Содержание

Справочник строителя | Экскаваторы

Экскаваторы представляют собой самоходные землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта. Различают одноковшовые экскаваторы периодического (цикличного) действия с основным рабочим органом в виде .

ЦЕПНЫЕ ТРАНШЕЙНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Цепные траншейные экскаваторы выпускаются на базе пневмоколесных и гусеничных тракторов и оснащаются одноцепным (ЭТЦ-1609) и двухцепным (ЭТЦ-252М) скребковыми рабочими органами для разработки не мерзлых грунтов. Техническая .

РОТОРНЫЕ ТРАНШЕЙНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Роторные траншейные экскаваторы представляют собой навесное или полуприцепное к переоборудованному гусеничному трактору или специальному тягачу землеройное оборудование и предназначены для разработки траншей прямоугольного и трапецеидального профиля в однородных .

ОДНОКОВШОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Строительными называют одноковшовые универсальные экскаваторы с основными ковшами вместимостью 0,25. 2,5 м3, оснащаемые различными видами сменного рабочего оборудования. Строительные экскаваторы предназначены для .

ОДНОКОВШОВЫЕ ПОЛНОПОВОРОТНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Эти экскаваторы представляют собой полноповоротные машины (рис. 1) с одномоторным приводом и гибкой подвеской рабочего оборудования. На поворотной платформе таких машин смонтирована двуногая опорная стойка, несущая стрелоподъемный полиспаст.

ОДНОКОВШОВЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Эти экскаваторы представляют собой многомоторные машины с жесткой подвеской рабочего оборудования, у которых для передачи мощности от двигателя к рабочим механизмам используется гидравлический объемный привод. Параметры гидравлических .

ЭКСКАВАТОРЫ-ПЛАНИРОВЩИКИ

Экскаваторы-планировщики представляют собой универсальные гидравлические полноповоротные машины четвертой размерной группы, основным рабочим движением которых является выдвижение-втягивание телескопической стрелы с полноповоротным ковшом при копании, планировании .

ОДНОКОВШОВЫЕ НЕПОЛНОПОВОРОТНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Неполноповоротные гидравлические универсальные экскаваторы с шарнирно-рычажным рабочим оборудованием относятся к машинам второй размерной группы и монтируются н базе серийных пневмоколесных тракторов класса 1,4. Они представляют .

МАЛОГАБАРИТНЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ

Малогабаритные экскаваторы представляют собой небольшие по массе и размерам высокомобильные универсальные машины малой мощности, оснащенные быстросъемными сменными рабочими органами многоцелевого назначения. С помощью таких машин отрывают небольшие котлованы и траншеи .

ЭКСКАВАТОРЫ-ПОГРУЗЧИКИ

Экскаваторы-погрузчики представляют собой пневмоколесные высокоманевренные многофункциональные гидравлические машины, оснащенные одновременно экскаваторным и погрузочным оборудованием. Предусмотрена возможность работы экскаваторов-погрузчиков с другими видами сменного рабочего оборудования.

баннер для сайдбара Вы это искали



Лекция №2. Многоковшовые (траншейные) экскаваторы. Бульдозеры

Многоковшовые экскаваторы используются в процессе добычи полезных ископаемых (гравий, глина и прочее) для снятия породы. Еще они применяются для профилирования откосов железнодорожных выемок и каналов, а также перегрузки рыхлых материалов и пустой породы. Такая техника может обрабатывать грунты до 4-й категории, которые не содержат крупных камней (включений). Многоковшовый экскаватор бесперебойно работает, если диаметр включений не превышает пятой части ширины ковша.

Многоковшовый экскаватор

Примечательно, что поверхность забоя при использовании такой техники получается ровной и не нуждается в ручной зачистке. В этой статье мы подробнее узнаем, что собой представляет многоковшовый экскаватор.

Виды многоковшовых машин

Техника классифицируется по таким признакам:

  • По направлению движения во время работы. Это могут быть экскаваторы продольного, поперечного копания или поворотные модели.
  • По виду (конструкции) рабочего оборудования. Бывают цепные экскаваторы и колесно-ковшовые.
  • По способу подачи оборудования в забой. Резание породы бывает радиальным по вертикали, радиальным по горизонтали или параллельным по вертикали.

Многоковшовый цепной экскаватор

Читайте также: Экг 5а, экг 5, экг 10, экг 18, экг 8и — расшифровка названия, технические характеристики и устройство экскаваторов

Исходя из этих признаков, можно сделать вывод, что экскаваторы бывают нескольких видов. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Машины поперечного копания

Это многоковшовый цепной экскаватор, который может быть на гусеничном или рельсовом ходу. Работает методом параллельного или радиального резания. Цепь может быть направленной (используется в однородных грунтах для добычи ископаемых или планировки больших каналов и выемок) или свободно провисающей (применяется в грунтах с включениями). Бывают также экскаваторы, расстояние гусеничного хода которых может меняться в зависимости от условий работы. Они используются для рытья и чистки каналов осушительных и оросительных систем.

Устройство и эксплуатация цепного экскаватора

Машина самоходная, бывает на железнодорожном, гусеничном или шагающем ходу. Первый подобный экскаватор был сконструирован в 1812 г. в Кронштадте известным русским инженером А.Бетанкуром.

Модель представляла собой машину для черпания земли и работала на плавучем ходу. В 1860 г. в Европе была разработана модель сухопутного цепного экскаватора, который нашел свое применение в строительстве железных дорог в Арденнах. В это же время с 1863 по 1868 гг. велось строительство Суэцкого канала, в процессе которого широко использовались цепные экскаваторы. В нашей стране цепные экскаваторы впервые начал производить Путиловский завод, который выпустил первые машины в 1901 г.

Цепной экскаватор

Цепной экскаватор представляет собой самоходную машину на железнодорожном, гусеничном или шагающем ходу. За счет особого устройства со значительным количеством ковшей копание грунта представляет собой непрерывный процесс, что существенно повышает производительность машины, не требует значительных усилий и уменьшает инерционные нагрузки.

В основном, применяется для рытья траншей, каналов, добычи глины и пр. С его помощью роют траншеи для прокладки водопроводов, канализационных и газовых труб, систем связи и электропередачи. Широкий спектр работ, выполняемых подобной техникой позволяет эксплуатировать её на разных категориях грунта, в том числе и сыпучих или мерзлых. За счет универсального рабочего органа существует возможность рыть траншеи разных размеров. Цепные экскаваторы используются для выполнения дорожно-строительных работ, послойного копания, планировки грунтов и т.д.

Техника продольного копания

Это экскаватор траншейный многоковшовый. Бывает на гусеничном, колесно-гусеничном, пневмоколесном или автомобильном ходу. В свою очередь модели продольного копания подразделяются на те, что работают с кольцевой цепью, и те, рабочим органом которых является ковшовое колесо (ротор). Первые применяются для копки траншей шириной не более 1,1 м и глубиной до 3,5 м. Вторые могут рыть более глубокие ямы – 1,6-1,8 м.

Экскаватор многоковшовый ЭМ-281

Что в «сухом остатке»?

С сожалением надо сказать, что несмотря на то, какие важные и разносторонние задачи выполняют траншеекопатели, их производство в стране падает. Объем производства грунторезов относительно уровня производства, действовавшего в 1980-х гг., упал более чем в 10 раз! Закрылся ряд крупных предприятий этого направления, некоторые из прежних производителей сменили профиль. И процесс сокращения наших производителей траншейных экскаваторов, увы, продолжается. Хотя позитивные примеры все же есть.

Через пару лет ПАО «Навлинский (Брянская обл.) отметит свой полувековой юбилей. Предприятие прошло сложный путь, но сегодня обеспечивает землеройной техникой основных своих клиентов – связистов. Завод выпускает цепные экскаваторы, используя в качестве базового колесные шасси тракторов МТЗ-82.

Читать статью  Какие бывают редукторы для мотоблока: виды, какой лучше, как сделать своими руками, отзывы

Мини-траншеекопатель Навлинского ТКМГ-1200 роет траншеи глубиной 1,2 м на ширину 90 и 150 мм

Заводские конструкторы создали нестандартную цепь шириной 200 мм, оснастив ее специальными зубьями. С ее помощью в теплое время года прокладывание траншей под кабели связи наиболее эффективно. Такой цепью экскаватор ЭТЦ-1613 прокладывает траншеи глубиной до 1,5 м в мерзлых и немерзлых грунтах I–IV категорий глубиной в 1 м, и производительность достигает 200 м/ч. В случае необходимости конструкция машины позволяет быстро заменить узкую цепь на стандартную баровую цепь «Урал-33» шириной 400 мм. Также заказчик может приобрести машину со стрелой под цепь 200 мм с глубиной копания в 1,8 м. Заводчане также создали модификацию ЭТЦ-1613 со стрелой под баровую цепь шириной 140 мм. В этой модели предусмотрена возможность быстрой переналадки на цепь шириной 400 мм, предусмотрена и возможность установки фрезы в качестве рабочего органа.

А вот малогабаритный траншеекопатель ТКМГ-1200 эксплуатационной массой 820 кг, чуть ли не единственный специализированный отечественный траншеекопатель класса «мини». Главным приводом машины является двигатель Honda GX-690 мощностью 16 кВт, двигатель обеспечивает транспортную скорость машины до 4 км/ч, приводит в движение цепь со скоростью до 125 м/мин, при этом скорость резки грунта достигает 1,5 м/мин, в зависимости от условий работы. ТКМГ-1200 прорезает траншеи максимальной глубиной до 1,2 м, а ширину их можно задать с помощью использования двух типов цепей шириной 90 и 150 мм.

Экскаватор ЭТЦ-1613 Навлинского

К ветеранам отечественного производства грунторезов можно отнести АО «Михневский РМЗ» (Московская обл.). На рынке барового оборудования страны предприятие контролирует, по мнению специалистов, не менее 25% его объема. Более 50 лет завод производит баровую технику, используя в качестве шасси тракторы Минского и Челябинского заводов.

Создавая линейку баровых машин БГМ-1, БГМ-2У, БГМ-2ГП на базе шасси колесных тракторов МТЗ-82.1, специалисты Михневского РМЗ стремились к универсальности. Поэтому путем несложной замены цепей эти машины способны прорезать траншеи шириной 0,14–0,41 м в грунтах I–V категории на глубину до 1,4 м. А на фронтальную сторону машины по выбору заказчика на заводе устанавливают либо ковш погрузчика, либо поворотный бульдозерный отвал.

Узкие баровые цепи минимально травмируют почву при рытье траншей для прокладки электро- и телефонных кабелей

На базе гусеничного трактора «Агромаш 90Г» (ДТ-75) РМЗ выпускает траншеекопатели мод. МЗЦ-75, ЭТЦ-75, ЭТЦ-75У. Характерной чертой этих машин является то, что они могут работать и одним, и двумя режущими органами одновременно. Такой прием выгоден, когда требуется быстро прорыть широкую траншею или вскрыть широкий участок асфальта. В зависимости от категории грунта экскаваторы МЗЦ/ ЭТЦ режут траншеи шириной от 0,14 до 0,41 м глубиной реза до 1,4 м на тяжелых грунтах и до 2 м на мягких.

«Копейский машиностроительный завод» (Челябинская обл.) обладает более чем 20-летним опытом производства баровых экскаваторов. Выпускаемые заводом машины работают по десять и более лет без поломок, поскольку, кроме тщательно продуманной конструкции, ответственные детали машин изготавливаются методом ковки, широко используется термообработка комплектующих. Материалом деталей служат легированные стали, а корпуса редукторов используются только литые.

Навесные агрегаты ЭТЦ 2086.31 Копейского машзавода монтируются на колесные тракторы МТЗ-82, МТЗ-1221

Завод предлагает навесные траншейные агрегаты, устанавливаемые на гусеничные тракторы Т-170 (Т-130), либо на бульдозеры Б-10. Тракторы с навесными установками АТ, АТМ предназначены для прокладки траншей шириной от 140 до 400 мм на глубину до 2 м, в зависимости от комплектации и характера грунтов, с которыми приходится работать. В исполнении АТМ-11 агрегат может даже прорезать щели глубиной 2,7 м и эффективно работать на грунтах V категории.

Такими же эксплуатационными параметрами, а именно возможностью прорезывания канав шириной от 140 до 400 мм, глубиной до 2 м, наделены навесные агрегаты ЭТЦ 2086.31, ЭТЦ 2086.51. Эти «навески» монтируются на колесные трактора МТЗ-82, МТЗ-1221. Скорость выемки траншей – до 1 м/мин.

Среди новинок последних лет можно вспомнить и мини-погрузчики ANT ОАО «Ковровский электромеханический завод» (Владимирская обл.), выпуск которых был начат в 2011 г. Эти современные машины выдерживают все требования по безопасности и экологии не только российского законодательства, но и европейского. Для покупателей инженеры завода сконструировали цепной траншейный экскаватор с гидравлическим приводом. Этот инструмент используется для нарезки траншей шириной 160 мм и глубиной до 1 м. При массе «навески» всего 363 кг за час она извлекает до 4 м3 грунта.

С помощью навесного барового инструмента мини-погрузчики ANT могут делать траншеи глубиной до 1 м

Преимущества многоковшовых машин

Несмотря на то что одноковшовые экскаваторы имеют гораздо более широкое распространение, многоковшовые обладают рядом неоспоримых преимуществ, позволяющих им удерживать свои позиции на рынке. Разберем эти особенности:

  • Непрерывная работа по экскавации породы. Тем временем у одноковшового аппарата период непосредственного забора грунта составляет максимум 30% от всего рабочего времени.
  • Если сравнивать многоковшовую и одноковшовую модель с одинаковой производительностью, то можно заметить, что одноковшовая машина является более тяжелой и громоздкой.
  • Многоковшовый экскаватор расходует на выемку 1 кубического метра породы гораздо меньше энергии, чем аппарат такой же производительности, но с одним ковшом.

Многоковшовый экскаватор роторный

  • Работая в строительном карьере, многоковшовое устройство предоставляет возможность как равномерного смешивания пород добываемого материала, так и их сортировки.
  • Разрабатывая грунт, многоковшовый экскаватор обрабатывает скосы. В результате выемка получает почти идеальный профиль поперечного сечения. Одноковшовая машина разрабатывает выемку уступами и в каждом из них оставляет недобор.
содержание .. 10

Производительность многоковшовых экскаваторов

Техническая производительность цепного траншейного экскаватора определяется по формуле

ПТ = 3,6 q vц KH / s KP, (2.12)

где q – емкость ковша, м3; vц – скорость движения ковшовой цепи, м/с; KH – коэффициент наполнения ковша; s – шаг ковшей, м;

KP – коэффициент разрыхления грунта.

Техническая производительность роторного экскаватора равна:

ПТ = 0.06 q N ω KH / KP, (2.13)

где q – емкость ковша, м3; N – число ковшей на роторном колесе;

ω – число оборотов роторного колеса в минуту; KH , KP – см. выше.

Средние значения КН и КР :

группа грунта: I II III IV

KH: 1,05 0,95 0,87 0,8

KP: 1,15 1,2 1,27 1,32

Для достижения расчетной производительности траншейных экскаваторов необходимо регулировать скорость движения машины в процессе копания в соответствии с размерами отрываемой траншеи:

vэ = ПТ / 60 В Н, (2.14)

где vэ – скорость экскаватора в процессе копания траншеи, м/мин; Пт – расчетная техническая производительность машины, м3/ч; ВН – поперечные размеры траншеи, м.

В соответствии с ЕНиР–2–1–88 при определении эксплуатационной производительности значения коэффициента использования машины по времени КВпринимается: для траншейных роторных экскаваторов 0,64; для цепных – 0,8; для карьерных роторных экскаваторов – 0,9.

2.3.3. Контрольные вопросы к разделу 2.3

1. Из каких узлов (систем) состоит экскаватор непрерывного действия. Какими преимуществами обладают эти экскаваторы перед одноковшовыми экскаваторами?

2. Приведите классификацию многоковшовых экскаваторов. Какова область их применения в железнодорожном строительстве?

3. Для чего предназначены траншейные экскаваторы? Какими рабочими органами их оборудуют? Какими рабочими движениями производится копание грунта экскаваторами непрерывного действия?

Читать статью  Замена сальников приводного вала мотоблока Каскад — Сообщество «Мотоблоки (и все что с ними связано)» на DRIVE2

4. Что является главным параметром траншейных экскаваторов? Какие индексы присваиваются многоковшовым экскаваторам?

5. На базе каких машин изготавливают траншейные экскаваторы? Из каких сборочных единиц состоит экскаватор непрерывного действия? Чем отличается транспортное передвижение от рабочего передвижения этой машины?

6. Дайте характеристику силового оборудования и привода многоковшовых траншейных экскаваторов.

7. Дайте характеристику рабочего и ходового оборудования траншейных экскаваторов.

8. Как устроен и как работает цепной траншейный экскаватор? Какими рабочими движениями обеспечивается разработка грунта цепным экскаватором?

9. Как устроен и как работает роторный траншейный экскаватор? Какими рабочими движениями обеспечивается разработка грунта роторными экскаваторами?

10. Как обеспечивается разработка траншей с откосами? Как обеспечивается зачистка траншей при работе траншейных экскаваторов?

11. Для чего применяют скребковые экскаваторы? Как они устроены и как работают?

12. Для чего применяют роторные экскаваторы радиального копания? Как они устроены и как работают?

13. Для чего применяются многоковшовые экскаваторы поперечного копания? Как они устроены и как работают?

14. Как определяют производительность многоковшовых экскаваторов с различным рабочим оборудованием?

15. Как определяется величина подачи на ковш и скорость рабочего хода экскаватора, при которых достигается наибольшая производительность?

16. Какие автоматические устройства и системы применяются для управления многоковшовыми экскаваторами? Каковы их назначение и эффективность?

содержание .. 10

Недостатки техники

Однако есть параметры, по которым одноковшовой экскаватор явно выигрывает. Возможно, именно из-за них он до сих пор лидирует на рынке. Многоковшовый экскаватор имеет такие слабые стороны:

  • Эта машина – настоящий гурман, который способен разработать только однородный грунт не выше 4 класса или с мелким включениями до 3 класса. Одноковшовый экскаватор без проблем может работать с любым классом и типом грунтов, в том числе со скальными породами.
  • Машина с одним ковшом не привередлива к погодным условиям, чего нельзя сказать о многоковшовом варианте.

Для наглядности разберем пару примером многоковшового экскаватора.

Особенности

Траншейные экскаваторы выпускаются на базе колёсной или гусеничной техники. Последние модификации более практичны в эксплуатации. Гусеничный тягач, обеспечивает более надёжное сцепление машины с почвой. Кроме того, эти модели обладают большими показателями мощности. Некоторые модели способны выдавать до 1 500 лошадиных сил. Гусеничное полотно обеспечивает работу техники на крутых склонах и территориях со сложным рельефом местности. Рама гусеничного тягача может смещаться относительно рабочих элементов, такой подход значительно расширяет функциональность спецтехники.

Стоит отметить, что абсолютно все модели, вне зависимости от типа ходовой части могут работать с полунавесным или прицепным дополнительным оборудованием. Могут ссыпать выработку на землю или в самосвалы для последующей транспортировки. Оснащаются дополнительным подъёмно-спусковым механизмом, что существенно снижает нагрузку на основные узлы техники.

ЭМ-251

Это отечественный аппарат, который состоит из:

  • Ходового и силового оборудования, а также механизмов, монтирующихся на неповоротную раму ленточного транспортера, который предназначен для отвала грунта в сторону или в кузов транспорта.
  • Рабочего оборудования (цепи с ковшами), установленного на раме-стреле.

В качестве ходового оборудования выступает многоопорная гусеница. Мотор внутреннего сгорания передает вращение ведущим шестерням посредством цепной передачи. Гусеницы имеют рамы, соединенные с помощью полуосей и балансирующего устройства с основной рамой. Получается, что основная рама опирается на гусеничные в трех точках. Это позволяет достичь хорошей проходимости экскаватора.

Экскаватор траншейный многоковшовый

Когда ковшовая цепь и сам экскаватор двигаются, образуется вертикальная траншея. Грунт, забранный ковшами, через бункер попадает на отвальный транспортер. Он, в свою очередь, выбрасывает его в сторону.

Экскаваторы многоковшовые траншейные цепные модели ЭМ-251 могут менять положение стрелы относительно рамы. Она откатывается по направляющим, что позволяет изменить степень ее заглубления, а следовательно, и глубину траншеи. При транспортировке агрегата стрела находится в верхнем положении. Управление машиной происходит с помощью специального пульта, который размещается в кабине оператора справа, около рычага КПП. Это позволяет водителю следить одновременно за движением аппарата и работой роющих механизмов.

Принципы работы

Погрузка рабочего органа (рамы или ротора) в грунт производится под давлением системы блоков и гидравлических цилиндров. Глубина опускания выставляется заранее или регулируется из кабины оператора. Современные инструменты оборудованы специальным механизмом, который автоматически компенсирует колебания тягача, которые возникают при езде по пересеченной местности. Благодаря этому дно траншей всегда сохраняет идеальную горизонталь или прокладывается под точно заданным углом.

Рабочая часть экскаватора всегда находится в его нижней части и движется по ходу движения базового транспортного средства. При использовании навесной рамы используется особое устройство, замедляющее ход машины до минимума. Навесные цепные инструменты могут состоять из нескольких секций, позволяющих делать канавы глубиной до 800 см. В этом состоит преимущество цепных устройств перед роторными. Даже самый большой роторный экскаватор может копать на максимальную глубину 350 см.

Выброс поднятого наверх грунта осуществляется разными способами. Конвейер подает материал в отвал или в кузов грузового автомобиля (прицепа). Барабанный метатель разбрасывает выбранную породу на значительное расстояние, покрывая местность ровным слоем материала. В некоторых случаях используется один или два шнека. Постоянно вращаясь, лопатки сдвигают выбранный грунт с транспортера, располагая его с одной или двух сторон траншеи. Отвал делается на таком расстоянии от края канавы, которое предотвращает его скатывание обратно вниз.

Некоторые модели траншейных экскаваторов комплектуются тяжелым фронтальным отвалом. Такие машины осуществляют выравнивание местности по трассе отрывки траншеи, что значительно повышает качество результата. Сразу после укладки труб или кабеля отвал используется для засыпки канавы.

ЭМ-182

Разберем еще одни экскаватор многоковшовый. Эм-281 – так иногда по ошибке называют данную модель. Она состоит из:

  • Ходовой тележки с однореберными колесами. На нее устанавливается съемная рама, несущая бункер, турасный вал, ферму противовеса, кабину, верхнюю часть ковшевой рамы, и, конечно же, двигатель с трансмиссией.
  • Нижней части ковшевой рамы, которая имеет два планирующих звена, несущих цепь с ковшами.
  • Укосины, которая поддерживает систему каналов и блочную подвеску.
  • Электрического оборудования и осветительных устройств.

Многоковшовый экскаватор: фото

Управление экскаватором осуществляется посредством трех рычагов, которые находятся в кабине оператора. Первый отвечает за включение ковшовой цепи. Второй – за ход тележки. Ну а третий – за подъем и опускание стрелы. Последняя задерживается в нужном положении благодаря тормозу, располагающемуся на червячном валу. Электродвигатель передает движение через клиновые ремни, натяжение которых, равно как и угол огибания шкива, обуславливается положением натяжного устройства. Главный вал передает вращение через цепную передачу турасному. Грунт, срезанный ковшами, передается в бункер, а затем поступает в вагонетки, транспортирующие его к месту назначения.

Благодаря подъемной лебедке многоковшовый экскаватор, фото которого приведено выше, может применяться как для верхнего, так и для нижнего параллельного черпания, во время которых оба конца ковшевой рамы синхронно поднимаются и опускаются. Таким образом, ковшовая рама двигается параллельно самой себе. Ковши при этом снимают слой одинаковой толщины на любой высоте забоя. Чтобы осуществить веерное резание, подразумевающее движение только одного конца рамы, ее опускают соответствующим образом.

Читать статью  Характеристики Елазовец ПК-10E. Обзор ПК-10E

Область применения траншейных экскаваторов

Назначение траншейных экскаваторов – подготовка ям, котлованов и траншей определенных размеров и формы для строительства различных объектов жилого, производственного либо дорожно-транспортного комплекса. Они используются на строительстве следующих объектов:

  1. Подземных коммуникаций различного назначения путем открытого рытья траншей:
      Трубопроводов для транспортировки воды, газа, нефти и т.п.,
  2. Централизованных систем отопления,
  3. Канализационных систем,
  4. Кабельных линий связи либо электроснабжения.
  5. Ленточных фундаментов большой протяженности для установки различных зданий и сооружений,
  6. Для создания ровных контуров будущих котлованов и других строительных выемок.

ИНТЕРЕСНО! Траншеекопатели, в отличие от одноковшовых экскаваторов, способны разрабатывать грунт абсолютно любого типа, даже мёрзлый и каменистый.

Виды, преимущества и особенности траншейных экскаваторов

Обзор траншейных экскаваторов

Траншейный экскаватор – это землеройная спецмашина самоходного типа с непрерывным действием, имеющая в качестве рабочего органа многоковшовый или скребковый инструмент. В работе оставляет за собой выкопанную траншею конкретного профиля с одновременной транспортировкой из нее отработанного грунта. Траншейные экскаваторы стоят особняком среди рядов прочей спецтехники. Это происходит благодаря их специальному назначению и особенностям конструкции, позволяющим выполнять задачи, непосильные для других строительных и дорожно-строительных аппаратов.

Область применения траншейных экскаваторов

Назначение траншейных экскаваторов – подготовка ям, котлованов и траншей определенных размеров и формы для строительства различных объектов жилого, производственного либо дорожно-транспортного комплекса. Они используются на строительстве следующих объектов:

  1. Подземных коммуникаций различного назначения путем открытого рытья траншей:
    • Трубопроводов для транспортировки воды, газа, нефти и т.п.,
    • Централизованных систем отопления,
    • Канализационных систем,
    • Кабельных линий связи либо электроснабжения.
  2. Ленточных фундаментов большой протяженности для установки различных зданий и сооружений,
  3. Для создания ровных контуров будущих котлованов и других строительных выемок.

ИНТЕРЕСНО! Траншеекопатели, в отличие от одноковшовых экскаваторов, способны разрабатывать грунт абсолютно любого типа, даже мёрзлый и каменистый.

Особенности конструкции

Независимо от вида землеройного оборудования и особенностей самой машины, все траншейные экскаваторы сохраняют одинаковый набор основных частей:

  • Базовый тягач пневмоколесного либо гусеничного типа, который обеспечивает равномерное поступательное передвижение всего агрегата,
  • Рабочее оборудование роторного или цепного типа, закрепленное на машине навесным либо полуприцепным способом,
  • Отвальное устройство, ссыпающее грунт в отвал либо транспортные средства для последующего вывоза,
  • Дополнительное подъёмно-спусковое устройство для управления подъёмом и установкой в рабочее положение навесного оборудования.

Наиболее распространены классификации траншейных экскаваторов по виду самого тягача (колёсный или гусеничный) и по типу рабочего оборудования, где различают роторные и цепные машины.

Цепные

Цепные траншеекопатели (ЭТЦ) имеют рабочее оборудование в виде одно-либо двухрядной бесконечной (спаянной в кольцо) цепи. Она, огибая наклонную раму, несет на себе ряды ковшей или скребков определенной ширины.

Крепление цепи может быть:

  • Свободное, с провисанием на поддерживающих и направляющих роликах,
  • Жесткое на баровом рабочем органе машины.

При этом каждый из копающих ковшей оснащен режущим элементом и специальными откосообразователями, с помощью которых можно настраивать машину на рытье траншеи прямоугольного либо трапециевидного профиля.

Виды траншеекопателей - цепной

Цепной траншейный экскаватор

В работе малогабаритного траншеекопателя цепи движутся поступательно сразу в двух направлениях: вокруг рамы или бара для отделения и транспортировки грунта, а также в сторону тягача для отрывания кусков грунта определенной глубины. С помощью цепного экскаватора можно получить глубину траншеи более 8-ми метров, а ширину – от 0,14 м и выше.

Роторные

Траншейные экскаваторы с рабочим органом роторного типа (ЭТР) разрабатывают грунт с помощью нескольких или одного жесткого колеса (ротора), на котором и размещены ковшовые резаки или зубья. Копка траншеи проходит при вращении этого колеса вокруг рамы на роликовых элементах с постепенным увеличением толщины снимаемой стружки от нуля до максимума.

ВАЖНО! Преимущество использования роторного траншеекопателя – возможность разработки пнистых грунтов благодаря превращению ротора в диско-фрезерный элемент при замене ковшей зубьями.

Роторная машина может прокапывать траншеи глубиной до 3-х и шириной от 0,8 до 2,5 метров. Она имеет более высокий КПД и большую производительность работы, чем цепная, но рытье более глубоких траншей для неё проблематично, т.к. влечет за собой сильное увеличение массы и габаритов навесного оборудования.

Разновидность траншейных экскаваторов - роторный

На фото роторный траншеекопатель

Гусеничные

Траншейные экскаваторы производятся на базе колёсных или гусеничных спецмашин. При этом тягачи на гусеничной основе дают такие преимущества, как:

  • Большую проходимость и сцепление с грунтом.
  • Более высокую мощность, при этом мощностные возможности рекордсменов достигают 1500 л.с.
  • Возможность как наклонного, так и вертикального расположения рамы с режущими элементами.

Обзор видов траншейных экскаваторов

Гусеничный траншеекопатель

Производители

Изготовлением траншейных экскаваторов занимаются компании по производству спецтехники как отечественного, так и зарубежного происхождения, с представительствами в разных странах мира.

Caterpillar

Caterpillar (США) – мировой лидер в изготовлении всевозможной спецтехники разного класса тяжести. Его модельные линейки включают наземные и подземные аппараты, используемые в разработке полезных ископаемых, а также сельскохозяйственных, строительных, карьерных и других подобных работах. Траншеекопатели Caterpillar предназначены для работы в строительстве для жилищных, сельскохозяйственных либо коммерческих целей. Они отлично справляются с выемкой неглубоких траншей для прокладки трубопроводов и кабеля.

Vermeer Manufacturing Company

Производители траншейных экскаваторов

Vermeer Manufacturing Company (США) представляет несколько модельных линеек экскаваторов (это несколько десятков моделей), включающих модификации на колёсном и гусеничном ходу, с оборудованием как цепного, также и роторного типа. Техника этой фирмы оборудована электронным управлением посредством микропроцессорной системы, которая синхронизирует действия тягача и рабочих органов машины. Благодаря этому упростились управление и диагностика машины. Кроме этого, некоторые модели оснащены лазерными системами для контроля глубины траншеи.

Case Corporation

Модельные линейки Case Corporation (Франция) для траншейных экскаваторов значительно уже, чем у «Vermeer». Это колёсные машины с планетарными мостами весом от 327-и до 5761 кг, имеющие в качестве основного либо дополнительного оборудования копатели цепного и дискового типа, а также бурильную установку и др.

ООО «Радицкий машиностроительный завод»

Радицкий завод (Россия, Брянск) производит экскаваторы роторного типа на базе гусеничных тракторов Т-170. Это колоссальная техника весом до 32-х тонн, дающая особенно большую ширину траншей и имеющая габаритные конвейеры для эвакуации отвала грунта. Отлично приспособлены к работе со сложными породами, содержащими мелкоабразивные частицы. Широкое применение находят в газо-и нефтепроводных работах.

ДГУП «Дмитровский экскаваторный завод»

Дмитровский завод представляет цепную технику с несколькими видами цепей зимнего и летнего вариантов, отличающихся по длине, ширине и величине зубца. Основной базовый трактор здесь – МТЗ-82. Есть модели, дающие траншею шириной до 110-ти см и глубиной до 1,5 м.

траншейный экскаватор на базе трактора мтз

Цепной траншейный экскаватор ЭЦУ-150 на базе трактора МТЗ-82

ОАО «Михневский ремонтно-механический завод»

Михневский завод предлагает потребителям цепные экскаваторы как с «летними», так и с «зимними» цепями. Они отличаются шириной: 140 мм для зимнего варианта и до 410-ти для летнего. Конструкторы завода постоянно усовершенствуют свою технику, добавляя новые элементы и возможности.

ОАО «Копейский машиностроительный завод»

Копейским заводом (Россия, Челябинск) выпускается горно-шахтное оборудование на цепной и баровой основе, приспособленное для работы с мёрзлыми грунтами. Модели имеют широкий диапазон веса и длины бара в стандартной поставке и широкий набор дополнительного навесного оборудования. Конструкция крепления навески очень проста и предполагает возможность замены её силами оператора.

На видео работа цепного траншейного экскаватора

Источник https://www.baurum.ru/_library/?cat=power_shovels&id=1208

Источник https://pridesaratov.ru/ekskavator/dlya-transhej.html

Источник http://allspectech.com/stroitelnaya/jekskavatory/transhejnye/vidy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: