Вариатор или автомат: стоит ли покупать машину с вариатором?

Вариатор или автомат: стоит ли покупать машину с вариатором?

При слове «вариатор» большинство покупателей автомобилей делают недовольное лицо и всячески дают понять, что этот автомобиль им не очень интересен. Такое поведение вполне объяснимо, вариаторная КПП – одна из самых «непонятных» трансмиссий для большинства автовладельцев.

Из этой статьи вы узнаете:

Вместо неё многие предпочли бы стандартный автомат – он и понятнее в эксплуатации и починить его с недавних пор можно практически в любом сервисе. За что же так не любят вариатор?

Устройство и принцип работы

Вариатор – CVT (англ. Continuously Variable Transmission, дословно — бесступенчатая трансмиссия) — достаточно сложное по конструкции, но сравнительно простое по принципу работы, устройство для передачи энергии от двигателя к колёсам.

В его основе лежат два маховика, соединённые между собой специальным ремнём. Каждый маховик способен плавно изменять свой диаметр, в зависимости от того, какое количество оборотов требуется получить на выходе (наглядно показано на подвижной картинке).

Для простоты восприятия, очень отдалённо, работу вариатора можно сравнить с работой системы переключения скоростей на велосипеде. Каждый набор «звёздочек» — это маховик, между собой они соединены цепью (в CVT цепь заменена на специальный ремень).

При выборе «звёздочки» маленького диаметра в первом «маховике» и большого во втором — педали крутятся быстрее, но скорость велосипеда меньше (зато легче подниматься в горку). ?? наоборот – при выборе звёздочки большего диаметра в первом «маховике» и маленького диаметра во втором – педали крутить труднее, зато скорость велосипеда выше.

В случае с CVT понятия «переключения скоростей» нет – всё происходит достаточно плавно, так как два «набора звёздочек» представляют из себя два единых блока, плавно меняющих своё передаточное отношение (а значит — и скорость вращения относительно друг друга).

Бесступенчатая трансмиссия CVT уже достаточно давно и успешно применяется в мототехнике — практически все скутеры, квадроциклы и снегоходы выпускаются только с вариаторами.

Преимущества вариатора

Вариатор считается одним из самых технически совершенных агрегатов. Он вобрал в себя всё лучшее, что есть в других трансмиссиях, устанавливаемых на транспортные средства.

Уровень удобства езды на вариаторной КПП даже выше, чем на автомате — водитель никогда не сможет почувствовать момент «переключения передачи», так как его просто нет.

Бесступенчатая трансмиссия использует возможности двигателя автомобиля «по максимуму». ??менно благодаря этим свойствам, автомобиль с CVT имеет динамику разгона заметно лучше, чем на АКПП, а в некоторых случаях даже лучше, чем на механике.

Благодаря совершенству конструкции CVT, он обеспечивает автомобилю очень низкий расход топлива, практически на уровне механики (а в некоторых случаях даже меньше).

Читать статью  Кроссовер Lifan X60 с вариатором оказался дешевле конкурентов — ДРАЙВ

Недостатки вариатора

Во всей этой огромной бочке мёда, разумеется, есть и своя, немаленькая, ложка дёгтя.

Основной недостаток вариатора заключается в сложности его конструкции и — как следствие — в очень дорогостоящем ремонте. В случае поломки трансмиссии CVT владельцу стоит быть готовым к очень ощутимым затратам на ремонт.

Ещё один серьёзный недостаток бесступенчатой трансмиссии — это её сравнительно небольшой «запас прочности». В сложных Российских условиях эксплуатации хороший классический автомат иногда может простить своему владельцу некоторые небольшие перегрузки. В случае с вариаторной трансмиссией — такие же перегрузки почти наверняка приведут к ремонту. Для большинства российских автовладельцев именно эти два минуса перевешивают чашу весов в пользу классической АКПП.

Что касается надёжности и запаса прочности бесступенчатой трансмиссии — многие сервисмены придерживаются мнения, что среди множества различных производителей, вариаторы от японской компании Mitsubishi более-менее нормально могут переносить сложные Российские условия эксплуатации.

Но потенциальному покупателю стоит иметь ввиду, что и их запас прочности так же не безграничен, а ремонт любой вариаторной трансмиссии — очень дорог.

Так же к минусам бесступенчатой трансмиссии относят её требовательность к хорошему обслуживанию. Масло должно быть обязательно фирменным, меняться строго «по графику», а мастера, производящие обслуживание, должны обладать хорошим уровнем квалификации. Если доверить обслуживание CVT «всеядному» сервису — риски серьёзного ремонта могут сильно возрасти.

Ещё одним «минусом» бесступенчатой трансмиссии является особенность её работы, которая нравится не всем автомобилистам. При быстром наборе скорости двигатель работает на постоянных оборотах (при которых его крутящий момент максимален) а CVT в это время меняет передаточное соотношение, благодаря чему машина разгоняется максимально быстро.

Вот этот постоянно-монотонный звук двигателя во время разгона устраивает не всех. Многие автовладельцы привыкли «слушать двигатель» при наборе скорости и отказываются ездить на бесступенчатой КПП по причине отсутствия привычных звуков.

Покупать или нет?

Несмотря на большой успех применения бесступенчатой трансмиссии в мототехнике, автомобили с такой КПП пока ещё остаются в меньшинстве.

Во многом это объясняется сложностью конструкции вариаторной КПП, а так же сложностью обеспечения хорошего «запаса прочности» такой трансмиссии для автомобиля, имеющего в пять раз больший вес, чем у мотоцикла.

На сегодняшний день покупка автомобиля с CVT очень похожа на покупку машины с коробкой-роботом. И та и другая трансмиссия не могут похвастаться большим запасом прочности, из-за чего потенциальному покупателю стоит ещё до покупки подумать о возможных расходах на ремонт.

Если есть большое желание пользоваться всеми благами прогресса и при этом экономить топливо — покупать машину с вариаторной КПП можно, но с оговоркой — машина должна быть новая. В этом случае возможный дорогостоящий ремонт будет оплачивать дилер.

И точно так же, как и в случае с роботизированной КПП, владельцу стоит иметь ввиду, что вариаторная трансмиссия может принести прямые убытки через несколько лет, когда придёт время менять автомобиль — подержанную машину с CVT достаточно сложно продать за хорошие деньги.

Читать статью  Что такое вариатор и как правильно водить на вариаторе? Основные принципы работы вариатора: видео

Стоит ли бояться вариатора при покупке машины с пробегом?

Многие автолюбители опасаются покупать подержанную машину с вариатором, наслушавшись отзывов некоторых владельцев о ее надежности и дороговизне в ремонте. На самом же деле не все так просто и однозначно. Для начала давайте обратимся к принципу устройства подобной трансмиссии.

Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission, дословно – бесступенчатая трансмиссия) представляет собой сравнительно простое по принципу работы устройство. В основе его конструкции два шкива, способные изменять свой диаметр, соединенные между собой прочным металлическим ремнем. В зависимости от того, какие обороты надо получить на выходном валу, варьируется и диаметр обоих шкивов – с возрастанием скорости соединенный с двигателем маховик в поперечнике увеличивается, а ведомый – уменьшается. При торможении или сбрасывании темпа движения происходят обратные действия.

1530100114_1-1.jpg

У таких коробок много преимуществ перед традиционными автоматическими коробками передач. Они компактнее и легче благодаря своей конструкции, обеспечивают автомобилю более плавный разгон, а также заметно дешевле «автоматов». Однако есть и довольно серьезные минусы. Вариаторы способны передавать ограниченный крутящий момент, что существенно сужает сферу их применения в автомобилестроении. Они отличаются не самым высоким ресурсом основных узлов – шкивов и толкающего ремня, а также довольно дороги в обслуживании и ремонте. К тому же они боятся резких стартов «на холодную» и даже непродолжительного буксования в грязи или в снегу. Именно поэтому их опасается большинство автолюбителей.

Однако при этом подобные коробки передач уже давно нашли широкое применение в мототехнике – практически все скутеры, квадроциклы и снегоходы выпускаются сегодня исключительно с вариаторами. Они прижились здесь и чувствуют себя очень комфортно. Все логично. Момент у мотоциклетных двигателей довольно скромный, поэтому и вариатор работает с определенным запасом. По крайней мере, его ресурса вполне достаточно для надежной работы в дуэте с их силовыми агрегатами.

CVT-unit.jpg

Другое дело – автомобильные многоцилиндровые моторы, с которыми бесступенчатая трансмиссия уживается не так мирно, как с мотоциклетными. На данный момент еще не решена основная проблема – пока нет таких материалов, которые обеспечили бы достойный срок службы толкающему ремню и шкивам-маховикам. Хотя автопроизводители очень активно работают в этом направлении. Из этого списка можно выделить основных игроков на мировом рынке: это компании Audi, Nissan и Mitsubishi, а также Subaru и Honda. Хотя немецкая фирма с 2016 года уже не применяет подобную трансмиссию для своих моделей. А жаль. Ведь на легковушки «Ауди» эти коробки ставились с середины 90-х.

Honda-CR-V_EU-Version-2019-1600-0c.jpg

На сегодняшний день активно используют вариаторы в основном японские компании. Причем наибольшего успеха добились Mitsubishi и Honda. Подводя итог, можно сказать, что вариатора на подержанных машинах можно не бояться только в том случае, если автомобиль с небольшим пробегом, а диагностика выявила полную работоспособность бесступенчатой трансмиссии.

Читать статью  Вариатор нисан — Сообщество «Nissan Club» на DRIVE2

Причем приоритет здесь можно отдать легковым моделям и кроссоверам от Honda. Компания сегодня довела конструкцию своего вариатора «до ума», увеличив его ресурс до 250 000 км. Неплохие бесступенчатые трансмиссии устанавливаются также на Mitsubishi и Subaru.

Mitsubishi-Outlander-2016-1280-17.jpg

Но если авто из вторых рук с CVT будет технически изношенным, да еще и с солидным пробегом, от такого предложения лучше отказаться. В данном случае вариатор будет тем котом в мешке, от которого надо вовремя откреститься.

Подержанный автомобиль с вариатором: стоит ли брать?

I4AAAgKmFeA 100

Мы не будем в очередной раз повторять избитую мысль, что машину с пробегом лучше брать на механике, дескать, это не только дешевле, но и надежнее и в ремонте требует меньших затрат. Есть категория водителей, которая в принципе рассматривает только авто с двумя педалями, собственно, для них эта статья.

Как и и у всего, что касается технического устройства автомобиля, у вариаторной коробки есть свои плюсы и минусы. К первым относится, в первую очередь цена — вариатор дешевле в производстве и конечная стоимость авто будет ниже, чем у машины с классическим автоматом.

Второе преимущество CVT — мягкость работы и экономия топлива — вариатор работает без рывков, резких замедлений и ускорений. Из этого преимущества плавно вытекает и первый недостаток — рвать на максимальных оборотах со светофора на вариаторе проблематично.

Добавляет в копилку минусов вариатора и необходимость своевременно менять жидкость, в среднем раз в 50 тысяч км. Если этим пренебречь, CVT прикажет долго жить.

Идем далее. Как вы прекрасно знаете, на российских дорогах забуксовать не легко, а очень легко. Однако застревать в глубокой грязи или снегу на машине с вариатором категорически не рекомендуется — от этого механизм перегревается и выходит из строя.

Но и зацепить на трос, в случае безнадежного застревания или простой поломки такую машину тоже нельзя. Как, впрочем, нельзя и самому брать на трос другой авто.

Ну а про дорогостоящий ремонт вы и сами знаете.

Итак, вывод. Брать подержанный автомобиль с вариатором можно только при полной уверенности, что машина своевременно обслуживалась и эксплуатировалась бережно. Кроме того, лучше воздержаться от покупки такого авто с пробегом более 150 тысяч км, потому что даже при адекватной езде ресурс вариатора ограничен, и попасть на капиталку (которая гораздо сложнее, чем у обычного автомата и не все сервисы ее выполняют) можно запросто.

Ну и, конечно, смотрите историю сервисных работ и реальный пробег перед покупкой.

Источник https://vibiraem-avto.ru/vybiraem-avtomobil/variator-ili-avtomat.html

Источник https://automobili.ru/live/practice/vazhnye-melochi/276351/

Источник https://www.drive2.ru/b/562581892977658788/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: