САМОДЕЛЬНЫЙ ТРАКТОР ИЗ АВТОПОГРУЗЧИКА
Начало строительству трактора положил старый болгарский погрузчик, который отец купил в одной из сокращавшихся воинских частей. Правда, и от него пригодились только четырёхцилиндровый дизельный двигатель, передний ведущий (тянущий) мост да некоторые второстепенные агрегаты и узлы — например, топливный бак, приборный щиток. И если двигатель был некомплектный (без форсунок) и довольно изношенный, то мост явился настоящей находкой: с колёсными планетарными редукторами и блокировкой дифференциала.
На тракторе он стал тоже ведущим (но толкающим) задним мостом. Форсунки и другую топливную аппаратуру для двигателя приспособил от трелёвочного трактора Т-40 (впоследствии заменил их на аппаратуру от шведского лесовоза, которая подошла почти без переделок). Рама трактора — сварная, относительно простая — имеет в плане слегка трапециевидную форму — немного шире сзади относительно передка.
Варилась на ровном полу. Состоит рама из пары лонжеронов и нескольких поперечин. Лонжероны выполнены из швеллера № 15 размерами (полка х высота стенки х толщина стенки) 52 х 150 х 4,8 мм с уступом (понижением) в средней части — для того, чтобы контактные пятна шин разных передних и задних колёс находились на одном уровне при горизонтальном положении рамы. Место уступа сварено внахлёст и усилено косынками и накладками. Поперечины выполнены из швеллера № 12 размерами (ширина полок х высота стенки толщина стенки) 52х120х4,8 мм.
При этом передняя и задняя поперечины являются и бамперами. За передним бампером снизу приварена площадка шириной 600 мм из стального 5-мм листа. К площадке приварены две проставки из швеллера № 12 длиной 700 мм тоже с площадкой, к которой прикреплена втулка шарнира качания переднего моста. За уступами лонжеронов к ним приварена поперечина из такого же швеллера, а к ней — щит. К щиту крепятся педали управления трактором, кронштейн рулевого вала, а со стороны моторного отсека -электроагрегаты.
К задним концам лонжеронов, снизу, приварены ложементы крепления к раме балки заднего моста. Передний мост (вместе с рулевой трапецией и поворотными кулаками) приспособил от грузовика ГАЗ-51. К раме он крепится на центральном шарнире, то есть мост — качающийся. Ступицы передних колёс — от грузовой тележки трактора Т-40, но сами колёса и шины — от автомобиля УАЗ-469. Задний мост подстыковывается к ложементам рамы через резиновые подкладки и крепится стремянками — по паре с каждой стороны.
Непосредственно к мосту приварен фаркоп — это даже надёжнее, чем к раме — ведь раньше, когда мост стоял на автопогрузчике, на эти кронштейны крепилась грузоподъёмная стрела, да и все нагрузки нёс непосредственно мост. Задние колёса самодельные. Их обод — от колёс автомобиля ЗИЛ-157, а ступичная часть (диск) -от колёс автопогрузчика. Диск был вырезан электросваркой и обточен на токарном станке. Потом диск вставлялся в обод, и, после выверки их взаимного положения, детали сваривались: изнутри сплошным швом, а снаружи — прерывистым.
Шины от ЗИЛ-157 по износу заменены идентичными покрышками, но от сельхозтехники. В трансмиссии коробку перемены передач и корзину сцепления использовал от грузовика ЗИЛ-130. Далее к ведущему мосту крутящий момент передаётся посредством сдвоенного карданного вала с двумя шлицевыми муфтами. Электрооборудование на тракторе собрано, что называется, «с миру по нитке»: фары — от ЗИЛ-157, передние «поворотники» — от ГАЗ-53, задние фонари — от ВАЗ-2101.
Пуск двигателя осуществляется от замка зажигания электростартёром (есть и кик-стартёр, но, сколько помню — им и не пользовались). Аккумулятор -на 72 Ач, находится под пассажирским сиденьем и закрыт спереди крышкой на пружинных замках. Капот моторного отсека — от ГАЗ-69. Водительское сиденье — от трактора К-700, но без подвески. Пассажирское сиденье — двухместное, самодельное: его каркас — из стального уголка 25×25, основание -из толстой фанеры, набивка — из пористой резины, обшивка — дерматиновая.
Проработав на тракторе ещё около десяти лет, дизель от автопогрузчика «приказал долго жить». Расточка цилиндров и шеек коленчатого вала помогли ненадолго. Всё упиралось в отсутствие «родных» запасных частей, так как от других дизелей они не подходили. Встал вопрос о замене двигателя. В это время, в очередной раз, происходило сокращение в армии, и расформировывали близ расположенный ремонтный батальон.
Шла распродажа техники. Вот там и купил двигатель от БТР-60 мощностью 84 л.с. со всем оборудованием: экранированной проводкой зажигания, стартёром, генератором, карбюратором, а также с корзиной сцепления и коробкой перемены передач. Этот рядный шестицилиндровый двигатель использовался и на грузовиках ГАЗ-52, поэтому недостающее оборудование (к примеру, систему жидкостного охлаждения) заимствовали от него.
При установке мотора пришлось переделать узел крепления к раме. Теперь он закреплён спереди на резиновых подушках в П-образной (перевёрнутой) подвеске, а сзади — на раскосах за картер коробки перемены передач. Зато переключение передач стало непосредственным, а было кулисно-дистанционным. Тормоз трактора — механический, дисковый. Находится на хвостовике вала шестерни главной передачи (около редуктора моста). Привод тормоза — двойной: от педали через тягу и от рукоятки (находится под щитком приборов) — при помощи троса. Рулевой механизм (редуктор, колонка, рулевое колесо) — от автомобиля ГАЗ-52.
Переделке подверглась только рулевая сошка: удлинена приваренным подходящим четырёхгранным стальным прутком. Тяга, идущая от сошки к рычагу поворотного кулака, — самодельная, трубчатая с наконечниками. Панель приборов использована от ГАЗ-52. На ней имеется амперметр, указатель температуры охлаждающей жидкости, давления масла, уровня топлива, спидометр. Под приборной панелью спрятан механический выключатель «массы» (тумблер) — он выполняет функции противоугонного устройства.
Трактор исполнен грубовато, но надёжно — эксплуатация в течение двух десятков лет, как для транспортировки грузов, так и для обработки земли это доказала. Во многом удачная конструкция трактора получилась благодаря заднему мосту от болгарского автопогрузчика. Он оказался надёжным и отлично справляется с обеспечением проходимости трактору в сложных дорожных условиях и тяговитости на сельхозработах. В случае пробуксовки одного из колёс заднего моста при прямолинейном движении оно моментально блокируется с другим.
На поворотах в мосту начинают работать ступичные планетарные механизмы, а при выкручивании руля до упора трактор может разворачиваться вокруг одного колеса с заносом передка. Но это уже экстрим, и так резко поворачивать нежелательно. По своим возможностям мост от погрузчика превосходит даже мост от грузовика-вездехода ГАЗ-66, который, к тому, же для трактора надо укорачивать (заужать колею).
Для транспортировки грузов к трактору прицепляется тоже самодельная одноосная тележка. Она уже третья по счёту — от одной к другой увеличивалась грузоподъёмность, а конструкции были похожими. Рама тележки сварена из такого же швеллера, что и рама трактора (№ 12).
Ось и ступицы колёс — от сельхозтехники, рессоры подвески -от грузовика ГАЗ-53. Каркас кузова сварен из стального уголка 25×25. Обшивка — из шпунтованной доски «двадцатки», прикреплена к каркасу болтами. Передний и задний борта тележки — откидные (в горизонтальном положении удерживаются цепями), что позволяет транспортировать длинномерные грузы.
(Автор: А. ГАЛКИН, г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий А.О.)
Моторный отсек трактора (а — вил справа; б — вид слева): 1 — радиатор (от автомобиля ГАЗ-52); 2 — воздушный фильтр; 3 — масляная центрифуга; 4 — рулевой вал (от автомобиля ГАЗ-52); 5 — звуковой сигнал (от автомобиля ВАЗ); 6 — передний щит; 7 — топливный бак (V=57 л.); 8 — топливопровод; 9 — топливный фильтр; 10 — рулевая сошка (удлинённая); 11 — рулевой редуктор (от автомобиля ГАЗ-52); 12 — рама; 13 — заливная горловина масла двигателя; 14 — стойка-держатель капота; 15 — фара (2 шт.); 16 — защитная решётка радиатора; 17 — двигатель (от автомобиля ГАЗ-52); 18 — переднее крыло (2 шт.); 19 — впускной коллектор двигателя; 20 — поддон картера; 21 — стойка тросовой проводки
Трактор из автопогрузчика: 1 — переднее колесо (шина и обод — от автомобиля УАЗ-469, диск — от сельхозтехники); 2 — ступица переднего колеса (от сельхозтехники, 2 шт.); 3 — переднее крыло (панель от холодильника, 2 шт.); 4 — фара (от автомобиля ЗИЛ-157); 5 — защитная решетка радиатора (радиатор холодильника); 6 — радиатор (от грузовика ГАЗ-52); 7 — капот (от автомобиля ГАЗ-69); 8 — передний щит (от погрузчика); 9 — рулевое управление (от грузовика ГАЗ-52); 10 — аккумуляторная батарея; 11 — подлокотник; 12 — сиденье водителя; 13 — задние сигнальные фонари (от ВАЗ-2101); 14 — заднее крыло (панель от холодильника, 2 шт.); 15 — заднее колесо (шина и обод — от грузовой тележки трактора К-700, диск — от сельхозтехники, 2 шт.); 16 — ступица заднего колеса (от сельхозтехники. 2 шт.); 17 — подножка (2 шт.); 18 — топливный бак; 19 — рама; 20 — двигатель; 21- балка переднего моста (от грузовика ГАЗ-52); 22 — ось качания моста; 23 — кронштейн подвески балки моста к раме; 24 — опорная плита; 25 — проставка (2 шт.); 26 — задний щит; 27 — фаркоп; 28 — спинка пассажирского сиденья; 29 — сиденье пассажиров; 30 — пол (стальной лист s4); 31 — рукоятка стояночного тормоза; 32 — рычаг переключения передач
Подвеска переднего моста
Приборная панель и органы управления трактором
Рама трактора: 1 — передняя поперечина (швеллер № 12); 2 — средняя площадка (стальной лист s4); 3 — передняя поперечина (швеллер № 12); 4 — кронштейн крепления передних опор двигателя (П-образный профиль из стального листа s4); 5 — передняя часть лонжерона; 6 — центральная поперечина (швеллер № 12); 7 — задняя часть лонжерона (швеллер № 12,2 шт.); 8 — задняя поперечина (швеллер № 12); 9 — ложемент заднего моста (швеллер № 12, 2 шт.); 10 — проставка (швеллер № 12, 2 шт.); 11— верхняя площадка (стальной лист s4)
Схема трансмиссии и рулевого управления трактора: 1 — двигатель; 2 — корзина сцепления; 3 — коробка перемены передач; 4 — редуктор отбора мощности; 5 — сдвоенный карданный вал; 6 — дисковый тормоз; 7 — задний ведущий мост; 8 — картер главной передачи с самоблокирующимся дифференциалом; 9 — корпус планетарного редуктора ступицы (2 шт.); 10 — заднее ведущее колесо (2 шт.); 11 — рулевое колесо с рулевым валом; 12 — червячный редуктор с сошкой; 13 — продольная тяга; 14 — поворотный кулак с рычагом (2 шт.); 15 — поперечная рулевая тяга; 16 — ось качания переднего моста; 17 — переднее управляющее колесо (2 шт.)
Трактор своими руками — чертежи с размерами и схема сборки мини-трактора с двигателем от мотоблока для сельскохозяйственных нужд
Проведение любых фермерских сельхоз работ невозможно представить себе без специально подготовленной технической базы.
Наличие и объем специальной техники зависит от площади обрабатываемого участка. Если она больше 1 га, то ручной инструмент уже вряд ли поможет вам выполнить качественный сельскохозяйственный уход.
Конечно если вам позволяют денежные средства, что является для многих фермерских хозяйств большой проблемой, можно приобрести заводской трактор. На современном рынке выбор просто огромен.
Более разумной, а главное дешевой альтернативой, является изготовление мини-трактора своими руками. Огромный плюс этого решения в том, что он позволяет выполнять работы на ограниченных площадях в отличие от большого трактора.
Содержание
Разновидности мини-трактора
Мини-трактор является многофункциональным инструментом в руках собственника, способным обслуживать до 10 га. обрабатываемых участков земли.
Также может быть использован в уборке и вывозе мусора, снега и прочих материалов.
Основных вариантов сборки трактора 2:
- Самостоятельно спроектированная и собранная база мини-трактора из комплектующих частей, согласно проекта и финансового расчета.
- Переоборудование из уже имеющихся разновидностей сельхозтехники. Чаще всего это установка дополнительных конструкций на мотоблоки.
Сферы применения мини-трактора
- Полный контроль за урожаем, начиная от посадки, ухода, до полной его уборки.
- Вспашка и культивирование земли.
Используя дополнительное навесное оборудование:
- Возможность перевозить груз, который соответствует габаритом вашего трактора.
- Чистка, уборка и вывоз снега или другого мусора с вашего участка.
- Покос травы.
Плюсы и минусы самодельного мини-трактора
- Легкая управляемость
- Простота ремонта и проведение технического осмотра
- Возможность навешивать доп.конструкции.
- Простота сборки и возможность замены запчастей одних на другие.
- Огромный выбор материалов для сборки любой конструкции трактора.
- Невозможность обработки больших площадей.
- Достаточно узкая область применения.
- Необходимость присутствия личных навыков для сборки.
Основные принципы изготовления
При самостоятельном проектировании необходимо учитывать и закладывать в конструкцию максимально доступные, имеющиеся в продаже, узлы и агрегаты.
- Множественное использование самодельных частей, впоследствии может создать вам большие проблемы с ремонтом или техническим обслуживанием. Учитывайте это заранее.
- Так как в домашних условиях трудно просчитать будущие нагрузки на несущие узлы и агрегаты, то необходимо заложить больший запас прочности в будущую модель.
- Устройство и конструкцию рамы создаем с учетом установки силовых агрегатов (двигатель, трансмиссия).
Оптимальная нагрузка на ведущие колеса, с учетом веса водителя, 4060.
Предварительно составленные чертежи конструкции сэкономят впоследствии вам много времени и средств.
Трактор из мотоблока
При использовании мотоблока рама может иметь цельнометаллическую так и шарнирную конструкцию. Это зависит от расположения самого мотоблока.
При установке его спереди рамы используются шарнирные соединение. Недостаток такой схемы это неправильное распределение веса.
Для эффективного распределение общей массы и нагрузки на колеса, которые являются ведущими, мотоблок можно установить сзади. Это будет уже цельнометаллическая рамная конструкция.
- Для её устойчивости необходимо увеличение колеи сзади и более высокий диаметр колес.
- Также необходимо будет доработать схему переключения коробки передач, а на переднюю балку установить рулевую трапецию.
- Конструкция такого вида уже будет мало отличаться от заводских аналогов.
- Основное преимущество сборки мини-трактора из мотоблока это то, что не надо соединять агрегаты между собой и делать сцепление.
- Основной недостаток это отсутствие аккумулятора и небольшая мощность.
Определяемся с выбором двигателя.
- Учитывайте, крутящий момент у дизельного двигателя больше. И неоспоримый его плюс в экономии топлива.
- Для моноприводной сборки трактора будет вполне достаточно ДВС от 5 до 15 л. с. Для полноприводной это будет уже 30-40 л.с.
- Не забываем учесть, что для полного привода необходимо будет раздаточная коробка и соответствующая трансмиссия.
- Максимально подходящий и чаще всего распространенный вариант это установка двигателя от “классики”, как то модели 2101-2107.
- Плюс данного варианта — двигатель устанавливается в сборе с трансмиссией как один узел. Мощности хватит для абсолютно разных возложенных на него задач.
- Минус — расход топлива (бензин), сложная конструкция системы охлаждения ДВС и большой вес.
Для мини-трактора малой мощности подойдет ДВС ЗИД-4, или ЗИД-5. Неоспоримым достоинством данного агрегата это его долговечность и простое техническое обслуживание
Из двигателей средней мощности можно рассмотреть модели УД-2 или УД-4 с объемами 610 см3 и 1220 см3 соответственно.
Как вариант можно рассмотреть двигатель китайского производителя LIFAN 188F. Его плюс в небольшом расходе топлива при больших оборотах.
Выхлопная система также устанавливается самостоятельно. Важное условие — её конструкция должна находится выше ведущего моста. Это позволит не потерять клиренс вашего мини-трактора.
Типы рамы
При конструкции и сборке мини-трактора используются 2 вида рамы:
- Цельная. Имеет прочную конструкцию и жесткость. Если есть цель использовать трактор в качестве погрузчика, подойдет только она.
- Переломная. Самый подходящий вид для полноприводной конструкции. Сложнее в изготовлении, но её маневренность намного выше. Состоит из двух частей соединенных между собой шарниром. Её плюсы в повышении проходимости, минимальном радиусе поворота и равномерном распределении нагрузки.
Для самостоятельного изготовления рамы вам понадобится следующий набор инструментов:
- Инструмент для провидения работ с металлом
- Аппарат для сварки металла
- Станок для токарных работ
- Инструмент и приспособления для работ при сборке и монтаже рамной конструкции
Официальная регистрация мини-трактора.
Для получения разрешения на регистрацию и последующей постановкой на учет необходимо обратиться в Ростехнадзор.
Самодельный трактор фронтальный погрузчик
Самодельный трактор -погрузчик предназначен для погрузки и сгребания сыпучих грузов (песок, гравий) Фото, чертежи и видео самодельного фронтального погрузчика представлены далее. Самодельный погрузчик имеет постоянный полный привод. Двигатель Лифан Lifan 15 л/с со стартером. Гидравлическую систему приводит в действие НШ-10 (насос шестеренчатый) Распределитель Р-40 2 х секционный. Рама и стойка стрелы из швеллера 8-ка. Толщина металла ковша 3 мм. Вес порядка 400-500 кг Длинна 1.9 м без стрелы, с стрелой 2.4 м, Высота 1.3 м Ширина 94 см.
Принцип работы мини-погрузчика точно такой же как и на большом тракторе, стрела приводится в действие за счет установленного гидроцилиндра, на подъем и опускание ковша так же имеется отдельный цилиндр. На челюстной ковш дополнительно ставятся два малых гидроцилиндра с правой и левой стороны металлического ковша.
Крутящий момент с двигателя передается через систему шкивов и приводится в действие трансмиссия, а так же гидросистема самодельного фронтального погрузчика.
Материалы
- двигатель Lifan 15 л/с
- профтруба квадратного и прямоугольного сечения
- мосты ВАЗ
- колеса
- гидроцилиндры
- гидробак
- насос НШ-10
- листовой металл 3 мм
Инструменты
- сварочный инвертор
- УШМ (болгарка)
- дрель
- слесарный и измерительный инструмент
- набор гаечных ключей
Фото узлов и агрегатов самодельного погрузчика.
Источник http://mini-traktor.masteraero.ru/minitraktor-39.php
Источник https://fermerochek.ru/traktor-svoimi-rukami/
Источник https://www.samodelkindrug.ru/samodelnyj-traktor-frontalnyj-pog/