Последний советский: ЛиАЗ-5256, или урок бессмертия — «Грузовики, автобусы, спецтехника» на DRIVE2

Ремонт автобуса

Перспективы развития автомобильного транспорта. История Ликинского автобусного завода. Процесс ремонта кузова автобуса ЛИАЗ 5256, с заменой правого борта. Назначение кузова автобуса, схема техпроцесса ремонта, нормирование разборо-сборочных работ.

РубрикаТранспорт
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления26.05.2016
Размер файла233,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

автобус кузов ремонт

Рост автомобилизации страны ставит перед автомобильным транспортом ряд задач, главной из которых является совершенствование организации и технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей для повышения качества их работы, сокращения простоев в ремонте, материальных и трудовых затрат на их содержание.. В связи с этим, одной из задач научно-технического прогресса является снижение трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей при одновременном повышении надёжности подвижного состава, что достигается внедрением новейших компьютерных технологий и робототехники. В настоящее время постоянно совершенствуются методы контроля технического состояния автомобильной техники, способы диагностирования агрегатов, узлов и систем, приёмы выполнения крепёжных и регулировочных работ, способы ремонта деталей, используется новый специализированный инструмент. Разработанные принципы единой индустриальной системы поддержания работоспособности автомобилей (ЕИНСПРА) переносят акценты с выполнения работ по потребности на планово-предупредительную замену узлов и деталей. Развитие агрегатного метода ремонта способствует созданию теории применения ремонтных комплектов деталей, позволяющей повысить безотказность работы автомобилей. Научно обосновано применение поточного метода ТО автомобилей, разделения и специализации труда ремонтных рабочих, разработаны новые эксплуатационные материалы и способы их применения.

1.Перспективы развития автомобильного транспорта

В 1958 году решением правительства производство автобусов ЗИЛ перевели в Ликинские цеха. Завод получил новое название — Ликинский автобусный завод, или ЛиАЗ. Два первых экземпляра модели ЛиАЗ-158 было собрано в январе 1959-го. Через два года объемы производства уже достигли тех, которые были установлены еще на предприятии ЗИЛ. А за первые 10 лет ЛиАЗ выпустил из своих ворот 50 тысяч автобусов модели ЛиАЗ-158. Разработка новой городской модели началась в 1962 году. В течение года, используя имеющиеся наработки Завода имени Лихачева (ЗИЛ), Львовского автобусного завода (ЛАЗ), была спроектирована модель ЛиАЗ-677, прототип которой показали осенью 1962 года. В 1964-м два опытных образца прошли испытания в Сочи из-за местного довольно непростого рельефа. В серийное производство автобус со всеми доработками поступил лишь в 1966 году после утверждения государственной комиссией. В 1967 году было выпущено несколько промышленных образцов новой модели автобусов, которые на конвейер поступили в 1968 году. В 1972 году предприятие приняло участие в Лейпцигской международной выставке, где модель ЛиАЗ-677 получил диплом Первой степени и Большую золотую медаль.

Так, начиная с 2000 года были разработаны и запущены в производство абсолютно новые автобусы, отвечающие всем современным требованиям. Изготовили сочлененную модель ЛиАЗ- 6212 большой вместимости. Затем появился пригородный автобус ЛиАЗ-5256 R. Конструктора завода также начали проектирование низкопольных вариантов. Разные модификации автобуса ЛиАЗ-5256 оснастили различными моторами, но все они получили пневматическую тормозную систему с ABS. Скорость, которую могли бы развивать эти автобусы, составила 70-90 км/ч при среднем расходе топлива 30 литров на 100 км. Модели ЛиАЗ-5292 и 5293 также вошли в разряд городских автобусов большой вместимости. Автобус ЛиАЗ-6212 — сочлененный высокопольный вариант городской модели. ЛиАЗ-6212 получил колесную формулу 6х2, пневматическую тормозную систему, двигатель Caterpillar-3126. Также к семейству особо больших городских автобусов отнесли такие модели, как ЛиАЗ-6213 и другие модели серии 62. Весь модельный ряд оснастили дизельными моторами ЯМЗ-236, CAT-3116 или 3126, а также Cummins C-245. В производстве автобусов использованы гипоидные мосты венгерской компании Raba или мосты КААЗ.

В настоящее время завод ЛИАЗ совместно с заводом Scania в России выпускают автобусы Лиаз Вояж. Это автобус большого класса, предназначенный для работы на пригородных и междугородних маршрутах.

Автобус полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к классу данных автобусов:

· панорамное ветровое стекло;

· высококачественные материалы в оформлении салона;

· комфортабельные пассажирские кресла.

Scania Лиаз Вояж обладает рядом неоспоримых преимуществ, таких как повышенная пассажировместимость и высокая остаточная стоимость, которые делают автобус незаменимым на маршрутах между крупными городами и мегаполисами.

Надёжное и экономичное шведское шасси Scania в совокупности с современным кузовом автобуса, произведенном на заводе ЛИАЗ, были созданы с учетом российской специфики эксплуатации с оптимальным соотношением цены и качества.

Читать статью  Вестник нищеброда. Как восстановить затертый номерной знак. — DRIVE2

Основной задачей проекта является изучить процесс ремонта кузова автобуса ЛИАЗ 5256, основной упор сделать на замену правого борта. Также необходимо дать назначение исследуемой детали, выполнить схему техпроцесса ремонта детали с описанием, произвести нормирование разборо-сборочных работ.

Основываясь на изучении тех процесса ремонта кузова, необходимо разработать стенд для рубки металла, так как некоторые детали имеют нестандартную форму и высокую цену, то экономически выгодно изготавливать их на предприятии.

2.Технологический раздел

2.1 Назначение, условия работы и характеристика узла

Кузов автобуса —представляет собой сложную конструкцию, которая состоит примерно из трех тысяч деталей. Масса и стоимость кузова составляют более половины массы и стоимости автобуса.

Кузов имеет жесткую конструкцию и состоит из каркаса — наружной облицовки, внутренней обшивки пола, окон, дверей и т.д. Внутри кузова размещаются сиденья пассажиров и водителя. Каркас является основной частью кузова автобуса. Он состоит из основания, боковин, крыши, передней и задней частей. Каркас кузова часто делают сварным из стальных труб прямоугольного сечения. Материалами для — изготовления каркаса также служат стальные и алюминиевые профили. Наружная облицовка кузова выполняется из стальных листов толщиной 1-1,2 мм. Пол автобуса изготовляется из бакегазированной фанеры толщиной 10-15мм, отдельного листа (1,2-1,5 мм), алюминиевых листов (3-4 мм) и гофрированных алюминиевых панелей.

Последний советский: ЛиАЗ-5256, или урок бессмертия

ae2e696s 100

Каких-то пять лет назад казалось, что старые ЛиАЗы модели 5256 были с нами всегда. В недавнем прошлом каждый второй городской автобус в Москве относился именно к серии ЛиАЗ-5256: в системе Мосгортранса их было несколько тысяч, на пике — около трёх тысяч из шести. На протяжении долгих лет ЛиАЗ-5256 был основным городским автобусом Москвы, Петербурга и многих других наших городов — но так было не всю историю.

В это трудно поверить, но среди таких одинаковых бело-зелёных ЛиАЗов модели 5256 ещё десять лет назад встречались и вполне себе экспонаты, обладающие исторической ценностью. Например, наш герой, рождённый ещё в СССР, ухитрился в некотором смысле обмануть костлявую и прожить две жизни, а сошёл с дистанции только в возрасте двадцати пяти лет — и сразу в коллекцию музея.

wUAAAgK7I A 960

Модель 5256, наследника глубоко устаревшего «Лунохода» ЛиАЗ-677, для Ликинского автобусного завода разрабатывал профильный институт ВКЭИ Автобуспрома во Львове. Разработку вели совместно с венграми: предполагалось в некоторой мере унифицировать все перспективные автобусы соцлагеря, чтобы упростить и удешевить их выпуск — а также воспользоваться наработками инженеров как из СССР, так и из Венгрии. Также планировалось, что завод будет масштабно реконструирован под выпуск новой модели, а смежники смогут стабильно снабжать автобусные заводы агрегатами и комплектующими… Но всё пошло не по плану.

3VAAAgB7I A 960

Фото любезно предоставлено TrunkMonkeys

После долгого пути из прототипов на конвейер, формально ЛиАЗ-5256 стал серийным в 1986 году. Правда, это была очень условная серия: завод не был готов выпускать новую модель от слова «абсолютно», реконструкция ЛиАЗа из года в год откладывалась, и в итоге 5256 строили буквально штучно, отдельно от основного конвейера — с которого продолжали прежними темпами сходить старые 677-е.

21AAAgB7I A 960

Вдобавок к этому, модель 5256 получилась машиной сырой, что хоть выжимай. Новинка обладала бесчисленным количеством детских болезней, оказалась ломучей и трудоёмкой в обслуживании. Инженеры НТЦ ЛиАЗа (который позже преобразуется в ТОО «Альтерна») годами бились над тем, чтобы довести разработку львовян до ума и запустить автобус на конвейер — но экономическая ситуация в стремительно рушащемся Союзе накладывала свой отпечаток на дальнейшие события: случались перебои то с ведущими мостами Raba, то с дизелями КамАЗ… Как итог, предприятия-эксплуатанты новинке были не рады — и продолжали радоваться жизни с древним, но простым и понятным им 677-м.

w4AAAgK7I A 960

Москва, как крупнейший потребитель автобусов не только в России, но и во всей Восточной Европе, не могла оставаться от происходящего в стороне. Помимо пробных образцов середины 80-х, в советские годы «Мосгортранс» получил лишь две крупных партии 5256: в 1988 и 1990 годах. А вот после распада Союза, когда город получил более широкие возможности для выбора автобусов, а сам ЛиАЗ ушёл в глубокий нокаут, главный заказчик ЛиАЗов зарубил новую модель.

aYAAAgK7I A 960

Причиной тому было в первую очередь нежелание москвичей связываться с вечно сопливым камазовским дизелем, которым безальтернативно комплектовали 5256 в первые годы. Тем более, что любимой забавой что ЗИЛа, что КамАЗа было отправлять на автобусные заводы моторы, которые не годились даже в запчасти.
Во-вторых, «Мосгортранс» не устроила капризная тормозная система с самоподводом. Как результат — с 1991 по 1997 год поставки ЛиАЗов этой серии несли разовый характер, а сам город вплоть до 1996 года продолжал закупать вместо них древние 677-е и турецкие «Мерседесы».

Читать статью  О. Богданов. Особенности управления переднеприводным автомобилем — DRIVE2

C4AAAgK7I A 960

Только когда ЛиАЗ смог внедрить в 5256 двигатель Caterpillar и освоил такую машину в серии, столица сменила гнев на милость: машины модели 5256.25 на иностранном ходу поступали в город с 1998 по 2005 годы, обеспечив завод заказами, так необходимыми для выхода из крутого пике. Но это — уже совсем другая история.

PIAAAgK7I A 960

Наш герой относится к первой поставке серийных 5256 в Москву: это автобус 1988 года постройки, трудившийся всю жизнь в 5-м автобусном парке. В силу определённого своеобразия этого предприятия, к середине-концу нулевых годов именно 5-й парк был наиболее богат всевозможными экзотическими кадаврами, трудившимися на линии; среди них ярким представителем была и эта машина.

9oAAAgK7I A 960

После поступления в парк в конце 1988-го, этот советский ЛиАЗ благополучно отработал 10 лет, и сошёл с дистанции в первый раз. В конце 1998 года его списали — сняли с учёта для утилизации, и отогнали на дальнюю территорию парка, что на 3-й Хорошёвской улице. На этом его история, как история десятков и сотен других автобусов, могла и закончиться — но каким-то образом этот борт завис между жизнью и смертью.

2QAAAgK7I A 960

На 3-ю Хорошёвскую автобусы обыкновенно отбывали в последний путь: выпуска с этой площадки не было, но именно там располагался пункт утилизации списанных автобусов парка. Там же стояли законсервированными машины в ожидании списания или крупного ремонта. Старожилы вспоминают, что в те годы площадкой, куда и отбыл автобус в свой, казалось бы, последний рейс, заведовал некий Яша: человек-Плюшкин, который не резал списанные автобусы, а методично накапливал их. Естественно, это было не блажью, а вполне практичной затеей: в те годы «Мосгортранс» испытывал серьёзные проблемы со снабжением запчастями, и старые машины с этой стоянки по мере необходимости делились деталями с действующими.

RkAAAgK7I A 960

Шли годы. Списанный ЛиАЗ без дела отдыхал на своей последней стоянке, и никаких поворотов в его судьбе не намечалось. Но вдруг в 2001-м в 5 парке приключилось ЧП: сгорел практически новый, полуторагодовалый ЛиАЗ-5256 с мотором CAT. Машина к моменту пожара успела наездить каких-то 65 тысяч километров — меньше 1/10 части положенного ресурса. Это был по-настоящему крупный косяк…

DkAAAgK7I A 960

Здесь следует немного пояснить, как в ту пору происходило списание автобусов. Для того, чтобы можно было снять машину с баланса, она должна была хоть тушкой, хоть чучелом, но наработать нормативный пробег. Для автобуса ЛиАЗ в Москве норма составляла чуть меньше 700 тысяч километров — обычно его выхаживают за 10 лет, иногда быстрее. Естественно, гибель практически нового автобуса для предприятия — большая проблема: отвечать на ковре приходится как и за понесённые при пожаре убытки, так и за простой любой машины — вне зависимости от причин и виновников. Просто так скинуть машину с баланса, сделав вид, что её и не было — тоже не вариант: бухгалтерия всё помнит. Пришлось выкручиваться.

5oAAAgK7I A 960

В салоне можно приметить отделку потолка »под дерево» — как на 677. На 5256 рубежа 00-х оргалит отделки был уже белым

Здесь и сгодился наш герой. После долгих разбирательств по поводу пожара, в 2003-м его бренное тело вдруг достали с той самой стоянки. На ремзаводе подмосковного «Мострансавто» в Дмитрове списанный автобус 88-го года скрестили с тем, что осталось от погорельца 99-го: так ЛиАЗ вдруг резко помолодел, обрёл дизель Caterpillar-3116 вместо КамАЗ-740, а коробка передач стала механической. Для большего соответствия документам его перекрасили из красно-белой в привычную уже бело-зелёную окраску — со временем ставшей стандартной для всех ЛиАЗов. В 2004 году у ЛиАЗа началась новая жизнь — уже под новыми номерами и документами, унаследованными от сгоревшего собрата.

44AAAgK7I A 960

На фоне собратьев, ходивших по Москве, перерождённый ЛиАЗ выделялся ощутимой потрёпанностью: «пожёванность», латанность и многочисленные боевые шрамы так или иначе выдавали богатое прошлое этого автобуса. Со временем получилось, что этот ЛиАЗ стал старейшим городским автобусом в Москве — и последней машиной советских поставок, работающей в городе.

k4AAAgK7I A 960

На верхушках сидений осталась оригинальная обивка — остальные сиденья не раз перешивались за годы его жизни. Ещё одна фишка машин этих лет выпуска — потолочные люки с решётками для более равномерного распределения воздуха по салону

Мне особенно запомнилась встреча с машиной у Сокола, когда я собрался и решил поближе с ней познакомиться. В память тогда врезались сразу несколько деталей: во-первых, пока пилот трапезничал, автобус стоял и мерно молотил дизелем. Из этого следует: АКБ на ЛиАЗе пребывали в загробном состоянии, и любая попытка заглушить мотор закончилась бы вызовом техпомощи и буксировкой в парк.
Во-вторых, когда пилот таки вернулся с обеда, он не воспользовался потайной кнопкой для отпирания передней двери. Оказалось, что её просто не было: так что водитель просто навалился на дверные створки всем своим весом, кое-как разжал их, и, протиснувшись внутрь, открыл дверь уже из кабины.

Читать статью  Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать - – автомобильный журнал

o4AAAgK7I A 960

Кабина за годы выпуска практически не менялась. При перерождении сюда внедрили новые приборы (к каждому мотору большинство приборов идёт своими). На место нестабильной львовской ГМП — установили »палку». Незадолго до того, как автобус передали музею в 2013-м, на автобус даже установили «автомат» Voith от другого списанного собрата — но с ним он уже на линию не вернулся.

toAAAgK7I A 960

На перегородке красовалась самодельная табличка с данными погорельца, изготовленная для соответствия документам

fgAAAgK7I A 960

VoAAAgK7I A 960

b4AAAgK7I A 960

YAAAgK7I A 960

Впрочем, одной метаморфозой в жизни нашего героя дело не ограничилось. Чтобы автобус таки смог выкатать норму за себя и за того брата, его ещё раз поменяли местами — с уже действующим ЛиАЗом той же модели. Сделано это было, чтобы убить сразу двух зайцев: старая машина так или иначе не могла работать достаточно стабильно, и необходимые тысячи километров ей следовало «докатывать» столетиями. Поэтому на непродолжительное время «за погорельца» поработала машина посвежее, а за неё уже потрудился наш восстановленный герой. Чуть позже машины поменялись местами обратно, когда пробеги чуть сблизились; оба автобуса при этом работали одновременно. Впрочем, для «Мосгортранса» в 00-е такие подмены были совершенно обыкновенным делом.

KUAAAgK7I A 960

2009, улица Усиевича. Внимательный читатель заметит, что и бортовой, и государственный номер здесь другие — а машина всё та же

Но и это — не все чудеса в его судьбе. Уже когда ЛиАЗ приобрёл звание старейшего городского автобуса Москвы, ему организовали ещё один капитальный ремонт кузова!
В конце 2010 года конкретно потрёпанный боями за пассажира зверь посетил завод СВАРЗ в Сокольниках, где по программе среднего ремонта модели 5256 ему перешили борта, покрасили кузов, вновь обновили салон — и благополучно вернули на линию.

jIAAAgK7I A 960

2014, 5-й автобусный. Та самая судьбоносная стоянка на 3-й Хорошёвской — где он уже пребывал в статусе музейного экспоната

uQAAAgK7I A 960

Помолодевший ЛиАЗ отработал ещё два с половиной года, после чего сошёл с дистанции уже окончательно. Благо, в его судьбе приняли участие музейные активисты: вместо металлолома последний советский ЛиАЗ Москвы был передан в коллекцию музея Мосгортранса.

HIAAAgK7I A 960

2014, 10-й автобусный. От морозов и несоблюдения технологии окраски мордаха ЛиАЗа начала стремительно облезать, а сам он — постепенно исходить ржавчиной

Годы идут, но ничего хорошего с этим ЛиАЗом не происходит: более того, его уже приходилось отстаивать от порезки как «неинтересную для музея современную машину». Сейчас посягательства на старейший 5256 Москвы, кажется, прекратились — но и позитивных перемен в его судьбе пока не намечается. В любом случае следует сказать спасибо, что он вообще живой!

У «Мосгортранса» навряд ли до него дойдут руки — вплоть до момента, когда автобус, как и другие его собратья по музейным запасникам, придёт в совершенно некондиционное состояние. Поэтому я не теряю скромной надежды, что ЛиАЗ когда-нибудь сподобится взять под своё крыло завод-изготовитель: отпахать столько лет в Москве и всё-таки выжить — мало кому дано.

xoAAAgK7I A 960

Кстати, ЛиАЗ-5256, пережив бесчисленное множество модернизаций, таки дотянул в серии до наших дней. С 2018 года его городское исполнение доступно для заказчиков только за пределами РФ, но пока что в России предлагается «пригородная» и «междугородняя» версии модели-ветерана, опередившей в длительности конвейерной жизни того самого предка, что модели 677.

И на этом у меня на сегодня — всё. Как всегда, до встречи на следующих остановках — и берегите себя!

P.S.: Традиционно напоминаю, что у нас есть специальный ретро-автобусный Телеграм-канал (=

P.P.S.: специально для тех, кого заинтересовала предыстория модели: масштабный трактат о генезисе ЛиАЗ-5256 не так давно написал товарищ Марков у себя на дзенах

Автобусы. Устройство, ТО, эксплуатация.

Автобусы. Устройство, ТО, эксплуатация.

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автобусов Икарус-260/280, ЛиАЗ-5256, ПАЗ-3205, ГАЗ-3221 Газель и ГАЗ-2217 Соболь.

Руководство по текущему ремонту ЛиАЗ-5256.

Руководство по текущему ремонту ЛиАЗ-5256.

Руководство по ремонту автобуса ЛиАЗ-5256. Постовые работы.

Руководство по эксплуатации ЛиАЗ-5256.

Руководство по эксплуатации ЛиАЗ-5256.

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автобуса ЛиАЗ-5256 и его модификаций.

Скидки от справочной

При упоминании АСС вы можете получить скидки на запчасти и услуги

Автомобильная Справочная Служба: автоновости, запчасти в Красноярске для иномарок и отечественных автомобилей, машины в разборках, ремонт автомобилей, адреса и телефоны фирм, доска объявлений, каталоги запчастей, руководства по обслуживанию и ремонту.

Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

Источник https://otherreferats.allbest.ru/transport/00689407_0.html

Источник https://www.drive2.ru/b/559821569036125227/

Источник https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/otechestvennye-avtomobili/liaz/5256

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: