«Автомат» Tiptronic на Peugeot: при чем тут Porsche и какова надежность

К нам с вопросом обратился читатель: «Не могли бы вы подробно осветить вопрос о АКПП TipTronic-System Porsche, которые ставились, в частности, на автомобили Peugeot. Сам владею Peugeot 508 1.6 HDI 2016 года с данной АКПП». Попробуем разобраться.

На самом деле не совсем понятно, что именно интересует автора вопроса: надежность коробки, вопросы эксплуатации или вообще интерес, какое отношение имеет Porsche к автомобилям Peugeot. К тому же надо понимать, что даже если говорим про авто, выпускавшиеся в 2010-х, то речь может идти о разных моделях АКПП со своими особенностями и недостатками.

При чем здесь Porsche?

Фразу «TipTronic-System Porsche» содержит едва ли не любое руководство по эксплуатации к автомобилям Peugeot. И оно действительно касается автоматической коробки передач. При этом сами АКПП никакого прямого отношения к знаменитому немецкому производителю не имеют.

А дело вот в чем. В 1990 году именно компания Porsche запатентовала название Tiptronic для нового в тот момент принципа управления АКПП в ручном режиме: из положения D рычаг переводится в сторону, а далее, покачивая его вперед-назад, водитель получает возможность переключать передачи принудительно, как это делается на спортивных секвентальных коробках передач.

Поэтому, применяя фразу «TipTronic-System Porsche», Peugeot лишь указывает, что автоматическая коробка, установленная на автомобиль, имеет данное техническое решение. Почему – вполне доступно объясняет русскоязычная Википедия: «Любая гидромеханическая АКПП с электронным управлением, блокировкой гидротрансформатора на всех передачах и конкретно данным алгоритмом ручной смены передач по правилам о товарных знаках должна называться Tiptronic».

При этом, как мы уже сказали, на автомобилях Peugeot применяются разные модели автоматических коробок. Вкратце расскажем о наиболее популярных версиях.

AL4/АТ8

Под этими индексами скрывается 4-ступенчатая АКПП. Это совместная разработка PSA и Renault (DP0), которая массово применялась на моделях Peugeot, Citroёn и Renault с начала 2000-х. Довольно простой и потому недорогой как в производстве, так и в обслуживании и ремонте агрегат со временем приобрел репутацию не очень ресурсного и надежного. Особенно это касается ранних версий, в то время как более поздние благодаря внесенным изменениям считаются более удачными, хотя и не до конца избавленными от проблем.

02

Из-за недостаточно эффективной системы охлаждения коробка страдает от перегревов, что приводит к ускоренному износу фрикционов, а также к загрязнениям масла – и уже оно ведет к выходу их строя управляющих соленоидов гидроблока. Чтобы отдалить момент появления проблем (а они могут возникнуть при пробеге 80.000 км), следует сократить интервалы замены масла до 40.000 км, прогревать коробку в зимний период эксплуатации, исключить агрессивный стиль езды и по возможности обходиться без режимов, нагружающих трансмиссию (езда по бездорожью, буксировка прицепов или других автомобилей).

Читать статью  Схема переключения КПП на автомобилях Урал и рекомендации по эксплуатации | АвтоЗапчасти УРАЛ

Впрочем, некоторые владельцы и сервисмены к коробке AL4/АТ8 относятся по-философски: если даже и сломается, ремонт относительно прост и недорог, а после него можно смело проехать еще 80.000-100.000 км.

АМ6/АТ6/ЕАТ8

А это уже 6-ступенчатые АКПП производства Aisin. Менее мощные версии оснащаются коробкой TF-70SC (AT6), остальные, в том числе и дизельная версия Peugeot 508, как у автора вопроса, – TF-80SC (AM6). А с 2013 года на некоторые модели, например Peugeot 308, ставится усовершенствованная TF82-SC. В целом данное семейство коробок хорошо известно сервисменам, поскольку применяется на автомобилях разных марок и моделей. Развитая сервисная база обеспечивает приемлемую стоимость обслуживания и ремонта, впрочем, последний требуется нечасто.

03

Этот «автомат» считается вполне надежным, но при условии своевременного обслуживания (рекомендовано раз в 60.000 км). Дело в том, что из-за ранней блокировки гидротрансформатора, примененной ради повышения эффективности АКПП, происходит обильное образование продуктов износа фрикционов, которые накапливаются в масле. Растягивание интервалов его замены грозит преждевременным выходом из строя соленоидов гидроблока, страдает и сам гидротрансформатор. Кроме этого, на ресурс коробки и гидротрансформатора влияют стиль езды и эксплуатационные нагрузки. Для ранних версий была актуальна проблема перегревов, которая решалась установкой внешнего радиатора.

В принципе все сказанное выше можно отнести и к более современной 8-ступенчатой коробке TG-81SC (ЕАТ8), которая устанавливается на некоторые модели Peugeot с 2017 года. История та же: надежность на высоте, но гидроблок чувствителен к чистоте масла, а она зависит от того, насколько часто меняют масло и как часто водитель практикует активные старты и интенсивные разгоны.

04

Собственно говоря, больше рассказывать про «автоматы» Peugeot особо нечего. Соблюдая сроки обслуживания, не перегружая коробку агрессивной ездой, тем самым вы отсрочите момент, когда она потребует ремонта.

Автоматические коробки передач в базе объявлений Автобизнеса

Коробки передач Peugeot

Полный список коробок передач компании Peugeot на одной странице: механические, автоматические, роботизированные и вариаторы.

Список всех автоматических коробок передач японской компании Peugeot.

Гидромеханические автоматы Peugeot

Роботизированные коробки Peugeot

Расшифровка названия автоматической трансмиссии Peugeot

Название французского гидромеханического автомата состоит лишь из трех символов.

Первая буква А — это автомат, а вторая буква означает серию, к которой акпп относится.

Третья цифра указывает количество передач в акпп (4-х ступенчатая АТ8 — исключение).

Роботизированные коробки компании Пежо имеют фирменную систему наименований.

Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

Обсуждаем проблемы французской АКПП AL4/DP0 автомобилей Citrоёn, Peugeot, Renault

a21bccds 100

Для большинства французских автомобилей, выпущенных в период с 1998 по 2005 гг., основной (и, практически, единственной) автоматической коробкой передач (АКП) стал агрегат под обозначением AL4. С точки зрения «железа» этот агрегат представляет собой четырехступенчатую гидромеханическую коробку передач (ГМП) с электронным управлением. Данная АКПП стала «плодом» сотрудничества концерна Peugeot-Citroen (PSA Group) и компании Renault S.A, а потому получила распространение на авто всех троих автопроизводителей. Единственное, что на модели Renault коробка AL4 устанавливалась под «псеводнимом» DP0

Читать статью  Разборка и сборка коробки передач | Трансмиссия | Руководство Daewoo

08AAAgPTQOA 960

Проблемы «врожденные»

Управляющие работой коробки «соленоиды» или, как говорят специалисты, регулирующие электрогидравлические клапана (ЭГК), в интернете не «пнул» только самый ленивый автоблогер. Поэтому именно они являются главным «интернет-ужастиком» «автомата» DP0/AL4. Несмотря на шумиху, управляющих ЭГК у трансмиссии AL4 всего лишь два: один отвечает за блокировку гидротрансформатора (ГТ), а второй – за регулировку давления (Main Pressure Regulator). Понятно, что «дыма без огня не бывает», поэтому надо признать, что оба соленоида являются проблемными в силу их конструктивной недоработки. В принципе, сама по себе «гидравлика» этих ЭГК достаточно надежна, а вот электрическая часть модуляторов давления получилась откровенно «хлипкой», вследствие чего возникновение неисправности электрогидравлических клапанов на коробках DP0/AL4 – явление достаточно распространенное. Вследствие этого АКПП «уходит в аварию» после чего может двигаться только на 3-й передаче. Возникновение в электронном блоке управления коробки случайной ошибки по функции регулировки давления из-за неисправности соленоида MPR также приводит активации аварийного режима.

sAAAgPTQOA 960

Соленоиды, управляющие блокировкой ГТ и регулировкой давления, производителем признаны дефектными. Улучшенные соленоиды производства BorgWarner пошли в серию с 2003 года.

Для водителя движение машины с АКПП на 3-й передаче напоминает «буксование» сцепления. С точки зрения «железа», в коробке происходит следующее: гидротрансформатор разблокирован, а для обеспечения гидравлической передачи крутящего момента двигателя насосное колесо ГТ подает на турбинное колесо давление в 10-11 бар. Продолжать ездить в аварийном режиме нельзя, так как можно «сжечь» фрикционные механизмы коробки. Или же раньше, что более вероятно, из-за высокого давления в «автомате» произойдет обрыв «серьги» ленты тормоза, что окончательно и бесповоротно «угробит» АКП.

При своевременном выявлении проблем с управляющими соленоидами и безотлагательной их замене, можно отделаться «легким испугом» – цена одного оригинального ЭГК в настоящее время не превышает 100$. А для их замены на большинстве автомобилей, оснащенных АКПП DP0/AL4, нет нужды снимать «автомат». Модернизированные соленоиды производства BorgWarner (отличаются от старых «фишкой» электроразъема черного цвета) требуют переустановку программного обеспечения (ПО) в электронном блоке управления (ЭБУ) коробкой. Лучше (и гораздо дешевле на перспективу) менять управляющие электрогидравлические клапаны парой.
При этом описываемый ремонт АКПП AL4, включающий в себя замену ЭГК, обновление версии ПО, замену ATF и переборку гидравлики все равно будет дешевле полного восстановления поврежденной коробки.

s8AAAgPTQOA 960

Еще одна «врожденная» беда АКПП DP0/AL4 – неудачное ПО на «автоматах» ранних годов выпуска (1997-1999 гг.). Так, из-за заводского дефекта ПО, на части коробок DP0 определенных серий при попытке штатного перепрограммирования блока управления через OBD II (в связи с заменой ЭГК), неожиданно выходит из строя сам ЭБУ. Причина – установленное в блоке управления дефектное ПО. Чтобы решить проблему, придется менять ЭБУ на новый на официальной СТО (стоимость блока около 1000$) или же «вручную» «перепрошивать» микросхему ПЗУ на программаторе у «народных» специалистов.

Читать статью  КУЛАЧКОВАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ(Cеквентальный механизм) — DRIVE2

Впрочем, внезапный самопроизвольный выход из строя, произведенного компанией Siemens ЭБУ коробкой, возможен и без вмешательства в его «мозг».

Эксплуатационные проблемы и вопросы

На «автоматах» DP0/AL4 с большими пробегами встречается несвязанный с «соленоидами» отрыв «серьги» тормозной ленты. Стоимость новой ленты умеренная – около 50-70$, плюс работа по полной разборке АКП. Другой причиной отрыва «серьги» ленты тормоза может быть резонансный скачок давления в «автомате».

На автомобилях с АКПП DP0/AL4 при очень больших пробегах, возможен переход трансмиссии в аварийный режим из-за нарушения регулировки давления. Собственно нарушение регулировки давления происходит из-за механических загрязнений масла и фильтрующего элемента коробки. (Фильтр забивается грязью и продуктами износа коробки до такой степени, что давление на входе в насос падает.) Устранение проблемы потребует разборки, промывки и последующей дефектовки деталей «автомата».

hCAAAgPTQOA 960

Надо отметить, что трансмиссия DP0/AL4 вообще не любит грязи и категорически не приемлет экономии на качестве трансмиссионной жидкости. Для заправки коробок, установленных на машинах Peugeot и Citroen производитель рекомендует трансмиссионную жидкость ESSO LT-71141 или ATF Total PR 9736.22. Для «автоматов» DP0 компания Renault использует ATF Elf Dextron III. Однако никто из производителей не устанавливает сроков замены трансмиссионной жидкости: по их представлениям, ATF залита на весь срок службы агрегата и замене не подлежит.

Однако, специализирующиеся на ремонте автоматических трансмиссий мастера, рекомендуют проводить частичную замену масла (ATF) в коробках DP0/AL4 с интервалом 60-80 тыс. км. Заменить трансмиссионную жидкость полностью без демонтажа и разборки «автомата» не получится, при замене сливается лишь часть жидкости. Фильтрующий элемент расположен внутри корпуса агрегата и при замене ATF не меняется.

zCAAAgPTQOA 960

Вместо резюме

К выбору автомобиля с коробкой DP0/AL4 нужно подходить очень аккуратно. Зачастую машины с ними имеют неясные или же очень большие пробеги, а значит, срок службы АКПП либо вышел, либо близок к окончанию. Также и при покупке контрактного «автомата» DP0/AL4 нужно не ошибиться с «меткой узла», которых существует несколько десятков. Дело в том, что в течение всего времени производства АКПП DP0/AL4 подвергались постоянной модернизации с изменением типа ЭГК и ПО блока управления. И уж конечно не стоит надеяться восстановить работоспособность «автомата» с помощью соленоидов б/у – очень велика возможность столкнуться с несоответствием ПО параметрам регуляторов давления, установленных в гидроблоке.

rCAAAgPTQOA 960

Впрочем, трансмиссии DP0/AL4 нельзя назвать «одноразовыми». Например, трехзвенные планетарные механизмы этих коробок достаточно надежны и, как правило, выходят из строя только на очень «древних» агрегатах.

Касательно общего ресурса данных «автоматов» можно сказать, что в случае своевременного устранения вышеупомянутых проблем с соленоидами и ПО, соблюдения сроков проведения ТО, а также спокойном стиле вождения, АКПП DP0/AL4 способны выдержать без капремонта вплоть до 300 тыс. км пробега.

Источник https://www.abw.by/novosti/automarket/220428

Источник https://otoba.ru/transmissii/peugeot.html

Источник https://www.drive2.ru/o/b/505190409664726114/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: