Условия эксплуатации пожарных автомобилей — Студопедия

Экономическая оценка проекта

Экономическую оценку проектируемого аварийно-спасательного автомобиля проведем по «Инструкции по определению экономической эффективности новой пожарной техники, пожарно-профилактических мероприятий в области пожарной защиты» разработанной ФГБУ ВНИИПО МЧС России на основе обязательного для всех ведомств документа-«Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений» утвержденной Госкомитетом СССР по науке и технике, Госпланом СССР, Академией наук СССР и Госкомитетом по делам изобретений и открытий в 1977году,в которой учтены специфические особенности внедрения новой техники.

По вышеуказанной инструкции экономическую эффективность нового пожарного автомобиля определяем из сопоставления приведенных затрат производства базовой(прототипа) и проектируемой спкциальной пожарной машины.

В общем случае расчет денежных затрат производим по формуле:

где З — приведенные затраты на единицу продукции, руб.;

С — себестоимость единицы продукции, руб.;

К — удельные капитальные вложения в производственные фонды, руб.;

ЕН — нормативный коэффициент капитальных вложений.

Таким образом, приведенные затраты представляют сумму себестоимости и нормативной прибыли.

При оценке экономической эффективности внедрения новой пожарной техники необходимо привести в сопоставимый вид качественные показатели базовой и новой машины.

Для этого находим коэффициент эквивалентности, который по каждому виду пожарной техники определяется как средневзвешенный арифметический показатель, где каждая составляющая качества взвешивается по коэффициенту значимости, определенному экспертным методом.

Таким образом, годовой экономический эффект от внедрения нового аварийно-спасательного автомобиля — АСА определяем по нижеследующей формуле:

где З1 ,З2 — приведенные затраты единицы, соответственно, базавой и новой модели автомобиля, руб.;

Кэ — коэффициент эквивалентности;

(Р1+Ен)/(Р2+Ен) — коэффициент учета изменения срока службы новой техники по сравнению с базовой;

Р1, Р2 — доли отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление базовой и новой техники;

И1, И2 — годовые эксплуатационные издержки потребителя при использовании сравниваемых вариантов, руб.;

К1, К2 — сопутствующие капитальные вложения потребителя по сравниваемым вариантам, руб.;

А2 — годовой объем внедрения, ед.

На основании вышеприведенной методики приведем расчет экономической эффективности от создания и использования при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ спроектированного пожарного автомобиля АСА-20М на шасси Урал 6370 с экономическим дизельным двигателем ЯМЗ-238. В качестве базового варианта принимаем аварийно-спасательного автомобиля АСА-20 на таком же шасси, но с менее экономичным дизельным двигателем КамАЗ-740.

Технико-экономические показатели сравниваемых моделей пожарных аварийно-спасательных машин представлены в таблице 10.

Таблица 10 — Технико-экономические показатели сравниваемых моделей аварийно-спасательных пожарных автомобилей

Оптовая цена техники

Себестоимость изготовления техники

Емкость порошкового модуля

Емкость пенного модуля

Емкость газового модуля

Полная масса автомобиля

Подача огнетушащих веществ

Срок службы техники

Эксплуатационные издержки потребителя

Примечание: Одновременно машина может вывозить 2 сменных модуля тушения. Для подачи пены от пенного модуля используется вода, подаваемая насосом другой пожарной машины или сухотрубом

Из таблицы 10 видно, что новая пожарная машина АСА при сопоставимой с прототипом полной массе и более экономичном дизельном двигателе развивает большую скорость движения и вывозит различные модули тушения, значительно расширяющие область использования машины и делающие ее более универсальной.

При определении экономической эффективности необходимо учитывать качественные показатели в сочетании с экономическими. В данном случае увеличение затрат, связанных с внедрением новой пожарной машины АСА, обоснованно повышением ее качества и оснащенностью различными по назначению сменными модулями.

Показатели качества отражает коэффициент эквивалентности, который согласно инструкции ВНИИПО можно определить по следующей формуле:

где Ne1,Ne2 — эффективная максимальная мощность двигателя, кВт (л.с);

GA1,GA2 — полная масса, кг;

Q1,Q2 — общий объем вывозимых огнетушащих средств, л;

П01,П02 — максимальная подача огнетушащих средств, л•с-1;

V1,V2 — максимальная скорость движения, км•ч-1;

НН1,НН2 — ступенчатость насоса;

б1… б4 — коэффициент значимости показателей качества.

Здесь индекс 1 принадлежит параметрам базового АСА, а индекс 2 — нового спроектированного аварийно-спасательного автомобиля.

Читать статью  Ответы: Что такое техническая эксплуатация автомобиля?

По формуле (10.3) рассчитываем коэффициент эквивалентности без учета вывозимого в сменных модулях оборудования и огнетушащих веществ:

Подставляем полученный коэффициент эквивалентности в формулу (10.2) и получаем годовой экономический эффект от создания и использования нового пожарного аварийно-спасательного автомобиля АСА-20М:

Условия эксплуатации пожарных автомобилей

Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает: использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. В определении термина главным является использование. Именно в процессе использования происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому в первую очередь рассматриваются
изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.

Условия эксплуатации пожарных автомобилей

Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе факторов следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных
покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различны.

Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, на объектах охраны. В крупных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малонаселенных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.

К третьей группе факторов относится такая особенность – пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95 % от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара расходуемая из цистерны вода должна быть восстановлена после пожара.

К четвертой группе факторов относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются
в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии рассчитывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА Lобщ, км, определяется по формуле

где Lсп – пробег, фиксируемый по показаниям спидометра, км; τ – время работы насоса в режиме холостого хода, в часах.

Величина приведенного пробега (50 τ)по различным районам может
в 1,5–2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по показаниям спидометра.

К пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.

В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +16 °С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости tо.ж должна быть выше +16 °С. Прогрев двигателя до 70–75 °С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет неодинакова летом
и зимой (рис. 13.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже 20 °С номинальная температура двигателя достигается через 5–7 мин движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10–15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.

Рис. 13.1. Прогрев двигателя при движении АЦ-40(130)63Б:

летом: 1tо.ж = 50 о С; 2tо.ж = 20 о С; зимой: 3tо.ж = 50 о С; 4tо.ж = 10 о С

При тушении пожаров двигатели не всегда прогреваются до требуемой номинальной температуры. Известно, что до 52 % всех пожаров тушат подачей воды одним стволом. Легко вычислить, что мощность, потребляемая насосом, не превышает 8 кВт. Следовательно, двигатель, прогретый при следовании на пожар, во многих случаях может даже охлаждаться.

Необходимо указать на еще одну особенность эксплуатации двигателей. При смене караула производится включение двигателя и его работа в течение 3 мин, не более, а также проверяется работоспособность газоструйного вакуумного аппарата. Выполнение этих работ сопряжено
с большими затратами.

Денежные затраты, руб., на ежедневную проверку работоспособности газоструйных вакуумных аппаратов определены так:

Читать статью  Инструкция по эксплуатации и руководство по ремонту Mazda 323

= nд qо NАЦ K = 365 ∙ 0,25 ∙ 13000 ∙ 25 ≈ 30 000 000,

где nд – количество дней в году, 365; qo – расход топлива на одну проверку, qo = 0,25 л; NАЦ – количество автоцистерн в ГПС, равное примерно 13 000 ед.;
K – стоимость 1 л топлива, примем равной 25 руб.

Дополнительные затраты, руб., на проверку работоспособности
двигателя:

Kʹʹ = nд qн.р τп.р NАЦ K = 365 ∙ 0,118 ∙ 3 ∙ 13000 ∙ 25 ≈ 42 000 000,

где qн.р – нормативный расход топлива в режиме холостого хода, 0,118 л/мин;
τп.р – нормативная продолжительность работ, равная 3 мин.

Таким образом, проверка готовности ПА обходится ГПС около
72 млн руб. в год.

В соответствии с особенностями условий применения и эксплуатации ПА в нашей стране установлен срок службы ПА, равный 10 годам.

Во многих странах Европы (Австрия, Великобритания, Германия, Дания и др.) средний срок службы ПА составляет 24 года[1]. Эти страны по многим показателям природных и климатических условий сильно отличаются от нашей страны.

Срок службы многих ПА объектовых пожарных частей значительно превышает установленный, равный 10 годам (рис. 13.2). Это, по-видимому, можно объяснить тем, что ПА в основном эксплуатируются в ограниченных по территории условиях.

Эксплуатация ПА сопровождается расходованием эксплуатационных материалов, снижением эффективности работоспособности систем ПА, изнашиванием рабочих поверхностей деталей. Все эти износы деталей в системах и механизмах требуют восстановления их работоспособности. Она осуществляется проведением двух типов работ технического обслуживания систем и механизмов, а также их ремонта.

Рис. 13.2. Возрастной состав парка пожарных автомобилей,

эксплуатирующихся в объектовых подразделениях ГПС:

1 – гистограмма; 2 – функция распределения

Необходимость поддержания непрерывной технической готовности ПА, контроля работоспособности систем и механизмов требует больших затрат. Так, вследствие особенностей условий эксплуатации пожарных автомобилей затраты на их техническое обслуживание примерно в 5 раз превышают затраты на обслуживание автомобиля как базового шасси.

Анализ материальных затрат (металл, эксплуатационные материалы) и трудоемкости выполнения работ по созданию нового пожарного автомобиля, его обслуживанию и ремонту показал их существенное различие (рис. 13.3).

Рис. 13.3. Соотношение затрат на производство,

техническое обслуживание и ремонт:

– материальные ресурсы; – трудовые ресурсы (трудоемкость)

Из сравнения материальных затрат и трудоемкости выполнения работ по созданию нового пожарного автомобиля, техническому обслуживанию
и его ремонту в течение срока службы, равного 10 годам, следует, что трудоемкость технического обслуживания и ремонта превышает стоимость нового ПА почти в 70 раз, а превышение материальных затрат составляет величину, равную семикратному значению.

Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляется как пожарными, так и личным составом подразделений технической службы ГПС.

Использование пожарной техники

Пожарная безопасность

Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.

Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники

Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.

Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.

Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:

  • исправность машин согласно определенным производителем показателям;
  • нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
  • наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
  • целостность комплекта запчастей и инструментов;
  • заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
  • сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.

Пожарная техника

Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:

  • соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
  • своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
  • поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
  • регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.

Порядок использования пожарной техники

Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:

  • свидетельство о регистрации;
  • формуляр;
  • карту эксплуатации;
  • журнал работы;
  • карту учета работы аккумулятора;
  • карту учета пробега автомобильных шин;
  • журнал техобслуживания;
  • путевку;
  • журнал выдачи и возврата путевых листов.
Читать статью  Эксплуатация шин и их правильное обслуживание — Автопро на DRIVE2

Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.

Использование пожарной техники на пожаре

Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.

Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.

Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:

  • правила выдачи путевых листов;
  • порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
  • порядок проведения ТО;
  • действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
  • правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
  • обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.

Подготовка пожарной техники к использованию

Подготовительный этап предполагает:

  • нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
  • монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
  • нанесение опознавательных знаков;
  • плановую обкатку машины;
  • установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.

Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.

Подготовка пожарной техники к использованию

Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.

Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов

Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.

Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.

Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.

Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования

Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:

  • поддержание техники в постоянной боевой готовности;
  • безопасность эксплуатации машин;
  • своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
  • работу техники в межремонтные периоды;
  • минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.

Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.

Техническое обслуживание пожарной техники

Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:

  • текущего;
  • планово-предупредительного.
  • ежедневно при смене дежурства;
  • при выполнении боевых задач;
  • после возвращения с пожара.

По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.

Источник https://studbooks.net/1497135/bzhd/ekonomicheskaya_otsenka_proekta

Источник https://studopedia.ru/8_95488_usloviya-ekspluatatsii-pozharnih-avtomobiley.html

Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/ispolzovanie-pozharnoj-tehniki.html