Дигиталь: как на ВАЗе разработали цифровые приборы, и почему всё провалилось
Когда в середине семидесятых годов на ВАЗе начали заниматься темой электромобилей, одновременно в том же бюро автозавода занялись и разработкой перспективных изделий, которые принято называть «автомобильная электроника».
У же на ВАЗ-2103 образца 1972 года появились два транзисторных прибора: часы АЧХ-1 минского часового завода и тахометр ТХ193 производства ПО «Автоприбор» во Владимире.
Владимир Сергеевич Соловьёв, ставший первым в истории предприятия главным конструктором Волжского автозавода, поставил перед инженерами-«электронщиками» ряд интересных задач – в частности, разработку коммутатора бесконтактной системы зажигания, электронных часов и тахометра, антиблокировочной системы тормозов и даже такой экзотики, как системы управления углом опережения зажигания.
Цифра атакует
Уже на ранних этапах конструкторы столкнулись с проблемами не только технического, но и экономического характера – по сравнению с чисто механическими или электромеханическими аналогами себестоимость автомобильной электроники была на порядок выше. Снизить затраты на изготовление каждого изделия можно было путем разработки и производства специальной элементной базы с минимумом навесных элементов и одной интегральной микросхемы.
Увы, Министерство электронной промышленности было полностью занято военными заказами и работами по «ширпотребу» заниматься не могло (или не хотело?). Другие профильные министерства (Минприбор, Минрадиопром, Минавтопром) планировали наладить производство подобной электроники для различных отраслей промышленности на базе калужского завода КЗАМ, однако для этого не хватало средств.
Небольшое отступление. Электроника стремительно наступала и захватывала не только инженерные умы, но и привлекала простого обывателя по всему миру. Немаловажно, что в середине семидесятых годов даже рядовому советскому гражданину стали доступны кварцевые часы с цифровой индикацией, которым отдавали предпочтение те, кто шел в ногу со временем и научно-техническим прогрессом.
В тот период «дигитальная эра» наступила и в автомобильной отрасли: некоторые производители первыми отреагировали на новейшие тенденции и уже в начале восьмидесятых годов выпустили диковинные комбинации приборов с цифровыми указателями вместо традиционных стрелочных.
Как показал исторический опыт, ВАЗ работал практически на опережение, поскольку одновременно с завершением разработки наших электронных компонентов «цифровые приборки» появились на самых знаковых конкурентах Спутника – Volkswagen Golf MKII (панель под названием Digifiz) и Opel Kadett E (Digitaltacho). В то время «дигитальные дашборды» были модной инновацией, которую не обошли своим вниманием многие мировые производители. В частности, информационным табло с электронной индикацией оснащались: Dodge Daytona Shelby, Chevrolet Cavalier Z24, Nissan 300ZX Turbo, Subaru XT6TT, Audi UR-Quattro, Fiat Tipo, Chevrolet Lumina, Renault 11 (AMC Encore), Buick Riviera и т.д.
Сложный путь
Но вернёмся к ВАЗам. Работу над маршрутным компьютером и электронной комбинацией приборов для «люксовых» модификаций Спутника начали с разработки датчика скорости.
Выбранный вариант установки датчика (в разрыв троса спидометра) позволял как на ранних этапах сохранить механический привод спидометра, так и использовать электронную комбинацию приборов без вращающихся деталей привода.
Кроме датчика скорости, для работы комбинации приборов и маршрутного компьютера был необходим еще один датчик – расхода топлива. В очередной раз инженеры столкнулись с проблемой – изделие получалось либо слишком дорогим, либо ненадёжным и неподходящим для крупносерийного производства в силу нетехнологичности.
Более того, ранние опытные образцы страдали не только низкой надежностью, но и «никакой» точностью – бывало, что испытатели вставали в чистом поле, что называется, «с сухим баком» по той причине, что полагались на показания опытного прибора.
Вообще, тема точности и надёжности сразу стала больной для практически любого изделия автоэлектроники СССР. При этом инженеры автопрома ничуть не уступали «оборонным» специалистам по квалификации – просто для ВПК не существовало ограничений по стоимости или рентабельности продукции, а надёжность обеспечивалась драгметаллами и схемами с дублированием и даже троированием одной и той же функции.
В то время как на «ширпотреб», к которому относилась и автомобильная отрасль, смотрели «сквозь пальцы» – особенно в случае, если изделия формально соответствовали ТУ и укладывались в номинальные требования заказчика, которого никто особо и не спрашивал – чай, не ракеты в космос на «жигулёвских» деталях запускали…
Попытки привлечения различных институтов приборостроения и авиапрома не увенчались успехом, зато в начале восьмидесятых советским предприятиям по политическим соображениям разрешили сотрудничать со странами, входящими в совет экономической взаимопомощи (СЭВ), на что предусматривались достаточные средства.
В рамках такого сотрудничества в болгарском городе Пловдив «с чистого листа» был построен объект по производству микросхем и других компонентов для автомобильной электроники. Кроме того, на производственном объединении «Электрон» в Софии совместно со специалистами ВАЗа был разработан маршрутный компьютер, который прошел все этапы доводки и приёмочных испытаний.
Однако «маршрутник» был лишь вспомогательным оборудованием, в то время как на ВАЗе задумали «перевести на цифру» показания основных указательно-измерительных приборов переднеприводных автомобилей – конечно, не всех, а лишь «люксовых» модификаций.
Для этого понадобилось «с нуля» разработать элементную базу на шести (!) различных предприятиях оборонной отрасли, расположенных в разных уголках СССР – Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Саратове и Новосибирске. Под этот проект были выделены немалые средства – три с половиной миллиона долларов, на которые были приобретены лицензия и оборудование для выпуска вакуумно-люминесцентных индикаторов, без которых производство электронных комбинаций было бы невозможным.
Электронную приборку планировали ставить на улучшенные комплектации ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, которые должны были оснащаться и другими опциями – центральной блокировкой дверей, АБС и даже кондиционером!
Правда, все эти «допы» должны были заметно увеличить розничную цену автомобиля, ведь одна только цифровая комбинация приборов по себестоимости обходилась впятеро (!) дороже обычной аналогово-механической. Однако Самара с подобными «фишками» была крайне необходима на внешних рынках, где даже в гольф-классе электроприводы стёкол, зеркал и дверных замков уже встречались в качестве опций в списке оборудования, устанавливаемого за отдельную плату. Именно поэтому новомодные «допы» не выглядели излишеством, ведь их освоение было изначально связано с экспортными планами и «хотелками» Волжского автозавода.
Электронная приборка (выделена салатовым) и маршрутный компьютер – предполагаемые «навороты» для улучшенных комплектаций Спутника
Опция, так и не ставшая реальностью
Производство электронных комбинаций должны были наладить на двух советских предприятиях – производственном объединении «Автоприбор» (давний поставщик электрооборудования на ВАЗ) и житомирском заводе «Измеритель», который к началу выпуска «восьмерки» в конце 1984 года провёл весь цикл испытаний и даже поставил на ВАЗ первую товарную партию из 1 500 штук электронных «приборок» КЭП 43.501 для автомобиля ВАЗ-21093-03.
Функционал электронной комбинации приборов был детально расписан в руководстве по эксплуатации Лады Спутник
На владимирском же «Автоприборе» процесс так и застопорился на опытных образцах. При этом реальное сравнение двух «живых» приборок показывает, что, несмотря на общую схемотехнику и единую элементную базу, в мелочах владимирские и житомирские изделия всё же отличались. Как и следовало ожидать, комбинация от «Автоприбора» с изнанки все же больше походила на опытный образец, в то время как житомирский «дашборд» вплоть до самых незначительных нюансов соответствовал уровню серийной продукции.
КЭП 43.501 производства ПО «Автоприбор» (г. Владимир). Фото: Евгений Карпунин
Начинка электронной комбинации радикально отличалась от обычных «приборок» с аналоговыми циферблатами и механическим приводом спидометра. Фото: Евгений Карпунин
Предполагалось, что электронная комбинация приборов вместе с другими опциями будет поставляться из Житомира и Владимира на вазовский конвейер в крайне небольших количествах – 1 500-2 000 комплектов ежегодно.
Увы, даже столь скромным планам не суждено было сбыться по простой причине – автомобили ВАЗ пользовались стабильным спросом в любой версии, а для завода освоение подобных опций и обеспечение требуемой стабильности их характеристик было настоящей головной болью. Ведь при этом слишком многое было завязано на поставщиков-смежников, у которых также хватало своих производственных проблем.
К сожалению, именно поэтому электронная комбинация приборов так и осталась «вещью в себе», став в наше время желанным и очень редким артефактом – этаким святым Граалем «зубиловодов», за которым не без успеха гоняются некоторые энтузиасты-владельцы автомобилей переднеприводного семейства. Особенной редкостью по понятным причинам является предсерийная продукция владимирского завода, которая так и не получила статус товарного изделия.
Несмотря на то, что электронную комбинацию приборов запустить в производство так и не получилось, даже сегодня трудно отрицать, что автомобильной электроникой на ВАЗе занимались плотно и успешно. Ведь уже к 1986 году в Тольятти были разработаны и реализованы на практике: электронный коммутатор и цифровая система зажигания, электронные часы, блок управления заслонкой карбюратора (так называемый «автоподсос»), блок управления системой экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) и даже такая экзотичная для СССР система, как сигнализация оставленного в замке ключа зажигания и индикация непристёгнутых передних ремней безопасности.
Останавливаться на достигнутом на ВАЗе не собирались. В ближайших планах новосозданного отдела автомобильной элекроники были АБС и электронная система впрыска топлива, о которой мы уже рассказывали. Увы, переход автопрома наряду с другими отраслями промышленности на систему хозрасчета и самоокупаемости поставил крест на многих перспективных разработках, без которых автомобиль мог выпускаться. Упомянутых выше электронных «фишек» в силу их некоторый «экзотичности» это коснулось в первую очередь.
Тем не менее, работа над сложной и высокотехнологичной электроникой в середине восьмидесятых не была напрасной, ведь многое из наработок, а также общий подход к проектам удалось на практике реализовать несколько позже – уже в девяностые годы.
Правда, к тому времени «цифровая тема» несколько утратила свою актуальность – как оказалось, пользоваться аналоговыми шкалами все равно удобнее, чем модными электронными. Однако «изнанка» у якобы обычных приборов стала полностью электронной – как показало время, так намного проще, технологичнее и удобнее.
Интересно, что многие из функций, над которыми инженеры трудились еще тридцать лет назад, сегодня реализованы во многих автомобилях с ладьей на капоте. К примеру, это и бортовой компьютер с функцией измерения расхода топлива, и спидометр с датчиком скорости без механического привода, и жидкокристаллические дисплеи одометров, появившиеся на серийных ВАЗах в начале двухтысячных годов.
В статье использованы данные и изображения книги «Высокой мысли пламень» (том 2, Тольятти, 2004 год).
Электроника для авто на ваз
Доброго дня! Спустя три с половиной года езды на весте наконец-то добрался до активации скрытых функций. Почему я раньше этого не сделал. 🤦♂️ Подключился самым обычным elm 327 v1,5 к диагностическом… Читать дальше
Автозакрытие дверей на панели приборов активировал штатной клавишей. Там та же система, что и на рено. Держишь 5 секунд кнопку с включенным зажиганием, выключаешь зажигание, снова включаешь и должно работать. Последовательность примерно написал, точно уже не помню.
я решил для себя, что точно имеет смысл после того как колесо до 1.9 спустило. я бы не факт, что обратил внимание пока ещё ниже не спустило бы. а тут загорелся индикатор — проверил манометром все колёса, оказалось не просо так) другой вопрос если жаба не душит за внутренние датчики, то конечно имеет смысл их взять, т.к. во-первых там точное давление можно посмотреть, во-вторых видно какое колесо
Всем привет. На днях случилось не предвиденное сдохла сигнализация. Прям возле магазина закрыл, а открыть уже не смог. Пришлось вскрывать замок. Так вот заказал новую сигнализацию. Представляю вашему… Читать дальше
Вообще не знаю, пришёл просто в магаз, сказал, что мне надо, показали и забрал)) Упаковок не было, лежали просто в лотках)
Сказать что я отвык от механических стеклоподъёмников, это словно промолчать… И первым делом после покупки авто решил поменять вёсла на электрические. Заморачиваться не стал, купил с разбора 2 стеклоп… Читать дальше
Как и хотел, купил и поставил регистратор. Выбрал 70mai Dash Cam PRO+ он же A500s. Был варик по работе — купил у дистрида напрямую в скрытую коробку, но новый. Цена норм. Установил за зеркалом задне… Читать дальше
У меня в форме заднего зеркала, очень недоволен. У нас и так зеркало сильно перекрывает обзор направо вперед, а с этим регистратором еще больше…
У меня уже на стандартном зеркале стоит зеркало больше с лучшим обзором. Тем более за зеркалом его и так не видно, поэтому такой форм-фактор не рассматривал.
Всем привет. Не работает задний ход, решил исправить. Купил датчик включения заднего хода, заменил и сделал новый клеммы. А то старые сгнили от слова совсем. Ну тут я решил попробовать работу заднего… Читать дальше
Всем привет, немного в кратце о данной канторе. Заказывал на AKSmob.ru тач скрин для магнитолы . Пришёл (за неделю) все целое без повреждений по быстрому подключил проверил да реагирует, установи… Читать дальше
Недавно сделал капитальный ремонт, потребовалось заменить поршни, точить не пришлось. Вместо родных 126 поставил 124 поршни. Необходимо ли корректировать прошивку? Машина стала заметно тупее. Иногда н… Читать дальше
По долговечности там практический разницы нет, все зависит кто как эксплуатирует машину, те 124 могут меньше продержаться, у знакомого калина с 126 мотором и пробег у него за 300т, кроме замена гидриков и колец на поршнях, ничего по его словам не делалось, на счет прошивки, разницы большой не будет, но лучше сделать, лучше чем ничего)
Птф Salman 7 лизн + дальний свет Своих денег стоят, 4 линзы 60w и 3 -50w, доп + не стал кидать на дальний, вывел на кнопку в салон
Эбу 1464 GF02 Подскажите пожалуйста, всплывала запись, не могу найти, перекалиброванную прошивку что б показывало переключение передач, и была возможность установить круиз. 126 двигатель, комбинация п… Читать дальше
Всем привет. Хотел поставить доводчик стёкл, чтобы при постановке на охрану стёкла поднимались сами. Вариантов на драйве много уже думал ставить от 2110 но на авито нашёл доводчик именно на приору от… Читать дальше
Без зажигания работа мне не нужна поэтому в этой функции не нуждаюсь но спасибо за информацию, много кто говорил что сгорают или перестали работать, возможно из-за этого
В 2012 или 2013 году поставил на Приору. Пользуюсь по настоящее время. К замку зажигания не подключал. Тогда спрашивал на драйве про сгоревшие доводчики, у всех были подключены с врезкой проводки в замок зажигания. При прохождении ТО не снимал доводчик, никто к нему не придирался.
Провода с моторедуктора цз водительской двери, правильно ли подключены?Потому что не поднимает стекло а срабатывает цз Вторая фотка это провода до динамика?
У меня так же было только на правой двери. Сделал диагностику показал что то типо общий провод ошибку. Оказалось плохой контакт в штекере был который с салона в дверь заходит. Общий провод +
Нажимаю кнопку закрытия окна в блоке электростеклоподъемника, срабатывает цз, открывает эту же дверь, стекло стоит на месте. Проводку в горе смотрел, поменял на бу в хорошем состоянии, стекло можно бы… Читать дальше
Может соединил где-то плохо контакты? Тут аналогия с фонарями на 14, когда на них масса отходит, жмёшь тормоз, а моргать поворотники начинают)
Вышла из строя подсветка печки. Предстояло в этом разобраться. Запчасти: Лампа накаливания «Маяк» Ultra 12V W1.2W (без цоколя) — 10 р. (81212БЦ)
Приветствую, Драйвовчане. Иногда полностью или частично отключался дисплей на приборной панели. Заменил свою приборку на аналогичную, только от более богатой комплектации. Родной пробег в приборке не… Читать дальше
Комплектации разные. Немного непонятно написал. У меня комплектация барабан 2020 (106 сил, механика, гур, передние стеклоподъёмники, кнопка отключения esc и всё). Приборка оранжевая, с температурой и чёрным дисплеем. Взял приборку (тоже оранжевую и чёрным дисплеем) с машины 2020 года хз в какой точно комплектации (106 сил, механика, ПТФ, задние стеклоподъёмники, климат, двуцветный салон, кнопочная магнитола). Железо и софт идентичные. «Новая» приборка отображает все данные, что и были (количество топлива, температуру двигателя, меняются показания БК). Перед заменой консультировался с электриком на дилере, по его словам, пробег из приборки пропишется в блоки, а не наоборот. Это же подтвердил и iElectromaster. Единственная проблема — пила и ошибка u0001.
Чего забиваться то, читай мой пост про прошивку, в эбу двигателя ничего не прописались когда его потерли
Электрика и электроника на ВАЗ
На данной странице нашего виртуального магазина, получившей обобщающее название «Электрика и электроника ВАЗ », представлено множество самых разнообразных товаров: от жизненно необходимых автомобилю для его функционирования жгутов, «мозгов» и деталей системы зажигания, до всевозможных дополнительных приборов и сервисных приспособлений для диагностики неисправностей транспортного средства.
Вначале, скажем пару слов о важных запчастях, представленных в данном разделе. Как уже было сказано ранее, к ним можно отнести:
систему поджига топливо-воздушной смеси;
систему электропроводки ВАЗ , то есть, связи всей электроники в автомобиле;
приборы преобразования неэлектрических параметров в электрические сигналы;
а также контроллеры, осуществляющие управление двигателем.
В целом, автоэлектронику , пожалуй, можно сравнить с нервной системой, неисправность которой, нарушает привычный режим функционирования организма и может даже парализовать его работу.
Также в разделе Вы найдете полезные приспособления, например:
бортовые системы вывода расширенного перечня информации для водителя о текущем состоянии автомобиля;
устройства записи видео и аудиофайлов во время движение и стоянки автомобиля;
устройства предупреждающие водителя о наличии на дороге приборов фиксации нарушений правил дорожного движения и многое другое…
И хотя и без данных приспособлений автомобиль прекрасно заводится и едет, лишними их назвать «язык не поворачивается». Ведь в случае споров при ДТП, наличие видеоматериалов вряд ли будет лишним, да и своевременное уведомление водителя о возникших в системе автомобиля ошибках или приближении к камере фиксации нарушений — полезные функции.
Разумеется это далеко не весь перечень автомобильной электрики и электроники , которой можно оснастить свой автомобиль! Но подробнее обо всем мы расскажем в подгруппах. Напоследок лишь скажем что и музыка, устанавливаемая в автомобиль и способная скрасить любую поездку — это тоже электроника. Так что рекомендуем немного задержаться на данной страничке и изучить весь ассортимент товаров, представленных в разделе!
Источник https://www.kolesa.ru/article/digital-kak-na-vaze-razrabotali-tsifrovye-pribory-i-pochemu-vsyo-provalilos
Источник https://www.drive2.ru/experience/lada?t=175
Источник https://motorring.ru/group/31-elektrika-elektronika-vaz