МАШИНЫ ДЛЯ УБОРКИ СНЕГА НА СТАНЦИЯХ
Снегоуборочный поезд СМ-2 состоит из головной машины СМ-2 (СМ-2А. СМ-2Б, СМ-2М), одного или двух промежуточных и концевого полувагонов. Головная машина является уборочным агрегатом, а полувагоны- тарой для погрузки снега. Концевой полувагон, кроме того, имеет разгрузочное устройство.
Несамоходные снегоуборочные поезда перемещаются локомотивом. Для снабжения электроэнергией приводов рабочих органов на головной машине имеется дизель-электростанция.
В зимнее время снегоуборочный поезд применяют для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега высотой до 0,8 м. При профилактической очистке станционных путей высота снега может быть небольшой (до 100мм). Ширина полосы, очищаемой от снега, при работе без крыльев составляет 2,45м, а при работе с крыльями-5,1м. Рабочая скорость машины зависит от толщины и состояния снега (плотности, твердости и др.) и составляет 5,10 км/час.
При глубоком снеге машина, при необходимости, может очищать путь и междупутья подрезным ножом и боковыми крыльями за один-два прохода. При этом щеточный барабан-питатель поднимают в верхнее положение и включают в работу, когда необходимо подталкивать снег на погрузочный транспортер. При уборке снега щеточным барабано-питателем очистка междупутий производится боковыми крыльями или боковыми щетками.
Машины, у которых боковые щетки смонтированы на боковых крыльях (впереди машины), обеспечивают очистку междупутья за один проход машины. Если боковые щетки смонтированы в базе головной машины СМ-2, очистка за один проход возможна лишь при обратном движении машины локомотивом вперед.
Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций могут также очищать путь от уплотненного снега и льда. Для этого необходимо два-три прохода снегоуборочного поезда по пути. При первом проходе производится сколка уплотненного снега или льда, при последующих- очистка междупутий и забор материала щеточным барабаном-питателем.
После заполнения полувагонов снегоуборочный поезда транспортируется на место разгрузки. Разгрузочные устройства концевого полувагона позволяют выгружать материал в любую сторону от оси пути на стоянке или при движении снегоуборочного поезда.
Обслуживающий персонал снегоуборочного поезда СМ-2 следующий машинист снегоуборочной и уборочной путевой машины шестого разряда один человек, помощник машиниста снегоуборочной и уборочной путевой машины пятого разряда — два человека.
Снегоуборочные поезда СМ-2 всех модификаций при пересылке следует ставить с прицепкой на заднюю автосцепку в хвост грузового поезда, который не подталкивается. Перед транспортированием снегоуборочный поезд должен быть приведен в транспортное положение. Снегоуборочные поезда модификации СМ-2М при транспортировании разрешается прицеплять за переднюю и заднюю автосцепки. Снегоуборочные поезда ранее выпущенных модификаций (СМ-2А, СМ-2Б) разрешается прицеплять только за заднюю автосцепку. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться технической эксплуатационной документацией снегоуборочного поезда, а также Указаниями Министерства транспорта и коммуникации Республики Казахстан. Основные технические характеристики несамоходных снегоуборочных поездов СМ-2 приведены в таблице №9.1.
Таблица 6.1 Технические характеристики головной машины и полувагонов снегоуборочного поезда СМ-2
Головная машина СМ-2
Расчетная максимальная производительность заборного рабочего органа ( при плотности снега 0,5т/м.куб.), м.куб/час
Снегоуборочная машина (путевая машина)
Снегоуборочная машина — путева́я машина для уборки со станционных путей и стрелочных переводов снега и мусора и для транспортировки их к месту выгрузки.
Содержание
История
Первая снегоуборочная машина с погрузкой снега на платформы, стоящие на соседнем пути, была предложена в России в 1910 году. В 1930—1950-е годы были распространены снегоуборочные машины с продольной погрузкой снега и перемещением его вдоль поезда к разгрузочному устройству. Этот способ транспортировки снега сохранился и в снегоуборочных машинах, применяемых на отечественных железных дорогах.
Классификация
Для очистки путей от снега используют:
- многовагонные снегоуборочные поезда:
- прицепные — к локомотиву перемещаются локомотивом, от компрессора которого поступает также сжатый воздух в пневмосистему
- самоходные — у головной машины которых одна из тележек приводная, с двумя тяговыми электродвигателями
Принцип работы
На многовагонных снегоуборочных машинах в передней части головной машины находится щёточный барабан (ротор-питатель) или подрезной нож, расположенный поперек пути. Снег подаётся на загрузочный конвейер, который транспортирует его в промежуточные полувагоны, стоящие за головной машиной, или в бункер, установленный на головной машине. В обоих случаях снег поступает на пластинчатый коивейер-накопитель, лента которого движется со скоростью в 10—20 раз меньшей, чем скорость ленты загрузочного конвейера, в результате чего толщина слоя снега на конвейере-накопителе в 10—20 раз больше, чем на загрузочном конвейере и достигает двух метров. Вдоль промежуточных полувагонов проходят наклонные пластинчатые конвейеры, выступающие за торцевые стенки, перекрывая конвейер соседнего полувагона, поэтому снег перемещается из одного полувагона в другой вдоль всего состава, пока не достигнет последнего разгрузочного полувагона. Сколку льда и уплотнённого снега производят находящиеся в средней части головной машины льдоскалывающие устройства. Разрыхлённый лёд или снег при втором проходе снегоуборочной машины забирается рабочим органом. Для увеличения ширины захвата впереди машины с обеих сторон рамы в вертикальной плоскости шарнирно крепятся крылья, в рабочем положении расположенные под острым углом к оси пути и сдвигающие снег с междупутий в колею. В транспортном положении крылья поднимаются вверх, поворачиваются и складываются вдоль рамы машины в пределах габарита. Для улучшения очистки междупутий головные машины оснащены боковыми щётками, расположенными в рабочем положении также под острым углом к направлению движения машины. Если боковые щётки находятся в середине машины, для очистки пути необходимы два рабочих прохода: при первом снег щётками забрасывается с междупутья в колею, при втором — снег забирается рабочим органом. На ряде машин боковые щётки вместе с приводом крепятся на задней стороне каждого крыла, и машина очищает путь за один проход. В концевом полувагоне имеются лопастной рыхлитель и поворотный ленточный конвейер, который при очистке пути размещается под фермой машины, а для разгрузки поворачивается перпендикулярно ферме. Рыхлитель, вращаясь, подаёт снег на ленту поворотного конвейера, с которого снег отбрасывается в сторону на 6—10 метров.
В одновагонных снегоуборочных машинах рабочие органы (такие же, как у многовагонных), а также разгрузочные устройства находятся в одном большегрузном полувагоне. Такие снегоуборочные машины имеют небольшую длину, хорошую манёвренность и используются главным образом для очистки стрелок и окологорочных путей. Разгрузку осуществляет выбросной ротор, который вращается вокруг оси, параллельной продольной оси машины, и снег, подаваемый наклонным скребковым конвейером с пластинчатого конвейера, отбрасывается ротором в сторону на 20—30 метров.
Летняя эксплуатация
Летом снегоуборочные машины используются для уборки с пути мусора. Чтобы уменьшить пыление и улучшить условия работы обслуживающей бригады, к машине прицепляют цистерну, из которой насосом по трубопроводам подаётся вода, распыляемая соплами около загрузочных устройств.
Модели
Снегоуборочный поезд СМ-2М предназначен для очистки и уборки станционных путей и стрелочных переводов от снега и льда зимой, и от мусора и других загрязнений — летом. [1]
В состав снегоуборочного поезда входят:
- головная машина,
- первый промежуточный полувагон,
- второй промежуточный полувагон,
- концевой полувагон.
Головная машина предназначена непосредственно для очистки путей. Она оборудована крыльями с боковыми щетками, питателем для забора снега, льдоскалывателями. В головной машине установлен дизель-генератор для обеспечения энергией электродвигатели рабочих органов поезда. Также имеется компрессор для питания воздухом пневмоцилиндров.
Промежуточные полувагоны служат емкостями для сбора снега и загрязнителей Перемещение снега и загрязнителей вдоль поезда производится ленточными и пластинчатыми транспортерами.
Концевой полувагон служит для выгрузки снега и засорителей поперечным выбросным транспортером с роторами-метателями. Разгрузка может производиться в обе стороны от оси пути на расстоянии 5-10 м в пределах станции или вне нее, в движении или на стоянке.
Для передвижения поезда применяется локомотив любой серии. Между локомотивом и снегопоездом устанавливается телефонная связь. Управление рабочими органами поезда осуществляется из кабин управления головной машины и концевого полувагона. При необходимости возможна эксплуатация поезда из трех единиц: головной машины, одного промежуточного полувагона и концевого полувагона.
Снегоуборочная самоходная машина СМ-6 предназначена для очистки от снега и засорителей станционных путей, стрелочных переводов и горловин железнодорожного пути, с погрузкой в кузов и механизированной выгрузкой в отведенных местах. Выгрузка может производиться и непосредственно при работе машины, не загружая кузов, через 2-3 пути в левую или правую стороны от оси пути.
- Производительность при плотности снега 0,44 т/м³:
- питателя — 800 т/ч
- ротора — 1000 т/ч
- самоходом — 40 км/ч
- в составе поезда — 80 км/ч
- питателя — 200 мм
- крыльев — 80 мм
- длина — 25700 мм
- ширина — 3250 мм
- высота — 5270 мм
Перспективы развития
Совершенствование снегоуборочных машин предполагает повышение их производительности, увеличение надёжности рабочих органов, льдоскалывающих устройств и других узлов, а также внедрение автоматического управления.
В мире
На железных дорогах мира применяются главным образом снегоуборочные машины со шнеко-роторными рабочими органами и поперечной подачей снега (мусора). Для очистки станционных путей широко используются снегоуборочные машины на автомобильном ходу. Норвежская фирма Overaasen выпускает роторную снегоуборочную машину с чистящими щетками и снегометом SK 250.
Снегоуборочный поезд: виды и способы применения железнодорожных снегоочистителей
Очистка полотна железной дороги от снега, в том числе трамвайных путей – это обязательное требование безопасности.
Ведь слой снега толщиной 10 см представляет серьезную угрозу пассажирам, стоящим на:
Если же толщина снега превысит 20 см, это может привести к полному прекращению движения.
В этой статье мы расскажем о различных средствах, которые применяют для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях.
Средства для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях
На железнодорожных и трамвайных путях используют три вида техники:
- колесную и гусеничную снегоуборочную технику;
- снегоуборщики на базе локомотивов, вагонов или самоходных платформ;
- навесное оборудование для стандартных вагонов или локомотивов.
Колесная и гусеничная техника
Колесная и гусеничная техника мало чем отличается от той, о которой вы можете прочитать в статье о КДМ.
Эту технику изготавливают на шасси:
- грузовиков;
- тракторов.
Основное отличие заключается в комплектации.
Ведь для очистки ж/д и трамвайных путей не требуются машины со скоростными отвалами.
Поэтому вместо скоростных отвалов устанавливают оборудование, которое больше подходит к той или иной ситуации.
Также очень востребованы:
- погрузочная техника (о ней мы писали тут (погрузочная техника));
- самосвалы для вывоза снега.
Более подробную информацию о них вы найдете в статье (Техника для вывоза снега).
Варианты снегоуборщиков
Снегоуборщики для железнодорожных и трамвайных путей бывают:
- самоходными;
- несамоходными.
Их делают на базе:
- маневровых локомотивов;
- небольших колесных платформ.
Даже когда снегоочиститель делают на базе вагона или пустой колесной платформы, установка двигателя превращает ее в самоходную снегоуборочную машину, не уступающую по эффективности борьбы со снегом иному тепловозу.
Спектр решаемых такой машиной задач зависит от комплектации навесного оборудования.
Преимущество такого снегоуборщика в том, что он может доставлять к проблемным участкам дорожных рабочих, которые выполняют работы, недоступные технике.
К примеру, могут:
- очищать путевые стрелки после удаления снега с помощью отвала;
- прокладывать путь в тоннелях.
Тем не менее железнодорожные снегоуборщики не пользуются большим спросом.
Ведь они могут выполнять лишь небольшое количество задач, связанное с очисткой путей от снега.
Исключением являются машины, которые можно использовать и в другое время года для ремонта или обслуживания путей.
Из-за высокой цены их покупают лишь некоторые предприятия, занимающиеся обслуживанием/содержанием железных дорог и станций.
Гораздо более востребованы навесные устройства, превращающие обычный локомотив или вагон в мощный снегоуборочный поезд.
Навесное оборудование
Навесное снегоуборочное железнодорожное оборудование – это устройства следующих классов:
- плужные;
- шнекороторные;
- щеточные;
- пневмообдувочные.
Плужные
Плужные устройства – это отвалы различных:
Они аналогичны тем, которые устанавливают на дорожную технику. Подробней о плужной технике читайте тут (плужное навесное оборудование).
Они предназначены для очистки рельс от снега глубиной до 2 метров.
Прямые и косые отвалы применяют для:
- патрульной очистки;
- прокладки колеи
на железных дорогах с двумя и более путями.
Можно использовать эти устройства и на однопутных дорогах. Однако в этом случае более эффективны двухсторонние отвалы.
Прямые и косые отвалы откидывают снег в одну сторону. Поэтому их поворачивают так, чтобы снег отбрасывало вправо. Отброс снега влево возможен лишь на однопутных участках железных дорог, при условии, что снег будет падать в обрыв.
Шнекороторные
Шнекороторные устройства работают по тому же принципу, что и навесное оборудование для дорожной техники, о котором мы рассказывали в этой статье (Шнекороторные устройства и их модификации).
Эти устройства перемалывают снежную массу и отбрасывают ее от путей в наиболее удобную сторону.
Скорость движения при очистке железной дороги с помощью шнекороторного агрегата значительно ниже, чем при работе с плужным устройством.
Однако роторный агрегат способен справиться со снежным покровом глубиной 4 метра, что не под силу никакому отвалу. Поэтому есть смысл применять роторный локомотив снегоочиститель в особо тяжелых ситуациях.
В большинстве случаев шнекороторное снегоуборочное устройство работает от мощного электродвигателя, подключенного к бортовой сети:
- локомотива;
- самоходной платформы.
Щеточные
Щеточные устройства, применяемые для очистки железнодорожного полотна, аналогичны тем, о которых мы говорили в этой статье (Щеточное навесное оборудование) по своему:
- принципу работы;
- конструкции.
Они не предназначены для:
- пробивки колеи;
- борьбы с глубоким снегом.
Их основное назначение:
- борьба со свежевыпавшим снегом;
- очистка стрелочных переводов.
Ведь забившийся между стрелок снег ставит под угрозу безопасность движения, потому что энергии сервопривода может не хватить для перевода стрелки в правильное положение.
Очистка перевода от свежего и, что более важно, слежавшегося снега, позволяет сервоприводу:
- нормально переключать стрелку;
- направлять поезда по нужным путям.
Пневмообдувочные
Пневмообдувочные устройства применяют для очистки от снега путевых переводов.
В зависимости от конструкции, они создают поток холодного или горячего воздуха.
Горячий воздух более эффективен, ведь он не только сдувает снег, но и обеспечивает таяние льда, благодаря чему очистка перевода более эффективна.
Горячий воздух необходимо использовать, если перед снегопадом был сильный дождь и на переводе образовалось много снега.
В таких условиях пневмообдувочное оборудование по эффективности превосходит даже щеточные устройства, которые не могут справиться с толстой наледью.
Практически любое перечисленное навесное оборудование превращает обычный тепловоз в мощный и эффективный железнодорожный снегоочиститель.
Хотите сдать в металлолом черный металл, но не знаете куда? Ознакомьтесь с пунктами приема чермета. Не знаете, какой металл выгоднее сдавать? Прочитайте эту статью. Если вам просто интересно, как происходит переработка черного металла, то у нас есть очень интересная статья https://rcycle.net/metally/chernye/kak-proishodit-pereplavka-na-zavode
Современное оборудование
Многие предприятия до сих пор используют технику, изготовленную во второй половине ХХ века. Ведь покупка нового снегоочистительного оборудования для железных дорог требует немалых затрат.
Новое оборудование:
- превосходит старое по надежности;
- более производительное и универсальное.
Вот таблица, в которой вы найдете различные образцы современной техники, предназначенной для очистки ЖД и трамвайных путей от снега.
Модель Тип Назначение Краткое описание Сайт производителя или дилера ПОМ-1 Путевая очистительная машина Очищает ж/д пути от снега, грязи и песка ПОМ-1 предназначена для борьбы со снегом глубиной до 30 см. Оснащена дизельным двигателем и электрогенератором. Благодаря поворотной платформе чистит снег с любой стороны. Может двигаться в составе поезда. omega.by УПМ-1М Универсальная путевая машина Выполняет широкий спектр работ Универсальная машина на базе трактора Т-158 (ХТА 200) предназначена для различных работ, которые зависят от установленного комплекта навесного оборудования. После подключения шнекороторного снегоуборщика может очищать ж/д и трамвайные пути от снега, а также чистить прилегающие территории. www.promglobal.ru СДП-М2 Снегоочиститель на базе четырехосного вагона Используется в сцепке с локомотивом, очищает ж/д пути от снега глубиной до 1 м СДП-М2 оснащен плугами как спереди, так и сзади. Поэтому его можно ставить спереди или сзади локомотива, обладающего достаточной мощностью. Рабочая скорость до 70 км/ч, транспортная до 90 км/ч. zheldorsnab.ru СМ-7Н Снегоуборочный поезд Очищает ж/д пути от снега глубиной до 0,8 м При движении вперед, СМ-7Н собирает лежащий перед ним снег и с помощью транспортера передает его в концевой полувагон. Когда полувагон заполнен, снег выбрасывают влево или вправо на 5-10 м. Зимой поезд снегоочиститель применяют для очистки от снега станций, стрелочных переводов и горловин. Летом его используют для очистки путей от грязи. ttzh.kz УПМ1-8 Навесное оборудование Шнекороторный снегоочиститель для путевой машины УПМ-1М Навесной агрегат для очистки трамвайных и ж/д путей от снега. spezkran.com СС-1М Струг Предназначен для очистки ж/д путей от снега и проведения земляных работ Зимой струг применяют для очистки ж/д путей и станций от снега глубиной до 2 м. Экипаж струга 2 человека. Для работы необходим локомотив. Летом струг используют для проведения земельных работ. roctok.ru РВ-3 Навесное снегоуборочное оборудование Многофункциональный отвал Отвал предназначен для установки на любое шасси (вагон, локомотив, локомобиль) подходящее по грузоподъемности. Его применяют для очистки железнодорожных путей от снега глубиной до 1,1 м. Летом отвал можно использовать для расчистки путей от грязи после селевых сходов и наводнений. broddway.ru Цена такого оборудования зависит от:
- комплектации;
- дополнительных пожеланий заказчика.
Поэтому конечную стоимость необходимо узнавать у:
Особенности применения спецтехники и безопасность выполнения работ
Во время очистки железнодорожных и трамвайных путей необходимо не только убирать снег, мешающий продвижению поездов или трамваев, но и перемещать его так, чтобы он не попал на проходящие рядом пути.
Поэтому процедура использования спецтехники, равно как и последовательность действий при очистке железных дорог, подробно описаны в различных документах.
Вот некоторые из них:
- Инструкция по организации снегоборьбы ОАО Российские Железные Дороги (РЖД) от 22 октября 2013 года – tdesant.ru.
- ЦП-751 Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации разработанная ВНИИЖТ МПС – snipov.net.
- Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации от 25 апреля 2000 года – docs.cntd.ru.
- Распоряжение ОАО РЖД от 18 ноября 2014 года об утверждении временной методики оценки трудозатрат по работам на очистке элементов верхнего строения железнодорожного пути от снега – jd-doc.ru.
- ПОТ РО-32-ЦП-652-99 – Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999) – sudact.ru.
Очистку трамвайных путей от снега регулируют те же нормативные акты, в которых прописана процедура очистки городских улиц от снега. Ссылки на эти документы вы найдете в этой статье (ГК).
Вывод
Правильное использование специальной техники является залогом того, что железнодорожное и трамвайное сообщение будет функционировать без перерывов.
Внимательно прочитав эту статью, вы узнали:
- какое оборудование используют для очистки ж/д и трамвайных путей;
- в каких нормативных документах прописана процедура использования этих устройств;
- какие правила техники безопасности необходимо соблюдать.
В данном видео вы можете увидеть, как работает железнодорожный снегоочиститель:
Источник https://studbooks.net/2594975/tehnika/mashiny_uborki_snega_stantsiyah
Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/683699
Источник https://rcycle.net/sneg-i-led/snegouborochnaya-tehnika/promyshlennaya-i-kommunalnaya/kak-rabotayut-zheleznodorozhnye-snegoochistiteli