Правила монтажа и демонтажа шин
Во время монтажа и демонтажа шин особое внимание необходимо обращать на следующие моменты, определяющие во многих случаях успех выполнения монтажно-демонтажных операций:
— правильная взаимная ориентация деталей колеса и шины на всех стадиях процесса;
— использование монтажного ручья обода для размещения соответствующего участка борта шины;
— правильное (в соответствии с инструкцией) использование монтажного инструмента, обеспечивающее максимальный выигрыш в силе и предотвращающее повреждение бортов шины.
Анализ процессов монтажа и демонтажа шин с ободьями различных конструктивных схем (неразборных, с монтажным ручьем и разборных, многокомпонентных) показывает, что этим процессам присущи общие черты, которые целесообразно отметить особо.
Из практики известно, что наиболее сложным и трудоемким для обслуживающего персонала процессом является снятие (сдвиг) бортов шины с посадочных полок обода (для неразборных ободьев), извлечение обода из шины (демонтаж) и предварительная их сборка (монтаж). Сложность выполнения операции сдвига обусловлена уже упоминавшимся явлением «прикипания» шины к ободу, а также высокой степенью деформации её элементов при установке на неразъёмный обод. Необходимость выполнения операций монтажа-демонтажа определяется во многих случаях типом обода (неразъемный, разъемный), его профилем, а также схемой работы монтажных станков, конструкцией ручного монтажного инструмента.
Необходимо помнить, что сжатый воздух в полости шины создает постоянное внутреннее усилие, что при определенных условиях может привести к аварийному разрушению колеса. Скорее всего это может произойти в процессе монтажа или демонтажа шины. Поэтому при монтаже или демонтаже колес необходимо соблюдать следующие основные правила, выполнение которых позволит в значительной степени повысить безопасность и облегчить монтажно-демонтажные работы.
1) Монтажно-демонтажные работы нужно проводить только согласно инструкции на монтаж и демонтаж данного типа колёс, прилагаемой к машине.
2) Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и деталей колеса и собирать колесо с шиной только установленного размера.
3) Нельзя эксплуатировать ободья и другие детали колёс, имеющие нарушение формы (недопустимое отклонение от некруглости бортового колеса и обода, «винт» замочного кольца, вмятины или погнутость и т. п.) или другие дефекты — трещины, наплывы краски, наличие ржавчины в местах, контактирующих с шиной или другими деталями колеса. Особое внимание следует обращать на канавку замочного кольца, которую необходимо очищать от грязи и ржавчины, и на состояние замочного и бортового колец. Кольца, у которых нарушена первоначальная форма или имеются перечисленные дефекты, нельзя использовать для монтажа, так как при накачивании шины или в процессе эксплуатации может произойти самопроизвольный демонтаж.
4) Монтаж-демонтаж следует проводить на специальных стендах, предназначенных для монтажа или демонтажа данного типа колёс и шин, или ручным монтажным инструментом, прикладываемом к машине. Нельзя допускать образования на монтажных лопатках или на рабочих органах монтажно-демонтажных стендов (станков) острых кромок, заусенцев, ржавчины и грязи.
5) При снятии колёс со ступицы для демонтажа шин (в случае прокола, износа протектора или по любой другой причине), особое внимание надо уделять бездисковым колёсам (особенно сдвоенным), а также колёсам, состоящим из двух штампованных половин, у которых фланцы, служащие для соединения половин обода, являются одновременно и дисками. Перед отвинчиванием гаек крепления колёс к ступицам необходимо полностью выпустить воздух из шин. При снятии одного из сдвоенных колёс воздух необходимо выпустить из обеих шин. Категорически запрещается демонтаж шин, из которых не полностью выпущен воздух.
6) Накачивать шину в сборе с колесом в гаражных условиях следует в специальном металлическом ограждении (монтажной камере), способном защитить обслуживающий персонал от удара выбрасываемыми съемными деталями колеса в случае самопроизвольного демонтажа или разрыва шины.
Для обеспечивания безопасности при накачивании шины необходимо использовать самозакрепляющие прижимы, с помощью которых шланг может быть закреплён на вентиле, что даёт возможность накачивать шину, находясь от неё на достаточном расстоянии.
Вне гаража при этом операции колесо должно быть установлено так, чтобы при самопроизвольном демонтаже съёмные детали не могли травмировать окружающих.
Нельзя изменять положение бортовых или замочных колец, когда шина находится под давлением.
В случае накачивания шин разборных колёс с болтовыми соединениями необходимо убедиться, что все гайки затянуты одинаково рекомендуемым инструкцией моментом. Не допускаются к эксплуатации колёса, у которых нет хотя бы одной гайки.
7) В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода необходимо выпустить воздух, демонтировать шину с колеса и устранить причины, обусловившие неплотную посадку. После этого нужно заново провести монтаж шины на колесо.
Недопустимо применение при монтаже и демонтаже тяжёлых предметов (кувалд, ломов и др.), способных деформировать детали колеса.
Монтаж и демонтаж шин +Видео
При демонтаже шины грузового автомобиля, имеющего плоский разборный обод, вначале выпускают из камеры воздух, для чего отвертывают колпак и выворачивают золотник вентиля.
После этого проталкивают вентиль внутрь покрышки и снимают запорное кольцо и съемную закраину (реборду) обода на стенде для демонтажа шин. Затем стягивают покрышку с обода и вынимают из нее камеру и ободную ленту (флеп). При монтаже шины удаляют из нее пыль и песок и тщательно очищают, а ободную ленту и камеру припудривают тальком. Затем камеру вкладывают внутрь покрышки, слегка накачивают воздухом, расправляют и вставляют ободную ленту между камерой и бортами покрышки. После этого покрышку с камерой надевают на обод диска колеса и пропускают вентиль камеры в отверстие обода.
Для облегчения трудоемкого процесса монтажа и демонтажа шин применяют различные стенды или приспособления. По способу привода эти стенды подразделяются на механические, гидравлические и пневматические.
Рис. Стенд для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей: 1 — упоры; 2 — съемник; 3— винты; 4 — лапы; 5—пневматический патрон; 6 — рама; 7— гидравлический подъемник; 8 — шестерня; 9 — редуктор; 10 — гидравлический привод; 11 — гидравлический цилиндр; 12 — бачок; 13 — обечайка
На рисунке показан стенд ГАРО (модель 2467) с гидравлическим приводом для демонтажа и монтажа шин грузовых автомобилей. Стенд состоит из металлической рамы 6, с левой стороны которой располагают гидравлический цилиндр 11 и насос с электродвигателем, с правой — шесть упорных лап 4, положение которых можно регулировать. В нижней части рамы стенда имеется гидравлический подъемннк 7 для подъема устанавливаемого па него колеса и центрирования его относительно пневматического патрона 5, закрепленного на штоке гидравлического цилиндра 11. На раме стенда (слева) располагается механизм для снятия и установки замочного кольца. Механизм состоит из профильного кольца, в котором вращается шестерня 8, приводимая во вращение от электродвигателя через червячный редуктор 9. На шестерне закрепляется съемник 2. Для отжима бортового кольца предусмотрены упоры 1. Бачок 12 служит для питания гидравлической системы маслом.
В начале операции демонтажа шины снимают запорное кольцо. Для этого устанавливают и закрепляют диск колеса на пневматическом патроне и краном управления гидравлического цилиндра перемещает его шток влево до соприкосновения бортового кольца с упорами 1, которыми бортовое кольцо несколько отжимается, освобождая замочное кольцо. При этой операции съемник 2 должен войти в зазор стыка замка. После этого включают электродвигатель привода шестерни 8. При вращении съемника 2 (вместе с шестерней замочное кольцо шины выходит из канавки диска. Для снятия покрышки с обода диска колеса шток гидравлического цилиндра перемещают вправо.
В этом случае лапы 4 своими концами входят между отбортовкой колеса и шиной, и при дальнейшем перемещении диска колеса вправо снимают покрышку. При монтаже шины вставляют на упор 1 запорное кольцо, затем вручную надевают покрышку с камерой и ободным кольцом на обод диска и устанавливают подготовленное таким образом колесо на пневматический патрон стенда. Вместо съемника 2 закрепляют специальный ролик. При подаче штока гидравлического цилиндра влево отжимают упором 1 ободное кольцо, вставляют замковое кольцо в освободившуюся канавку диска и включают привод, вращающий кольцо 13 вместе с роликом. При вращении ролика замковое кольцо будет закатываться в канавку диска. Наибольшее усилие, развиваемое на штоке гидравлического цилиндра при снятии шин, 20 т. Мощность электродвигателя 1 квт.
Стенд ГАРО (модель 1102) для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей показан на рисунке. Электродвигатель привода стенда размещен вместе с червячным редуктором внутри стола стенда. При демонтаже (или монтаже) покрышки диск колеса устанавливают на сменную ступицу 9 с пятью штырями 8 и закрепляют гайкой 7. Освободив фиксаторы 11 на рычагах 4, выдвигают ролики 10 и устанавливают их в положение, при котором они прижимаются к закраине диска колеса. После этого включают электродвигатель, который через редуктор и вертикальный вал передает вращение ступице вместе с колесом со скоростью 10 об/мин. Далее, вращая маховичок 2 по часовой стрелке, сближают нажимные ролики 10, которые обкатываются по борту покрышки, отрывают его от закраин обода диска и сбрасывают с полок в углубление обода за 1 — 1,5 оборота. Затем выключают электродвигатель и вращением маховичка против часовой стрелки отводят ролики в сторону. Под верхний борт покрышки вводят специальную лопатку, выворачивают его над закраиной диска и укрепляют лопатку на штыре 3 стойки 1. После этого включают электродвигатель и за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки. Выключив станок, извлекают камеру, вводят лопатку под нижний борт и таким же приемом выворачивают его за верхнюю закраину обода, полностью демонтируя покрышку.
При монтаже покрышки предварительно в нее вставляют слегка накачанную камеру и устанавливают на диск колеса. После этого нижний ролик отводят в сторону, а верхний нажимной ролик вращением маховичка 2 подводят до упора в закраину диска колеса и включают электродвигатель. Вертикальный цилиндрический ролик 6, укрепленный на рычаге 5, при этом обкатывается по внутренней стороне борта покрышки. За один оборот колеса забортовываются одновременно оба борта покрышки. На данном станке монтируют и демонтируют также бескамерные шины тем же способом, что и камерные, но более осторожно, без резких усилий, чтобы избежать повреждений бортов шин. Перед монтажом бескамерной шины необходимо протереть чистой мокрой тряпкой борта шин, а также полки и закраины обода.
При монтаже бескамерных шин вручную применяют монтажные лопатки, которые должны быть гладкими и чистыми без зазубрин. Для создания герметичности между бортами шины и закраинами обода колеса перед накачиванием шииы ее обжимают по окружности протектора при помощи стяжной ленты на приспособлениях с пневматическим или механическим приводом. После посадки бортов на место стяжное приспособление снимают и обжатую шину накачивают сжатым воздухом при вывернутом золотнике вентиля до давления, в 1,5—2 раза превышающего нормальное внутреннее давление (с целью плотной посадки бортов на обод), после чего, вывернув золотник, уменьшают давление до нормы.
Рис. Стенд для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей
Рис. Приспособление для обжатия бескамерной шины легкового автомобиля
Для проверки герметичности заливают воду (лучше мыльную) между закраинами обода и бортами шины горизонтально лежащего колеса и следят за появлением в слое воды пузырьков воздуха.
Шиномонтаж грузовых автомобилей инструкция
Рассматривая тему монтажа/демонтажа резины, сразу нужно подчеркнуть – важным здесь видится точное соблюдение всех процедур. Только при таких условиях удастся получить оптимальные характеристики шин, эффективность работы грузового транспорта. Кроме того, обслуживание шин и дисков грузовых автомобилей – действие достаточно опасное. Соответственно, чтобы избежать серьёзных травм, нужно точно понимать, что такое шиномонтаж грузовых автомобилей и выполнять предписанные инструкции безопасности.
Правила осмотра колёс + смазка шин на монтаже
Установленные правила на шиномонтаж грузовых автомобилей предусматривают обязательный вывод колёс из эксплуатации, если таковые имеют структурные трещины. Очевидный момент – колёса, имеющие структурные трещины резины, не выведенные своевременно из эксплуатации, быстро выйдут из строя.
Рекомендуется применять смазку без водной основы на шиномонтаж, так как наличие воды внутри шины грозит вызвать чрезмерную коррозию обода. Однако разрешается использовать жидкие мыльные растворы с растительным маслом на водной основе.
Смазочные материалы, содержащие ингибитор ржавчины, видятся преимущественным выбором. Но в любом случае, шиномонтаж грузовых автомобилей требует избегать использования чрезмерного количества смазки. Категорически не рекомендуется применять:
- ,
- силиконы,
- смазочные материалы на нефтяной основе.
Если камера и ободная лента не смазаны должным образом перед установкой шин, эти компоненты растягиваются в области борта шины и обода. Такая ситуация вызывает преждевременный выход резины из строя.
Всегда следует пользоваться смазкой при установке радиальных шин грузовых автомобилей. Этим обеспечивается надлежащая посадка борта и предотвращается эксцентричный монтаж. Чрезмерно гибкая боковина радиальной шины при использовании смазки в области борта делает установку критичной, по сравнению с шинами, имеющими диагональный корд и более жёсткие боковины.
Если борт «не сидит» должным образом на ободе, состоящем из двух или трёх частей (остаётся, так сказать, «подвешенным» на стороне съёмного фланца шин камерного типа), нижняя часть боковой стенки чрезмерно прогибается под нагрузкой. Кроме того, отмечается неравномерный износ протектора и образование трещин в нижней области борта.
Шиномонтаж грузовых автомобилей и элементы резины: 1, 5 — кольцо «GG»; 2 — правильно посаженный борт; 3 — место возможного защемления камеры; 4 — чрезмерный прогиб; 6 — неправильно посаженный борт
Неправильно установленные буртики также способны вызвать сильную вибрацию грузовика, истирание нижней боковой стенки буквально до проволоки. Когда борт покрышки не установлен должным образом, носок борта покрышки поднимается, ободная лента остаётся зажатой под носком. (картинка выше)
Продолжительное сгибание кромки вверх и вниз грозит прорезом ободной ленты. По мере продолжения этого процесса камера защемляется, внезапный выход колеса из строя становится делом времени.
Процедура очистки шин и обода грузовых автомобилей
Чтобы подготовить шиномонтаж грузового автомобиля, потребуется очистить и просушить внутреннюю область резины. Делается это с помощью шланга, через который пропускается воздух под давлением. После продувки следует убедиться, что внутренняя область очищена от стороннего материала.
Следует заметить: даже небольшой листок бумаги, оставленный внутри шины камерного типа, способен привести к образованию отверстия в камере и прочим дефектам. Изнутри шина посыпается сухим мыльным порошком в небольшом количестве, чтобы исключить эффект прилипания резины.
Также нужно осмотреть и очистить бортики резины, удалить возможные скопления стороннего материала прилипшего к борту, плюс очистить диски:
- от грязи,
- поверхностной ржавчины,
- окалины,
- остатков резины.
Обязательным является тщательная очистка посадочных мест шины грузового автомобиля, обеспечение правильной установки, предотвращение возможной утечки воздуха в бескамерных узлах. Посредством наждачной шкурки необходимо удалить любые заусенцы (зазубрины) на ободе со стороны шины грузового автомобиля.
Важным моментом является закрепление замкового кольца в правильном положении. Фильтр на оборудовании накачки воздуха, предназначенный под удаление влаги из воздухопровода, обязателен, так как помогает предотвратить образование коррозии. Рекомендуется чаще удалять возможные скопления воды из воздушной ёмкости. Периодическая проверка фильтра на работоспособность очевидна.
Необходимо всегда проверять детали обода на предмет наличия трещин. Замена всех:
- потрескавшихся,
- сильно изношенных,
- повреждённых,
- заржавевших деталей,
на новые детали подходящего размера и типа также необходимо рассматривать технически важным моментом. Нельзя пытаться переделать, сваривать, нагревать или паять какие-либо компоненты обода с трещинами, поломками или повреждениями. Допустима только замена новыми частями (деталями), где отсутствуют трещины, поломки или повреждения, а размер и тип полностью соответствуют оригиналам.
Шиномонтаж грузовая шина и ободная лента
Очевидный момент: установка новых компонентов — радиальной камеры и ободной ленты внутрь новой радиальной шины. При этом используется только камера, предназначенная исключительно под радиальное исполнение. Требуется полная уверенность в том, что применяется камера и ободная лента подходящего размера.
Ободная лента шины грузового автомобиля: 1 — край ленты; 2 — сторона прилегания камеры; 3 — выступ; 4 — отверстие под золотник; 5 — поверхность прилегания обода; 6 — размер внутреннего диаметра; 7 — профиль ободной ленты
Категорически не рекомендуется применять камеры меньшего размера. При установке ободных лент, бывших в употреблении, необходимо соблюдать определённые меры предосторожности, иначе это приведёт к повреждению шины и камеры. Новые ободные ленты для грузовиков допустимо использовать совместно с шинами и ободом любого из нескольких рекомендованных размеров.
Однако ранее использованную ободную ленту допускается повторно монтировать на шину того же размера и на обод того же размера, с которого лента была демонтирована. Всегда следует использовать ленту соответствующей ширины, чтобы предотвратить защемление камеры.
Своего рода мерой предосторожности против выхода из строя ободной ленты можно рекомендовать сделать отметку размера шины и обода на ленте в момент съёма (если осмотр покажет, что повреждения отсутствуют и допустимо повторное применение). При повторной установке эта маркировка исключит случайное использование на шиномонтаже с другими размерами.
Золотник камеры обеспечивает временное воздушное уплотнение в момент проверки давления воздуха, но золотнику свойственно пропускать воздух, если крышка ослаблена, отсутствует или повреждена. Соответственно, требуется колпачок с уплотнением для золотника камеры. Металлический золотник предпочтителен, но также допустимо применять нейлоновый.
Следует проверять шток золотника каждый раз, когда выполняется шиномонтаж на грузовых автомобилях. Может потребоваться восстановление резьбы, как на внутренней стороне, так и на внешней стороне штока. Делается это с помощью инструмента для навинчивания штока клапана. Устанавливать рекомендуется исключительно новые стержни золотников.
Бывшие в употреблении или чрезмерно загрязнённые стержни приводят к неисправности золотника в целом. Сердечники золотников должны всегда храниться в чистых закрытых контейнерах, так как даже небольшая частица грязи сделает сердцевину клапана неэффективной.
Шиномотнаж грузовых автомобилей – процедура с камерой
Первый шаг — вставить камеру внутрь шины, накачать воздухом до степени лёгкого округления. Нанести смазку на внутреннюю и внешнюю поверхности обоих бортиков и на ту часть камеры, которая остаётся между бортами. При этом необходимо исключить стекание смазки внутрь шины. Наносить смазку рекомендуется тканью, тампоном или кистью.
На картинке стрелками-указателями показаны точки нанесения смазочного материала в процессе шиномонтажа на грузовых автомобилях
Завершив шиномонтаж, перед накачиванием осмотреть все компоненты составных дисков, чтобы убедиться, что все компоненты присутствуют на местах. Убедиться в корректности установки и посадки на обода, проверить расстояние между кольцом шины и фланцем обода. Это расстояние должно быть одинаковым по всей длине. То есть, фланец обода должен быть концентричным с кольцом GG (картинка выше), а расстояние одинаковым для обеих сторон.
Требуется применять защитный кожух или предохранительное устройство и удлинительный шланг с воздушным манометром и зажимным патроном для вентиляции шины на составном или цельном ободе. Шины камерного типа всегда следует вентилировать один раз перед установкой сердечника золотника. Все радиальные шины камерного типа следует накачивать дважды. Изначально накачивают до полного давления, затем выпускают весь воздух и накачивают вновь.
Первое накачивание приводит к посадке борта при чрезмерном растяжении камеры и клапана в области между носками борта шины. Полное сдувание камеры приводит к расслаблению. Частичная дефляция не даёт результата. При полном сдувании и повторном наполнении камера и ободная лента равномерно растягиваются.
Внимание! В моменты первой процедуры вентилирование останавливают при давлении около 0,7 см 2 , сторона замкового кольца тщательно проверяется.
Кроме того, рекомендуется также проверять посадку замкового кольца при таком же давлении в момент второго накачивания.
Внимание! Запрещается корректировать компоненты обода через простукивание молотком, когда шина накачана полностью или частично. Следует прежде выпустить весь воздух из камеры.
После того, как выполнен шиномонтаж, собранное колесо подлежит выдержке в течение 24 часов, — своего рода испытание на удержание воздуха. Непосредственно перед установкой колеса на грузовик, необходимо проверить давление воздуха и сравнить с применённым начальным значением. Если давление снизилось более чем на 0,35 – 0,45 см 2 , скорее всего, есть утечка воздуха. Требуется проверка на герметичность.
Шиномонтаж грузового автомобиля – бескамерный вариант
Шиномонтаж грузового автомобиля, в частности, бескамерных шин — процедура примерно такая же, как и для камерного варианта. Исключение составляет только необходимость накачивать камеру дважды. Очистка обода также имеет решающее значение, потому что качество посадки шины напрямую зависит от качества обода, чтобы получить воздушное уплотнение.
Чтобы установить бескамерную шину на обод, нужно смазать оба посадочных места — борта обода и борта шины. Так обеспечивается безупречный и однородный шиномонтаж. На демонтаже также необходимо использовать смазку борта, чтобы избежать повреждения бортовой области. По причине увеличенной степени гибкости боковин, может потребоваться вспомогательное средство для накачивания под качественную посадку борта радиальных бескамерных шин.
Шиномонтаж грузовых автомобилей – установка колеса
Установка сборки колеса на автомобиль — последний этап процесса шиномонтаж. До установки проверяется давление воздуха на соответствие желаемому значению. Если выполняется установка сдвоенных колёс, следует убедиться, что сборки действительно одного размера.
Рекомендуется измерить внешний диаметр каждой шины грузовика после того, как выполнена установка и накачка воздухом. Значение диаметра, указанного на протекторе, должно оставаться видимым, если сборка помещается в стойку запасных колёс.
Последовательность затяжки болтов обода колеса на грузовом автомобиле: A — конфигурация на восемь болтов; B — конфигурация на десять болтов
На съёмном ободе проушины должны затягиваться равномерно в треугольной (или перекрестной) последовательности для достижения правильности посадки. Гайки следует затягивать должным образом, чтобы не получить ослабление при эксплуатации. На дисковых колёсах гайки шпилек также следует подтянуть и затянуть в перекрестной последовательности.
Концевые гайки (гайки шпилек) следует проверять на корректную затяжку после прохождения первых 150 км пути. Далее проверку на затяжку рекомендуется проводить не реже, чем один раз в неделю.
Источник https://sptechnika.ru/avtotransport/gruzoviki/pravila-montazha-i-demontazha-shin/
Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/shiny-i-diski/shiny/montazh-i-demontazh-shin/
Источник https://zetmashine.ru/%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B6-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9/