Справочник по регулировке и ремонту комбайнов НИВА, КОЛОС и СИБИРЯК

СК-5 «Нива» — советская и российская марка самоходного зерноуборочного комбайна, производившегося в СССР заводом «Ростсельмаш» c 1970 года. Разработан конструкторским бюро под руководством Х. И. Изаксона.
Расшифровка СК-5 — Самоходный Комбайн пропускной способностью 5 кг/с.
Комбайн СК-5 «Нива» являлся самым распространённым зерноуборочным комбайном в СССР и своего рода «визитной карточкой» советского сельхозмашиностроения.
Комбайн является глубокой модернизацией комбайна СК-4, который производился в 1960-х годах. В настоящее время у комбайна появилась новая, более комфортная кабина с установленным кондиционером. Изменился и цвет комбайна: вместо традиционного красного используется зелёный. При производстве комбайна пришлось отказаться от услуг некоторых поставщиков, теперь на нём стоят импортные ремни и гидравлика.

Комбайн СК-5 «Нива» выполнен по классической схеме с несущей молотилкой, навесной жаткой и навесным копнителем.

  • Жатка ЖКН-5 — ширина захвата 5 м.
  • Молотилка имеет один бильный барабан диаметром 600 мм, деку с углом охвата 128 градусов, отбойный битер, соломотряс с четырьмя клавишами, двухрешетчатую очистку с вентилятором, копнитель, снабжённый соломонабивателем.
  • Двигатель — дизельный СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л. с. или СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л. с., оборудованный промежуточным охладителем наддуваемого воздуха — интеркулером. На «Ниве-Эффект» установлен Д-260 мощностью 155 л. с.
  • Привод агрегатов — клиноремённый. Скорость вращения мотовила жатки, барабана и вентилятора регулируется с помощью вариаторов.
  • Ходовая часть колёсного типа, передние колеса ведущие неуправляемые, задние колеса — неведущие управляемые. Полугусеничная модификация комбайна СК-5 «Нива» применялась для уборки зерновых на переувлажнённых почвах. На Нивах-Эффект применена трансмиссия с ГСТ.
  • Гидравлическое оборудование обеспечивает подъём-опускание жатки, подъём-опускание мотовила, регулирование скорости вращения мотовила, закрытие створок копнителя, управление вариатором скорости движения, очистку фильтра радиатора двигателя, виброразгрузку бункера, управление поворотом.
    Комбайн имеет следующие устройства автоматического регулирования:
  • автоматический регулятор двигателя, поддерживающий постоянную частоту вращения коленчатого вала при изменении нагрузки на двигатель;
  • автоматический регулятор загрузки молотилки, обеспечивающий постоянство поступления в молотилку скошенной массы за счёт управления скоростью движения комбайна;
  • автомат разгрузки копнителя — обеспечивающий автоматическое открытие створок копнителя при его заполнении и закрытие створок после полного опорожнения.

Комбайн «Колос» СК-6-II был единственным в СССР комбайном с двухсекционным бункером — бункер разделялся на две части кабиной, находящейся по центру молотилки, а также «Колос» был первым в стране комбайном с шириной молотилки 1,5 м.

    Важные технические характеристики СК-6-II:
  • Масса — 9455 кг
  • Максимальная скорость движения — 7,4 (рабочая) и 18,7 (транспортная) км/ч
  • Бункер двухсекционный с автосигнализацией и вибрационным механизмом
  • Жатка унифицирована с жаткой комбайна «Нива»
  • Молотилка двухбарабанная, её ширина — 1500 мм
  • Двигатель — СМД-64, 150 л. с.
  • Топливный бак на 300 литров
Читать статью  Рейтинг снегоуборщиков | Лучшие модели бензиновых самоходных снегоуборочных машин 2022 года

Производились и другие модификации «Колоса»: рисозерноуборочный СКПР-6 на полугусеничном ходу для переувлажнённых районов (1971—1979), СКГ-6 на гусеничном ходу, рисозерноуборочный СКГД-6 на гусеничном ходу (1980—1984), однобарабанный СК-6А (выпускался с 1985 года).

СКД-6 «Сибиряк» — советский двухбарабанный зерноуборочный комбайн, выпускавшийся Красноярским комбайновым заводом с 1981 по 1984 года.

Несмотря на рост основного показателя надёжности — коэффициента готовности, конструкция комбайна СКД-5 «Сибиряк», выпускавшегося с 1969 года, к концу 1970-х годов уже морально устарела и перестала отвечать требованиям к зерноуборочным комбайнам. Работа над глубокой модернизацией старого «Сибиряка» закончилась постановкой на серийное производство в феврале 1981 года нового СКД-6. Назаровский завод сельхозмашиностроения освоил выпуск жатвенных частей с рабочим захватом 5 м для красноярского завода. В конструкции СКД-6 была повышена пропускная способность, производительность и надёжность технологического процесса, снижена продолжительность технического обслуживания комбайна, особое внимание было уделено комфорту кабины.

Выпускались следующие модификации: рисозерноуборочная на гусеничном ходу СКД-6Р (выпуск начат в 1982 году), СКД-6А, модификация для нечернозёмной зоны СКД-6Н. На СКД-6Н ставился двигатель СМД-22, на ведущий мост устанавливались колёса с шинами от трактора К-700, была увеличенная колея управляемых колёс, на кабину ставились солнцезащитные жалюзи и так далее.

    Технические характеристики комбайна «Сибиряк»:
  • Двигатель — СМД-20.
  • Мощность двигателя — 88,3 кВт (140 л. с.).
  • Пропускная способность — 6,3 кг/сек.
  • Вместимость бункера — 4,5 м 3 .
  • Привод выгрузного шнека — непосредственно от двигателя.
  • Управление наклонным шнеком — гидравлическое, из кабины.
  • Регулировка частоты вращения барабанов — механическая.
  • Диаметр шнеков — 160 мм.
  • Размер скребков элеваторов — 150×75.
  • Рабочий объём кабины — 3,2 м 3 .

Основные регулировки жатки:

Основные регулировки молотилки и копнителя

Основные регулировки двигателей и ходовой части:

Модификации самоходных комбайнов:

Техническое обслуживание комбайнов:

Подготовка рабочих органов жатки и молотилки для различных условия уборки и контроль качества уборки:

Кабина и органы управления комбайном «НИВА»

Кабина и органы управления комбайном «НИВА

2) – Рукоятка стояночного тормоза. Для затормаживания комбайна на стоянке следует оттянуть рукоятку вверх. Положение рукоятки фиксируется автоматически, при этом на щитке приборов загорается красная лампочка. Для растормаживания рукоятку поворачивают вокруг её оси на угол 60-90 градусов, чтобы освободиться от фиксатора, и перемещают вниз до упора, при этом лампочка должна погаснуть;

3) – Рычаг подачи топлива. Для увеличения подачи топлива рычаг перемещают назад, для уменьшения – вперёд;

Читать статью  Какие права нужны на погрузчик, какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик бобкэт

4) – Прибор указателя потерь зерна;

5) – Рулевое колесо;

6) – Щиток приборов;

7) – Рычаг включения выгрузного устройства. Для выгрузки зерна из бункера рычаг перемещают назад, для выключения устройства – вперёд;

8) – Рукоятка подъёма/опускания жатки. Для подъёма жатки рукоятку перемещают назад, для опускания — вперёд;

9) – Рукоятка изменения частоты вращения мотовила. Для увеличения частоты вращения рукоятку перемещают вперёд, для уменьшения – назад;

10) – Рукоятка изменения частоты вращения молотильного барабана. Для увеличения частоты вращения рукоятку перемещают вперёд, для уменьшения – назад;

11) – Рукоятка бесступенчатого изменения скорости движения комбайна. Для увеличения частоты вращения рукоятку перемещают вперёд, для уменьшения – назад;

12) – Рукоятка запасной секции гидравлического распределителя;

13) – Рукоятка очистки воздухозаборника и включения вибраторов бункеров. Для очистки воздухозаборника рукоятку перемещают назад, для включения вибратора – вперёд;

14) – Рукоятка перемещения мотовила по горизонтали. Для удаления мотовила от шнека жатки рукоятку перемещают вперёд, для приближения к шнеку – назад;

15) – Рукоятка подъёма/опускания мотовила. Для подъёма мотовила рукоятку перемещают назад, для опускания – вперёд;

16) – Рычаг включения привода рабочих органов комбайна. Для включения привода рычаг перемещают назад, для выключения – вперёд;

17) – Рычаг включения/отключения привода жатки. Для включения привода жатки рычаг отводят назад и фиксируют. При забивании рабочих органов жатки рычаг сбивают с фиксатора, и он мгновенно перемещается вперёд, отключая привод жатки;

18) – Сиденье комбайнера;

19) – Рычаг регулировки зазоров между барабаном и подбарабаньем. При перемещении рычага вперёд зазоры между бичами барабана и подбарабаньем увеличиваются;

20)- Рычаг переключения передач. При включении 1 передачи рычаг перемещают влево и вперёд, 2 – вправо и назад, 3 – вправо и вперёд, заднего хода – влево и назад;

21) – Педаль выгрузки соломы. После заполнения копнителя соломой кратковременным нажатием на педаль освобождают зацепы клапана копнителя. В дальнейшем выгрузка копны и закрытие клапана производятся автоматически. Для выгрузки частично заполненного копнителя либо открытия клапана пустого копнителя педаль придерживают некоторое время в выжатом до упора положении;

22/23) – Педали включения колёсных тормозов. Каждая педаль работает с отдельным гидроцилиндром. При транспортировке комбайна и работе в поле, когда не требуется раздельное торможение, педали блокируют защёлкой;

24) – Измерительный блок указателя потерь зерна;

25) – Ножной переключатель света транспортных фар;

26) – Указатель давления масла двигателя;

27) – Лампа (красная) аварийной температуры масла двигателя;

28) – Указатель температуры воды двигателя;

29) – Лампа (зелёная) контроля включения «массы» батареи;

31) – Патрон подсветки приборов;

32) – Тахометр молотильного барабана;

Читать статью  Экскаватор-погрузчик на базе мини- трактора DF DONGFENG (ДОНГФЕНГ) - Погрузчик на трактор - НАС-Авто ООО, Нижний Новгород

33) – Лампа (красная) контроля включения стояночного тормоза;

34) – Переключатель вентиляторов либо отопителей кабины;

35) – Лампа (зелёная) контроля указателей поворота;

36) – Блок защиты прерывателя указателей поворота с предохранителем 6А;

37) – Кнопка предохранителя контрольно-измерительных приборов и сигнализации;

38) – Кнопка предохранителя электродвигателей вентиляторов и стеклоочистителя;

39) – Включатель плафона кабины;

40) – Включатель звукового сигнала;

41) – Включатель фонаря освещения бункера;

42) – Лампа (красная) контроля включения колосового и зернового шнеков и соломотряса;

43) – Включатель рабочих фар;

44) – Лампа (зелёная) контроля заполнения бункера;

45) – Переключатель указателей поворота;

46) – Лампа (красная) контроля закрытия копнителя;

47) – Включатель вентилятора обдува;

48) – Включатель стартера (для двигателя, оборудованного стартерным пуском);

Содержание книги по эксплуатации и ТО СК-5М1 «Нива»

Введение!
Внимание 5
1. Техническая характеристика 12
2. Общее устройство комбайна и технологический процесс 17
3. Устройство и работа составных частей комбайна 21
Жатвенная часть 21
Молотилка 29
Копнитель 43
Моторная установка 43
Ходовая часть 48
Рабочее место (кабина) 62
Гидравлическая система 65
Электрическая система 78
4. Указания мер безопасности 83
Общие правила техники безопасности 83
Правила техники безопасности при работе с тележкой для транспортировки жатки 85
Правила пожарной безопасности 85
5. Подготовка к работке 86
Порядок подготовки нового комбайна 86
Порядок подготовки комбайна, бывшего в эксплуатации 87
Досборка (перечень работ) 87
Сборка и монтаж кабины 87
Сборка и установка выгрузного устройства 91
Монтаж копнителя 91
Подготовка жатвенной части 94
Установка цепей и клиновых ремней 99
Монтаж электрооборудования 99
Установка приборов СКИ-10ЦР 100
Запуск двигателя 102
Проверка комбайна на просыпаемость 102
6. Правила эксплуатации и регулировки 102
Регулировочные работы, связанные с эксплуатацией комбайна 104
7. Возможные неисправности и методы их устранения 114
8. Техническое обслуживание (ТО) 118
ТО при транспортировании своим ходом 119
ТО при эксплуатационной обкатке 119
Ежемесячное техническое обслуживание (ЕТО) 120
Первое техническое обслуживание (ТО-1 120
Второе техническое обслуживание (ТО-2) 121
ТО при хранении 121
Техническое обслуживание жаток 123
Моменты затяжек резьбовых соединений 124
9. Транспортирование “128
10. Правила хранения 128
Приложение А. Перечень запасных частей 131
Приложение Б. Эксплуатации подшипниковых опор 136
Перечень подшипников 139
Приложение В. Ременные и цепные передачи 143
Приложение Г. Заправочные объемы 147
Приложение Д. Инструкция по эксплуатации оправки для выполнения ремонтных работ в полевых условиях 147

Источник http://opinf.ru/

Источник https://xn—-itbachmidudk6msa.xn--p1ai/kabina-i-organy-upravleniya-kombajnom-niva.html

Источник https://avtoliteratura.ru/contents/zernoiuborochnyj-kombajn-ck-5m1-niva/soderzhanie-knigi-zernoiuborochnyj-kombajn-ck-5m1-niva.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: