АКПП — мифы и реальность
Стоит ли мне покупать машину с автоматической коробкой передач? Таким вопросом задается все большее количество автолюбителей. Действительно, основное преимущество автомобиля с АКПП это простота управления. Особенно если приходиться много ездить в пробках. Как следствие, меньшая утомляемость при управлении автомобилем.
Но многих останавливают возможные проблемы с эксплуатацией и, не дай бог, ремонтом АКПП. А еще набор устойчивых мифов про недостатки АКПП. Попробуем рассмотреть все эти мифы.
Сразу оговорюсь, что автор является приверженцем стандартной АКПП с гидротрансформатором. Всякие роботизированные коробки передач я даже не буду рассматривать, так как на мой взгляд это «псевдо-автоматы» для «бедных». Вариаторы тоже в сторону. Нет опыта и нет желания его получать.
Что же, попробуем сформулировать все эти мифы и, естественно, развенчать их, если получится.
Миф 1. АКПП ненадежна.
Современный «автомат» очень надежен. Необходимо соблюдать элементарные правила эксплуатации АКПП, об этом можно прочитать в статье Как правильно эксплуатировать АКПП? При соблюдении этих правил АКПП служит ничуть не меньше МКПП.
Миф 2. Автомобиль с АКПП потребляет больше топлива.
Верно лишь отчасти. Немного больше, но не более 10 процентов. Это при условии одинаковых моторов. Но все зависит от стиля вождения. Надо иметь ввиду, что на нормальном автомобиле АКПП не будет агрегироваться с маломощным двигателем. Максимум что подходит для маломощного двигателя — роботизированная коробка передач, а это не вполне нормальный «автомат». Владелец автомобиля с достаточно мощным двигателем вряд ли сможет ездить в режиме тотальной экономии топлива, такая езда покажется издевательством.
Миф 3. Автомобиль с МКПП быстрее автомобиля с АКПП.
Ага-ага. Если вы умеете дергать свой джойстик как Шумахер, то да, быстрее. Однако Шумахеров на дороге не очень много, как правило, вы среднестатистический водитель, гоночному стилю вождения вас никто не учил, курсов экстремального вождения вы тоже не проходили. Так что тыркать своей любимой ручкой в стиле Шумахера вы явно не умеете. Хотя считать себя при этом Шумахером вам при этом никто не запрещает — на здоровье! А в реальности все происходит с точностью до наоборот. Авто с МКПП как правило безбожно проигрывают на ускорениях машинам с «автоматом». Знаете почему? Потому что вы не в состоянии переключать скорости так же быстро и плавно, как это делает АКПП. Что, не верите? Попробуйте сами разгоняться со светофора на машине с АКПП за машиной с обычной «механикой». В девяносто процентов случаев вам придется синхронно убирать педаль с газа в тот момент, когда впереди идущий Шумахер перетыркивает своего любимца с первой на вторую, со второй на третью, и т.д. Не говоря уже о том, что старт со светофора на машине с АКПП происходит гораздо быстрее, ведь вам не надо выжимать сцепление, втыкать первую передачу. Вы просто нажимаете на газ и плавно разгоняетесь!
Миф 4. Управляемость машины с МКПП гораздо выше, чем с АКПП.
Верно! Для Шумахеров это так и есть! Только одно замечание по данному поводу. Машина с АКПП у вас всегда «на передаче». Что означает, что у вас всегда в любой момент есть запас мощности для маневра в критической ситуации. А как мы обычно ездим на машине с МКПП? Правильно, накатом подкатываясь к светофору или накатом катясь куда подальше с горки. Как, вы так не ездите? Что ж, вы хороший водитель, однако так ездят очень многие. Они, как бы это сказать, топливо экономят. А в критической ситуации им надо выжать сцепление, воткнуть адекватную скорости передачу, а это все время и возможные ошибки. Времени может и не хватить, если что.
Миф 5. Стоимость ремонта АКПП гораздо выше стоимости ремонта МКПП.
А вот это правда. Если «убить» гидротрансформатор АКПП, то ремонт его выльется в кругленькую сумму. Но «убить» можно не только «автомат». Можно еще, например, въехать в зад Мерседесу, было бы желание. Так что смотри пункт первый.
Миф 6. Зимой на машине с АКПП ездить хуже.
Да, хуже. Это если на летней лысой резине. «Качать» машину первой и задней передачей так эффективно не получиться.
Миф 7. Автомобиль с АКПП гораздо дороже автомобиля с МКПП.
Да, так и есть. Для европейского и японского автопрома. Здесь можно посоветовать покупать американские автомобили. В них, знаете ли, цена от трансмиссии не зависит. Более того, американские автомобили гораздо дешевле своих европейских аналогов. И чистокровного американца с ручкой еще поискать надо. Но это отдельная большая тема сравнения европейских и американских автомобилей, которую здесь мы рассматривать не будем, это тема для отдельной статьи.
Миф 8. Требуется частая дорогостоящая замена масла в АКПП.
Не требуется. Если масло в нормальном состоянии, имеет нормальный уровень, в нем отсутствуют металлические частицы (а это признак того, что «автомат» — «убит»), то менять его ни к чему. Многие авто-производители вообще заявляют, что масло в АКПП залито на весь срок эксплуатации. Напротив, есть всевозможные «специалисты», которые рекомендуют заменять масло через 100 тыс. км, через 50 и даже через 30. Можно это делать и каждые 10 тыс. км, чего уж там мелочиться? Еще раз повторюсь, замена масла в АКПП делается по состоянию самой АКПП, уровню масла и его качеству, но никак не по пробегу!
Миф 9. А мне нравиться дергать ручку.
И это правда. Есть такие индивидуумы. Это их последний королевский довод. Непробиваемый. Он даже не пробовал ездить на машине с АКПП, но ручку ему дергать все равно нравится больше, хоть тресни! Опять же, на здоровье! В столичных пробках это здоровье очень хорошо поправляется, хорошо тренируются левая нога и правая рука.
5 причин отказаться от покупки автомобиля с автоматической КПП
Как оказалось, непогрешимая «механика», если разобраться в вопросе ее использования получше, также имеет ряд серьезных и не очень недостатков, которые могут выйти боком неумелым автомобилистам. Поломки или неудобства при грубой, неправильной эксплуатации МКПП им будут обеспечены. На фоне автоматических коробок переключения передач механика после таких рассуждений выглядит как-то блекло:
У автоматических КПП есть преимущества в крутящем моменте
Ударные нагрузки обеспечены для МКПП при резком «втыкании» передач
Езда с минимальной скоростью: на механике сложнее
Скорость переключения передач: быстро переключиться не получится
На механике нужно научиться ездить
Но в реальности у «автоматов» минусов не меньше. Вот наиболее популярная «пятерка» преимуществ механических коробок передач перед своими автоматическими конкурентами:
1. Цена. Автоматическая КПП стоит дороже МКПП
Это самый очевидный и первый минус всевозможных автоматических систем переключения передач. Вы никогда не сможете приобрести новую автоматическую коробку передач за цену ниже аналогичной «механики». Это просто невозможно хотя бы потому, что технологически любая автоматика будет стоить дороже самой «навороченной» ручной КПП.
Во многих автомобилях, даже в США (обычно это касается спортивных авто), автоматическая коробка будет идти в качестве опции. Прибавьте к этому возможности приобретения разнообразных систем автоматизации переключения передач и вы поймете, что на 1.500-2.000 долларов переплаты вы можете не остановиться.
2. Эффективность
С одной стороны, благодаря наличию гидротрансформатора на автомобилях с автоматической КПП происходит усиление крутящего момента. Оно кратковременное, но достаточное для более интенсивного ускорения с позиции «стоя на линии старта» (подробнее можно прочитать в материале о преимуществах автоматической трансмиссии).
С другой стороны, за счет того же трансформатора, работающего на трансмиссионной жидкости, эффективность передачи крутящего момента в более длительный период езды на автомобиле (скажем, за полный день с его пробками, стартами со светофоров, езде на крейсерской скорости по шоссе и т. д.) у автомобиля с АКПП будет ниже, чем у аналогичной механической коробки передач. Таким образом, получается, что система передачи мощности при помощи механической КПП остается одной из самых эффективных.
3. Вес
Любая автоматическая коробка будет весить больше своего механического аналога. К примеру, Subaru WRX с вариатором будет весить на 60 кг больше, чем аналогичный автомобиль с МКПП. У Ford Mustang разница меньше – 12 кг, но она также не в пользу автомобиля с «автоматом».
4. Завести с толкача
Да, если автомобиль заглох и не желает заводиться, его можно попробовать завести с толкача. Включаем зажигание, ставим механику на нейтралку и начинаем разгонять автомобиль. Как только скорость будет достаточной, выжимаем сцепление, включаем вторую передачу – отпуск сцепления… и быть может, вам повезет запустить мотор. Как только двигатель завелся, необходимо выжать педаль сцепления, чтобы мотор не заглох вновь. Если не помогло – повторить!
С автомобилем на АКПП все несколько сложнее в том плане, что запустить машину с буксира можно и на «автомате», но вот кто даст гарантию, что дорогостоящая АКПП не сломается?
5. На какой передаче едем?
Пятый минус автоматических трансмиссий, скорее, касается начинающих водителей. Иногда трудно определить, на какой передаче движется автомобиль на автоматической коробке – это первое. Второе – переключаться коробка может абсолютно невпопад, чем сильно бесит некоторых водителей, даже если речь идет об очень дорогих версиях автоматической трансмиссии.
В общем, с механикой автомобилист получает максимальный контроль над всеми системами управления машины, что при должных навыках даст серьезные преимущества перед владельцами автомобилей с «автоматами».
«Старичок» с «автоматом» до 4000 долларов — чего ждать?
Наш читатель ищет автомобиль до 4000$. Вроде бы решаемая задача, но нужен «автомат». А вот с этим сложнее. Сейчас объясним почему.
«Помогите в вопросе выбора авто. Бюджет до 8,5 тыс. руб., КПП — «автомат». Желательно что-то типа «Сценика», хорошо бы с нормальным остаточным ресурсом, здорово, если не очень «прожорливое» в плане топлива. В настоящее время пользуюсь Renault Scenic 1999 г.в., К4М, 5МКПП. Устраивает всем, кроме того, что КПП — «механика» и поселилась коррозия. Понимаю, что в такой бюджет будет авто от 14 лет, поэтому хотелось бы услышать профессиональное мнение об АКПП на авто такого возраста и с такими пробегами».
Готовьте денежки
С выбором достойного экземпляра у нашего читателя действительно будут проблемы, и вот почему. Во-первых, сам бюджет достаточно скромен, рассчитывать на свежий год выпуска и приличное техническое состояние сложно, тем более что выбор будет ограничен из-за желаемого типа коробки передач. Это уже во-вторых: автомобилей с «автоматом», если учитывать бюджет и ограничивать годы выпуска 2000-ми, на нашем вторичном рынке совсем немного.
Наконец, в-третьих. Автор вопроса желает поменять свою машину из-за проблем с кузовом. Как полагаете, какова причина продажи старого автомобиля другими владельцами в низшем ценовом сегменте? Коррозия, проблемы с двигателем или «автоматом» и прочие вопросы. Надеяться на то, что продают только из-за того, что «не нужна» или «хочу автомобиль побольше», было бы наивностью.
Другими словами, будьте готовы к тому, что искать придется долго, притом что число предложений, в общем-то, ограничено. В конечном итоге выбирать придется меньшее из зол — проблемы по кузову или по мотору/коробке. Мы бы предпочли второе: если кузов действительно в очень хорошем состоянии, а других вопросов нет, то явные неисправности «автомата» не должны пугать. Как минимум это повод для торга. И вы берете автомобиль, уже представляя примерную стоимость вложений в коробку (ее должны озвучить специалисты, которые будут диагностировать «автомат»). Это лучше, чем брать якобы исправный автомобиль, а через месяц-другой столкнуться с необходимостью ремонта.
Между тем проблемы с «автоматом» на автомобиле в возрасте 15-20 лет вполне ожидаемы. Даже если мы говорим о старых моделях 4-ступенчатых коробок, разработанных еще в 1990-х и работающих в куда более тепличных условиях, чем нынешние «автоматы», ресурс большинства агрегатов оценивается специалистами примерно в 350-500 тыс. км, но первые серьезные проблемы могут появляться уже при пробеге 250-300 тыс., а это как раз типичный пробег 15-летнего автомобиля с бензиновым двигателем.
Как правило, главные враги гидромеханической трансмиссии — перегрев и продукты износа фрикционов, накапливаемые в масле, что помимо проблем с гидроблоком опять же увеличивает риск перегрева. Именно по этой причине предписанные производителем интервалы обслуживания стоит как минимум выдерживать, а в идеале сокращать, а также избегать повышенных нагрузок (а это пробуксовка, буксировка, агрессивный стиль езды).
Кто и как ездил на автомобиле в течение всей его жизни, обычно неизвестно, а вот последствия небрежной эксплуатации — необходимость ремонта или замены гидротрансформатора, замена фрикционов, ремонт или замена гидроблока. Объем и стоимость работ и сопутствующих операций зависят от модели коробки, собственно характера проблемы, а также от того, на каком этапе развития неисправностей была предпринята реанимация коробки.
Хорошая новость заключается в том, что старые «автоматы» уже досконально изучены, стоимость их ремонта невелика, однако относительно стоимости автомобиля все равно внушительна (в среднем от 700 до 2500 руб. в зависимости от указанных выше условий). Но ведь можно купить б/у коробку. Например, на тот же Scenic II она будет стоить порядка 600-800 рублей. В любом случае стоимость ремонта и подержанного агрегата стоит уточнять в привязке к конкретному автомобилю.
Что касается возможных вариантов, то с учетом бюджета и желаемого класса, а также с оглядкой на наш рынок, скорее всего, придется рассматривать следующие модели.
Французский легион
Для автора вопроса вариант хорош тем, что марка знакома, сервисная база налажена. Проблема в том, что автомобили второго поколения на нашем рынке представлены преимущественно с 1,5-литровым дизелем и механической коробкой передач. Найти версию с «автоматом» так же проблематично, как и с бензиновым мотором, это единичные предложения. Тем не менее можно поискать. Бензиновые двигатели 1.6 и 2.0 не без греха, но в основном это мелочи (утечки масла, отказы катушек зажигания, выход из строя фазовращателей на 1,6-литровом двигателе), но сами моторы долговечны.
Что касается 4-ступенчатого «автомата» DP0, то он зарекомендовал себя как проблемный агрегат. Основные претензии — перегревы коробки, а также слабые клапаны гидроблока. Отсрочить ремонт помимо спокойного стиля езды и сокращения интервалов замены масла поможет установка радиатора охлаждения масла, а также обязательный «прогрев» коробки в зимний период. Стоимость б/у коробки, как мы уже отметили, находится в пределах 600-800 рублей. Ремонт в среднем может обойтись в 800-1600 руб., зато после этого на 100 тысяч км об «автомате» можно забыть.
Вышесказанное можно отнести и к автомобилям Peugeot/Citroёn, на которых эта же коробка носила название AL4. И здесь больше шансов отыскать универсал Peugeot 307 или 407 либо Citroёn C5, Xsara Picasso. Да, из этих моделей только последняя — компактвэн, что в полной мере удовлетворяет запросам нашего читателя. Но таких машин на рынке немного.
Куда больше шансов найти 307 Break или даже SW с трехрядным салоном и раздельными креслами. Тоже интересный вариант. Под капотом, скорее всего, будет либо 1,6-литровый, либо 2,0-литровый «атмосферник». И тот и другой не имеют серьезных проблем, как и в случае с Renault, возрастные «болячки» есть, но некритичные (текущий сальник коленвала, засоряющиеся дроссельная заслонка и клапан холостого хода, неисправности систем охлаждения и зажигания). Но с 4-ступенчатой АКПП любая версия (в том числе и Renault) не будет особо экономичной. Это надо иметь в виду.
А что у остальных?
Также стоит поискать Ford C-Max либо его «легковой» вариант Focus II с кузовом универсал. С точки зрения динамики лучше 2,0-литровый бензиновый двигатель, у которого к тому же цепной привод ГРМ, в плане эксплуатационных расходов интереснее 1,6-литровый вариант. Последний поначалу отметился не очень долговечными муфтами системы изменения фаз газораспределения, но это давно в прошлом.
4-ступенчатый «автомат» Ford 4F27E к моменту выхода С-Max избавился от «болячек» (например, у «родственной» версии FN4A-EL, применяемой на автомобилях Mazda, неудачное исполнение упорной крышки приводит к ее преждевременному износу, снижению масляного давления и подгоранию фрикционов), так что сейчас считается вполне надежным и недорогим в ремонте агрегатом. Стоимость б/у коробки — от 800 до 1100 рублей.
Также можно найти Opel Zafira / Astra G Caravan, и, скорее всего, это будет версия с бензиновым мотором 1.8 и роботизированной коробкой EasyTronic. Либо более компактный Meriva с 1,6-литровым двигателем. К двигателям особых претензий по части надежности нет, к «роботу» — есть.
Эта коробка построена на базе «механики» F17, для нее также характерен износ подшипников вторичного вала, и если вовремя не произвести ревизию и ремонт, достанется уже валам, шестерням и даже корпусу коробки. Но это, конечно, крайний случай.
«Робот» изначально работает неспешно, а со временем могут возникать слишком большие паузы и рывки при переключениях — в этом случае требуется проверка и, скорее всего, регулировка узла сцепления. При пробегах свыше 80 тыс. км может потребовать внимания сервопривод сцепления. Времена, когда Easytronic был «шайтан-машиной», позади. Специалисты есть, обслуживание и ремонт стали заметно дешевле. Чтобы отсрочить проблемы, нужен спокойный стиль вождения и опять же прогрев в зимний период эксплуатации. Ориентировочная стоимость коробки — 900-1200 рублей.
Наш вердикт
Собственно говоря, к покупке можно рассматривать и другие модели. Возможно, даже удастся найти «живой» во всех отношениях экземпляр. В любом случае в процессе поиска и осмотра стоит оставаться скептиком и быть готовым к тому, что по части той же коробки могут быть вопросы.
В любом случае подходящий для покупки экземпляр требует хорошей диагностики АКПП, по итогам чего вы должны представлять, будет ли требовать вложений (и каких) автомобиль в обозримом будущем. Опять же для понимания рисков следует знать стоимость капитального ремонта или замены «автомата» для данной модели и учитывать это в момент окончательного решения о покупке. Проще говоря, бояться покупки старого автомобиля с «автоматом» не стоит. Просто надо представлять, во что обойдется ремонт при наихудшем раскладе.
Нужна машина на «автомате» и бюджет больше 4000 долларов? Ищите подходящие варианты в нашей базе объявлений!
Источник https://www.drive2.ru/b/161642/
Источник https://1gai.ru/publ/521362-5-prichin-otkazatsya-ot-pokupki-avtomobilya-s-avtomaticheskoy-kpp.html
Источник https://www.abw.by/novosti/automarket/213873