Кто и как может ввезти автомобиль без растаможки: вопросы и ответы
Закон о «нулевом растаможке» транспортных средств, вступил в силу 5 апреля 2022 года. Узнаем, кто может им воспользоваться.
Закон под названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об усовершенствовании законодательства на период действия военного положения» был принят Верховной Радой 24 марта 2022 года и получил номер № 2142-IX. Он позволяет без уплаты некоторых налогов ввозить в Украину транспортные средства с момента действия военного положения.
Сколько времени действует нулевая растаможка?
Военное положение действует в Украине с 24 февраля по 25 марта, затем оно продлено еще на 30 суток, то есть до 25 апреля. Таким образом, воспользоваться правом беспошлинного ввоза транспортных средств можно всего две с половиной недели – то есть до 25 апреля 2002 года. Конечно, Президент может продлить это состояние на тот период, пока угроза безопасности стране не пройдет, однако юридически оно закончится 25.04.2022. Зарегистрировать такие автомобили нужно не позднее, чем через 10 дней после ввоза.
Кто может воспользоваться правом беспошлинного ввоза?
Согласно статье 69.24 Налогового кодекса, внесенной Законом №2142-IX, физические лица освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизным налогом. А в Таможенном кодексе статьей 9-11 эти товары освобождаются и от ввозной пошлины. Таким образом, никакие налоги при ввозе автомобилей платить не надо. Физические лица-предприниматели могут воспользоваться этим правом, но с уплатой акциза.
Какие автомобили нельзя ввозить по этому закону?
Запрет касается территорий, на которых они производятся или из которых они привезены. Это транспортные средства, имеющие происхождение из страны, признанной государством-оккупантом или агрессором по отношению к Украине, или ввозимые с территории государства-оккупанта (агрессора) и/или с оккупированной территории Украины. Таким образом, ввозить автомобиль из России и Крыма без растаможки невозможно. Беларусь пока не входит в список таких стран.
Какие транспортные средства ввозятся без таможенных платежей?
Перечень разрешенных для ввоза транспортных средств: автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов. В Законе не указано, новые автомобили или подержанные, то есть «нулевое растаможивание» касается всех. Хотя для подержанных автомобилей есть ограничения по возрасту, вызванные другими Законами Украины.
Какие ограничения по возрасту и экологии?
Ввозить в Украину без уплаты налогов можно любые транспортные средства, указанные выше. Однако если вы хотите зарегистрировать его и получить украинские номера, существуют некоторые ограничения. Так, согласно «Порядку государственной регистрации (перерегистрации) автомобилей», утвержденной постановлением КМУ от 23 декабря 2009 г. № 1371, невозможно зарегистрировать автобусы, переоборудованные из других ТС, машины с правым рулем (для нужд ВСУ такие ТС из Британии ввозят массово), без сертификата соответствия, без имеющихся или с поврежденными идентификационными номерами агрегатов (кузова, шасси, рамы, двигателя). Такие автомобили можно ввезти без налогов для разборки на запчасти.
Согласно Закону Украины «О дорожном движении» №3353-XII, для регистрации нужно предъявить сертификат соответствия. В нем должна быть указана экологическая норма, которой соответствует транспортное средство.
Регистрация разрешена:
- Для легковых автомобилей – не ниже «Евро2», то есть изготовлены не раньше 1996 года. Таким образом, автомобилю может быть не больше 26 лет.
- Для грузовых автомобилей существует норма не ниже «Евро5», их выпускали с 2009 года, то есть в возрасте до 13 лет.
Нужно ли после окончания военного положения доплачивать «растаможку»?
Нет. В Законе о «нулевой растаможке» говорится, что ввозимые автомобили будут использоваться для свободного обращения. То есть, если физическое лицо успеет ввезти автомобиль во время военного положения, доплачивать не надо будет. Автомобиль (или несколько) можно будет продать хоть на следующий день. Конечно, за продажу во время одного календарного года более одного автомобиля будет начисляться налог, который существовал и раньше. Бывшие «евробляхи», ранее ввезенные в Украину, можно быть легализовать таким образом только если их вывезти и завезти в Украину во время военного времени.
Что нужно платить при регистрации?
Кроме стоимости самого автомобиля за рубежом и расходов на транспортировку необходимо заплатить за оформление сертификата соответствия (2000 – 3000 грн).
При государственной регистрации в Сервисном центре МВД Украине необходимо оплатить 3-5% от стоимости автомобиля в Пенсионный Фонд, а также за номерные знаки, бланк свидетельства регистрации и номерные знаки. Если автомобиль стоит до 409 365 грн ($13 900 или 12 800 евро), то нужно уплатить в ПФ 3% от его стоимости, если в таможенной декларации написана сумма выше 719 491 грн ($24 500 или 22 500 евро), то – 5%. За машину стоимостью между 409 365 и 719 491 грн насчитывают 4% налога. Стоимость номеров и свидетельств с услугами СЦ МВД – около 450-600 грн.
Как и откуда пригнать автомобиль из-за границы?
Во время военного положения выезд из Украины военнообязанным мужчинам в возрасте 18-60 лет за границу запрещен (кроме некоторых исключений). Поэтому выехать на покупку автомобиля могут мужчины старше 60 лет или женщины. Также машину могут доставить специализированные компании на автовозе или иностранцы.
Что касается путей привоза, то морские порты Черного моря, откуда поступали автомобили из США, Кореи и Грузии, заблокированы. Их можно привезти через европейские порты (Германия, Греция, Польша или Литва), а затем доставить через Польшу, Словакию, Венгрию или Румынию. Впрочем, это гораздо дороже, чем через Одессу или Черноморск. Наиболее реальный путь – приобрести автомобиль в одной из стран Евросоюза через посредника, который вывезет машину через украинскую границу. Конечно, за это он возьмет определенную сумму.
Подешевеют ли автомобили из-за «нулевого растаможивания»
Конечно, ведь стоимость растаможки до вступления в силу этого Закона составляла около 30-35% от стоимости автомобиля. Правда, не все автомобили подешевеют одинаково. Из-за транспортных расходов не так сильно изменятся цены на автомобили из США и Кореи. Легковушки из Европы будут дешевле в зависимости от марки и модели. Коммерческие «бусы» и грузовики должны подешеветь существенно.
Украинцам рассказали, кто и как может ввезти автомобиль без растаможки
Автор Ruslan Fedko опубликовано 9 Апр, 2022
В Украине вступил в действие закон, который предусматривает льготную или же «нулевую» растаможку автомобилей. Данные поблажки будут действовать только на период военного времени.
Сколько времени действует нулевая растаможка?
Военное положение действует в Украине с 24 февраля по 25 марта, затем оно было продлено еще на 30 суток, то есть до 25 апреля. Таким образом, воспользоваться «бесплатной растаможкой» можно до 25 апреля 2022 года.
Кто может воспользоваться правом беспошлинного ввоза?
Согласно статье 69.24 Налогового кодекса, внесенной Законом №2142-IX, физические лица освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, акцизным налогом. А в Таможенном кодексе статьей 9-11 эти товары освобождаются и от ввозной пошлины. Таким образом, никакие налоги при ввозе автомобилей платить не надо. Физические лица-предприниматели могут воспользоваться этим правом, но с уплатой акциза.
Какие автомобили нельзя ввозить по этому закону?
Запрет касается ввоза автомобилей из россии и Крыма. Беларусь пока не входит в список таких стран.
Какие транспортные средства ввозятся без таможенных платежей?
Перечень разрешенных для ввоза транспортных средств выглядит так: автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов.
Какие ограничения по возрасту и экологии?
Для легковых автомобилей – не ниже «Евро2», то есть изготовлены не раньше 1996 года. Таким образом, автомобилю может быть не больше 26 лет. Для грузовых автомобилей существует норма не ниже «Евро5», их выпускали с 2009 года, то есть их возраст не должен превышать 13 лет.
Нужно ли после окончания военного положения доплачивать «растаможку»?
В Законе о «нулевой растаможке» говорится, что ввозимые автомобили будут использоваться для свободного обращения. То есть, если физическое лицо успеет ввезти автомобиль во время военного положения, доплачивать не надо будет, а машину можно продать хоть на следующий день.
Как и откуда пригнать автомобиль из-за границы?
Во время военного положения выезд из Украины военнообязанным мужчинам в возрасте 18-60 лет за границу запрещен (кроме некоторых исключений). Поэтому выехать на покупку автомобиля могут мужчины старше 60 лет или женщины. Также машину могут доставить специализированные компании на автовозе или иностранцы.
Что касается путей привоза, то морские порты Черного моря, откуда поступали автомобили из США, Кореи и Грузии, заблокированы. Их можно привезти через европейские порты (Германия, Греция, Польша или Литва), а затем доставить через Польшу, Словакию, Венгрию или Румынию. Впрочем, это гораздо дороже, чем через Одессу или Черноморск. Наиболее реальный путь – приобрести автомобиль в одной из стран Евросоюза через посредника, который вывезет машину через украинскую границу. Конечно, за это он возьмет определенную сумму.
Что нужно платить при регистрации?
Несмотря на отмену налогов, украинцам все же не удалось избежать обязательных платежей, таких как:
— оплата оформления сертификата соответствия (2000 – 3000 грн);
— уплата 3-5% от стоимости автомобиля в ПФУ при регистрации авто в СЦ МВД;
Льготная растаможка авто отменена. Что будет дальше?
Льготное растаможивание автомобилей в Украине вводилось с 1 апреля 2022 года «на период военного положения». Но уже в мае Кабинет министров Украины сдал назад, подав в Верховную Раду законопроект 7418 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о пересмотре отдельных льгот налогообложения. Мотивация очевидна: во время действия льгот в Украину ввезли от 120 до 150 тысяч подержанных автомобилей, в Минфине насчитали как минимум 1,3 млрд недополученных налогов. Особые чувства вызвали у чиновников случаи растаможивания авто премиум класса таможенной стоимостью более миллиона гривен. Конечно, мы тоже категорически против ввоза себе во время войны таких интересных игрушек, однако даже в Кабмине такие случаи назвали лишь «неединичными», но отнюдь не массовыми. Между тем, большинство ввозимых авто попадают в диапазон стоимости $5-10 тыс. с явным перегибом в сторону пяти.
В то же время в результате российской агрессии по разным оценкам уже сегодня в Украине уничтожено от 200 до 500 тыс. автомобилей. Более реалистичной кажется первая цифра, однако даже в этом случае намерения дать людям возможность приобрести что-то вместо поврежденного имущества кажутся оправданными. Поэтому сразу после регистрации законопроекта Кабмина, который просто отменял все льготы, в Раде появилось еще пять законопроектов с тем же названием, но с альтернативными предложениями. Пока они неактуальны, однако следует отметить, что большинство из них вызывало вопросы. Например, один из проектов предлагал оставить бесплатное растаможивание только для автомобилей стоимостью до $8000, другой — освободить от уплаты пошлины машины в возрасте от пяти лет и стоимостью до 10 тыс. евро, а в одном вообще содержалась норма, освобождающая от налогообложения исключительно пикапы. и универсалы стоимостью до 5 тысяч евро.
Однако 21 июня 2022 года Верховная Рада Украины большинством в 234 голоса сразу в двух чтениях проголосовала именно за «оригинальный» проект Кабмина, просто возвращающий налоги, действовавшие до полномасштабного вторжения войск РФ. То есть с 1 июля все вернется к старой схеме. Почему тогда это еще не конец?
Законопроекты, о которых упоминалось выше, вносились как альтернатива предложению Кабмина. А сам Кабмин еще 30 мая 2022 вынес на рассмотрение ВР еще три законопроекта, которые являются логическим продолжением проекта 7418 и вносят изменения в таможенный, налоговый и бюджетный кодексы.
Именно в этих переменах появилась абсолютная новая формула растаможивания автомобилей. Не самая простая, но и не такая сложная, как раньше. Схема следующая. Есть базовая ставка – от 1,54 до 0,53 в зависимости от возраста авто. Чем старше машина, тем эта ставка меньше, однако для авто в возрасте до 10 лет, поскольку для десятилетнего авто она составит минимум 0,53, а с 11 лет и старше – уже 0,7. Далее базовая ставка умножается на коэффициент, состоящий из трех факторов: объем двигателя, коэффициент типа двигателя (бензин – единица, дизель – 1,2, гибрид – 0,5), и так называемого коэффициента эксклюзивности – это касается только тех авто, которые признаны роскошью. Это все умножаем и получаем ставку налога. А дальше НДС начисляется по формуле:
базовая ставка х 3,5 х 20%,
Мало того, что это очень странный способ начисления НДС, который в этом случае от классического НДС оставил только название, в новом варианте начисления налогов вообще не учитывается стоимость авто. То есть для автомобиля стоимостью 5000 евро и 20 000 евро при одинаковых двигателях и годах выпуска и ставка, и акциз будут одинаковыми. В предыдущем варианте законопроекта еще содержался коэффициент мощности двигателя, то есть чем больше лошадок – тем больше пошлина, и отказ от этого постулата – это крайне прогрессивно. Вдобавок базовую ставку предлагается уменьшать ежегодно до 2026 года, но при этом для авто старше 10 лет она все равно останется не менее 0,7. Электромобили тем же законопроектом предлагается растаможивать с нулевой ставкой.
Станет ли такое растаможивание более привлекательным? По сравнению с тем, что снова будет действовать с 1 июля 2022 года, – бесспорно. Однако остается еще очень много вопросов – например, относительно коэффициента эксклюзивности, или как новая система отразится на импортерах новых авто, или почему «пропагандируют» покупку именно 10-летних авто.
Когда стоит ожидать ввода новой системы налогообложения? Произойти это может в любой момент, так что растаможивать сейчас авто по старой системе нет никакого смысла. Очевидно, с 1 июля на таможнях наступит полная тишина, поскольку желающих растаможить автомобиль по старой схеме будет крайне мало. Поэтому государство все равно не получит тех средств, о которых оно так жалело, оценивая результаты льготного периода, в то же время автомобили, которые действительно нужны ВСУ, ввозить будет очень тяжело. Так что, скорее всего, период возвращения к старой схеме будет недолгим.
Следует ли привязывать введение новой системы к анонсированному растаможиванию через приложение «Дія»? Прямой корреляции здесь нет, но отсутствие такого фактора, как стоимость автомобиля, прямое доказательство того, что система пытается быть максимально прозрачной. Ведь именно с занижением стоимости авто чаще всего были связаны случаи коррупции на границах. Перевод всех операций по растаможке в цифру – это лишь во вторую очередь удобство для граждан, а в первую – именно борьба с коррупцией на таможнях. Все эти изменения логично вводить последовательно и взаимосвязано. Правда, соответствующего программного обеспечения для «Дії» пока нет, его могут внедрить только осенью, хотя более вероятно – в конце года. Поэтому, скорее всего, за новую систему налогообложения проголосуют без привязки к готовности «Дії», ведь старая схема сегодня не устраивает почти никого.
Источник https://auto.24tv.ua/ru/vvoz_avto_v_ukrainu_bez_rastamozhki_zakon_5_aprelya_2022_n37650
Источник https://mashyna.com.ua/avtomir/stati/154512
Источник https://www.dsnews.ua/blog/pilgove-rozmitnennya-avto-skasovane-shcho-bude-dali-21062022-461367