Руководство для машинистов: устройство кабины и управление экскаватором-погрузчиком JCB

Содержание

Руководство для машинистов: устройство кабины и управление экскаватором-погрузчиком JCB

Операторская кабина экскаватора-погрузчика состоит из металлического каркаса и остеклена со всех сторон. Она напоминает аквариум, внутри которого сидит машинист, управляя всеми процессами с помощью рычагов управления. Попасть в кабину можно через две двери, расположенные с левой и правой стороны.

Свойства кабины: комфорт и безопасность оператора во время работы

Кабина экскаватора-погрузчика JCB отличается виброизоляцион ными свойствами и повышенной звукоизоляцией, которая снижает внешние шумы. Уровень шума внутри не превышает 73 Дб, что безопасно для человеческого слуха.

Остекление кабины со всех сторон обеспечивает машинисту обзор на 360°. Экскаватор-погрузчик оснащается прочными закалёнными стёклами, которые выдерживают удары и не разбиваются. Лобовое стекло – триплекс, при повреждении не разлетается на осколки, а покрывается мелкими трещинами и остаётся на месте.

Для герметизации остекления используются специальные резиновые уплотнения, которые проходят по периметру стёкол. Это предотвращает попадание внутрь песка, строительной пыли, обеспечивает комфорт и безопасность оператора во время работы. Заднее стекло установлено на шарниры, которые позволяет поднять его и сдвинуть под крышку, зафиксировав над головой оператора. Это даёт массу преимуществ:

  • в хорошую погоду можно проветрить кабину и работать на свежем воздухе;
  • оператор может слышать команды с улицы и выполнять сложные действия, требующие синхронизации;
  • обзор значительно расширяется, и машинист может видеть полную картину без искажений.

Помимо кругового остекления, обзор обеспечивается выпуклыми зеркалами заднего вида. Чтобы можно было работать в тёмное время суток, в кабине предусмотрена система освещения, которая включает фары дальнего и ближнего света, рабочее освещение, внутреннее освещение кабины.

Чтобы поддерживать внутри комфортный микроклимат и работать в любое время года, независимо от погодных условий, спецтехника оборудуется системой вентиляции, воздушным фильтром, который очищает поступающий внутрь воздух от пыли и загрязнений. Печка-отопитель обеспечивает обогрев в холодное время года, а кондиционер охлаждает воздух внутри в жару. При этом печка – обязательный элемент, а система кондиционирование – дополнительная опция. Экскаваторы-погрузчики JCB поставляются с конвейера, как с установленным кондиционером, так и без него, поэтому можно выбрать подходящую модификацию в зависимости от климатических условий в регионе.

Сиденье машиниста

В центре кабины на специальном постаменте (металлической площадке) находится многофункциональное кресло оператора. Сиденье имеет анатомическую форму, снабжается спинкой и подлокотниками для предотвращения усталости. Кресло вращается на 360°, что позволяет иметь доступ ко всем переключателям и рычагам управления.

Справа от сиденья есть ящики, куда можно положить инструменты и личные вещи машиниста.

Управление экскаватором-погрузчиком: рычаги и переключатели

В передней части кабины расположен руль, под ним справа и слева есть два подрулевых переключателя. Один переключает скорости, другой управляет освещением (дальний или ближний свет, моргание, поворотники).

Слева от руля расположено два рычага, которые отвечают за управление передней стрелой, сзади – два рычага, управляющие задней стелой. Также справа есть панель приборов, на которой находятся всевозможные клавиши и датчики. Приборная панель позволяет контролировать состояние спецтехники, включать дополнительные функции, например, освещение, печку, кондиционер, управлять навесным оборудованием и т. д.

Управление задней стрелой у экскаваторов-погрузчиков практически всех производителей – крестообразное, и только у моделей JCB оно X-образное. Управление строится по другим алгоритмам, поэтому машинисту сложно перестроиться, если есть опыт работы с другой техникой. Из-за этой особенности специалисты, которые привыкли работать на технике JCB, неохотно пересаживаются на машины других марок.

Органы управления обратной лопатой экскаватора-погрузчика JCB

jcb3cx teh

Габариты экскаватора-погрузчика JCB 3CX

Электрическая система

Номинальное напряжение в бортовой сети машины 12 В. Машина оборудована электрической проводкой, специальными электрическими разъемами и щитком с плавкими предохранителями. Электропроводка рассчитана на тяжелые условия работы. Все разъемы соответствуют стандарту IP69 и изолированы от попадания в них пыли, воздействия воды и загрязнений. Провода защищены нейлоновым покрытием.

На машине установлены аккумуляторная батарея емкостью 115 А•ч, которая практически не требует обслуживания, генератор переменного тока на 75 А (по заказу — 85 А), 2 галогенных дорожных фары, 4 передних и 4 задних регулируемых рабочих фары, 2 задних фонаря.

Контрольно-измерительные приборы включают в себя тахометр, датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости, датчик и указатель уровня топлива, счетчик моточасов, часы. На машине установлена аудиовизуальная система звуковой и световой сигнализации уровня и давления масла в двигателе, состояния коробки передач, стояночного тормоза, аккумуляторной батареи, воздухоочистителя и генератора переменного тока.

Передний мост

Передний мост JCB разработан специально для установки на экскаваторах-погрузчиках, оборудован дифференциалом пропорционального распределения крутящего момента JCB Мах-Тгас и рассчитан на применение различных типов шин. Одноточечная балансирная подвеска переднего ведущего и управляемого моста с перекосом на ±16° позволяет машине развивать полную силу тяги на пересеченной местности и эффективно работать даже в самых трудных условиях.

Читать статью  Фронтальный погрузчик: какое масло лить в погрузчик

Номинальная статическая нагрузка, кг. — 21000.

Номинальная динамическая нагрузка, кг. — 7000.

Задний мост

Задний мост JCB разработан специально для установки на экскаваторах-погрузчиках и рассчитан на применение различных типов шин.

Задний ведущий и управляемый мост с дифференциалом пропорционального распределения крутящего момента JCB Мах- Тгас и планетарными редукторами, несмотря на малый вес, рассчитан на тяжелые условия работы и большую силу тяги.

Номинальная статическая нагрузка, кг. — 21000.

Номинальная динамическая нагрузка, кг. — 7000.

Чтобы увеличить силу тяги на слабых грунтах, для переднего и заднего мостов можно заказать дифференциалы ограниченного скольжения (самоблокирующиеся дифференциалы).

Кабина

Кабина FOPS/ROPS защищает оператора от падающих предметов и в случае опрокидывания машины. Большая площадь остекления (6,4 м2) и удачный дизайн кабины создают хороший обзор, обеспечивая безопасность оператора и окружающих. Конструкция кабины соответствует международным стандартам ISO 3471 и 3449 (SAE J1040 и J231).

  • Регулируемое кресло на упругой подвеске и удобное расположение рычагов управления снижают утомляемость оператора.
  • Уровень шума в кабине 73 дБ — самый низкий для машин данного класса.
  • Доступ в кабину осуществляется через две большие двери, удобные для входа. Заднее и боковые окна открываются полностью или частично. В составе оборудования кабины: ремень безопасности, большие выпуклые зеркала заднего вида, внутреннее освещение, трех-скоростной обогреватель/обдуватель окон, стеклоочистители и омыватели переднего и заднего стекол, передний и задний звуковые сигналы, аварийная сигнализация, радиосистема и магнитола с двумя акустическими колонками.
  • По заказу в кабине могут быть установлены: кондиционер, внутреннее зеркало, солнцезащитные козырьки, зажигалка и пепельница.
  • В кабине имеется ящик для хранения инструмента, места для хранения принадлежностей и личных вещей оператора.
  • На приборной панели, расположенной справа от оператора, находятся: указатель числа оборотов, счетчик моточасов, указатель уровня топлива, указатель температуры охлаждающей жидкости, цифровой счетчик пройденного пути, часы.
  • По заказу на приборную панель устанавливается запираемая на замок крышка.
  • Состояние машины проверяется по аудиовизуальным сигналам разряда аккумулятора, температуры охлаждающей жидкости двигателя, давления масла в двигателе, засорения воздушного фильтра, давления и температуры масла в коробке передач и включения стояночного тормоза.
  • Дополнительно рабочее место оператора может быть оснащено органами высокоточного управления JCB (джойстиковое управление, как на полноповоротном экскаваторе), вмонтированными в подлокотники сиденья оператора. Это позволяет оператору без дополнительных усилий управлять машиной.
  • По заказу в кабине может быть установлено кресло оператора с пневматической подвеской и обогревом сиденья.

Тормоза и тормозная система

Тормозная система, применяющаяся на экскаваторах-погрузчиках JCB, обеспечивает надежное и эффективное торможение машины. Саморегулирующиеся дисковые тормоза расположены в масляной ванне картера моста, благодаря чему не перегреваются и обеспечивают эффективное торможение при большом сроке службы.

  • Трехпозиционный переключатель позволяет выбрать режимы: двух ведущих колес с торможением двух или четырех колес, четырех ведущих колес с торможением всех колес.
  • Все машины оснащены тормозами с сервоприводом. Вакуумная система торможения с сервоусилителем не требует больших усилий при нажатии на педали тормоза, благодаря чему снижается утомляемость оператора.
  • Отдельные тормозные контуры каждого борта машины со своими тормозной педалью и тормозным цилиндром позволяют выполнять разворот «на месте», повышая маневренность машины. Возможен бортовой поворот машины при торможении одного борта. Благодаря этому уменьшается радиус поворота машины и улучшается управляемость на слабых грунтах.
  • Баланс тормозных моментов и автоматическая компенсация исключают занос машины при торможении.
  • Диаметр диска 220фмм, площадь трения одного тормоза 1290 см2.
  • Диск ручного стояночного тормоза расположен на выходном валу коробки передач. Тормоз удерживает машину на уклоне 1:3 и регулируется из кабины. При включе-нии стояночного тормоза транс-миссия автоматически размыкается, что приводит к снижению износа накладок тормозных колодок при трогании с места.
  • Диаметр диска стояночного тормоза 280 мм, площадь трения 54,16 см2.

Отличительные особенности экскаватора-погрузчика JCB 3CX

В модели 3CX применены несколько фирменных технологий, например:

  • EcoRoad – использование гидротрансформатора, оснащенного блокировкой (технология TorqueLock), экономия топлива может достигать 25%.
  • EcoLoad – регулировка скорости гидравлики, позволяющая получать высокое тяговое усилие при низких оборотах двигателя, что повышает экономию топлива.
  • EcoDig – оснащенная тремя насосами гидросистема позволяет экономить при копании до 15% топлива за счет более высокого давления в сочетании с низкими оборотами мотора. Powerslide – система, перемещающая экскаваторную навеску по направляющей при помощи гидропривода.
  • SRS – компенсатор колебаний навески, состоящий из гидроаккумулятора и баллона с сухим азотом, предотвращает высыпание груза при движении с заполненным ковшом.

Замена навесного оборудования осуществляется просто и быстро благодаря гидромуфте.

Система мониторинга Livelink позволяет удаленно через интернет или сотовые сети контролировать работу экскаватора, его техническое состояние, уровень топлива и ряд других параметров.

Возврат в положение «копание»

Функция необходима для того, чтобы быстро перейти в режим копания из положения откатки вперед. Если выбирается данный режим, то выключатель перекроет давление масла автоматически в тот момент, когда лопата займет нужной для копания положение.

Для того, чтобы воспользоваться функционалом, следует переключатель «активации возврата к копанию» (обозначен на схеме А) перевести в положение «включен». После того, как включится индикация переключателя, потянуть рычаг управления до упора влево. При прохождении положения «откатывание назад» оператор почувствует небольшое сопротивление. Рычаг нужно отпустить. Он останется в таком положении до того момента, пока ковш не займет нужное положение. И только после этого он автоматически станет в нейтральную позицию.

Читать статью  Можно ли поднимать грузы экскаватором.

Если использование функции больше не требуется, то достаточно выключить соответствующий переключатель. Его индикация погаснет.

Технические характеристики экскаватора-погрузчика JCB 3CX

Основные размеры экскаватора-погрузчика JCB 3CX

м
Габаритная длина5,91
Колесная база2,22
Расстояние от оси поворотной колонки до оси заднего моста1,36
Дорожный просвет от опор0,33
Дорожный просвет от поворотной колонки0,48
Высота центра рулевого колеса1,86
Высота крыши кабины2,86
Габаритная высота3,48
Габаритная ширина2,24
Ширина ковша погрузчика2,23

Двигатель

ПроизводительPerkins
Модель1004-40Т
Рабочий объем, л.3,99
Число цилиндров4
Внутренний диаметр цилиндра, мм.100
Ход поршня, мм.127
Номинальная частота вращения, об/мин.2200
Полная мощность по ISO/TR 14396 и SAE J1995 при 2200 об/мин, кВт/л.с.68,5/92
Полезная мощность по ISO 9249 (EEC 80/1269) и SAE J1349 при 2200 об/мин, кВт/л.с.63,1/84,5
Полный крутящий момент по ISO/TR 14396 и SAE J1995 при 1400 об/мин, Нм.370
Номинальный крутящий момент по ISO 9249 (EEC 80/1269) и SAE J1349 при 1400 об/мин, Нм.361

Коробка передач

ПроизводительJCBJCB
Модель коробки передачSyncroshuttlePowershift
Диаметр гидротрансформатора, мм.305305
Коэффициент трансформации (передаточное число)2,542,54
Количество передач при движении вперед/назад4/44/4
Переключение передачРучноеС помощью сервопривода
Переключение реверсаС помощью сервоприводаС помощью сервопривода
Скорости передвижения
Модель коробки передачSyncro ShuttlePowershift Shuttle
1 передача – вперед/назад, км/ч.5,0/5,04,7/4,7
2 передача – вперед/назад, км/ч.8,1/8,18,8/8,8
3 передача – вперед/назад, км/ч.17,5/17,520,5/20,5
4 передача – вперед/назад, км/ч.33,1/33,138,1/38,1

Ковши экскаватора-погрузчика JCB 3CX

Ширина ковша,ммЕмкость стандартных ковшей по SAEМасса ковша с зубьями, кг.Число зубьев
Емкость с шапкой, м3.Геометрическая емкость, м3.
3050,060,051023
4000,090,071093
4570,120,091163
6100,170,131404
8000,240,171625
9500,300,211985

Глубокие ковши экскаватора JCB 3CX

Ширина ковша,ммЕмкость стандартных ковшей по SAEМасса ковша с зубьями, кг.Число зубьев
Емкость с шапкой, м3.Геометрическая емкость, м3.
3050,090,071023
4570,160,131223
6100,230,181424
8000,300,241635
9500,380,301835
11000,480,342036

Система Easy Controls расширенная

На ряде машин устанавливается расширенная система Easy Controls. У них для управления работой используется правый рычаг в том случае, если режим работы выбирался посредством кулисного переключателя. Если сидение обращено вперед, активировать рычаг управления А можно при помощи кнопки С. Для этого ее нужно нажать и отпустить. А чтобы отключить, достаточно поставить тумблер в центральное положение. Повторное нажатие кнопки С приведет к быстрому отключению трансмиссии.

Когда сидение обращено назад, то следует перевести тумблер Е в положение погрузки. Для управления работой погрузчика следует нажать и удерживать переключатель С, расположенный на правом рычаге. В это время будет звучать предупреждающий сигнал. Если отпустить переключатель, то управление погрузчиком отключается, а сигнал предупреждения прекращается.

Рычагом управления можно давать как раздельные команды по схеме «+», так и комбинированные в том же порядке, как было описано выше.

Назначение

JCB 540 170 – высокотехнологичный британский погрузчик, который позиционируется в качестве спецтехники телескопического типа. Рассматриваемая модель рассчитана в основном на работы с высотными зданиями. Это могут быть строительные и ремонтно-монтажные операции, выполняемые на высоте. По сути, перед нами передвижной мини-кран с большим потенциалом. Помимо этого, рассматриваемая модель вполне подойдет для работы в складских и торговых площадях, а также может использоваться для уборки территорий. Телескопический погрузчик показал себя весьма эффективно и в сельском хозяйстве, при выполнении различных землеройных операций. Специально для этого машина оснащается различным навесным оборудованием, и тем самым наделяется универсальными качествами.

Как управлять экскаватором-погрузчиком JCB

Специальная техника может выполнить большой перечень разнообразных задач, основой которых являются операции выемки почв. Чтобы иметь возможность использования техники, нужен экскаваторщик. А он в свою очередь обязан изучить особенности и правила эксплуатации специальной техники, изучить материально-техническую базу и получить удостоверение тракториста-машиниста.

uprav 1

Проверка техники перед началом работ

uprav 2

Невзирая на свой стаж и опыт работы на других типах погрузчиков, оператор должен внимательно изучить инструкцию по эксплуатации новой модели. После этого следует ознакомиться с интерфейсом панели управления, расположением всех рычагов и прочих органов управления. Важно определиться, подходит ли функционал и возможности экскаватора для выполнения поставленной задачи.

Управлять экскаватором машинист может в двух положениях:

  • лицом вперед. Доступны органы управления, как и в любом другом тракторе: руль, сцепление, тормоза, рычаг переключения передач и т.д.;
  • лицом назад. Для использования доступны элементы управления ковшом, стрелой, стабилизаторами и т.п.

следует также обратить внимание на дополнительный функционал модели. Сюда относится система вентиляции, кондиционирования, управления полным приводом, длиной стрелы и другие возможности. После этого можно приступить к проверке безопасности оператора: страховочные ремни, функциональность защиты от опрокидывания. Сюда же относится аудит целостности гидравлических шлангов, соответствие давления в шинах нормативам, наличие огнетушителя и других средств зашиты.

Читать статью  Установка фронтального погрузчика на минитрактор уралец т 02.01 - Mastergrad - крупнейший форум о строительстве и ремонте. Форум № 152554. Страница 1 - Минитракторы, мотоблоки и средства малой механизации

Тестовая эксплуатация

Заняв сидение оператора, следует пристегнуться ремнями безопасности. После этого можно запустить двигатель и дать ему прогреться. Стела, ковш и стабилизаторы в это время должны быть не земле.

Сидя лицом вперед, нужно выбрать рычаг управления основным ковшом. Пользоваться им несложно. Если подать его на себя, то ковш поднимется. Чтобы опустить, нужно отодвинуть рычаг – ковш переместится вниз. Перемещение рычага управления вправо заставит ковш зачерпнуть землю, а в противоположную сторону – отодвинуть грунт или породу.

Пробное копание

uprav 3

Перед началом движения необходимо освободить ручник и включить первую передаче. После того, как трактор будет подогнан к месту выполнения работы, нужно проверить клиренс. С помощью дроссельной заслонки фиксируется оптимальное число оборотов двигателя: 850. Следующий шаг заключается в выставлении стабилизаторов. После выполнения перечисленных манипуляций можно открыть ковш.

Управление экскаватором-погрузчиком JCB при копании выполняется в такой последовательности. Основной рабочий орган подводится к тому месту, где предстоит выкопать яму. При помощи левого рычага ковши опускается на землю, а правый позволяет зачерпнуть грунт ковшом. В закрытом положении он подымается вверх. Далее ковш перемещается к месту отвала почвы и открывается при помощи правого рычага. Для продолжения работы стрела поворачивается в начальное положение.

Органы управления экскаватора-погрузчика

В моделях с упрощенной системой управления для манипулирования лопатой используется один рычаг (на рисунке обозначен буквой А). На рукоятке есть кнопка В, которая моментально отсоединяет трансмиссию от силовой установки после нажатия. Благодаря этому вся мощность двигателя будет перенаправлена на работу погрузчика.

uprav 4

Поднятие, опускание стрелы; откат вперед или назад инициируется одни рычагом по стандартной для этих случаев схеме управления «+». Можно выбрать комбинацию конкретных манипуляций. Для этого рычаг перемещается между четырьмя основными направлениями. К примеру, для того чтобы поднять лопату, рычаг нужно переместить назад. В это же время, если отодвинуть его влево, то обеспечивается откат лопаты назад.

То есть, в случаях, когда рычаг управления перемещается по направлению влево-назад, то лопата приподымается и откатывается. Скорость манипуляций напрямую зависит от амплитуды перемещения рычага: чем больше – тем быстрее. Сам рычаг укомплектован пружиной, позволяющей ему вернуться в исходное положение. Погрузчик будет зафиксирован в выбранном положении до тех пор, пока не рычагом управления не будет дана команда на выполнение каких-либо операций.

Рядом с органом управления находится бирка, которая дает полную информацию о зависимости перемещений рычага и ответной реакции рабочих органов. О них поговорим ниже.

Поднятие

Для того, чтобы поднять (А) лопату, нужно рычаг управления отвести назад. При вертикальном перемещении рабочей части угол наклона относительно поверхности земли остается неизменным. Обеспечивается это за счет параллельного соединения подвижных узлов.

Опускание

Точно так же: угол наклона остается неизменным. Инициируется перемещение тем же рычагом (В).

Откатывание

Для того, чтобы откатить лопату вперед, нужно рычаг надавить вправо (С). Обратный эффект обеспечивается за счет перемещения рычага в противоположную сторону (D).

uprav 5

Плавающий режим

При опускании погрузчика его нужно всегда ставить в плавающий режим. Для этого достаточно переместить рычаг управления вперед до отказа. Он должен оставить в этом положении.

Возврат в положение «копание»

Функция необходима для того, чтобы быстро перейти в режим копания из положения откатки вперед. Если выбирается данный режим, то выключатель перекроет давление масла автоматически в тот момент, когда лопата займет нужной для копания положение.

Для того, чтобы воспользоваться функционалом, следует переключатель «активации возврата к копанию» (обозначен на схеме А) перевести в положение «включен». После того, как включится индикация переключателя, потянуть рычаг управления до упора влево. При прохождении положения «откатывание назад» оператор почувствует небольшое сопротивление. Рычаг нужно отпустить. Он останется в таком положении до того момента, пока ковш не займет нужное положение. И только после этого он автоматически станет в нейтральную позицию.

Если использование функции больше не требуется, то достаточно выключить соответствующий переключатель. Его индикация погаснет.

Система Easy Controls

На моделях, оснащенных системой Easy Controls, рабочий орган погрузчика управляется одним рычагом (А). На его рукоятке предусмотрена кнопка быстрого сброса трансмиссии (В). Благодаря этому можно быстро освободить силовую установку от дополнительной нагрузки и всю мощность направить на выполнение работы.

Индивидуальные движения – опускание, поднятие, откатывания – активируются по стандартной схеме «+». Комбинация разных движений достигается за счет перемещения рычага управления с удержанием по соответствующему направлению. Например, чтобы откатить вперед и опустить лопату, нужно передвинуть управление вправо и вперед. И наоборот, если передвинуть рычаг по диагонали влево-назад, то лопата откатит назад с одновременным подъемом.

uprav 6

Система Easy Controls расширенная

На ряде машин устанавливается расширенная система Easy Controls. У них для управления работой используется правый рычаг в том случае, если режим работы выбирался посредством кулисного переключателя. Если сидение обращено вперед, активировать рычаг управления А можно при помощи кнопки С. Для этого ее нужно нажать и отпустить. А чтобы отключить, достаточно поставить тумблер в центральное положение. Повторное нажатие кнопки С приведет к быстрому отключению трансмиссии.

Когда сидение обращено назад, то следует перевести тумблер Е в положение погрузки. Для управления работой погрузчика следует нажать и удерживать переключатель С, расположенный на правом рычаге. В это время будет звучать предупреждающий сигнал. Если отпустить переключатель, то управление погрузчиком отключается, а сигнал предупреждения прекращается.

Рычагом управления можно давать как раздельные команды по схеме «+», так и комбинированные в том же порядке, как было описано выше.

Источник https://jcbpro.ru/pages/stati/rukovodstvo-dlya-mashinistov-ustroystvo-kabini-i-upravlenie-ekskavatorom-pogruzchikom-jcb.html

Источник https://trucklider38.ru/selhoztehnika/ekskavator-pogruzchik-jcb-organy-upravleniya.html

Источник https://jcb-opt.ru/company/stati/kak-upravljat-jekskavatorom-pogruzchikom-jcb/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: