Содержание

ЗИЛ-130. Коробка передач. Сборка и проверка

Очередность этапов сборки ведущего вала 11 КП (рис. 1):

  1. Сначала собирается шариковый подшипник 12 (эта операция называется подсборка), для чего стопорное кольцо 13 устанавливается в канавку детали.
  2. После этого подшипник ставят на место на ведущем вале. Выточка подшипника должна быть обращена наружу.

Детали коробки передач

Рис. 1. Детали коробки передач:
1 – картер коробки; 2, 3, 8 и 26 – прокладки; 4 – пробка спускного отверстия с магнитом; 5, 17 и 55 – болты; 6 и 56 – пружинные шайбы; 7 – крышка люка; 9, 13, 27, 37, 39, 43, 50 и 60 – стопорные кольца; 10, 19 и 38 – роликовые подшипники; 11 – ведущий вал; 12, 16, 28 и 59 – шариковые подшипники; 14 – гайка подшипника ведущего вала; 15 – крышка подшипника ведущего вала; 18 – блок шестерен заднего хода; 20 и 35 – распорные втулки; 21 – ось блока шестерен; 22 – стопор оси; 23 – пробка маслоналивного отверстия; 24 – крышка заднего подшипника промежуточного вала; 25 – упорная гайка заднего подшипника промежуточного вала; 29 – промежуточный вал; 30 – шпонка шестерен; 31 – шестерня второй передачи промежуточного вала; 32 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 33 – шестерня третьей передачи промежуточного вала; 34 – шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 36 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 40 – заглушка; 41 – уплотнительной кольцо; 42 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 44, 47, 51 и 65 – упорные шайбы; 45 — шестерня четвертой передачи ведомого вала; 46 – втулка шестерни четвертой передачи; 48 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 49 – синхронизатор второй и третьей передач в сборе; 52 – шестерня второй передачи ведомого вала; 53 – шестерня первой передачи ведомого вала; 54 – ведомый вал; 57 – стопор штуцера; 58 – штуцер; 61 и 67 – ведущие шестерни привода спидометра; 62 и 68 – ведомые шестерни привода спидометра; 63 – сальник; 64 – фланец ведомого вала; 66 – гайки фланца

  1. Напрессовка подшипника производится после размещения ведущего вала на столе пресса, где предусмотрено специальное приспособление. Для этого используют оправку, которой до конца забивают деталь на шейку вала.
  2. С помощью динамометрического ключа закручивают гайки 14 с усилием 20 кГм.
  3. Чтобы исключить случайное откручивание, закернивают буртик детали в паз ведущего вала.
  4. После установки узла на столе пресса в специальное приспособление солидолом производится смазка внутреннего гнезда шестерни.
  5. Ставятся на место ролики 10 подшипника.

Важно! Последний из роликов должен быть вставлен свободно, надо избегать натяга. После завершения этого этапа проверяется, насколько легко вращаются установленные ролики. Вращение должно быть свободным, но без выпадения из посадочного места.

  1. Перед установкой роликов их проверяют на принадлежность к одной группе по размеру. Допустимые отклонения от установленных размеров для каждой из трех групп:
    1. 8,0 – (0,003-0,008) мм.
    2. 8,0 – (0,005-0,010) мм.
    3. 8,0 – (0,008-0,013) мм.

    Интересно: Установка роликового подшипника, собранного в сепаратор, началась с 1967 года, когда было принято решение перейти на такой способ вместо установки отдельных роликов. Это вызвано необходимостью продления срока службы переднего подшипника, с одной стороны, и стремлением упростить процесс сборки/разборки КП.

    1. Стопорное кольцо 9 ставится на свое место после того, как в канавку установлены ролики 10.
    2. До начала операции по сборке синхронизатора 2-й и 3-й передач в приспособление ставятся три опоры фиксирующего устройства. Фрезерованная часть поверхности опор (лыска) должна быть обращена наружу.
    3. После установки опор, которые служат блокирующими пальцами, нужно провести совмещение отверстий. Затем на наружные стороны напрессовывают кольца.
    4. Производится сборка фиксаторов (их три, нужно собрать шарики и пружины), которые ставятся в посадочное место в каретке.
    5. По такой же схеме собирается второе кольцо, которое затем забивается на блокирующие пальцы.

    Важно! Необходимо следить за тем, чтобы внешние края кольца хорошо прилегали к торцевым поверхностям блокирующих пальцев.

    1. Опрессовка пальцев шариком с обеих сторон производится после установки каретки в приспособление с усилием от 4600 кг.
    2. После сборки синхронизатора нужно на специальном приспособление (рис. 2) провести проверку усилия, которое требуется для вывода каретки 2 из центрального положения.

    Приспособление для проверки синхронизатора на усилие включения

    Рис. 2. Приспособление для проверки синхронизатора на усилие включения

    Проверка синхронизатора заключается в создании нагрузки определенной величины, чтобы включить синхронизатор. Нагрузка, подтверждающая годность синхронизатора, составляет 20 кГ. При проверке каретка должна находиться в нейтральном положении. Нагрузка производится с помощью рукоятки 4 и должна быть плавной. Для проверки синхронизатор нужно установить на центрирующую конусную втулку 1.

    1. На шлицы вала наносится смазка.
    2. Затем в паз устанавливают шпонку 30 и шестерню 31 второй передачи.
    3. Фиксация вала в кронштейне 6 производится на призме стенда 5 (рис. 3). Необходимое для фиксации усилие обеспечивает шток тормозной камеры 7. Управляется тормозная камера с помощью рукоятки 4 пневмокрана.

    Стенд для напрессовывания шестерен на валы коробки передач

    Рис. 3. Стенд для напрессовывания шестерен на валы коробки передач

    Задача заключается в запрессовке шестерни на вал до конца. Усилие передается от пневматического цилиндра 2 через рычаг 10. Рычаг с помощью шарнира соединен со штоком и средней опорой 11. Далее усилие передается на ползун 8, вынуждая его двигаться в бабке 9, через которую оказывается усилие на шестерню.

    Воздушный кран управляет пневматическим цилиндром. Существуют ножной и ручной приводы воздушного крана.

    Операции по установке шпонки 30 (рис. 1) на шейки вала производят по аналогичной схеме:

    1. Напрессовывают шестерни 32 заднего хода, шестерни третьей и четвертой передач;
    2. Шестерню 36 постоянного зацепления ставят после установки распорной втулки 35.
    3. Завершает операцию установка стопорного кольца 37 в кольцевую канавку вала.

    Сборка ведомого вала 54:

    1. Производится установка вала в специальное приспособление резьбовым концом вниз.
    2. На шлицы вала наносят смазку (используется трансмиссионное масло).
    3. После этого на шлицы ставят шестерню 53 первой передачи. Необходимо смотреть, чтобы кольцевой паз ступицы смотрел в сторону переднего конца ведущего вала.
    4. Проверяется правильность сборки свободным ходом шестерни, которая должна двигаться по шлицам без проблем.
    5. На шейку наносится смазка.
    6. Затем на вал ставится шестерня 52 второй передачи. Необходимо, чтобы зубчатый венец шестерни смотрел в сторону переднего конца вторичного вала.
    7. Смазывается солидолом упорная шайба 51 и ставится на место вместе со стопорным кольцом. Допустимый размер расстояния между упорной шайбой и торцевой поверхностью ступицы составляет от 0,1 мм.
    8. Проверяется правильность установки детали на шейке вала вращением рукой – шестерня должна вращаться без зацеплений.
    9. Синхронизатор 49 второй и третьей передач устанавливается на вал так, чтобы выточка на торцевой поверхности каретки смотрела на шестерню 52 передачи.
    10. На шейку наносится смазка (используется трансмиссионное масло).
    11. После этого на ведущий вал монтируется шестерня 48 третьей передачи. Шлицевое отверстие должно быть обращено к синхронизатору.
    12. На упорную шайбу 47 шестерни третьей передачи наносится смазка (используется солидол), и деталь надевается на вал.
    13. Втулка 46 напрессовывается ударами молотка по оправке. Нужно добиться плотного зажатия упорной шайбы 47 третьей передачи между втулкой и буртиком на ведомом валу 54.
    14. На шейку вала наносится смазка (используется трансмиссионное масло).
    15. Затем ставится на место шестерня 45 четвертой передачи. Правильность установки проверяется вращением рукой – оно должно быть свободным, без затруднений.
    16. Наносится смазка на упорную шайбу шестерни 4-й передачи (используется солидол).
    17. Затем деталь ставится на место вместе со стопорным кольцом 43. Допустимое расстояние между торцевой поверхностью фланца шестерни 45 и упорной шайбой 44 должно составлять от 0,1 мм.
    18. На ведомый вал устанавливается синхронизатор 42 четвертой и пятой передач. Нужно, чтобы выточка на каретке была обращена к шестерне 45. Правильность установки проверяется свободным перемещением каретки детали по шлицам вторичного вала.

    Сборка/разборка механизма переключения КП производится на одном приспособлении (рис. 4).

    Приспособление для разборки и сборки механизма переключения передач

    Рис. 4. Приспособление для разборки и сборки механизма переключения передач:
    1 – прижимный рычаг; 2 – эксцентриковый зажим; 3 – механизм переключения передач; 4 — рама

    1. В этом приспособлении фиксируется крышка КП 22 (рис. 5).
    2. В боковом отверстии есть гнездо, в которое вставляется заглушка 24. Она вбивается молотком и оправкой с ударами по центру.

    Детали механизма переключения коробки передач

    Рис.5. Детали механизма переключения коробки передач:
    1 – рукоятка рычага переключения передач; 2 – чехол рычага; 3 – стопор рычага; 4 – рычаг переключения передач; 5, 15 и 21 – болты; 6 – пружинные шайбы; 7 – картер рычага переключения передач; 8 – ось промежуточного рычага; 9 и 23 – прокладки; 10 – гайка оси; 11 – предохранитель включения заднего хода; 12 – пружина предохранителя; 13 – шайба предохранителя; 14 – шплинт; 16 – сапун; 17 — промежуточный рычаг переключения первой передачи и заднего хода; 18 – опора рычага; 19 – пружина рычага; 20 – установочная втулка картера рычага; 22 – крышка коробки передач; 24 и 39 – заглушки; 25 – вилка переключения второй и третьей передач; 26 – шток переключения второй и третьей передач; 27 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 28 – шток переключения четвертой и пятой передач; 29 и 33 – шплинтовая проволока; 30 – шток переключения первой передачи и заднего хода; 31 – головка штока переключения первой передачи и заднего хода; 32 – стопорный болт; 34 – вилка переключения первой передачи и заднего хода; 35 – шарики замка штоков; 36 – штифт замка штоков; 37 – фиксаторный шарик; 38 – пружина фиксатора

    1. Собирается сапун 16, который затем вкручивается в крышку.
    2. Запрессовка двух установочных втулок производится с помощью молотка.
    3. Пружины 38 фиксаторов штоков вставляют в посадочные отверстия под фиксаторы.
    4. Шарик 37 нужно вставить в левое гнездо и с помощью бородка утопить.
    5. Затем устанавливают шток 30 переключения первой передачи и заднего хода. До установки на шток наносится смазка (используется трансмиссионное масло).
    6. Необходимо переместить шток вглубь крышки так, чтобы он занял положение, в котором отверстие фиксатора будет перекрыто. Делается это резким движением.
    7. Головка штока 31 первой передачи и заднего хода, а также вилка 34 размещаются на штоке. Вилка должна стоять так, чтобы длинная ступица была обращена к отверстиям, в которые устанавливаются заглушки.
    8. Перемещают шток таким образом, чтобы совпали канавка нейтрального положения и шарик фиксатора.
    9. Два других штока устанавливаются по аналогичной схеме. До установки в гнезда нужно вставить блокировочные шарики 35 замков штока. 4 шарика вставляются парами.
    10. Фиксация предохранительных головок и вилок производится с помощью стопорных винтов.
    11. Затем винты шплинтуются проволокой.
    12. Далее в посадочные места штоков вставляются заглушки.

    Сборка рычага переключения коробки передач:

    1. Установить картер 7 рычага в приспособление или тиски слесарные.
    2. Стопор 3 рычага вставляют в отверстие картера.
    3. Затем на рычаг 4 одевают защитный чехол 2 и ставят рычаг на место.
    4. На шаровую поверхность наносится смазка (используется солидол).
    5. За выступы картера требуется завести пружины 19 рычага, которые устанавливаются на хвостовик вместе с опорой 18 шаровой части детали.
    6. После этого производится сборка промежуточного рычага 17 переключения первой передачи и заднего хода. Во время сборки в рычаг устанавливается предохранитель, пружина 12 и зафиксированная шплинтом 14 шайба 13.
    7. На ось 8 рычага наносится смазка (используется солидол).
    8. После этого ось устанавливается в промежуточный рычаг 17.
    9. Ось вместе с рычагом устанавливаются в картер 7 рычага переключения КП.
    10. Производится фиксация промежуточного рычага с помощью гайки 10.
    11. После того, как узел будет вынут из приспособления, на картер ставят защитный чехол 2 рычага.
    12. Производится фиксация на рычаге шаровой рукоятки 1 с помощью гайки.
    13. На крышке 22 КП с помощью клея фиксируется прокладка 9, на которую до этого нужно нанести резиновую смолу.
    14. Промежуточный рычаг 17 своей головкой 31 вставляется в прорезь, которая имеется в головке штока переключения первой передачи и заднего хода.
    15. Конец рычага 4 переключения передач ставится в паз вилки 34.
    16. После этого фиксируется картер 7 рычага переключения КП. Для фиксации используется крепеж с пружинными шайбами 6.

    Сборка коробки передач из узлов

    Для этой операции применяются стенды с одним или несколькими постами (рис. 6), для подачи к стенду используется тельфер.

    1. Сначала требуется зафиксировать сменную головку 2 на картере 3 КПП.
    2. С помощью тельфера переместить закрепленную на картере головку и сам картер к месту проведения операции по сборке. Необходимые для работы детали нужно подготовить заранее и разместить рядом со стендом.

    Многопостовой стенд для сборки коробок передач

    Рис. 6. Многопостовой стенд для сборки коробок передач

    1. Отверстия закрывают: пробку 23 (рис. 1) вкручивают в маслоналивное, в сливное также вкручивается специальная пробка 4 с магнитом.
    2. Стопорное кольцо 39 ставится на место в картере 1 плоскогубцами.
    3. На промежуточный вал 29 надевается роликовый подшипник 38. После того, как на передний конец вала одет подшипник, он вместе с шестернями устанавливается в картере 1. Очередность при установке такая: в гнездо шарикового подшипника вставляется задний конец детали, после этого в наружное кольцо вставляется передний конец. Этот конец вала устанавливается вместе с подшипником.
    4. Запрессовка стопора 27 на задний конец вала производится после того, как кольцо надето на шариковый подшипник.
    5. Используя оправку, задний конец вала вместе с подшипником вставляется в посадочное место в картере.
    6. Затяжка гайки 25 на резьбе вала 29 осуществляется с помощью динамометрического ключа.
    7. Закернивание делают вдавливанием торца гайки в паз.

    Вал, после установки в картер, должен приводиться во вращение движением руки без затруднений. Это показывает, что его сборка и монтаж проведены правильно. Для этого крышка 24 ставится на посадочное место заднего шарикового подшипника 28 с закручиванием крепежа, который был собран вместе с шайбами 6 и прокладками 26, на 3 нитки. После установки крышки и предварительного закручивания окончательная затяжка делается с усилием от 2,0 до 3,5 кГм.

    Очередность сборки блока шестерен заднего хода:

    1. Распорная втулка 20 ставится между роликовыми подшипниками 19, которые размещаются в блоке через технологическое отверстие.
    2. Ось 21 блока при опускании узла в картер 1 должна попасть в предназначенное для нее отверстие в картере.
    3. Запрессовка производится медным молотком. Запрессовывается ось блока до момента, когда торец канавки упрется в плоскость картера.
    4. Размещение стопора производится таким образом, чтобы он попал в канавку оси.
    5. Крепеж стопора затягивают с усилием от 1,5 до 2,0 кГм.
    6. Собирают крышки люков, устанавливая крепеж с пружинными шайбами и прокладки, затем размещают на местах в картере. Усилие затяжки должно быть до 2 кГм.
    7. Используя оправку, установленную на свое место в картере 1, заглушку 40 промежуточного вала забивают в посадочном месте.
    8. Уплотнители 41 размещают в выточке, которая есть в посадочном месте переднего роликового подшипника.

    Для того, чтобы собрать ведомый вал 54 требуется:

    1. Разместить его в картере 1 КПП.
    2. С использованием специального инструмента на задний шариковый подшипник 59 надеть стопор 60.
    3. После этого подшипник со стопором устанавливают на вал. Выточка на стопоре должна быть обращена наружу.
    4. Используя оправку и молоток, производится запрессовка подшипника на вал и в посадочное место в картере.
    5. Ведущая шестерня спидометра надевается на конец ведомого вала, который выступает из картера.
    6. Затем с помощью оправки она запрессовывается в подшипник до конца.

    При сборке ведущего вала 11 нужно:

    1. Разместить его вместе с подшипником 12 в посадочном месте в картере 1. При установке надо вставить конец ведомого вала 54 в посадочное место на ведущем валу. До этого надо вытащить технологическую оправку.
    2. Используя оправку, производится запрессовка первичного вала и подшипника в картер.
    3. Затем на свое место ставится крышка 15 и прокладка 8.
    4. Крышка фиксируется крепежом.

    Посадки шестерен и подшипников коробки передач

    Установка механизма переключения передач:

    1. До установки механизма на коробку, шестерни на ведомом валу 54 выставляются в нейтральное положение.
    2. На шестернях и муфте каретки есть пазы в форме колец. В них надо вставить вилки переключения передач.
    3. Вместе с крышкой ставится прокладка 23 (рис. 5).
    4. Затем крепежом производится фиксация механизма к картеру.
    5. Требуется провести проверку правильности сборки. Рукой, взявшись за хвостовик первичного вала, механизм прокручивается. Правильная сборка – шестерни, выставленные в нейтральное или включенное положение, и все валы легко приходят в движение и проворачиваются. Не заедают подшипники и шестерни.

    Проверка работы КПП

    Для проведения проверки работы КПП рекомендуется использовать специальный стенд (рис. 7, а). Привод и устройство для создания нагрузки смонтированы на сварной раме 13 вместе с емкостью 11 для масла. С помощью гидравлического регулятора 9, установленного на крышке, измеряется величина нагрузки. С помощью зажимов-эксцентриков 3 КПП, которую требуется проверить, фиксируют к кронштейну 4.

    Специализированный стенд с гидравлическим нагрузочным устройством для приработки и испытания коробок передач

    Рис. 7. Специализированный стенд с гидравлическим нагрузочным устройством для приработки и испытания коробок передач:
    а – общий вид; б – гидравлический регулятор нагрузки

    К электродвигателю 1 через муфту 2 подключается ведущий вал. С помпой с помощью карданного вала 6 соединен вал КПП, а помпа, в свою очередь, трубкой соединена с емкостью для масла. Гидравлический регулятор (манометр) соединен с нагнетательным трубопроводом 8. По показателям гидравлического регулятора 12 производится контроль нагрузки, которую создает гидротормоз.

    В технологическое отверстие в корпусе 1 регулятора (рис. 7, б) вводится стальная гильза 5 (отверстие сквозное). В гильзе размещается пробка 6 из закаленной стали, у которой внутри есть канал. От помпы по этому каналу осуществляется подача масла, предварительно пройдя через переходник 9 на торце корпуса. У шипа, который находится на другой торцевой части, есть рукоятка 3. Для того, чтобы поставить пробку в положение, которое будет соответствовать определенной передаче, используется фиксатор. Определяется требуемое положение рукоятки при проведении проверки работы КПП с помощью градуированного диска 2, находящегося ниже рукоятки.

    В одном из семи каналов, соединяющий гильзу и пробку, установлен предохранительный клапан. Функция клапана – предохранять систему в случаях, когда давление масла превышает допустимое значение. В остальных каналах, которые соединяют пространство пробки и проходят перпендикулярно оси, установлены жиклеры 7 и кольца 8. Сечения жиклеров подбирают при настройке стенда.

    Каналы закрыты пробками 11 с отверстиями – по ним масло сливается в емкость. Для того, чтобы проверить работу КПП на определенной передаче, поворачивается рукоятка 3. Так создается сопротивление равное нагрузке по ТУ.

    Проверка работоспособности каждой КПП, которая была собрана, проводится на стенде в обязательном порядке. Замена трансмиссионного масла производится перед каждой проверкой.

    Режим испытания коробки передач

    • первой передаче
    • второй передаче
    • третьей передаче
    • четвертой передаче
    • пятой передаче
    • передаче заднего хода

    При проведении проверки могут быть обнаружены дефекты, которые затем нужно устранить. К ним нужно отнести:

    • сбои при переключении передач;
    • самопроизвольное включение/выключение шестерен;
    • появившийся звук, когда вилки касаются поверхностей пазов;
    • появившиеся звуки ударов – признак неправильного монтажа шестерен;
    • небольшие протечки масла там, где есть соединения.

    Переключение 2, 3, 4 и 5 передач производится без отключения электродвигателя. Так проверяется работа синхронизаторов. Переходы от низшей к высшей передаче и в обратную сторону не должны производить шумов.

    Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 схема переключения. Зил акпп

    Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130 — механическая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы и кольца синхронизатора изменены. Фиксаторы состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по две цилиндрических пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к внутренней поверхности отверстия.

    Синхронизаторы в сборе старой и новой конструкции взаимозаменяемы.

    korobka peredach zil

    Рис. Коробка передач ЗИЛ-130: 1 — первичный вал; 2, 22, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника первичного вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передачи: 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7, 41 — шестерни четвертой передачи; 8 и 39 — шестерни третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач, 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка, 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — шестерня второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и заднего хода, 20 — шестерня первой передачи и заднего хода; 21 — сапун; 23 — кронштейн стояночного тормоза; 24 — червяк привода спидометра; 25 — барабан стояночного тормоза; 26 фланец с отражателем; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 — сальник; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — шестерня привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — резиновое кольцо; 50 — блокирующим палец; 51 — роликоподшипник; 52 — гайка первичного вала; 53 — установочная втулка; 55 — распорная втулка; 56 — ось блока шестерен заднего хода; 57 — блок шестерен заднего хода; 58 — крышка люка коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-наливного отверстия; 60 — шестерня привода спидометра; 61 — сливная пробка с магнитом; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — крышка коробки передач; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71 — стержень переключения первой передачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач, 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра; 75 — передний подшипник первичного вала. Примечание — с декабря 1972 г. маслосгонная канавка первичного вала 1 заменена сальником.

    Коробка передач автомобиля прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала.

    В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое коробку передач заправляют маслом при отсутствии коробки отбора мощности. В левой стенке картера, внизу, имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 61, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. От коробки передач допускается отбор мощности до 30 л.с.

    Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 24 и шестерни 60, имеющей 17 зубьев (передаточное число червячной пары привода спидометра 3, 4).

    Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

    Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

    Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

    2 zil 130

    Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями

    screenshot 3

    Обозначение всех компонентов трансмиссии

    Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

    Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

    • для включения второй передачи;
    • для активации третьего режима;
    • для включения четвертого.

    И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

    Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

    Схема переключения

    Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

    ris8

    Как переключается рычаг трансмиссии

    ris6 ris28 ris5 ris33 korot1613 ris116 ris9

    Возможные поломки КПП

    Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

    • возникновение сильного шума,
    • самопроизвольная активизация передач,
    • течь масла.

    В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач. Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

    Читайте также: ГАЗ 3221 Газель Бизнес [2-й рестайлинг] микроавтобус 4-дв. Технические характеристики газ 32215



    Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

    При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

    Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

    В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

    При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

    Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

    В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

    Особенности двигателя и системы трансмиссии

    Внешний вид КПП ЗИЛ-131

    Автомобиль комплектуется V-образным 8-цилиндровым двигателем (карбюраторный), который выдает мощность в 150 лошадиных сил. Машина оснащена 3-мя ведущими мостами, при этом передний мост имеет электропневматическое управление. Машина не отличается экономичностью в плане расхода топлива, которое залито в двигатель. Подходит использование АИ-76,при этом тратится около 40 литров на 100 км. На показатель расхода горючего влияет то, в каких условиях ЗИЛ совершает передвижение. В целях экономии горючего вместо бензина на 131-ую модель можно установить дизельный мотор, объем которого равен 4.7 литров, при мощности 109 л.с.

    ris32

    Схема КПП ЗИЛ-131

    Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).

    Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.

    Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C). В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10. В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.

    Информация для физических лиц

    Какими способами я могу оплатить заказанный товар?

    • Безналичный расчет.
    • При отсутствии возможности перевести средства с расчетного счета, наша организация выставляет счет физическому лицу, который он может оплатить в любом банке.

    Когда я могу произвести оплату?

    • Полная оплата стоимости при покупке. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется любой транспортной компанией.
    • Частичная предоплата. Оплачивается часть стоимости товара, остаток суммы — после поступления агрегата на терминал транспортной компании в вашем городе. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется исключительно «Деловыми линиями».

    ВАЖНО! При полной и частичной оплате мы вышлем вам на почту копию оформленной товарной накладной, заверенную печатью, с указанием наименования товара, его стоимости. Оригинал накладной придет вместе с товаром.

    Информация для юридических лиц

    Товар оплачивается по безналичному расчету.

    Как получить счет?

    Вы присылаете нам реквизиты фирмы на электронную почту , мы выставляем счет и составляем договор. Договор подписывается с обеих сторон и после этого клиент оплачивает счет.

    Как оплатить счет?

    Оплата банковским переводом на расчетный счет компании по реквизитам, указанным в выставленном счете. Все бухгалтерские документы отправляются вместе с товаром. Возможна отсрочка платежа (по согласованию с руководством).

    На все товары в нашем интернет-магазине действует расширенная гарантия 6 месяцев (на электронику действует раширенная гарантия 3 месяца). Гарантийный талон отправляется покупателю вместе с запчастью.

    Что она в себя включает:

    Гарантийная замена запчасти в случае брака в течение 6 месяцев

    В случае обнаружения производственного брака, вы можете обменять деталь по гарантии в течение полугода после покупки.

    1. Необходимо отправить деталь нам обратно.
    2. Если дефектовка подтверждает производственный брак, то отправляем вам новую запчасть. Транспортные расходы на отправку замененной детали до вас берет на себя наша фирма.
    3. Если же дефектовка показывает, что запчасть была повреждена в результате неправильной эксплуатации, мы можем ее отремонтировать с вашего согласия за ваш счет. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

    Ремонт запчасти

    В случае обнаружения неисправности, вы можете отремонтировать деталь в нашей компании.

    1. Отправьте деталь нам обратно.
    2. Сразу после получения автозапчасти нами проводится дефектовка товара (3-10 дней).
    3. После дефектовки мы можем отремонтировать запчасть по нашему прейскуранту с вашего согласия. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

    Сервис нашего интернет-магазина позволяет делать заказ очень быстро и просто!

    ВВЕДЕНИЕ

    Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе РФ, не его долю приходится свыше 23 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.
    Основными направлениями экономического и социального развития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовых и специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных, увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородских перевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов для обеспечения перевозок автопоездами. В последнее время запланировано увеличение грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3…1,4 раза, а пассажирооборота автобусов – на 16…18%

    Транспорт важнейший элемент инфраструктуры, под который понимают отрасли народного хозяйства, создающие общие его функционирования. Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенного воспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции, производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционирования различных отраслей народного хозяйства.

    В связи с этим становятся более востребованными инженеры – механики автотранспортной специальности, которые в соответствии с квалификационной характеристикой должны знать устройство автотранспортных средств и тенденции развития конструкции автомобиля в целом и основных узлов и агрегатов.

    Целью данной работы является закрепление знаний и навыков, приобретённых на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе; познание автомобиля как сложной технической системы.

    Доставка осуществляется транспортными компаниями:

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    Точную стоимость доставки определяет транспортная компания.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    Любой товар, который оплачен частично (внесена предоплата), отправляется только транспортной

    Бесплатная доставка для жителей Москвы, Владимира и Ульяновска

    Для жителей указанных городов, кроме доставки до терминала транспортной компании, существует вариант абсолютно БЕСПЛАТНОЙ доставки .

    Один раз в неделю мы доставляем запчасти в данные города.

    Доставка заказа до адресата не производится!
    Заказ необходимо забрать самостоятельно по месту прибытия нашего автомобиля (или по пути).

    Доставка для жителей Нижнего Новгорода до адреса

    В пределах Нижнего Новгорода ВСЕГДА действует бесплатная доставка до адреса.

    СИНХРОНИЗАТОР

    Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

    Читайте также: Руководство по эксплуатации и технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ-33081

    Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

    При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

    image2642

    Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

    Информация для юридических лиц

    Товар оплачивается по безналичному расчету.

    Как получить счет?

    Вы присылаете нам реквизиты фирмы на электронную почту , мы выставляем счет и составляем договор. Договор подписывается с обеих сторон и после этого клиент оплачивает счет.

    Как оплатить счет?

    Оплата банковским переводом на расчетный счет компании по реквизитам, указанным в выставленном счете. Все бухгалтерские документы отправляются вместе с товаром. Возможна отсрочка платежа (по согласованию с руководством).

    На все товары в нашем интернет-магазине действует расширенная гарантия 6 месяцев (на электронику действует раширенная гарантия 3 месяца). Гарантийный талон отправляется покупателю вместе с запчастью.

    Что она в себя включает:

    Гарантийная замена запчасти в случае брака в течение 6 месяцев

    В случае обнаружения производственного брака, вы можете обменять деталь по гарантии в течение полугода после покупки.

    1. Необходимо отправить деталь нам обратно.
    2. Если дефектовка подтверждает производственный брак, то отправляем вам новую запчасть. Транспортные расходы на отправку замененной детали до вас берет на себя наша фирма.
    3. Если же дефектовка показывает, что запчасть была повреждена в результате неправильной эксплуатации, мы можем ее отремонтировать с вашего согласия за ваш счет. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

    Ремонт запчасти

    В случае обнаружения неисправности, вы можете отремонтировать деталь в нашей компании.

    1. Отправьте деталь нам обратно.
    2. Сразу после получения автозапчасти нами проводится дефектовка товара (3-10 дней).
    3. После дефектовки мы можем отремонтировать запчасть по нашему прейскуранту с вашего согласия. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

    Сервис нашего интернет-магазина позволяет делать заказ очень быстро и просто!

    Схема работы

    Ниже приведено схематическое отображение функционирования рассматриваемого узла с пояснениями:

    fullsize16

    • а – устройство передачи;
    • б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
    • 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
    • 2 – ведущий вал;
    • 3 – вторичный вал;
    • 5, 9 – каретки синхронизаторов;
    • 12 – блок прямозубых шестеренок;
    • 13 – ось;
    • 17 – шестеренка промежуточного плана;
    • 20 – картер.

    ИСТОЧНИКИ

    1. Автомобиль: Основы конструкции/Н.Н. Вишняков и др. – М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.
    2. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчёт. Трансмиссия: Учеб. пособие/ Под общ. ред.А.И. Гришкевича. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 240 с.
    3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.: Транспорт, 1984. – 220 с.
    4. Краткий автомобильный справочник. – М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994. – 779 с.
    5. Литвинов А.С. и др. Шасси автомобиля. Конструкция и элементы расчёта. – М.: Машгиз, 1963. – 504 с.
    6. Некрасов В.И. Многоступенчатая трансмиссия. Конструкция, конструирование и расчёт: Учебное пособие. – Курган: КГУ, 2001. – 155 с.
    7. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчёта. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.
    8. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/ Под общ. ред.А.И. Гришкевича. – М.: Машиностроение, 1984. –272 с.
    9. Трёхосные автомобили «Урал»/Под ред.А. А. Романченко. – М.: Транспорт, 1978. – 312 с.
    10. Тур и др. Устройство автомобилей. – М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.

    СКАЧАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ: .doc | .pdf

    Информация для физических лиц

    Какими способами я могу оплатить заказанный товар?

    • Безналичный расчет.
    • При отсутствии возможности перевести средства с расчетного счета, наша организация выставляет счет физическому лицу, который он может оплатить в любом банке.

    Когда я могу произвести оплату?

    • Полная оплата стоимости при покупке. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется любой транспортной компанией.
    • Частичная предоплата. Оплачивается часть стоимости товара, остаток суммы — после поступления агрегата на терминал транспортной компании в вашем городе. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется исключительно «Деловыми линиями».

    ВАЖНО! При полной и частичной оплате мы вышлем вам на почту копию оформленной товарной накладной, заверенную печатью, с указанием наименования товара, его стоимости. Оригинал накладной придет вместе с товаром.

    Доставка осуществляется транспортными компаниями:

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    Точную стоимость доставки определяет транспортная компания.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

    Любой товар, который оплачен частично (внесена предоплата), отправляется только транспортной

    Бесплатная доставка для жителей Москвы, Владимира и Ульяновска

    Для жителей указанных городов, кроме доставки до терминала транспортной компании, существует вариант абсолютно БЕСПЛАТНОЙ доставки .

    Один раз в неделю мы доставляем запчасти в данные города.

    Доставка заказа до адресата не производится!
    Заказ необходимо забрать самостоятельно по месту прибытия нашего автомобиля (или по пути).

    Доставка для жителей Нижнего Новгорода до адреса

    В пределах Нижнего Новгорода ВСЕГДА действует бесплатная доставка до адреса.

    Ремонт своими руками

    Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

    Принцип работы и ремонт коробки передач на ЗИЛ 130

    Коробка передач ЗИЛ 130 представляет собой агрегат, отличающийся от КПП в других автомобилях. Садясь за руль этой машины, водитель должен знать, как переключаются скорости и какова схема работы агрегата в целом. Об устройстве и ремонте, а также уходе за трансмиссией отечественных грузовиков мы расскажем ниже.

    Как устроена КПП ЗИЛ 130?

    Сначала разберем устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ 130. Эти машины оснащаются пятиступенчатыми трехкодовыми механическими трансмиссиями. Агрегат имеет пять скоростей для передвижения вперед, а также одну передачу для движения задом. В трансмиссии используется два синхронизирующих устройства инерционного типа для включения передач 2 и 3, а также 4 и 5. В картере агрегата на подшипниковых элементах устанавливается первичный вал, называющийся ведущим. Он выполнен в сборе с косозубой шестеренкой и зубчатым венцом для включения передачи 5.

    ustrojstvo transmissii avtomobilya zil 130

    Схема устройства трансмиссии на ЗИЛ

    В расточке вала монтируется роликовое подшипниковое устройство цилиндрического типа. На эту деталь передней стороной ставится вторичный шкив. На чертеже показано, как снизу картера монтируется промежуточный вал, где зафиксирована еще одна шестеренка под номером 1. Она расположена в зацеплении с такой же шестеренкой, отмеченной номером 4, только расположенной на ведущем валу. На промежуточном шкиве устанавливаются еще три аналогичных элемента. Они отмечены номерами: 17 для задней, 15 — для передачи 1.

    На шлицевых элементах вторичного вала имеется прямозубая шестеренка под номером 11, она предназначена для активации первой и задней скорости. Здесь же располагаются зубчатые каретки синхронизирующих устройств 5 и 9. Косозубые шестеренки, вмонтированные на вторичном валу, используются для активации второй скорости (элемент под номером 10), третьей (деталь под номером 7) и четвертой передачи (шестеренка 6). Они установлены так, что находятся в постоянном зацеплении с такими же элементами промежуточного вала. Снизу картера агрегата жестко зафиксирована ось под номером 13, на этом элементе с помощью роликовых подшипниковых устройств цилиндрического типа монтируется блок с прямозубыми шестеренками задней скорости (номер 12 на схеме).

    Большая шестеренка на блоке устанавливается так, что работает в постоянном зацеплении с элементом 17, вмонтированном на промежуточном валу. Внутренняя составляющая картера наполняется расходным материалом — трансмиссионной смазкой. Эта часть закрывается защитной крышкой, в которую монтируется механизм переключения скоростей.

    Схема переключения

    Чтобы понять, как переключать и регулировать в машине скорости, ознакомьтесь с фото схемы.

    Схема переключения селектора на КПП ЗИЛ

    Как работают синхронизаторы?

    Теперь разберем, как переключаются скорости в кинематической коробке передач ЗИЛ 130 и принцип действия синхронизаторов и шестерен. Когда водитель выживает первую скорость, шестеренка под номером 11 начинает передвигаться по шлицам и входит в зацепление с элементом под номером 15 первой передачи, расположенным на промежуточном валу. От первичного вала посредством шестереночных деталей постоянного зацепления, отмеченными номерами 4 и 1, а затем на устройства 15 и 11, передается крутящий момент на вторичный шкив. Передаточное число в данном случае составляет 7,44.

    Когда активируется вторая скорость, муфта, расположенная на синхронизаторе 9, попадает в зацепление с внутренними зубчиками шестеренки под номером 10 передачи 2. В результате того, что этот компонент уже вошел в зацепление с деталью под номером 16 на промежуточном валу, то передача крутящего момента будет осуществляться от первичного вала через шестереночные элементы 4 и 1, а также 16 и 10. Передаче усилия на вторичный вал будет способствовать и зубчатая муфта синхронизирующего устройства. Передаточное число соответствует 4,1.

    При активации водителем передачи 3 муфта данного устройства покидает зацепление с шестереночным элементом 10 и передвигается по шлицам, в результате чего взаимодействует с зубчиками шестеренки 7. В этот момент она уже находится в зацеплении с деталью под номером 18 третьей скорости промежуточного узла. Усилие от первичного шкива будет поступать посредством шестереночных деталей под номерами 4 и 1 зацепления, а также через элементы 18 и 7 третьей скорости. Через зубчатую муфту синхронизирующего устройства крутящий момент поступает на первичный вал. Передаточное число составляет 2,29.

    О ремонте коробки передач ЗИЛ узнайте из ролика, снятого каналом Все о технике и не только.

    Когда водитель включает четвертую передачу, работать начинает синхронизирующее устройство 5. Муфта этого механизма под воздействием начинает двигаться и попадает в зацепление с зубчиками шестеренки под номером 6. На момент взаимодействия она располагается в зацеплении с шестеренкой под номером 19 четвертой скорости на промежуточном валу. Передача усилия осуществляется от первичного шкива через шестереночные детали на вторичный вал. Параметр передаточного отношения составляет 1,47.

    Когда включается передача 5 муфта синхронизирующего механизма покидает зацепление с шестеренкой под номером 6 и, перемещаясь по шлицам, начинает взаимодействовать с внутренними зубчиками, расположенными на четвертой детали первичного вала. В результате два вала — ведущий и вторичный — образуют собой единую конструкцию, выполняющую передачу усилия на карданную передачу транспортного средства. Что касается задней передачи, то при ее активации в работу вступает специальная шестеренка-каретка, отмеченная номером 11. Она начинает перемещаться по шлицам вправо и взаимодействует с шестереночным элементом под номером 12, который расположен на специальном блоке. В момент зацепления больший элемент механизма уже находится в зацеплении с деталью 17 на промежуточном шкиве. Передача усилия от ведущего вала производится посредством шестереночных устройств 4 и 1, 17 и 12’, 12’’ и 11 на вторичный шкив. В ходе передачи крутящего момента меняется направление вращения.

    Ремонт своими руками

    При возникновении неисправностей и поломок в работе кулисы или другого элемента коробки отбора мощности единственным вариантом устранения неполадок будет отремонтировать агрегат. Для выполнения ремонта надо разобрать КПП ЗИЛа с дизельным двигателем, заменить вышедшие из строя компоненты, после чего произвести сборку всех узлов.

    Чтобы произвести ремонт самостоятельно, вам потребуется специальный стол со стендом, без него сборка деталей трансмиссии невозможна.

    Канал Mudo в своем ролике показал, как выполнить замену подшипника и сальников на первичном валу КПП.

    Как выполнить сборку узлов трансмиссии?

    Сначала собирается ведущий вал:

    1. Выполните сборку шарикового подшипникового устройства, для этого стопорное кольцо надо установить в канавку элемента.
    2. Подшипниковая деталь устанавливается в специальное место на первичном валу. При установке учтите, что выточку элемента надо обратить наружу.
    3. Когда первичный вал размещается на специальном столе пресса, выполняется напрессовка подшипникового устройства с помощью приспособления. Для выполнения задачи потребуется оправка, ей надо до упора забить подшипник на шейку вала.
    4. Используя динамометрический ключ, закрутите гайки, при этом соблюдайте усилие 20 кГм. Для предотвращения случайного откручивания бортик детали надо устанавливать в паз первичного вала.
    5. Когда узел будет установлен на столе, солидолом обработайте внутренние гнезда шестеренки. Затем на место можно установить роликовые подшипники. Учтите, последний ролик надо вмонтировать свободно, чтобы не было натяга. Когда процедура монтажа завершена, следует выполнить диагностику, насколько свободно вращаются роликовые элементы. Они должна перемещаться свободно, но не выпадать из места монтажа.
    6. Выполняется установка стопорного кольца в посадочное место, когда все ролики будут вмонтированы.
    7. Прежде чем начать процедуру сборки синхронизирующих устройств второй и третьей скорости, в приспособление надо установить три опоры фиксирующего устройство. При этом фрезерованную поверхность опоры необходимо установить наружу.
    8. Когда опоры будут на месте, вам надо добиться совмещения отверстий на них. После этого на наружные поверхности выполняется запрессовка колец.
    9. Выполняется сборка трех креплений, для этого используются пружинка и шарики. Они монтируются в специальное место, расположенное на каретке. По аналогичной схеме выполняется сборка второго кольца, которое впоследствии устанавливается на блокирующие пальцы.

    Для сборки промежуточного вала выполняется запрессовка шестеренок:

    1. На шлицевые элементы узла надо нанести слой смазки.
    2. Производится монтаж шпонки, а также шестереночного элемента второй скорости в паз.
    3. Для фиксации вала потребуется специальный стенд. Усилие, которое требуется для надежного крепления, обеспечивается благодаря штоку тормозной камеры, которая управляется посредством рукоятки, установленной на пневмокране. Если вы выполняете задачу запрессовки самостоятельно, то вам надо установить ее на вал до упора.

    Пользователь Владимир Пивинов показал в ролике, как выполнить ремонт коробки передач, если вылетает пятая скорость.

    Ведомый вал собирается так:

    1. Выполняется монтаж вала на приспособление на столе, при этом его резьба должна быть направлена вниз. На шлицы механизма наносится слой смазки, обычно для этого используется масло для коробки передач.
    2. Затем на шлицы производится монтаж шестеренки первой скорости. При установке учитывайте, чтобы кольцевой паз ступицы был направлен в сторону переднего конца первичного вала. Обязательно проверьте правильность сборки узла свободным ходом шестеренки, она должна перемещаться по шлицевым элементам свободно.
    3. На шейку наносится слой смазочного вещества, после чего на вал производится монтаж шестеренки второй скорости. В этом случае зубчатый венец детали был направлен в сторону переднего конца вторичного шкива.
    4. Используя солидол, смазывается упорная шайба и устанавливается в посадочное место со стопорным кольцом. Учтите, зазор между деталью и боковой поверхностью ступицы должен составить не более 0,1 мм. Выполните диагностику правильности монтажа механизма на шейке вала, вращайте шестеренку рукой. Она должна перемещаться свободно.
    5. Синхронизирующее устройство скоростей 2 и 3 монтируется на вал таким образом, чтобы выточка на боковой части каретки располагалась в сторону шестеренки передачи 2. На шейку наносится слой смазочного материала, а затем на ведущий вал производится установка шестеренки скорости 3. При монтаже шлицевое отверстие необходимо направить в сторону синхронизирующего устройства.
    6. Теперь надо нанести слой солидола на упорную шайбу шестеренки скорости 3, после чего элемент монтируется на вал. Производится напрессовка втулки посредством ударов молотка по оправе. Необходимо, чтобы упорная шайба была плотно зажата между самой втулкой и буртиком, расположенном на ведомом валу.
    7. Нанесите слой смазочного вещества на шейку вала и установите на место шестеренку четвертой скорости. Проверьте правильность монтажа, вращая деталь вокруг своей оси.
    8. На упорную шайбу шестеренки скорости 4 нанесите слой солидола. Установите ее в посадочное место вместе со стопорным кольцом. Зазор в этом случае должен быть не более 0,1 мм между боковой частью фланца и самой шайбой. Выполните монтаж синхронизирующего устройства скоростей 4 и 5 на ведомый вал. Попробуйте переместить каретку по шлицевым элементам. Если она передвигается свободно, то монтаж выполнен верно.

    Пользователь Василий Панченко в своем ролике показал, как выбивает первичный вал на ЗИЛовской трансмиссии.

    Процедура сборки и разборки механизма переключения коробки передач выполняется с помощью специального приспособления.

    Найти такой прибор в продаже проблематично, его следует искать на СТО:

    1. В устройстве надо закрепить крышку трансмиссии. На торце приспособления есть отверстие, в него монтируется заглушка путем запрессовки с помощью молотка и оправки, удары выполняются по центру.
    2. Выполняется сборка сапуна, после чего он закручивается в крышку.
    3. Запрессовываются две установочные втулки, для этого используется молоток.
    4. В специально предназначенные гнезда под крепления выполняется установка пружин фиксаторов.
    5. В левое отверстие монтируется шарик, который утапливается в посадочное место бородком.
    6. Далее, выполняется монтаж шток для переключения первой и задней скорости. Непосредственно до монтажа на деталь надо нанести слой трансмиссионной жидкости.
    7. Установите шток внутрь крышки так, чтобы он вошел в положение, при котором отверстие крепления перекроется. Этого можно добиться резким движением. На самом штоке надо установить вилку и головку штока скоростей 1 и 2. Монтаж вилки осуществляется таким образом, чтобы ступица была направлена в сторону отверстий, в которые производится монтаж заглушек.
    8. Шток перемещается по оси так, чтобы шар крепления и канавка нейтральной скорости совпали друг с другом. Остается установить два других штока, их монтаж выполняется аналогичным образом. Непосредственно до монтажа компонентов производится установка блокировочных шариков. Эти элементы ставятся парами.
    9. Плотно закрепляются предохранительные головки, а также вилка, для этого используются стопорные болты. После фиксации болтики шплинтуются проволокой. Затем производится монтаж заглушек.

    Последний узел, который остается собрать, это рычаг переключения трансмиссии:

    1. Картер селектора монтируется в специальный девайс либо обычные тиски.
    2. Стопорный элемент монтируется в отверстие на картере агрегата. Затем на селектор надевается чехол и он устанавливается на место.
    3. Слоем солидола надо обработать шаровую поверхность. За выступы, расположенные на картере, надо завести пружинку селектора, они монтируются на хвостовик с опорой шаровой составляющей.
    4. Далее, надо собрать промежуточный рычаг скоростей 1 и 2. При выполнении задачи в устройство надо вмонтировать предохранительный элемент и пружинку, а также шайбу, которая крепится шплинтом.
    5. Слоем солидола надо обработать ось рычага, после чего он монтируется в промежуточный вал.
    6. Когда вы демонтируете механизм из приспособления, на картер монтируется защитный чехол.
    7. Гайкой надо зафиксировать шаровую рукоятку на самом рычаге. На крышке коробки передач, используя герметик или клей, крепится прокладка. Предварительно на нее надо нанести слой резиновой смолы.
    8. Производится монтаж промежуточного элемента в прорезь, расположенную на головке штока. Другая часть рычага монтируется в паз вилки. В итоге надо закрепить картер рычага на коробке, для этого потребуется специальное крепление с пружинными шайбами.

    Схема устройства для диагностики синхронизирующих устройств на усилие включения Стенд для запрессовки шестеренок на валы трансмиссии Специальный стенд для сборки КПП ЗИЛ

    Как выполнить сборку трансмиссии?

    Чтобы установить и произвести сборку всех компонентов в один агрегат, нужно использовать специальные стенды, которые оснащены одним или несколькими постами:

    1. Выполняется крепление сменной головки на картере коробки передач. Используя тельфер на стенде, зафиксированную деталь надо передвинуть к месту, где будет выполняться сборка. Все компоненты и детали подготовьте заранее и положите их рядом.
    2. Надо закрыть все отверстия. Пробка монтируется в заливное отверстие, а в сливное устанавливается заглушка с магнитом, который используется для сборки продуктов износа.
    3. Производится монтаж стопорного кольца на картере, для установки используйте пассатижи.
    4. Выполняется установка подшипникового устройства на промежуточный вал. Когда устройство будет вмонтировано, вместе с шестеренками его надо поставить в картер. Сначала устанавливается задняя часть детали, затем монтируется передний конец.
    5. Выполняется запрессовка стопорного кольца к задней части вала, когда этот элемент будет установлен на подшипниковое устройство. С помощью оправки задняя часть вала монтируется на картер. Динамометрическим ключом надо затянуть гайку на резьбе шкива. После этого торец гайки следует вдавить в паз. В результате монтажа в картер вал должен без проблем вращаться рукой. Если это так, то процедура установки и сборки выполнены верно. Крышка монтируется в специально отведенное место с фиксацией крепления, собранного с шайбами и прокладками. Когда монтаж завершен, динамометрическим ключом надо затянуть гайку с усилием не более 3,3 кГм.
    6. Теперь выполняется сборка блока шестеренок задней передачи. Для этого распорную втулку необходимо поставить между подшипниковыми устройствами, расположенными в блоке. Для монтажа используется специальное отверстие. Ось самого блока необходимо установить в посадочное место на картере.
    7. Выполняется запрессовка с помощью молотка. Она выполняется до тех пор, пока торцевая часть канавки не упрется в плоскость картера. Стопор при этом надо установить так, чтобы он попал в канавку. Его фиксация производится с помощью ключа, усилие должно быть не более 2 кГм.
    8. Выполняется сборка крышки люков. Производится монтаж фиксатора с шайбами, а также уплотнителей на картере. При помощи оправки производится монтаж заглушки в специальное отверстие. Уплотнительные элементы монтируются непосредственно на выточке, расположенной в месте монтажа роликового подшипника.
    9. Затем выполняется сборка ведомого вала. Для этого он устанавливается в картере коробки передач. На подшипниковое устройство, расположенное сзади, производится монтаж стопорного кольца, для этого потребуется специальное приспособление.
    10. Производится установка подшипника со стопором на сам вал. При установке выточку надо вывести наружу. С помощью молотка и оправки выполняется установка детали на вал и в картер. Шестеренку спидометра необходимо установить на конец промежуточного шкива, выступающего из картера. После этого данный элемент запрессовывается в подшипник до упора, для этого потребуется оправка.
    11. Что касается сборки ведущего вала, то он устанавливается с подшипниковым устройством в картере. В ходе монтажа следует установить один конец вала в отверстие, расположенное на промежуточном шкиве. Для монтажа демонтируйте технологическую оправку. При помощи оправки выполните запрессовку вала с подшипниковым элементом. Установите крышку, а также уплотнительный компонент. Сама крышка крепится с помощью фиксатора.
    12. Для монтажа механизма переключения скоростей шестеренки следует поставить в нейтральное положение. На этих элементах, а также в муфте имеются специальные пазы, выполненные в виде колец. В них производится монтаж вилки.
    13. Затем с крышкой производится установка прокладки. Вместе с креплением выполняется фиксация узла к картеру агрегата. Когда процедура будет завершена, следует произвести диагностику сборки. Возьмитесь за хвостовик первичного узла и прокрутите его. Если все сделано правильно, то элементы будут без проблем прокручиваться.

    Пользователь Андрей Свердлов в своем ролике рассказал, какие нюансы следует учесть при сборке трансмиссионного агрегата ЗИЛ.

    Проверка работы КПП

    Для выполнения диагностики и регулировки коробки передач необходим специальный стенд, схема которого приведена на картинках выше. В раме этого приспособления монтируется привод, а также устройство для обеспечения нагрузки и емкость для трансмиссионной жидкости. Благодаря гидравлическому регулятору, который ставится на крышке, выполняется замер параметра нагрузки. При помощи нескольких зажимов производится установка коробки передач к кронштейну.

    К электрическому мотору посредством муфты подсоединяется ведущий вал. Он соединяется с трансмиссией посредством карданного вала, при этом помпа подключается к емкости для смазки с помощью патрубка. Регуляторное устройство подсоединяется к нагнетательному трубопроводу. По параметрам, которые выдает это приспособление, выполняется контроль уровня нагрузки, создающегося под воздействием гидравлического тормоза.

    В корпусе регулятора имеется специальное отверстие, в которое устанавливается гильза. В этом устройстве имеется стальная пробка с внутренним каналом, по которому подается смазочная жидкость от помпы. На боковой части имеется рукоятка, а если надо установить пробку в определенное положение на скорости, применяется специальное крепление. В какое именно положение установить рычаг для диагностики коробки передач, определяет градуированный диск, расположенный ниже рукоятки.

    Гильза с пробкой соединяется посредством семи каналов, в одном из которых монтируется предохранительный клапан. Он предназначен для защиты трансмиссионной системы при увеличении давления смазочного вещества выше положенного предела. В других каналах устанавливаются кольца и жиклеры, размер сечения последних определяется при настройке стенда. Сами каналы закрываются посредством пробок с отверстиями, через которые смазочный материал поступает в емкость. Для диагностики работоспособности агрегата на определенной скорости надо провернуть рукоятку, что способствует образованию сопротивления. Диагностика работы коробки передач обязательно выполняется на стенде, перед выполнением задачи необходимо заменить рабочее масло в агрегате.

    Уход за коробкой передач

    Выполняя разборку и ремонт или меняя рабочую жидкость в системе трансмиссии, нельзя допустить попадания в агрегат загрязнений, пыли, продуктов износа. Это может привести к заеданию шестеренок, которые вращаются на первичном валу. Магнит, расположенный на пробке сливного отверстия, подлежит очистке при каждой замене жидкости. Также желательно выполнять промывку каналов сапуна, установленного в винт на креплении крышки. Если эти каналы будут забиты, это приведет к увеличению давления в трансмиссии и утечке рабочей жидкости.

    Видео «Дефектовка коробки передач ЗИЛ 130 своими руками»

    Канал Разные Мысли предоставил ролик, в котором подробно описан процесс дефектовки элементов трансмиссионного агрегата.

    Источник https://www.zaoair.com/customers/articles/zil-130-korobka-peredach-sborka-i-proverka/

    Источник https://ltruck-service.ru/brend/shema-pereklyucheniya-peredach-zil-130.html

    Источник https://autodvig.com/kpp/korobka-peredach-zil-130-18709/

    Читать статью  Всё о 6-ступенчатой АКПП для моделей Kia и Hyundai: её особенности и слабые места — АвтоСтронг-М на DRIVE2
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: