КПП МАЗ
КПП МАЗ является важным компонентом для эффективного управления автомобилем. Устройство состоит из нескольких шестеренок, соединенных с рычагом управления передач. Каждая шестеренка имеет свой размер, что позволяет регулировать скоростные характеристики автомобиля.
Устройство КПП МАЗ
Переключение передач осуществляется за счет сцепления шестеренок разного размера, что приводит к изменению скорости вращения. К примеру, если подключить к большой шестеренке меньшую по размерам, то скорость автомобиля увеличится. Так с прибавлением каждой передачи, машина увеличивает скоростной режим.
В автомобилях МАЗ коробка размещена между карданным валом и коленвалом. Коленный вал соединяет коробку с двигателем, а при помощи карданного, усилие передается на колеса. Таким образом, устройство работает по следующей схеме:
- от мотора передается вращение на КПП;
- это приводит к вращению шестеренок;
- при помощи рычага переключения передач, устанавливается необходимая скорость;
- выбранная скорость передается на кардан, передающий вращение на колеса;
- машина продолжает движение на нужной скорости.
Современные коробки имеют достаточно сложное устройство. Помимо шестеренок, она состоит из:
- картера для защиты от внешнего воздействия;
- валов, на которых расположены ведущие и ведомые шестерни;
- синхронизаторов для обеспечения безударного переключения передач во время работы и прочих компонентов.
Обслуживание и регулировка КПП МАЗ должны выполнять автомастера, знающие устройство и принцип работы коробки. Это обеспечит стабильную работу и долгий срок службы. Автовладелец должен постоянно следить за уровнем масла и работой узлов системы. Если не срабатывают передачи или для переключения нужно прикладывать усилия, то следует без промедления обратиться к специалистам. Это поможет на ранних стадиях выявить неисправность и недорого устранить ее.
Основные разновидности КПП для МАЗ
Одним из распространенных вариантов является КПП МАЗ 5 ступка, которая чаще всего используется на легких грузовиках. Схема работы схожа с коробками легковых автомобилей.
Для автомобилей МАЗ также широко распространена КПП 8 ступенчатая, которая используется на машинах с большой грузоподъемностью. Для активации второй скорости, нужно дождаться, когда показание на тахометре достигнет 2000 оборотов в минуту. После набора необходимой скорости, возможно переключение передач в следующем порядке: 4H-4B-5H. Задний ход включается переводом рычага в нижнее положение.
КПП 9 ступенчатая МАЗ устанавливается в большинстве случаев на машины, которые планируется эксплуатировать в условиях бездорожья. Скорости переключаются в несколько этапов. Сначала рекомендую применять следующий порядок: 1B-2B-3B. Во время движения переходят на схему: 4H-5B-5H.
На автомобилях, которые используются для перевозки экстремально тяжелых грузов, устанавливают 16 ступенчатые коробки. Большой популярностью пользуются КПП ЗФ 16 на МАЗ.
Производитель устанавливает на новые автомобили коробки ЯМЗ. Однако большой популярностью пользуются КПП ZF на МАЗ от немецкого производителя. Они обладают долгим сроком службы и стабильной работой независимо от условий эксплуатации. Часто можно увидеть снегоуборочные машины МАЗ 5440 с КПП ЗФ.
Переключение передач на мазе 8 ступка. Схема переключения передач маз
Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач установленной на различные модели автомобилей марки МАЗ. Если у Вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена КПП ЯМЗ 238А. Она представляет из себя сочетание 4 –ех ступенчатой коробки и двухступенчатого демультипликатора. То есть фактически данная коробка передач восемиступенчатая.
Схема переключения передач Маз моделей MA3 555I, MA3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, MA3 54331 иная. Ведь коробка передач ЯМЗ 236П установленная на эти машины пятиступенчатая. Кроме всего прочего на некоторые модели МАЗ ставятся импортные КПП, которые адаптированы под двигатели установленные на МАЗах. Таким примером является ZF 16S-1650, которая имеет 16 ступеней, ZF «Ecomid» 9S 1310 имеет 9 ступеней. Эти коробки отличает высочайшее качество исполнения, большую надежность, но в то же самое время качественного технического обслуживания.
Такие различные коробки передач, в зависимости от модификаций автомобилей, делаются не просто так. Это дает возможность более легкого управления, повышения экономичности и увеличения срока службы механизмов двигателя и коробки передач.
Чтобы коробка передач служила долго мало соблюдать схему переключения передач МАЗ. Необходимо еще и правильно обслуживать. Своевременно проводить все необходимые регламентные работы по поддержанию коробки передач в исправном состоянии. Масло необходимо менять в соответствии с инструкциями. Слив проводить в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывания коробки передач МАЗа необходимо использовать веретенное масло. После этого запускаем двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого веретенку сливаем и наполняем новым согласно карте. Категорически запрещается промывать КПП керосином или соляркой, если не хотим, чтобы сломался масляный насос.
Управление коробкой передач автомобиля МАЗ
Управление коробкой передач автомобиля МАЗ дистанционное, механическое (рис. 17).
Читайте также: Коробка переключения передач с делителем КПП 152 тягачей Камаз-43118, 43114, Камаз-55111
Включение передач осуществляется по приведенной схеме, которая нанесена на рукоятку рычага переключения передач.
Регулировка привода коробки передач автомобиля МАЗ
В процессе эксплуатации автомобиля МАЗ может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач. Ниже приведены рекомендации по регулировкам привода КПП в зависимости от признака неисправности.
Устройство и схема переключения
Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.
5 ступенчатая
Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:
- первичный, вторичный и промежуточный вал;
- вращающийся подшипник;
- шестерни;
- картер, переключатель и задняя крышка;
- крепежные элементы;
- емкость для масляной жидкости.
Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.
8 ступенчатая
Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:
- картер;
- подвижные шестерни;
- вал промежуточного типа;
- шестерни постоянного зацепления;
- ведущий вал;
- шлицы;
- венец зубчатого типа;
- крышку;
- ведомый вал;
- блок шестерен заднего хода;
- осевой механизм реверса.
После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.
Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.
9 ступенчатая
В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:
- картер сцепного устройства;
- прокладка;
- вилка переключения скоростей;
- правый вал;
- шайба шестерни реверса;
- ленивая шестерня заднего хода;
- роликовый подшипник вала промежуточного типа;
- крепежные болты и гайки;
- пружинная шайба;
- уплотнительное кольцо;
- стопорное кольцо;
- игольчатый подшипник;
- втулка вилки механизма сцепления.
Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-7511.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7601.10
Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации (см. раздел «Назначение и комплектация силовых агрегатов»), может комплектоваться коробкой передач нескольких моделей и различных комплектаций.
Правила эксплуатации и технического обслуживания настоящего раздела распространяются на коробки передач производства ОАО «Автодизель» и ОАО «ТМЗ». При эксплуатации коробок передач других изготовителей руководствоваться положениями эксплуатационных документов соответствующих предприятий.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-238ВМ
Коробки передач производства ОАО ″ТМЗ″ (обозначаются буквой ″В″ в маркировке) комплектуются картером демультипликатора из алюминиевого сплава, опорой штока (между цилиндром и картером демультипликатора) механизма переключения демультипликатора с измененным расположением включателя сигнальной лампы демультипликатора.
Модель коробки передач
Основные конструктивные особенности коробки передач | |
ЯМЗ238ВМ4 | Под двухдисковое сцепление, без рычага переключения передач, с заглушкой на верхней крышке, фланец карданного вала обычный с 16-ю отверстиями, крышка выходного вала с фланцем под привод спидометра. |
ЯМЗ238ВМ5 | КП 238ВМ4 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
ЯМЗ238ВМ7 | Отличается от КП 238ВМ5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
ЯМЗ238ВК4 | Отличается от КП 238ВМ4 наличием короткого рычага переключения передач, устанавливаемого взамен заглушки на верхней крышке. |
ЯМЗ238ВК5 | КП 238ВК4 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
Модель коробки передач | Основные конструктивные особенности коробки передач |
ЯМЗ238ВК7 | Отличается от КП 238ВК5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
ЯМЗ238ВЛ | Отличается от КП 238ВК4 электромагнитным клапаном, работающим на напряжении 12В, у КП 238ВК4 (ВМ4, ВК5, ВМ5 и др.) – 24В, (соответствующая маркировка на самом клапане: 12В или 24В). |
ЯМЗ238ВЛ1 | КП 238ВЛ под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты, фланец карданного вала обычный с 8-ю отверстиями Ø10 мм. |
ЯМЗ238ВУ | Отличается от КП 238ВК4 только отсутствием на крышке выходного вала фланца для крепления деталей привода спидометра. |
ЯМЗ238ВУ1 | КП 238ВУ под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
ЯМЗ238ВУ2 | Отличается от КП 238ВУ отсутствием короткого рычага переключения передач и наличием заглушки на верхней крышке. |
ЯМЗ238ВУ3 | КП 238ВУ2 под диафрагменное сцепление, отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты. |
ЯМЗ238ВУ4 | Коробка передач 238ВУ2 в герметичном исполнении. |
ЯМЗ238ВУ5 | Коробка передач 238ВУ3 с герметичным картером сцепления. |
ЯМЗ238ВУ6 | Отличается от КП 238ВУ5 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
ЯМЗ238ВУ7 | Отличается от КП 238ВУ3 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
ЯМЗ238ВУ9 | Отличается от КП 238ВУ1 фланцем карданного вала с торцовыми шлицами по ISO. |
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ СЕМЕЙСТВА ЯМЗ-238ВМ
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ
Модель коробки передач | Предприятие изготовитель | Предприятие потребитель |
ЯМЗ-238ВМ | ОАО ″ТМЗ″ | РУП «МАЗ» |
ЯМЗ-238ВК | ХК «АвтоКрАЗ» | |
ЯМЗ-238ВУ | ОАО «АЗ«Урал» | |
ЯМЗ-238ВЛ | АМО «ЗИЛ» |
Исправная работа коробки передач и срок ее службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому необходимо внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством.
Применение смазочных материалов, не указанных в настоящем руководстве, не разрешается.
Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускается включение низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 35 км/час.
Необходимо соблюдать правила буксировки автомобиля.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Коробка передач ЯМЗ-238ВМ механическая, восьмиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода, и состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.
Механизм переключения диапазонов демультипликатора оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП).
Рис. 95. Коробка передач ЯМЗ-238ВМ:
1 картер сцепления; 2 прокладки регулировочные первичного вала; 3 сапун картера; 4 вал вторичный; 5 сапун воздухораспределителя; 6 воздухораспределитель; 7 кольцо центрирующее; 8 муфта включения низшего диапазона; 9 болт регулировки упора штока переключения демультипликатора с контргайкой; 10 включатель сигнализатора переключения демультипликатора; 11 прокладки регулировочные вторичного вала; 12 сателлиты; 13 вилка переключения демультипликатора; 14 цилиндр переключения демультипликатора; 15 муфта включения высшего диапазона; 16 датчик скорости системы блокировки низшего диапазона; 17 регулировочные прокладки выходного вала; 18 болт крепления в фланца выходного вала, 19 вал выходной; 20 кольцо упорное солнечной шестерни; 21 картер демультипликатора; 22 коронная шестерня; 23 солнечная шестерня; 24 проставка; 25 крышка заборника насоса с сеткой; 26 пробка сливная с магнитом; 27 шестерня отбора мощности; 28 картер основной коробки; 29 вал промежуточный; 30 насос масляный; 31 вал первичный.
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 мин-1, что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 30 км/час. Для каждого конкретного автомобиля эта величина может быть с достаточной точностью определена как частное от деления величины максимальной (кинематической) скорости на 3,5.
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 7,5 литра. Уровень масла определяется нижней кромкой контрольного отверстия на правой стороне проставки, расположенной между картерами основной коробки и демультипликатора. Пробка маслозаливного отверстия расположена на верхней крышке основной коробки с левой стороны. В качестве заливного также может использоваться контрольное отверстие.
ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Передача | Передача в основной коробке | Диапазон в демультипликаторе | Передаточное число |
1 | 1 | Низший | 7,30 |
2 | 2 | Низший | 4,86 |
3 | 3 | Низший | 3,50 |
4 | 4 | Низший | 2,48 |
5 | 1 | Высший | 2,09 |
6 | 2 | Высший | 1,39 |
7 | 3 | Высший | 1,00 |
8 | 4 | Высший | 0,71 |
Задний ход | Задний ход | Низший | 10,46 |
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производите перемещением рычага переключения в соответствующее положение (рис. 96).
При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Риc. 96. Схема положений рычага переключения
Для переключения с четвертой на пятую передачу переместите кнопку переключения демультипликатора в положения включения высшего диапазона при включенной четвертой передаче в основной коробке передач (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля). Затем переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Задержите пока не погаснет лампа сигнализатора и включите пятую передачу.
Для перехода с пятой на четвертую передачу переместите кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач переведите в нейтральное положение, задержите, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включите четвертую передачу в основной коробке.
В момент перехода рычага переключения передач через нейтральное положение происходит автоматическое переключение диапазонов в демультипликаторе. Затухание сигнальной лампы свидетельствует о завершении процесса переключения диапазонов.
ТРОГАНИЕ ГРУЖЕНОГО АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА ПРОИЗВОДИТСЯ НА ПЕРВОЙ ПЕРЕДАЧЕ. ТРОГАНИЕ НА ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧЕ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ПРИ ЧАСТИЧНОЙ ЗАГРУЗКЕ АВТОМОБИЛЯ.
Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе. При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя.
ЗАДНИЙ ХОД ВКЛЮЧАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ АВТОМОБИЛЯ.
ПРАВИЛА БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЯ
Буксировку автомобиля с неработающим двигателем при выключенных передачах в коробке передач допускается производить на расстояние не более 20 км и только при включенном высшем диапазоне в демультипликаторе со скоростью не более 30 км/час.
Буксировку автомобиля на большее расстояние следует производить одним из следующих способов:
- С отсоединенным карданным валом.
- Установить орган управления раздаточной коробкой автомобиля в нейтральное положение, если это не запрещено инструкцией по эксплуатации автомобиля.
- Включить седьмую передачу и выключить сцепление.
Буксировка автомобиля с нарушением изложенных правил может привести к выходу из строя коробки передач.
Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла (см. раздел
Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается.
Для смазки деталей механизма выключения сцепления следует применять смазку ШРУС-4 ТУ 0254-001-05766076-98, ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Виды и периодичность технического обслуживания коробки передач соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОСЛЕ ОБКАТКИ АВТОМОБИЛЯ
После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит.
ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1)
Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить.
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2)
- Выполнить все операции первого технического обслуживания.
- Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля (если опора предусмотрена конструкцией автомобиля).
- Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки № 158 по ТУ 38.101.320-77. Допускается применение Литола 24).
- Произвести очистку и смазку манжет поршня и стенок цилиндра переключения демультипликатора.
Смену масла в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
- автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более —
через 50 тыс. км;
Масло из коробки передач сливать сразу после работы в горячем состоянии. Коробку передач промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88, для чего:
Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и как следствие, выхода из строя коробки передач. В случае полной переборки коробки передач масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.
ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Перед установкой демультипликатора с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный уплотняющий состав УГ-6 ТУ 6-01-1285-84 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.
При установке крышки подшипника первичного вала (рис. 97), демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рис. 98), крышке заднего подшипника выходного вала демультипликатора (рис. 99) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок, подобранных следующим образом:
Рис. 97. Регулировка осевого люфта первичного вала:
1 уплотнительная прокладка; 2 прокладки регулировочные.
Замерить размер ″А″ глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки с точностью 0,1 мм (рис. 97).
Замерить размер ″Б″ от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном до упора подшипнике с точностью 0,1 мм.
Подобрать суммарную номинальную толщину регулировочных прокладок S из условия:
Рис. 98. Регулировка осевого люфта вторичного вала:
1 кольцо центрирующее; 2 прокладка уплотнительная; 3 проставка; 4 кольцо пружинное; 5 регулировочные прокладки; 6 зубчатая муфта.
Замерить размер ″А″ (рис. 98) от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,1 мм, убедившись, что центрирующее кольцо запрессовано до упора, а пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к центральному кольцу.
Замерить размер ″Б″ глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте, с учетом проставки и проточки с точностью 0,1 мм.
Подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок S из условия
Рис. 99. Регулировка осевого люфта выходного вала:
1 уплотнительная прокладка; 2 упорное кольцо; 3 —
Замерить размер ″В″ (рис. 99) от торца наружного кольца подшипника до поверхности картера с точностью до 0,05 мм, убедившись, что пружинное кольцо и подшипник плотно прижаты к поверхности картера.
Замерить размер ″Г″ от прокладки до упорного кольца в выточке крышки с точностью до 0,05 мм.
Подобрать суммарную номинальную толщину регулировочных прокладок S из условия:
Затяжку болтов крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу ″Моменты затяжки″).
Последовательность затяжки согласно рис. 100.
Рис. 100. Последовательность затяжки болтов крепления картера демультипликатора и размещение узлов:
1 электромагнит; 2 пневмоцилиндр; 3 оси вилки переключения демультипликатора; 4 – воздухораспределитель; 5 выходной фланец; 6 заливная пробка.
При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку сухарей вилки при работе на высшем диапазоне, для чего:
- Включить высший диапазон в демультипликаторе, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8…8,5 кгс/см2 ) в заднюю полость пневмоцилиндра убедитесь в том, что муфты включения высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от усилия руки.
- Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта должно ощущаться возрастание сопротивления провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.
- Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на один оборот (5 граней головки) и удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом 137-157 Н·м (14-16 кгс·см). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко без заеданий, от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 3600.
НЕПРАВИЛЬНАЯ РЕГУЛИРОВКА ВЫЗЫВАЕТ ПЕРЕГРУЗКУ СУХАРЕЙ ВИЛКИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДИАПАЗОНОВ, ЧТО ПРИВОДИТ К БЫСТРОМУ ИХ РАЗРУШЕНИЮ.
3.2. Коробка передач и её привод. Устройство.
На автомобилях МАЗ устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной двухступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).
Устройство коробки передач показано на рис.44. Монтаж всех деталей коробки передач производится в картерах основной и дополнительной коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются к картеру сцеплению; образуется единый силовой агрегат в составе двигателя, сцепления и коробки передач.
Первичный вал 1 основной коробки установлен на двух шариковых подшипниках; на пеpeднем шлицевом конце установлены ведомые диски сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни постоянного зацепления основного коробки.
Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала, а сзади — на шарикоподшипник установленный в передней стенке картера дополнительной коробки. Задний конец вторичного вала выполнен в виде зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления дополнительной коробки.
Шестерни второй и четвертой передач вторичного вала основной коробки установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни первой передачи и заднего хода — на роликовых подшипниках.
Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера основной коробки, а сзади — на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, установленном в задней стенке картере основной коробки. В приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для промежуточной шестерни заднего хода. Включение заднего хода осуществляется перемещением каретки 24 заднего хода вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.
Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, размещенный в расточке зубчатого венца вторичного вала основной коробки, сзади — на два подшипника: цилиндрический роликоподшипник и шариковый подшипник, устaнoвленные соответственно в задней стенке картера дополнительной коробки и крышке подшипника вторичного вала.
На шлицах средней части вторичного вала дополнительной коробки установлены синхронизаторы переключения передач, а на заднем шлицевом конце — фланец крепления карданного вала. На средней цилиндрической части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня 11 дополнительной коробки.
Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки, а сзади — на двухрядный сферический подшипник, размещённый в стакане, смонтированном в задней стенке картера дополнительной коробки. На переднем шлицевом конце промежуточного вала дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи. В задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.
Для включения передач в основной коробке применены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной — с фрикционными дисками.
Переключение передач в основной коробке производится с помощью механического дистанционного привода, а дополнительная коробка управляется с помощью пневмопривода
Дистанционный привод основной коробки (рис.45).
Телескопического типа, состоит из механизма, расположенного непосредственно нa коробке передач 13, и системы тяг и рычагов, связанных с рычагом 3 передач, смонтированным в кабине.
В приливах верхней крышки 1 (рис.46) основной коробки смонтированы три штока: на крайнем правам (по ходу автомобиля) закреплена вилка 3 переключения заднего хода, на среднем — вилка 4 переключения первой и второй передач основной коробки, и на третьем — вилка 8 переключения третьей в четвертой передач основной коробки.
Штоки 5, 20 и 21 передвигаются в направляющих опорах верхней крышки с помощью рычага 22. На штоке заднего хода и штоке переключения первой и второй передач основной коробки имеются головки (соответственно 11 и 17). В головку 17 рычаг 22 входит непосредственно, а в головку 11 через поводок 15 переключения заднего хода.
Для включения третьей и четвертой передач основной коробки рычаг 22 может входить непосредственно в паз вилки 8 переключения этих передач. Положение штока заднего хода зафиксировано в крышке с помощью предохранителя 16, входящего в поводок 15 под действием пружины 12, помещенной в специальном стакане 13. Только преодолев усилие пружины этого предохранителя, можно включить задний ход. Штоки при включенной передаче и в нейтральном положении удерживаются шариковыми фиксаторами. Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в штоках установлен специальный замок шарикового типа.
На верхней крышке основной коробки смонтирован картер 11 (см.рис.45) дистанционного механизма управления основной коробкой, в котором располагается вал 12 переключения передач с неподвижно закрепленным на нем рычагом 14 и промежуточным рычагом 18, связанным с продольной тягой 7 дистанционного привода.
В картере дистанционного механизма располагается шариковый фиксатор 9 выбора передач. Продольная тяга 7 может совершать как продольное, так в угловое перемещения. Угловое перемещение штока вызывает осевое перемещение вала 12, что приводит к соединению сидящего на нём рычага 14 с определенным ползуном в верхней крышке основной коробки 13. Перемещение продольной тяги вызывает поворот вала 12 переключения передач и сидящего на нём рычага 14. При этом шток вилки переключения передач вместе с вилкой перемещается до включения соответствующей передачи.
Дополнительная коробка управляется с помощью пневмокрана переключателем 1 (см.рис.45) диапазонов, расположенным на рукоятке рычага 3 переключения передач.
Механизм переключения дополнительной коробки (рис.47).
Состоит из редукционного клапана 12, воздухораспределителя 6, пневмокрана 5, впускного клапана 8, рабочего цилиндра 1 и воздухопроводов.
Редукционный клапан 3 (рис.48) служит для снижения давления сжатого воздуха, подводимого из пневмосистемы автомобиля, до 4,75кгс/см² — рабочего давления пневмосистемы коробки передач. Воздухораспределитель 23 направляет сжатый воздух от впускного клапана 17 в ту или другую полость рабочего цилиндра 25 и стравливает воздух из его полостей.
Пневмокран 5 осуществляет управление воздухораспределителем. При опущенном вниз переключателе 6 диапазонов золотник воздухораспределителя устанавливается в положение, соответствующей прямой передаче в дополнительной коробке. При поднятом переключателе — в положение понижающей передачи.
Впускной клапан 17 обеспечивает подачу сжатого воздуха через воздухораспределитель 23 в рабочий цилиндр 25 только при выключенной передаче в основной коробке. При включенной передаче в основной коробке впускное отверстие клапана закрыто толкателем 16 и воздух в воздухораспределитель и рабочий цилиндр не поступает, разгрузочное отверстие в корпусе клапана открыто, обе полости рабочего цилиндра соединены с атмосферой.
При поднятом переключателе диапазонов 1 (см.рис.45) трос 6 перемещает золотник 3 (рис.49) в положение, при котором сжатый воздух, подводимый от редукционного клапана к каналу А через канал пневмокрана, поступает в канал Б и далее к воздухораспределителю на включение понижающей передачи. Канал В в это время через фильтр 8 соединён с атмосферой.
При опущенном переключателе диапазонов трос перемещает золотник 3 в положение, при котором сжатый воздух через канал А попадает в канал В и оттуда к воздухораспределителю на включение прямой передачи. В это время канал Б через крышку 5 соединён с атмосферой.
Механизм переключения передач дополнительной коробки расположен в верхней крышке его картера. Здесь располагается шток 13 (см.рис.44), связанный с поршнем пневматического цилиндра 14. Направление перемещения штока с закрепленной на нём вилкой 10 переключения передач дополнительной коробки зависит от подводимого давления в пневматический цилиндр слева или справа от поршня, что вызывает включение большого 20 или малого 21 синхронизатора, т.е, понижающей или прямой передачи дополнительной коробки.
На верхней крышке дополнительной коробки установлен датчик синхронизатора, включения понижающей передачи. При перемещении штока 13 и вилки 10 переключения передач дополнительной коробки из одного положения в другое в кабине водителя загорается контрольная лампочка, соединенная с клеммой выключателя 35. Лампочка гаснет, как только полностью включается выбранная (прямая или понижающая) передача.
Кроме того, на верхней крышке дополнительной коробки имеется стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля. Для этого, установив вилку 10 в нейтральное положение, стопорный болт 9 вворачивают до упора в лунку, сделанную нa штанге, и контрят её в этом положении гайкой.
Система смазки коробки передач.
Является комбинированной: подшипники шестерен вторичных валов основной и дополнительной коробок смазываются под давлением, зубья шестерён и подшипники валов — разбрызгиванием. Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник 29 и систему каналов шестерённым масляным насосом. Привод насоса осуществляется от торца промежуточного вала основной коробки. У насоса имеется редукционный клапан, который отрегулирован на давление 0,78кгс/см² и при чрезмерном повышении давления масла соединяет нагнетательный канал насоса с всасывающим. Масляные ванны обоих картеров соединены между собой каналом для обеспечения в них одинакового уровня масла. Внутренняя полость картеров коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.
В коробке передач имеются маслозаливное отверстие на крышке основной коробки, контрольное отверстие уровня масла на боковом стенке основной коробки и по два сливных отверстия снизу картеров основной и дополнительной коробок.
Источник https://mazprice.ru/blog/kpp-na-maz-opisanie-i-raznovidnosti/
Источник https://avto-layn.ru/gruzovoj-transport/demultiplikator-maz-shema.html
Источник https://vajnovsem.ru/instr-maz/instr-maz22.html