Схема переключения КПП на автомобилях Урал и рекомендации по эксплуатации
Практика показала, что грузовики марки Урал оснащаются чрезвычайно надежными коробками передач, независимо от того, какая схема включения используется. Данные агрегаты способны обеспечить выполнения любых поставленных задач при езде нагруженного и пустого грузовика в самых разных дорожных и погодных условиях.
К примеру автомобили моделей Урал 4320 и Урал 5557 оснащены трансмиссией ЯМЗ 236У. Такая коробка имеет 6 передач (5 передач переднего хода и 1 заднего) и является 3-ходовой. Конструкция этой КПП предполагает смешанное зубчатое сцепление и наличие неподвижных валовых осей. Передаточные числа для каждой передачи соответствуют значениям 5,96 / 2,90 / 1,52 / 1,01 / 0,66 (для пяти передних) и 5,48 (для задней).
Пятая передача с передаточным числом 0,66 позволяет обеспечить автомобилю максимальную топливную экономичность. Помимо того, данный режим работы ощутимо снижает износ компонентов силового агрегата, поскольку езда на пятой передаче предполагает понижение частоты вращения коленвала без уменьшения темпа движения техники.
Зубчатая передача, которая используется в коробке передач Урала, отвечает за переключение заднего хода и 1-й передачи. Все остальные ступени (3-я, 4-я и 5-я) синхронизированы. Помимо того, в автомобилях используется раздаточная коробка с высшей и низшей передачами, которая имеет функцию блокировки/разблокировки дифференциала.
Схема переключения КПП на Урал 4320
Когда речь идет об Уралах моделей 6563 и 6470, следует понимать, что у них схема переключения передач совершенно иная. Данная техника укомплектована трансмиссией модели ЯМЗ 239. Подобный агрегат механического типа имеет 9 ступеней, демультипликатор и синхронизаторы (для всех передач, кроме задней).
Рекомендации по эксплуатации коробки передач с демультипликатором
При использовании рассматриваемых моделей грузовиков передачи с 1-й по 5-ю, и с 6-й по 9-ю переключаются путем перемещения рычага в определенное положение. А вот для подключения 6-й передачи необходимо осуществить перемещение тумблера демультипликатора на активацию передач высшего диапазона при включенной 5-й передаче. После этого необходимо перевести рычаг в положение второй передачи.
Автоматическая активация высшего диапазона передач в демультипликаторе производится при перемещении рычага через нейтральное положение. Сам рычаг нужно ненадолго задержать в нейтральной позиции, дождавшись момента, когда погаснет сигнальная лампочка демультипликатора, что будет означать активацию верхнего диапазона.
Если необходимо понизить передачу с 6-й на 5-ю, водителю требуется переключить клавишу демультипликатора на позицию нижнего диапазона. Шестая передача должна быть включена. Скоростной режим следует снизить до 45-ти километров в час или меньше. В таких условиях рычаг трансмиссии нужно перевести в нейтральную позицию и ненадолго зафиксировать, дождавшись тушения сигнальной лампочки, после чего переместить его в позицию пятой передачи.
В случаях, когда управление трансмиссией осуществляется дистанционно, позиционирование рычага коробки передач может отличаться. Об этом написано в руководстве по использованию каждого конкретного транспортного средства.
Также необходимо помнить о том, что задняя передача включается лишь после остановки транспортного средства. При перемещении рычага в положение заднего хода из нейтральной позиции водитель должен чувствовать небольшое сопротивление, оказываемое пружиной предохранителя. Двигаться кормой вперед автомобиль может только тогда, когда в демультипликаторе активирован нижний диапазон передач.
При полной загрузке машины трогание с места осуществляется на 1-й передаче. Если загрузка грузовика частичная, а покрытие дороги твердое и ровное, тогда допускается трогание на 2-й передаче.
В случаях, когда требуется буксировка грузовика Урал, водителю необходимо выключить силовой агрегат и снять промежуточный «кардан». Если последнее условие не выполняется, тогда буксировку нужно выполнять на скорости до 40 километров в час.
Схема переключения КПП с демультипликатором
Несмотря на высокую надежность и долговечность конструкции, срок службы трансмиссии напрямую зависит от своевременного и качественного обслуживания. Очень важно регулярно проверять уровень смазки посредством указателя, расположенного на пробке коробки передач. Для пополнения или замены смазки в механизме используются сливные отверстия, которые расположены сбоку и снизу агрегата. Отработанное масло сливается, а новое заливается строго по инструкции и карте смазки. При необходимости производится ремонт коробки переменных передач или же замена изношенных деталей.
Коробка передач автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320
В этих автомобилях устанавливается пятиступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления на всех передачах и с синхронизаторами включения второй, третьей, четвертой и пятой передач. Все шестерни коробки передач косозубые, кроме шестерни первой передачи и заднего хода.
На автомобиле КамАЗ-4310 устанавливается коробка передач модели 14, а на автомобиле Урал-4320 — модели 141 (модификация модели 14). Коробки одинаковы по устройству, но имеют разные передаточные числа (модели 14 имеет прямую передачу пятую, модель 141 — четвертую, пятая передача здесь ускоряющая). Кроме того, привод коробки передач автомобиля КамАЗ-4310 дистанционный, на автомобиле Урал-4320 непосредственного действия.
Таблица 4. Передаточные числа коробок передач
Передачи КамАЗ-4310 УРАЛ-4320 ЗИЛ-131
Первая 7,62 5,62 7,44
Вторая 4,03 2,89 4,10
Третья 2,50 1,64 2,29
Четвертая 1,53 1,0 1,47
Пятая 1,0 0,724 1,0
Заднего хода 7,38 5,30 7,09
Передаточные числа коробок передач приведены в таблице 4. Крепится коробка передач к картеру сцепления.
Рис. 102. Коробка передач автомобиля КамАЗ-4310: 1, 20 — шестерни первой передачи; 2 — шестерня заднего хода; 3 -сливная пробка; 4, 17 — шестерни второй передачи; 5, 15 — шестерни третьей передачи; 6, 14 — шестерни четвертой передачи; 7 — картер; 8 — ведомый вал: 9 — шестерня привода промежуточного вала; 10 — промежуточный зал; 11 — ведущий вал; 12 — маслонагнетающее кольцо; 13 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 16 — синхронизатор второй и третьей передачи; 18 — шестерня заднего хода; 19 — муфта включения первой передачи и передачи заднего хода; 21 — ступица; 22 — стакан подшипника; 23 — ось; 24 — блок шестерен заднего хода.
Основными частями коробки передач являются: картер 7 с крышкой (рис.102), ведущий вал 11 с шестерней и подшипниками, промежуточный вал 10 с шестернями и подшипниками, ведомый вал 8 с шестернями и подшипниками, блок шестерен заднего хода 24 с осью 23, синхронизаторы 13 и 16, муфта включения первой передачи и передачи заднего хода 19, механизм переключения передач.
Картер отлит из чугуна и закрывается сверху крышкой, в которой размещается механизм переключения передач. В боковых стенках картера имеются люки, через которые к коробке передач присоединяются коробки отбора мощности, при их отсутствии люки закрываются крышками, На правой стенке картера имеется маслозаливная горловина, к пробке которой прикреплен указатель уровня масла, на левой стенке с внутренней стороны отлит маслонакопитель, куда масло забрызгивается при вращении шестерен. В нижней части картера имеются два сливных отверстия, закрываемых пробками, в передней пробке установлен магнит для улавливания металлических частиц — продуктов износа. В передней и задней стенках картера выполнены расточки для установки подшипников валов.
Ведущий вал изготовлен заодно с шестерней и устанавливается на двух шариковых подшипниках, передний подшипник размещен в расточке коленчатого вала, задний — в расточке стенки картера. Задний подшипник закрывается крышкой, в которой расположены две резиновых манжеты. Между крышкой и наружным кольцом заднего подшипника устанавливается набор регулировочных прокладок для ограничения осевого перемещения ведущего вала. Перед подшипником на валу установлено маслонагнетательное кольцо 12.
Промежуточный вал вращается на роликовом однорядном и сферическом двухрядном подшипниках; задний подшипник расположен в стакане 22. Шестерни первой и второй 4 передач, а также шестерня 2 заднего хода изготовлены заодно с промежуточным валом. Шестерни третьей 5, четвертой б передач и шестерня 9 привода промежуточного вала установлены на сегментных шпонках и зафиксированы кольцом, вставленным в проточку вала между передним подшипником и шестерней 9.
Ведомый вал 8 также вращается на двух подшипниках. Передний роликовый подшипник расположен в расточке ведущего вала, задний — в расточке стенки картера. Задний подшипник закрывается крышкой, под которую установлены регулировочные прокладки, ограничивающие осевое перемещение ведомого вала. На шлицах вала установлен фланец для подсоединения карданной передачи. Выход вала уплотняется резиновым сальником.
На ведомом валу размещены шестерни первой передачи 20, шестерня заднего хода 18, шестерни второй 17, третьей 15 и пятой 14 передач. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала и вращаются на специальных роликовых подшипниках без колец. На шлицах вала установлены каретки синхронизаторов 13 и 16, ступица 21 зубчатой муфты включения первой передачи и заднего хода. Внутри ведомого вала имеется канал для подвода масла к подшипникам шестерен.
Блок шестерен заднего хода установлен на оси 23 на двух роликовых подшипниках. Большая шестерня блока находится в постоянном зацеплении с шестерней 2 промежуточного вала, меньшая шестерня блока постоянно соединена с шестерней 18 ведомого вала. Осевые перемещения блока ограничены двумя упорными шайбами.
Синхронизаторы служат для бесшумного переключения передач путем выравнивания условных скоростей шестерни и вала. В рассматриваемой коробке два инерционных синхронизатора с блокировочными пальцами. По принципу действия оба синхронизатора одинаковы, но отличаются друг от друга некоторыми конструктивными особенностями.
Рис. 103. Синхронизатор второй и третьей передач: 1 — палец фиксатора; 2,4- фрикционные кольца; 3 — блокирующий палец; 5 -каретка; 6 — пружина; 7 — шарик.
Синхронизатор второй и третьей передач (рис. 103) состоит из каретки 5, двух фрикционных колец 2 и 4, восьми блокирующих пальцев 3 и четырех фиксаторов.
Внутренне отверстие каретки имеет три зубчатых венца. Крайние зубчатые венцы утонены по сравнению со средним и вместе с зубчатыми венцами ведомого вала образуют так называемый замок, предотвращающий самовыключение второй и третьей передач па ходу автомобиля. В каретке просверлены восемь отверстий под блокирующие пальцы и четыре отверстия под пальцы фиксаторов. На каретке проточена канавка, в которую входят сухари вилки включения передач.
Фрикционные кольца имеют наружную коническую поверхность и соединяются между собой блокирующими пальцами, концы которых развальцованы. Пальцы в средней части имеют конические поверхности являющиеся блокирующими. Отверстия в каретке, через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с каждой стороны отверстия.
Фиксаторы удерживают каретку в среднем положении относительно колец. Каждый фиксатор состоит из пальца 1, шарика 7 и пружины 6. Пальцы фиксаторов установлены в отверстиях каретки между фрикционными кольцами о Шарики с пружинами, располагаются в отверстиях каретки. В нейтральном положении под действием пружины шарик входит в канавку пальца и предотвращает самопроизвольное перемещение каретки.
При перемещении каретки вилкой механизма переключения передач одно из фрикционных колец подводится к венцу включаемой шестерни. Вследствие разности частоты вращения каретки, связанной с ведомым валом, и шестерни, связанной через промежуточный вал с ведущим валом, происходит сдвиг конусного кольца относительно каретки до соприкосновения блокирующих пальцев с блокирующими поверхностями каретки, после чего дальнейшее перемещение каретки становится невозможным. За счет сил трения на конических поверхностях конуса шестерни и кольца происходит выравнивание их частоты вращения, после чего блокирующие поверхности не препятствуют дальнейшему перемещению каретки, и она бесшумно соединяется с зубчатым венцом включаемой шестерни.
Рис. 104 Синхронизатор четвертой и пятой передач: 1 — каретка; 2 — фрикционные кольца; 3 — блокирующий палец; 4 -сухарь; 5 -пружина; А — зубчатый венец.
Синхронизатор четвертой и пятой передач (рис.104) состоит из каретки 1, двух фрикционных колец 2, восьми блокирующих пальцев и восьми фиксаторов.
На каретке нарезаны зубчатые венцы двух диаметров. Зубчатый венец меньшего диаметра служит для соединения с зубчатым венцом шестерни пятой передачи. Зубчатый венец большего диаметра предназначен для соединения с зубчатым венцом ведущего вала (прямая передача).
Фрикционные кольца соединяются блокирующими пальцами, которые одновременно выполняют роль пальцев фиксаторов. В нейтральном положении сухари 4 фиксаторов входят в канавки пальцев под действием пружин 5.
При включении передачи блокирующие пальцы перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с конусом шестерни. С возникновением сил трения кольца вместе с пальцами поворачиваются относительно каретки, блокируя ее перемещение. После выравнивания частоты вращения кольца и шестерни каретка соединяются с шестерней, при этом сухари 4 фиксаторов утапливаются.
Муфта включения 19 (см.рис. 102) первой передачи и заднего хода установлена на зубчатой ступице 21, которая в свою очередь установлена на шлицах ведомого вала между шестернями этих передач.
Механизм переключения передач (рис. 105) состоит из трех штоков 1 с вилками 3, 4, 5; трех шариковых фиксаторов, замкового устройства и предохранителя от случайного включения первой передачи и заднего хода.
Штоки размещены в отверстиях крышки картера. На штоках установлены вилки переключения передач; вилки фиксируются винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки 5 и 4 соединены с каретками синхронизаторов, а вилка 3 с муфтой переключения.
Фиксаторы предотвращают возможность самопроизвольного включения или выключения передач. Каждый фиксатор состоит из стакана 7, шарика 10 и пружины 8. Шарик входит в лунки на штоках при нейтральном положении и при включенной передаче удерживая шток в нужном положении.
Замковое устройство не допускает одновременное включение двух и более передач. Устройство расположено в поперечном отверстии крышки и состоит из четырех шариков 6 и штифта 9. При перемещении среднего штока шарики выкатываются из его лунок и закатываются в лунки крайних штоков, препятствуя тем самым их перемещению. Чтобы переместить один из крайних штоков, нужно средний шток вернуть в нейтральное положение, т.е. выключить передачу. Аналогично при перемещении какого-либо крайнего штока остальные штоки запираются замковым устройством. Таким образом, одновременно передвигать можно только один шток, включая нужную передачу, а два других штока неподвижны, что исключает возможность включения двух передач.
Предохранитель от случайного включения заднего хода и первой передачи состоит из пружины 11, штока 12 и толкателя 13. Толкатель препятствует введению в паз головки штока нижнего конца рычага механизма переключения передач и тем самым предохраняет от случайного включения заднего хода при движении вперед или первой передачи при движении с большой скоростью. Для включения заднего хода или первой передачи необходимо преодолеть усилие пружины 17, чтобы сместить толкатель 19 и шток 18.
Работа коробки передач. При включении первой передачи водитель через привод (на автомобиле КамАЗ-4310) или непосредственно через рычаг (автомобиль Урал-4320) перемешает муфту 19, которая соединяется с зубчатым венцом шестерни 20. Крутящий момент передается от шестерни ведущего вала на шестерню 9 промежуточного вала, через шестерни 1, 20 и муфту 19 на ее ступицу 21 и далее на ведомый вал. Остальные шестерни коробки вращаются вхолостую.
На второй передаче водитель перемещает синхронизатор 16. После выравнивания угловых скоростей синхронизатор соединяет шестерню 17 с валом. Крутящий момент передается через шестерни 9, 4, 17, каретку синхронизатора 16 на ведомый вал.
На третьей передаче тот же синхронизатор соединяет с ведомым валом шестерню 15. На четвертой передаче синхронизатор 13 перемещается назад и соединяет с ведомым валом шестерню 14, а при включении пятой передачи синхронизатор 13 соединяет напрямую ведущий и ведомый валы.
На передаче заднего хода муфта 19 соединяет с ведомым валом шестерню 18. Крутящий момент передается с ведущего вала через шестерню 9 на промежуточный вал, через шестерню 2 этого вала на большую шестерню блока шестерен заднего хода, с малой шестерни этого блока на шестерню 18 ведомого вала и далее через ступицу муфты 19 на ведомый вал. В передаче крутящего момента участвуют три пары шестерен, поэтому ведущий и ведомый валы вращаются в разные стороны.
Рис. 106. Привод управления коробкой передач автомобиля КамАЗ-4310: 1 — кронштейн; 2 — опора; 3 — наконечник; 4 — рычаг переключения передач; 5 -рукоятка; 6, 16 — рычаги передней тяги; 7 — рычаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9,21 -регулировочные болты; 10 -передняя тяга; 11 — сухарь; 12 -уплотнительные кольцо; 13 -шаровая втулка; 14 — пружина; 15 — крышка шаровой опоры; 17 — промежуточная тяга; 18 — регулировочная тяга; 19 — соединительный болт; 20 — верхняя крышка картера коробки передач; 23 — шток механизма переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца.
Привод управления коробкой передач автомобиля КамАЗ-4310 механический, дистанционный. Он состоит из рычага 4 (рис.106) с рукояткой 5, опоры 1 рычага переключения передач, передней тяги 10 с рычагами 6 и 16, промежуточной тяги 17 с регулировочным фланцем.
Рис. 107 Опора рычага переключения передач: 1- кронштейн; 2, 12 -чехол; 3 — рычаг наконечника; 4 -уплотнительная манжета; 5 -опора уплотнителя люка; 6 — фрикционный диск тормоза; 7 — держатель колпака; 8 — пружина; 9 — опорная шайба пружины; 10 — ось; 11 — наконечник рычага; 13 — упорная гайка; 14 -нажимной диск тормоза; 15 — регулировочный винт.
Опора рычага переключения передач крепится болтами к переднему торцу блока цилиндров. Опора состоит из кронштейна 1 (рис.107), наконечника 11 с рычагом 3, уплотнительного и фрикционного устройств. Наконечник 11 имеет две сферические головки — большую и малую, большой головкой он устанавливается в расточке кронштейна 1 на оси 10; ось стопорится двумя штифтами. Внутри большой головки наконечника соосно расточены два конических отверстия, вершинами вовнутрь, что позволяет рычагу переключения передач перемещаться в любом направлении от центра. К сферической поверхности кронштейна 1 наконечник 11 поджимается пружиной 8 через опорную шайбу 9. Сверху пружина 8 упирается в гайку 13. С нижней стороны сферическая головка наконечника уплотняется манжетой 4.
На нижнюю часть наконечника 11 насажен на шпонке и закреплен болтами рычаг 3 с защитным чехлом 2. Рычаг 3 шарнирно соединяется с рычагом 6 (см. рис 106) передней тяги 10. Внутри сферической головки рычага 3 (см. рис.106) в глухом отверстии установлен шарик с пружиной, который, прижимаясь к сферической поверхности рычага тяги управления, создает дополнительное усилие, фиксирующее привод в определенных положениях. Аналогичное устройство имеет задний рычаг передней тяги.
Уплотнительное устройство опоры рычага переключения передач состоит из опоры люка пола кабины 5, держателя колпака 7 и резинового чехла 12. Опора 5 крепится к кронштейну 1 сверху болтами, держатель колпака, в свою очередь, крепится болтами к опоре 5.
Для снижения вибрации рычага переключения передач, возникающей при движении автомобиля, в опоре рычага предусмотрено устройство, состоящее из фрикционного диска 6, верхней конической пружины с тарелкой 14, выполняющей роль нажимного диска. Малая сферическая головка наконечника 11 соединяется без зазора с фрикционным диском, который усилием верхней конической пружины прижимается к торцу гайки 13, образующей совместно с диском 6 фрикционную пару. Сила трения Фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач.
С помощью винта 15, конец которого при завертывании входит в отверстие рычага 3, производится стопорение рычага переключения передач в нейтральном положении при регулировке привода.
Передняя тяга 10 (см.рис.106) установлена на двух сферических опорах в развале блока цилиндров двигателя. Передняя опора тяги размещена в опоре 1 рычага переключения передач, задняя — в картере маховика. Передняя и задняя опоры конструктивно выполнены одинаково, и каждая состоит из двух шаровых втулок 13 с уплотнительными кольцами 12, двух сухарей 11 и распорной пружины 14. На переднем конце тяги 10 установлен рычаг 6, который соединяется с шаровой головкой рычага 3 (см. рис. 106); на заднем конце тяги установлен рычаг 16 (см. рис.107) с шаровой головкой, соединяющейся о рычагом промежуточной тяги. Места соединений закрыть резиновыми чехлам.
Промежуточная тяга 17 выполнена заодно с рычагом, на ее заднем конце установлен регулировочный фланец, которым тяга соединяется со штоком 23 механизма переключения передач. Тяга в сборе со штоком установлена на двух сферических опорах; одна опора расположена в картере сцепления, другая — в верхней крышке картера коробки передач. Сферические опоры тяги одинаковы по устройству с опорами передней тяги. На штоке 23 внутри верхней крышки картера установлен рычаг механизма переключения передач. С помощью болта 21 производится стопорение рычага механизма переключения передач при регулировке привода.
При нейтральном положении рычага 4 рычаг механизме переключения передач входит в паз головки штока включения второй и третьей передач. При поперечном наклоне рычага 4 его перемещение передается через детали привода так, что нижний конец рычага механизма переключения передач может входить в пазы головок штоков включения первой передачи и заднего хода или четвертой и пятой передач. Продольное перемещение рычага 4 вызывает перемещение штока 23, который через рычаг механизма переключения передач передвигается соответствующий выбранный шток, включая передачу.
Привод управления коробкой передач автомобиля Урал-4320 непосредственного действия. Он представляет собой рычаг, который сферической головкой установлен в верхней крышке коробки передач. Водитель воздействует непосредственно на верхний конец рычага, а его нижний конец перемещает штоки соответствующих передач.
Смазка коробок передач осуществляется комбинированно. Под давлением, создаваемым маслонагнетающим кольцом 12 (см. рис.102) масло подается к игольчатым подшипникам шестерен ведомого вала. К маслонагнетающему кольцу масло поступает из маслонакопителя. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.
В картер коробки передач заправляется (8,5л) масло марки ТСп-15к. Опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач автомобиля КамАЗ-4310 смазываются через пресс-масленки смазкой 158.
Принцип работы и устранение неполадок в устройстве КПП Урал
Урал 4320 – это популярный грузовой автотранспорт, который отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности, в лесном хозяйстве. Этому способствует высокий клиренс, мощный мотор. Комплектуется данная машина дизельными двигателями ЯМЗ. Мощность может превышать 300 лошадиных сил. Схема переключения передач грамотно проработана производителем данной техники. На 100 км тратится примерно 30 литров топлива. Если данный показатель увеличился, необходимо провести преждевременную диагностику автомобильной системы.
Лебедка на Урал-4320 необходима для самовытаскивания автотранспорта или вытаскивания иных машин. Техническое обслуживание лебедки заключается в непосредственной проверке, подтяжке всех креплений.
Устройство КПП Урал 4320.
Коробка передач автомобиля Урал имеет пять передач для движения вперед и одну передачу для движения назад.
Она состоит из следующих элементов:
- Сцепная часть. Она обеспечивает разъединение силового агрегата и трансмиссии. Данный узел позволяет переключать скорости без снижения оборотов двигателя.
- Шестерни и валы. Коробка имеет ведущий, промежуточный и вторичный валы.
- Синхронизатор. Он обеспечивает плавную и бесшумную работу механизма. При переключении скоростей синхронизаторы способствуют плавному зацеплению муфты и соответствующей торцевой части шестерни.
Синхронизатор УРАЛ 4320
На нейтральной скорости шестерни вращаются свободно. При включении скорости водителем механизм шестерни фиксируется с валом. Муфта передает вращательное движение и тяговое усилие. Коробка переключения передач управляется посредством рукояти. Она перемещает ползуны с вилками, которые двигают синхронизаторы с заданной скоростью. Для предотвращения попадания грязи и пыли в коробку передач через рычаг переключения скоростей на опоре имеется резиновый защитный кожух.
Вторичный вал УРАЛ 4320
Подшипники валов при помощи уплотнительных прокладок закрыты крышками. В верхней части крышки расположено отверстие для подвода масла из накопителя. В правой стенке картера впрессована ось блока шестерен заднего хода. Внутри картера коробки расположен маслонакопитель. При вращении шестерен масло забрасывается в накопитель и по каналу попадает к заднему подшипнику.
Одновременное включение двух передач предотвращает замок шарикового типа, расположенный на крышке коробки. Так же на верхней крышке расположен предохранитель разрезного типа для предотвращения случайного включения скорости заднего хода.
Замена масла.
Оптимальный объем масла для КПП Урал 4320 составляет 3,5-4 литра. Масло заливается в отверстие, расположенное в правой части картера. Пробка имеет указатель уровня. Внутри картера расположена перегородка, поэтому масло сливается с двух сливных отверстий. Для улавливания металлической пыли в переднюю пробку встроен магнит.
Для слива масла сначала выкручивается боковая пробка, а затем нижняя. При смене масла магнит на пробке очищается от металлических частиц. Окончание слива масла происходит при переходе струи в каплепадение. На автомобиле Урал 5557 что бы получить доступ к КПП снимается кожух пола кабины.
Как снять и разобрать
Для того чтобы демонтировать и разобрать коробку передач, необходимо:
- Установить транспортное средство на подъемное устройство или смотровую яму.
- Демонтировать аккумуляторные батареи, воздушный фильтрующий элемент и брызговики. Они расположены в нижней части моторного отсека, по центру и по краям.
- Убрать поперечину переднего подвесного механизма и приводы передних ведущих колес.
- Слить трансмиссионную жидкость из коробки.
- Отсоединить провода датчика, ответственного за показатели скорости. Для этого нужно поддеть отверткой провода и аккуратно снять пружинное фиксирующее устройство.
- Убрать выключатель заднего хода транспорта.
- Демонтировать держатель моторного жгута.
- Отвернуть крепежные болты с коробки передач и кронштейна гидравлического привода выключения сцепного механизма.
- Убрать болты с рабочего цилиндрического блока, картера сцепления, усилителя.
- Демонтировать картер.
- Установить опору под демонтированную коробку.
- Отсоединить от кронштейна переднюю и заднюю опоры.
- Сдвинуть КПП назад и установить на твердую поверхность.
- Открутить крепежные элементы и разобрать.
Смотрите » Характеристики военной модели автомобиля Урал и его деталей
Основные неисправности КПП и способы их устранения.
Важно знать, что ремонт КПП Урала должен производить специалист, имеющий необходимые навыки и знания.
КПП УРАЛ 4320
- Посторонний звук при работе агрегата. В данном случае рекомендуется провести осмотр, диагностику агрегата. При обнаружении вышедших из строя деталей, заменить их на новые, и при необходимости провести регулировку работы механизма.
- Свободное перемещение валов по оси. При такой неисправности необходимо заменить сломанные подшипники вала на новые запчасти УРАЛа, а так же установить качественные детали, фиксирующие подшипники.
- Нестабильная работа коробки. Причиной неисправности может стать износ втулок оси вала заднего хода. Проблема устраняется путем замены изношенных деталей на новые запчасти.
- Неполное включение сцепления. Стоит провести осмотр механизма сцепления на наличие поломок и дефектов, а так же проверить уровень смазки. Поврежденные элементы меняются на исправные детали.
- Тугое движение штоков вилок. Неисправность чаще всего возникает из-за повреждения блокировочных сухарей. Дефектные детали заменяются на новые.
- Самопроизвольное выключение скорости. Регулировка зазоров между клапанами, замена колец синхронизаторов, установка новых пружин и протяжка крепежных элементов устранят проблемы выключения скорости.
- Нечеткое переключение скорости. Неисправность устраняется посредством осмотра основных узлов на износ, а так же замены муфты и шестерни.
Особенности буксировки автомобиля Урал с неработающим двигателем.
УРАЛ 4320
При длительной буксировке для сохранения подшипников вторичного вала КПП с неработающим мотором демонтируется промежуточный кардан. Если демонтировать вал не получится, скорость буксировки не должна превышать 40 км/ч.
Техническое обслуживание КПП.
КПП УРАЛ 4320
Обслуживание коробки передач заключается в проверке крепления агрегата к двигателю автомобиля. Вместе с этим необходимо периодически проверять состояние подвески, уровень и качество масла в механизме.
Промывка КПП производится специальными промывочными маслами. Для этого промывка заливается в картер коробки и запускается двигатель на 7 минут при включенной нейтральной скорости. После этого промывочное масло сливается и заливается новое. Запрещено использовать для промывания КПП дизельное топливо, керосин. Их использование приводит к выходу из строя масляного насоса. При установке коробки переключения передач на автомобиль необходимо заранее залить масло в насос для обеспечения всасывания жидкости в систему при пуске двигателя. Стоит помнить, что демонтаж и установка новых запчастей Урала производится только на выключенном двигателе. При запуске мотора при температуре ниже 30 градусов Цельсия рекомендуется прогревать коробку передач. Если во время мороза автомобиль не эксплуатируется, стоит сливать масло из коробки. При запуске двигателя в холодное время года масло заливается только в подогретом состоянии.
Как собрать и установить
Процедура сборки коробки:
- спрессовать подшипник;
- вставить зубило в промежуток между торцевой частью внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциалов;
- установить подшипник и осевой механизм сателлитов;
- вставить на место опорное кольцо;
- установить шестерни приводов и коробку дифференциалов;
- закрутить крепежные элементы;
- поставить блокирующее кольцо синхронизатора;
- установить скользящую муфту и стопорное кольцо ступицы синхронизирующего устройства;
- установить ведомую шестерню и упорную шайбу;
- отрегулировать зазор между кольцом переднего подшипника и шестерни ведущего типа.
Установка коробки передач на Урал проводится следующим образом:
- устанавливают опору под КПП;
- прикручивают крепежные элементы к блоку цилиндрических элементов;
- устанавливают левую опору двигателя при помощи 4 крепежных гаек;
- ставят заднюю опору, прикрепляют ее к кузову;
- подсоединяют кронштейн коробки передач и переднюю опору мотора;
- устанавливают картер сцепления, подсоединяют тросы с кронштейнами;
- подсоединяют тросы рычагов и опорные шайбы;
- устанавливают нейтрализатор отработанных газов, ставят на место крышку;
- подсоединяют усилитель к блоку цилиндров;
- прикручивают держатель моторного жгута;
- устанавливают фиксатор, колодку, пружинный механизм;
- подсоединяют привод передних ведущих колес, брызговики, воздушный фильтр и аккумуляторы.
Демонтаж раздаточной коробки
Раздаточную коробку снимать удобнее, если автомобиль установлен на осмотровую канаву в помещении, оборудованном грузоподъемным устройством.
Для демонтажа раздаточной коробки с автомобилей Урал-4320, -4420 и -44202 опустить откидной кронштейн держателя запасного колеса и снять колесо.
Снять карданный вал привода среднего моста, отсоединить от фланцев раздаточной коробки и коробки дополнительного сбора мощности фланцы карданных валов промежуточного, привода переднего моста и переднего привода лебедки.
Отсоединить провода от датчика спидометра.
Расшплинтовать и снять пальцы, отсоединить задние концы тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза.
Отвернуть трубку герметизации от штуцера 11. Отсоединенные концы карданных валов и тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза отвести в сторону и закрепить к раме автомобиля.
Зачалить грузоподъемное устройство за скобу на крышке 4 верхнего люка раздаточной коробки и слегка натянуть стропы чалочного устройства.
Расшплинтовать и отвернуть гайки шпилек крепления раздаточной коробки к кронштейнам, снять подушки и шайбы, осторожно опустить на тележку коробку и вывести ее из-под рамы автомобиля.
Демонтаж раздаточной коробки
Раздаточную коробку снимать удобнее, если автомобиль установлен на осмотровую канаву в помещении, оборудованном грузоподъемным устройством.
Для демонтажа раздаточной коробки с автомобилей Урал-4320, -4420 и -44202 опустить откидной кронштейн держателя запасного колеса и снять колесо.
Снять карданный вал привода среднего моста, отсоединить от фланцев раздаточной коробки и коробки дополнительного сбора мощности фланцы карданных валов промежуточного, привода переднего моста и переднего привода лебедки.
Отсоединить провода от датчика спидометра.
Расшплинтовать и снять пальцы, отсоединить задние концы тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза.
Отвернуть трубку герметизации от штуцера 11. Отсоединенные концы карданных валов и тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза отвести в сторону и закрепить к раме автомобиля.
Зачалить грузоподъемное устройство за скобу на крышке 4 верхнего люка раздаточной коробки и слегка натянуть стропы чалочного устройства.
Расшплинтовать и отвернуть гайки шпилек крепления раздаточной коробки к кронштейнам, снять подушки и шайбы, осторожно опустить на тележку коробку и вывести ее из-под рамы автомобиля.
Источник https://az-ural.ru/use/articles/shema-pereklyucheniya-kpp-na-avtomobilyah-ural-i-rekomendacii-po-ekspluatacii
Источник https://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%90%D0%97-4310-%D0%B8-%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB-4320
Источник https://minitraktor34.ru/selhoztehnika/kpp-ural-4320.html