Казахстан автомобильный: автоцентр Евразии
Какие машины собирают в Казахстане? А на каких предпочитают ездить? И что слышно о грядущем экспорте автомобилей из Казахстана в Россию?
Люблю летать национальными авиакомпаниями. Сразу можно составить первое впечатление о стране. «Эйр Астана» не подкачала: чистый самолет, обаятельные стюардессы, отличное обслуживание. Наконец, столовые приборы не пластиковые, а металлические — даже в эконом-классе. Неужели и всё остальное на столь же приличном уровне?
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Автопром в Казахстане — один из наиболее быстро развивающихся секторов промышленности. Начало было положено в 2002 году, тогда приступили к сборке всего одной модели — Лады 4×4, а теперь в стране работает уже шесть автопроизводств. Самое мощное — в Усть-Каменогорске, где компания «Азия Авто» производит 37 моделей четырех брендов: Chevrolet, Kia, Skoda и Лада. Помимо легковых моделей в этом центре Евразии выпускают сельхозтехнику — тракторы, автобусы, фургоны и грузовики.
Некоторые дилеры не делят продуктовую линейку на легковую и коммерческую и продают всё подряд — от маленьких хэтчбеков до седельных тягачей.
Это от нас корпорация GM, считай, сбежала — а в Казахстане производит не только знакомые нам модели Opel и Chevrolet. Например, компактный кроссовер Сhevrolet Tracker, который так и не доехал до России.
Kia на мощностях компании «Азия Авто» собирает компактвэны Carens и Сarnival. Список можно продолжить автобусами Daewoo и вседорожником Toyota Fortuner.
Наряду с Renault здесь продается его южнокорейский собрат Samsung, а любителям экзотики адресована продукция некогда знаменитой марки MG, которая в очередной раз пытается возродиться, словно птица феникс, при поддержке китайской корпорации SAIC.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в январе — феврале 2014 года доля автопрома составляла 9,31% всего выпуска в машиностроении. В нынешнем году этот показатель вырастет до 26%. Собственное производство и развитый импорт позволяют республике занимать 58‑е место в мире по уровню автомобилизации. По данным pоссийского агентства Автостат, только за первые четыре месяца 2015 года в Казахстане зарегистрировано 60 415 новых автомобилей, что на 33,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сборочный конвейер завода «Азия Авто», на долю которого приходится 80% продукции казахстанского автопрома.
Сборочный конвейер завода «Азия Авто», на долю которого приходится 80% продукции казахстанского автопрома.
Сборочный конвейер завода «Азия Авто», на долю которого приходится 80% продукции казахстанского автопрома.
АВТОРЫНОК
Во многом такой рост обеспечила российская валютная чехарда конца 2014 года. Являясь гражданами страны — члена Таможенного союза, казахстанцы, как и белорусы, ринулись скупать новые автомобили в России: разница в цене составляла более 10 000 долларов. По некоторым данным, в Казахстан за зимние месяцы ввезли около 100 000 новых и подержанных автомобилей.
А вот официальные дилеры в первом квартале сумели продать всего 24 954 машины. Дело дошло до того, что в феврале вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау заявил, что нужно поставлять автомобили в страну только через официальных дилеров.В правительстве поговаривают о лицензировании поставщиков и внесении особых отметок в документы на автомобиль — мол, ввезен официально. Прорабатывают вопрос прямого квотирования поставок новых машин.
Правда, пока никаких запретительных мер не последовало. Чтобы не упускать выгоду, местные дилеры рьяно взялись обслуживать автомобили, купленные в России. Некоторые официалы теперь привечают машины своей марки независимо от года выпуска, другие вовсе приглашают на обслуживание всех желающих.
Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.
Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.
Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.
Чтобы остановить 27‑процентное падение продаж (результат первого квартала года), цены на некоторые местные модели снизили до 35%. Более того, в апреле заработала президентская программа «Нурлы жол» («Светлый путь»; предполагает льготное кредитование). Шесть банков получили 15 миллиардов тенге (около четырех миллиардов рублей) для кредитования покупок автомобилей местной сборки.
table-01
ПЕРЕДОВИКИ
Гуляя по улицам Алма-Аты, видел новые Лады с кокетливой наклейкой: «Зато не в кредит». Несмотря на кризис, Лада сохранила за собой статус бренда № 1, поскольку с начала года цены на автовазовские машины снизили до уровня российских. Гранта, Ларгус и Приора возглавили национальный рейтинг продаж. С января по апрель было продано 12 460 автомобилей: Лада держит 37% местного рынка. Учитывая натиск конкурентов и серых дилеров, результат можно признать отличным.
Более того, официальный дилер, холдинг «БИПЭК Авто — Азия Авто», так наловчился продавать и обслуживать Лады, что с благословения Бу Андерссона занимается этим с конца 2014 года и на территории РФ. Пока речь идет о шести городах, расположенных на Урале и в Западной Сибири, но это только начало.
В ближайших планах АО «Азия Авто» — строительство в Усть-Каменогорске крупнейшего автопромышленного кластера, который будет производить автомобили Лада, Renault и Nissan по полному циклу, включая сварку и окраску, а также выпуск автокомпонентов. Проект рассчитан на 120 000 автомобилей в год, большая часть которых пойдет на экспорт в Россию.
На рынке подержанных машин ситуация аналогична российской: ввоз «правого руля» запрещен, а в тренде то, что предлагается в первичной продаже. Самые дешевые бэушные модели попадают сюда из соседней Киргизии, но их техническое состояние оставляет желать лучшего. Былого оживления на рынке нет. В базарный день в конце мая на огромной площадке стояло не более 100–150 автомобилей. И это легко объяснить: за пятилетний Ford Escape просят, на наши деньги, 1 190 000 рублей, а за новый Kia Sportage — от 1 080 000 рублей.
Что на вторичке расходится быстро, так это 10–12‑летние «немцы» и «японцы». Запчасти заказывают в соседнем Китае либо в Арабских Эмиратах. Кстати, это государство становится все более популярным у казахстанцев. Оттуда везут даже автомобили.
Toyota Fortuner. Made in Kazakhstan. Рамный семиместный вседорожник с бензиновым мотором объемом 2,7 л от родственного Prado.
Toyota Fortuner. Made in Kazakhstan. Рамный семиместный вседорожник с бензиновым мотором объемом 2,7 л от родственного Prado.
Toyota Fortuner. Made in Kazakhstan. Рамный семиместный вседорожник с бензиновым мотором объемом 2,7 л от родственного Prado.
За последние четыре года доля автопрома в структуре ВВП страны увеличилась в четыре с половиной раза. Создано более 120 000 рабочих мест со средней заработной платой до 44 000 рублей. А каждое рабочее место в автомобильной промышленности создает минимум восемь в смежных отраслях.
В планах — увеличить степень локализации сборки, развивая производство автокомпонентов, осваивать новые технологии, привлекать на рынок новых инвесторов. К 2017 году валовая добавленная стоимость автопрома (прибыль, которую он приносит в бюджет страны) составит 134 миллиарда тенге (примерно 37 миллиардов рублей). И если всё намеченное будет выполнено, Казахстан вполне сможет попасть в тридцатку самых развитых государств мира.
Дословно
Ержан МАНДИЕВ, генеральный директор АО «Азия Авто Казахстан»
С 2001 года, когда «БИПЭК Авто» получил статус генерального партнера АВТОВАЗа в Казахстане, мы инвестировали в развитие инфраструктуры и продвижение марки Лада около 102 миллионов долларов. «Приглашение» на рынок России можно считать признанием нашего опыта. Совместно с АВТОВАЗом наша группа развернула обширную работу по модернизации российской дилерской сети марки Лада. Мы уже начали работу в Новокузнецке, Барнауле, Новосибирске, Омске, Шадринске, Челябинске и рассматриваем перспективы присутствия в таких городах, как Курган, Тюмень, Магнитогорск, Кемерово и Томск.
Дословно
Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса
Мы изучили опыт Таиланда, Кореи, Малайзии и считаем, что при том потенциале, который у нас сейчас есть, нам нужен собственный, казахстанский автомобиль: если другие страны смогли, то и мы сможем! Скорее всего, это будет легковой автомобиль класса В или С ценой до 12 500–13 500 долларов.
О том как собирают машины на заводе Азия Авто в Усть-Каменогорске.
Это напрямую связано с нынешними моими автомобилями, оба были собраны на этом заводе и куплены в Бипеке, правда в разные годы, но суть от этого не меняется.
У меня наконец-то появились кадры того, как и собирают:
В отдельных контейнерах приходят двигатели и подвеска.
Потом идет сборка:
Chevrolet Cruze 2012, двигатель бензиновый 1.8 л., 141 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — другое
Машины в продаже
Chevrolet Cruze, 2013
Chevrolet Cruze, 2013
Chevrolet Cruze, 2011
Chevrolet Cruze, 2012
Комментарии 34
Да, у нас только всовывают силовой агрегат уже собранный на подрамнике вместе с подвеской, а потом колеса прикручивают, вот и вся сборка )) Правда потом не всегда нормально геометрию колес делают, у меня, когда выехал из салона, руль стоял чуть-чуть криво, на следующий день к ним приехал, а они с меня еще и денег взяли за регулировку.
В усть — каменогорске нормально было, до того как ппоменяли стойки по гарантии, пришлось переделать сход развал
В гостях у "Азия Авто"
Продолжаю свои посты в рамках «Соль земли казахстанской».
Будучи в Усть-Каменогорске, нам удалось побывать на казахстанском автосборочном заводе «Азия-Авто». Я должен был там побывать обязательно. Во-первых, любой мужчина должен побывать на автозаводе. Во-вторых, побывать в «роддоме» своего автомобиля — Chevrolet Captiva, на котором я езжу уже год.
Очень много в Казахстане начали поднимать вопросы о казахстанском содержании, в том числе чтобы чиновники наши пересели на автомобили казахстанского производства. Было очень много негативных высказываний и предположений по поводу данного завода, что там прикручивают колеса, что перспектив у казахстанских заводов нет и т.д.
Могу с уверенностью сказать, что казахстанскому автопрому быть! Автосборочные заводы в Казахстане – это начало развития автомобильной промышленности. Нельзя забывать, что все автомобильные мастерские, а затем уже заводы в России, в Корее и в др.странах начинали с автосборки. Сначала независимости Казахстана у нас было много попыток открыть автосборочные заводы. Но более серьезный подход и рождение нашего автопрома, можно сказать, началось с приобретением на аукционе АВТОВАЗовского конвейера, который стоял в Финляндии и собирали на нем автомобили ВАЗ для Европы. (фото внизу)
На данном конвейере сейчас собирают Лады 4х4 (Нивы). Помимо Лады 4х4 здесь собирают модели Kia, Chevrolet, Skoda и под каждую марку автомобиля стоят отдельные конвейеры. (на фото собирают Kia)
Прибытие и разгрузка комплектующих
Склад комплектующих и кузовов (в деревянных ящиках детали на Skoda)
Идет сборка комплекта
Проверка комплектации на соответствие и качество
Перед установкой автомобиля на конвейер
Сборка автомобилей. На заводе устанавливают двигатели, мосты и заливают жидкости
После сборки, автомобили проверяют на качество и проводят обкатку
Тут проводят проверку на гидроизоляцию
На заводе увидел новую модель Chevrolet — Orlando. Это 7-ми местный минивен, с двигателем 2.0 Стоимость около 20 000 долларов.
На заводе очень много молодежи. С увеличением объемов, будет расти и количество рабочих мест. Как и везде, заводу требуются квалифицированные рабочие руки. У нас в Казахстане их дефицит. Есть на заводе и свои семейные династии. Например, отец и сын: Сергей и Никита Бабичевы.
Завод ежегодно увеличивает объемы производств. В этом году планируется собрать около 17 тыс. автомобилей. Большинство автомобилей продаются в Казахстане. Маленькая часть уходит в Россию (физические лица сами приезжают и покупают автомобиль) из-за хорошей цены. Надеюсь, что компании иномарок разрешат нашим дилерам продавать собранные автомобили в других странах. Это даст большой толчок для развития автопромышленности в РК.
По словам одного из руководителей автозавода планируется в ближайшие 2-3 года увеличение объемов до 60 тыс. автомобилей в год. Многие в Казахстане задаются вопросом: «Почему мы не можем заменять комплектующие казахстанского производства?». А вот можно задать встречный вопрос: Кто из наших предприятий даст знаменитым маркам автомобиля и автосборочному заводу гарантию, что они будут выпускать комплектующие в соответствии со стандартами, своевременную и полную поставку? Ведь надо понимать, что предприятиям, которые собираются выпускать комплектующие, необходимо соблюдать не только стандарты качества продукции, но и экологические, нормативные, охраны труда и даже социальные требования. Я думаю, что ни одна компания в РК сейчас не готова на это пойти. И потом надо понимать экономику — производство основных комплектующих будет рентабельно, когда сборка завода выйдет на мощность 100 тысяч автомобилей в год.
Источник https://www.zr.ru/content/articles/796592-kazaxstan-avtomobilnyj-avtocentr-evrazii/
Источник https://www.drive2.ru/l/3240820/
Источник https://yvision.kz/post/303481