Страхование товаров при международных перевозках | СТТ Логистика

Содержание

Международная транспортная логистика: всё, что нужно знать о страховании груза

Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.

Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.

Страхование грузов в международных перевозках относится к сфере имущественного страхования. Договор страхования определяет права, обязанности и ответственность сторон. При его заключении нужно опираться на правовые нормы страхового законодательства.

Каким рискам подвергается груз при транспортировке

В отношении наступления неблагоприятных для груза последствий можно выделить:

  • полное или частичное хищение груза;
  • повреждение (утрата) при погрузо-разгрузочных работах или в течение промежуточного хранения;
  • повреждение в процессе перевозки (бой, появление вмятин, намокание и т.п.);
  • ДТП;
  • стихийные бедствия (пожары, наводнения, штормы и пр.);
  • непредвиденное изменение режима хранения;
  • прочие форс-мажорные обстоятельства.

Какие случаи не признаются страховыми

Убытки при транспортировке не получится возместить, если груз был испорчен или утерян в результате нестрахового случая:

  • нестандартной упаковки груза;
  • несоблюдения технических параметров размещения и закрепления груза при погрузке;
  • недостачи товара при неповрежденной упаковке;
  • умысла, грубой неосторожности страхователя;
  • противозаконных действий страхователя;
  • потери веса/объема объекта в рамках норм естественной убыли;
  • несоблюдения перевозчиком условий и сроков доставки груза;
  • процессов, связанных с внутренними свойствами груза (самовозгорания, гниения).

Также по правилам страхования за порчу или утрату груза возмещение платится в оговоренных случаях.

Кроме того, если возмещение стоимости оговорено именно при том или ином виде перевозки, страховая компания может потребовать это доказать.

Пример — дело № А40-155546/2017, постановление по которому за номером № Ф05-12168/2018 13 августа 2018 года вынес АС Московского округа. Страховая компания пыталась доказать, что случай с повреждением груза (неправильное раскрепление в контейнере) является нестраховым, несмотря на то, что согласно полису, груз был застрахован с ответственностью «за все риски». Суд страховую компанию не поддержал и предписал возместить убытки.

Что нужно прописать в договоре страхования груза

В договоре страхования в обязательном порядке необходимо указать:

  • объект страхования, в качестве которого выступают имущественные интересы страхователя;
  • условия, отражающие страховые случаи и риски;
  • сумму договора (обычно определяется полной стоимостью товара и подлежит изменению по согласованию сторон во время действия соглашения;
  • срок действия.
  • порядок действий сторон при наступлении страховой ситуации и последствия невыполнения принятых обязательств, а также основания для отказа в выплате возмещения.

Грузы можно разделить на несколько групп — в зависимости от их специфических особенностей: по назначению, лёгкости разрушения, способу транспортировки.

Защиту любых категорий товаров в международных перевозках предусматривает страхование карго. Данная процедура обеспечивает страховую защиту на всех стадиях перемещения товара между пунктами.

Классическая схема транспортировки может состоять из пяти этапов:

  1. Погрузка товара с пункта отправления на транспортное средство для транспортировки в порт отправки
  2. Погрузка объекта на водное или воздушное судно, в вагон или в спецавтотранспорт.
  3. Транспортировка товара любым видом транспорта.
  4. Перевалки товара в установленных местах по пути транспортировки.
  5. Вручение получателю в указанном месте с оформлением приемо-сдаточных документов и проведением денежных расчетов.

Схему поставки можно упростить. Например, перевозить груз одним транспортом, использовать самовывоз и т.п.

При подписании договора страхования груза нужно заострить внимание на формулировке условий. Это поможет избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.

По срокам действия договор может заключаться:

  • на конкретную перевозку;
  • на определенный временной период.

Последний вариант удобно использовать, если компания постоянно пользуется услугами транспортировки и перевозит однотипные грузы.

Как страхование груза отражается в торговых соглашениях

Для международной торговли используются условия поставки «Инкотермс», регламентирующие ответственность Продавца и Покупателя при перевозке товара из-за границы.

При заключении торговых контрактов в международной торговле применяются общепринятые стандартные условия поставки. В них отражаются и условия страхования:

CIF. В числе прочих продавец до сдачи груза в пункте назначения несёт затраты по страхованию груза от морских рисков, включая и страховку фрахта.

FOB. Любые расходы от погрузки на судно, включая риски, несет покупатель.

FAS. Продавец отвечает за доставку объекта в порт отправки, разгрузку и размещение в оговоренном с покупателем пункте. Затем риски и расходы (от погрузки на судно в пункте отправления до прибытия в пункт назначения) производит покупатель.

Читать статью  РГС Фортуна АВТО страхование жизни и учеба в автошколе — Daewoo Matiz, 0.8 л, 2013 года на DRIVE2

CAF. Покупатель несет расходы по товарной стоимости, страхованию от морских рисков (от погрузки на судно до его прихода в пункт назначения).

Как правило, каждая сторона несет ответственность за страхование груза на своей части маршрута. Например, если Вы покупаете товар на условиях FOB, порт отгрузки — Продавец будет нести ответственность за доставку товара и страхование до момента погрузки на борт.

От чего зависит стоимость страхования груза

Для расчёта стоимости страховые компании пользуются тарифной сеткой. Также учитываются маршрут, вид транспорта, наличие упаковки. В среднем, цена составляет от 0,05% до 0,3% от объявленной стоимости груза.

На стоимость страхования влияет характер груза. Наименьшая ставка страхования работает в отношении грузов с наименьшим риском повреждения (камень, металлы и т.п.). Если груз хрупкий (стекло), страховка обойдётся дороже.

Отдельные типы грузов требуют специального согласования. В их числе ювелирные украшения, драгоценные камни и металлы, наличные деньги, произведения искусства, боеприпасы, товары с акцизными марками, растения и животные.

Какая сумма обозначается в качестве страховой

Обычно в качестве страховой суммы используют стоимость груза по контракту с поставщиком, но её можно увеличить на стоимость перевозки и до 10% от стоимости груза в счёт ожидаемой прибыли.

Что нужно знать об уровнях риска для различных видов транспорта

Для каждого вида транспорта процентная ставка своя. Её страховщики рассчитывают исходя из уровня риска (таблица 1).

Таблица 1. Уровни транспортного риска

Вид перевозки

Уровень риска

Считается самым небезопасным способом перевозки и имеют самую высокую ставку страхования. Учитываются:

  • техническое состояние автомобиля и возможность поломки;
  • качество дорожного покрытия по маршруту;
  • погодные условия;
  • иные условия, способные привезти к порче или утрате груза.

Риски связаны с повреждениями в результате разгрузки и выгрузки, схода вагонов, хищением.

Обладает высоким страховым риском. Риски связаны с повреждениями:

  • при погрузке-выгрузке в порту;
  • транспортировке;
  • из-за погодных условий.

Имеет минимальную ставку страхования, поскольку считается самым безопасным способом транспортировки. Преобладающим риском является риск хищения в аэропорту.

При международных перевозках морским транспортом страхуется любой имущественный интерес, связанный с мореплаванием, в том числе перевозимые грузы и потеря фрахта (упущенная коммерческая выгода, связанная с перевозкой).

В условиях страхового соглашения должны присутствовать:

  • год постройки и назначение судна;
  • водоизмещение;
  • принадлежность судна;
  • ограничения по району плавания;
  • вид груза и его характеристики.

Отличительной особенностью такого соглашения является абандон. Он подразумевает, что страхователь, чтобы получить страховое возмещение в полном объёме, должен отказаться от груза. При этом право на имущество получает страховщик. Абандон можно объявить в случаях:

  • исчезновения судна;
  • гибель товара (судна);
  • неэффективности восстановления транспорта и доставки товара в пункт назначения;
  • захвата груза (судна) более полугода.

При авиаперевозках страхуется любой груз. Размер страховки зависит от типа груза, расстояния и прочих факторов. В страховом соглашении можно предусмотреть два варианта ответственности.

  • Полную ответственность поставщика с возмещением любых убытков. В этом случае риски будут минимальны, но возрастёт цена страховки.
  • Минимальную степень ответственности. Риски будут выше, но стоимость страховки уменьшится.

Договор страхования международных авиаперевозок в обязательном порядке должен содержать полную информацию о грузе:

  • точное наименование;
  • вес и объем;
  • особенности упаковки и размещения в авиатранспорте;
  • пункт отправления и назначения;
  • страховую стоимость.

Перед подписанием контракта груз следует тщательно осмотреть и при необходимости включить в соглашение дополнительные пункты.

При перевозке автомобильным транспортом обязательное условие — страхование гражданской ответственности (ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Оно представляет собой способ защиты автовладельцев и направлено на возмещение ущерба. К такому страхованию, как правило, прибегают транспортные организации и собственники перевозимых товаров.

Какие схемы страхования груза при международных перевозках можно выбрать

При страховании груза можно воспользоваться одной из трёх стандартных схем, предлагаемых страховщиками (таблица 2).

Таблица 2. Схемы страхования грузов

Схема страхования

Особенности

С ответственностью за все риски

Возмещаются убытки от повреждений или полной гибели всего или части сборного груза, происшедшие в результате:

  • стихийных бедствий;
  • аварии транспортного средства (крушения, столкновения);
  • взрыва, недоставки или пропажи груза без вести;
  • противоправных действий третьих лиц, включая хищение груза.

С ответственностью за частную аварию

  • убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате пропажи судна без вести;
  • убытки, расходы и взносы по общей аварии, в связи с необходимыми и целесообразно произведенными расходами по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения

Возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части перевозимого товара, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.

Обратите внимание, что само по себе условие «все риски» не означает, что любые действия, которые приведут к гибели имущества, подпадут под обстоятельства, с которыми организация связывает выплаты.

Не получится взыскать возмещение, если причина утраты не вошла в перечень страховых случаев.

Также в договоре может присутствовать уточнение, какие случаи страховщик исключает из перечня. Например, груз застрахован на условиях «С ответственностью за все риски», исключая убытки от мошеннических действий в соответствии со статьей 159 УК РФ.

Читать статью  Как вернуть страховку жизни по автокредиту?

В данном случае, если груз будет потерян в результате преступных действий третьих лиц, получить возмещение не получится (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.10.2017 № 309-ЭС17-9038 № А50-14345/2016).

На такие нюансы следует обратить внимание при заключении договора.

Кто может застраховать груз

Владелец груза может застраховать его самостоятельно, либо возложить эту обязанность на перевозчика. Чтобы убедиться в исполнении, в договоре следует обозначить обязанность предоставить подтверждающие документы.

Как на ставку страхования влияет маршрут

Под территорией действия страховки подразумевают страну или ряд стран, через которые проходит маршрут следования груза. Страховка на груз распространяется не только на перемещение, но и на этапы перегрузки и временного хранения на перевалочных складах.

В данном случае страхователи учитывают стихийные бедствия, наличие конфликтов и беспорядков на территории транспортировки. К примеру, застраховать груз, оправляемый из Европы или Северной Америки, обойдётся дешевле страховки груза, вывозимого или перемещаемого по территории стран Азии или Африки.

Как на страховку влияет упаковка груза

Открытая упаковка представляет больший риск, нежели закрытая. Поэтому, груз, перевозимый в контейнере или другой сплошной упаковке, будет рассчитываться по меньшей ставке.

Как использовать франшизу при страховании грузоперевозок

Франшиза, в данном случае, — это сумма, не выплачивается страховой компанией в случае убытка, то есть вычитается с выплаты. Франшиза может быть условной и безусловной.

Условная франшиза — это определённая сумма, установленная в договоре. Если убыток, образовавшийся при перевозке груза, превысил эту величину, страховая компания покрывает его полностью.

Сумма безусловной франшизы вычитается с выплаты при покрытии размера убытка (вне зависимости от его размера). В данном случае страховая компания покроет убыток, но вычтет безусловную франшизу.

При страховании международных перевозок следует указать все возможные виды рисков. Страховщики будут обязаны покрыть ущерб, если произошло крушение транспорта или груз был частично или полностью утерян или испорчен в результате противоправных действий со стороны третьих лиц. В полис также следует включить пункт по возмещению расходов, связанных с розыскными мероприятиями или действиями по спасению транспортируемого груза.

Какими правовыми нормами следует руководствоваться

Процедура страхования для внутренних перевозок довольно распространена. Но нужно рассчитывать различные нюансы. Например, согласно законодательству РФ, груз можно застраховать только один раз. Сделать это можно через страховую или транспортную компанию. За исключением страхования груза при морской перевозке руководствоваться следует нормами, регламентирующими имущественное страхование.

К нормам законодательства в РФ, применимым к вопросам страхования грузов, в первую очередь относятся Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела в РФ». Закон не устанавливает исчерпывающий перечень видов страховых случаев и способов защитить товар (ч. 4 ст. 395 ГК). Виды перевозок, правила, расценки и прочие условия участники правоотношений могут установить самостоятельно.

При международных перевозках в договоре страхования стороны согласовывают право страны перевозчика или выбирают право страны для регулирования страхования (ст. 5 Регламента № 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС г. Страсбург 17.06.2008). Страхование грузов в международных перевозках в отдельную группу не выделено и осуществляется по правилам, применяемым ко всем видам товаров. Данное положение подтверждается законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Морское страхование ГК РФ выделяет как специальный вид страхования. При морской транспортировке грузов, следует руководствоваться нормами, отраженными в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ст. 271).

При наступлении страхового случая возмещение происходит за счет фондов, сформированных страховщиком из уплаченных премий (взносов), а также за счет иных средств (ст. 1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-10).

В договоре страхования важно четко определить перечень имущества. В противном случае взыскать страховую сумму не получится.

Узнайте больше о порядке урегулирования страховых случаев, аспектах и сложных вопросах международных перевозок на курсе повышения квалификации «Международная транспортная логистика».

Страхование товаров

При грузоперевозках всегда существует риск утраты или повреждения товаров. Чтобы свести вероятные убытки к минимуму, при транспортировке применяется страхование. Особенно важно выполнять его при международных перевозках, если груз доставляется несколькими видами транспорта.

Какие риски можно застраховать?

Это зависит от условий договора со страховой компанией. Чем шире покрытие рисков, тем надежнее защита и дороже страховой полис. Чаще всего применяется одно из следующих условий:

  • страхование всех рисков — любой ущерб, причиненный грузу при транспортировке, компенсируется страховщиком;
  • только поименованные риски — в договоре перечисляют конкретные ситуации, при наступлении которых выплачивается возмещение;
  • ответственность только за случаи крушения — компенсируются убытки, связанные с крушением или риском крушения транспорта, на котором перевозится груз. Убытки, связанные с другими повреждениями, не компенсируются.

Обычно страховой полис покрывает убытки, возникающие при дорожно-транспортных происшествиях и авариях, пожарах, повреждениях при погрузке и выгрузке, ущерб, который причиняют природные явления или стихийные бедствия, а также убытки в связи с грабежом, нападениями, кражами. Дополнительно в договоре могут быть прописаны и другие риски — например, связанные с военными действиями, забастовками, ущербом от действий мошенников.

Условия и виды страхования

Условия страховой программы могут зависеть от того, каким транспортом перевозятся товары. Это указывают, составляя договор и определяя условия покрытия рисков:

    : в основном страхуют риски потери, хищения груза.
  • Железнодорожная перевозка: хищение, повреждение из-за погодных условий, нарушение целостности упаковки, повреждения при погрузке, выгрузке.
  • Доставка водным транспортом: повреждение, утрата из-за погодных условий, похищение, повреждение при погрузке, выгрузке.
  • Автомобильные перевозки: повреждение, потеря товара, риски ДТП, хищения или повреждения транспорта.
  • Мультимодальные перевозки: страхуются риски, характерные для тех видов транспорта, которые будут использоваться при доставке.
Читать статью  Оформить полис ОСАГО на грузовой автомобиль онлайн в Новосибирске

Страхование перевозимого груза может быть единоразовым или генеральным. В первом случае полис оформляют для конкретной перевозки. При генеральном страховании полис действует в течение определенного времени для перевозок по одним и тем же маршрутам одних и тех же грузов (условия транспортировки не меняются).

Специальные условия могут применяться при перевозке опасных грузов. В этом случае возникают дополнительные риски, а перевозчик соблюдает особые правила доставки. Страховой договор для каждой такой перевозки составляется отдельно.

Дополнительно при грузоперевозках может выполняться страхование ответственности за груз. Это — отдельный вид страховых договоров, который защищает риски перевозчика, выполняющего доставку. Так, профессиональная ответственность компании «СТТ Логистика» застрахована. Это дополнительно повышает надежность оказываемых услуг.

Страхование груза

Страхование грузов и правила Incoterms

При заключении внешнеторговых контрактов правила Incoterms оговаривают условия страхования грузов в двух случаях:

  • CIP. Продавец поставляет уже застрахованные товары. Он организует доставку груза до места, определенного контрактом. Пока доставка не будет выполнена, поставщик несет ответственность за сохранность товаров. Когда груз прибывает в место, определенное контрактом, поставщик передает его транспортной компании, нанятой покупателем. В этот момент к покупателю переходят связанные с товаром риски. Если внешнеторговый контракт не оговаривает иное, договор страхования действует, пока товары не будут доставлены до этого места.
  • CIF. Применяется при морских перевозках, предполагает, что поставщик обеспечивает доставку застрахованного товара на борт судна. Фрахт обеспечивает продавец. Переход рисков от поставщика покупателю происходит в момент, когда застрахованные товары прибывают в порт назначения на судне.

Внешнеторговый контракт может предусматривать специальные условия страхования, определять, какие именно риски должны быть застрахованы, кем, на какую сумму.

Компания «СТТ Логистика» выполняет международные грузоперевозки, а также таможенное оформление грузов. Мы обеспечиваем их страхование на время доставки, а также при выполнении складских операций (консолидация, размещение, хранение, погрузка, выгрузка).

Страхование груза при международной перевозке

Страхование груза при международной перевозке

При перевозке грузов любыми видами транспорта: автомобильным, авиационным, морским или железнодорожным, как правило, есть риск повреждения или утраты грузов и товаров. Для спокойствия и безопасности финансовых потерь нашей компанией оказываются услуги в добровольном страховании грузов. При этом сумма затрат является незначительной по сравнению с суммой возможного ущерба. Стоимость страховки, как правило, составляет 0,35% от стоимости товара. Т.е. при стоимости товара 10000$ стоимость страховки составит 35 долл. Это добавляет дополнительное спокойствие и безопасность наших клиентов!

Страховые случаи при перевозке грузов (товаров) являются единичными на протяжении многих лет в истории успешной работы нашей компании.

Многие люди экономят на страховке груза, но это не самое разумное решение. Ведь Вы вносите незначительную сумму, а покрытие расходов в случае повреждения груза — сумма гораздо большая.

Мы серьезно относимся к нашим обязанностям по доставке грузов, поэтому готовы предложить помощь в страховании грузов по следующим схемам:

Страхование груза при международной перевозке – С ответственностью за все риски

По данной схеме страхования возмещаются убытки от повреждений или полной гибели всего или части сборного груза, происшедшие в результате:

  • Огня, молнии, бури, землетрясения, наводнения и других стихийных бедствий;
  • Аварии транспортного средства, крушения/столкновения транспортных средств;
  • Взрыва, недоставки или пропажи груза без вести;
  • Противоправных действий третьих лиц, включая хищение груза.

Страхование при международной перевозке – С ответственностью за частную аварию

По данной схеме страхования возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате пропажи судна без вести, убытки, расходы и взносы по общей аварии, в связи с необходимыми и целесообразно произведенными расходами по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Страхование груза при международной перевозке – Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения

Данная схема страхования похожа на предыдущую, с отличием в том, что возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части перевозимого товара, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.

По договору страхования грузы, перевозимые автомобильным, морским и железнодорожным транспортом при международных перевозках, могут быть застрахованы вне зависимости от типа — тарно — штучные, наливные, насыпные, сборные грузы, грузы перевозимые в контейнерах и перевозимые на открытых платформах.

По желанию заказчика перечень возможных рисков может быть расширен.

При обращении в нашу компанию Вы получите консультации по выбору страхового продукта, наиболее полно отвечающего Вашим потребностям по защите перевозимых грузов.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг по страхованию грузов Вас приятно удивят!

Источник https://www.finkont.ru/blog/mezhdunarodnaya-transportnaya-logistika-vsye-chto-nuzhno-znat-o-strakhovanii-gruza/

Источник https://sttlogistics.ru/information/omp/strakhovanie-tovarov/

Источник https://ucsol.ru/strakhovanie-gruzov/pri-mezhdunarodnoj-perevozke