Содержание

Инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах, автостоянках и на автотранспорте

Многие предприятия имеют в своей собственности транспортные средства, для хранения которых оборудованы гаражи и автомобильные стоянки. Возгорания в гаражах далеко не редкость. В результате пожара могут пострадать работники предприятия, а организация — потерять ценное имущество. С этой целью на каждом предприятии должна иметься инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, с которой следует ознакомить сотрудников и неукоснительно следовать ей.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Утверждаю

ИНСТРУКЦИЯ
О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГАРАЖАХ, АВТОСТОЯНКАХ
И НА АВТОТРАНСПОРТЕ

1. Общие требования

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 28.09.2017) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 113 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» и устанавливает правила поведения работников в гараже школы при пожаре и соблюдение правил пожарной безопасности в гараже школы, правила содержания здания, технических помещений, прилегающей территории гаража. Является обязательной для исполнения всеми работниками.

1.1. При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта (ВППБ 11-01-96), другими нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.

1.2. Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, по степени огнестойкости — I , а по классу конструктивной пожарной опасности — С0.

1.3. Помещения для стоянки легковых автомобилей по НПБ 105-95 допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе.

1.4. В гараже и помещениях гаража, на видных местах должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «01» или «112».

1.5. Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте. Результаты проведения инструктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте» с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

1.6. Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.

2. Требования к содержанию гаражей, автостоянок

2.1. Покрытие пола должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую уборку помещений.

2.2. Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.

2.3. Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем.

2.4. Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2). Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП.

2.5. Наружный проезд и площадка у выхода из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.

2.6. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.

2.7. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.

2.8. Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться:

  • двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей;
  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • системой оповещения людей о пожаре;
  • сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
  • знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001.

2.9. Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.

2.10. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.

2.11. Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации.

2.12. Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.

2.13. Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения.

2.14. Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.

2.15. В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.

2.16. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.

2.17. Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91.

2.18. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки — 5,0 м, ширина — 2,3 м.

2.19. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.

2.20. По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помещения и обесточить электрооборудование.

2.21. Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.

2.22. Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.

3. Требования к пожарной безопасности

3.1. Расстановка автомобилей в гаражах, на стоянках под навесами или на специальных площадках для безгаражного хранения должна производиться согласно нормам строительного проектирования гаражей.

3.2. В помещениях гаража, ремонта автомобилей, а также и на стоянках автомобилей под навесами и на открытых площадках запрещается:

  • пользоваться открытым огнем, курить и производить работы с переносными кузнечными горнами, паяльниками, лампами и переносными сварочными аппаратами;
  • держать автомобили с открытыми отверстиями бензобаков;
  • производить подзарядку аккумуляторных батарей (в помещениях стоянки и обслуживания);
  • хранить какие-либо материалы и предметы, за исключением оборудования, относящегося к данным помещениям;
  • производить мойку бензином или керосином автомобильных кузовов и деталей;
  • хранить горючее (бензин, керосин), за исключением бензина, в баках автомобилей;
  • хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • загромождать выездные ворота и проезды;
  • оставлять на местах стоянки груженые автомобили;
  • устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями и между автомобилями и элементами зданий.

3.3. Помещения для стоянки автомобилей не должны непосредственно сообщаться с помещениями для аккумуляторных, ацетилено-газогенераторных, вулканизационных, кузнечных, прессовых, сварочных, деревообделочных, обойных и регенерационных, котельных, складских — для хранения масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов.

3.4. Заправка автомобилей топливом должна производиться только на заправочном пункте или на специально отведенной площадке у склада ГСМ. Запрещается производить заправку автомобилей горючим в помещениях, на стоянках обслуживания и ремонта, а также розлив горючего при заправке.

3.5. Во всех помещениях стоянки, обслуживания и ремонта автомобилей должны соблюдаться следующие меры пожарной безопасности:

  • в помещениях и смотровых ямах должна производиться уборка мусора, отходов после выхода автомобилей со стоянки на линию и после окончания работы каждой смены;
  • разлитое масло и горючее должны немедленно убираться с помощью песка или опилок.

Использованный песок и опилки должны собираться в специальные металлические ящики с крышками, установленными вне гаражных помещений.

3.6. В помещениях для ремонта автомобилей и подсобных помещениях не допускается производить ремонт автомобилей с баками, наполненными горючим (а у газовых автомобилей — при заполненных газом баллонах), и картерами, заполненными маслом.

По окончании работы помещения и смотровые ямы должны очищаться от промасленных обтирочных концов и разлитых жидкостей.

3.7. В помещениях для хранения автомобилей не допускается:

  • подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), а также пользоваться открытым источником огня для освещения во время техосмотров, проведения ремонтных и других работ;
  • оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы;
  • оставлять автомобиль с включенным зажиганием;
  • поручать техническое обслуживание и управление автомобилем людям, не имеющим соответствующей квалификации;
  • производить окраску машин.
Читать статью  Дорожные условия и безопасность движения - человеческий фактор и техсостояние авто

3.8. Отработанная смазка должна храниться в металлической таре вне помещений стоянки и обслуживания автомобилей.

4. Действия персонала при пожаре

4.1. Первый, обнаруживший пожар или явные признаки горения (задымление, запах гари), немедленно должен сообщить по телефону «01» или «010» в пожарную охрану, указать объект и место возникновения пожара, сообщить свою фамилию; по возможности принять меры по тушению пожара имеющимися огнетушителями и пожарным краном.

4.2. Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.

4.2.1. Указать эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации.

4.2.2. Назначить лиц из состава дежурного персонала и водителей, привлекаемых к эвакуации людей и транспортных средств.

4.2.3. По возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

4.2.4. В случае невозможности потушить загоревшийся автомобиль, соблюдая меры безопасности, по возможности отбуксировать горящий автомобиль из гаража с помощью других транспортных средств.

4.3. Для тушения очага пожара переносными углекислотными огнетушителями (ОУ-3, ОУ-4, ОП–3, ОП-4) необходимо:

  • взять огнетушители (если они на кронштейне, то снять с кронштейнов);
  • поднести огнетушитель к очагу пожара;
  • сорвать пломбу, выдернуть чеку;
  • направить раструб на огонь;
  • нажать на рычаг управления подачей газа и приступить к тушению пожара.

4.4. Порядок приведения в действие пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода:

  • необходимо обесточить электрооборудование;
  • первый номер срывает пломбу и открывает шкаф, второй номер берет ствол и раскатывает пожарный рукав в направлении очага пожара;
  • далее первый номер открывает кран и включает кнопку насоса–повысителя, второй номер работает со стволом по тушению пожара.

4.5. При невозможности организовать тушение пожара немедленно покинуть гараж, руководствуясь планом эвакуации.

Пожарная безопасность гаражей: частных, организаций и парков транспортных предприятий

По определению СП 113.13330.2016 о требованиях ко всем видам/типам стоянок автомобилей, гаражами/парками/депо являются капитальные строительные объекты – здания, сооружения, их части, изолированные помещения, что используются для стоянки/хранения; текущего ремонта, технического сервиса грузовых, легковых автомашин, автобусов, а также городского электрического транспорта.

Гаражи организаций чаще всего являются отдельно стоящими зданиями, сооружениями, но могут быть частями, пожарными отсеками производственных, складских, административно-бытовых корпусов учреждений, предприятий, в том числе оказывающими услуги по транспортировке различных видов грузов, перевозке пассажиров внутри населенных пунктов или за их пределами.

Гаражные парки и пожарная безопасность

Гаражные парки и пожарная безопасность

Для обслуживания собственных нужд организаций различного профиля деятельности, осуществления пассажирских, грузовых перевозок, ведения строительных, других инженерных работ; обеспечения жизнедеятельности городских, в том числе коммунально-хозяйственных структур проектируются, эксплуатируются следующие виды гаражей, парков, депо для размещения, ремонта транспорта:

  • Автопредприятия, оказывающие услуги по перевозке различных грузов, включая опасные виды – горючие жидкости, ЛВЖ, ядовитые материалы.
  • Пассажирские автопарки, на балансе которых десятки, а в мегаполисах сотни автобусов для городских, междугородних перевозок.
  • Предприятия по текущему, капитальному ремонту автотранспортных средств, регламентному техническому сервису – от легковых автомобилей до спецтехники.
  • Автотранспортные предприятия в составе крупных строительных компаний. Большая часть техники – это большегрузные автомобили, включая самосвалы, необходимые для доставки на площадки по возведению объектов кирпича, керамических блоков, железобетонных, металлических конструкций.
  • Специализированные механизированные колонны, предоставляющие услуги по аренде автокранов, бетоновозов, бульдозеров, экскаваторов, высотных автоподъемников.
  • Станции скорой медицинской помощи.
  • Пожарные депо.
  • Гаражи коммунальных, аварийно-ремонтных служб газоводоснабжения, связи; правоохранительных органов.
  • Трамвайные, троллейбусные парки.
  • Гаражи частных предприятий с различными транспортными средствами – от легковых автомашин, микроавтобусов до автовышек, в зависимости от профиля предпринимательской деятельности.

Строительными нормами, противопожарными правилами, несмотря на различия в количестве транспортных средств, по занимаемым площадям, предъявляются общие требования к размещению гаражей на территориях промышленных предприятий, в черте населенных пунктов; оснащению их системами защиты от огня, обеспечению режима безопасности.

Требования к размещению

СП 18.13330, введенный в действие в 2011 году, что регламентирует разработку генеральных планов производственных предприятий, в том числе объектов транспорта, указывает что при размещении гаражей таких объектов:

  • Следует предусматривать защитную зону, учитывать противопожарные разрывы до вблизи расположенных жилых зданий.
  • Если гаражи, административные, вспомогательные здания предприятия занимают больше 5 га общей площади, то с территории объекта выполняется не меньше двух выездов.
  • Ширина проемов ворот выездов должна выполняться с учетом максимальной ширины имеющегося транспорта + 1,5 м, но не меньше 4,5 м.

СП 42.13330, утвержденный в 2016 году, и устанавливающий нормы застройки населенных пунктов, вводит следующие требования по размещению предприятий транспорта с гаражами/парками/депо в своем составе:

  • Допускает их строительство в любой из зон – коммунальной, производственной, за исключением жилой, где возможно только размещение разных видов автостоянок для легкового автотранспорта.
  • Гаражи предприятий, обслуживающие крупные складские комплексы, включая склады пиломатериалов, базы хранения, розлива нефтепродуктов, рекомендовано размещать на их территориях за городской чертой.
  • Нормативы площади территорий гаражей, парков для размещения, ремонта транспорта при размещении в населенных пунктах приведены в таблице И.1 данного свода правил.

Системы защиты от пожара

Согласно нормативным документам в области ПБ гаражи транспортных предприятий должны быть оборудованы:

  • Нормы проектирования противопожарной автоматики указывают, что установками сигнализации о возникновении пожара защищаются одноэтажные надземные здания, сооружения для автомашин I–III степеней стойкости к огню, имеющие общую площадь помещений меньше 7 тыс. м 2 , а стационарными системами тушения огня – при площади больше 7 тыс. м 2 .
  • Как правило, при проектировании, монтаже в качестве пожарных извещателей применяют датчики дыма, а для автоматической ликвидации очагов возгораний – пенные установки пожаротушения.
  • Это обусловлено более быстрым обнаружением летучих продуктов горения пожарной нагрузки, характерной для автопредприятий, дымовыми пожарными извещателями, эффективным подавлением горящих нефтепродуктов, резинотехнических изделий воздушной пеной, образующейся при выходе из дренчерных, спринклерных оросительных головок, специальных пеногенераторов.
  • Наружное, внутреннее противопожарное водоснабжение зданий гаражей в части необходимого количества струй, общего расхода воды, принимается в зависимости от строительного объема, степени стойкости к огню таких строений.
  • В качестве источников внешнего противопожарного водоснабжения используются как кольцевые, тупиковые водопроводы населенных пунктов, предприятий, так и пожарные водоемы, резервуары.
  • Системы оповещения о пожаре работников для одноэтажных зданий гаражей допускается применять 1 типа, когда при срабатывании пожарных датчиков в защищаемых помещениях включаются звуковые оповещатели – сирены, звонки. Рекомендовано также использовать табло «Выход» с подсветкой.
  • Системы дымоудаления необходимы для зданий гаражей, не имеющих в наружных стенах проемов для освещения, фрамуг для проветривания; люков, зенитных фонарей дымоудаления в покрытиях строений.

Все помещения гаражей должны быть укомплектованы по нормам положенности переносными, передвижными огнетушителями.

Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах, доступна после статьи, по кнопке скачать.

Требования противопожарного режима

Они основаны на анализе наиболее частых причин пожаров в помещениях гаражей для легковых, грузовых автомашин, спецтехники, парках/депо городского электрического транспорта, и направлены на исключение создания ситуаций, способствующих возникновению очагов возгораний, быстрому распространению огня:

  • Уборка помещений, очистка одежды горючими, легко воспламеняемыми жидкостями; отогрев замерзших трубопроводных систем отопления, двигателей транспортных средств паяльными лампами, другими источниками открытого пламени – строго запрещены.
  • Спецодежда работников, постоянно контактирующих со смазочными маслами, топливом, растворителями, должна быть подвешена в нерабочее время в металлических проветриваемых шкафчиках, что устанавливаются в особо отведенных местах.
  • Запрещено оставлять подключенными к электросети в нерабочее время любые приборы, оборудование, что не относятся к системам охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, дежурному/аварийному освещению; использовать электронагревательные приборы, элементы/аппараты защиты электросетей нестандартных, не сертифицированных видов, самодельного изготовления.
  • Запрещено загромождать подходы к электрощитам, огнетушителям, пожарным шкафам, пусковой аппаратуре систем тушения пожаров, дымоудаления, оповещения людей.

ВАЖНО: Полный перечень требований противопожарного режима на объектах транспортной инфраструктуры, включая гаражи автопредприятий, других организаций, изложен в разделе XI «ППР в РФ», являющихся основополагающими правилами пожарной безопасности.

Причины пожаров в гаражах

Определим основные три причины:

  1. Человеческий фактор или собственная халатность,
  2. Умышленные деяния третьих лиц,
  3. Природные явления.

Человеческий фактор или собственная халатность

В первом случае подразумевается личная небрежность и не внимательность владельца, это может быть:

  • не выключенный электрообогревательный прибор;
  • неправильная эксплуатация бытовых приборов, таких как электрочайник;
  • хранение ЛВЖ (бензина, керосина) в неплотной или не закрытой таре;
  • обустройства гаражей печками-буржуйками;
  • ну и конечно же курение в неположенных местах.

Третьи лица

В этом случае это как правило любители легкой «наживы», гаражи часто подвергаются взлому, и чтобы «замести следы» грабители часто поджигают гараж после ограбления. Детская шалость будет относиться к категории неумышленного причинения вреда, например, дети очень часто играют с огнем что может стать результатом возникновения пожара.

Природные явления

Как бы это страшно не звучало, но природная стихия — это неконтролируемая сила. Как правило в сухую и знойную погоду, особенно в весенний период учащаются загорания в лесах, на садовых участках и в гаражных кооперативах. Связано это с палом сухой прошлогодней травы, это и есть причина номер три возникновения возгораний в гаражах.

Читать статью  Системы активной и пассивной системы безопасности: виды, понятие, что входит

Как снизить риск возникновения пожара в гараже

Рассмотрим ситуацию, что у Вас еще нет собственного гаража и Вы только планируете его приобрести или построить самостоятельно.

Если вы пошли по первому пути и решили приобрести готовый гаражный бокс.

Выбирайте желательно бокс с железобетонными перекрытиями и перегородками, либо состоящий из кирпича, материалы должны быть минимально горючими или негорючими вовсе. Такие гаражи как правило стоят в разы дороже своих предшественников из дерева. Если есть возможность, то выбирайте гараж в местах где растительность минимальна или она отсутствует вовсе, это исключит возможность загорания от пала травы описанного выше. Также следует обратить внимание на гаражные ворота, желательно чтобы они были металлические, все по той же причине своей негорючести. И еще один маленький совет при покупке гаража обязательно смените замок и поверьте на этом экономить не стоит, дабы избежать покушения любителей «легкой наживы».

Теперь рассмотрим вариант, когда Вы согласовали и обошли множество инстанций и решили построить свой собственный гараж.

Как говорилось ранее преимущественно лучше использовать негорючие материалы, кирпич, железобетон и тому подобное при постройке гаража.

Итак, вы смонтировали основу гаража, то есть его стены, перегородки и кровлю осталось дело за малым. При монтаже ворот мы также рекомендуем использовать негорючие материалы, это могут быть как автоматические ворота с алюминиевой основой, так и массивные металлические ворота. Зайдем внутрь Вашего гаража, так как гараж — это не просто маленький дом для вашего автомобиля, но и как правило излюбленное место для проведения времени многих автовладельцев, серые бетонные стены выглядят довольно холодно и серо. Поэтому если решите сделать Ваш гараж более уютным при помощи краски, то обязательно используйте сертифицированные огнезащитные составы и негорючую огнезащитную краску.

Если Вы решите обшить гараж деревом изнутри по обязательно пользуйтесь огнезащитной обработкой для древесины, это не только сделает ее негорючей, но и защитит от воздействия внешних факторов (гниения, старения). Еще одним важным моментом при постройке гаража будет прокладка электропроводки, поэтому лучше обратитесь к специалисту, который дает гарантии на свои работы по прокладке электрокабелей.

Особенности противопожарного водоснабжения

Безводный участок местности – это участок, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л/с или расстояние от места возникновения пожара до водоисточника более 500 метров;

Исходя из этого при выборе гаража не поленитесь узнать в городской службе водоканала о состоянии водоснабжения в месте планируемой покупке своего гаража, ведь для пожарных наличие воды очень важно, и чем ближе водоисточник тем быстрее они смогут оказать помощь и ликвидировать горение.

Не забывайте также следить за чистотой и порядком в Вашем гараже, не бросайте промасленные тряпки, не складируйте большой объем горюче смазочных материалов, не захламляйте свой гараж. Помните! Безопасность Вашего имущества в Ваших руках. Этот минимальный набор знаний о пожарной безопасности в гараже поможет Вам предотвратить и обезопасить себя от возникновения загорания.

Рекомендованные нормы и правила обеспечения пожарной безопасности в гаражах

Естественно все нормы и правила создаются с одной целью предотвратить возникновение возгорания и сократить возможный ущерб при возникновении пожара.

Рассмотрим общие рекомендации для всех типов гаражей:

  1. Промышленные гаражи обязательно оборудуются планом эвакуации, руководитель назначает ответственного за пожарную безопасность. Водители под роспись проходят инструктаж о правилах соблюдения пожарной безопасности, о наличии средств пожаротушения и порядке эвакуации техники;
  2. Противопожарные разрывы (расстояния) между гаражными боксами запрещено захламлять и загромождать техникой;
  3. Не допускается хранить тару с ЛВЖ в гаражном пространстве. При проведении работ с горючими жидкостями (при замене масла) вся используемая ветошь утилизируется, в обязательном порядке проводится влажная уборка помещения;
  4. Помещения служебного персонала внутри гаража отгораживаются противопожарными стенами 1-го типа;
  5. Гаражи должны быть оборудованы системой автоматического пожаротушения и ручными средствами тушения (огнетушитель, пожарные краны;
  6. Пол гаража должен иметь как правило негорючие или трудно горючее покрытие для предотвращения распространения пламени;
  7. Для двухъярусных гаражей дополнительно устанавливаются световые указатели направления эвакуации.

Памятка о правилах пожарной безопасности в гараже

Памятка о правилах пожарной безопасности в гараже

Рекомендуем Вам обратить внимание на статью: Горючие жидкости: правила хранения

Категория гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности

Функциональная пожарная опасность здания или сооружения, а в нашем случае гаража влияет на список мероприятий которые необходимо выполнять.

Рассмотрим следующие типы гаражей:

1. Индивидуальные отдельно стоящие гаражи;

2. Частные гаражи находящиеся в общих кооперативах;

3. Подземные гаражные комплексы;

4. Гаражные боксы.

Уделим каждому из видов внимание и разберемся к какому классу функциональной пожарной опасности они относятся.

Итак, первый вид гаражей относятся к частным владениям как правило расположенных на своей земле. Такой вид как правило не подлежит классификации на предмет взрывоопасности, если не используется для нужд СТО.

Второй случай подразумевает проведение расчетов по пожароопасности, для проведения расчетов здание приравнивается к категории Ф 5.2. – складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения.

Третий случай подземные паркинги – классификация помещений в случае большого скопления автотранспортных средств осуществляется по принципу исключения и проверки соответствия от наиболее опасной категории А до Д. Обычно, парковки в супермаркетах, торговых центрах и т. д. классифицируются как В-1, В-2. Автоматическая установка пожаротушения в данном типе гаражей обязательна. Помимо этого, на каждом ярусе устанавливаются пожарные щиты со средствами индивидуальной защиты и пожаротушения.

Четвертый – гаражные боксы. Требования ПБ к гаражу предприятия зависит от типа используемого топлива и установленной степени взрыво и пожароопасности. Руководителем обязательно назначается ответственный за пожарную безопасность. В его обязанности входит проведение регулярного инструктажа относительно необходимых мер пожаротушения. Обустройство производственного гаража средствами пожаротушения принимается из расчета категории опасности. В зависимости от аттестации здания устанавливают АПС или систему тушения механического типа с ручным приводом.

Защита на основе самосрабатывающих огнетушителей

Огнетушители типа ОСП

1. Огнетушители типа ОСП. Полное название такого огнетушителя – огнетушитель самосрабатывающийся порошковый. В эксплуатацию этот тип огнетушителей поступил в 1991 году. Разработчиком такого огнетушителя считается институт противопожарной техники МЧС Российской Федерации. Конструктивно он состоит из следующих узлов: тепловой излучатель, источник формирования избыточного давления, емкости с активным огнетушащим веществом. Емкостью служит герметическая стеклянная колба, в которую и засыпается огнетушащий порошок и газообразователь.

Огнетушители типа ОСП

Огнетушители типа ОСП

Принцип работы огнетушителя ОСП

Довольно простой, при нагревании колбы с порошком до критической температуры выделяется инертный газ. При этом появляется избыточное давление, приводящее к разрыву колбы и выбросу порошка на очаг пожара. Таким образом, для срабатывания огнетушителя и выброса огнетушащего вещества не требуется дополнительного постоянного устройства автоматического контроля.

Эта функция выполняется тепловым излучателем, который комплектуется огнетушитель. Он реагирует на температуру в очаге пожара.

Разрыв колбы происходит в следующих случаях:

  • для огнетушителей ОСП-1 – если температура очага пожара достигнет +100 °C;
  • для огнетушителей ОСП-2 – если температура в зоне пожара будет +200 °C.

Огнетушители эффективны для тушения пожаров в небольших бытовых помещениях, в том числе и в гаражах. Огнетушители ОСП предназначены для тушения помещений, относящихся к классам А, В, С. Ими можно тушить электроустановки, напряжением до 5 кВ. В гараже используется напряжение до 1000 В, так что они могут использоваться без последствий.

При необходимости, огнетушители ОСП можно привести в действие и ручным способом. Для этого следует разбить носик, а после направить струю порошка на очаг пожара.

Мощность таких огнетушителей не очень большая. Так одного огнетушителя достаточно для помещения площадью 5–8 кв. м. Если площадь больше, то следует устанавливать несколько огнетушителей.

Огнетушители типа Шар

2. Огнетушители типа шар. Этот тип огнетушителя также приводится в действие при контакте с открытым огнем в очаге пожара.

Конструкция такого огнетушителя отличается от ОСП. Он имеет сферическую форму. Корпус огнетушителя выполнен из пенопласта. Пенопласт используется с низкой плотностью, поэтому при его разрушении не образуются травмоопасные осколки. По боковым частям корпуса располагаются огнепроводящие шнуры.

Шнуры покрыты пленкой. При воздействии на шнуры открытого пламени сначала происходит разрушение пленочного покрытия, затем начинает гореть шнур. На конце шнура находится пиротехнический заряд. Когда шнур догорает до конца, огонь от него подрывает этот заряд. Подрыв заряда способствует выбросу порошка. Причем порошок выбрасывается равномерно во все стороны.

Огнетушители типа шар

Огнетушители типа шар

Огнетушители типа Буран

3. Огнетушители типа «Буран». Этот тип огнетушителей по назначению и принципу действия практически не отличаются от ОСП и шара. Срабатывает такой огнетушитель при достижении температуры в очаге пожара в +90 °C. Такие огнетушители устанавливаются на высоте. Для крепления в его конструкции предусмотрен специальный потолочный кронштейн.

Огнетушители типа Буран

Огнетушители типа Буран

Если необходимо групповое подключение нескольких огнетушителей, то лучше использовать тип «Буран-2», который снабжен системой электропуска. При установке все они соединяются в единую электрическую сеть. Контроль осуществляется внешним датчиком, который и дает импульс на срабатывания всех огнетушителей.

Читать статью  Плакаты с правилами безопасности в транспорте для детей

При такой схеме присутствует один недостаток. Если хотя бы один огнетушитель сработает от внутреннего датчика, остальные работать не будут. Чтобы избавиться от этого недостатка, разработан еще один тип огнетушителей «Буран-3». Он отличается от «Бурана-2» тем, что у него имеется дополнительный пожарный датчик, который соединяется с блоком питания.

Такая схема позволяет объединить в единую автоматическую систему пожаротушения до шести огнетушителей, а также задействовать и линии оповещения — «Пожар» и «Авария». Таким образом, эта система может выполнять одновременно функции пожаротушения и пожарной сигнализации.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах, автостоянках и на автотранспор-те

При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта (ВППБ 11-01-96), другими нормативными документами, регла-ментирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.
Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, по степени огнестойкости – I , а по классу конструктивной пожарной опасности – С0.
Помещения для стоянки легковых автомобилей по НПБ 105-95 допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе.
В гараже и помещениях гаража, на видных местах, должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «01» или «112».
Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте. Результаты проведения инст-руктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте», с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.

Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, кладовые допускается раз-мещать не ниже первого подземного этажа.
Размещение других технических помещений на этажах не регламентируется.
Указанные помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противо-пожарными перегородками 1-го типа.
Не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.
Покрытие пола автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.
Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.
Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем.
Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2), а автобус особо малого класса (типа «Газель») — как минимум, одним порошковым огнетушителем (ОП-2).
Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП.
Курить разрешается только в специально оборудованном для этого месте, обозначенном знаком.
Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, технические помещения должны оборудоваться:
автоматической пожарной сигнализацией;
системой оповещения людей о пожаре;
системой общеобменной вентиляции;
пожарными кранами;
сертифицированными переносными огнетушителями в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001;
электрическими фонариками (на случай отключения освещения).
Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться:
двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей;
автоматической пожарной сигнализацией;
системой оповещения людей о пожаре;
сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001.
Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.
Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.
Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации.
Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а так-же определен порядок хранения ключей зажигания.
Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосве-тящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения.
Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наи-большую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.
Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габари-тов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91.
Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки — 5,0 м, ширина — 2,3 м.
Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.
По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помеще-ния и обесточить электрооборудование.
Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.
Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.

Использовать первичные средства пожаротушения не по назначению.
Загромождать оборудованием и другими предметами эвакуационные пути, проходы и подходы к пожарным кранам, огнетушителям.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические приборы.
Хранить запасы топлива и масел, а также тару из-под ГСМ.
Применять горючие растворители (ацетон, бензин) для промывания инструмента и оборудования вне специально оборудованных площадок.
Оставлять на месте стоянки промасленную ветошь и спецодежду по окончании работы.
Хранить вместе с каучуком или резиной какие-либо другие материалы, не зависимо от однородности применяемых огнетушащих веществ.
Проводить огневые и другие пожароопасные работы без наряда-допуска и при нахождении в помещении лиц, не участвующих в проведении работ.
Производить термические, сварочные и другие пожароопасные работы.

4.1 Курить вне специально оборудованных мест.
4.2 Нарушать план расстановки при парковке автотранспортного средства, уменьшая расстояние между автомобилями.
4.3 Загромождать ворота и проезды.
4.4 Промывать двигатель с использованием ЛВЖ.
4.5 Сливать горючие жидкости в канализационные сети.
4.6 Оставлять автомобиль с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла.
4.7 Заправлять и сливать из автомобиля топливо.
4.8 Подзаряжать аккумуляторы непосредственно на автомобиле.
4.9 Подогревать двигатели открытым огнем.
4.10 Пользоваться открытыми источниками огня для освещения.
4.11 Оставлять автомобиль с включенным зажиганием.
4.12 Поручать техническое обслуживание автомобиля лицам, не имеющим соответствующей квалификации.
4.13 Допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла.
4.14 Эксплуатировать автомобиль с неисправными приборами системы питания.
4.15 Ставить автомобиль на хранение с неисправной электропроводкой, системой питания.

5.1 Первый, обнаруживший пожар или явные признаки горения (задымление, запах гари), немедленно должен сообщить по местному телефону сотрудникам охраны и по городскому телефону «01» или «112» в пожарную охрану, указать объект и место возникновения пожара, сообщить свою фамилию; по возможности принять меры по тушению пожара имеющимися огнетушителями и пожарным краном.
5.2 Дежурный персонал при возникновении пожара обязан:
5.2.1 Обнаружив пожар или признаки горения (задымление, запах гари) продублировать сообщение о пожаре в пожарную охрану по телефону «01» или «112»и сотрудникам охраны.
5.2.2 Указать эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации.
5.2.3 Назначить лиц из состава дежурного персонала и водителей, привлекаемых к эвакуации людей и транспортных средств.
5.2.4 Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.
5.2.5 По возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
5.2.6 В случае невозможности потушить загоревшийся автомобиль, соблюдая меры безопасности, по возможности отбуксировать горящий автомобиль из гаража с помощью других транспортных средств..
5.3 Для тушения очага пожара передвижным воздушно-пенным огнетушителем ОВП-100.01 необходимо:
подвести огнетушитель к очагу пожара на расстояние 5-6 метров и установить его вертикально;
размотать резиновый шланг, взять в руку пеногенератор;
другой рукой сорвать пломбу и открыть запорное устройство баллона, заряженного рабочим газом до отказа;
направить струю пены на очаг пожара. Запрещается направлять струю пены на электроустановки, находящиеся под напряжением.
5.4 Для тушения очага пожара переносным углекислотными огнетушителями (ОУ-3, ОУ-4, ОП–3, ОП-4) необходимо:
взять огнетушители (если они на кронштейне, то снять с кронштейнов);
поднести огнетушитель к очагу пожара;
сорвать пломбу, выдернуть чеку;
направить раструб на огонь;
нажать на рычаг управления подачи газа и приступить к тушению пожара.
5.5 Порядок приведения в действие пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода:
необходимо обесточить электрооборудование;
первый номер срывает пломбу и открывает шкаф, второй номер берет ствол и раскатывает пожарный рукав в направлении очага пожара;
далее первый номер открывает кран и включает кнопку насоса–повысителя, второй номер работает со стволом по тушению пожара.
5.6 При невозможности организовать тушение пожара немедленно покинуть гараж, руководствуясь планом эвакуации.

Источник https://clubtk.ru/forms/ot/instruktsiya-o-merakh-pozharnoy-bezopasnosti-v-garazhakh-avtostoyankakh-i-na-avtotransporte

Источник https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-v-garazhe/

Источник https://ohranatruda.ru/ot_biblio/instructions/166/146966/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: