Автомобиль как звено систем «водитель — автомобиль — дорога (среда)» и его влияние на безопасность дорожного движения — Безопасность дорожного движения

Какова роль системы «Водитель — автомобиль — дорога — среда» по обеспечению безопасности движения (10.1)

При строительстве новых дорог в проектах предусматривают обеспечение БДД при движении с расчетной скоростью в зависимости от категории дороги. При этом учитывают 3 фактора: 1) условия строительства дороги; 2) ТС; 3) особенности водителя.

В литературе это называется комплексом Д+А+В+С=БД

Дорога. Влияние дороги на БД имеет две составляющих:

1. постоянная- определяется геометрией трассы и земляного полотна.

2. переменная- а) природные факторы

б) климатические условия

в) времена года, месяца, суток.

Дорога влияет на БД через элементы ее трассы:

а) качество покрытия,

б) геометрич. параметры дороги

в) плотность дорожной сети

При правильном выборе и удачном сочетании 3 элементов трассы дорога может «вести» а/м, облегчая выбор параметров водителю: а)переходных кривых; б) поперечного уклона, психологически подсказывая водителям направление дальнейшего движения за пределами зоны непосредственной видимости.

Вывод: Рационально запроектированная дорога – один из путей снижения ДТП.

Автомобиль. В связи с ростом интенсивности движения и появлением нового поколения ТС с мощными двигателями и увеличение грузоподъемности. Влияние а/м на БДД определяется совершенством его тяговых и тормозных качеств, способностью быстрого торможения без заноса, а также особенно важной для современных автобусов и большегрузных а/м возможностью вписываться в кривые малых радиусов, а для автопоездов – следовать в пределах своей полосы движения на проезжей части. Конструктивные особенности: -недостаточность управляемости а/м на дор-ге, -увод шин.

Водитель. Самая активная составляющая в комплексе, т.к водитель может корректировать недостатки в проектных решениях дороги и а/м: 1) правильной оценкой ДУ; 2) современным изменением режима движения.

Однако характеристики принимаемых водителем режимов движения весьма усреднены, потому что миллионы водителей отличаются друг от друга: а) квалификацией; б) индивидуальными психологическими особенностями.

Таким образом, БД обеспечивается в нормах на проектирование

1. режимами движения, заложенными в расчетные схемы

2. элементами плана

3. условиями управления а/м основной массой водителей.

Оценки условий движения с использованием линейных графиков (10.2)

Каждый коэф-т аварийности характеризует относительную вероятность возникновения ДТП на данном участке. По одной из причин, но по совместному влиянию в соответствии с теорией вероятности можно оценить общий коэф-т аварийности произведением частных коэф-ов:

Установленный в настоящее время перечень коэф-ов ХХХ не является исчерпывающим.

Уточнения должны идти по 2 направлениям:

Читать статью  Меры электробезопасности при ТО и ремонте автомобилей

1) для разных природно-географических районов

2) установление коэф-та, учитывающего неравномерности изменения транспортно-эксплуатационных характеристик по длине дороги при гололеде, тумане, периоде распутицы.

Существует 9 параметров при разной интенсивности движения в сутках:

К1— зависит от количества полос на дороге

К2— зависит от обочины (укрепленная/не укрепленная)

К3— зависит от ширины обочины

К4— зависит от продольного уклона

К5— от радиуса кривых в плане

К6— от видимости в плане

К7— от видимости в профиле (длина прямого участка)

К8— тип пересечений

К9— тип пересечений в одном уровне

Итоговый Кав-ти определяют на основе линейного графика исследуемого участка. На график наносят сжатый план и профиль дороги с выявлением на них элементов, влияющих на БДД.

Автомобиль как звено систем «водитель — автомобиль — дорога (среда)» и его влияние на безопасность дорожного движения

Эксплуатационные свойства автомобиля характеризуют возможность его эффективного использования и позволяют определить, в какой мере конструкция автомобиля отвечает требованиям эксплуатации. Для некоторых автомобилей наиболее важным свойством является быстроходность (автомобили скорой медицинской помощи, спортивные автомобили). Для автомобилей армейских, а также работающих в сельской местности и в лесной промышленности важным свойством является их высокая проходимость. Современные автомобили способны развивать большую скорость, отдельные типы автомобилей обладают большой массой. Поэтому для всех автомобилей без исключения обязательным требованием является их безопасность.

Конструктивная безопасность — свойство автомобиля предотвращать ДТП, снижать тяжесть его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде. Это свойство сложное и связано с другими эксплуатационными свойствами автомобиля.

Конструктивную безопасность делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобиля снижать вероятность возникновения ДТП или полностью его предотвращать. Она проявляется в такой опасной дорожной обстановке, когда водитель еще имеет возможность изменить характер движения.

Активная безопасность зависит от компоновочных параметров, тяговой и тормозной динамичности, устойчивости, управляемости и информативности автомобиля.

Пассивная безопасность — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП. Она проявляется непосредственно при столкновениях, наездах, опрокидывании и обеспечивается конструкцией и жесткостью кузова (рис. 35), ремнями безопасности, травмобезопасными рулевыми колонками, пневмоподушками и другими конструктивными мерами.

Послеаварийная безопасность — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых аварий. Она обеспечивается средствами противопожарной безопасности, надежной конструкцией дверных замков, эвакуационными люками, аварийной сигнализацией и др.

Читать статью  БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Экологическая безопасность — свойство автомобиля уменьшать вред, наносимый окружающей среде в повседневной эксплуатации. Она обеспечивается конструктивными мероприятиями по снижению токсичности отработавших газов:

совершенствованием рабочих процессов двигателей; применением нейтрализаторов отработавших газов; применением топлива, обеспечивающего низкую токсичность отработавших газов, и др.

Дорожное движение, его эффективность и безопасность

Понятие о системе «водитель — автомобиль — дорога — среда»

Применительно к транспортному процессу структурную схему системы эксплуатации автомобильной техники с некоторыми условностями можно представить состоящей из четырех основных блоков: «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС) (рис. 2.1). Такая схема позволяет анализировать как систему в целом, так и отдельно подсистемы.

Рис. 2.1. Структурная схема системы эксплуатации автомобильной техники

В приведенной структурной схеме можно выделить следующие основные подсистемы: 1 — внешняя среда — водитель; 2 — водитель — автомобиль; 3 — автомобиль — дорога; 4 — внешняя среда — дорога; 5 — дорога — автомобиль; 6 — автомобиль-водитель; 7 — внешняя среда — автомобиль.

Анализ взаимодействия подсистем имеет большое значение при определении эффективности эксплуатации транспорта. Коротко рассмотрим сущность основных подсистем.

Подсистема «внешняя среда — водитель» является информационной моделью транспортного процесса. Она базируется на психологических особенностях взаимодействия водителя с условиями движения. Внешняя среда представляет собой информационное поле, которое формирует у водителя эмоциональное напряжение. Водитель, анализируя внешнюю среду, избирает такую ориентацию, которая обеспечивает безопасность движения и минимальное эмоциональное напряжение. В этом сущность взаимодействия компонентов данной подсистемы.

Подсистема «водитель-автомобиль» — эргономическая модель, базирующаяся на физиологических возможностях водителя и исполнительных механизмах автомобиля. Получив от внешней среды информацию и про-анализировав ее, водитель взаимодействует с исполнительными механизмами, управляет движением автомобиля, задает ему рациональные режимы движения. При сочетании движения автомобилей на дороге создается транспортный поток. Исследование подсистемы «водитель — автомобиль» имеет большое значение для решения отдельных задач по эксплуатации автомобилей, в том числе и задачи обеспечения безопасности движения,

Подсистема «автомобиль — дорога» представляет собой механическую модель транспортного процесса. Основное внимание в этой подсистеме уделяется взаимодействию автомобиля через подвеску и колеса с дорожным покрытием. При движении автомобиль воздействует на проезжую часть, в результате чего в дорожном покрытии возникают напряжения, влияющие на его прочность и долговечность. Исследование рассматриваемой подсистемы позволяет разработать различные мероприятия (содержание и ремонт) по поддержанию дорог в хорошем техническом состоянии.

Читать статью  XXXVI. Требования охраны труда при выезде и следовании к месту пожара (вызова) КонсультантПлюс

Подсистема «внешняя среда — дорога» — сложная тепломассообменная модель. Она базируется на анализе воднотеплового воздействия географических комплексов (климата, рельефа местности, грунтов, гидрологии, гидрогеологии и т.д.) на дорогу. Так, например, воздействие атмосферных осадков ухудшает эксплуатационные качества покрытий. Исследование данной подсистемы позволяет разработать мероприятия по повышению устойчивости дорог и безопасности движения.

Подсистема «дорога — автомобиль» является динамической моделью (обратная связь подсистемы «автомобиль-дорога). Она базируется на анализе колебательного процесса при движении автомобиля по проезжей части. Вследствие наличия различных неровностей покрытий автомобиль испытывает случайные воздействия. Это вызывает сложный колебательный процесс колес, кузова, автомобиля в целом. Исследование подсистемы весьма важно в теории эксплуатационных свойств автомобиля. Оно позволяет решать различные задачи — рассчитывать расход топлива, определять возможную скорость движения, производительность автомобиля и др.

Подсистема «автомобиль — водитель» является обратной связью подсистемы «водитель — автомобиль». Анализ этой подсистемы позволяет изучить влияние условий движения на работоспособность водителей. В частности, могут быть установлены предельные нормы вибрации и шума для водителей. Эффективность расстановки органов управления, размеры салона автомобилей и т.д.

Подсистема «внешняя среда — автомобиль» представляет интерес при исследовании надежности автомобилей, их работы в различных климатических условиях.

Все подсистемы между собой в той или иной степени взаимосвязаны. Вместе с тем каждую подсистему можно представить отдельными элементами. С этой точки зрения водитель занимает особое место в системе ВАДС. Это элемент системы, осуществляющий управление автомобилем и участвующий в поддержании его работоспособности, т.е. обеспечении эксплуатационной надежности.

Главная задача водителя — управление автомобилем и контроле» за его работой. Тенденции развития автомобиля таковы, что физический труд по управлению им становится все меньше, а на первое место выдвигаются повышенные требования к восприятию, мышлению, управляющим воздействиям, к надежности профессиональной деятельности водителя в условиях высокой нервно-эмоциональной напряженности.

Источник https://infopedia.su/15×10501.html

Источник https://studbooks.net/511625/bzhd/avtomobil_zveno_sistem_voditel_avtomobil_doroga_sreda_vliyanie_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniya

Источник https://studwood.net/1713874/tehnika/dorozhnoe_dvizhenie_effektivnost_bezopasnost