Ремонт/восстановление трапеции дворников
Всем привет, как и писал ранее был позыв организма к восстановлению и ремонту трапеции дворников из за противного скрипа и прыганья дворников по стеклу)))))
Итак у товарища и друга Shaytan36 была выкружена поломатая и ненужная трапеция дворников с бочки, но с целыми и непотертыми штоками… Эти штоки по толщине как наши (12мм), но длинна намного больше и не соответствуют канавки для стопорных колец. При помощи точила были разделены штоки от бочки и шток с моей трапеции… Так же при помощи токаря нарезана новая канавка для стопорного кольца в соответствующем месте и сам шток обрезан по длине.
При помощи болгарки сделал щечки для установки планки от А6 и все это дело сварено (спецом угол 90 не выставлял, так, примерно на глазок)
Далее купил новые втулки стартера (меднографитовые) ВАЗ 2108, унас они продаются комплектом… нам нужны те которые прямые, их размер 15х15х12, а те которые с буртиком куда нить выкидываем или ложим для чего нить про запас))))) Втулки имеют чуть люфтика, но при запресовке их в трапецию люфт убирается и штоки садятся в натяг…
Ну и после установки втулок, собираем трапецию с установкой пружинных шайб и обычных шайб…
Двигатель поставил позже, перед установкой на машину вот по этой схеме))))
Так же дворники, а вернее поводки устанавливал согласно вот этой схемы
Итог. дворники трут очень тихо и чисто (без пропусков), при учете того что дворники старые и поводки не погнутые (выпрямил и покрасил)… и нету подпрыгивания пассажирского дворника)))) Вообщем я счастлив))))
Всем мира и бобра!
PS Мореманы! С праздником НАС!
Ремонт трапеции стеклоочистителей
100 километров от города, глухая деревня, хороший дождь, скоро стемнеет, со мной моя ненаглядная и две её подруги, за жизнь которых как-то приходится отвечать, пока я за рулём.
И у меня кончились дворники. Внезапно, без предупреждений. Двигатель очистителя жужжит, а дворники лежат. Проверил — от руки щётки двигаются, а это значит: меня подставила трапеция.
На месте разобрал всё, глянул, с первого взгляда видно, что из-за люфтов выточило в ноль пластиковую втулку шарнира, соединяющего основную часть трапеции с тягой от двигателя очистителей. Попытался на месте из шайбы обычной сделать стопорную, чтобы хоть как-то шарнир зафиксировать на дорогу домой, но сработало на пару десятков километров, ибо дождь особо не прекращался.
Около 80 километров в полной темноте в дождь только «по приборам», периодически на аварийке, с тремя пассажирками было очень тяжко (видишь только немного разметку и габариты впереди идущего), так что по приезду домой сразу снял всё и понёс домой, оценивать шансы на ремонт или замену ибо надо было торопиться, зима близится.
Так началось моё веселье. Но сразу прошу прощения за мою традиционную многословность. Данный пост — результат двухдневной работы по ремонту моей трапеции, в котором я узнал много нового и пытаюсь поделиться своим опытом с кем-то, кому это, возможно, предстоит повторить или просто интересно. Надеюсь, что вам, уважаемые читатели, будет не сильно тяжело от объёма.
распалась некогда цельная конструкция, тяга слетела, резинка порвана пополам, а назад ставить бессмысленно — умер шарнир и тяга снова слетает
Процесс разбора и фото этого процесса я опущу ибо и так запись приходится сильно сокращать. Но, вкратце: снимается решётка (6 пистонов и 5 саморезов), снимается двигатель очистителя (4 винта + гайка с гровером, крепящая к нему тягу трапеции), откручивается трапеция (3 + 3 винта), затем она вынимается по кускам через любые отверстия либо (если целиком) только через правое отверстие (это для моего левого руля), в котором один край чуть утоплен.
пассажирская часть в тисках для выковыривания стопорного колечка из ржавчины. тут же видна первопричина — сильная выработка, приведшая к люфту трапеции
Первопричиной, как я изначально видел, когда подкрашивал поводки дворников, была разбитая втулка направляющей пассажирского дворника. Однако, как я тогда подумал, кроме люфта самого дворника это ни к чему не приведёт. Я же не знал тогда, что её так стёрло именно потому, что через неё передаётся всё усилие от двигателя на трапецию.
И, конечно, из-за люфта шарнир вывернуло под большим углом, а большая нагрузка быстро его после этого стёрла так, что тяга с «шарика» слетала уже самостоятельно.
Вдобавок втулка водительской направляющей закисла почти намертво, создавая дополнительное сопротивление, что и усугубило ситуацию.
Когда я всё разобрал и очистил, встал вопрос ремонта
Первой нужно было убрать причину износа шарнира — люфт направляющей дворника в кронштейне. Нужна новая втулка и ремонт кронштейна. Пошёл в магазин метизов и на моё удивление в сантехническом отделе нашёл идеальную трубочку — внутренний диаметр ровно 12, как и необходимо, длина ровно в два раза меньше нужной (берём две штуки и получаем 39,5мм), материал медь. На счёт сопротивлению истиранию не лучший вариант, однако и в оригинале на вид та же медь, так что точно не хуже, чем с завода.
Втулки сантехнические, так что на них была выбита маркировка и это создавала внутри небольшую неровность, которую пришлось сточить — в остальном подошли идеально. 11 рублей за штучку, итого 22 рубля.
Раз это медь, то она должна отлично паяться. Вот и получается одна втулка из двух.
Затем втулка была зафиксирована эпоксидным клеем — холодной сваркой. Конечно, эпоксидка не вечна и возможно, её со временем тоже сточит, но не думаю, что намного быстрее родного силумина, который можно пальцем поцарапать. Конечно, меня такой способ ремонта беспокоит, но время покажет.
Видел в инете, как «треугольник» делается из металла сваркой. Но это уровень, пока для меня недостижимый. Так что, всё-таки эпоксидка…
Как я уже писал, водительская часть механизма была закисшая. Выбивал направляющую молотком минут пять, после чего дрелью и химией вычищал внутри. Также там ещё до меня рукожопами был обломан один из 3 болтов крепления, пришлось высверлить его и нарезать новую резьбу, а запасной болт подобрать не сложно.
После я пошёл и купил одну толстую шайбу на 12 (аж за целых 2 рубля) и нашёл несколько тонких в своих запасах.
Затем окончательно зачистил железо, быстро (чисто для вида) пыльнул краской, смазал направляющие и окончательно собрал оба механизма. Оба теперь свободно и без люфта вращаются.
На этом закончился ремонт первопричины поломки — втулок направляющих (разбитой и закисшей), но остаётся еще собственно шарнир, который уже и не шарнир вовсе. Сначала уже второй раз сделал из шайбы обычной шайбу стопорную, с кривым лицом подёргал, «вроде держится». Но мне всё равно не нравилось — если мою холодную сварку разобьёт, у трапеции не останется запаса прочности и эту шайбу сорвёт к чёртовой матери.
И тут в интернете узнаю о чудесной вещи, которая называется «Ремкомплект механизма стеклоочистителя семейство Калина» с номером «2110-370533«. Это чудо упоминается в интернете в каждом первом руководстве по ремонту трапеций от марино до фокусов и китайцев. Но при всём этом, все пишут, что его достать почти нереально, и действительно — два часа поиска в интернете не привели меня ни к чему, кроме как к головной боли и к идее заказа из сомнительных интернет магазинов в других городах. Ну, справедливости ради скажу, что всё-таки на авито был один барыга, предлагающий 400 рублей ценника за такой комплект, причём с пояснением, что вы, дескать, всё равно больше нигде не найдёте.
Однако, на следующий день я таки решился покататься по юго-западу Питера по всем известным мне магазинам на свой страх и риск без дворников, и объездил магазинов (преимущественно вазовских) с полдюжины или больше. Напомню, дворников у меня не было и ездил я в дождь вперемешку со снегом, поэтому не мог объездить больше магазинов. Везде был ответ «нет и не бывает» и недоумение, существует ли такое вообще. Однако, мне повезло — в последнем из намеченных (после него всё равно домой собирался от безысходности) малюсеньком магазине-павильоне ВАЗовских деталей продавец, даже не поворачивая головы, сказал: «200 рублей«. Уже когда я забирал, он прокомментировал, что все берут этот комплект на иномарки и он ещё не продавал его владельцам ВАЗов. Я счастливый поехал назад торопиться всё собрать и поставить до темноты.
вожделенный ремкомплект, 200 рублей, Ремкомплект механизма стеклоочистителя семейство Калина, номер 2110-370533
Сначала в тяге у шарнира надо было выпилить выемку ибо на самой полиамидной втулке есть выступ и так просто он не встанет (как вариант — спилить выступ, но мне показалось, что это ударит по надёжности конструкции). Помимо этого, всё встаёт не просто хорошо, а вообще стопроцентно идеально — и внутренний и внешний размеры идентичны абсолютно, по крайней мере на вид.
Как можно видеть на фото, шарнир изначально конструктивно закрытый, в то время как у тойоты — открытые, но в резиновом чехле. В случае данной замены в чехле особой необходимости нет. Это тоже огромный плюс.
В комплекте бумажка, на обороте инструкция — прокипятить запорное кольцо 3 минуты и на горячую запрессовывать. Видимо, иначе треснет. Спорить с инструкцией не стал, так и поступил, а запрессовывал маленькой струбцинкой для равномерности.
После всего старые ещё живые кольца я почистил от пластилина, в который превратилась родная смазка и залил густо литолом.
Пришло время пойти на улицу, окончательно надеть тяги (промежуточная имеет изгиб на одном конце и сначала непонятно, какой конец куда идёт — понятно становится только по месту) и наконец-то вернуть трапецию на место и узнать, будет ли всё это работать или нет.
всё готово к сборке. двигатель очистителя, кстати, снаружи тоже тщательно почищен, выбита грязь из-под колечка и всё там смазано, но этому процессу просто в записи места не нашлось
Проблем особых у меня не было. Даже не знаю, как описать этот процесс. Просто протянул трапецию в кузов, прикрутил (не забыв все резьбовые соединения смазать графиточкой), накинул поводки дворников и двигатель очистителя.
Единственное — по идее на двигателе желательно при разборе делать насечку с положением относительно него всего механизма, а при сборе по ней ориентироваться, однако для меня было приятным удивлением, что когда трапеция закреплена, то есть всего одно положение (плюс-минус пара градусов), в котором механизм можно прикрепить к двигателю — иначе законы физики не позволят. Я так и сделал — и всё сразу было нормально.
На видео видно, что дворники сейчас очень актуальны!
Ну, и надеюсь, что ремонта хватит надолго. Конечно, время покажет и не исключено, что ресурс ремонта окажется недостаточным. Однако, я постарался заложить ресурс по прочности, починив все причины, а также смазав всё, что тёрлось на сухую и внатяг, да и потратив только 224 рубля, так что я буду приглядывать за механизмом и в случае подозрений у меня в любом случае будет достаточно времени выбрать и купить замену до повторения ситуации загородом.
И последним штрихом было съездить в автодок и забрать очередной (в частности, уже третий) колпачок поводка стеклоочистителя 85292-12020. С разбитой втулкой направляющей пассажирского очистителя этих колпачков не напасёшься — из-за люфта их рано или поздно сбивает об решётку воздуховода и приходится покупать новый. Надеюсь, это был последний раз.
Очень грустным для меня моментом было то, что в процессе ремонта я потерял самую нужную мне головку (1/4″DR 10мм) из моего любимого набора инструментов, из-за чего двигатель очистителей удалось закрутить гаечными ключами только на 3 болта из 4 (к последнему без торцевого ключа не подлезть). Но ничего, новая Ombra 114010 уже заказана (целых 30 рублей стоит) и скоро займёт место в наборе, а до этого закручу используя запасной мини-набор. Второй грустью было то, что во время первого полевого ремонта я сильно намочил тот самый набор инструментов и всё, что не было хромировано (насадки-отвёртки), покрылось слоем ржавчины — а я как на зло всего неделю как сделал полную ревизию инструментов и как раз всю грязь и ржавчину убирал химией и механически — теперь всё заново.
Теперь я знаю, как устроена трапеция очистителей вплоть до мелочей и что люфты это крайне тревожный признак. Даже если я когда-нибудь решусь разобрать машину на запчасти или скатить её с горы в озеро, новых знаний я уже не потеряю.
И это наконец всё. Благодарю за потраченное время! Обслуживайте машину вовремя, чтобы не случалось таких казусов, как у меня.
Давай, шевелись: почему перестают работать дворники и как чинить трапецию
Наверное, многим владельцам не очень новых автомобилей знакома ситуация, при которой щётки стеклоочистителя внезапно начинают работать медленнее обычного, а потом останавливаются окончательно. Иногда – прямо на половине хода, посреди стекла. Виноват в этом, к сожалению, не копеечный предохранитель. Во всём виновата трапеция.
Просто о простом
Трапеция дворников – этот тот самый механизм, благодаря которому вращательное движение мотора привода щёток преобразуется в их поступательное движение. На первый взгляд, ничего сложного в трапеции нет: несколько тяг, шарнирных соединений и втулок. Тем более непонятно, что там может сломаться. Обычно ничего и не ломается, просто со временем соединения забиваются грязью, корродируют и теряют подвижность. И вот в случае такого артрита у трапеции дворники сначала ходят медленнее, потом просто встают колом.
Есть ещё один вариант развития событий: горит моторчик. Этого лучше не ждать, а приниматься за ремонт. В сервисах в зависимости от их жадности за эту работу просят разные деньги. Кто-то готов сделать за пятьсот рублей (что редко), кто-то – за полторы тысячи (что чаще). Не грабёж, конечно, но многие, скорее всего, захотят поковыряться в любимой машине самостоятельно. Поэтому расскажем, как это сделать. В конце будет бонус для тех, что читает инструкцию после того, как уже всё сломает.
Работа имеет один весомый плюс: для её выполнения не требуется сложных «приспособ», динамометрических ключей, подъёмника или синхрофазотрона. Мы, например, всё сделали обычным набором инструментов из известного магазина за 600 рублей. Помимо отвёртки, ключей, молотка и «торкса» потребуется ещё графитовая смазка и какой-нибудь жидкий ключ вроде WD40, «Валеры», Runway или любой другой – тут всё на ваш вкус.
Практически все трапеции устроены одинаково и закисают в одном и том же месте. Мы будем в качестве примера разбирать Форд Фокус, трапеция которого уже три поколения подряд упорно закисает в самый неподходящий момент. Стабильность, чёрт бы её побрал. Есть ещё целый список машин, у которых трапеция закисает чаще, чем хотелось бы: от Mercedes W204 до Hyundai Elantra IV и любых Kia Ceed. Принцип везде будет одинаковым. Поэтому расскажем, как всё сделать на Форде, а если вам повезло купить другую машину, просто аккуратно проецируйте этот гид на свой автомобиль.
Болты, защёлки и гибкие пальцы
Сначала снимаем поводки дворников. Тут всё просто: снимаем защитные колпачки, откручиваем гайки и стаскиваем их со своих осей. Здесь ничего сложного нет.
Затем переходим к демонтажу пластикового жабо. У Фокуса оно из двух частей – верхней и нижней. Верхняя половина крепится простыми защёлками, которые легко сдвигаются отвёрткой. Главное – крепко держать их пальцами, потому что в последний момент защёлка может улететь куда-нибудь в моторный отсек. Складываем снятые защёлки вместе с гайками и шайбами от поводков дворников, вытаскиваем из паза уплотнительную резинку и снимаем половину жабо. И опять же – всё это сделать несложно.
На этом этапе трапецию уже хорошо видно. Некоторые тут уже останавливаются и вынимают её из машины. Честно говоря, это не очень просто, поэтому поработаем отвёрткой ещё немного и разберём машину чуть больше. Достаточно выкрутить всего два болта со шляпками под торкс, чтобы снять нижнюю часть жабо. Зато доступ к трапеции получится прямо-таки шикарным. Поэтому тратим ещё пару минут и снимаем эту деталь.
Только делать это надо осторожно: инженеры Форда (будь они прокляты хотя бы только за один замок капота!) зачем-то сделали подогрев лобового стекла двухзонным, поэтому справа и слева под жабо видны разъёмы подогрева половин стекла. Если размахивать снятым пластиком, как Тарас Бульба шашкой, можно повредить шлейфы.
Итак, мы теперь мы видим трапецию полностью.
В нашем случае трапеция крепится тремя болтами, которые мы и выкручиваем. Теперь можно вытаскивать её наружу, но опять же – очень осторожно. Нет ничего удивительного в том, что к мотору трапеции подходят провода, которые рвать не надо. Надо снять клемму, но это проще сделать, если немного вытащить всю трапецию на свет божий. Длина проводов это позволяет, а защёлку разъёма инженеры Форда (пусть им будет пусто за всю электрику!) поставили снизу. Так, что на месте её зажать очень и очень трудно. Поэтому немного вытаскиваем трапецию наружу, затем снимаем клемму.
Всё, трапеция у нас в руках. Можно выдохнуть. Но не сильно, потому что самое сложное нас ждёт впереди.
Немного силы и много умения
Шарнирные соединения трапеции обычно делают из полиформальдегида. Это такой прочный материал с очень низким коэффициентом трения. Из него, например, в последнее время часто делают медиаторы для гитаристов. А для машин – вот такие соединения, где сила трения должна быть минимальной, а износостойкость – высокой. Еще он не ржавеет, что тоже неплохо. В силу всех этих факторов можно сказать, что разбирать шарниры практически бессмысленно: там ничего не закисает, а ломать соединение ради любопытства вредно. Ну а если всё-таки разберёте, можно убрать оттуда грязь. Вот это будет не лишним.
А теперь перейдём к нашему главному врагу. Трапеция закисает именно в этих местах: это втулки с осями поводков. Как только их не пытаются защитить всякими колпачками и колечками, но вода всё-таки попадает внутрь и делает своё чёрное дело.
Оси надо вытащить из втулок. Для этого сначала снимаем защитный колпачок и стопорное кольцо. Насчёт подлости последнего предупреждать не буду: все знают, что оно может улететь куда угодно. Но при некоторой сноровке снять него несложно.
А вот теперь начинаются танцы с бубном. Точнее, с молотком, «вэдэшкой» и матюгами. Если трапеция ещё не закисла намертво и дворники хотя бы как-то ходили, выбить оси будет намного проще. В противном случае будет сложно. К тому же стучать молотком придётся по торцу, на котором нарезана резьба под сами дворники. Если это делать с фанатизмом, дворник потом поставить на своё место не получится. А без фанатизма выбить ось из втулки сложно.
Тут помогут жидкие ключи (но это не точно). Тем, кто ими раньше не пользовался, дам один единственный совет: брызгать на ось и лупить молотком одновременно бесполезно. Сначала надо забрызгать закисшее соединение, потом подождать минут пять-десять, потом можно постучать молотком. Если ось хотя бы чуть-чуть сдвинулась с места, процедуру стоит повторить. Лишней «вэдэшки» не бывает.
Итак, допустим, что выбить ось всё-таки удалось. Осталось её только смазать. Многие ошибочно полагают, что та же самая WD-40 так хорошо размягчает коррозию, удаляет влагу и творит прочие чудеса. А еще – что детали, на которые она попала, потом никогда не ржавеют. Это не так. Пока эта чудо-жижа не высохла, ось даже будет неплохо вращаться в своей втулке из-за небольшого количества масла в «вэдэшке». Но хватит её ненадолго, как и в случае с любым другом «жидком ключом». Смазки из них плохие, так что как только ось высохнет, её надо смазать. Лучше всего подойдёт графитовая смазка. Ну и когда ось щедро смазана, всё можно собирать в обратном порядке. Кто один раз разобрал, всегда сможет собрать обратно.
Важен только один момент: желательно перед установкой поставить трапецию в то положение, в котором она когда-то закисла. Иначе есть неиллюзорные шансы после первого же включения перемолотить ожившим механизмом и дворники, и самого себя.
Обещанный бонус
К сожалению, у очень сильных и упорных людей ремонт трапеции часто заканчивается её полным разрушением с помощью молотка и собственной дури. Площадка, на которой стоит мотор, часто сделана из довольно хрупкого сплава, который не выдерживает упорства владельца молотка. Она ломается, и в этом случае никакие чудеса вроде супротека, синей изоленты и димексида уже не помогут. Выход один – покупать другую трапецию. Новую, оригинальную, аналог, с разборки, китайскую – вопрос денег, предпочтений или религии, выбор за вами. Главное, что бесплатная работа обернётся тратами на новые запчасти и лишними действиями, связанными с перестановкой мотора. Можно, конечно, купить в сборе, но это будет заметно дороже.
А при покупке трапеции с разборки нужно её хорошенько проверить. В лучшем случае она тоже будет закисшая, и её придётся точно так же разбирать и смазывать. В худшем она может быть разбита: со временем соединения из полиформальдегида изнашиваются и начинают люфтить. А с этим бороться уже невозможно.
Источник https://www.drive2.com/l/7251778/
Источник https://www.drive2.ru/l/8273702/
Источник https://www.kolesa.ru/article/davay-shevelis-pochemu-perestayut-rabotat-dvorniki-i-kak-chinit-trapetsiyu