Остаточная грузоподъёмность погрузчика

Номинальная грузоподъёмность(Г/П) определяется как способность подъёма стандартного груза со смещением центра тяжести ЦТ = 500мм (для тяжёлых машин 600мм) на ограниченную высоту подъёма стандартной мачты. В рамках этих условий Г/П ограничивается только возможностями гидравлики машины. Подъём груза увеличивает давление всего лишь на величину веса гидромасла в гидроцилиндре подъёма (порядка 10-50 кГ), что пренебрежимо мало по сравнению с весом груза (1000-1500 кГ и более) и поэтому не накладывает особых ограничений.

Однако с увеличением высоты подъёма, быстро нарастает опасность опрокидывания машины, что заставляет ограничивать вес груза, поднимаемого на данную высоту. Эти ограничения и характеризуют остаточную Г/П погрузочной техники.

Вывод: На малых высотах и при смещениях ЦТ не более 500-600мм, Г/П погрузочной техники ограничивается только возможностями гидравлики, поэтому она постоянна и практически не зависит от высоты подъёма. На больших высотах и при смещениях ЦТ> 500-600мм, Г/П погрузочной техники сильно падает из-за ограничений, связанных с устойчивостью машины (см рис.1).

Номинальная и остаточная грузоподъемность противовесных погрузчиков и складской техники

Какой массы грузы будут обрабатываться при помощи погрузчика? Обычно, это один из первых вопросов, который задает поставщик техники покупателю, чтобы помочь ему выбрать модель, оптимально удовлетворяющую условиям эксплуатации. В данной статье рассмотрены понятия номинальной и остаточной грузоподъемности противовесных погрузчиков и складской техники, представление о которых должен иметь каждый владелец склада, а также связь этих характеристик с такими важными параметрами как центр тяжести и высота подъема.

Что обеспечивает устойчивость погрузчика

02

Способность погрузчика сохранять устойчивость при подъеме и транспортировке груза, расположенного вне периметра его шасси (на вилах или в другом грузозахватном устройстве), обеспечивается наличием противовеса, уравновешивающего массу груза на вилах, по другую сторону от оси вращения (для погрузчика – переднего моста).

Нагрузка на вилы должна быть уравновешена весом погрузчика. Этот основной принцип используется при выборе груза.

Способность погрузчика работать с грузом рассматривается с точки зрения сохранения устойчивости при движении во всех направлениях и выполнении всех типичных для погрузчика операций.

В конструкцию ричтрака заложен этот же принцип: роль противовеса здесь играют шасси и аккумуляторная батарея, благодаря чему этот вид техники может обрабатывать грузы за пределами собственных габаритов.

Центр тяжести

04

Центр тяжести (CG, COG – center of gravity) — это такая точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все части тела, которая не изменяет своего положения при любых переворотах тела. Если объект имеет однородную структуру и правильную форму, его центр тяжести будет близок к геометрическому центру. Если объект имеет неправильную форму или неоднородную структуру, центр тяжести может быть смещен в любую сторону от геометрического центра.

Читать статью  ОБМОЛОТ ПОДСОЛНЕЧНИКА

03

15

Устойчивость и центр тяжести

Устойчивость порожнего погрузчика зависит от расположения его собственного центра тяжести, а груженого — от расположения общего центра тяжести системы «погрузчик + груз». Погрузчик имеет движущиеся части, поэтому при работе центр тяжести перемещается: центр тяжести перемещается вперед или назад по мере наклона мачты вперед или назад; центр тяжести перемещается вверх или вниз по мере перемещения грузозахватного устройства вверх или вниз.

05

На расположение центра тяжести системы «погрузчик + груз» и устойчивость груженого погрузчика влияют:

  • размер, масса, форма и положение груза;
  • высота подъема груза;
  • угол наклона мачты погрузчика вперед или назад;
  • динамические нагрузки, возникающие при ускорении, торможении или повороте погрузчика;
  • состояние и уклон поверхности, на которой работает погрузчик.

Эти факторы следует учитывать также тогда, когда погрузчик не несет груз. Порожний погрузчик опрокидывается на бок легче, чем груженый с нижним расположением груза.

06

База устойчивости погрузчика

Для сохранения устойчивости погрузчика (чтобы он не опрокидывался вперед или в сторону) центр тяжести системы «погрузчик + груз» должен оставаться в пределах области базы устойчивости погрузчика — треугольника, вершинами которого являются передние колеса и середина задней оси.

Если центр тяжести перемещается вперед дальше передней оси, погрузчик опрокинется вперед. Если центр тяжести перемещается за линию с какой-либо из сторон базы устойчивости, погрузчик опрокинется вбок.

07

База устойчивости штабелера

В конструкции штабелера не используется принцип противовеса: проекция центра тяжести при обработке груза штабелером находится в пределах периметра его конструкции.

08

09

01f

14

Номинальная грузоподъемность

Номинальная грузоподъемность погрузчика при заданном центре нагрузки приводится в начале спецификации и в табличке, нанесенной на погрузчик, с названием модели и указанием грузоподъемности.

Центр нагрузки (расстояние до центра тяжести груза, load center distance) представляет собой расстояние по горизонтали от передней поверхности спинки вил или другого грузозахватного устройства до центра тяжести груза.

ПроизводительХарактеристика Cat Lift Trucks Cat Lift Trucks Cat Lift Trucks
Модель EP13PNT EP15PNT EP16CPNT
Привод (электро-, дизель, газ, бензин) электро- электро- электро-
Оператор (сопровождающий, сидя, стоя) сидя сидя сидя
Номинальная грузоподъемность, кг 1300 1500 1600
Номинальный центр тяжести груза, мм 500 500 500

10

Расположение центра тяжести по вертикали от несущей поверхности вил предполагается равным расстоянию по горизонтали. Необходимо соблюдать осторожность при обработке высоких грузов, так как их более высокий центр тяжести иначе влияет на устойчивость погрузчика.

Приведенная ниже табличка с указанием грузоподъемности предназначена для погрузчика с мачтой 3000 мм, грузоподъемность которого составляет 2500 кг при расположении центра нагрузки на расстоянии 500 мм.

Читать статью  Моторные установки зерноуборочных комбайнов |

11

Табличка с указанием грузоподъемности предписывает, что погрузчик может поднимать груз весом до 2500 кг, если центр тяжести груза отстоит не более, чем на 500 мм от передней поверхности спинки вил. Также погрузчик может безопасно обрабатывать грузы массой до 1600 кг с центром тяжести 1000 мм и массой до 1200 кг с центром тяжести 1500 мм

Обратите внимание: при уменьшении центра нагрузки номинальная грузоподъемность не изменяется.

Номинальная грузоподъемность определяет максимальный вес груза, который можно безопасно транспортировать при помощи погрузчика с сохранением его устойчивости и без риска повреждения механических, электрических, гидравлических и прочих систем. Именно на этот показатель рассчитаны конструкционные решения (прочность сварных швов, нагрузка на несущие элементы и т.д.).

12

Не превышайте номинальную грузоподъемность техники – это опасно и ведет к преждевременному износу оборудования! Не следует эксплуатировать погрузчик, если на нем отсутствует табличка с указанием грузоподъемности.

Если не указано иное, грузоподъемность, приведенная в табличке грузоподъемности, рассчитана для стандартного погрузчика, оснащенного вилочным захватом, без приспособлений специального назначения.

При изменении комплектации погрузчика – установке навесного оборудования, установке мачты иного типа или с увеличенной высотой подъема необходимо запросить у поставщика и прикрепить к погрузчику обновленную табличку с актуальными данными грузоподъемности.

Вес приспособления и изменение центра нагрузки влияют на допустимую грузоподъемность погрузчика.

13

16f

Остаточная грузоподъемность

18

При подъеме груза общий центр тяжести системы «погрузчик + груз» смещается вверх, при этом ее устойчивость снижается. Способность погрузчика сохранять устойчивость при подъеме груза определяется значениями остаточной грузоподъемности для каждой высоты подъема.

Остаточная грузоподъемность – не расчетная величина. Она определяется методом экспериментальных измерений для каждой серийной модели на испытательном стенде и фиксируется в таблицах и графиках остаточной грузоподъемности.

Остаточная грузоподъемность изменяется при установке на погрузчик навесного оборудования, в том числе устройства бокового смещения вил, или различных типов колес. Например, при установке сдвоенных пневматических колес остаточная грузоподъемность погрузчика будет выше, чем при установке одинарных, а при установке цельнолитых колес – выше, чем при установке пневматических.

В таблице (см. выше) приведены значения остаточной грузоподъемности для погрузчика CAT EP13PNT при оснащении его симплексными мачтами с высотой подъема от 2000 до 6000 мм, при центре нагрузки 500 мм и установке на погрузчик цельнолитых колес и навесного устройства бокового смещения.

Попытка поднять груз, превышающий допустимую остаточную грузоподъемность для данной высоты ведет к быстрой потере продольной и боковой устойчивости погрузчика.

17f

Грузоподъемность и выбор техники

Таким образом, при выборе техники с точки зрения грузоподъемности необходимо учитывать следующие показатели.

Грузоподъёмность вилочных погрузчиков

Чтобы выбрать нужную модель погрузчика, покупатель должен учесть много переменных: какой бюджет выделен для покупки, виды грузов, с которыми придётся работать на погрузчике, в каких условиях будет эксплуатироваться техника.

Читать статью  Почему не заводиться мотоблок?

Грузоподъёмность – вот одна из самых важных характеристик вилочного погрузчика. При выборе техники этот параметр учитывают в первую очередь.

Для сотрудников, связанных напрямую с работой на складской технике, важно знать не только допустимую к перевозке массу груза. С грузоподъёмностью техники напрямую связано ещё несколько важных характеристик, с которыми мы рекомендуем ознакомиться.

Типы грузоподъёмности

В сопроводительных технических документах к грузоподъёмной технике производитель должен указывать 2 типа грузоподъёмности.

Это максимальный вес груза, на который рассчитаны все системы погрузчика с учётом соотношения собственного центра тяжести и центра тяжести груза.

Кроме описания в технической документации, информация о номинальной грузоподъёмности должна быть на самом погрузчике – это железная табличка с диаграммой, на которой указывается зависимость грузоподъёмности техники от нахождения центра тяжести груза на вилах.

Та масса груза, которую можно поднять на максимальный вылет мачты погрузчика без потери его устойчивости, называется остаточной.

Остаточная грузоподъёмность высчитывается при испытаниях погрузчика и заносится в специальную таблицу, которая идёт вместе с технической документацией к погрузчику.

Нужно учитывать, что остаточная грузоподъёмность меняется при внесении конструкционных изменений в погрузчик: установка навесного оборудования, смена типа колёс или замена мачты.

С таблицей остаточной грузоподъёмности рекомендуется ознакомиться очень тщательно – это напрямую повлияет на безопасную работу оператора. Груз, который будет превышать остаточную грузоподъёмность на определённой высоте, может опрокинуть погрузчик.

ostatochnaya gruzopodemnost 640x960 q60 b64f8d55

Особенность устройства погрузчика. Что делает его устойчивым?

Для того, чтобы груз, принятый на вилы, не перевернул погрузчик, в нём есть некоторые конструкционные особенности.

Утяжелённая задняя часть погрузчика (противовес) и тяжёлая тяговая батарея создают равновесие, когда оператор берёт на вилы допустимый груз.

У ричтрака немного другое устройство: роль противовеса играет только тяговая батарея. Но от опрокидывания в сторону груза этот вид техники сдерживают грузовые шасси – они принимают на себя всю нагрузку, которая возникает при работе с грузами.

Центр тяжести погрузчика при работе с грузами

Чтобы сделать погрузчик устойчивым, производителям приходится считаться с гравитацией. У пустого погрузчика центр тяжести находится примерно в центре корпуса (без учёта вил) на высоте колёс.

chto delaet pogruzchik ustoichivim 640x960 q60 251fc264

Во время работы с грузом центр тяжести смещается в сторону вил. У груза также есть свой центр тяжести. Когда погрузчик обрабатывает груз, он находится под действием совмещённого центра тяжести.

В зависимости от манипуляций оператора погрузчика, совмещённый центр тяжести постоянно меняет своё положение: передвижение мачты вправо или влево, движение вил вверх или вниз, на себя или от себя – центр тяжести смещается в сторону движения вил и каретки.

Кроме того, на смещение центра тяжести влияет скорость движения погрузчика, резкое торможение или поворот. Например, если на большой скорости резко повернуть налево, центр тяжести сместится вправо и погрузчик перевернётся.

Источник https://www.cartrade.ru/technical-support/poleznye-sovety/ostatochnaya_g_p/

Источник https://sitmag.ru/article/17289-nominalnaya-i-ostatochnaya-gruzopodemnost-protivovesnyh-pogruzchikov-i-skladskoy-tehniki-gruzopodemnost-pogruzchika-osnovnye-ponyatiya

Источник https://www.forklift.blog/blog/gruzopod-jomnost-vilochnykh-pogruzchikov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: