Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. (В редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. (В редакции Федерального закона от 14.11.2002 № 143-ФЗ)

Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 157-ФЗ; от 22.07.2010 № 167-ФЗ; от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; (В редакции Федерального закона от 14.11.2002 № 143-ФЗ)

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 2419 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона под ликвидационной стоимостью понимается расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона под инвестиционной стоимостью понимается стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 151 настоящего Федерального закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. (Часть введена — Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ)

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

при национализации имущества;

при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;

в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

в случаях, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральным законом от 5 февраля 2007 года № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)

в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 343-ФЗ; от 08.03.2015 № 48-ФЗ; от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Читать статью  Запись № 112. На верхнюю часть лобового стекла можно наклеивать защитную полосу шириной не больше 140 мм. — DRIVE2

в случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.04.2016 № 111-ФЗ)

в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.04.2016 № 111-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 312-ФЗ)

в случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ)

в случае передачи имущества органам публичной власти федеральной территории «Сириус» в соответствии с положениями Федерального закона «О федеральной территории «Сириус». (Абзац введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ)

В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру или по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве публичным партнером частному партнеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ)

Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается. (Часть введена — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

(Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2014 № 225-ФЗ; утратила силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Статья 81. Информационная открытость процедуры оценки

В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки объектов оценки в случаях проведения оценки, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральным законом от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», заказчик обязан включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об оценке объекта оценки. В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат включению дата составления и порядковый номер отчета об оценке объекта оценки, основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки, сведения об оценщике (фамилия, имя и (при наличии) отчество), идентифицирующие оценщика данные (страховой номер индивидуального лицевого счета оценщика в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, точное описание объекта оценки в соответствии с отчетом об оценке объекта оценки, дата определения стоимости объекта оценки, определенная оценщиком рыночная стоимость объекта оценки, информация об экспертном заключении на отчет об оценке объекта оценки (дата составления, порядковый номер, сведения об эксперте или экспертах (фамилия, имя и (при наличии) отчество), идентифицирующие эксперта данные (страховой номер индивидуального лицевого счета оценщика в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии такого номера), сведения о членстве эксперта или экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, результаты экспертизы, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки, иные сведения, предусмотренные федеральным законом или федеральными стандартами оценки.

Заказчик наряду с информацией, предусмотренной настоящей статьей, обязан включать отчет об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты его принятия при проведении оценки объектов оценки в следующих случаях:

определение стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, их продажа, приватизация, передача в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц или иное отчуждение, а также передача указанных объектов в доверительное управление либо в аренду;

использование объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд (за исключением случаев, если заказчиком является физическое лицо).

В случае, если заказчиком является федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган публичной власти федеральной территории или орган местного самоуправления, включение информации об отчете об оценке объекта оценки и отчетов об оценке объектов оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляется без взимания платы. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Информация об отчете объекта оценки и указанный отчет, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, опубликовываются в части, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

(Статья введена — Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

ГЛАВА II. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки

Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 8.1)
    • Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации
    • Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 3. Понятие оценочной деятельности
    • Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
    • Статья 5. Объекты оценки
    • Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
    • Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
    • Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
    • Статья 8.1. Информационная открытость процедуры оценки
    • Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки
    • Статья 10. Обязательные требования к договору на проведение оценки
    • Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
    • Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения
    • Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете
    • Статья 14. Права оценщика
    • Статья 15. Обязанности оценщика
    • Статья 15.1. Права и обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
    • Статья 15.2. Права и обязанности заказчика оценки
    • Статья 16. Независимость оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
    • Статья 16.1 (утратила силу)
    • Статья 16.2. Эксперт саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 17 (утратила силу)
    • Статья 17.1. Экспертиза отчета
    • Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 19. Функции уполномоченных федеральных органов
    • Статья 19.1. Совет по оценочной деятельности
    • Статья 20. Стандарты оценочной деятельности
    • Статья 20.1. Типовые правила профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
    • Статья 21. Образование оценщиков
    • Статья 21.1. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности
    • Статья 21.2. Квалификационный аттестат
    • Статья 22. Саморегулируемая организация оценщиков
    • Статья 22.1. Функции саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 22.2. Основные права и обязанности саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 22.3. Раскрытие информации саморегулируемой организацией оценщиков
    • Статья 23. Порядок включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 24. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.1. Ведение саморегулируемой организацией оценщиков реестра членов саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.2. Органы саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.3. Порядок проведения саморегулируемой организацией оценщиков контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики
    • Статья 24.4. Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.5. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков и ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности
    • Статья 24.7. Договор обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности
    • Статья 24.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков
    • Статья 24.9. Условия и порядок размещения средств компенсационного фонда
    • Статья 24.10. Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков и иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков
    • Статья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки
    • Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
    • Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
    • Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки
    • Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
    • Статья 24.16 (утратила силу)
    • Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
    • Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
    • Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик
    • Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости
    • Статья 24.21. Фонд данных государственной кадастровой оценки
    • Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ
    «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    21 декабря 2001 г., 21 марта, 14 ноября 2002 г., 10 января, 27 февраля 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 января, 27 июля 2006 г., 5 февраля, 13, 24 июля 2007 г., 30 июня 2008 г., 7 мая, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 11 июля, 21, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2, 23 июля 2013 г., 12 марта, 4, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 8 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 26 апреля, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 3 августа, 28 ноября 2018 г., 18 марта, 31 июля 2020 г., 11 июня, 2 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года

    Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

    ГАРАНТ:

    Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Определены правовые основы оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Установлено, что Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов. Под оценочной деятельностью закон определяет деятельность, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Определяет понятие «рыночной стоимости» объекта оценки, а также случаи, когда проведение оценки объектов является обязательным.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 августа 1998 г. N 148-149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3813

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П положение части первой статьи 24.18 настоящего Федерального закона признано противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 66-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 6 статьи 4 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2017 г.

    Действие статей 24.12 — 24.17 настоящего Федерального закона приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

    Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

    Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 111-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Часть 25 и часть 26 статьи 24.10 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ

    Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 249-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением отдельных изменений в статью 21.1 и часть вторую статьи 21.2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие положений статей 16.2, 21.1, 21.2, частей четвертой и седьмой статьи 24.2, частей четвертой — шестой статьи 24.6 настоящего Федерального закона приостановлено со дня официального опубликования названного Федерального закона до 1 июля 2013 г. для лиц, включенных в состав экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков решениями органов управления саморегулируемых организаций оценщиков до 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 431-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых статьей 4 установлены иные сроки вступления их в силу

    Изменения в части дополнения статьей 17.1 и в статью 22.1 вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения в части дополнения статьями 16.2, 21.1, 21.2, частями четвертой — шестой статьи 24.6, а также в части отдельных изменений в статью 24.2 вступают в силу с 1 октября 2011 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, для которых установлен иной порядок вступления в силу

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 343-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 91-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2007 г. N 129-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ

    Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликованияв названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 143-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Как определить заниженную цену в сделках банкрота: разъяснения ВС

    Как определить заниженную цену в сделках банкрота: разъяснения ВС

    Чтобы обжаловать акт, конкурсный управляющий Алексей Каменский указал, что джип стоит гораздо дороже той цены, по которой его приобрели «Проверенные автомобили». Он просил суд признать недействительным договор с «Проверенными автомобилями» и применить последствия его недействительности. Первая инстанция применила правило о подозрительных сделках (дело № А12-42/2019). В соответствии с п. 1 ст. 61.2 закона «О банкротстве» сделку, которую должник совершил в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после этого, могут признать недействительной при неравноценном встречном исполнении.

    Три инстанции поддержали конкурсного управляющего

    Сначала судебная экспертиза оценила рыночную стоимость автомобиля в 3,9 млн руб. Повторная проверка показала, что машина стоит 3,8 млн руб. Согласно подп. 4 п. 2 ст. 40 НК отклонение цены считают существенным, если оно превышает 20% от уровня стоимости похожих товаров. АС Волгоградской области посчитал, что цена автомобиля по сделке занижена «более чем на 29%». Суд учел: сделку заключили после того, как возбудили дело о банкротстве, а сведения о процессе уже были доступны в интернете. Первая инстанция взыскала с покупателя 3,8 млн руб.

    Тогда ООО обжаловало решение в апелляции. По его мнению, продавец не доказал, что условия договора купли-продажи вредят должнику, а отклонение от рыночной цены составляет не «более 29%», а всего 22,7%.

    12-й ААС счел, что цена машины меньше на 22,8%, но согласился с первой инстанцией, что такая разница существенна. Апелляция обратила внимание, что ООО занимается покупкой и продажей автомобилей и ориентируется в рыночных ценах. Оно должно было знать, сколько в реальности стоит машина, и купило ее дешевле.

    АС Поволжского округа поддержал нижестоящие суды. Кассация отметила, что в законе «О банкротстве» и ГК нет критериев, по которым можно определить существенность отличия цены сделки от рыночной, поэтому первая инстанция и апелляция применили правило НК.

    Покупатель обратился с жалобой в Верховный суд. Он просил отменить акты нижестоящих судов и отказать конкурсному управляющему в признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.

    У ВС другое мнение

    28 апреля 2022 года экономколлегия под председательством Дениса Капкаева разрешила спор (дело № 306-ЭС21-4742). Суд удовлетворил требования «Проверенных автомобилей».

    Коллегия обратила внимание, что неравноценность встречного исполнения — необходимое условие для признания подозрительной сделки недействительной (ст. 61.2 закона «О банкротстве»). Судьи указали, что важно выявить, соответствует ли договорная стоимость имущества его реальной цене на момент отчуждения. Коллегия отметила, что неравноценность — это оценочное понятие. К нему нельзя применять заранее установленные формальные критерии отклонения цены.

    ВС пришел к выводу, что несоответствие между ценой и рыночной стоимостью в каждом случае необходимо определять с учетом конкретных характеристик сделки и отчуждаемого имущества: его количества, ликвидности, периода экспозиции и подобного.

    СКЭС считает, что отклонение договорной стоимости автомобиля (3 млн руб.) на 22,8% от определенной экспертизой рыночной цены (3,8 млн руб.) нельзя рассматривать как неравноценное встречное исполнение без дополнительных доводов. Необходимо обосновать, что по сравнению с рыночной стоимостью значительное занижение цены автомобиля из-за его параметров, состояния и свойств очевидно для покупателя. Это должно вызвать у него подозрения. Нижестоящие суды эти обстоятельства не установили, и поэтому у них не было оснований признавать сделку недействительной.

    Что говорят юристы

    Аида Кобенко, старший юрист ЮФ Арбитраж.ру Арбитраж.ру Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) Профайл компании × , обращает внимание, что важно выяснить добросовестность во взаимосвязи с надлежащей заботливостью и разумной осмотрительностью сторон. Суд проверяет:

    • было ли покупателю известно о банкротстве должника;
    • понимал ли покупатель, что цена значительно занижена с учетом рыночной стоимости аналогичного имущества;
    • аффилированы ли стороны и что намерены делать с имуществом.

    При определении неравноценности встречного исполнения в подобных спорах действительно не очень правильно применять формальный подход, считает Александра Улезко, руководитель группы по банкротству АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × При оспаривании сделок по п. 1 ст. 61.2 закона «О банкротстве» суды нередко ссылаются на подп. 4 п. 2 ст. 40 НК. В качестве примера эксперт приводит постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-6620/2021 по делу № А45-7136/2020, постановление АС Московского округа от 05.10.2020 № Ф05-8672/2020 по делу № А40-81965/2018, постановление АС Центрального округа от 19.11.2021 № Ф10-793/2018 по делу № А23-5288/2016.

    15816

    В этом смысле определение ВС, вероятно, несколько изменит вектор судебной практики. Суды будут принимать во внимание характеристики имущества, условия сделки и обстоятельства продажи.

    Александра Улезко, АБ Качкин и Партнеры Качкин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании ×

    Вадим Бородкин, советник Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × , тоже отмечает, что вывод ВС о необходимости проверить дополнительные критерии — технические свойства проданного объекта, ликвидность, период экспозиции и прочие — идет вразрез с преобладающей прокредиторской судебной практикой применения п. 1 ст. 61.2 закона «О банкротстве».

    86174

    Безусловно, позиция должна немного выровнять баланс интересов оспаривающих сделки лиц и контрагентов должника.

    Вадим Бородкин, советник Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании ×

    Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/12735

    Источник https://base.garant.ru/12112509/

    Источник https://pravo.ru/story/240749/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: