Как сохранить автомобиль от преждевременного износа и продлить годы его эксплуатации

Что значит эксплуатация транспортного средства

Разобраться в понятии эксплуатация транспортного средства довольно непросто. Лучше всего обращаться к официальным источникам и нормативно-правовым документам. В них более чётко сформулировано определение термина. Статья позволит определить, что это может означать для владельца автомобиля и как правильно понимать значение формулировки.

  • Эксплуатация транспортного средства — что это
  • Транспортные условия эксплуатации
  • Основные правила эксплуатации
    • Для разных видов машин
    • Сезонные условия
    • Для физического и юридического лица
    • Автомобиля с газовым оборудованием
    • Период замены резины
    • Автомобиля с АКПП
      • Видео: 5 ошибок при вождении на автомате

      Эксплуатация транспортного средства — что это

      Точная формулировка дана в разделе І Общие положения Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 №720 (ред. от 15.07.2013, с изм. от 08.04.2014) «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств». Эксплуатация транспортного средства — это период жизненного цикла ТС, в который входит отрезок времени, когда автотранспорт используют по прямому назначению, сразу после того, как приобрели в пользование до стадии утилизации.

      Знаете ли вы? В Южноафриканских странах по закону разрешают владельцам авто устанавливать на него огнемёты, чтобы дать отпор угонщикам.

      Другими словами, когда автомобиль попал в ваше распоряжение, им можно пользоваться до того, как он станет непригоден для эксплуатации. С момента прохождения технического осмотра автомобиль разрешается официально использовать в различных целях: личное пользование, коммерческая эксплуатация и т. д. После прохождения ТО в уполномоченной организации выдаются разрешающие документы, которые проверяет ГИБДД.

      4eade4926c20574415f7f27cda3dd0ad

      Транспортные условия эксплуатации

      Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО №001МР/СЭ дают чёткое определение, что такое транспортные условия эксплуатации авто. К ним относятся факторы, которые в большей степени влияют на ухудшение технического состояния машины.

      К ним причисляют:

      • дорожные и климатические условия;
      • режим движения и нагрузка на агрегаты ТС;
      • стиль вождения;
      • качество топлива и смазочных материалов;
      • правильное техническое обслуживание.

      Фактически это физический износ автотранспорта. Постепенно автомобиль «стареет» вплоть до состояния металлолома в зависимости от условий эксплуатации и износа комплектующих деталей.

      Рекомендуем для прочтения:

      • Техническая эксплуатация автомобилей
      • Запрет на эксплуатацию автомобиля
      • Срок эксплуатации автомобиля
      • Техническое состояние автомобиля

      Основные правила эксплуатации

      Согласно Постановлению ПРФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 04.12.2018) «О правилах дорожного движения» определены ключевые пункты допуска автомобиля к использованию, которые оговаривают общие правила использования авто в зависимости от его категории.

      ec0b26455eba093b733356b610264a36

      Среди общих норм выделяют следующие:

      • обязательная регистрация механических ТС в инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или других структурах, определённых Правительством РФ (кроме мопедов);
      • оборудование и техсостояние автотранспорта должны совпадать с регламентом, который установлен в стандартах, правилах и руководствах по техэксплуатации, и оказывают прямое влияние на безопасное передвижение по дорогам и сохранность окружающей среды;
      • наличие знаков регистрации утверждённой формы в обозначенных для них местах (исключение: троллейбус, трамвай и мопед);
      • наличие опознавательных знаков на автотранспорте, обозначенных в классификации: обязательные и те, что водитель имеет право устанавливать по желанию;
      • наличие предупреждающих конструкций, обозначающих гибкие связующие звенья при буксировании механических ТС, установленного образца, размера и со специальной маркировкой.

      Автомобиль, не проходивший государственный техосмотр, может эксплуатироваться после регистрации в ГИБДД не более 30 суток. Этот срок возможно продлить, когда возникают непредвиденные обстоятельства после подтверждения события документами (больничный лист, командировочные и пр.).

      Важно! На гибкие связующие звенья необходимо устанавливать более 2 предупредительных конструкций.

      Для разных видов машин

      Автотранспорт различных категорий имеет дополнительные правила по использованию, которые указаны ниже:

      • Трамваям, троллейбусам крепят регистрационный номер, который присвоен уполномоченными ведомствами.
      • Автомобилям и автобусам в обозначенных случаях необходимо иметь лицензионные карточки, которые размещают на ветровое секло в правый нижний угол.
      • Автобусы для междугородних пассажироперевозок должны иметь ремни безопасности на каждом пассажирском сиденье.
      • Грузовые машины, оснащённые бортовыми платформами, которые перевозят людей, должны иметь сиденья, установленные не ниже 30 см от верхнего бортового края и на высоте 30–50 см от пола.
      • На транспорт, обучающий вождению, устанавливается: вспомогательная педаль привода сцепления, зеркало заднего вида для инструктора, опознавательный знак «У», тормоза.
      • Легковое такси оснащают цветографической схемой (размещёнными в шахматном порядке квадратами контрастного цвета) на кузове или его боковых поверхностях, таксометром, оранжевым опознавательным фонарём на крыше.

      9d7be696483ed4005e76481316c357f4

      Более детально правила эксплуатации автотранспорта различных категорий описаны в законах и правилах, которые утверждены соответствующими государственными органами.

      Знаете ли вы? До 1 июля 2014 года в Туркменистане действовала социальная программа от Правительства, по которой ежемесячно бензин раздавали бесплатно каждому владельцу авто по норме: для легковых – 120 л, грузовиков, спецтехники, автобусов – 200 л топлива, мототехники до 50 л.

      Сезонные условия

      Детальные инструктажи как пользоваться автомобилем в разные сезоны года проводят дважды в год для водителей организаций, которые занимаются грузоперевозками и пассажироперевозками.

      Разработаны следующие правила эксплуатации авто в осенне-зимний сезон:

      • В связи с ухудшением видимости с наступлением снегопадов и ухудшением состояния дорог возникает большой риск аварийных ситуаций. Передвигаться следует осторожно, чтобы избежать поломок ходовой части и не попасть в ДТП.
      • Когда машина проедет по воде, водитель обязан незамедлительно проверить действие тормозов. Во время езды тормозные колодки намокают, и происходит потеря коэффициента трения тормозов, вследствие чего они перестают работать. Необходимо перемещаться на малой скорости.
      • Снег на обочинах дорог сужает ширину проезжей части, поэтому съезжать на неё небезопасно. Машину может повести в сторону или опрокинуть, особенно если ехать на большой скорости. При необходимости съехать на обочину, скорость снижают до минимума.
      • Морозным утром на дорожном покрытии образуется гололёд, и шины автомобиля теряют сцепление с дорогой. Передвигаться нужно осторожно, без резкого торможения или ускорения.
      • При случайном заносе в сторону руль поворачивают в сторону заноса без нажатия на педаль тормоза. Используют для торможения двигатель.
      • Ехать без стеклоочистителей и стеклоомывателей запрещено.
      • Относительно других транспортных средств увеличить боковой интервал и дистанцию.
      • Использовать ближний и дальний свет фар, при этом не ослепляя встречных водителей фарами дальнего освещения.
      • При въезде на подъём подбирают одну передачу, которую не меняют до его завершения.

      c9cba8fd6d7a426728516fbc4f43db46

      Особенности езды в весенне-летний период:

      • Когда активно начинает таять снег, на дорогах скапливается много воды, под её слоем всегда скрываются выбоины и неровности. Передвигаться следует осторожно, чтобы не поломалась ходовая часть или автомобиль.
      • Аналогично, как и в осенне-зимний период, после езды по воде проверяют тормоза. Причина та же — уменьшение коэффициента трения и отказ тормозов. При таких обстоятельствах выжимают тормозную педаль до восстановления накладками эффективности торможения. Ехать нужно на малой скорости.
      • На обочинах повышается вязкость земли, поэтому избегают съезда на них, чтобы не допустить заноса или опрокидывания машины. Ехать нужно на минимальной скорости.
      • Ранней весной ещё иногда могут быть утренние заморозки, поэтому шины не имеют полноценного сцепления с дорожным покрытием. Нельзя резко затормаживать, поскольку может произойти блокировка колёс и увеличится тормозной путь. В результате теряется управление, и происходит занос.
      • Если дорога скользкая, не делают резких движений рулём, тормозами и газом. Лучше всего соблюдать постоянную скорость и не менять полосу движения, а также не идти на обгон ТС, движущихся впереди.

      1c4ac71f33ab7efedb7b3e2653cdf49e

      Помимо прочего, грязные брызги на мокром дорожном покрытии, попадая на лобовое стекло, снижают видимость, поэтому стеклоочистители должны находиться в рабочем состоянии.

      Для физического и юридического лица

      Единые правила эксплуатации транспортных средств и дорожного движения для физ. и юрлиц определены в ПДД РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 04.12.2018 г.).

      Важно! При неблагоприятных метеорологических условиях, которые несут угрозу безопасности людей (туман, гололёд, сильный дождь) предприятие-перевозчик в срочном порядке корректирует график движения транспорта или отменяет рейс.

      Дополнительные обязанности возлагаются на индивидуальных предпринимателей и юрлиц при использовании ТС, а именно:

      • работу водителей организовывать согласно требованиям, которые гарантируют безопасное передвижение на дорогах;
      • повышать квалификацию сотрудников, включая работников наземного электро- и автотранспорта и предоставлять для этого все возможности;
      • осуществлять медосмотр сотрудников перед выходом в рейс и после его завершения;
      • контролировать перед рейсом техническое состояние транспорта;
      • обеспечить водителям режим труда и отдыха;
      • осуществлять мероприятия по усовершенствованию навыков водителей оказывать медицинскую помощь при ДТП;
      • при участии принадлежащего организации ТС в ДТП анализировать и устранять причины, а также нарушения ПДД;
      • иметь помещения и оборудование для стоянки, техобслуживания и ремонта автотранспорта или заключать договоры с организациями, оказывающими данные услуги.

      b787f5aa2b9fe47e2caec9e074bcf1d2

      Эти правила координируются Федеральным законом от 10.12.95 №196-Ф3 «О безопасности дорожного движения». Проверяющие органы контролируют, как соблюдаются указанные нормы. Юрлица могут разрабатывать и обязывать водителей выполнять собственные дополнительные требования и правила, чтобы обеспечить безопасность движения на дорогах.

      Важно! Надзорные ведомства в случае нарушений эксплуатации ТС выписывают предписания, которые обязывают устранять их сразу после выявления. Нормы закона распространяются на всех юридических лиц без исключения.

      Автомобиля с газовым оборудованием

      Многие владельцы автомобилей переоборудуют их на ГБО, поскольку ездить на газовом топливе значительно дешевле.

      Для транспорта с газобаллонными установками необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации:

      • пройти подготовку, сдать экзамены по техминимуму и правилам ТБ, получить допуск;
      • своевременно проверять уровень газа на приборах (нельзя допускать полного опустошения баллона, авто потеряет тягу);
      • наполнять баллон можно только на 80% независимо от размера;
      • пистолет-ВЗУ должен прилегать плотно (если канал заправки установлен в багажнике, сквозь уплотнитель может произойти утечка газа, что взрывоопасно);
      • чаще обычного менять воздушный фильтр, на зиму и лето обязательно заменять на новые;
      • при гаражном хранении необходимо все вентили, подающие газ, перекрыть перед отключением двигателя;
      • каждый день проверять герметичность и исправность ГБО;
      • для каждого сезона проводят небольшой техосмотр, поскольку используют разные виды газового топлива по содержанию пропана: летнее (до 50%) и зимнее (до 90%);
      • все неисправности нужно сразу устранять на станциях техобслуживания;
      • при запуске в работу двигателя необходимо использовать только один вид топлива (бензин или газ);
      • если машина хранится зимой на открытой местности, двигатель предварительно прогревают только горячей водой или паром, также устраняют обледенелости и пробки в газовых коммуникациях;
      • если используется сжиженный газ для заправки автомобиля, запрещено длительно эксплуатировать бензиновый двигатель, так как в его системе питания отсутствует фильтр, а агрегат предназначен для кратковременного движения машины;
      • перед ночной стоянкой, длительным простоем и техобслуживанием газ необходимо полностью израсходовать, а вентили перекрыть.

      db833b2f899e3c8705bac4994808f41c

      Категорически запрещено ремонтировать газовую установку при работающем двигателе автомобиля, а также запускать его при утечке газа.

      Знаете ли вы? Первая в мире авария с участием автомобилей произошла в 1891 году в штате Огайо (США).

      Период замены резины

      Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» чётко обозначены сезоны года, когда следует сменить зимний тип шин на летний и в обратном порядке.

      Различают два временных периода:

      • Летний (июнь, июль, август). В этот период автотранспорту абсолютно всех категорий категорически запрещено передвигаться исключительно на шипованных шинах.
      • Зимний (декабрь, январь, февраль). Допускается оснащать исключительно зимними типами шипованной и нешипованной резины с маркировкой «M.S», «М+S» или «M&S». Машины категории В (грузовики N1 и легковой транспорт М1) на поверхности шин должны иметь рисунок «снежинка». Для автотранспорта других категорий указанные ограничения отменены с 11.11.2018 года.

      Определить дополнительный срок, запрещающий езду на шипованных шинах, может законодательная власть на любом уровне с учётом региональных климатических условий. Изменения вносят исключительно в сторону увеличения периода.

      39715d1d16d3f94edc4fb9c5b74f5295

      Выделяют три типа шин и срока эксплуатации для авто:

      • зимние нешипованные — допускается ездить круглый год, включая марку «М+S» и др.;
      • зимние ошипованные, включая марку «М+S» и пр. (в сентябре – мае);
      • летние, за исключением марки «М+S» и пр. (в марте – ноябре).

      С сентября и до конца ноября в обязательном порядке летний тип шин заменяют на зимний. Весной, с марта по май устанавливают летний тип шин. С декабря по февраль допускается применять всесезонные шины исключительно трёх вышеупомянутых марок.

      Важно! Если машину эксплуатируют со стёртой резиной на обледеневшей или сильно заснеженной дороге со стёртой резиной до глубины протектора меньше 4 ммводителя штрафуют. Закон разрешает наложение штрафных санкций только в этом единственном случае.

      Автомобиля с АКПП

      Транспорт с автоматической коробкой передач следует более бережно эксплуатировать и учитывать некоторые нюансы.

      Владельцам таких автомобилей необходимо соблюдать следующие правила:

      • мягко ехать с места и тормозить, резкими движениями можно спровоцировать выход из строя запчастей и систем или учащённые рывки в момент переключения;
      • только когда авто полностью остановлено, можно сменить режим заднего хода или двигаться вперёд;
      • нельзя автотранспортом с АКПП буксировать другие машины или вытягивания их из грязи — это провоцирует быстрый износ, и поломки станут неизбежными;
      • вовремя проводить обслуживание на СТО;
      • тщательно подбирать масло с маркировками «АТF» или «ЖАК»;
      • при загрузке авто в грязи её следует толкнуть снаружи и ни в коем случае не буксировать в пол акселератором;
      • при передвижении в авторежиме «3, 2, L» обязательно отслеживать значение оборотов на тахометре, чтобы не пересекали границы красного сектора;
      • на холоде зимой при запуске транспорта в движение необходимо прогреть, включая двигатель, поочерёдно переключать режимы КПП;
      • при стоянке рекомендуется использовать также ручной тормоз;
      • категорически запрещено заводить авто с помощью буксировки, может сломаться АКПП, а её допустимые пределы на скорости не более 40–50 км/ч, на расстояние 40–50 км;
      • в момент движения не допускается переключение в режимы антагонисты, только когда произойдёт полная остановка машины можно переключиться на паркинг или движение назад;
      • при остановке под наклоном используют стояночный тормоз, чтобы исключить поломку блокиратора;
      • при короткой остановке или в пробке выбирают нейтральный режим;
      • масла и присадки необходимо использовать только указанные производителем для конкретной марки авто, эксперименты приведут к неисправностям.

      2ac83572b4ee1a71792735af05efd27d

      Если передвигаться на высокой скорости и включить пониженную передачу, может произойти занос, поломка АКПП, двигателя или авария.

      Знаете ли вы? Первые трансмиссии автомат начали конструировать в 30-х годах ХХ столетия, а с 40-х годов впервые стали устанавливать полноценные установки на авто американского производства. В СССР подобные изобретения с успехом монтировали на спецтранспорт, ГАЗы,«Чайки» и автобусы ЛиАЗ.

      Видео: 5 ошибок при вождении на автомате

      Правила технического обслуживания

      Все манипуляции по техническому обслуживанию автотранспорта всех категорий регламентируют «Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ Р 0-200-01-95» (утв. Приказом Минтранспорта РФ от 13.12.95 №106). Все необходимые работы и ремонт проводят на специально предназначенных для этого станциях, где есть необходимые устройства, приспособления, приборы и инвентарь, которые указаны в Табеле утверждённых Правил в п. 25 Приложения 1.

      d1e847a73c62fceb975a54dd95d643a1

      Каждый автомобиль должен проходить несколько видов ТО при эксплуатации:

      • ежедневное — контрольный осмотр авто перед выездом;
      • первое (ТО-1) — включает ряд операций: контрольно-диагностические, осмотр, регулировочные работы, крепёж, заправку, электротехнические мероприятия;
      • второе (ТО-2) — кроме всех операций, которые включены в ТО-1, производится замена определённых элементов в легковых и грузовых авто;
      • сезонное — проводится перед зимним и летним сезонами в целях подготовки к использованию с учётом изменения температуры воздуха.

      Для каждой марки и модели автомобиля определяют индивидуальный перечень операций и характер действий технического обслуживания. Каждый раз учитывается пробег авто, сезон, срок хранения в ситуации, когда транспорт совсем не эксплуатировали в это время.

      Знаете ли вы? Газовый двигатель был изобретён раньше бензинового. Впервые заправили автомобиль газом по ошибке на одном из СТО. Это вызвало удивление водителя и сотрудников станции, а также стало доказательством того, что газ можно использовать в качестве топлива.

      При каких неисправностях можно эксплуатировать

      В п. 31.4 ПДД и «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС» (Постановление ПРФ от 21.02.2002 №127) приведён исключительный список неисправностей. Когда они обнаружены в автомобиле, пользоваться им не разрешается.

      Во время поломок рулевого управления, колёс и шин, тормозной системы, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, внешних световых приборов, двигателя и других конструктивных элементов передвижение на авто недопустимо. При других неполадках сотрудники ГИБДД не имеют права запрещать пользоваться автомобилем.

      c5e98ddca9c709a8bb945553fd57331b

      Когда неисправности не несут угрозу жизни, на машине можно передвигаться, например:

      • нерабочий стеклоподъёмник (на безопасность движения никак не влияет);
      • неисправный указатель температуры охлаждающей жидкости.

      Эксплуатация ТС — это не только пользование автомобилем в личных и коммерческих целях, но и целая система правил, которые утверждены и регулируются на законодательном уровне. Соблюдение установленных государством требований поможет безопасно передвигаться по дорогам и существенно продлит срок службы вашего авто. К тому же нарушение указанных норм и правил, утверждённых Правительством РФ в нормативно-правовых документах, приводит к наложению штрафа на владельца транспорта, а в некоторых случаях к более строгим наказаниям.

      Как сохранить автомобиль от преждевременного износа и продлить годы его эксплуатации

      Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

      Вышедший из строя автомобиль на трассе/ Фото: blog.greenflag.com

      Опытные водители практически ничем не отличаются от начинающих, если говорить об умении ездить, сохраняя машину от преждевременного износа. Большинство автовладельцев, вне зависимости от стажа и опыта, совершают одинаковые ошибки, ускоряющие естественной износ деталей и узлов их автомобилей. Многие из них являются следствием вредных привычек, другие – элементарным незнанием базовых правил эксплуатации и обслуживания автомобиля.

      1. Вредные привычки

      Какие вредные привычки водителя укорачивают жизнь автомобиля?/ Фото: lawyers-age.ru

      С годами манера вождения водителя обрастает десятками привычек, многие из которых оказываются вредными и даже опасными для технического состояния автомобиля.

      Гарантированно пресечь ускорение преждевременного износа авто помогут следующие правила:

      1. Держитесь за руль только с целью управления ТС. Руль – это не поручень, поэтому при посадке в высокую машину лучше всего держаться за боковую стойку или за крышу багажника;

      2. Не держите сцепление выжатым на светофоре. На самом деле это очень распространённая привычка, которая приводит к преждевременному выходу из строя выжимного подшипника, лепестков корзины и диска сцепления. При самом неблагоприятном исходе особо забывчивые водители рискуют повредить внезапно тронувшийся с места автомобиль;

      3. Убирайте руку с рычага переключения передач. Водителям, использующим кулису как подлокотник, будет интересно узнать, что эта привычка в разы повышает нагрузку на механизмы трансмиссии и приводит к их ускоренному износу;

      Газовать на непрогретом моторе не рекомендуется/ Фото: foto-oboi-com.ru

      4. Не газуйте на непрогретом двигателе. Да, современные автомобили не нуждаются в прогреве, но это вовсе не значит, что холодный мотор работает точно так же, как и горячий. Только что заведенному двигателю следует давать минимальные нагрузки, двигаясь с разрешённой скоростью, не совершая обгонов и резких маневров хотя бы 10-15 минут после начала движения;

      5. Двигайтесь со скоростью потока. Так вы обеспечите равномерный износ тормозных колодок и дисков;

      6. Заправляйтесь, когда указатель уровня топлива ещё не дошёл до минимальной отсечки. Если постоянно заправляться, когда в баке остались капли бензина, можно загнать в двигатель всю грязь, накопившуюся на дне бака;

      7. Включайте заднюю передачу только после полной остановки авто, иначе высок риск быстрого выхода из строя коробки передач.

      Помимо вредных привычек водителя, автомобиль могут искалечить неправильная эксплуатация и техническое обслуживание транспортного средства.

      2. Эксплуатация

      Как эксплуатировать машину, замедляя ее износ?/ Фото: discover24.ru

      Автомобиль, будучи сложным техническим устройством, имеет множество сопряжённых элементов, каждый из которых самым непосредственным образом влияет на другие узлы ТС.

      В связи с этим можно выделить несколько основных правил эксплуатации, которые помогут замедлить их износ:

      1. Выберите для себя умеренный стиль езды. Если вы не собираетесь в ближайшее время менять автомобиль, то забудьте про резкие старты с места с пробуксовкой, перегазовку и игру в «шашки» – все это значительно ускоряет износ покрышек, элементов трансмиссии, двигателя и ходовой;

      2. Если вам часто приходится ездить по гравийной дороге, то оцените её состояние. Неровности на более-менее ровной дороге лучше пролетать на скорости до 60 км/ч – так подвеска автомобиля получит меньшую нагрузку. Если же многочисленные ухабы имеют значительную глубину и высоту, а также П-образную форму, такую дорогу лучше преодолевать на минимальной скорости, иначе подвеска получит ударные нагрузки;

      3. Возьмите за правило не прогревать двигатель машины больше 1-2 минут как летом, так и зимой. Мало кто знает, что длительный прогрев способствует появлению задиров на цилиндрах двигателя, а это ни к чему хорошему не приведёт;

      4. Постарайтесь как можно реже стоять в пробках. Лучше объехать многокилометровую пробку, чем простоять 2-3 часа в ожидании долгожданного просвета. Для этого используйте популярные приложения, позволяющие находить менее загруженные участки дорог – так, даже если вы проедите на 5-10 км больше, вы сэкономите время и ресурс двигателя, убережёте его от перегрева и преждевременного капитального ремонта;

      Московские пробки/ Фото: mperspektiva.ru

      5. Соблюдайте скоростной режим. Ускорение износа может быть моментальным, если ваш автомобиль попадет в ДТП. Кроме того, повышенные скорости негативно влияют на состояние ступичных подшипников и самих ступиц, тормозных колодок и дисков, а также покрышек и лакокрасочного покрытия, которое при регулярной встрече с частицами пыли и мелкими камнями на высокой скорости будет стираться, словно наждачной бумагой;

      6. Не стоит впадать и в другую опасную крайность – ездить на очень низких оборотах двигателя. Многие водители при этом еще и включают повышенную передачу, тем самым усугубляя положение вещей. Топливо в таком двигателе будет сгорать не полностью, в результате чего камера сгорания постепенно закоксуется, и начнётся повышенный износ его деталей.

      Охлаждение закоксованного двигателя происходит менее интенсивно, поэтому даже в штатном режиме есть шанс перегреть силовой агрегат со всеми вытекающими;

      7. Не бойтесь эксплуатировать автомобиль зимой. Многие автовладельцы с наступлением холодов пересаживаются на общественный транспорт, тем самым совершая грубую ошибку. Не законсервированный должным образом автомобиль зимой будет подвергаться выпадению конденсата как по кузову, так и внутри двигателя и трансмиссии, а это – преждевременная коррозия и износ важных и очень дорогих деталей.

      Эксплуатация автомобиля должна быть умеренной, но разумной, бережной, но не настолько, чтобы в такой бережливости был смысл. Ездите аккуратно, соблюдайте правила дорожного движения и помните о том, что обычная, правильная эксплуатация транспортного средства – залог его долгой и беспроблемной жизни.

      3. Обслуживание

      Замена масла в автомобиле/ Фото: rf-motors.ru

      Каждый автовладелец думает, что он обслуживает свой автомобиль правильно, но это не всегда так. Иногда элементарные правила технического обслуживания игнорируются даже опытными водителями, что приводит к преждевременному износу важных узлов автомобиля.

      Например, если вовремя не заменить охлаждающую жидкость, двигатель будут охлаждаться с каждым годом всё менее эффективно и в конце концов перегреется при первом же неудачном случае – например, в пробке.

      Но в первую очередь следует отдавать должное качеству топлива, а оно даже в пределах одного города может существенно различаться. Стоит узнать, на каких заправках бензин или дизель наилучшего качества и заправляться только там.

      При поездках на дальние и расстояния рекомендуется иметь в запасе полный бак с проверенным топливом, а заправляться на трассе лучше всего на рекомендованных заправках, которые можно найти, например, по отзывам на Яндекс-картах.

      Полный бак топлива/ Фото: avtovzglyad.ru

      Не стоит игнорировать и качество смазывающей жидкости. Для справки – наименьшее число подделок у масел в металлических канистрах – покупая их, вы с большой долей вероятности зальёте в двигатель то, что нужно.

      Меняйте масло на 2 тыс. км раньше рекомендуемого производителем срока замены, ведь эксплуатация автомобиля в реальной жизни чаще всего более агрессивна, нежели в лабораторных условиях.

      Важно также своевременно менять изношенные запчасти на новые, иначе их критический износ будет способствовать преждевременному выходу из строя сопряжённых деталей.

      Например, если вовремя не заменить тормозные колодки, изношенные до металла, они повредят тормозные диски. То же касается и стоек стабилизатора – в неисправном состоянии они будут способствовать увеличению нагрузки на элементы подвески, которые также будут испытывать критический износ.

      Не забывайте менять парные запчасти парами – так вы сбережёте свое личное время и избежите неожиданного выхода из строя парной детали.

      С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль: очевидные и не очень варианты

      15 2

      Все знают, что нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправными тормозами, рулевым управлением и фарами. Некоторые получали штрафы за отсутствие штатных брызговиков и теперь знают, что такая вероятность есть. Но многие ли помнят, что на машине нельзя ездить, если у нее нет заднего бампера или не работает механизм подъема-опускания запасного колеса? А меж тем, это чистая правда. Однако не все неисправности полностью запрещают движение: для многих в ПДД есть важная оговорка. Давайте вспомним все неисправности, при которых эксплуатация автомобиля запрещена, и выделим жирным курсивом самые неочевидные и малоизвестные. А заодно разберемся, когда ехать нельзя совсем, а когда «если очень нужно, то можно».

      Чтобы ознакомиться со списком неисправностей, при которых запрещена эксплуатация, достаточно открыть ПДД: этот Перечень вынесен в отдельное приложение к Правилам. Остается лишь выбрать из них те, что относятся к легковым автомобилям – давайте этим и займемся.

      Важное замечание содержится в пункте 2.3.1 ПДД. Он ссылается на вышеупомянутый Перечень неисправностей, но делит их на две категории: критические неисправности, с которыми ехать нельзя, и те, с которыми движение возможно с ограничениями.

      Итак, согласно пункту 2.3.1 «запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада». Обратите внимание, что для некоторых неисправностей есть дополнительные условия: например, не запрещено двигаться без работающей оптики днем при хорошей видимости или с неисправными стеклоочистителями при отсутствии дождя или снега.

      Таким образом, вышеуказанные неисправности запрещают ехать на машине в любом случае: даже если тормоза отказали в 100 метрах от гаража или сервиса, водитель обязан немедленно остановиться и транспортировать машину на эвакуаторе. А вот к остальным неисправностям из Перечня правила более лояльны. В пункте 2.3.1 указано, что «при возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

      А еще в Перечне есть и такие неисправности, которые водитель может обнаружить и устранить перед выездом – например, разница колес на одной оси или нарушающие ПДД световые приборы. Для полноты картины укажем это замечание для тех неисправностей, к которым оно применимо.

      Какие неисправности полностью запрещают передвижение на машине?

      Итак, приведем список неисправностей, при которых ехать на машине полностью запрещено, с указанием номера пункта в официальном Перечне.

      • Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

      Ссылка на ГОСТ для автовладельца, само собой, ни о чем не говорит: стандарт слишком большой, чтобы знать его наизусть. Однако стоит ориентироваться как минимум на собственные ощущения: снижение эффективности торможения, изменения в откликах на педаль тормоза, провалы педали, посторонние шумы при торможении и другие очевидные проблемы – повод остановиться, проверить тормоза на наличие проблем и при необходимости вызвать эвакуатор.

      • Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

      Это нужно проверить до начала движения: подтеки на колесах и на земле около колес явно указывают на негерметичность как минимум одного из тормозных контуров. При движении на разгерметизацию привода тормозов укажет провал педали тормоза.

      • Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля превышает 10 градусов
      • Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

      Если ехать с незатянутыми креплениями рулевого управления не станет никто, то об обязательной исправности механизма фиксации помнит не каждый. Однако если руль в автомобиле регулируется по высоте и/или вылету, механизм фиксации в выбранном положении должен работать – иначе ехать тоже нельзя.

      • Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

      Не все помнят, что ехать с неработающим усилителем руля запрещено. То же самое касается машин, где штатный усилитель руля отключен или демонтирован: Правила такие переделки запрещают.

      • Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

      Движение в таком случае запрещено в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

      • Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

      Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.

      • Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

      Движение в таком случае запрещено во время дождя или снегопада.

      Какие неисправности запрещают эксплуатацию, но позволяют доехать до места стоянки или ремонта?

      Ну а теперь обозначим неисправности, с которыми водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Обратите внимание: все они тоже запрещают эксплуатацию автомобиля и дают лишь возможность доехать до места стоянки или ремонта сразу после возникновения неисправности при условии, что водитель не может устранить ее самостоятельно.

      • Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:​

      транспортных средств с полной нагрузкой – на уклоне до 16 процентов включительно;

      легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии – на уклоне до 23 процентов включительно.

      • Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.​

      Простой пункт указывает, что вся оптика должна работать в штатном режиме. Для этого пункта есть знакомое многим примечание: «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». Однако стоит учитывать, что установка незаводских световых приборов не отменяет необходимости их соответствия требованиям ГОСТ.

      • Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

      Далеко не все водители вообще помнят, когда они в последний раз регулировали свет фар. А меж тем, неправильная регулировка запрещает эксплуатацию автомобиля.

      • Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

      Если водитель движется днем в условиях хорошей видимости, то с неисправной оптикой можно доехать до места ремонта, соблюдая максимальные меры предосторожности.

      • На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
      • На транспортном средстве установлены:

      спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;

      сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

      Требования этого пункта относятся к тем, которые нужно проверить и устранить перед поездкой: незаконные световые приборы не появляются на автомобиле сами по себе. И за это можно не только получить штраф, но и лишиться прав.

      • Не работают в установленном режиме стеклоочистители.​

      Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.

      • Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

      Если в момент возникновения неисправности не идет дождь или снег, водитель может доехать до места ремонта или стоянки.

      • Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не менее 1,6 мм, для зимних шин – не менее 4 мм.
      • Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

      Многие годами ездят на шинах, имеющих небольшие повреждения – однако Правилами любые видимые повреждения запрещены.

      • Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

      Отсутствие даже одной колесной гайки или болта – повод для запрета эксплуатации до устранения причины.

      • Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

      Установить колеса побольше и шины пошире – страсть многих автовладельцев. Однако нужно держаться в рамках дозволенного производителем, иначе эксплуатировать машину будет нельзя.

      • На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

      Само собой, установка запасного колеса при проколе относится к ситуации, когда водитель вправе доехать до места стоянки или ремонта. Однако продолжать ездить на запаске, отличающейся от других колес, запрещено.

      • Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
      • Нарушена герметичность системы питания.

      Если под машиной перед поездкой водитель обнаружит капли бензина, то ехать ему можно только к месту ремонта – до устранения утечек топлива эксплуатация запрещена.

      • Неисправна система выпуска отработавших газов.

      Под неисправностью подразумеваются повреждения, прогары или отсутствие части выхлопа: с такой проблемой тоже можно доехать только до места ремонта.

      • Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

      Если езда без глушителя – вполне очевидный повод для запрета эксплуатации, то неисправность системы вентиляции картера будет сюрпризом для многих.

      • Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
      • Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

      Нельзя ездить не только без штатных зеркал заднего вида, но и без стекол, включая боковые.

      Пользоваться звуковым сигналом можно только в ограниченных случаях, но без него ездить нельзя.

      • Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

      Практика показывает, что инспектор может обратить внимание не только на тонировку, но и на предметы, ухудшающие обзор водителю, в том числе видеорегистраторы и антирадары, установленные в зоне обзора. Кроме того, для этого пункта есть официальное примечание: «На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

      • Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, , механизм регулировки положения сиденья водителя, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

      Если у машины не работает замок двери, механизм регулировки водительского сиденья или спидометр, это тоже означает, что на такой машине ездить нельзя до устранения неисправности.

      • Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

      Без переднего бампера ездить можно, а вот без заднего – нельзя, равно как и без брызговиков, предусмотренных конструкцией.

      • Отсутствует медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

      Формально проверить наличие аптечки и огнетушителя инспектор может лишь при досмотре автомобиля, но это не значит, что возить их с собой необязательно. И дело даже не в том, что без них эксплуатация автомобиля запрещена, а в том, что они могут спасти жизнь, в том числе самому водителю.

      • Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
      • Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
      • Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
      • Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема – опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

      Мало кто помнит, что в число неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля, входит сломанный механизм подъема и опускания запасного колеса, расположенного под днищем. Проверять его работоспособность стоит и с точки зрения логики: оказаться с проколом на трассе без возможности поменять колесо – сомнительная перспектива.

      • Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

      Проще говоря, любые подтеки из двигателя, коробки передач, мостов и других узлов должны устраняться немедленно. Наружу может течь только конденсат из системы кондиционирования.

      Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/chto-znachit-eksplyataciya-transportnogo-sredstva/

      Источник https://novate.ru/blogs/280722/63691/

      Источник https://www.kolesa.ru/article/s-kakimi-neispravnostyami-zapreshcheno-ekspluatirovat-avtomobil-ochevidnye-i-ne-ochen-varianty

      Читать статью  Ниссан » Автомобильная библиотека
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: