Техническое обслуживание коробки передач автомобиля КамАЗ-5320
Работы, выполняемые при техническом обслуживании коробки передач автомобиля КамАЗ-5320
Техническое обслуживание коробок передач состоит в содержании их в чистоте, проверке креплений, поддержании нормального уровня масла. При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время рычаг переключения передач ставят в нейтральное положение. У автомобиля КамАЗ-5320 проверяют герметичность воздухопроводов пневмосистемы управления делителем. Также проверяют герметичность коробки передач, крепежные соединения, снимают с коробки передач редукционный клапан и проверяют его на давление выходящего воздуха. Замеряют величину зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя, при необходимости регулируют.
Перед выездом на линию на ходу автомобиля проверять работу коробки и делителя. Передачи должны включаться и выключаться без шума и без стуков. Не должно быть самопроизвольного выключения передач.
При контрольном осмотре в пути проверять нагрев коробок на ощупь. Нагрев следует считать нормальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.
Смену масла в картерах передач и других коробках нужно производить сразу же после движения, пока масло горячее.
После слива отработавшего масла картеры коробок промывают маловязким маслом.
Для промывки в картер заливают 2,5—3,0 л масла, выключают передний мост, вывешивают одно из колес заднего моста, включают первую передачу и пускают двигатель, который, работая на минимальной частоте вращения в течение 7-8 мин (для автомобилей малой и средней грузоподъемности — 2,5—3,0 мин), прокручивают трансмиссию. После этого останавливают двигатель, сливают промывочное масло в противень и заливают в картер коробки рекомендуемое масло до нормы.
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач автомобиля КамАЗ-5320. Устанавливают в нейтральное положение рычаг переключения коробки передач. Ослабляют стяжные болты регулировочного фланца. Выворачивают четыре соединительных болта. Навертывают на один-два оборота регулировочный фланец на промежуточную тягу. Отворачивают контргайки установочных винтов. Стопорят головку передней тяги и шток, ввертывая установочные винты, концы которых совмещаются с отверстиями в рычаге переключения передач и штоке. Свинчивают регулировочный фланец до соприкосновения его торца с торцом фланца штока рычага. Фланец крепят на промежуточной тяге. Установочный винт, расположенный на передней опоре привода, откручивают на 31 мм,- затем на 16 мм винт, расположенный на задней опоре рычага. Винты стопорят контргайками.
Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем клапана включения делителя автомобиля КамАЗ-5320. Операции ведут при снятом пылепредохранителе. Проверяют привод выключения сцепления и при необходимости регулируют. Отворачивают гайки упора штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилитёля. До упора выжимают педаль сцепления. Подводят упор клапана включения до соприкосновения со штоком клапана и дополнительно перемещают его в сторону штока клапана, обеспечив зазор 0,2..0,6 мм между торцом крышки клапана и ограничителем хода штока клапана. Упор клапана крепят в указанном положении.
Надевают пылепредохранитель на шток и крышку клапана.
Проверка на герметичность пневмосистемы автомобиля КамАЗ-5320. Переключатель управления поочередно переключают в положения «Высшая передача», «Низшая передача». При этом нажимают на педаль и прослушивают воздухопроводы пневмосистемы, определяя на слух место утечки воздуха. Обнаруженные неисправности устраняют.
Редукционный клапан проверяют на давление выходящего воздуха, которое должно быть в пределах 0,42+0,02 МПа (4,2± ±0,2 кгс/см2). Клапан регулируют на специальном стенде с помощью установленных под гайкой регулировочных шайб. После регулировки клапан пломбируют [ 11 ].
Техническое обслуживание и ремонт коробки передач автомобиля камаз
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
— проверьте исправность троса крана управления делителем, устраните обнаруженные неисправности;
— проверьте внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжету ведомого вала и уплотнительные прокладки;
— отрегулируйте зазор между упором и ограничителем штока клапана включения делителя передач;
— смажьте опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления коробкой передач через технологическую пресс-масленку до выдавливания свежей смазки;
— очистите от грязи сапуны;
— проверьте уровень масла в картере коробки передач.
Для регулирования зазора между упором и штоком клапана включения делителя необходимо:
— проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегулировать (как указано в соответствующем разделе);
— расстопорить и отвернуть гайки упора 2 (см. рис. 140);
— установить упор, обеспечив зазор между упором и штоком 20,5+0,5 мм (не нажимая на педаль сцепления);
— законтрить гайки замковыми шайбами.
Для проверки уровня масла в картере коробки передач выверните пробку из маслозаливной горловины, вытрите насухо указатель и вставьте его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу, не заворачивая, как указано на рис. 142.
— закрепите рычаги тяг дистанционного привода управления коробкой передач;
— закрепите фланец ведомого вала коробки передач;
— смените масло в картере коробки передач;
— смажьте трос крана управления делителем.
Для смены масла в коробке передач слейте масло в
горячем состоянии через два (для коробки передач модели 14) или три (для коробки передач модели 15) сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистите магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промойте картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого: залейте масло в коробку передач (8,5 л для коробки передач модели 14 и 12 л для коробки передач модели 15), прокрутите ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 10 мин, слейте моторное масло из коробки передач и делителя, вверните сливные пробки и залейте основную смазку ТСп-15К до верхней метки указателя уровня. Прокрутите коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течение 3. 5 мин. Замерьте уровень масла и при необходимости долейте.
Техническое обслуживание КПП Камаз
рычагов к тягам дистанционного привода и фланца на вторичном валу; проверку и регулирование расстояния между упором и штоком клапана управления делителем передач, которое должно составлять 20. 21 мм при свободной педали сцепления; проверку состояния и действия троса управления делителем (трос должен перемещаться в оболочке легко).
Трос необходимо периодически смазывать, отсоединив его от переключателя и залив в оплетку троса трансмиссионное масло с помощью масленки.
В соответствии с химмотологической картой требуется смазывать через пресс-масленки опоры передней и промежуточной тяг дистанционного привода управления, поддерживать нужный уровень масла в картере и с периодичностью один раз в год проводить смену масла в картере коробки передач.
Для проверки уровня масла надо вывернуть пробку с указателем. При проверке указатель следует вставить в отверстие до упора торца пробки в картер.
Масло из картера десятиступенчатой коробки надо сливать через три отверстия, два из которых расположены в нижней части картера основной коробки, а третье — в нижней части картера делителя.
Из картера пятиступенчатой коробки слив осуществляется через два отверстия.
При смене масла следует промывать картеры коробок моторным маслом в количестве 8,5 л для пятиступенчатой коробки и 12 л для десятиступенчатой, очищать магнитные пробки от металлических частиц и заправлять масло до верхней метки на указателе. Уровень масла замеряют через 3. 5 мин после его заливки.
При движении автомобиля коробка передач должна работать без шума и вибраций, передачи должны легко переключаться и надежно фиксироваться.
Сильный равномерный или пульсирующий шум может свидетельствовать о большом износе зубьев шестерен и подшипников валов, ослаблении затяжки крепления крышек подшипников валов, недостаточном уровне или плохом качестве масла в картере.
Затрудненное включение всех передач, как правило, является следствием неполного выключения сцепления. Для устранения неисправности надо отрегулировать сцепление и его привод.
Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударами и скрежетом происходит при сильных износах конусных колец, блокирующих фасок пальцев и кареток соответствующих синхронизаторов.
Для устранения неисправности надо заменить изношенные детали.
Удары и скрежет, наблюдаемые при включении делителя передач, могут вызываться неисправностью его синхронизатора, а также повышением давления в пневмосистеме управления делителем вследсвие загрязнения воздушных каналов вентиляционного колпачка в клапане включения передач делителя.
Редукционный клапан должен обеспечивать давление -на выходе 395. 445 кПа.
Если установлено, что отсутствует выпуск воздуха в клапане включения передач делителя, то необходимо снять и разобрать клапан, промыть все его детали включая вентиляционный колпачок.
Передачи в коробке передач не включаются из-за изнашивания деталей и нарушения регулировки механического дистанционного привода, разрушения подшипников вторичного вала или нарушен; регулировки положения упора клапан включения передач делителя.
Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за изнашивания некоторых деталей, неисправности и нарушения регулировок дистанционного привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизмов переключения, ослабления крепления блоков и рычагов.
Течь масла из картера коробки передач возникает при изнашивании и потери эластичности манжет выходных валов, которые надо в этих случаях заменять, и при повышенном давлении в картере вследствие засорения сапуна.
Если наблюдается течь по уплотняющим поверхностям, то необходимо подтянуть крепежные детали и заменить прокладки.
Источник https://studbooks.net/2450140/tehnika/tehnicheskoe_obsluzhivanie_korobki_peredach_avtomobilya_kamaz_5320
Источник https://www.zinref.ru/avtomobili/Kamaz/002_00_avtomobili_Kamaz_rukovodstvo/042.htm
Источник https://autoruk.ru/kamaz/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-kpp-kamaz