ИНДЕКСАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Каждой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из четырех цифр (табл. 2.2):
- • первая цифра — класс автомобиля (по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов, по полной массе для грузовых автомобилей);
- • вторая цифра — вид, в основу которого положен признак эксплуатационного назначения автомобиля.
Установлены следующие виды автомобилей по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели: 1 — легковые; 2 — автобусы; 3 — грузовые бортовые автомобили; 4 — седельные тягачи;
Цифровое обозначение класса автомобильного подвижного состава
Рабочий объем двигателя, л
Габаритная длина, м
С бортовой платформой
5 — самосвалы; 6 — цистерны; 7 — фургоны; 8 — резерв; 9 — специальные автомобили.
Третья и четвертая цифры относятся к модели. Для обозначения модификации модели вводится пятая цифра. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение предприятия-изготовителя. Например, легковой автомобиль с рабочим объемом 1,3 л с правым расположением органов управления, выпускаемый Волжским автомобильным заводом, обозначается ВАЗ-21036.
В зависимости от полной массы прицепного состава для него установлены группы индексов модели (третий и четвертый знаки четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков), приведенные в табл. 2.3. Модификации модели имеют в обозначении пятую цифру. Например, полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода с цельнометаллическим кузовом полной массы 29,2 т обозначается ОдАЗ-99871.
Цифровое обозначение прицепов, полуприцепов, роспусков в зависимости от их полной массы
2105, 2141, 31029. Как расшифровать индексы отечественных автомобилей?
Восемь цифр в названии автомобиля ГАЗ-31105-551 — это номер телефона или цена? Раньше так шутили некоторые посетители автомобильных выставок. На самом деле индексы отечественных машин создавались по строгим правилам, хотя и здесь не обошлось без исключений.
Впервые единую систему обозначения автомобилей, выпускаемых советскими заводами, ввели в 1945 году. Она была довольно простой: имя машины состояло из аббревиатуры названия предприятия (ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА/АЗЛК, УАЗ, ЛиАЗ и так далее) и порядкового номера модели, выбранного из выделяемого для каждой марки диапазона чисел.
Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99 (ГАЗ-14, ГАЗ-66), Московском заводу малолитражных автомобилей — дали индексы 400-449 (Москвич-412), ЗАЗу и ЛуАЗу — 965-974 (ЗАЗ-965, ЛуАЗ-967). Иначе говоря, понять по названию модели что-то кроме места производства было невозможно.
В 1966 году в Советском Союзе начал действовать стандарт ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава». Отныне индексы содержали гораздо больше информации.
Шильдик автомобиля АЗЛК-2141 «Москвич»
В общем случае они четырёхзначные, причём начинать их расшифровывать логичнее со второй цифры, которая отвечает за тип транспортного средства: например, единица обозначает легковой автомобиль, а двойка — автобус. Первая же цифра обозначает класс транспортного средства. Для легковых автомобилей он определяется по рабочему объёму двигателя, для грузовиков — по полной массе машины, а для автобусов — по длине кузова.
Расшифровка первого знака в автомобильных индексах
Цифра | Легковые автомобили: рабочий объём двигателя, л | Грузовые автомобили: полная масса, тонн | Автобусы: длина, м |
1 | до 1,2 | до 1,2 | — |
2 | 1,2–1,8 | 1,2–2 | до 5,0 |
3 | 1,8–3,5 | 2–8 | 6,0–7,5 |
4 | более 3,5 | 8–14 | 8,0–9,5 |
5 | — | 14–20 | 10,5–12,0 |
6 | — | 20–40 | более 18,0 |
7 | — | более 40 | — |
Расшифровка второго знака в автомобильных индексах
Цифра | Тип транспортного средства |
1 | легковой автомобиль |
2 | автобус |
3 | грузовой автомобиль общего назначения |
4 | седельный тягач |
5 | самосвал |
6 | цистерна |
7 | фургон |
8 | — |
9 | специальный автомобиль |
Например, к первому классу «легковушек» относились «Ока» ВАЗ-1111 и «Таврия» ЗАЗ-1102, ко второму — большинство ВАЗов и «Москвичей». В третий класс попадали «Волги», а в четвёртый — представительские седаны и лимузины ЗИЛ.
ЛиАЗ-6213 — автобус (вторая цифра 2) длиной более 18 метров (первая цифра 6)
Третья и четвёртая цифры в индексе обозначали порядковый номер модели данного производителя. Следующие символы были необязательны и использовались для указания модификации, варианта исполнения или комплектации.
И здесь не обходилось без множества отступлений. Бывало, обозначения новым моделям давались по старой системе (так поступил ГАЗ со своей «Волгой» ГАЗ-24). Иногда индекс присваивался по новой системе, но с нарушением стандарта. Взять, например, «Бычок» ЗИЛ-5301. Конечно, в арсенале завода были тяжёлые модели, но компактный грузовик со своей максимально допустимой массой в 6950 кг на пятый класс ну никак не тянул. Что интересно, прототип «Бычка» 1992 года щеголял верным обозначением ЗИЛ-3301М. Ну а откуда взялась эта пятёрка, мы теперь, наверное, уже не узнаем. Видимо, поставили по привычке с прошлых моделей.
Прототип «Бычка» с «правильным» индексом 3301
Похожая история случилась и у АвтоВАЗа с «Калиной». Спору нет, машина вышла довольно компактной внешне, особенно в варианте с кузовом хэтчбек. Да только в производство в конце 2004 года она пошла с хорошо известным, надёжным и неприхотливым, но довольно большим 1,6-литровым двигателем, который делал индексы 1117, 1118 и 1119 несостоятельными. В начало просилась двойка, что и было исправлено с выходом второго поколения «Калины», получившей индексы 2192 и 2194.
АвтоВАЗ давно не ставит цифровые индексы на «Лады» для российского рынка, но экспортные версии некоторых моделей получают старомодные четырёхзначные обозначения. На фото — шильдик «Лады Калины Кросс» для Германии
Сейчас мы можем наблюдать закат эпохи той самой отраслевой нормали: новые модели ГАЗа, АвтоВАЗа и других заводов лишаются привычного обозначения (у «Весты» это произошло прямо в процессе разработки, ведь начиналась она под индексом ВАЗ-2180). Продолжают использовать старую систему наименований УАЗ, а также производители грузовиков и автобусов.
Чтобы следить за автомобильными новостями, подпишитесь на наши каналы в Телеграме или Яндекс-Дзене.
Почему ВАЗ – 2101, а КАМАЗ – 740? Как СССР перешел на 4-цифровые индексы и что они значат
Недавно мы рассказывали о порядке присвоения числовых номеров советским автомобилям, впервые ведённом в ноябре 1943 года. Позже Минавтопром перешёл на четырёхзначную систему нумерации, где основные четыре цифры дополнялись вспомогательными. Для «рядового пользователя» сочетания типа ВАЗ-21013, КАМАЗ-53215 или ПАЗ-32053 сложны и непонятны, но для специалистов и любителей техники эти сочетания цифр служили в своём роде паспортом автомобиля. В печати всегда объяснялось, что такие индексы узаконены Отраслевой нормалью, введённой в действие в 1966 году. Но, как и следовало предполагать, этот документ разработали несколькими годами раньше: архивные исследования поведали нам, кто, когда и почему придумал обозначать такими «шифрами» советские автомобили.
Как мы заметили в прошлый раз, систему простых числовых индексов моделей типа «Москвич-408», ГАЗ-69 или ЗИЛ-130 в 1943 году разработала группа конструкторов под руководством начальника Отдела технической документации ГАЗа Самуила Абрамовича Челова. За всеми заводами были закреплены числовые диапазоны: за ГАЗом – двухзначный, за остальными предприятиями – трёхзначный. ЗИСу полагались числа от 100 до 199, МЗМА – от 400 до 449 и т.д. И вот спустя 20 лет, летом 1964 года, тот же самый инженер Челов предложил полностью изменить систему нумерации автомобилей. Новый вариант рассматривали на заседании коллегии Комитета по автотракторному машиностроению при Совете министров СССР (так тогда назывался аналог Министерства) 11 сентября того же 1964 года.
Понятную таблицу расшифровки системы индексов поместил журнал «За рулём» в 1974 году через 10 лет после её разработки
За два десятилетия изменилось и место жительства, и место работы автора системы нумерации. Самуил Абрамович теперь представлял не Горьковский автозавод, а Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры ЦНИИТА, тоже подчинённый Минавтопрому. Каким образом Челов перебрался из Горького в Ленинград? Оказывается, к 60-м годам заводское бюро технической документации выросло до межотраслевого сектора. Его передали с ГАЗа в НАМИ, но не в Москву в головной институт, а в Ленинградский филиал НАМИ, которым и был ЦНИИТА. Таким странным образом инженер, разработавший систему автомобильных обозначений, и его «контора» оказались в учреждении, занимавшемся узкой автомобильной специальностью, системами питания двигателей – карбюраторами, топливными насосами, дизельной аппаратурой и даже новейшими тогда системами впрыска бензина.
ВАЗ-2101 – первый и самый памятный из новых индексов
Свой доклад по новой системе нумерации Челов начинает с объяснения, что созданная им же самим прежняя система за прошедшие 20 лет исчерпала свои возможности. «Главный недостаток действующей системы нумерации моделей автомобилей заключается в том, что их двух- и трёхзначные цифровые индексы являются лишь числами заводов-изготовителей и не дают никакого представления о классе и эксплуатационном назначении автомобиля». Более того, привязка индекса к заводу уже утратила актуальность, поскольку многие модели были переданы с тех предприятий, где они изначально встали на конвейер другим заводам. Тот же ГАЗ-69 выпускали не в Горьком, а в Ульяновске, ЗИЛ-158 не в Москве, а в Ликино-Дулёво, и дальше, как полагал Челов, число таких примеров будет расти.
Производство ГАЗ-69 передали на УАЗ, а ЗИЛ-158 – на ЛиАЗ. По Техническим условиям они так и остались ГАЗом и ЗИЛом со старыми индексами.
Производство ГАЗ-69 передали на УАЗ, а ЗИЛ-158 – на ЛиАЗ. По Техническим условиям они так и остались ГАЗом и ЗИЛом со старыми индексами.
Но появилась и другая причина, по которой старая система нумерации больше не годилась. Челов подчеркнул, что из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций, выделенные ранее диапазоны трёхзначных номеров к настоящему времени оказались почти полностью исчерпанными». Вступление Самуил Абрамович завершает: «Таким образом, переход на четырёхзначную систему обозначения изделий является неотложной задачей дня».
Часто и старые модели переименовывали по новой системе. Был УАЗ-452В, стал УАЗ-2206.
В начале 60-х Челов предложил не просто перейти от трёх разрядов к четырём. Первые два знака индекса теперь должны были прямо указывать на технические параметры – класс автомобиля и его тип (легковой, грузовой, автобус). Перечисление достоинств предлагаемой системы занимает целую страницу машинописного текста. Выделим главное: «чёткую классификацию изделий и их модификаций», «смысловое значение индекса изделия, указывающее на его эксплуатационное назначение». При этом озвучивается долговечность системы, её направленность на возможность учёта с помощью вычислительной техники и механизацию управленческого труда. А ещё, что важно для плановой экономики, на контроль за технической политикой в автомобильной промышленности.
«Ижмаш» не подчинялся Минавтопрому, но НАМИ давал ему обычные индексы автомобильного министерства. Например, ИЖ-2125.
В индексе изделия, по мнению Челова, должны отражаться его класс, вид и тип. При определении класса для грузовиков предлагалось взять в качестве основы такой технический параметр, как полная масса автомобиля, поскольку при любом развитии конструкции в будущем именно она будет определять типоразмеры всех агрегатов данной машины. Для легковых машин главным параметром Самуил Абрамович назвал литраж двигателя. Именно по этим показателям Отраслевая нормаль, принятая в 1966-м, определяла первую цифру индекса. Все машины на том заседании в сентябре 1964-го Челов поделил на семь классов. 1 – до 1,2 тонны для грузовых, до 1,2 литра для легковых, 2 – от 1,2 до 2 тонн или 1,2-2 литра, З – от 2 до 8 тонн и от 2 до 4 литров, 4 – от 8 до 12 тонн и свыше 4 литров, 5 – уже только тяжёлые грузовики полным весом 14-20 тонн, 6 – большегрузы массой 20-40 тонн, 7 –самые большие машины, весящие больше 40 тонн. О базовом параметре для автобуса в 1964 году ещё не говорится, позднее им станет габаритная длина кузова. И это логичнее, чем, например, число мест в салоне, поскольку салон одного и того же автобуса можно скомпоновать по-разному, установив нужное количество сидений.
Высший класс для легкового автомобиля – четвёртый. Например, ЗИЛ-41044. Начиная с пятёрки – только коммерческий транспорт.
В то время все существовавшие заводы ещё можно было расставить так, что каждому доставалось «своё» число. Единица обозначала ЗАЗ, двойка – МЗМА, тройка – ГАЗ, четвёрка – ЗИЛ, пятёрка – МАЗ, шестёрка – КрАЗ и МоАЗ, семёрка – БелАЗ. Вторая цифра, по предложению Челова, должна была указывать на эксплуатационное назначение машины. 1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – бортовые грузовики, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – автоцистерны, 7 – фургоны, 9 – специальный транспорт, а восьмёрку почему-то оставили в качестве резерва. Третья и четвёртая цифры индекса обозначали модель конкретного автомобиля. Самуил Абрамович был уверен, что 99 чисел хватит на долгие годы. Пятая цифра указывала модификацию автомобиля. Вообще, Челов считал, что перегружать индекс лишними цифрами не следует.
На деле один автомобиль порой попадал в разные классы. Шасси 5 класса КАМАЗ-53215, но самосвал 4 класса КАМАЗ-45143.
Кроме системы индексации автомобилей он придумал систему цифровых обозначений любых узлов, агрегатов и деталей и успешно внедрил её ещё в стандарте 1943 года. Любая деталь носила семизначный индекс. Первые две цифры – группа деталей, третья и четвёртая – подгруппа, три оставшихся – номер конкретной детали. Такую систему новая индексация благополучно унаследовала от старой. С помощью принятого в 1943 году обозначения групп и подгрупп было легко сделать специальные индексы изделий смежных производств, например, топливной аппаратуры и электрооборудования, ведь первые три цифры уже указывали на тип деталей и узлов.
Источник https://studref.com/350722/tehnika/indeksatsiya_avtomobiley
Источник https://wroom.ru/news/7674
Источник https://www.kolesa.ru/article/pochemu-vaz-2101-a-kamaz-740-kak-sssr-pereshel-na-4-tsifrovye-indeksy-i-chto-oni-znachat