРУКЦИЯ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВТОРЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ (ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОСЕРВИСА)

1.1. Соблюдать требования пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации и настоящей инструкцией.

1.2. Бережно относиться к противопожарным средствам и оборудованию.

1.3. Незамедлительно сообщить руководителю организации либо непосредственному руководителю о нарушениях требований пожарной безопасности.

1.4. Работники допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение работников мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

1.5. Противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками организации.

2. Порядок содержания территорий, зданий, помещений, в том числе эвакуационных путей

2.1. Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

2.2. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

2.3. Территория должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы.

2.4. Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов.

2.5. Помещения для хранения (стоянки) транспорта в количестве более 25 единиц, должны быть оснащены буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 единиц техники.

2.6. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:

— устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем предусмотренное в проектной документации на данный объект, нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

— загромождать выездные ворота и проезды;

— производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

— оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;

— заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;

— хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;

— подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;

— подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения;

— устанавливать транспортные средства, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов.

2.7. Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

2.8. В помещениях хранения автомобилей допускается предусматривать не более двух машино-мест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного складирования грузов в этом месте автостоянки.

2.9. Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0.

2.10. На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 куб.м. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.

Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до административных и бытовых зданий предприятия следует принимать не менее 50 м.

2.11. Помещения для хранения газобаллонных автомобилей не допускается предусматривать:

— в цокольном и подземных этажах автостоянок;

— в надземных автостоянках закрытого типа, размещаемых в зданиях иного назначения;

— в надземных автостоянках закрытого типа с неизолированными рампами;

— при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу из каждого бокса.

2.12. Запрещается производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).

2.13. Запрещается снимать предусмотренные проектной документацией двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара.

2.14. Запрещается устраивать в производственных и складских помещениях зданий антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла.

2.15. Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны очищаться от мусора и посторонних предметов (к примеру, 1 раз в неделю).

2.16. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно обеспечиваться соблюдение проектных решений.

2.17. Не допускается нарушения установленных норм заполнения помещений людьми (указывается максимально возможное единовременное пребывание в помещении количество людей, на основании проектной документации, норм пожарной безопасности или расчетов эвакуации).

2.18. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;

б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;

в) устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

г) фиксировать самозакрывающиеся двери в открытом положении, а также снимать их.

2.19. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

2.20. При расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования должно обеспечиваться наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

2.21. Запрещается оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.

— эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

— пользоваться электроустановочными изделиями с повреждениями;

— обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

— размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

— использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

2.23. Перевод установок пожарной автоматики с автоматического пуска на ручной запрещается.

2.24. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

2.25. Запрещается использовать для проживания людей производственные и складские здания, помещения.

2.26. В пожаровзрывоопасных участках, цехах и помещениях должен применяться инструмент из безыскровых материалов или в соответствующем взрывобезопасном исполнении.

2.27. Запрещается в помещениях складов применять дежурное освещение, использовать газовые плиты и электронагревательные приборы, устанавливать штепсельные розетки.

3. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ

3.1. Технологические процессы проводятся в соответствии с регламентами, правилами технической эксплуатации и другой утвержденной в установленном порядке нормативно-технической и эксплуатационной документацией, а оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов, должно соответствовать конструкторской документации.

В настоящую инструкцию необходимо внести требования пожарной безопасности, отраженные в инструкциях (паспортах) заводов — изготовителей оборудования (механические станки, компрессоры, зарядные устройства и т.п.), а также предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.) и признаки неисправности оборудования.

3.2. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:

а) оставлять двери вентиляционных камер открытыми;

б) закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки;

в) подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы;

г) выжигать скопившиеся в воздуховодах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества.

3.3. Для мойки и обезжиривания оборудования, изделий и деталей применяются негорючие технические моющие средства, за исключением случаев, когда по условиям технологического процесса для мойки и обезжиривания оборудования, изделий и деталей предусмотрено применение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

3.4. Для разогрева застывшего продукта, ледяных, кристаллогидратных и других пробок в трубопроводах запрещается применять открытый огонь. Отогрев следует производить горячей водой, паром и другими безопасными способами.

3.5. Запрещается производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.

3.6. При выполнении планового ремонта или профилактического осмотра технологического оборудования обеспечивается соблюдение необходимых мер пожарной безопасности.

3.7. Необходимо обеспечивать исправное состояние искрогасителей, искроуловителей, огнезадерживающих, огнепреграждающих, пыле- и металлоулавливающих и противовзрывных устройств, систем защиты от статического электричества, устанавливаемых на технологическом оборудовании и трубопроводах.

3.8. При проведении окрасочных работ необходимо:

— производить составление и разбавление всех видов лаков и красок в изолированных помещениях у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках, осуществлять подачу окрасочных материалов в готовом виде централизованно, размещать лакокрасочные материалы в цеховой кладовой в количестве, не превышающем сменной потребности, плотно закрывать и хранить тару из-под лакокрасочных материалов на специально отведенных площадках;

— оснащать электрокрасящие устройства при окрашивании в электростатическом поле защитной блокировкой, исключающей возможность включения распылительных устройств при неработающих системах местной вытяжной вентиляции или неподвижном конвейере;

— не превышать сменную потребность горючих веществ на рабочем месте, открывать емкости с горючими веществами только перед использованием, а по окончании работы закрывать их и сдавать на склад, хранить тару из-под горючих веществ в специально отведенном месте вне помещений.

3.9. Помещения и рабочие зоны, в которых применяются горючие вещества (приготовление состава и нанесение его на изделия), выделяющие пожаровзрывоопасные пары, обеспечиваются естественной или принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.

Кратность воздухообмена для безопасного ведения работ в указанных помещениях определяется проектом производства работ.

Запрещается допускать в помещения, в которых применяются горючие вещества, лиц, не участвующих в непосредственном выполнении работ, а также производить работы и находиться людям в смежных помещениях.

3.10. Работы в помещениях, цистернах, технологических аппаратах (оборудовании), зонах (территориях), в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, следует выполнять искробезопасным инструментом в одежде и обуви, не способных вызвать искру.

3.11. Промывать инструмент и оборудование, применяемое при производстве работ с горючими веществами, необходимо на открытой площадке или в помещении, имеющем вытяжную вентиляцию.

4. Порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов

4.1. При работе с пожароопасными веществами и материалами должно быть обеспечено соблюдение требований маркировки и предупредительных надписей, указанных на упаковках или в сопроводительных документах.

4.2. Запрещается совместное применение (если это не предусмотрено технологическим регламентом), хранение и транспортировка веществ и материалов, которые при взаимодействии друг с другом способны воспламеняться, взрываться или образовывать горючие и токсичные газы (смеси).

4.3. Постоянное и временное хранение автомобильной резины (шин, камер) должно осуществляться в отдельных помещениях или на специально отведенных участках на территории.

4.4. При организации перевозок пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов следует выполнять требования правил и другой утвержденной в установленном порядке нормативно-технической документации по их транспортировке.

4.5. Запрещается эксплуатация автомобилей, перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, без заземления, первичных средств пожаротушения, а также не промаркированных в соответствии со степенью опасности груза и не оборудованных исправными искрогасителями.

4.6. На транспортном средстве, перевозящем пожаровзрывоопасные вещества, а также на каждом грузовом месте, на котором находятся эти вещества и материалы, должны быть знаки безопасности.

4.7. Места погрузки и разгрузки пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов должны быть обеспечены:

— специальными приспособлениями, обеспечивающими безопасные условия проведения работ (козлы, стойки, щиты, трапы, носилки и т.п.). При этом для стеклянной тары должны предусматриваться тележки или специальные носилки, имеющие гнезда. Допускается переносить стеклянную тару в исправных корзинах с ручками, обеспечивающими возможность перемещения их 2 работающими;

— первичными средствами пожаротушения;

— исправным стационарным или временным электрическим освещением во взрывозащищенном исполнении.

5. Порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы

5.1. По окончании рабочего времени необходимо в помещениях обесточить электроустановки, за исключением, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.

5.2. Провести осмотр помещений, оборудования, транспортных средств на предмет отсутствия источников загорания, загромождений выездов и выходов.

5.3. Провести осмотр транспортных средств на предмет закрытия горловин топливных баков, отсутствия утечки топлива и масла.

5.4. Закрыть окна, двери, ворота.

6. Расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных

6.1. Запрещается курение на рабочих местах, на территории и в помещениях складов и баз, на объектах хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

Читать статью  Техника безопасности при эксплуатации авто с ГБО — DRIVE2

На указанных территориях размещаются знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено».

Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками «Место для курения».

6.2. На проведение временных монтажных и ремонтных огневых работ (огневой разогрев битума, газо- и электросварочные работы, газо- и электрорезательные работы, бензино- и керосинорезательные работы, паяльные работы, резка металла механизированным инструментом) в производственных помещениях руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, оформляется наряд-допуск на выполнение огневых работ по форме, предусмотренной приложением N 4 Правил противопожарного режима в РФ.

При проведении огневых работ необходимо:

а) перед проведением временных огневых работ (огневой разогрев битума, газо- и электросварочные работы, газо- и электрорезательные работы, бензино- и керосинорезательные работы, паяльные работы, резка металла механизированным инструментом) необходимо провентилировать помещения, в которых возможно скопление паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также горючих газов;

б) обеспечить место проведения временных огневых работ первичными средствами пожаротушения (огнетушитель порошковый ОП-10, лом, лопата штыковая, ведро с водой, асбестовое полотно, грубошерстная ткань или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала), насос ручной, рукав Ду 18-20 длиной 5 метров, шесть защитных экранов 1,42 метра, шесть стоек для подвески экранов);

в) плотно закрыть все двери, соединяющие помещения, в которых проводятся огневые работы, с другими помещениями, в том числе двери тамбур-шлюзов, открыть окна;

г) осуществлять контроль за состоянием парогазовоздушной среды в технологическом оборудовании, на котором проводятся огневые работы, и в опасной зоне;

д) прекратить огневые работы в случае повышения содержания горючих веществ или снижения концентрации флегматизатора в опасной зоне или технологическом оборудовании до значений предельно допустимых взрывобезопасных концентраций паров (газов).

6.3. Технологическое оборудование, на котором будут проводиться огневые работы, необходимо пропарить, промыть, очистить, освободить от пожаровзрывоопасных веществ и отключить от действующих коммуникаций (за исключением коммуникаций, используемых для подготовки к проведению огневых работ).

6.4. При пропарке внутреннего объема технологического оборудования температура подаваемого водяного пара не должна превышать значение, равное 80 процентам температуры самовоспламенения горючего пара (газа).

6.5. Промывать технологическое оборудование следует при концентрации в нем паров (газов), находящейся вне пределов их воспламенения, и в электростатически безопасном режиме.

6.6. Способы очистки помещений, а также оборудования и коммуникаций, в которых проводятся огневые работы, не должны приводить к образованию взрывоопасных паро- и пылевоздушных смесей и к появлению источников зажигания.

6.7. Для исключения попадания раскаленных частиц металла в смежные помещения, соседние этажи и другие помещения все смотровые, технологические и другие люки (лючки), вентиляционные, монтажные и другие проемы (отверстия) в перекрытиях, стенах и перегородках помещений, где проводятся огневые работы, закрываются негорючими материалами.

Место проведения огневых работ очищается от горючих веществ и материалов в радиусе очистки территории от горючих материалов согласно приложению N 3 Правил противопожарного режима в РФ.

6.8. Находящиеся в радиусе зоны очистки территории строительные конструкции, настилы полов, отделка и облицовка, а также изоляция и части оборудования, выполненные из горючих материалов, должны быть защищены от попадания на них искр металлическим экраном, асбестовым полотном или другими негорючими материалами и при необходимости политы водой.

6.9. Место для проведения сварочных и резательных работ на объектах, в конструкциях которых использованы горючие материалы, ограждается сплошной перегородкой из негорючего материала. При этом высота перегородки должна быть не менее 1,8 метра, а зазор между перегородкой и полом — не более 5 сантиметров. Для предотвращения разлета раскаленных частиц указанный зазор должен быть огражден сеткой из негорючего материала с размером ячеек не более 11 миллиметр.

6.10. Не разрешается вскрывать люки и крышки технологического оборудования, выгружать, перегружать и сливать продукты, загружать их через открытые люки, а также выполнять другие операции, которые могут привести к возникновению пожаров и взрывов из-за загазованности и запыленности мест, в которых проводятся огневые работы.

В перерывах в работе, а также в конце рабочей смены сварочную аппаратуру необходимо отключать (в том числе от электросети), шланги отсоединять и освобождать от горючих жидкостей и газов, а в паяльных лампах давление полностью стравливать.

По окончании работ всю аппаратуру и оборудование необходимо убирать в специально отведенные помещения (места).

6.11. При проведении огневых работ запрещается:

— приступать к работе при неисправной аппаратуре;

— производить огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях;

— использовать одежду и рукавицы со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;

— хранить в сварочных кабинах одежду, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, другие горючие материалы;

— допускать к самостоятельной работе учеников, а также работников, не имеющих квалификационного удостоверения;

— допускать соприкосновение электрических проводов с баллонами со сжатыми, сжиженными и растворенными газами;

— производить работы на аппаратах и коммуникациях, заполненных горючими и токсичными веществами, а также находящихся под электрическим напряжением;

— проводить огневые работы одновременно с устройством гидроизоляции и пароизоляции на кровле, монтажом панелей с горючими и трудногорючими утеплителями, наклейкой покрытий полов и отделкой помещений с применением горючих лаков, клеев, мастик и других горючих материалов.

7. Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды

7.1. Специальная одежда работников должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.

7.2. Грузы и материалы, разгруженные на рампу (платформу), к концу рабочего дня должны быть убраны.

8. Допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции

8.1. В производственный и складских помещениях допускается хранение пожаровзрывоопасных веществ и материалов в количествах, определенных проектной документацией или расчетами.

9. Порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды

9.1. Запрещается проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

9.2. Работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, проводятся не реже 1 раза в год. Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.

9.3. Слив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в канализационные сети (в том числе при авариях) запрещается.

9.4. Работы по очистке вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений проводятся:

— для помещений категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в квартал

— для помещений категорий В1 — В4 по взрывопожарной и пожарной опасности не реже 1 раза в полугодие

— для помещений других категорий по взрывопожарной и пожарной опасности — не реже 1 раза в год.

Дата проведения очистки вытяжных устройств, аппаратов и трубопроводов указывается в журнале учета работ.

9.5. В производственных помещениях и складских помещениях сбор горючего мусора в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой необходимо осуществлять в течение всего рабочего дня, а по окончанию рабочего дня удалять содержимое указанных контейнеров.

9.6. Сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой необходимо осуществлять в течение всего рабочего дня, а по окончанию рабочего дня удалять содержимое указанных контейнеров.

9.7. Проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов осуществляется (к примеру, ежедневно). Уборка проводится методами, исключающими взвихрение пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей.

10. Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв

10.1. Указываются предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отраженные в регламентах, правилах технической эксплуатации и другой утвержденной в установленном порядке нормативно-технической и эксплуатационной документации, конструкторской документации.

В настоящую инструкцию необходимо внести предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.) и признаки неисправности оборудования (механические станки, компрессоры, зарядные устройства и т.п.).

11. Обязанности и действия работников при пожаре

11.1. Всем работникам при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:

а) немедленно сообщить об этом по телефону (городской телефон — 01, сотовый телефон — 112) в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

Ответственным лицам за пожарную безопасность при обнаружении пожара или признаков горения в помещениях (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:

— немедленно сообщить об этом по телефону (городской телефон — 01, сотовый телефон — 112 или 010) в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию) и оповестить руководителя организации;

— прекратить все работы в помещениях организации;

— организовать эвакуацию работников и граждан в безопасную зону (на улицу);

— встретить подразделения пожарной охраны и сообщить необходимую информацию о пожаре (место пожара (признаки пожара), сведения о людях находящихся в помещениях во время пожара);

— в случае возникновения пожара при проведении огневых работ, сообщить пожарным подразделениям о месте нахождения газовых баллонов.

12. Лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности

12.1. Ответственные за пожарную безопасность (указывается должность, ФИО) отвечает за:

— Периодические осмотры путей эвакуации, эвакуационных и аварийных выходов в помещениях структурного подразделения (не менее 3-х раз в день);

— Своевременное информирование руководителя организации о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности;

— Пресечение нарушений требований пожарной безопасности, допускаемых работниками (курение в неустановленных местах, использование открытого огня, захламление путей эвакуации и т.п.) в помещениях структурного подразделения;

— Осмотр и закрытие помещений структурного подразделения после окончания рабочего дня (закрытие окон и дверей, обесточивание электрооборудования, выключение вентиляции и т.п.);

— Обеспечение пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

— Соблюдение порядка хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

— Соблюдение и контроль за порядком курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

— Соблюдение порядка сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

— Соблюдение допустимого количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

— Соблюдение порядка и периодичности уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды.

Пожарная безопасность автомастерских и гаражей

Пожарная опасность производственных участков транспортных предприятий. Противопожарные мероприятия при проектировании и эксплуатации гаражей, станций технического обслуживания автомобилей, автозаправочных станций. Прогнозирование и предотвращение пожаров.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления29.11.2013
Размер файла28,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Орловский государственный аграрный университет

Факультет Агротехники и энергосбережения

Кафедра БЖД на производстве

Дисциплина Безопасность труда на транспортных работах

Пожарная безопасность автомастерских и гаражей

Выполнил студент Решетов М.П.

Проверил Низамов В.Т.

к.ю.н., доцент кафедры;

1. Основные производственные участки объектов автотранспорта

2. Пожарная опасность транспортных предприятий

3. Противопожарные мероприятия при проектировании и эксплуатации гаражей, станций технического обслуживания автомобилей, автозаправочных станций

Список используемой литературы

В настоящее время, впрочем, как и всегда, пожар остаётся очень страшным и мощным по разрушительным последствиям явлением. Если рассматривать пожар в техносфере, образовавшийся в результате человеческой деятельности, тогда пожаром называют, процесс, характеризующийся социальным и/или экономическим ущербом в результате воздействия на людей и/или материальные ценности факторов термического разложения и/или горения, развивающийся вне специального очага.

Так как пожар несёт в себе огромные разрушения и опасность человеческим жизням, то возникает вопрос пожаробезопасности, который является одним из важнейших вопросов безопасности на производстве и жизнедеятельности человека. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов и выполнять одну из следующих задач: исключать возникновение пожара; обеспечивать пожарную безопасность людей; обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей; обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

Для того чтобы рассмотреть этот вопрос более тщательно, необходимо рассмотреть и проанализировать такие аспекты как прогнозирование, борьба и предотвращение случаев пожара за счёт применения специальных материалов и применения законодательной базы по охране труда.

1. Основные производственные участки объектов автотранспорта

Автомобильный транспорт в общей транспортной системе России занимает особое место. На его долю приходится 80% грузов, перевозимых всеми видами транспорта в нашей стране.

Возросший объем автомобильных перевозок промышленных и других грузов, использование автомобилей для перевозки пассажиров и для личных нужд вызвали бурный рост автомобильной промышленности. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и увеличение срока их эксплуатации зависят от своевременного и качественного их обслуживания, ремонта и безопасного хранения.

Предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия (АТП) осуществляют перевозку грузов и пассажиров, а также техническое обслуживание, ремонт и хранение автомобилей.

В зоне обслуживания автомобилей выполняются уборочно-моечные, контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электротехнические, смазочные, шинные работы, а также заправка топливом.

Для технического обслуживания и ремонта автомобилей предусматривают отдельные производственные помещения для размещения следующих отделений (участков): мойки и уборки автомобилей, технического обслуживания и ремонта автомобилей, агрегатного, моторного, слесарно-механического, электротехнического, приборов питания, кузнечного, сварочного, медницкого, столярного, обойного, малярного и аккумуляторного.

Читать статью  Безопасное вождение автомобиля — «Обучение вождению», «Безопасность» на DRIVE2

Автообслуживающие предприятия являются специализированными АТП. К ним относятся базы централизованного обслуживания (для централизованного выполнения сложных видов ТО и крупного текущего ремонта подвижного состава, эксплуатируемого небольшими по размеру АТП), станции технического обслуживания (для обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев), гаражи-стоянки (гостиницы для автотуристов — мотели, лагеря для автотуристов — кемпинги), а также автозаправочные станции.

Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими ремонт автомобилей и агрегатов. К ним относятся авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы и базы централизованного ремонта узлов агрегатов, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские или заводы и специализированные цехи.

Хранение автомобилей осуществляется в отапливаемых и неотапливаемых зданиях и на открытых площадках. Здания для хранения автомобилей могут быть одноэтажными и многоэтажными, наземными и подземными.

2. Пожарная опасность транспортных предприятий

Пожарная опасность зоны хранения автомобильного транспорта характеризуется наличием значительного количества различных горючих материалов (деревянные кузова, автопокрышки, полимерные материалы, которыми отделаны кабины и салоны автобусов, топливо в баках, смазочные материалы и т.д.).

При размещении в гараже газобаллонных автомобилей большую опасность представляют утечки газа, и возможность образования взрывоопасных концентраций газа в смеси с воздухом. В качестве газообразного топлива для автомобильных двигателей применяют пропан, бутан и их смеси (50% пропана и 50% бутана). При особо низких температурных условиях применяют пропан с добавлением до 10% этана или этилена.

Для строительства автотранспортных предприятий в настоящее время широко применяются легкие ограждающие конструкции с утеплителем из эффективных теплоизоляционных материалов.

Характерными причинами пожаров в гаражах, на открытых стоянках могут быть: применение факелов или паяльных ламп для обогревания двигателей и устранения ледяных пробок в газопроводах; искрение и короткое замыкание электропроводов и электрооборудования; нагрев катушки зажигания при длительном включении зажигания неработающего двигателя; самовозгорание обтирочных материалов. Пожары могут происходить из-за нарушения правил пожарной безопасности при монтаже и эксплуатации теплогенерирующих установок.

Пожарную опасность в зоне обслуживания представляют:

попадание вместе с водой горючесмазочных материалов в систему канализации в процессе мойки автомобиля;

применение большого количества смазочных материалов при ведении электрогазосварочных работ возможность их розлива вследствие применения открытой и неисправной тары, скопление смазочных материалов в смотровых канавах, на полу;

утечка топлива; заправка автомобилей топливом — при заполнении топливных баков выделяются пары легковоспламеняющихся жидкостей, возможен розлив топлива и образование местных взрывоопасных концентраций;

мойка деталей в легковоспламеняющихся (керосине, бензине) и горючих жидкостях, ремонт топливной аппаратуры, зарядка аккумуляторов, стенды горячей обкатки двигателей, окраски машин и деталей и др.;

шлифовка блоков цилиндров, где в качестве смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) применяют керосин. Хонинговальная головка станка во время работы совершает вращательное и одновременно возвратно-поступательное движения, которые приводят к разбрызгиванию керосина. При испытании двигателей возможно попадание топлива и смазочных масел на высоконагретую поверхность выпускной системы.

Раскаленные газы и искры могут вылетать в мотороиспытательное помещение через неплотности в коллекторе и послужить причиной загорания горючих материалов.

Пожарная опасность при ремонте и регулировке приборов системы питания двигателей обуславливается применением бензина, керосина, дизельного топлива, возможностью образования местных взрывоопасных концентраций.

В процессе зарядки аккумуляторов происходит выделение водорода, который в смеси с воздухом может образовать взрывоопасную концентрацию.

В вулканизационном помещении применяется большое количество горючего материала в виде камер, покрышек, резинового клея, а также имеются вулканизационные приборы, нагретые до высокой температуры (выше tсв) горючих материалов. Приготовление резинового клея и его нанесение на склеиваемые поверхности сопровождается выделением паров бензина и образований взрывоопасных концентраций.

3 Противопожарные мероприятия при проектировании и эксплуатации гаражей, станций технического обслуживания автомобилей, автозаправочных станций

При планировке автотранспортных предприятий решаются вопросы использования и застройки земельного участка, взаимного расположения зданий и сооружений с учетом рельефа местности и господствующего направления ветра, соблюдения противопожарных разрывов, обеспечения дорогами и проездами.

Автотранспортные предприятия, имеющие число постов технического обслуживания автомобилей более 10 или предназначенные для хранения более 50 автомобилей, должны иметь не менее двух въездов.

Противопожарные разрывы от площадок для хранения автомобилей до промышленных, сельскохозяйственных и автотранспортных зданий и сооружений принимаются в зависимости от их степени огнестойкости. Для хранения автоцистерн, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, предусматриваются специальные изолированные площадки.

В действующем автотранспортном предприятии, приспособленном для работы на сжатом природном газе, предусматривают площадку для выпуска сжатого газа и устройства навеса для складирования баллонов. Расстояние от площадки выпуска газа до зданий и сооружений АТП принимают:

до зданий и сооружений I, II степени огнестойкости со стороны стен без проемов не менее 9 м;

до зданий и сооружений той же степени огнестойкости, но со стороны стен с проемами, а также до здании исооружений III, IIIа, IIIб степени огнестойкости со стороны стен без проемов 15 м;

до зданий и сооружений III, IIIа, IIIб степени огнестойкости со стороны стен с проемами, а также до зданий и сооружений IV, IVа, V степени огнестойкости и до площадок и навесов хранения подвижного состава 18м;

до подземных резервуаров и раздаточных колонок топливозаправочных пунктов 6м.

Проектирование автотранспортных предприятий производится с учетом размера хранимых и обслуживаемых автомобилей. В зависимости от длины и ширины автомобили условно подразделяются на четыре категории (табл. 1).

Размеры автомобилей, м

До 6 включительно

До 2 включительно

Более 6 до 8 включительно

Более 2 до 2,5 включительно

Более 8 до 11 включительно

Более 2,5 до 2,8 включительно

Проезжая часть дорог имеет ширину не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении.

Степень огнестойкости зданий гаражей зависит от их площади и этажности. Многоэтажными строят здания не ниже II степени огнестойкости с площадью этажа между противопожарными стенами не более 5200 м 2 .

Одноэтажные гаражи размещают в пристройках к общественным зданиям при условии отделения их противопожарными стенами.

Хранение, а также техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей осуществляют совместно с автомобилями, работающими на бензине и дизельном топливе при условии соблюдения требований, предъявляемых к газобаллонным автомобилям. В многоэтажных зданиях газобаллонные автомобили размещают на верхних этажах.

Автоцистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, хранят в помещениях одноэтажных зданий не ниже II степени огнестойкости, изолированных от других помещении стенами с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

Помещения для хранения автомобилей отделяют от помещений для технического обслуживания и ремонта несгораемыми стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Ворота и двери в этих стенах выполняют противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.

Смазочные материалы в помещениях постов технического обслуживания и ремонта автомобилей хранят в наземных резервуарах вместимостью не более 1 м3 каждый. Общее количество хранимых смазочных материалов не превышает 5 м3.

При проектировании и строительстве автопредприятий предусматривают ряд мероприятий, обеспечивающих успешную эвакуацию автомобилей в случае пожара: достаточное число эвакуационных ворот, строго определенная расстановка автомобилей в зоне стоянки и надлежащее содержание путей эвакуации.

Число наружных ворот в помещениях для эвакуации автомобилей, расположенных на первом, в цокольном и подвальном этажах, принимается при количестве автомобилей до 25 — одни ворота, от 25 до 100 — двое ворот, а более 100 — дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей. Выезд автомобилей из цокольных или подвальных этажей через первый этаж не допускается.

В зависимости от эксплуатационных требований и в целях быстрой и безопасной эвакуации в случае пожара расстановка автомобилей может производиться согласно схемам (рис. 8.1).

Способы расстановки автомобилей в пределах стоянки классифицируются по следующим признакам:

по числу рядов — однорядные, двухрядные и многорядные;

по углу установки автомобилей по отношению к оси проезда — прямоугольные и косоугольные;

по условиям движения при установке на места хранения и выезда с них — тупиковые и прямоточные.

При тупиковой расстановке допускается не более двух, а при прямоточной — не более восьми рядов. Тупиковая и прямоточная расстановка могут быть с внутренним проездом и без него.

При расстановке автомобилей в гаражах и помещениях для технического обслуживания и ремонта предусматривают определенные расстояния между автомобилями и конструктивными элементами зданий в соответствии с нормами строительного проектирования предприятия по обслуживанию автомобилей.

Ширину проездов в помещениях для хранения автомобилей принимают из расчета соблюдения следующих габаритов приближения маневрируемого автомобиля к конструкциям зданий и к автомобилям на местах хранения:

до соседних автомобилей или до конструкций здания у места хранения маневрируемого автомобиля — 0,2 м при автомобилях I категории; 0,3 м при автомобилях II категории и 0,4 м — при автомобилях III и IV категории;

до автомобилей или конструкции здания на другой стороне проезда от места хранения маневрируемого автомобиля — 0,7 м при автомобилях I категории; 0,8 м — при автомобилях II категории и 1 м — при автомобилях III и IV категории.

В многоэтажных зданиях гаражей каждый этаж является самостоятельной стоянкой, где чаще применяют прямоугольную однорядную, реже двухрядную расстановку автомобилей. В зависимости от способа перемещения автомобилей стоянки разделяют на немеханизированные, полумеханизированные и механизированные.

На механизированных стоянках движение автомобилей между этажами осуществляется по наклонным плоскостям — рампам (пандусам), которые в зависимости от их очертаний в плане могут быть прямолинейными (рис. 8.2) и криволинейными (рис. 8.26).

Число рамп определяют расчетом, исходя из условий эвакуации всех автомобилей из здания в течение 1 ч при движении автомобилей со скоростью 15 км/ч и интервалом между ними 20 м. Независимо от расчета предусматривают однопутную рампу при хранении на всех этажах, кроме первого, до 100 автомобилей, одну двухрядную рампу при аналогичных условиях хранения от 100 до 200 автомобилей и две раздельные однопутные рампы при хранении более 200 автомобилей.

Ширина проезжей части однопутной прямоугольной рампы равна наибольшей ширине автомобиля плюс 0,8 м, но не менее 2,5 м, однопутной криволинейной — ширине полосы, образуемой в плане проекцией движущегося автомобиля, плюс 1 м, но не менее 3,5 м.

На полумеханизированных стоянках подъем и спуск автомобилей совершаются с помощью лифтов, а по этажам они движутся своим ходом. На механизированных стоянках подъем и спуск автомобилей осуществляют с помощью лифтов, а горизонтальное перемещение в пределах этажа — с помощью катучих подвесных и опорных шахт лифта, установку на место — с помощью траверсных и буксирующих тележек или транспортеров

При отсутствии рамп лифты обеспечивают питанием от двух независимых источников питания. Число лифтов для автомобилей принимают из расчета один стационарный лифт для 100 автомобилей, передвижной лифт — для 200 автомобилей.

Для эвакуации людей в воротах для автомобилей предусматривают калитки без порогов, открывающиеся по направлению выхода из здания.

Во всех помещениях автотранспортных предприятий где находятся автомобили с работающими двигателями устраивают приточно-вытяжную механическую или естественную вентиляцию.

В помещениях хранения и постов технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей предусматривают естественную вентиляцию в объеме однократного воздухообмена помещения. При невозможности осуществить однократный воздухообмен за счет естественного проветривания дополнительно к естественным системам вентиляции устраивают механическую вытяжную вентиляцию с вентиляторами взрывобезопасного исполнения.

Аккумуляторные помещения оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, а верхнюю зону помещения — естественной вытяжкой, обеспечивающей не менее чем однократный обмен воздуха в 1 ч. Вентиляционная система обслуживает только аккумуляторные помещения. Выброс газов производят через шахту, возвышающуюся над крышей здания не менее чем на 1,5 м.

Для удаления дыма, при пожаре в помещениях для хранения автомобилей без естественного освещения или с недостаточным естественным освещением устраивают окна площадью не менее 0,2% площади пола помещений. В верхних этажах многоэтажных здании вместо окон предусматривают вытяжные шахты.

Отопление помещений для хранения и обслуживания автомобилей предусматривают центральное водяное, паровое или воздушное.

Открытые площадки для хранения автомобилей для целей пожаротушения обеспечивают противопожарным водопроводом или водоемами. Расчётный расход воды на наружное пожаротушение автомобилей при на открытых площадках принимается:

10 л/с при хранении до 250 автомобилей.

15 л/с при хранении более 250 автомобилей.

Для ограничения распространения горения по канализационной сети, связанной с удалением производственных сточных вод от мойки автомобилей, полов помещений, содержащих огнеопасные жидкости, устанавливают грязеотстойники и бензомаслоуловители с гидравлическими затворами. транспортный автозаправочный опасность противопожарный

Местные очистные установки размещают вне зданий на расстоянии 6 м от наружных стен.

Автоматические установки пожаротушения устраивают в помещениях для хранения, обслуживания и ремонта автомобилей высотой в 2 этажа и более, а также в одноэтажных указанных помещениях площадью 7000 м 2 и более. Установками обнаружения пожара оборудуются одноэтажные помещения для хранения и обслуживания автомобилей площадью от 200 до 7000 м 2 .

В помещениях хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей устраивают автоматические системы контроля газовой среды, обеспечивающие при достижении в помещении концентрации газа в количестве 20% НПВ, включение звукового и светового сигналов и отключение всех потребителей электроэнергии (за исключением потребителя вентиляционных установок).

На случай возникновения пожара обеспечивают возможность быстрой эвакуации автомобильного транспорта, для чего не загромождают выездные ворота и проезды, не устанавливают автомобили в количествах, превышающих норму. Кроме того, на хранение не устанавливают автомобили с неисправной пневматической тормозной системой.

Для помещений, где хранят более 25 автомобилей, разрабатывают специальный план расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара. В плане определен порядок хранения ключей зажигания. В ночное время, в выходные и праздничные дни предусматривают дежурство водителей.

Стоянки автомобилей оснащают буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 автомобилей. План расстановки и эвакуации автомобилей практически отрабатывают в ночное время.

Читать статью  Зона комфорта» – что должно быть в машине, чтобы уверенно себя чувствовать в любой ситуации! — СберМегаМаркет на DRIVE2

При подготовке автомобилей к ремонту демонтажные работы проводят после слива топлива и смазочных масел. Отработанные масла сливают в специальные подземные резервуары, а в автопредприятиях с небольшим числом автомобилей — в закрытую металлическую тару, которую хранят в специально оборудованных помещениях.

Моют (обезжиривают) детали негорючими составами, пастами, растворителями и эмульсиями. Важным достижением последних лет в области очистки является создание технических моющих средств (ТМС) на основе поверхностно-активных веществ (ПАВ). В настоящее время нашли применение ТМС типа Лабомид-101, 102, 203, 204, КМ-1, КМ-3, КМ-5, ТМС-31, МЛ-51, МС-15, МС-8.

Для снижения пожарной опасности процесса шлифовки блоков цилиндров двигателя керосин заменяют смазочно-охлаждающей жидкостью ВИ-4, имеющей значительно меньшую пожарную опасность (температура вспышки ВИ-4—125°С).

Для обеспечения пожарной безопасности мест испытания двигателей на мотороиспытательных станциях предусматривают:

установку расходного топливного бака вне помещений испытательных станций на расстоянии 10 м от стены с проемами, при отсутствии проемов в стене расстояние до расходного бака не нормируется;

установку на топливопроводе, по которому топливо подают к испытательным двигателям, не менее двух вентилей: один у расходного бака, второй на каждом ответвлении, идущем к испытательным стендам;

прокладку выхлопных труб испытываемых двигателей выше топливопроводов, очистку выхлопных труб и общего коллектора от нагара и сажи;

слив отработанного масла от испытываемых двигателей в специальную подземную емкость, установленную вне помещения (в небольших мотороиспытательных станциях допускается слив отработанного масла в металлические плотно закрывающиеся емкости, которые хранят в специальных помещениях).

Заряжаемые аккумуляторы устанавливают на специальных стеллажах, покрытых кислотоупорным материалом.

Включение зарядных устройств блокируют с пуском в работу вытяжной вентиляции.

Для того, чтобы предотвратить появление источников зажигания, аккумуляторные батареи соединяют между собой плотно прилегающими зажимами, для их осмотра используют переносные лампы во взрывобезопасном исполнении напряжением не выше 42 В. В помещении для зарядки аккумуляторов не пользуются электронагревательными приборами и не применяют открытый огонь

Шерохование покрышек и камер производят в изолированных помещениях, места и установки шерохования оборудуют местной вытяжной вентиляцией. Все обрезки резины и другие отходы собирают в несгораемые ящики и после окончания работы удаляют.

Приготовление резинового клея и нанесение его на склеиваемые поверхности производят в изолированном помещении, расположенном у наружных стен. Столы и установки для промазки резиновым клеем оборудуют местной вытяжной вентиляцией.

Перед пуском в работу проверяют герметичность клеемешалок и исправность электрооборудования, которое выполняют во взрывозащищенном исполнении. Во избежание образования взрывоопасных концентраций работа клеемешалок допускается только в закрытом состоянии, исключающем поступление внутрь воздуха.

Наиболее опасной операцией в гаражах является окраска узлов и деталей с применением нитроэмалей и нитрокрасок. Поэтому краскоприготовительные размещают в изолированных помещениях, рабочие места, где выделяются вредные пары и газы (посты ручного окрашивания, окрасочные камеры, посты и агрегаты очистки и подготовки поверхностей для окраски и т. д.), оборудуют местными отсосами.

Лакокрасочные материалы, растворители, разбавители, полуфабрикаты для приготовления обезжиривающих и полировочных составов хранят в отдельных складских зданиях или подземных хранилищах, оборудованных принудительной вентиляцией и средствами пожаротушения. Кладовые для хранения лакокрасочных материалов оборудуют стеллажами или закрытыми металлическими шкафами. Взаимно реагирующие вещества хранят раздельно.

Для хранения порожней тары выделяют специальные площадки вне окрасочного помещения на расстоянии не менее 25 м от здания.

Для производства работ с ЛВЖ и ГЖ применяют искробезопасный инструмент. Тару из-под лакокрасочных материалов очищают мягкими скребками.

Разлитые на пол краски и растворители немедленно убирают с применением сухого песка или опилок и удаляют из окрасочного помещения

Автозаправочные станции (АЗС) являются составной частью предприятий по техническому обслуживанию автомобилей. Автозаправочные станции бывают передвижные и стационарные.

Стационарные автозаправочные станции включают подземные резервуары для хранения нефтепродуктов, бензо-, масло- и воздухораздаточные колонки, водораздаточные устройства и воздушные компрессоры, помещения для обслуживающего персонала.

По производительности АЗС подразделяются на станции, обеспечивающие 200, 500, 750, 1000 и более заправок автомобилей в сутки.

Заправляют автомобили из топливораздаточных колонок, состоящих из насоса, счетчика отпускаемого топлива и раздаточного шланга с пистолетом.

Здания автозаправочных станций выполняют одноэтажными из несгораемых материалов I, II степени огнестойкости. Покрытие проездов у раздаточных колонок и площадок для автоцистерн у резервуаров выполняют из неискрящего материала, стойкого к действию нефтепродуктов.

Нефтепродукты сливают при неработающем двигателе и заземленной цистерне. Заземление не снимают до полного слива нефтепродуктов из автоцистерны и отсоединения трубопроводов и шлангов. Наконечники сливных шлангов изготовляют из материала, исключающего возможность искрообразования.

Машины на заправочной станции устанавливают так, чтобы следующая за заправляемой находилась на расстоянии не менее 3м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, было не менее 1м.

Газобаллонные автомобили заправляют газовым топливом только на газонаполнительных станциях (АГНС) или специальными газозаправщиками.

Исправность и пригодность баллонов для наполнения газом подтверждают в путевом или маршрутном листе водителя автомобиля специальным штампом «Баллоны проверены» и подписью лица, ответственного за их проверку; заполнять автомобильные баллоны, если давление газа на заправочной колонке превышает 1,6 МПа и при работающем двигателе, не разрешается.

Насосы и компрессоры, применяемые для перекачки сжиженных газов, должны быть снабжены исправными сальниковыми уплотнителями. Ремни передач для привода компрессоров содержат в чистоте и защищают от попадания на них грязи, масла и других веществ, которые могут изменить электропроводимость покрытия ремней.

Помещения АГНС оборудуют приборами контроля за опасной концентрацией газа в воздухе. Кроме этого один раз в смену проводят анализ среды в помещениях с помощью переносных приборов.

Подземные резервуары для сжиженных газов снабжают указателями уровня, манометрами, предохранительными клапанами и пробоотборниками. На резервуарах устанавливают не менее двух предохранительных клапанов через трехходовой кран, позволяющий отключить один из двух клапанов для осмотра. Отвод газа от предохранительного клапана осуществляют через свечи. Разрешается присоединять несколько предохранительных клапанов к одной продувочной свече. Высота свечи должна быть не менее 3 м.

Для целей пожаротушения АЗС должны иметь противопожарный водопровод или водоем. Расчетный расход воды на наружное пожаротушение принимается 10 л/с.

В качестве заключения хотелось сказать, что пожаробезопасности уделяется особое внимание. По пожаробезопасности действует ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность» Общие требования, который был переиздан в (январь 1996 г.) с Изменением №1, утвержденным в октябре 1993 г. (ИУС 1-95). Установление пожаробезопасности в автомастерских, очень сложный процесс. Так как в данной области применяются различные технологические процессы. Поэтому в этой области постоянно ведутся разработки, изучается заграничный опыт, и ведутся научные исследования.

Список используемой литературы

1. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность» Общие требования

2. Пожарная безопасность — B.И. Горшков

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Пожарная безопасность, причины пожаров на производственных объектах. Мероприятия по пожарной профилактике. Организационные, технические и эксплуатационные мероприятия. Права и обязанности предприятий. Противопожарные разрывы и преграды, пути эвакуации.

реферат [18,8 K], добавлен 11.11.2010

Пожарная обстановка в Российской Федерации за 9 месяцев 2004 года. Причины возникновения пожаров в жилом секторе и влияние человеческого фактора. Противопожарные системы утепления фасадов жилых домов и других зданий. Пожарная автоматика. Общественные здан

курсовая работа [21,9 K], добавлен 08.12.2004

Комплекс организационных и технических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации пожаров. Пожарная безопасность промышленных предприятий. Предупреждение пожаров. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Санитарно-защитные зоны.

учебное пособие [20,4 K], добавлен 24.03.2009

Пожарная безопасность. Пожар как фактор техногенной катастрофы. Причины возникновения пожаров на предприятиях. Автотранспортные предприятия. Предприятия машиностроения. Лаборатории. Меры по пожарной профилактике. Способы и средства тушения пожаров.

курсовая работа [22,4 K], добавлен 02.06.2002

Пожарная опасность жилых домов, критерии и принципы ее оценки. Главные причины и предпосылки возникновения пожаров, актуальность и направления повышения уровня безопасности в данной сфере. Устойчивость высотного здания при наличии очага возгорания.

Требования ПБ к автосервису: на что обратить внимание, когда горят колеса

Автосервис — место повышенной пожарной опасности. Бензин, промасленная ветошь, резиновые покрышки. Все это — не только привычная обстановка любой мастерской, но и возможная причина быстрого возгорания.

Как избежать ЧП и примерно соблюдать все правила пожарной безопасности в автосервисе? Об этом рассказывают сотрудники «ПожСистемСтрой».

Регламентирующие документы

пожарная опасность автосервиса

Прежде чем начать подготовку списка документов, следует уточнить, что универсальных регламентов не существует. Так, если вы раздобыли стандартную инструкцию по пожарной безопасности без указания характеристик объекта и особенностей производства, инспектор признает ее недействительной и будет совершенно прав: согласно новым нормативам противопожарного режима РФ от 2021 года документ должен составляться с учетом особенностей конкретного здания и профиля работы.

Деятельность автомастерской регламентируют следующие бумаги:

  • ВСН 01–89 — о строительных нормах;
  • СП 7.13130.2009 — отопление, вентиляция, кондиционирование;
  • ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года — требования пожарной безопасности;
  • ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994 — основы обеспечения ПБ;
  • СП 5.13130.2009 — о системах защиты от огня;
  • ПП N 390 от 25.04.12 — о противопожарном режиме;
  • НПБ 88–2001 — об установках тушения;
  • Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. и НПБ по обучению мерам пожарной безопасности.

Какие документы должны быть у владельца автосервиса:

    1. Приказ о назначении ответственного за ПБ.
    2. Приказ о проведении инструктажей и проверок.
    3. Инструкции о мерах ПБ:
      • в покрасочном отделении
      • на автомойке
      • в шиномонтажной мастерской
      • а также отдельный регламент по действию работников в случае ЧС
    4. График инструктажей (вводного, первичного, на рабочем месте, повторного) и журнал их проведения с подписями всех сотрудников.
    5. Таблички на всей территории автосервиса: «категория помещений», «расстояние до водоисточника», «курение и открытый огонь запрещены», «место хранения ключей».
    6. Журнал использования противопожарных систем с комплектом документации для каждого прибора.

    Как видите, пакет бумаг довольно объемный. Помимо перечисленного, на видном месте мастерской должен размещаться план эвакуации — одна из главных позиций, на которую смотрит любая проверка.

    Класс пожарной опасности

    правила пожарной безопасности в автосервисе

    Степень пожарной безопасности в автосервисе определяется классом. Он присваивается в зависимости от назначения строения и по ряду других критериев. Так, выделяют несколько классов:

    1. Помещения, в которых люди находятся временно — гостиницы, общежития или хостелы.
    2. Здания, предназначенные для мероприятий, например, театры, арены, концертные залы.
    3. Обслуживающие сооружения — вокзалы, банки.
    4. Дома с массовым скоплением детей, подростков и молодых людей — сады, школы, университеты, научно-исследовательские институты.
    5. Склады и различные производства.

    Каждый класс содержит в себе подклассы. Например, 5 класс делится на:

    • Ф 5.1 – сооружения с размещенными внутри производствами и лабораториями;
    • Ф 5.2 – здания складского типа, автостоянки и архивы;
    • Ф 5.3 – сельскохозяйственные организации.

    Автосервис имеет маркировку Ф5.2. Кроме класса, каждому помещению присваивается категория взрывоопасности (самая высокая А, наиболее безопасная Д). На этот показатель влияют следующие параметры:

    • размер строения;
    • высота потолков и этажность;
    • температуры внутри здания;
    • отделочные материалы для пола и стен;
    • наличие вентиляции и противопожарной системы.

    Независимо от присвоенного класса и категории, в помещении автосервиса необходимо соблюдать некоторые правила:

    • вовремя вывозить мусор, не накапливать его в проходах;
    • всю промасленную ветошь хранить в отдельном металлическом ящике;
    • сварочные работы проводить в строго отведенном месте;
    • по графику проверять освещение и электропроводку.

    Само собой, всегда должны быть доступны огнетушители и свободно открываться эвакуационный выход.

    Основные требования пожарной безопасности

    пожарная безопасность в автосервисе

    Ответственность за безопасность помещения возлагается на руководителя. Вот что он должен обеспечить на территории автосервиса:

    • оборудовать место для курения;
    • установить порядок уборки и хранения промасленной ветоши и рабочей одежды;
    • определить порядок выключения всех приборов и обесточивание помещения в конце рабочего дня;
    • регламентировать проверки и закрытия помещений, действия персонала при пожаре, проведение огнеопасных работ;
    • установить сроки и порядок прохождения противопожарного инструктажа, назначить ответственных сотрудников.

    Помимо этого, существуют требования к помещению, электроприборам, вентиляции, пожарной сигнализации и плану эвакуации.

    Требования к помещению

    Необходимая площадь рассчитывается исходя из видов работ, их объема и размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО. За минимум принято считать 5 кв. метров на одного работника без учета техники.

    В автосервисе обязательно должны быть санузел, душ и раздевалка со шкафчиками, где сотрудники могут переодеть комбинезоны и оставить свою одежду.

    Что касается отделки помещения, то материалы должны быть устойчивы к действию бензина, масел и воды. Окрашивание стен масляными красками допустимо не менее, чем на высоте ⅔ от пола, а пол должен быть облицован плиткой.

    В помещении необходимы центральное отопление, канализация, холодная и горячая вода, искусственное и естественное освещение, вентиляция.

    Требования к освещению и проводке

    Требования к вентиляции

    Швы и стыки обрабатываются герметиком, элементы вентиляции находятся в защитном коробе, который должен быть доступен для проведения осмотра и ремонта.

    Подробнее о требованиях пожарной безопасности к вентиляции читайте в отдельной статье.

    Требования к пожарной сигнализации и другим АПС

    Стандартный набор оборудования ПБ для мастерской:

    • извещатели дымовые, тепловые или ручные, датчики пламени;
    • оповещатели световые (светодиодные указатели), голосовые;
    • панель контроля, принимающая сигнал ЧС и передающая его пожарной службе.

    Все оборудование монтируется только работниками МЧС или сторонними организациями, имеющими соответствующую лицензию, например, «ПожСистемСтрой».

    Чтобы убедиться, что ваш автосервис безопасен и инспектор не выпишет крупный штраф, закажите пожарный аудит! Наш сотрудник проверит все, на что может посмотреть официальная комиссия, и подготовит подробный отчет с рекомендациями по исправлению.

    Добровольный аудит не только экономит на возможных штрафах, но и освобождает от плановых проверок МЧС на 3 года.

    Источник https://fire-declaration.ru/instrukcii/instrukciya-o-merah-pozharnoy-bezopasnosti-v-avtoremontnoy-masterskoy-predpriyatiya

    Источник https://revolution.allbest.ru/life/00331592_0.html

    Источник https://pozhsystems.ru/pozharnaya-bezopasnost-v-avtoservise/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: