Описание конструкции сцепления в автомобиле Ford Focus 2
Сцепление – сухое, однодисковое, с центральной диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом выключения. Сцепление автомобиля состоит из механизма сцепления и его привода.
Крутящий момент от двигателя на трансмиссию передают ведущий и ведомый диски. Ведущий диск сцепления в сборе состоит из собственно диска, диафрагменной многолепестковой пружины и кожуха, к которому диск присоединен тремя парами упругих стальных пластин, а диафрагменная пружина приклепана. Этот узел (его часто называют «корзиной») на заводе-изготовителе балансируют в сборе, поэтому заменяют его целиком.
Кожух, в свою очередь, крепится шестью болтами к маховику двигателя. Для центровки кожуха при его установке используются три штифта, запрессованные в маховик. Замена корзины необходима при кольцевом износе лепестков пружины, либо при их неравномерном изгибе, а также в том случае, когда уменьшается усилие на педали во время выключения сцепления, что указывает на «осадку» пружины или на износ поверхности ведущего диска.
Детали механизма сцепления:
1 — выжимной подшипник в сборе с рабочим цилиндром;
2 — пластмассовый переходник;
3 — «корзина» сцепления в сборе;
4 — ведомый диск механизма сцепления
Между ведущим диском сцепления и маховиком расположен ведомый диск, который конструктивно состоит из двух стальных штампованных пластин, соединенных между собой заклепками. Между пластинами зажата ступица ведомого диска со шлицевым отверстием. Кроме того, в окна пластин вставлены винтовые пружины, предназначенные для демпфирования крутильных колебаний. Ступица имеет небольшую степень свободы и способна поворачиваться относительно пластин – эти колебания и демпфируют винтовые пружины. К большей пластине приклепаны плоские пластинчатые пружинные лепестки (пружины), несущие на себе фрикционные накладки. Пластинчатые пружины имеют специальную изогнутую форму, они сглаживают рывки в трансмиссии при включении сцепления и способствуют лучшему прилеганию фрикционных накладок к шлифованным поверхностям маховика и ведущего диска сцепления.
Ведомый диск при сборке надевается на первичный вал коробки передач, и шлицы отверстия в ступице диска входят в постоянное зацепление со шлицами первичного вала. При этом ведомый диск сцепления имеет возможность осевого перемещения по шлицам первичного вала.
Ведомый диск меняется независимо от ведущего при выявленном осевом биении больше 0,5 мм, при замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе фрикционных накладок, при ослаблении заклепочных соединений на ведомом диске, а также в том случае, когда расстояние между рабочей поверхностью фрикционной накладки и головками заклепок составляет менее 0,2 мм.
Элементы привода сцепления:
1 — педаль;
2 — кронштейн педали;
3 — главный цилиндр сцепления;
4 — наливная трубка;
5 — трубка подачи жидкости к рабочему цилиндру
Гидравлический привод выключения механизма сцепления состоит из педали сцепления, главного цилиндра сцепления, выжимного подшипника, совмещенного с рабочим цилиндром, и соединительных магистралей. В приводе используется тормозная жидкость, залитая в расходный бачок, который размещен на главном тормозном цилиндре и используется одновременно для питания тормозной системы и привода выключения механизма сцепления.
Главный цилиндр установлен на кронштейне педали сцепления, шток цилиндра с помощью пластмассовой защелки крепится непосредственно к педали. При нажатии на педаль шток перемещается, создавая в рабочей магистрали давление жидкости, которое и воздействует на рабочий цилиндр сцепления.
В гидравлическом приводе выключения механизма сцепления имеются три трубки, выполненные из специальной пластмассы. Они предназначены для подачи тормозной жидкости из расходного бачка к главному и рабочему цилиндрам сцепления. От бачка к главному цилиндру ведет наливная трубка. От главного и рабочего цилиндров отходят две трубки, которые соединяются между собой муфтой с пружинным фиксатором. Муфта крепится к кронштейну щитка передка в моторном отсеке.
Рабочий цилиндр установлен с внутренней стороны картера сцепления и совмещен с выжимным подшипником. При подаче давления поршень рабочего цилиндра воздействует на подшипник, перемещая его вперед и обеспечивая, таким образом, выключение механизма сцепления. Винтовая пружина постоянно удерживает выжимной подшипник прижатым к диафрагменной пружине механизма сцепления. Диафрагменная пружина возвращает подшипник в исходное положение после снятия давления в магистрали. Выжимной подшипник содержит «пожизненный» запас пластичной смазки и не нуждается в обслуживании. Поскольку подшипник и диафрагменная пружина находятся в постоянном контакте, зазоры в механизме сцепления отсутствуют, поэтому никакой регулировки не предусмотрено.
Для соединения рабочего цилиндра с магистралью подачи давления использован специальный пластмассовый переходник, в котором, кроме соединительной муфты, расположен штуцер прокачки магистрали сцепления. Соединительная муфта и штуцер прокачки выведены наружу из картера сцепления для облегчения доступа к ним из моторного отсека.
На кронштейне педали сцепления установлен датчик положения педали сцепления. Прилив на педали нажимает на шток датчика при включенном сцеплении, при выжатой педали шток датчика выходит на длину свободного хода. Замкнутое или разомкнутое состояние контактов датчика сигнализирует электронному блоку управления двигателем (ЭБУ) о включенном или выключенном механизме сцепления.
Ведомый диск механизма сцепления:
1 — ступица ведомого диска;
2 — пластинчатая пружина;
3 — фрикционная накладка;
4 — демпфирующая пружина
«Корзина» (ведущий диск с кожухом в сборе) сцепления с расположенной по центру диафрагменной пружиной
Упругие стальные пластины, соединяющие ведущий диск с кожухом
Выжимной подшипник механизма сцепления в сборе:
1 — выжимной подшипник;
2 — винтовая пружина;
3 — рабочий цилиндр;
4 — фланец крепления;
5 — пластмассовый переходник
Пластмассовый переходник:
1 — штуцер соединения с рабочим цилиндром;
2 — резиновые уплотнительные кольца;
3 — корпус переходника;
4 — штуцер прокачки;
5 — соединительная муфта
Полная замена сцепления (ГЦС, выжимного и корзины с диском) на ФФ2 1.6
Первая проблема побудившая к такой работе — это течь в ГЦС. На приборке на поворотах начал ругаться, комп мол низкий уровень тормозухи у него, остановился, долил, через неделю все повторилось… После осмотра суппортов и збт, полез под руль и нашел потёки на коврике, так как это началось в слякоть и коврик постоянно был мокрым, на потёки внимания сразу не обратил, летом можно заметить.
Решено менять в выходной день. Прикупил ГЦС для Форда фирмы FTE с артикулом KG 190089.4.39
От оригинала отличается только штоком. А так как на родном ГЦС набито АТЕ, то можно сказать, что 2 тыщи сэкономили)))
Как куда и чем расписано много, можно взять за образец эту статью с картинками
avto-moto24.ru/195-zamena…pleniya-ford-fokus-2.html
От себя вставлю: когда будете выкручивать ГЦС из педали, крутить надо против часовой стрелки относительно педали, а не кузова, на этом моменте потерял много времени и пришлось даже обламывать одну трубку на ГЦС чтоб его достать вместе с педалью, когда будете вставлять новый сбрызните ВДшкой. Под капотом трубки отсоединять можно только от гцс и закройте отверстия чтоб тормозная жидкость не текла. И НЕ ЗАБЫВАЕМ достать из старого ГЦС уплотнительное кольцо, без него жидкость потечёт мимо)) С этим узлом возился часа 2.5 — 3, большую часть времени выкуривал старый ГЦС из педали правда.
Следующий и более масштабный пункт нашей программы был связан с выжимным подшипником. Начал он «напевать» ещё осенью. Свистел при нажатой педали и без нее, стоя на улице можно было улавливать его посвистывание невооружённым ухом, а в салоне этот свист выводил из себя)) короче к сути…
Так как пробег уже далеко за 150 тысяч и раз уж засвистел свистун, и придется сдергивать коробку, прикупил ещё и комплект сцепления, и раз уж там будем ковырять, в корзину полетели сальник КВ и сальники приводов. На замену всего этого поехал на СТО, так как динамометрический ключ ещё не приобрел, чтоб маховик затягивать и одному тяжело с коробкой корячится)) да и без колес на 2 дня оставаться желания не было. Как оказалось, хорошо, что к ним заехал, на правом приводе устал подвесной подшипник, сменили на Pilenga, наверное он и Г…, но я так задумываюсь в скором времени привода менять, так что на какое то время его, если хватит, буду рад.
По материалам на всю операцию были закуплены:
Выжимной подшипник тот же FTE ZA 2802.4.7 он же оригинал только без клейма)
Замена сцепления Форд Фокус 2
Применение центральной пружины, привод на гидравлике, непосредственное воздействие на выжимной подшипник — особенности муфты автомобиля североамериканской фирмы FMC. Грамотная замена сцепления Форд Фокус 2, конструктивно сложного механизма, невозможна без полного снятия коробки передач.
Когда нужно менять сцепление автомобиля Ford Focus II?
По заверениям производителя, их сцепление ходит не менее 150 тыс. км. Но всё зависит от искусства езды. Частые старты с пробуксовкой, агрессивное управление, сильная загруженность машины — всё это снижает эксплуатационный резерв механизмов.
Таким образом, учитывая ещё тяжёлые российские дороги и некачественные технические жидкости, используемые для смазки трущихся деталей, замена сцепления Форд Фокус должна выполняться не реже одного раза за каждые 2 года эксплуатации.
Признаки неисправности сцепления и причины поломок
Один из главных симптомов неисправной муфты на этом автомобиле — когда при нажатии педали крутящий момент на привод передаётся в самом конце или при почти отпущенной муфте. Если прислушаться, можно распознать шум выжимного подшипника — скрежет. Известны случаи вытекания тормозной жидкости. Ещё мотор начинает глохнуть при торможениях, попытках резко ускориться. Классический признак — рывки при нажатии педали.
Поломки сцепления связаны с устареванием деталей, подверженных высокой нагрузке. Свою лепту вносят несвоевременное обслуживание, использование поддельных расходников, неграмотное вождение.
Вот что конкретно происходит на автомобиле Ford Focus 2 уже через 14 месяцев езды:
- трескается ведомый диск, так как ослабевают заклёпки прикреплённых к нему накладок;
- появляются задиры на фрикционной поверхности;
- повреждаются сальники и прокладки коробки передач.
Всё это отрицательно сказывается на работе узла. Например, вытекшее из КПП масло попадает на корзину. Это приводит к пробуксовке сцепления даже при незначительных нагрузках.
Какие инструменты понадобятся?
Чтобы заменить диск или другие повреждённые механизмы сцепления, потребуется обычный комплект инструментов — ключи, головки разных размеров. Лучше покупать оригинальные запчасти на замену или использовать качественные заменители. Обязательно нужно подготовить пустую ёмкость под отработку, ВД−40 для выкручивания заржавленных креплений, подставки.
Помимо этого, надо иметь при себе профессиональный набор:
- трещётку;
- монтировку с лопатообразным концом;
- оправку для центрирования диска.
Привлеките помощника, так как вес коробки и её габариты велики. На профессиональных СТО используют оборудование, облегчающее демонтаж.
Процедура замены сцепления
Желательно доверить процесс замены мастерам автосервиса, поскольку на Focus сцепление сложное — надо демонтировать КПП и проводить много работы, требующей особых навыков.
Часто причиной самостоятельной замены становится желание сэкономить на услугах. Работы с бензиновым Ford Focus 2 1.6 с МКПП стоят около 5000 рублей, с дизельными версиями 1.8 — 7000 рублей, а для моторов 2.0 с DSG — 12 000 рублей.
Перед демонтажем коробки передач надо обесточить аккумуляторную батарею. Дальнейшие действия:
- снять воздушный фильтр, блок управления ДВС;
- открутить крепление, удерживающее КПП сверху;
- вытащить трубку гидропривода;
- поднять машину на домкрате, установить подпорку, вывесить двигатель;
- в салоне отсоединить тросы из‐под рычага КПП;
- слить отработку из коробки;
- снять фиксаторы шаровых опор и ШРУСовые болты, вынуть колёсные приводы;
- ослабить кронштейны;
- вытащить КПП.
Сложность может вызвать снятие левого, короткого привода. Вытаскивается он из зацепления с коробкой с помощью монтажной лопатки. Рычаг создаст достаточное усилие для снятия стопорного кольца. Правый привод снимать легче, так как здесь нет стопора. Он крепится за счёт переходного подшипника.
Другая трудность касается болтов КПП. Все они разной длины, должны при сборке устанавливаться правильно. Чтобы всё прошло успешно, их рекомендуется маркировать. Один из болтов, самый длинный, сначала выкручивается на 2–3 оборота. После освобождения остальных крепежей он полностью вытаскивается вместе с коробкой. Делается это в целях безопасности, чтобы КПП неожиданно не сорвалась.
Разборка узла начинается с откручивания болтов, фиксирующих корзину. Она держится на 6 креплениях, выкручивать которые следует после прочной фиксации маховика. Обычно это делается с помощью монтировки или длинной отвёртки.
На разобранном сцеплении можно заменять повреждённые детали. На Фокусах стоит сложное фрикционное сцепление. Помимо основных механизмов, здесь присутствует диафрагменная пружина, обеспечивающая плотное прилегание и сглаживающая усилия крутящего момента. Рекомендуется проверить её состояние.
Установка корзины обязательно сопровождается отцентровкой по трём штифтам маховика. Поэтому нужна специальная оправка, имитирующая первичный вал. Без центровки коробка просто не встанет на место — придётся всё заново разбирать. В качестве оправки может быть применена также головка на 12, но она должна иметь длину в 50 мм, а её диаметр — составлять 15 мм.
В центровке нуждается также коробка. Её отверстия должны совпадать с элементами блока цилиндров двигателя. Кроме того, шлицы первичного вала нужно совместить с пазами корзины.
Замена цилиндра сцепления
Сцепление Фокуса имеет 2 цилиндра: основной и дополнительный. Первый, или главный, отвечает за создание давления и передачу его на второй, рабочий цилиндр. Находится он под торпедо, штоком соединён с педалью муфты. Рабочий цилиндр соединён с выжимным подшипником, расположен сзади корзины.
Замена или ремонт гидравлических цилиндров требуется в случае подтёков тормозной жидкости. Если повреждён главный элемент, вытаскивать коробку не нужно. Достаточно разобрать приборную панель, снизить уровень смазки в расширительном бачке и поменять цилиндр.
На завершающем этапе должна проводиться адаптация нового сцепления, если коробка типа 3 Powershift. От этого зависит плавность переключения скоростей.
Источник https://www.carpedia.club/Opisanie-konstruktsii-stsepleniia-v-avtomobile-Ford-Focus-2
Источник https://www.drive2.ru/l/498402024874836167/
Источник https://ddcar.ru/blog/remont/zamena-scepleniya-ford-fokus-2