НЕ очевидные правила эксплуатации шакла (такелажной скобы)

nJQAAgDAjuA 100

Подготовил тут материальчик по шаклам. Вдруг кому пригодиться. Репост приветствуется — я ведь старался.

Не очевидные правила эксплуатации шакла (такелажной скобы).

Я вот не знал, пока не начал изучать этот вопрос по роду деятельности…

0. Я намеренно пропускаю пункт, что перед применением шакла надо проверить его на целостность и бла бла бла… А еще, что при покупке надо постараться НЕ купить откровенную «сыромятину». Ну те, которые такие гладенькие, гнутые из прутка.

Ну и давайте обойдемся без описания техники безопасности и без советов типа «всегда работайте с такелажем в перчатках». Думаю, что каждый так или иначе прищемлял себе кожу рук всякими металлическими предметами. Это больно, неприятно и долго заживает. А если предметы еще и грязно-ржавые, то еще и столбняк можно заполучить.

Поэтому сначала одеваем перчатки, потом лезем в багажник за тросом и шаклами. Не в обратной последовательности.

1. Больших шаклов не бывает — бывают маленькие проушины.
Если позволяет буксировочная проушина — всегда используйте максимально большой шакл.
Лезет в ухо палец 16мм. (шакл 3,25т.) — используйте его. Лезет 19мм. на 4,75т. — еще лучше.
Как правило сама проушина имеет гораздо бОльший запас прочности, чем шакл.
Хуже будет если маленький шакл, не выдержав нагрузки, покалечит мягкое тело вашего штурмана.
Вот обычно тогда только возникает мысль — «надо было брать шакл мощнее»…

2. Все знают, но всё же это золотое правило надо повторять каждый раз — при закручивании пальца на шакле до конца, необходимо затем открутить его на половину оборота назад — пусть слегка болтается, так мы избежим «закусывания» резьбы. Иначе можно потратить лишние 10-20 минут на снятие чьей то динамки со своей машины;).
Это очень частая и досадная ошибка, а на соревнованиях и вовсе непростительная.

3. При использовании шакла необходимо стремиться к тому, чтоб он находился в линейной плоскости к прицепленному тросу (рис. 1).

5e69b7es 960

Помните, что если шакл тянется в торону на 45 градусов — то его прочность уменьшается на 50%, а вероятность «закусывания» возрастает.
⚡⚡⚡ При почти перпендикулярном, 90 градусов, рывке (лебежении) прочность шакла стремится к нулю и вероятность «закусывания» пальца возрастает до предела. Он на то и сделан такой формы, чтоб использовался линейно.
Поэтому — тянем, дергаем только прямо.
Если уж возникла такая ситуация, когда надо лебедиться в сторону, то лучше всего воспользоваться полиспастом, если товарищ (дерево) не может встать по прямой перед вами (рис. 2).

fe69b7es 960

Да — это дополнительное время и действие — зато так снимается нагрузка с шакла, троса и дорогой лебедки.

4. Если крепите шакл к тросу, который имеет коуш (металлическую петлю) или крюк, то шакл к нему крепится пальцем, а НЕ скобой (рис. 3).

3e69b7es 960

Это обусловлено тем, что при неправильном креплении шакла (рис. 3), когда его палец цепляется за сам трос, а скоба за коуш, при рывке, трос может провернуть и развинтить палец, выдавив его из скобы со всеми вытекающими разбитыми стеклами и покалеченными штурманами.
⚡⚡⚡ Короче — палец всегда находится со стороны металла (коуша, проушины, крюка).
В общем — НИКОГДА не крепите шакл пальцем к самому тросу, веревке, динамке, которая в процессе может «ездить» по пальцу.
Ну и две динамки для удлинения лучше соединить ПЕТЛЯМИ, но на самый крайний и безвыходный момент —
удлиняем динамку или буксирку ДВУМЯ шаклами, у которых пальцы будут обращены друг к другу.

Читать статью  Разбираем ошибки: можно ли ездить на шинах, разных по рисунку, сезонности и износу ( ВИДЕО)

5. Если пользуетесь шаклами или крюками — пожалуйста, делайте хотя бы минимальные тросогасители. Для этого подойдет повешенная на середину динамки фуфайка, куртка, кусок какого нибудь материала или на худой конец закрепите на тросе резиновый автомобильный коврик.
⚡⚡⚡ Даже самое дешевое автомобильное стекло стоит дороже этого элементарного совета. Про мягких штурманов я вообще молчу.

Чуток юмора…
6. Вообще, заводы-изготовители скоб в инструкции по эксплуатации говорят так же о том, что надо с ОСОБОЙ осторожностью использовать такелажные скобы при работах с ядерными материалами.
Поэтому на покатушках — никакого урана💥!
Даже если ваш УАЗ только на нём и работает.

Как выбрать шаклы для буксировки внедорожника

Любой внедорожник застряёт всегда! Какой бы ни была подготовка автомобиля и её владельца. И тогда, в большинстве случаев, на помощь приходит другой внедорожник. Ну, или, в крайнем случае, трактор. Буксировочный трос цепляется к фаркопу тягача, и. А к чему же зацепить трос на застрявшей машине?

К пониманию истины о том что каждый внедорожник имеет свой предел проходимости приходят все джиперы. Кто-то понимает это сразу, а кто-то со временем. В любом случае джипы застряют. И тогда приходится их доставать из разных передряг. Самый популярный метод — это буксировка. С тонкостями этого процесса знакомится каждый, кто решается впервые выехать за пределы асфальтированной дороги.

Когда внедорожник застрял в грязи

И вот, когда Ваш внедорожник безнадёжно засел в очередной луже, Вы понимаете что Вам нужна помощь. И когда эта помощь, в лице верного товарища или местного тракториста, накинув буксировочный трос на фаркоп своего транспортного средства, по колено в грязи приближается к вашей машине, у Вас появляется искра надежды на освобождение. И вот здесь, очень часто, как гром среди ясного неба, возникает вопрос. «А шакл есть?»

Для чего нужен шакл?

Опытный джипер уже будет держать это предмет наготове, а у новичка в глазах будет лишь растерянность. «А разве буксировочный трос не комплектуется крюком?» Конечно комплектуется! Только если это трос для легкового автомобиля! Но у нас то настоящий внедорожник! И трос нужен тоже настоящий, и желательно динамический.

Шаклы для внедорожника

Потому что достать вашу машину из грязи получится только мощным рывком. И тросы, способные выдержать такие нагрузки действительно не комплектуются крюками, а имеют обычные петли на своих концах. И если у Вас не 469-й УАЗ с крюками на бампере, то такой трос вы сможете закрепить в буксировочной проушине только с помощью такелажной скобы, или шакла.

Что такое шакл?

Вот вам и размер проблемы. Есть тягач и есть трос который нельзя закрепить на застрявшей машине. А всего то нужно иметь при себе устройство, представляющее из себя металлическую скобу с запорным приспособлением в виде винта. Бывают шаклы с гайками и шплинтами, но для внедорожных дел винт будет удобнее. Гайка и шплинт всегда норовят потеряться, а отыскать их в грязной луже практически нереально. Так стоит ли дальше говорить о необходимости комплектации Вашего внедорожника таким простым, недорогим и эффективным приспособлением?

Как выбрать шакл для буксировки внедорожника?

На строительном рынке их называют «скобы такелажные», на внедорожном — «шаклы». Так уж повелось исторически. Принципиальной разницы между ними нет. Просто нужно обращать внимание на характеристики изделия.

Читать статью  Подбор шин и дисков по марке автомобиля

Форма шакла

По своей форме шаклы бывают D-образные (иногда их называют U-образные или прямые) и омега-образные, по форме напоминающие греческую букву Ω. Для внедорожников мы рекомендуем использовать именно омега-образные шаклы. Благодаря своему строению они значительно удобнее в эксплуатации.

Формы шаклов для буксировки

Например, коразащитная стропа проденется значительно быстрее и правильнее в омега образный шакл чем в прямой. Также, в омега образный шакл проходит носик реечного домкрата, что позволяет поднимать внедорожник прямо за шакл. Это значительно удобнее и надёжнее, нежели классический вариант «под низ силового бампера».

Хай-джек и шакл

Прямой шакл, или D-образный, будет удобен лишь при зацепе за крюк лебёдки, когда выполняется лебежение через блок.

Прямой шакл для лебёдки

Нагрузка на шакл

Очень важный момент — производитель указывает в маркировке шаклов значение грузоподъёмности в тоннах, а если быть ещё точнее — WLL (Working Load Limit). Это значение при воздействии которого, шакл может получить повреждения, не видимые на глаз. Например, заклинивший запорный винт. Другими словами, это его нормальная рабочая нагрузка.

Рабочая нагрузка на шакл - WLL

Максимальная нагрузка которую может выдержать шакл вычисляется исходя из коэффициента запаса прочности. У качественных изделий он составляет 6:1. То есть, у шакла с WLL 3.25 тонны, максимальная нагрузка составит 19,5 тонн! Это часто сбивает с толку автовладельцев, которые хотят купить шаклы с запасом по прочности, и выбирают например для легковой машины шаклы с WLL 4.75 тонны. Прочность лишней не бывает, но тут есть другая проблема.

Толщина шакла и запорного винта

Толщину шакла обозначают в дюймах, а точнее, в долях дюйма. Самые распространённые размеры 5/8″ и 3/4″. Опять же, маркировка строительная. Автомобильные маркетологи уже давно придумали бы что-то более «продающее», но пока что всё всех устраивает. Главное запомнить что 5/8 это меньше чем 3/4. Если перевести в мм, то шакл 5/8″ будет примерно 16 мм толщиной, а 3/4″ около 19 мм.

Толщина шакла в дюймах

Можно предположить что и толщина запорного винта будет соответствовать толщине шакла. Однако, изучив тех характеристики и произведя собственные замеры, мы выяснили что эти значения отличаются. Так, у шаклов ТМ Takelag толщина запорного пальца составляет:

  • У шакла 5/8″ 3,25 тонны — 19 мм
  • У шакла 3/4″ 4,75 тонны — 23 мм

Вероятнее всего это связано со слоем краски на запорном винте, тогда как поверхность самого шакла оцинкованная.

Толщина запорного винта — очень важная характеристика для подбора шакла. Именно по ней Вы сможете понять, влезет ли выбранный шакл в Вашу буксировочную проушину. Поэтому, настоятельно рекомендуем снять замеры с петель заранее!

Шакл на буксировочной проушине

Несколько слов о софт-шаклах

Появление этих изделий вызвано необходимостью обеспечить безопасность при буксировке. Часто во время рывка, от машины отрываются буксировочные проушины, которые вместе с шаклом улетают по непредсказуемой траектории с огромной скоростью. Хорошо если на пути такого снаряда никого и ничего не окажется. Но к несчастью, история помнит очень печальные случаи когда в результате обрыва проушины гибли люди.

Софт шакл на буксировочной проушине

Софт шакл немного снимает риск. Но нужно понимать, что буксировочные проушины всё равно металлические, и 100% гарантии безопасности добиться не получится. В остальном, у софт шаклов есть преимущества. Они лёгкие и прочные, легко фиксируются на проушинах и стропах. Правда стоимость этих изделий значительно выше чем у металлических аналогов. Особенно это проявляется у фирменных моделей от ARB или Samson.

Для буксировки легковых автомобилей мы рекомендуем применять 2 тонные шаклы. Их прочность вполне достаточна даже для рывковой буксировки, а толщина запорного винта подойдёт практически к любой проушине.

Для кроссоверов и лёгких внедорожников ( Suzuki Jimny, Нива) вполне подойдут шаклы 3,25 тонны, а для тяжёлых подготовленных вездеходов можно использовать модели 4,75 тонны.

Читать статью  Шинный калькулятор онлайн - визуальный калькулятор шин.

Размеры шаклов для буксировки

При чём, для владельцев подготовленных внедорожников, мы рекомендуем иметь в запасе все основные модели шаклов. Ведь именно такие машины чаще всего приходят на помощь застрявшим в снегу или грязи менее подготовленным транспортным средствам. И как показывает практика, в комплектацию застрявшего автомобиля почти никогда не входит буксировочный трос и, тем более шаклы.

В заключение

Шакл — приспособление из разряда «must have» для любого джипера. Мы не обременяем Вас муками выбора. Внизу страницы мы выделили самые популярные и проверенные модели шаклов которые можно купить прямо сейчас. Просто добавьте товар в корзину и оформите заказ. Это можно сделать даже с мобильного телефона.

Как выбрать шакл для внедорожника?

blog1

Тем, кто часто отправляется в поездки по бездорожью, стоит иметь в запасе шакл – крепежную скобу, выполняющую соединение:

  • строп;
  • буксировочной проушины и стропы;
  • лебедочного крюка и корозащитной стропы.

Шакл идет в ход, если нужно выбраться из глубокой грязи, когда машина застряла и буксует. В арсенале водителя должно быть как минимум два таких изделия.

В продаже есть много разновидностей шаклов, но информации о них мало. Мы решили ответить на вопрос о том, как выбрать подходящую скобу.

Основные виды шаклов

Первое, что нужно учесть, – это тип строения скобы. Всего их три:

  • U-образные. Скобы, загнутые в форме буквы U. Чаще используются в строительстве, также называются «прямыми». Их рекомендуется применять во вспомогательных целях, потому что радиус загиба прутка меньше – за счет этого, снижается разрывная нагрузка и увеличивается опасность появления деформации.
  • Омега-образные. У этой разновидности больше радиус загиба прутка. Она подойдет для создания силовых соединений, когда нужен контакт стропы с другими частями системы. Вариантов много, можно подобрать для разных строп и проушин. В оффроуде использовать такие шаклы для решения основных задач удобнее, они выдерживают большие нагрузки.
  • Софт-шаклы. Это многослойный кевларовый трос высокой прочности. Главное преимущество – эластичность. С ним удобнее выполнять крепление, можно завязывать разные виды узлов. Изделие выдерживает сильные нагрузки, защищено от влажности, агрессивных химических составов. Пригодится при соединении буксировочной проушины с ремнями, тросами и динамическими стропами.

Что нужно учитывать при выборе?

Изделия изготавливаются из нержавеющей стали. Чтобы защитить их от коррозии и увеличить износостойкость, используют два метода.

  • Оцинковка. Проводится электролитическим или стандартным горячим способом. Готовое изделие будет иметь обычный металлический цвет.
  • Окраска полимерным составом. Помогает защитить от влажности, агрессивных химических средств и др. Состав наносится порошковым методом ровным слоем. Может менять цвет изделия.

Продукция без покрытия практически не встречается в продаже.

Для металлических скоб важен диаметр проушины. При покупке сразу подумайте, какой трос будет вставляться внутрь. Лучше, если он не будет деформироваться в процессе использования. Если вы работаете с толстыми, широкими стропами, предпочтительнее омегаобразные шаклы.

При заказе нужно учитывать разрывную нагрузку – предел, при котором металл теряет свою прочность. Лучше покупать с запасом, то есть те изделия, которые выдерживают нагрузку не менее пяти тонн. Многое зависит и от габаритов и веса вашего авто – ориентируйтесь на них при подборе.

Важно осмотреть и сам шакл. Вот несколько важных советов по подбору:

  • Оцените поверхность. Она должна быть ровной, без сильных утоньшений, ржавчины или других дефектов.
  • Проверьте запирающий штифт. Гайка должна прочно закручиваться и держаться на месте.
  • Сравните нанесенную на изделие маркировку с соответствующим обозначением грузоподъемности.

Мы рекомендуем заказать как минимум два шакла. Это позволяет не только получить запас, но и возможность использования с разными тросами и буксировочными проушинами.

Источник https://www.drive2.ru/l/464355922198659752/

Источник https://jeep4ik.com/blog/poleznye-sovety/kak-vybrat-shakly-dlya-buksirovki-vnedorozhnika

Источник https://vezdehod-shop.ru/articles/17/kak-vybrat-shakl-dlya-vnedorozhnika/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: