Правильная настройка и регулировка плуга на мотоблоке
Каждый владелец приусадебного участка знает о тягостном бремени вскапывания грядок и уничтожения сорняков. Чтобы облегчить труд, применяют плуг. Но использовать гужевой транспорт или трактор нерационально на маленькой площади. С этой задачей хорошо справится мотоблок — устройство на колесах с закрепленными на нем дополнительными инструментами. О том, как осуществляется регулировка плуга на мотоблоке, подскажет инструкция.
Организация оборудования
Перед использованием мотоблока по назначению его необходимо подготовить к работе:
- поставить на прямую поверхность;
- снять транспортировочные колеса;
- установить на их место зацепы для грунта.
Следующим этапом является подсоединение и наладка плуга.
Настройка глубины вспашки
Этот показатель представляет собой отрезок углубления навесного оборудования в почву в процессе работы. Его следует устанавливать на такое расстояние, которое сможет взять штык лопаты.
Если глубина мелкая, большинство корней сорных растений останется в земле, а это потребует дополнительных затрат времени и сил для борьбы с ними. В обратном случае, верхнюю питательную часть грунта смешает с находящимися ниже, и посаженые культуры недополучат необходимых жизненно важных веществ.
Глубина регулируется при использовании шурупов, скрепляющих стояк плуга и замок. Эта настройка происходит при передвижении оборудования вверх или вниз. Однако, если есть одно боковое соединение и отверстие, регулировка невозможна.
Монтаж плуга на устройство посредством сцепки
Многие думают, что при соединении к мотоблоку дополнительного оборудования работа ускорится. Но они ошибаются. В процессе вспашки на плуг воздействует мощь, перпендикулярная уровню отвала, возникает сопротивляемость, уводящая инструмент в сторону. Если крепление очень жесткое, человек затрачивает силы для того, чтобы оборудование вдавливать в почву. Поэтому при подсоединении рекомендуется оставить зазор горизонтальной плоскости до 6 градусов.
Сцепки — устройства, соединяющие мотоблок с плугом. Бывают двух типов: универсальные и стационарные. Первые более подходящие для такого рода деятельности, потому что дают возможность выполнять верные отладки.
Чтобы легче установить плуг, следует разместить мотоблок на подпорках: кирпичи или камни.
Присоединение инструмента — несложный процесс, когда сцепка занимает нужное место на оборудовании и закрепляется шурупом. С этого этапа начинается процедура настройки плуга на мотоблок.
Наклон полевой доски
По-другому этот процесс называется углом атаки. Он представляет собой степень крена вспашки относительно плоскости. Регулирование происходит с использованием спиральной рукоятки.
- Разместить мотоблок с присоединенным к нему плугом на подставку. Ручку регулировки выкручивать до тех пор, пока доска не ляжет плотно на грунт, без просветов.
- Закручивать рукоятку в обратную сторону, пока задняя часть не поднимется над почвой на пару сантиметров. Если на этой стадии что-то сделать неправильно, могут быть неприятные последствия. Когда величина наклона полевой доски большая, устройство тяжело двигается. В обратном случае, оно не сможет снимать положенную часть грунта.
- Проконтролировать, правильная ли настройка, можно будет при распахивании, мотоблок должен идти средне: не слишком легко или сложно.
Начальная борозда и угол отвала
Наступило время конечного регулирования, чтобы изначальная вспашка почвы происходила легко. Мотоблок ставят с краю участка, плуг вгоняют в грунт и начинают пахать. Если постараться сделать прямую борозду, следующие тоже будут ровными. В этом поможет натянутая веревка.
На этой стадии лучше понаблюдать за степенью углубления плуга, для чего в почву помещается измерительный инструмент. Если есть необходимость, можно настроить глубину вспашки. Одно из колес мотоблока вдавливается в грунт, и плуг ставится перпендикулярно к земле. Чтобы это сделать комфортно, можно установить устройство на прямую плоскость, положив под колесо подставку, равную глубине борозды.
Различия между мотоблоком и культиватором
Для обработки земли используется еще один, сравнительно недорогой вид оборудования на основе бензинового двигателя — мотокультиватор. Он помогает измельчать корни параллельно с рыхлением верхнего слоя грунта. Движется за счет вращения фрез. Используя дополнительно подсоединенные устройства, инструмент окучивает огород, полет сорняки, распахивает корнеплоды.
Мотоблок представляет собой более сложную технику, отличающуюся высокой производительностью. С его помощью сеют культуры, убирают урожай и другое.
Мотокультиваторы могут работать на участках, не превышающих 15 соток. А мотоблок справится с 30, кроме того, он имеет колеса и передвигается значительно быстрее.
Отзывы о надежности того или иного агрегата различны. Какое из этих устройств лучше, нельзя сказать однозначно. Кому-то подойдет функциональный мотоблок, а кому-то — бензиновый культиватор.
Особенности регулировки плуга на мотоблоке
Каждый хозяин огорода, садового участка, небольшого фермерского хозяйства понимает, каково это – ручным способом распахивать грядки и выдергивать сорные растения. Чтобы упростить вспашку, применяют плуг. Однако использовать трактор либо животную тягу для маленького земельного участка – занятие недешевое и глупое. Для таких задач применяют мототехнику МБ 90, «Ока», Brado Garden, «Нева». Другими словами – это мотор на колесах, на который монтируется разнообразное навесное оснащение: от прицепов до плугов. Наша статья посвящена особенностям регулировки плуга на мотоблоке.
Разновидности
Для того чтобы правильно подобрать плуг для мототехники подходящей конструкции, необходимо узнать, какие виды подобных устройств, вообще, существуют. В зависимости от направления сельскохозяйственных работ практикуются:
- однокорпусные,
- 2-х корпусные;
- поворотные;
- роторные;
- отвальные;
- безотвальные приспособления.
Можно своими силами сделать многофункциональный плуг к мотоблоку, который подойдет для многих видов грунтов. Самым удачным решением для распахивания дачного участка и для применения людьми, не владеющими надлежащими навыками, является облегченное однокорпусное устройство.
Подготовка к использованию мотоблока
Распахивание грунта начинается с подготовки мотоблока. Давайте выясним, каким образом это осуществить.
- Перед вспахиванием мототехнику надо раскомплектовать. К рабочему месту мотоблок необходимо переправить без тележек и другого навесного снаряжения. Как правило, транспортировка агрегата к пункту назначения производится посредством автотранспорта. Если же земельные угодья, которые вы намереваетесь обработать, расположены вблизи вашего дома, монтирование мотоблока необходимо выполнить на ровной плоскости в любом подходящем месте.
- Съем транспортных колес. После того как мотоблок был доставлен на участок, который необходимо вспахать, требуется демонтировать транспортные колеса, чтобы поменять их на специализированные грунтозацепы (железные колеса). Для облегчения данной работы, под расположенную на задней части агрегата сцепку можно поставить козелки. Грунтозацепы необходимы для более основательного сцепления с почвой. Они являются незаменимым снаряжением для пахоты, высадки свеклы, морковки, картошки.
- Ротация ступиц. На следующей стадии подготовки агрегата перед вспахиванием необходимо поменять ступицы, на которых стояли транспортные колеса, на более длинные. Это необходимо для увеличения дистанции между грунтозацепами. Подобное решение существенно улучшит устойчивость агрегата в процессе эксплуатации.
- Монтаж грунтозацепов. Переходим к монтированию железных колес. Принципиально, чтобы данные элементы были верно смонтированы. Правильность установки определяется по направленности рисунка протектора. Суживание рисунка показывает направление движения вперед.
Установка
Теперь козелки можно удалить и приступить к агрегатированию плуга. Оно состоит в монтаже на плуг сцепного механизма, который называется сцепкой. Сцепной механизм – это то, посредством чего плуг фиксируется к тягово-сцепному устройству (ТСУ, фаркопу) агрегата. Он может быть 2-х типов: универсальный и стационарный. Одна сцепка делает возможным использование разнообразных предметов (борон, копалок, плугов и т. д.), а другая нужна для сопряжения адаптера и приспособления.
Чтобы монтаж орудия для вспашки земли был комфортнее, установите мототехнику на подпорки, функцию которых могут исполнять камни, кирпичи либо доски. Фиксация плуга очень проста – сцепка для агрегата имеет собственное место на тягово-сцепном устройстве и закрепляется единственным шкворнем. Многие люди считают, что, накрепко зафиксировав плуг на агрегат, дело пойдет проще и скорее. На практике все как раз совершенно противоположно. Потому что в процессе распахивания, на орудие воздействуют силы, сконцентрированные вертикально полотну отвала, идет противодействие, которое так и старается утащить весь мотоблок вбок.
При «мертвой» фиксации работнику необходимо прилагать силы, в прямом смысле слова задавливая агрегат в почву, – это одна из самых распространенных ошибок. Следовательно, требуется оставить зазор в горизонтальной плоскости приблизительно на 5 градусов.
Комплектующие для настройки
Схему сборки функционально-конструктивных элементов и подробно разработанный чертеж плуга можно создать самому. Предельная точность даст возможность исключить осложнения при сборке и отрицательное воздействие ошибок на рабочие свойства агрегата. Надо учитывать габаритные характеристики элементов. Даже ничтожный просчет может значительно сказаться на функциональных свойствах оснащения. В чертежи с габаритами навесного оборудования для агрегата подключаются 3 конструкционные плоскости:
- поверхность полозка боковая;
- горизонтальная нижняя;
- отвальная передняя.
Схема самого простого кустарного плуга состоит из следующих элементов:
- 2 рукоятки, сделанные из металлической трубы;
- каркас;
- стопор стойки с винтом типового размера М10 либо М8;
- удерживающая вилка для шарнирного соединения каркаса;
- сцепное приспособление;
- подшипник;
- балки между ручками;
- крестовина;
- контрящая гайка;
- регулирующая шайба;
- ручка для сцепного приспособления;
- Т-образный соединитель.
В зависимости от разновидности и назначения инструментария, в данный перечень могут включаться и иные комплектующие.
Как правильно отрегулировать?
Глубина пахоты – это дистанция, на которую плуг погружается в почву в процессе работы. Настроить ее необходимо настолько, насколько берет штык лопаты. В ином случае могут возникнуть следующие проблемы.
- При недостаточной глубине немалая доля корешков сорных растений останется под грунтом, что потребует новых сил для их устранения.
- Если глубина окажется больше, чем требуется, плодородный пласт грунта смешается с тем, что располагается под ним, и растительность не будет иметь полноценного питания. В связи с этим нужно держаться золотой середины.
Необходимая глубина регулируется посредством болтов, которые сопрягают друг с другом замок и несущую часть плуга. Следовательно, при перемещении плуга вверх-вниз, происходит эта отладка. Осмотрите конструкцию своего плуга: если в ней присутствует лишь одна болтовая связка и, следовательно, единственное отверстие, регулирование на этой модификации неосуществимо.
Угол атаки
Для того, кто уже владеет практическим навыком перепахивания почвы мототехникой, пояснять, что и как выполнять на этой стадии нет необходимости. Далее даны сведения в ознакомительных целях тому, кто сталкивается с этим делом в первый раз. Наклон угла атаки либо, как его еще именуют, наклон угла полевой доски – это наклон, который показывает высоту плоскости распахивания по отношению к ровной плоскости. Настройка осуществляется при помощи винтовой ручки.
Порядок операций такой:
- поставьте агрегат с плугом на опоры, о которых уже говорилось ранее;
- выверните рукоятку настройки до предела таким образом, чтобы полевая доска полностью улеглась на почву, без щелей;
- начните вращать рукоятку в противоположном направлении до тех пор, пока задняя часть доски не поднимется над грунтом на 2-3 см.
Если совершить просчет, то появятся следующие неприятные последствия:
- при большом угле полевой доски плуг станет якорем – агрегат начнет регулярно пробуксовывать и с натугой двигаться вперед;
- при маленьком угле – не станет сниматься необходимый пласт грунта.
- проконтролировать, все ли правильно, можно только стадии вспашки – агрегат не должен сопротивляться либо двигаться чрезмерно свободно.
Приготовление к пахоте
Перед вспахиванием нужно выполнить пробное распахивание и узнать качество настройки плуга.
Для этого необходимо:
- узнать особенности отвала и глубину борозды;
- проконтролировать движение плуга в борозде;
- проследить размеренность движения агрегата и нагрузку на руки пахаря;
- установить нагруженность агрегата.
Если все перечисленные выше пункты вас устраивают, можете приступать к пахоте участка. Если же нет, необходимо снова произвести настройки плуга.
Тестовое распахивание участка выполняется следующим образом.
- Ставим агрегат на кромке обрабатываемого участка земли.
- Устанавливаем первую скорость и осторожно давим на ручку сцепления. Крайне важно, чтобы руль агрегата находился параллельно плоскости земли, чтобы агрегат не закапывался в землю, но и не поднимался над разделываемой пашней. Работнику при распахивании не надо жать на руль и чересчур старательно толкать мототехнику, поскольку данная сельскохозяйственная машина и сама превосходно управится с собственными обязанностями без вспомогательных усилий.
- После получения пробной борозды, требуется непременно измерить глубину пахоты. Для этого надо использовать рулетку либо обыкновенную линейку. Если размеры сойдутся с изначально установленными, то можно приступать к основной работе.
Регулирование на тяжелых агрегатах
Выше описывалась технология регулировки легкой мототехники, которая в основном и применяется на дачных участках. Но существуют и тяжелые модификации. Основное их различие в том, что тяжелые в несколько раз мощнее и массивные остальных моделей. Кроме того, они оснащаются дизельными моторами. Подобный выбор объясняется тем, что при равном количестве оборотов, дизельный мотор обладает большим вращательным моментом, чем карбюраторный. Монтаж и корректировка плуга на этот вид техники нисколько не различаются с представленными выше. Единственное, что нужно обозначить – регулировку желательно выполнять 2-м рабочим в силу того, что масса тяжелых агрегатов иногда превышает 200 килограммов.
Рекомендации
- Первое и весьма важное правило – выполнение техники безопасности.
- Грамотно подбирайте типоразмер колес с грунтозацепами. Гнаться за диаметром не нужно, в противном случае линейная скорость будет чрезмерно высокой. Идеальный диаметр – 460-500 миллиметров.
- Габариты плуга зависят от массы трактора, данный показатель также надо принимать во внимание. На мототехнику массой примерно 100 килограммов устанавливают самые крупные плуги, с захватом 23 сантиметра. Для агрегатов массой до 75 килограммов лучше всего подойдут плуги с захватом 18 сантиметров. К более легким агрегатам подойдет плуг с захватом 13 сантиметров.
Здесь также временами совершают ошибку – приобретают сравнительно нетяжелый агрегат и устанавливают на него крупный плуг. Если такой «дуэт» еще и стараться использовать на грубом грунте, эффект будет совершенно прогнозируемым – «не распахивает». А дело-то не в качественных характеристиках плуга, а в его неверном подборе и/либо регулировке. В общем, конструкция агрегата проста и понятна. Но при любых условиях, как и за всякой иной техникой, за ним требуется уход, своевременное техобслуживание и смена расходных материалов. Применяйте исключительно высококачественные запасные части, рекомендованные изготовителями.
О том, как правильно регулировать плуг на мотоблоке, смотрите в следующем видео.
Оборудование для мотоблока «Агат»
Оборудование
Среди малогабаритной садовой техники достойное место занимает мотоблок «Агат» производства Гаврилов-Ямского машиностроительного завода. Предшественником современных агрегатов, выпускаемых под этой торговой маркой, стал мотоблок «Салют», максимально адаптированный под условия отечественных сельскохозяйственных малых предприятий. Сегодня модельный ряд мотокультиваторов «Агат» представлен шестью разновидностями агрегатов, каждый из которых по техническим и эксплуатационным показателям составляет конкуренцию импортным образцам.
Уникальность техники – выполнение полного цикла садово-огородных работ и возможность использования для благоустройства территории. Для мотоблока «Агат» было разработано навесное оборудование, которое и позволило расширить его функциональность. Благодаря насадкам культиватор можно трансформировать в мини-трактор.
В садово-огородном хозяйстве востребованы следующие навесные установки:
- фрезы для вспашки;
- грунтозацепы для окучивания;
- утяжелители;
- насадка-лопата;
- картофелекопалка;
- окучник;
- полольник;
- тележка;
- плуг.
Фрезы
В базовой комплектации все модели мотоблока «Агат» имеют четыре почвенные фрезы. Чтобы расширить захват при культивации, устанавливают дополнительную пару фрез. Существует несколько разновидностей подобного дополнительного оборудования:
- «гусиные лапки»;
- саблевидные фрезы;
- «целина».
«Гусиные лапки» считаются самыми востребованными фрезами из-за своей производительности и ценовой политики. Это неразборная стальная цельносварная конструкция повышенной прочности, которая позволяет обрабатывать целинные земли. Важно помнить, что такое навесное оборудование подходит только для вспашки, а не для прополки. Из-за тупых краев во время уничтожения сорняков трава и корни будут наматываться на фрезу, что в итоге затруднит работу всего агрегата.
Кроме рыхления почвы «гусиные лапки» используют для обработки земли с крупными комками. Чаще всего дополнительные фрезы ставят при подготовке грунта к посадке картофеля и других корнеплодов. Еще одно предназначение этого навесного оборудования – борьба с проволочником и прочими вредителями, вплоть до колорадского жука.
В базе на мотоблоках «Агат» стоят саблевидные фрезы. Делают их исключительно из углеродистой стали. Установка дополнительного навесного оборудования позволяет расширить площадь обработки грунта. Целинные фрезы отличаются спиралевидной формой ножей. Главное их назначение – обработка невспаханной земли с глубокой культивацией. Благодаря монолитной конструкции таким фрезам не страшны каменистые почвы. Из минусов целинных фрез отмечают разгребание земли в стороны, в результате чего на месте прохода образуется канавка, которую необходимо дополнительно засыпать.
Преимущество мотоблоков «Агат» состоит в том, что к этой технике подходит большинство дополнительных фрез как отечественного, так и импортного производства. Взаимозаменяемость навесного оборудования расширяет функционал культиваторов.
Грунтозацепы
При обработке тяжелых грунтов вместо стандартных резиновых пневмоколес рекомендуют ставить на мотоблоки грунтозацепы. Они обеспечивают сцепку с землей и дают повышенное тяговое усилие. Крепится это навесное оборудование на вал редуктора. Обычно металлические колеса с зацепными пластинами для мотоблока «Агат» используют вместе с картофелекопалкой, окучником или плугом.
В зависимости от задач, которые ставят перед мотокультиватором, выбирают грунтозацепы большего или меньшего диаметра. Первые используют во время второго или третьего окучивания для защиты растений от повреждений во время продвижения мотоблока. Обычно для этих целей выбирают грунтозацепы 500-600 мм. Колеса меньшего диаметра востребованы при необходимости увеличить тяговое усилие и замедлить ход агрегата. Для первой пахоты и нарезания гряд подходят колеса диаметром 340-460 мм.
Полольники-рыхлители
Данный вид навесного оборудования устанавливают на мотоблоки при проведении сельхозработ для ухода за растущими культурами. Рыхление полольником позволяет обогатить почву кислородом, а специальные ножи насадки аккуратно срезают сорняки в узких междурядьях и под кустами.
Полольники для мотоблоков «Агат» могут быть как отдельным видом дополнительного навесного оборудования, так и продаваться в комплекте с окучником, что заметно повышает качество выполняемых работ и расширяет функционал. Универсальной считается модель «Еж» производства «Салют». Для ее установки требуется кронштейн-штанга со скобами. При покупке важно учитывать диаметр посадочного места выбранной модели, который должен совпадать с диаметром вала. Полольник-рыхлитель может быть как однорядный, так и двухрядный без сцепки.
Окучник
Когда надо сформировать борозды, прорыхлить почву между рядами с одновременным окучиванием растений, на культиватор устанавливают окучник. Его используют вместе с дисковыми фрезами. При углублении окучника в почву получается борозда трапецеидальной формы на ширину подошвы обуви взрослого человека, благодаря чему при проходе за культиватором борозда остается фиксированного размера. Гребни по бокам полученной канавки остаются равномерными.
Для обработки узких междурядий выбирают окучник листерного типа. Он имеет два фиксированных относительно друг друга крыла. Одним из минусов этого навесного оборудования считается ограничение по типу почвы: на твердых грунтах листерные окучники быстро ломаются в силу наличия тонкой стойки, не выдерживающей перегрузки. На мотоблоки «Агат» с заявленной производителем мощностью двигателя 6.5 л.с. листерные окучники устанавливают с особой осторожностью в силу их повышенной тяговитости.
Со сложными плотными грунтами отлично справляются окучники с переменной шириной захвата. Они устойчивы к налипанию земли, но при этом считаются более затратными из-за повышенного потребления энергии.
Самым простым, но не менее эффективным считается дисковый окучник. Им готовят борозды под семена и рассаду. Оборудование имеет дисковые отвалы, установленные под углом. При всех плюсах этой установки есть один существенный минус: по цене дисковые окучники на порядок выше оборудования с переменной шириной захвата. Некоторые умельцы часто делают подобные установки своими руками. Если основным местом применения будут грядки с картофелем, то понадобятся две металлические крышки 40-50 см в диаметре. Их края загибают при помощи молотка и затачивают на шлифовальном станке. Далее крышки крепят к тележке. Если окучник необходимо поставить стационарно, его приваривают к раме. Если его планируют использовать в качестве съемного оборудования, то для крепежа применяют болты.
Картофелекопалка
Самой простой картофелекопалкой для мотоблока «Агат» считается модель стрельчатого типа. При проходе по рядам грунт подрезается ножами вместе с урожаем и продвигается по прутьям. Картофель остается на них, а остатки земли осыпаются. Из недостатков картофелекопалок этого типа выделяют неустойчивость на неровных участках. Если прутья застрянут в земле, они погнутся.
На культиваторы «Агат» можно устанавливать грохотные картофелекопалки, имеющие лемех и просевные решетки. Плюс такого оборудования – производительность. При проходе по рядам лемех углубляется в землю на 20 см, срезает ее и вместе с клубнями направляет на решетку. Остатки земли просеиваются, картофель остается в решетчатой тележке.
Самые популярные установки для «Агата» – КУМ-1, ККМ-1, КВМ-3. Различаются они между собой шириной захвата и производительностью. Например, универсальная модель ККМ-1 обеспечивает 0.05-0.2 га/час, а КВМ-3 при той же ширине выдает 0.1-0.2 га/час.
Насадка-лопата
Отвал-лопата необходим при расчистке территории от листвы, строительного мусора или снега при сугробах 20-30 см. Также насадка используется для выравнивания грунта перед посадкой культур. Для облегчения работы на мотоблок одновременно с отвалом рекомендуют устанавливать металлические колеса, которые обеспечивают хорошую сцепку с землей. Для крепления потребуется адаптер, но некоторые модели «Агат», например, модификация Л6.5 с двигателем Lifan в базе имеет переходник для фиксации снегоуборщика, газонокосилки или коммунальной щетки.
Отвал можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится стальная бочка объемом 200 литров. Ее распиливают, убирая дно и кольца. Полученную трубу разрезают вдоль на три части. При помощи металлических шплинтов отвал фиксируют под углом 30 градусов. Ширина отвала обычно выдерживается в передах 900-1000 мм при толщине металла 2-3 мм.
Для рыхления и грубой вспашки грунта на мотоблоки устанавливают плуг. С помощью такого навесного оборудования можно при небольших трудозатратах выполнить переворачивание пластов почвы толщиной до 25 см. Независимо от вида, плуг представляет собой расширенный кверху металлический гребень, который врезается в землю, обеспечивая ее вспашку.
К культиваторам «Агат» подходят роторные навесные плуги. Они имеют несколько лопастей, которые проходят по средним и тяжелым почвам без потери производительности техники. Для большей функциональности аграрии советуют выбирать модели с разнонаправленными левой и правой пластинами для вспашки в прямом и обратном направлении. При работе на огороде можно остановиться на однокорпусном плуге. Единственный его минус – работа исключительно на легких грунтах.
Плюс мотоблоков «Агат» – возможность работы как с оригинальным навесным оборудованием от производителя, так и с агрегатами, выпускаемыми на других заводах. Выбирая установки, учитывайте размерность вала.
Источник https://vusadebke.com/instrumenty-i-tehnika/sadovaya-tehnika/nastroyka-pluga.html
Источник https://stroy-podskazka.ru/motobloki/regulirovka-pluga/
Источник https://traktorspec.ru/oborudovanie/oborudovanie-dlya-motobloka-agat.html