Опытная эксплуатация
3.11 Опытная эксплуатация — эксплуатация головного образца изделия по специальной программе с целью совершенствования конструкции, контроля показателей технической характеристики в условиях реальной эксплуатации в течение ограниченного срока.
Опытная эксплуатация направлена на улучшение технологических показателей и последующего распространения этого опыта на все изделия данного типа.
19. Опытная эксплуатация
Эксплуатация системы, проводимая силами заказчика с целью проверки работоспособности системы (подсистемы), готовности оперативного и ремонтного персонала к работе в условиях промышленной эксплуатации. При опытной эксплуатации системы оперативно-техническое обслуживание и выявление дефектов осуществляет заказчик. Устранение неисправностей, вызвавших неработоспособность систем, производит соответствующая организация, допустившая неисправность. Допускается в процессе опытной эксплуатации подрядчику производить дополнительную отладку программ и устройств в соответствии с рабочей программой опытной эксплуатации
По ГОСТ 24.602-86; ГОСТ 24.104-35; title=»Правила приемки в эксплуатацию из монтажа и наладки систем управления технологическими процессами тепловых электрических станций»; ОРММ-3 АСУ ТП
Смотри также родственные термины:
Опытная эксплуатация АС
Ввод АС в действие с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик АС и готовности персонала к работе в условиях функционирования АС, определения фактической эффективности АС, корректировке (при необходимости) документации.
Опытная эксплуатация АС
Ввод АС в действие с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик АС и готовности персонала к работе в условиях функционирования АС, определения фактической эффективности АС, корректировке (при необходимости) документации.
8 опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация заданного числа единиц железнодорожного подвижного состава, осуществляемая по специальной программе с целью совершенствования системы эксплуатации по результатам учета реальных условий эксплуатации, контроля в этих условиях технических характеристик железнодорожного подвижного состава и приобретения опыта освоения эксплуатации.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Полезное
Смотреть что такое «Опытная эксплуатация» в других словарях:
Опытная эксплуатация АС — Ввод АС в действие с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик АС и готовности персонала к работе в условиях функционирования АС, определения фактической эффективности АС, корректировке (при необходимости) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Опытная эксплуатация — этап ввода АС в эксплуатацию от начала энергетического пуска до приемки станции в промышленную эксплуатацию. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
опытная эксплуатация — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN instalation phase … Справочник технического переводчика
Опытная эксплуатация автоматизированной системы — комплексная проверка готовности автоматизированной системы. Опытная эксплуатация имеет своей целью проверку алгоритмов, отладку программ и технологического процесса обработки данных в реальных условиях. См. также: Автоматизированные системы… … Финансовый словарь
Опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава — Опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: эксплуатация заданного числа единиц железнодорожного подвижного состава, осуществляемая по специальной программе с целью совершенствования системы эксплуатации по результатам учета… … Официальная терминология
опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава — Эксплуатация заданного числа единиц железнодорожного подвижного состава, осуществляемая по специальной программе с целью совершенствования системы эксплуатации по результатам учета реальных условий эксплуатации, контроля в этих условиях… … Справочник технического переводчика
опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава — 8 опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация заданного числа единиц железнодорожного подвижного состава, осуществляемая по специальной программе с целью совершенствования системы эксплуатации по результатам учета… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пробный пуск и опытная эксплуатация — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN trial run … Справочник технического переводчика
Опытная эксплуатация разведочных скважин — ► pilot operation Предварительная добыча нефти на открытом новом нефтяном месторождении или новом нефтяном пласте с целью ознакомления с промышленной характеристикой нефтяного пласта, установления режима его работы, степени взаимодействия скважин … Нефтегазовая микроэнциклопедия
Пробная эксплуатация, опытная эксплуатация — ► pilot operation Начальный период разработки нефтяного (газового) месторождения или его части с целью получения необходимого количества информации, используемой для обоснования системы и показателей промышленной разработки и составления ее… … Нефтегазовая микроэнциклопедия
Что такое опытная эксплуатация автомобиля
от 26 ноября 2018 г. N 1415
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее — эксперимент).
2. Настоящее Положение распространяется на участников отношений, возникающих в связи с проведением эксперимента.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
«автоматизированный режим управления» — режим, при котором управление транспортным средством осуществляется автоматизированной системой вождения;
«автоматизированная система вождения» — программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя, с возможностью автоматического отключения при воздействии водителя на органы управления для перехода в режим ручного управления при необходимости, в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
«собственник высокоавтоматизированного транспортного средства» — юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежит высокоавтоматизированное транспортное средство и которое участвует в проведении эксперимента на добровольной основе;
«водитель высокоавтоматизированного транспортного средства» — физическое лицо, находящееся во время проведения эксперимента на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства, активирующее автоматизированную систему вождения высокоавтоматизированного транспортного средства и контролирующее движение этого транспортного средства в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме ручного управления. Водитель высокоавтоматизированного транспортного средства является водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения»;
«высокоавтоматизированное транспортное средство» — транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой вождения, и не подлежащее отчуждению в период проведения эксперимента;
«заявитель» — собственник высокоавтоматизированного транспортного средства, подавший заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
«испытательная лаборатория» — федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», осуществляющее проведение оценки соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств на основании договоров с собственниками высокоавтоматизированных транспортных средств и реализующее предусмотренные настоящим Положением полномочия без использования бюджетных средств;
«опытная эксплуатация» — эксплуатация, включающая движение в автоматизированном режиме управления одного или нескольких высокоавтоматизированных транспортных средств, проводимая в соответствии с программой опытной эксплуатации, не предусматривающей перевозку пассажиров на возмездной основе;
«ручной режим управления» — режим, при котором управление высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет водитель;
«специальная декларация» — специальная декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., принимаемая собственником такого транспортного средства в целях получения заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Форма специальной декларации приведена согласно приложению N 1;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
(см. текст в предыдущей редакции)
«декларация о неизменности конструкции» — декларация о неизменности конструкции по форме согласно приложению N 2, оформляемая в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
«партия высокоавтоматизированных транспортных средств» — не более 150 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств, в конструкцию которых внесены идентичные изменения в отношении их конструкции, установленной автоматизированной системы вождения, а также способа изменений, связанных с их оснащением автоматизированной системой вождения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
4. Целями и задачами эксперимента являются:
а) апробация движения высокоавтоматизированного транспортного средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным дорогам общего пользования;
б) определение фактических значений качественных и количественных характеристик автоматизированной системы вождения;
в) определение фактической эффективности работы автоматизированной системы вождения;
г) подтверждение возможности эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;
д) выработка технических требований к автоматизированной системе вождения для разработки технических регламентов и документов по стандартизации.
5. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства;
г) испытательная лаборатория.
6. В целях проведения эксперимента:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает состав и порядок представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента и по его итогам;
б) испытательная лаборатория:
ежемесячно представляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию о количестве заявок, поступивших от заявителей, и количестве выданных заключений о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
формирует предложения по составу требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам, разработке методов испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на основании результатов эксперимента и направляет их в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
проводит испытания высокоавтоматизированных транспортных средств;
оценивает транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями на соответствие требованиям безопасности с выдачей или отказом в выдаче заключения о соответствии высокоавтоматизированного транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства:
утверждает программу опытной эксплуатации;
ведет протокол проведения опытной эксплуатации;
осуществляет опытную эксплуатацию;
представляет информацию о результатах опытной эксплуатации в испытательную лабораторию.
7. До дня подачи заявки на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности заявитель должен застраховать и поддерживать застрахованным в период проведения опытной эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства.
8. Для участия в эксперименте собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет в испытательную лабораторию:
а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в которой указываются:
субъект Российской Федерации, на территории которого планируется проведение опытной эксплуатации;
перечень высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства);
информация о водителях высокоавтоматизированных транспортных средств, подтверждающая их соответствие требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 11 настоящего Положения;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство, а в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, — транспортное средство, которое отбирается из этой партии высокоавтоматизированных транспортных средств испытательной лабораторией случайным образом для проведения оценки соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. К заявке на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности прилагаются:
а) специальная декларация;
б) руководство водителя высокоавтоматизированного транспортного средства по работе с автоматизированной системой вождения;
в) программа опытной эксплуатации;
г) документы, подтверждающие исполнение заявителем требования пункта 7 настоящего Положения;
д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней со дня подачи заявки;
е) декларация, подписанная уполномоченным лицом заявителя о соответствии водителей, которые будут принимать участие в эксперименте, требованиям, установленным настоящим Положением;
ж) видеоматериалы, подтверждающие проведение заявителем тестирования работы высокоавтоматизированного транспортного средства в автономном режиме на территории полигона;
з) декларация о неизменности конструкции — в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств.
(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
10. В течение 45 дней со дня получения документов и материалов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, испытательная лаборатория:
а) проводит их оценку на предмет соответствия требованиям подпункта «а» пункта 8 и пункта 9 настоящего Положения;
б) проводит оценку в форме испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения;
в) выдает заявителю или направляет отказ в выдаче заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности с указанием идентификационного номера (VIN) транспортного средства (в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, — также с указанием перечня транспортных средств, составляющих партию высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять), в отношении которого была проведена оценка соответствия (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности выдается при совокупном выполнении следующих требований:
а) соответствие водителя высокоавтоматизированного транспортного средства следующим требованиям:
наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
стаж вождения транспортных средств соответствующей категории не менее 3 лет;
отсутствие случаев административного наказания за нарушения в области безопасности дорожного движения в части лишения права управления транспортным средством соответствующей категории;
отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством соответствующей категории;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство оснащено:
устройствами для непрерывной некорректируемой видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки;
устройством для активации и деактивации автоматизированной системы вождения, доступ к которому обеспечивается для водителя без отсоединения ремней безопасности;
устройством для непрерывной некорректируемой регистрации, сбора и хранения данных датчиков автоматизированной системы вождения, функционирующим отдельно от иных устройств и обеспечивающим запись информации в формате, доступном только для чтения;
установленным сзади высокоавтоматизированного транспортного средства специальным знаком «Автономное управление» в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны), в который вписана буква «А» черного цвета;
в) заявителем представлены документы и материалы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения;
г) отсутствуют основания для отказа, указанные в пункте 12 настоящего Положения.
12. Испытательная лаборатория отказывает заявителю в выдаче заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в следующих случаях:
а) заявитель не является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, в отношении которого запрашивается заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
б) заявителем представлен неполный перечень документов и материалов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, или содержание этих документов и материалов не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением;
в) результаты испытаний высокоавтоматизированного транспортного средства не подтверждают соответствие этого высокоавтоматизированного транспортного средства обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения.
13. Заявитель вправе повторно подать заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче указанного заключения.
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит изменения в регистрационные данные высокоавтоматизированного транспортного средства на основании представленного собственником высокоавтоматизированного транспортного средства (его владельцем) заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, а в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, — также на основании декларации о неизменности конструкции и выданного испытательной лабораторией перечня транспортных средств, составляющих партию высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства), и вносит запись об отнесении этого транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным средствам в целях участия в проведении эксперимента в графу «особые отметки» свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортного средства и указывает ограничения по эксплуатации таких транспортных средств исключительно на территории проведения эксперимента и на период проведения эксперимента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2020 N 200)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. В случае если собственник высокоавтоматизированного транспортного средства не выполняет обязанность по представлению информации о результатах эксперимента в испытательную лабораторию в порядке, указанном в подпункте «а» пункта 6 настоящего Положения, испытательная лаборатория вправе направить соответствующее уведомление в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации по результатам рассмотрения полученного уведомления признает недействительным регистрационное действие, связанное с допуском высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в эксперименте, в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
16. Участие в эксперименте собственника высокоавтоматизированного транспортного средства после истечения 3-дневного срока со дня принятия решения о признании регистрационного действия, связанного с допуском высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в эксперименте, недействительным прекращается.
17. При проведении эксперимента собственник высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
а) осуществлять видеофиксацию действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки во время проведения эксперимента, обеспечивать хранение видеозаписей о действиях водителя и об окружающей дорожно-транспортной обстановке во время проведения эксперимента в течение не менее 10 лет и предоставлять доступ к таким данным по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации и (или) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
б) уведомлять пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства о том, что эксплуатация этого транспортного средства осуществляется в режиме эксперимента.
18. Собственник высокоавтоматизированного транспортного средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации, произошедшие с участием принадлежащего ему высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или иному происшествию на автомобильной дороге.
19. По результатам проведения эксперимента:
а) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет информацию о результатах проведения эксперимента, подлежащую представлению собственником высокоавтоматизированного транспортного средства по итогам проведения эксперимента, в испытательную лабораторию;
б) испытательная лаборатория:
формирует и направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложения по составу требований к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методике подтверждения соответствия таким требованиям;
формирует отчет о результатах эксперимента на основании представленной собственником высокоавтоматизированного транспортного средства информации о результатах проведенного эксперимента и направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, рабочую группу по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы, Ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» и некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий»;
в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
организует разработку и установление требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методов испытаний таких транспортных средств на основании результатов эксперимента;
на основе полученных от испытательной лаборатории отчетов о результатах эксперимента формирует и направляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности дальнейшего применения и развития опыта, полученного в рамках реализации эксперимента.
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. N 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» (с изменениями и дополнениями)
1. Провести эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях:
г. Москвы и Республики Татарстан — с 1 декабря 2018 г. по 1 июля 2022 г.;
Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областей, Чувашской Республики, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Краснодарского края и г. Санкт-Петербурга — с 1 марта 2020 г. по 1 июля 2022 г.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 18 февраля 2022 г. — Постановление Правительства России от 7 февраля 2022 г. N 124
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы, Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», федерального государственного унитарного предприятия «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» и собственников высокоавтоматизированных транспортных средств провести оценку результатов эксперимента по опытной эксплуатации и представить до 1 марта 2020 г. и 1 июля 2022 г. соответствующие доклады в Правительство Российской Федерации.
4. Реализацию настоящего постановления осуществить в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2018 г. N 1415
Положение
о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
С изменениями и дополнениями от:
22 февраля 2020 г.
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее — эксперимент).
2. Настоящее Положение распространяется на участников отношений, возникающих в связи с проведением эксперимента.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
«автоматизированный режим управления» — режим, при котором управление транспортным средством осуществляется автоматизированной системой вождения;
«автоматизированная система вождения» — программно-аппаратные средства, осуществляющие управление транспортным средством без физического воздействия со стороны водителя, с возможностью автоматического отключения при воздействии водителя на органы управления для перехода в режим ручного управления при необходимости, в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
«собственник высокоавтоматизированного транспортного средства» — юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежит высокоавтоматизированное транспортное средство и которое участвует в проведении эксперимента на добровольной основе;
«водитель высокоавтоматизированного транспортного средства » — физическое лицо, находящееся во время проведения эксперимента на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства, активирующее автоматизированную систему вождения высокоавтоматизированного транспортного средства и контролирующее движение этого транспортного средства в автоматизированном режиме управления, а также осуществляющее управление высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме ручного управления. Водитель высокоавтоматизированного транспортного средства является водителем в соответствии с положениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения»;
«высокоавтоматизированное транспортное средство» — транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой вождения, и не подлежащее отчуждению в период проведения эксперимента;
«заявитель» — собственник высокоавтоматизированного транспортного средства, подавший заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
«испытательная лаборатория» — федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», осуществляющее проведение оценки соответствия требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств на основании договоров с собственниками высокоавтоматизированных транспортных средств и реализующее предусмотренные настоящим Положением полномочия без использования бюджетных средств;
«опытная эксплуатация» — эксплуатация, включающая движение в автоматизированном режиме управления одного или нескольких высокоавтоматизированных транспортных средств, проводимая в соответствии с программой опытной эксплуатации, не предусматривающей перевозку пассажиров на возмездной основе;
«ручной режим управления» — режим, при котором управление высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет водитель;
«специальная декларация» — специальная декларация о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., принимаемая собственником такого транспортного средства в целях получения заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Форма специальной декларации приведена согласно приложению N 1;
«декларация о неизменности конструкции» — декларация о неизменности конструкции по форме согласно приложению N 2, оформляемая в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств;
«партия высокоавтоматизированных транспортных средств» — не более 150 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств, в конструкцию которых внесены идентичные изменения в отношении их конструкции, установленной автоматизированной системы вождения, а также способа изменений, связанных с их оснащением автоматизированной системой вождения.
4. Целями и задачами эксперимента являются:
а) апробация движения высокоавтоматизированного транспортного средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным дорогам общего пользования;
б) определение фактических значений качественных и количественных характеристик автоматизированной системы вождения;
в) определение фактической эффективности работы автоматизированной системы вождения;
г) подтверждение возможности эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;
д) выработка технических требований к автоматизированной системе вождения для разработки технических регламентов и документов по стандартизации.
5. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства;
г) испытательная лаборатория.
6. В целях проведения эксперимента:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает состав и порядок представления собственником высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента и по его итогам;
б) испытательная лаборатория:
ежемесячно представляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации информацию о количестве заявок, поступивших от заявителей, и количестве выданных заключений о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
формирует предложения по составу требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам, разработке методов испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на основании результатов эксперимента и направляет их в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
проводит испытания высокоавтоматизированных транспортных средств;
оценивает транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями на соответствие требованиям безопасности с выдачей или отказом в выдаче заключения о соответствии высокоавтоматизированного транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства:
утверждает программу опытной эксплуатации;
ведет протокол проведения опытной эксплуатации;
осуществляет опытную эксплуатацию;
представляет информацию о результатах опытной эксплуатации в испытательную лабораторию.
7. До дня подачи заявки на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности заявитель должен застраховать и поддерживать застрахованным в период проведения опытной эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства.
8. Для участия в эксперименте собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет в испытательную лабораторию:
а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в которой указываются:
субъект Российской Федерации, на территории которого планируется проведение опытной эксплуатации;
перечень высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства);
информация о водителях высокоавтоматизированных транспортных средств, подтверждающая их соответствие требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 11 настоящего Положения;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
б) высокоавтоматизированное транспортное средство, а в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, — транспортное средство, которое отбирается из этой партии высокоавтоматизированных транспортных средств испытательной лабораторией случайным образом для проведения оценки соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
9. К заявке на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности прилагаются:
б) руководство водителя высокоавтоматизированного транспортного средства по работе с автоматизированной системой вождения;
в) программа опытной эксплуатации;
г) документы, подтверждающие исполнение заявителем требования пункта 7 настоящего Положения;
д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней со дня подачи заявки;
е) декларация, подписанная уполномоченным лицом заявителя о соответствии водителей, которые будут принимать участие в эксперименте, требованиям, установленным настоящим Положением;
ж) видеоматериалы, подтверждающие проведение заявителем тестирования работы высокоавтоматизированного транспортного средства в автономном режиме на территории полигона;
Информация об изменениях:
Пункт 9 дополнен подпунктом «з» с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
з) декларация о неизменности конструкции — в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств.
10. В течение 45 дней со дня получения документов и материалов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, испытательная лаборатория:
а) проводит их оценку на предмет соответствия требованиям подпункта «а» пункта 8 и пункта 9 настоящего Положения;
б) проводит оценку в форме испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения;
Информация об изменениях:
Подпункт «в» изменен с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
в) выдает заявителю или направляет отказ в выдаче заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности с указанием идентификационного номера (VIN) транспортного средства (в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, — также с указанием перечня транспортных средств, составляющих партию высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять), в отношении которого была проведена оценка соответствия (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства).
11. Заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности выдается при совокупном выполнении следующих требований:
а) соответствие водителя высокоавтоматизированного транспортного средства следующим требованиям:
наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
стаж вождения транспортных средств соответствующей категории не менее 3 лет;
отсутствие случаев административного наказания за нарушения в области безопасности дорожного движения в части лишения права управления транспортным средством соответствующей категории;
отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством соответствующей категории;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство оснащено:
устройствами для непрерывной некорректируемой видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки;
устройством для активации и деактивации автоматизированной системы вождения, доступ к которому обеспечивается для водителя без отсоединения ремней безопасности;
устройством для непрерывной некорректируемой регистрации, сбора и хранения данных датчиков автоматизированной системы вождения, функционирующим отдельно от иных устройств и обеспечивающим запись информации в формате, доступном только для чтения;
установленным сзади высокоавтоматизированного транспортного средства специальным знаком «Автономное управление» в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны), в который вписана буква «А» черного цвета;
в) заявителем представлены документы и материалы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения;
г) отсутствуют основания для отказа, указанные в пункте 12 настоящего Положения.
12. Испытательная лаборатория отказывает заявителю в выдаче заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в следующих случаях:
а) заявитель не является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, в отношении которого запрашивается заключение о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;
б) заявителем представлен неполный перечень документов и материалов, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 и пунктом 9 настоящего Положения, или содержание этих документов и материалов не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением;
в) результаты испытаний высокоавтоматизированного транспортного средства не подтверждают соответствие этого высокоавтоматизированного транспортного средства обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения.
13. Заявитель вправе повторно подать заявку на получение заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности после устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче указанного заключения.
Информация об изменениях:
Пункт 14 изменен с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит изменения в регистрационные данные высокоавтоматизированного транспортного средства на основании представленного собственником высокоавтоматизированного транспортного средства (его владельцем) заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, а в случае, если эксперимент планируется осуществлять в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, — также на основании декларации о неизменности конструкции и выданного испытательной лабораторией перечня транспортных средств, составляющих партию высокоавтоматизированных транспортных средств, опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного средства), и вносит запись об отнесении этого транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным средствам в целях участия в проведении эксперимента в графу «особые отметки» свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортного средства и указывает ограничения по эксплуатации таких транспортных средств исключительно на территории проведения эксперимента и на период проведения эксперимента.
15. В случае если собственник высокоавтоматизированного транспортного средства не выполняет обязанность по представлению информации о результатах эксперимента в испытательную лабораторию в порядке, указанном в подпункте «а» пункта 6 настоящего Положения, испытательная лаборатория вправе направить соответствующее уведомление в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации по результатам рассмотрения полученного уведомления признает недействительным регистрационное действие, связанное с допуском высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в эксперименте, в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
16. Участие в эксперименте собственника высокоавтоматизированного транспортного средства после истечения 3-дневного срока со дня принятия решения о признании регистрационного действия, связанного с допуском высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в эксперименте, недействительным прекращается.
17. При проведении эксперимента собственник высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
а) осуществлять видеофиксацию действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки во время проведения эксперимента, обеспечивать хранение видеозаписей о действиях водителя и об окружающей дорожно-транспортной обстановке во время проведения эксперимента в течение не менее 10 лет и предоставлять доступ к таким данным по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации и (или) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
б) уведомлять пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства о том, что эксплуатация этого транспортного средства осуществляется в режиме эксперимента.
18. Собственник высокоавтоматизированного транспортного средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации, произошедшие с участием принадлежащего ему высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или иному происшествию на автомобильной дороге.
19. По результатам проведения эксперимента:
а) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства представляет информацию о результатах проведения эксперимента, подлежащую представлению собственником высокоавтоматизированного транспортного средства по итогам проведения эксперимента, в испытательную лабораторию;
б) испытательная лаборатория:
формирует и направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложения по составу требований к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методике подтверждения соответствия таким требованиям;
формирует отчет о результатах эксперимента на основании представленной собственником высокоавтоматизированного транспортного средства информации о результатах проведенного эксперимента и направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, рабочую группу по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы, Ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» и некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий»;
в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:
организует разработку и установление требований безопасности к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методов испытаний таких транспортных средств на основании результатов эксперимента;
на основе полученных от испытательной лаборатории отчетов о результатах эксперимента формирует и направляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности дальнейшего применения и развития опыта, полученного в рамках реализации эксперимента.
Информация об изменениях:
Нумерационный заголовок изменен с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
Приложение N 1
к Положению о проведении
эксперимента по опытной
эксплуатации на автомобильных
дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных
транспортных средств
(с изменениями от 22 февраля 2020 г.)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г.
(наименование юридического лица)
юридический адрес: _____________________________________________
телефон: _____________, адрес электронной почты:
(фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица, принимающего декларацию)
установленная в высокоавтоматизированном транспортном средстве ______________________________________________________________
(марка, тип, коммерческое наименование, категория, код ТН ВЭД ЕАЭС)
система автоматизированного управления ______________________________________________________________:
(марка, модель, идентификационное обозначение)
1) осуществляет контроль дорожно-транспортной обстановки средствами технического зрения и безопасно взаимодействует с другими участниками дорожного движения и объектами дорожно-транспортной инфраструктуры;
2) безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые другими участниками дорожного движения, в целях сведения до минимума потенциальных последствий таких ошибок;
3) обеспечивает соблюдение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», в части:
соблюдения указаний лиц, осуществляющих регулирование дорожного движения;
поддержания условий беспрепятственного и безопасного движения потока транспортных средств;
информирования других участников дорожного движения о планируемых маневрах;
4) действует только в пределах установленных рабочих условий;
5) в состоянии создавать условия, которые обеспечивают максимальный уровень безопасности дорожного движения в случае сбоя в работе системы автоматизированного управления или иной системы транспортного средства;
6) реагирует на непредвиденные ситуации таким образом, чтобы свести до минимума опасность для пользователей этого транспортного средства или других участников дорожного движения;
7) обменивается информацией с его пользователями и другими участниками дорожного движения четким, действенным и последовательным образом посредством предоставления им достаточных данных, касающихся его состояния и намерения;
четко и эффективно выдает соответствующее уведомление водителю-оператору в том случае, когда транспортное средство выходит за пределы установленных рабочих условий;
9) имеет возможность проверки функционирования системы автоматизированного управления на любом этапе эксплуатации;
10) имеет возможность его деактивации безопасным способом и передачи управления водителю-оператору в ситуациях, при которых система автоматизированного управления оказывается неспособной осуществлять безопасное управление этим транспортным средством;
11) не создает электромагнитных помех в транспортном средстве, на котором установлена система автоматизированного управления, и для других участников дорожного движения, а также обеспечивает кибербезопасность.
Высокоавтоматизированное транспортное средство является безопасным для участия в дорожном движении в режиме опытной эксплуатации по дорогам общего пользования.
Декларация принята на основании _____________________________________________.
1. Установленная в высокоавтоматизированном транспортном средстве система автоматизированного управления состоит из __________________________________________________________.
(перечислить компонентный состав с указанием марок, моделей, идентификационных обозначений компонентов)
2. Программное обеспечение _________________________________
(перечислить наименование и версию установленного
Декларация действительна со дня регистрации __________________________________.
(фамилия, имя, отчество уполномоченного лица, принимающего декларацию)
(регистрационный номер декларации)
(дата регистрации декларации)
Информация об изменениях:
Положение дополнено приложением 2 с 5 марта 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 февраля 2020 г. N 200
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Положению о проведении
эксперимента по опытной
эксплуатации на автомобильных
дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных
транспортных средств
Источник https://normative_reference_dictionary.academic.ru/45883/%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311956/10bc3754e237ea7d43e0792c5a7e0176e58b94af/
Источник https://base.garant.ru/72113462/