Виды технического обслуживания автомобиля: как сэкономить на процедуре
Виды технического обслуживания автомобиля отличаются по срокам и содержанию работ и необходимы для безопасной эксплуатации машины. Регулярный контроль за ее состоянием позволит вовремя выявить проблемы и устранить их, пока они не стали более серьезными. В лучшем случае отложенный техосмотр приведет к дополнительным расходам на ремонт, в худшем – к аварии на дороге.
Так, замена моторного масла защитит от поломки мотора, а проверка тормозной жидкости — от неприятностей на дороге. И это лишь малая часть того, что важно контролировать. Купив новое авто, техобслуживание рекомендуется проводить с нуля и далее через определенное количество километров на спидометре. Но есть еще и другие не менее важные виды обслуживания. Они все подробно расписаны ниже в статье.
Суть технического обслуживания автомобилей
Под техническим обслуживанием автомобиля понимают ряд мероприятий, рекомендуемых к выполнению производителями авто и проводимых с целью профилактики. При этом ставится задача поддержания нормального технического состояния машины, при котором все узлы и механизмы (а они рано или поздно изнашиваются и выходят из строя) будут исправно работать. Ведь понятно, что лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.
Фото: Shutterstock
ТО (Техническое Обслуживание), как правило, подразумевает выполнение двух видов операций. Во-первых — обязательных (к примеру, если пробег авто достигает 15 тысяч км, то полагается поменять масло), а во-вторых – действий, необходимость в которых выявлена в процессе диагностики (при визуальном осмотре либо с применением спецоборудования).
В специализированной литературе основные виды технического обслуживания автомобилей называются в соответствии с тем, какие именно проводятся работы в ходе ТО:
- Регулировочные.
- Смазочные.
- Электротехнические.
- Крепёжные.
- Заправочные.
- Контрольно-диагностические.
По итогам контрольно-диагностических мер делаются выводы о необходимости иных действий, вроде замены вышедших из строя или отработанных деталей, долива жидкостей и прочее.
Виды технического обслуживания автомобилей
Виды и периодичность операций, проводимых в процессе технического обслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и долго ли простояла машина вообще без движения.
Фото: Shutterstock
В советские времена, к примеру, ТО проводилось строго по регламенту. Отчасти из-за того, что машины тогда были попроще и в надежности уступали современным. Да и вообще за технической исправностью машин, особенно казенных, принадлежащих организациям, следили строго.
Обязательный осмотр авто и устранение неполадок перед рейсом – закон, который непременно должен соблюдаться всеми водителями. Наибольшую важность это приобретает, когда речь идет о перевозке пассажиров или крупноразмерных грузов.
В России действует классификация видов ТО, принятая еще в бытность СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:
- Ежедневное ТО.
- ТО-1 (первичное техобслуживание).
- ТО-2 (второе техобслуживание).
- Сезонное ТО.
Сейчас предприятия, выпускающие легковые машины, представляют данный перечень в немного измененном виде:
- В ТО-2 введена сквозная нумерация (от ТО-1 до ТО- 10, либо от ТО-1 до ТО-12), согласно которой техосмотры выполняются через одинаковые отрезки времени.
- Многие производители упразднили проведение ТО-1.
Выходит, что сейчас виды ТО для легковушек существуют такие:
- Ежедневное ТО.
- Нулевое ТО (ТО-0).
- Периодическое, или номерное ТО (с обозначениями ТО-1 – ТО 10 (12)).
- Сезонное ТО.
Назначение и виды работ, обязательных в рамках технического обслуживания, их периодичность в каждом из случаев устанавливает производитель автомобиля. Все это прописывается в сервисной книжке.
К примеру, ТО-0 (в общепринятом понимании это ТО-1) положено проводить, когда машина «набегает» 2-2,5 тысяч км (не больше). Далее операции по ТО выполняются после каждых 10-20 тысяч км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
В случае с легковыми автомобилями ТО, по сути, представляет собой инспекцию главных значимых узлов и агрегатов транспортного средства в целях обеспечения безопасности поездки.
Фото: Shutterstock
Вот какие операции включает в себя контрольный осмотр:
- Проверка места стоянки и самой машины на предмет наличия пятен, которые могут свидетельствовать о протекании топлива, масла, гидравлической и охлаждающей жидкости.
- Контроль количества масла в картере мотора (проверяется щупом); объема охлаждающей жидкости (в расширительном бачке); количества гидравлической жидкости (в бачках сцепления, тормозной системы и в гидроприводной системе усилителя руля). Плюс проверяется наполненность бачка омывателя. Если где-то жидкости недостаточно, ее нужно долить.
- Контроль количества топлива в баке (это показывает датчик на передней панели машины).
- Проверка работы осветительных, контрольно-измерительных приборов и сигнализации.
- Проверка работы системы подачи звукового сигнала.
- Контроль угла люфта рулевого колеса. К примеру, для легковых машин люфт выше 10 градусов – это уже превышение нормы.
- Контроль состояния подвески. Проверяется импульсным нажатием на кузов в районе багажника или капота. В результате машина не должна совершать больше 2-3 колебаний.
- Обследование колес и шин. Поврежденные шины эксплуатировать запрещено (имеются в виду резаные, надорванные, плохо закрывающие корд, с расслоением каркаса либо с отслоением протектора и боковины, со стертым рисунком протектора до высоты, меньшей, чем 1,6 мм).
- Контроль работы сцепления, тормозов, коробки передач (проверяется в процессе движения машины).
- Проверка в действии стеклоочистителя.
- Осмотр на предмет наличия таких обязательных предметов, как аптечка, огнетушитель, красный мигающий фонарь либо знак аварийной остановки.
Вот перечень операций, предусмотренных к выполнению в процессе контрольных осмотров на остановках по пути следования:
- Обследование тормозных барабанов (либо дисков) и ступиц колес на предмет нагрева (проверяется на ощупь).
- Осмотр с целью выявления подтеканий (масла, топлива, гидравлической и охлаждающей жидкости).
- Визуальный осмотр шин на предмет снижения давления в них.
По окончании рейса контрольно-осмотровые мероприятия выполняются следующие:
- Устранение неисправностей, выявленных за время пути.
- Контроль уровней рабочих жидкостей (масла, жидкости в омывателе, охлаждающей и гидравлической жидкости); если нужно – добавление топлива в бак.
- Осмотр шин и колес на предмет повреждений.
- Приведение в порядок салона, внешняя помывка.
Первое техническое обслуживание
Следующая разновидность техобслуживания – ТО-1. Во-первых, в него входят все действия из ЕТО (ежедневное техническое обслуживание).
Фото: Shutterstock
Плюс добавляются и еще некоторые:
- Уборка внутри салона, наружная мойка.
- Контроль и диагностика. В дополнение к ЕТО полагается еще проверить: работу тормозов (в том числе «ручника»), тормозного привода; ход и зазоры руля; защитные чехлы ходовых частей авто; целостность пружин, рычагов, штанг, амортизаторов; свободное движение всех педалей; степень натяжения приводных ремней.
- Регулировка. Когда это нужно — регулируется: свобода движения педалей; уровень натяжения ремней привода; «ручник»; движение руля; зазор между соединениями привода руля; если в машине карбюратор, то проверяется и его работа.
- Крепежные работы. В рамках (ТО-1) еще проверяют и подтягивают крепления: мотора, коробки передач, тормозов, руля, тяг, рычагов поворотников, колесных дисков, деталей выхлопной системы.
- Заправка. Если нужно — из двигателя сливают старое масло и заливают новое. Масляный фильтр тоже меняют по мере надобности.
- Электротехнические работы. Очистка аккумулятора и электроприборов от собравшейся грязи; наладка изоляции, замена предохранителей, лампочек.
Второе техническое обслуживание
ТО-2 – это вид технического обслуживания и ремонта автомобилей, подразумевающий выполнения работ, предусмотренных ТО-1, с добавлением ряда иных действий по обследованию узлов машины.
Фото: Shutterstock
ТО-2 подразумевает выполнение работ по контролю и диагностике, в добавок тут предусмотрено больше операций по дозаправке (с учетом пробега авто). То есть, меняется не только масло, но и:
- Жидкость в тормозной системе.
- Охлаждающая жидкость.
- Масло в гидросистеме.
- Масло в коробке передач.
- В грузовиках или легковых машинах с полным приводом – меняют масло в мостах.
Некоторые детали машины в рамках ТО-2 и в зависимости от пробега тоже подлежат замене. В случае с легковыми авто – это:
- Фильтры системы топлива.
- Фильтр коробки передач (для «автоматов»).
- Воздушные фильтры.
- Фильтры салона.
- Свечи системы зажигания.
- Для машин с ГРМ ремённым приводом – подлежат замене ролики ремня, сам ремень и дополнительное оснащение.
Если говорить о крепежных работах при ТО-2, то в сравнении с ТО-1 их здесь больше. Добавляются затяжки креплений:
- Радиатора.
- Топливного бака.
- Головки цилиндрового блока.
- Крышки газораспределительного механизма.
- Поддона моторного картера.
- Впускного и выпускного коллекторов.
- Крышки редуктора заднего моста.
- Замков и петель на дверках.
Кроме того, в рамках ТО-2 необходимо отрегулировать:
- Моторные клапаны.
- Натяжения привода ГРМ.
- Зазор между дисками и колодками тормозов.
- Зазора подшипников ступиц передних колес.
Набор выполняемых при ТО-2 операций составляется с учетом марки и модели авто, а также принимается во внимание регламентированный производителем межсервисный интервал.
Сезонное техническое обслуживание
Данный вид технического обслуживания автомобилей (обозначается как СО) подразумевает выполнения работ по подготовке транспортного средства к зимнему либо летнему периоду эксплуатации.
При смене внешних температурных условий нужно специально позаботиться об обеспечении бесперебойной работы всех агрегатов, деталей и узлов машины. К примеру, зимой следует использовать менее вязкие смазочные материалы. Кроме того, в холодное время года труднее запускается аккумулятор, сцепление колес с покрытием дороги ослабевает. Плюс появляется необходимость в отоплении салона. Все это нужно предусмотреть.
Для большинства автовладельцев главная операция в рамках сезонного ТО – это замена шин, и они стараются выполнить данную процедуру одновременно с ближайшим по регламенту номерным ТО.
Экономия на техническом обслуживании автомобиля
Все виды технического обслуживания автомобилей (за исключением ежедневного) являются платными. Разумеется, возникает вопрос, а обязательны ли данные процедуры? Может быть, как раз на этой статье расходов можно отлично экономить? Тем более, что современные автомобили – агрегаты высококачественные и надежные (по уверениям производителей), в связи с этим и межсервисные интервалы по ТО постепенно становятся больше.
Что ж, тут к вопросу можно подойти с разных сторон, а именно – формально и фактически.
Формально считается, что если новая машина ни разу не прошла ТО, то на гарантийное обслуживание владелец может не рассчитывать.
А по факту за последние 15-20 лет межсервисные интервалы остались практически прежними. И никому в мире, даже «матерым» производителям, еще не удалось выпустить авто, которому совсем не нужно было бы техобслуживание.
Поэтому, как для новых автомобилей автомобилям, так и для уже «побегавших», ТО – это важная необходимость.
А что касается экономии на прохождении того или иного вида технического обслуживания автомобилей, то это вполне реально. И тут большое значение имеет, действует ли еще на машину гарантия производителя, или ее срок закончился.
Фото: Shutterstock
В первом случае нужно посмотреть в сервисной книжке, какие именно гарантийные обязательства берет на себя завод-изготовитель авто. Практика показывает, что в большинстве случаев для того, чтобы владелец машины мог рассчитывать на гарантийное обслуживание, он непременно должен выполнять требование проходить ТО в каком-либо принадлежащем предприятию-производителю дилерском центре. А цены на услуги там, как правило, далеко не низкие. Тем не менее большинство автовладельцев соглашаются с этим условием, хотя о его обоснованности можно было бы и поспорить.
Как же сэкономить на ТО, пока машина находится еще на гарантии? Остается лишь поискать среди дилерских центров тот, чьи услуги обойдутся дешевле. Плюс приобретать необходимые для ТО запчасти не у самих дилеров, а у других продавцов. Это, кстати, может обойтись даже наполовину дешевле, но нужно заранее узнавать у дилеров, работают ли они с материалами, предоставленными автовладельцем, или только со своими.
Еще не лишним будет проверить, какие именно виды работ включены в предварительную калькуляцию по ТО. Убедитесь, что туда не вписаны услуги, не считающиеся обязательными (а лишь те, что перечислены производителем в сервисной книжке).
Когда машина уже не на гарантии, на ТО можно экономить более существенно, потому что многие операции достаточно просты и для их выполнения совсем не обязательно обращаться к специалистам. Это, к примеру, замена масла, фильтров (масляного, воздушного, топливного), колодок тормозной системы, свечей системы зажигания, колёс (в уже собранном виде).
Для выполнения более серьезных действий вполне можно обратиться в какой-либо автосервис, хорошо себя зарекомендовавший. Цены у них значительно ниже в сравнении с дилерскими центрами.
В любом случае не забывайте, что поддержание хорошего технического состояния автомобиля – это в ваших же интересах. Регламентированное ТО дает возможность своевременно обнаружить и устранить любые неполадки. И тогда машина безо всяких ремонтов будет служить вам долго и исправно.
ПРОФИЛАКТИКА АВТОМОБИЛЯ: 10 СОВЕТОВ КАК ПОДГОТОВИТЬ АВТО К ЗИМЕ
Первое, что нужно сделать – поменять летние шины на зимние. Это знает любой автомобилист, но многие оттягивают «переобувку» до последнего и в результате меняют в сильный мороз, чего делать не стоит.
Менять шины нужно при постоянной стабильной температуре, которая держится на протяжении недели-двух. Когда ниже +5 градусов, уже можно ехать на СТО. Если будете медлить, рискуете проблемами на дороге, вплоть до аварий. Летние шины дубеют и скользят, как на коньках, даже если нет снега и сухой асфальт.
Второе. Проверить рабочие жидкости в узлах и агрегатах.
«Зимой это важнее, чем летом, так как в холодную пору жидкость становится гуще из-за низкой температуры и ухудшаются ее смазочные качества», – говорит эксперт.
Если используете синтетические масла, то менять зимой не нужно: температура замерзания у них в среднем -38 градусов.
Третье. Нужно проверить заряд аккумулятора.
«В холодную температуру аккумулятор не настолько эффективно работает, как в теплую, он замерзает. Электролит на морозе густеет, и все процессы в аккумуляторе замедляются. Бывает и так, что после нескольких попыток запустить на морозе аккумулятор, он разрядится полностью».
Проверять аккумулятор лучше в холодную погоду, так как при теплой, можете приехать на СТО, а там ничего в его работе странного не найдут, а на следующий день ударят морозы и аккумулятор вас подведет.
Четвертое. Проверить состояние кузова и если есть повреждения окраски, ликвидировать их. Если их нет провести антикоррозийную подготовку: обработку кузова мастикой или воском.
«Если есть открытые элементы металла, снят антикоррозийный слой защиты, то металл начинает ржаветь и гнить. Зимой этот процесс происходит гораздо быстрее, чем летом, так как процент влажности в воздухе выше. Плюс на дороги посыпают реактивы, чтоб не было гололеда, а они жестко отражаются на днище: химические элементы просто «съедают» металл. Поэтому проверять состояние кузова перед началом зимы очень важно.
Пятое. Поменять все фильтры.
«Очень важно сменить фильтры. Топливные – очищают топливо от грязи, воздушные – очищают воздух. Зимой это актуально и в связи с частыми перепадами температур. Например, воздушный фильтр находится под капотом, мотор нагрелся, потом все это остыло, и образовался конденсат, получился влажный эффект, вредный для авто.
Шестое. Проведите диагностику тормозной системы.
«Зимой тормозная система должна работать идеально. Иначе заносы, аварии – вам гарантированы. Справиться с неработающей тормозной системой зимой, особенно неопытным водителям, гораздо сложнее, чем летом. Вы должны насторожиться, если уровень тормозной жидкости быстро снижается, если педаль тормоза работает не так как обычно и так далее».
Седьмое. Проверить развал-схождение колес и ходовую автомобиля.
«Проверка развала-схождения колес позволит избежать неустойчивого поведения авто на дороге, что особенно опасно зимой, а также быстрого износа шин. Обязательно нужно убедиться в том, что с ходовой все нормально, иначе она может вас подвести в тяжелых погодных условиях.
Восьмое. Замените воду в бачке стеклоомывателя и фароомывателя на незамерзающую жидкость, после заливки незамерзайки в омывающие бачки не забудьте еще секунд 20-30 погонять систему чтобы из шлангов от бачка до форсунок выгнать воду. Также специалисты советуют установить зимние щетки стеклоочистителя, смазать замки (WD-40) и резиновые уплотнители силиконовой смазкой…
«Ехать с заледеневшими окнами и несветящими фарами просто нельзя. Поэтому залить незамерзайку нужно обязательно. При этом стоит все проверить, иначе система не сработает с самый неподходящий момент».
Девятое. Проверить состояние свечей зажигания (для бензиновых двигателей) и свечей накала (для дизельных). Также нужно протестировать как работают фары и светосигнальные фонари.
«В зимнюю пору года вы должны хорошо обозначить себя на дороге. Нужно также проверить состояние проводки, чтоб не было повреждений изоляционного слоя».
Десятое. В багажнике должны быть скребки, щетки, лопатка, антиобледенители стекол, полезным будем иметь буксировочный трос.
«Такие простые вещи очень помогают в дороге. Лучше заблаговременно ими обзавестись».
Внимание водить сложнее:
Нельзя забывать, что зимой увеличивается тормозной путь, из-за осадков в виде снега и дождя ухудшается видимость для водителей и пешеходов. Водить нужно аккуратней, внимательней и неизменно соблюдать правила дорожного движения!
Основные принципы профилактического обслуживания автомобиля
Регулярное профилактическое обслуживание является единственной вещью, которую вы можете сделать, как владелец автомобиля, чтобы ваша поездка была безопасной и сэкономить на ремонте в будущем. Однако не все знают, что именно необходимо делать в рамках профилактического обслуживания.
В этом мы разбирались вместе со специалистами Технического центра и ремонта, подробнее об автосервисе можно узнать на http://car-light.design/blog. Приведенные ниже советы применимы к любому автотранспортному средству. Не игнорируйте рекомендованный производителем сервисный интервал!
Такие вещи как замена масла, проверка давления в шинах, проведение плановых осмотров позволяет вам быть уверенным в состоянии своего автомобиля, а ему работать в полную мощность без сокращения срока эксплуатации и серьезных поломок.
Обратите внимание на руководство вашей машины
Независимо от того, на каком автомобиле вы ездите, ваш график регулярного технического обслуживания находится именно в руководстве. Благодаря информации, которую вы получите из руководства вы точно будете знать когда необходимо менять масло, фильтры, приводные ремни или ремень ГРМ.
Сроки замены различных деталей могут сильно отличаться у разных производителей, а так же у разных моделей в рамках одной марки. Так же вы найдете ответы на такие вопросы какой бензин лучше, и какое масло подходит для вашей модели двигателя.
Основные моменты профилактического обслуживания
Благодаря тому, что вы во время делаете плановое обслуживание вы экономите значительные средства, силы и время. Крупный ремонт всегда занимает много времени, денег и сил. Потратив деньги на ТО, которые нужно проводить регулярно вы избежите неприятного момента с дорогостоящим ремонтом.
Для того, что бы самостоятельно контролировать состояние вашего автомобиля вам необходимо будет научиться некоторым не сложим манипуляциям.
Сделайте свой собственный осмотр. Каждые пару недель вы должны проверять все лампочки и показатели контрольных приборов в машине. Раз в месяц проверяйте давление в шинах. Это не только повысит срок службы самой резины, но и немного снизит расход топлива. Так же следите за протектором на резине.
Научитесь проверять жидкости в автомобиле. Вам не обязательно знать как заменить антифриз, жидкость в гидроусилителе руля, охлаждающую жидкость или жидкость для очищения стекол, но вы должны уметь проверить их уровень. Большинство этих жидкостей контролируется датчиками, но некоторые нужно проверять щупом.
Обратитесь на сервис и поносите проинструктировать вас на тему как проверять жидкости. Информацию о нормальном и критическом уровне жидкостей для вашего автомобиль вы сможете найти в руководстве по эксплуатации.
Регулярно проверяйте масло. Часто водители пренебрегают проверкой масла и его своевременной заменой. Масло в коробке передач или в двигателе предохраняет детали от преждевременного износа и серьёзных поломок, по этому лучше менять его регулярно.
Трудно дать универсальную рекомендацию в том, когда нужно менять масло, даже опираясь на рекомендации приведенные в руководстве по эксплуатации. Тут многое зависит от стиля вождения, погодных условий и перепадов температуры. Ориентируйтесь на чистоту масла и рекомендации по замене к вашей модели машины.
Проверяйте аккумулятор, и очищайте контакты по необходимости. Большинство аккумуляторов не требуют особого ухода, но вы должны знать, где он находится для того что бы проверять на утечки и отложения. Если вы обнаружили какие-либо отложения очистите их при помощи специальной щётки, которую можно найти на любой заправке.
Благодаря регулярному осмотру вы можете заметить проблему раньше, чем она вас настигнет в дороге. Если вы обнаружили отклонения, то даже если не пришел срок планового обслуживания отправляйтесь на сервис.
Источник https://media.halvacard.ru/auto/vidy-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobilya/
Источник https://www.drive2.ru/b/1397182/
Источник https://avtoreliz.com/20232-osnovnye-principy-profilakticheskogo-obsluzhivaniya-avtomobilya.html