Путевые листы по-новому

Образец заполнения путевого листа, применяемого для учета работы легкового автомобиля

Для правильного отражения расхода топлива организациям нужен документ, содержащий сведения о работе автомобиля. Например, путевой лист. Приведем возможную форму путевого листа, в который организация вносит необходимые ей сведения об эксплуатации легкового автомобиля, используемого для поездок административно-управленческого персонала.

Ситуация

ОДО «Альфа» использует принадлежащий ей легковой автомобиль LADA Vesta SW Cross 1,6i (мощность двигателя 78 kW) г.н. XXXX для поездок административно-управленческого персонала организации, связанных с выполнением трудовых обязанностей (далее — служебный автомобиль).

Для учета работы служебного автомобиля, контроля за расходованием топлива в организации утвержден и применяется документ с названием «Путевой лист легкового автомобиля». Предусмотрено его заполнение за календарный месяц с детализацией информации в разрезе дней. В документе, в частности, фиксируется информация о времени выезда и возвращении автомобиля, показаниях спидометра, пробеге, движении топлива, исправности автомобиля и допуске водителя к управлению, принятии и сдаче автомобиля водителем. В соответствии с принятым в организации порядком оформления указанного документа при использовании автомобиля для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в пределах г. Минска в графе «Маршрут следования» указывают «по г. Минску». В организации ведется учет затрат в разрезе каждого структурного подразделения. В этих целях поездки в путевом листе делают отметки о заказчике поездки. В графе «Заказчик» указывают подпись, инициалы и фамилию лица, совершившего поездку, а также структурное подразделение, в котором он работает.

На рассматриваемый автомобиль приказом руководителя установлены для применения:

— норма расхода бензина 7,8 л/100 км (в размере, равном определенному Минтрансом);

— корректировки данной нормы при определенных условиях эксплуатации. В частности, при поездках по г. Минску норма повышается на 15%, при отрицательной температуре воздуха на момент выпуска автомобиля на линию норма расхода топлива повышается на 5%. При одновременном применении повышений они суммируются.

Учет топлива организация ведет в литрах с точностью два знака после запятой.

1 ноября данный автомобиль использовался для служебных поездок по г. Минску. При выпуске автомобиля на линию зафиксирована положительная температура воздуха.

Пояснения к заполнению

1. Автомобильные перевозки (как для собственных нужд, так и по договору автомобильной перевозки) в настоящее время осуществляются без оформления такого транспортного документа, как путевой лист (абз. 2 подп. 4.5 п. 4 Декрета N 7; абз. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 35, абз. 2 ч. 1 ст. 40 Закона N 278-З). Но для правильного списания израсходованного транспортным средством топлива и учета стоимости этого топлива при налогообложении организации следует документально подтвердить работу автомобиля.

Для учета работы служебного автомобиля организация может, например, оформлять документ с названием «Путевой лист легкового автомобиля». Его форму и порядок заполнения она определяет самостоятельно. При этом можно воспользоваться формой путевого листа, ранее обязательного к применению при выполнении автомобильных перевозок пассажиров по соответствующим договорам, и порядком его заполнения (абз. 26 ч. 1 ст. 1, абз. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 35 Закона N 278-З; п. 1 Инструкции N 25). Организация может также откорректировать данную форму (порядок) либо разработать такой документ с нуля.

2. При создании формы путевого листа легкового автомобиля и правил его оформления следует определить круг сведений, которые будут в нем фиксироваться:

Читать статью  Работник направляется в служебную командировку на личном автомобиле |

1) сведения о работе автомобиля, необходимые для списания топлива.

Для того чтобы списать топливо, нужны документально подтвержденные данные о его расходе. В рассматриваемой ситуации такие сведения отражаются в документе «Путевой лист легкового автомобиля». Расход топлива при его оперативном учете обычно рассчитывается как разность между остатками топлива в баке автомобиля на начало и конец дня плюс количество заправленного топлива. Такие исходные данные для расчета расхода топлива также разумно отразить в путевом листе.

Стоимость топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в бухучете в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 в зависимости от направления использования этих транспортных средств (ч. 1 п. 83 Инструкции N 133). Каким образом фиксируются данные о направлении использования транспорта, организация определяет самостоятельно. В частности, в путевом листе можно отражать сведения о выполнении водителем задания (например, маршрут, подпись ответственного лица и др.). Степень детализации маршрута следования в данном документе организация определяет самостоятельно с учетом потребности в такой информации.

Расход топлива нормируется. В частности, при налогообложении прибыли в затраты включают стоимость топлива, израсходованного в пределах норм (подп. 1.2-1 ст. 171 НК). Поэтому для контроля расхода топлива наряду с его фактическим расходом целесообразно указывать сведения о расходе топлива по норме, экономии либо перерасходе.

Кроме того, целесообразно отразить сведения о пробеге: нормы расхода топлива легковым автомобилем в общем случае устанавливают на 100 км пробега, поэтому для подтверждения величины нормируемого расхода, контроля за использованием топлива необходимо знать пройденное автомобилем расстояние. Если организация в зависимости от условий эксплуатации автомобиля корректирует норму расхода топлива либо применяет разные нормы, пробег фиксируется в разрезе таких условий. Логично зафиксировать и исходные данные для расчета пробега, то есть показания спидометра при выезде автомобиля и его возвращении;

Перечисленные сведения могут быть необходимы организации и для иных целей, нежели списание топлива. Например, информация об экономии топлива нужна, если организация премирует водителей за экономию топливно-энергетических ресурсов (подп. 1.1 п. 1 Постановления N 1124).

2) учет рабочего времени водителя.

Наниматель должен организовать учет рабочего времени своих работников. Учет рабочего времени водителей осуществляется в табелях использования рабочего времени и других документах.

Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждает организация (ст. 133 ТК, ч. 1 и 2 п. 20 Положения о рабочем времени водителей).

Отдельные сведения можно включить в документ, служащий для учета работы автомобиля. Но можно использовать и иной документ. В рассматриваемой ситуации в путевом листе учет рабочего времени водителя не ведется;

3) контроль за техническим состоянием автомобиля.

Организация обязана осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащего ей автомобиля установленным требованиям. Транспортные средства, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям, не допускаются к участию в дорожном движении (абз. 2 ч. 1 ст. 34 Закона N 313-З, п. 208 ПДД). Требование о документальном оформлении результатов контроля технического состояния автомобиля указанные НПА не предъявляют. Однако такие результаты целесообразно зафиксировать. В рассматриваемой ситуации организация предусмотрела соответствующую отметку в документе, служащем для учета работы автомобиля;

4) сведения о прохождении водителем контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — приборный контроль).

Водитель проходит приборный контроль перед началом рабочей смены (началом перевозки, если она выполняется в течение нескольких дней). Информация о прохождении указанного контроля фиксируется (ч. 2 ст. 34 Закона N 313-З, ч. 1 п. 3 и 5 Инструкции N 25/28). В рассматриваемой ситуации организация предусмотрела соответствующую отметку в разработанном ею документе «Путевой лист легкового автомобиля».

Читать статью  За 2 секунды при сжигании бензина в автомобильном двигателе выделилось 1200 кДЖ энергии, при этом двигатель совершил полезную работу 300 кДЖ. Какова полезная мощность двигателя? Чему равен его КПД? Какой путь он проехал за это время?.

По решению руководителя организации приборный контроль опьянения может также проводиться во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителя (ч. 2 п. 3 Инструкции N 25/28).

Организация может вносить в документ, служащий для учета работы автомобиля, иные необходимые ей сведения.

3. Следует также определить, за какой период будет заполняться рассматриваемый документ. Например, можно составлять отдельный документ каждый день или заполнять его за определенный период (к примеру, неделю, декаду или месяц).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Путевые листы в 2022 году

Путевой лист – это транспортный документ, которым оформляется использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза или пассажиров (абз. 2 части первой, часть вто­рая ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомо­бильных перевозках»).

Важное в статье:

1. Путевой лист и необходимость его использования

Обязательное использование путевых листов на территории Беларуси отменено с 26 февраля 2018 г. (абз. 2 подп. 4.5 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»; далее – Декрет № 7).

Важно! Факт использования автомобилей организации и соответствую­щего расхода топлива должен быть под­твержден документально. Это необходимо в т.ч. для целей налогообложения прибыли организации, так как важно подтвердить производ­ственный характер использования автомобилей.

Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учет­ным документом (далее – ПУД) (Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском уче­те и отчетности»; далее – Закон № 57-З).

Путевые листы и ранее не содержали стои­мостных показателей израсходованного топлива и не являлись ПУД для спи­сания топлива на затраты. Основанием для списания горюче-­смазочных средств (далее – ГСМ) на за­траты производства могут служить накопительные ведомости путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчет­ный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путе­выми листами, о чем на ведомостях или карточках работник организации, ве­дущий оперативный учет ГСМ, делает соответствующую отметку (п. 83 Инструк­ции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).

Данные документы должны со­держать обязательные реквизиты, преду­смотренные ст. 10 Закона № 57-З. Разработанные организацией для при­менения формы ПУД вклю­чаются в учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).

Таким образом, для целей бухгалтерского и налогового учета по-прежнему нужен документ, содержащий необходимые сведения о работе автомо­биля, которые при необходимости используют для со­ставления ПУД, на основании которого списывают стоимость топлива на затраты.

Таким документом может быть путевой лист. Его составляют по ра­нее утвержденным формам либо организации могут самостоятельно разработать и утвердить формы путевых листов.

2. Разработка собственной формы путевого листа

Как уже говорилось выше организация может разработать форму путевого листа и правила его оформления. При создании формы путевого листа и правил его оформления следует определить круг сведений, которые будут в нем фиксироваться.

В документе целесообразно предусмотреть следующее:

  • время выезда и возвращение автомобиля,
  • показания спидометра,
  • пробег,
  • движение топлива,
  • информацию оисправности автомобиля,
  • допуск воителя к управлению,
  • принятие и сдача автомобиля водителем,
  • иные необходимые организации сведения.

Данные о показаниях спидометра при выезде и по возвращении в путевом листе являются обязательными так как на их основании производится расчет затрат на ГСМ.

Читать статью  Вечный вопрос-расход газа и бензина! — DRIVE2

Нормы расхода топлива легковым автомобилем устанавливают на 100 км пробега. Учет норм топлива организация ведет в литрах с точностью два знака после запятой.

Расход топлива при его оперативном учете обычно рассчитывается как разность между остатками топлива в баке автомобиля на начало и конец дня плюс количество заправленного топлива.

Стоимость топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в бухучете в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 в зависимости от направления использования этих транспортных средств.

Расход топлива нормируется. В частности, при налогообложении прибыли в затраты включают стоимость топлива, израсходованного в пределах норм. Поэтому для контроля расхода топлива наряду с его фактическим расходом целесообразно указывать сведения о расходе топлива по норме, экономии либо перерасходе.

Степень детализации маршрута следования в путевом листе организация определяет самостоятельно с учетом потребности в такой информации.

Путевой лист легкового автомобиля может заполняться один за календарный месяц (неделю, декаду) с детализацией информации в разрезе дней или на каждый день отдельный.

Разработанная форма путевого листа и правил его заполнения утверждается руководителем организации.

3. Внесение исправлений в данные путевых листов

С учетом того что путевые листы не являются ПУД, поскольку не содержат всех необходимых реквизитов для признания их ПУД, а также не являются бланками строгой отчетности, важно знать, как правильно вносить в них исправления.

ПУД для списания топлива составляются на основании путевых листов, поэтому вносить исправления в данные путевых листов нужно так же, как в данные ПУД.

Справочно: порядок внесения исправлений в первичные учетные документы (за исключением ПУД, формы которых утверждает Нацбанком) определяется Минфином Республики Беларусь (п. 8 ст. 10 Закона № 57-З).

Такой порядок определен, например, для бланков строгой отчетности. Им же целесообразно руководствоваться и при внесении исправлений в ПУД, не являющиеся бланками строгой отчетности, по которым законодательством не определен порядок внесения исправлений. А в нашем случае – и для путевых листов.

Ошибочные записи исправляются методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее.

Ошибочные записи исправляются путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицо, осуществившее исправление, производит оговорку «Исправлено» с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего (п. 4 Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196).

4. Сроки хранения путевых листов

Путевые листы и журналы учета путевых листов имеют сроки хранения, оговоренные в гл. 47 «Транспортное обслуживание» перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Минюста Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140

См. таблицу сроков хранения путевых листов в журнале GB.BY Срок хранения путевых листов

Путевой лист легкового служебного автомобиля (Образец заполнения)

Путевой лист легкового служебного автомобиля (Образец заполнения). Страница 1 Путевой лист легкового служебного автомобиля (Образец заполнения). Страница 2 Путевой лист легкового служебного автомобиля (Образец заполнения). Страница 3

Настоящая форма приведена в качестве примера и разработана на основе формы путевого листа легкового автомобиля, приведенной в Письме Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 08.11.2011 и с учетом положения Указа Президента РБ от 15.03.2011 N 114. Она может применяться как основа при разработке аналогичной формы с учетом специфики деятельности организации.

Источник https://ilex.by/obrazets-zapolneniya-formy-putevogo-lista-sluzhebnogo-avtomobilya/

Источник https://www.gb.by/articles/putevye-listy-v-2022-godu

Источник https://belforma.net/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8/%D0%91%D1%83%D1%85%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82_%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%86_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: