СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТО И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ — Студопедия

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатацииХарактеристика условий эксплуатацииТО-1ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие)Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии1600-18008000-9000
2 (средние)Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения1300-15006500-7500
3 (тяжелые)Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках)1000-12005000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиляОсновные агрегаты
Грузовой автомобильДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобусДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТО И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ

1. Первое упоминание о необходимости регулярного контроля технического состояния автомобилей содержится в постановлении Министерства путей сообщения России (МПС) «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах» (1896 г.), в котором, в частности, предусматривалось про­хождение периодических освидетельствований «экипажей тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов пароходов, плавающих по внутренним водам». В 1900 г. периодичность таких осмотров в Санкт-Петербурге была установлена не реже одного раза в год.

2. Расширение автомобильного парка России потребовало организации торговли ав­томобилями, запасными частями и материалами, проведения обслуживания и ремонта, упорядочения взаимоотношений между владельцами автомобилей и исполнителями соот­ветствующих услуг.

В 1902 г. в Санкт-Петербурге был открыт автомобильный торговый дом «Победа», про­изводивший продажу, в том числе и в кредит на 20-30 мес, новых и подержанных ав­томобилей, запасных частей и материалов, хранение, обслуживание и ремонт автомобилей.

Читать статью  Программа подготовки автомехаников: выбор ВУЗа, поступление

В 1903 г. в СПб. организовано техническое бюро «Автомобиль-клуб», которое за­нималось хранением, обслуживанием и ремонтом автомобилей, продажей бензина и некоторых запасных частей.

В 1906 г. появились первые правила, разработанные автомобильными обществами, регламентировавшие взаимоотношения клиентуры и обслуживающих предприятий (мас­терских, гаражей) при хранении, ремонте, приобретении запасных частей, оплате услуг и т.п. Начали развиваться автотранспортные предприятия.

В 1904 г. в СПб. появилось грузовое автотранспортное предприятие; в СПб. (1906 г.) и Москве (1908 г.) открылись регулярные автобусные маршруты; в Москве (1909 г.) орга­низовано таксомоторное предприятие «Товарищество автомобильного перемещения» (ТАП). В 1907 г. в Москве возникает ряд ведомственных специализированных грузовых пред­приятий (перевозка текстильных товаров, угля, кондитерских изделий и др.). В 1910 г. в Москве организована первая фирменная станция технического обслуживания и ремонта автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода.

В 1913 г. Российским императорским автомобильным обществом подготовлены предложения по строительству гаражей, на основании которых технической комиссией при Московской городской управе были разработаны правила устройства и содержания га­ражей.

3. Важное значение для оценки качества и надежности автомобилей, их при­
способленности к различным условиям эксплуатации, а в дальнейшем для нормирования и
разработки профилактических мер обеспечения работоспособности имели автомобильные
соревнования (пробеги, гонки, ралли), первое из которых состоялось в России в 1898 г.

Наиболее известны международные дорожные испытания (1909 г.). Всероссийские испытания автомобилей и мотоциклов (1923 г.), Каракумский пробег протяженностью 9,4 тыс. км (1933 г.), пробег газогенераторных автомобилей (Москва-Ленинград-Москва, 1934 г.), испытательный пробег автомобилей ГАЗ-51 протяженностью 5,4 тыс. км (1946 г.) и др. Эти пробеги и соревнования позволили создать методики оценки технико-эксплуа­тационных свойств автомобилей и проведения длительных эксплуатационных испытаний и наблюдений, практиковавшихся в России в 1946-1992 гг.

4. В 1921 г. обязанности по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного
парка были возложены на ЦУМТ при НКПС, в котором в 1924 г. был подготовлен
«Сборник руководящих указаний по содержанию, эксплуатации и владению авто­
транспортом. Нормы и измерители по автотранспорту».

В 1928 г. ЦУМТ разработало «Инструкцию о мероприятиях по сохранению автотранс­порта в исправном состоянии», содержащую нормы трудоемкости работ, разделение ремонта на индивидуальный и массовый.

5. Мероприятия по обеспечению работоспособности автомобилей были разработаны в
виде планово-предупредительной системы, содержащей виды и нормативы ТР и ремонта, и
утверждены Центральным управлением шоссейных и грунтовых дорог автомобильного
транспорта в 1933 г.

В 1940 г. Народным комиссариатом автомобильного транспорта РСФСР было подготовлено «Положение о профилактическом обслуживании автомобилей», которое было утверждено в 1943 г.

В дальнейшем этот документ периодически корректировался с учетом опыта его применения, изменения условий, совершенствования конструкции автомобилей и проводимых НИР (1947, 1949, 1954, 1963, 1974, 1984-1994).

Важным этапом совершенствования системы ТО и ремонта стало «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», которое было разработано и утверждено в 1963 г. Государственным комитетом по автоматизации и машиностроению при Госплане СССР, представляющим автомобильную промышленность, и Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, представляющим транспорт. Таким образом, на государственном уровне признавалась и закреплялась в виде нормативов согласованная оценка фактического (а не рекламного) технического уровня и надежности производимых и эксплуатируемых в стране автомобилей. В этом документе впервые была дана классификация условий эксплуатации и рекомендованы методы корректирования нормативов в зависимости от этих условий.

6. В 1974 г. Министерством автомобильного транспорта РСФСР было принято решение о создании сети опорных автотранспортных предприятий (ОАТП), которая охватывает все основные марки и модели автомобилей. На этих производственных предприятиях орга­низовались научно-производственные подразделения — лаборатории надежности автомоби­лей (ЛНА), которые в реальных условиях эксплуатации собирали объективную информа­цию о фактической надежности и реализуемых показателях качества автомобилей, харак­терных отказах, неисправностях и их причинах, расходе запасных частей и материалов. Эти данные позволяли, во-первых, предъявлять обоснованные требования промышленности, со­поставлять заявленные и фактические показатели, т.е. поднять роль потребителей в оценке качества изделий; во-вторых, разрабатывать нормативы ТО и ремонта; в-третьих, раз­рабатывать конкретные предложения по совершенствованию самой технической эксп­луатации.

7. В 70-е годы был разработан и утвержден ряд государственных стандартов и отрас­левых нормативов, закрепляющих и развивающих принципы системы ТО и ремонта тех­ники, не потерявших свое принципиальное значение и в настоящее время: система техни­ческого обслуживания и ремонта техники; система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники; требования к эксплуатационной технологичности конструкций изделий; требования к качеству аттестованной продукции, в которых фиксировались предельные значения трудоемкости ТО и ТР; методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях; система освоения автомобильной техники в Министерстве автомобильного транспорта РСФСР (COAT), в которой были определены порядок и этапы освоения новой автомобильной техники, взаимодействия и обязанности производителей и потребителей этой техники, и др.

Разработанный пакет документов позволил

• сформулировать, прогнозировать и реализовать техническую политику и методы обеспечения работоспособности автомобильных парков;

• обеспечить разработку информационно-технологической поддержки и обеспечения технической эксплуатации (нормы технологического проектирования авто­транспортных предприятий, пооперационные нормативы трудоемкостей ТО и ре­монта; типовые технологические процессы и др.);

• создать методическую и информационную основу подготовки специалистов и кадров массовых профессий для сферы технической эксплуатации автотранспортной техники;

• определить механизм взаимодействия промышленности и сферы эксплуатации для объективной оценки технического уровня и надежности автомобилей в условиях отсутствия или недостаточной конкуренции на рынке автомобильного транспорта, и, что наиболее важно, обеспечить и контролировать в сложных экономических, природно-климатических, ресурсных и других условиях техническое состояние ав­томобильного парка страны.

8. Особое место в этом пакете документов занимает «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (утвержденное в 1984 г. Министерством автомобильной промышленности СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР), в котором

• закреплена и развита практика согласованной оценки производителями и потреб­ителями уровня производимой и применяемой в стране автомобильной техники;

• получила дальнейшее развитие система ресурсного и оперативного корректирования нормативов технической эксплуатации с учетом реальных условий эксплуатации;

• предложена гибкая схема оперативного учета происходящих изменений конструкции, показателей надежности и условий эксплуатации.

С этой целью предусматривалось функционирование двух частей положения о ТО и ремонте.

Первая часть, содержащая основы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, определяет техническую политику по данным вопросам на автомобильном транс­порте, систему и виды технического обслуживания и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификацию условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и другие основополагающие данные.

Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств автомобилей, в том числе: виды технического обслуживания и ремонта; периодичность технического обслу­живания; перечни операций и трудоемкости; межремонтные пробеги; распределение тру­доемкости по видам работ; химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации технического обслуживания и ремонта.

Читать статью  Ремонт переднего редукторного моста УАЗ 469 установил Блокка ИжТехно — УАЗ 469, 2.5 л, 1983 года на DRIVE2

Вторая часть разрабатывалась в виде отдельных приложений к первой и утверждалась государственной административной структурой, представляющей интересы автомобильного транспорта по согласованию с заводом-изготовителем, по мере изменения конструкции автомобилей, условий эксплуатации и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью положения. При разработке нормативных частей использовались данные опорных АТП.

Эта схема в течение 1985-1993 гг. была успешно реализована по большинству моделей отечественных автомобилей. В дальнейшем предполагалось обобщить материалы норма­тивных частей, опыт эксплуатации, результаты проводимых НИР и с регулярностью 7-10 лет формулировать новую версию системы ТО и ремонта и сопутствующее нормативное и технологическое обеспечение.

Таким образом, в России была создана современная и гибкая система управления рабо­тоспособностью и техническим состоянием автомобильных парков с обратной связью, итеративными и обоснованными методами принятия и реализации решений, которая при определенной адаптации вполне может функционировать и в новых условиях хозяйст­вования, так как, определяя техническую политику и методы ее реализации, не нарушает права хозяйствующих субъектов, получающих при сохранении предупредительных принци­пов обеспечения работоспособности (стратегия I) право и механизм корректирования нормативов ТЭА с учетом конкретных условий эксплуатации и целей предприятия.

image913

Таблица П 7-3

Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта Кл и продолжительности простоя на техническом обслуживании и в ремонте К’ в зависимости от пробега с начала эксплуатации

Виды технического обслуживания автомобиля: как сэкономить на процедуре

Виды технического обслуживания автомобиля отличаются по срокам и содержанию работ и необходимы для безопасной эксплуатации машины. Регулярный контроль за ее состоянием позволит вовремя выявить проблемы и устранить их, пока они не стали более серьезными. В лучшем случае отложенный техосмотр приведет к дополнительным расходам на ремонт, в худшем – к аварии на дороге.

Так, замена моторного масла защитит от поломки мотора, а проверка тормозной жидкости — от неприятностей на дороге. И это лишь малая часть того, что важно контролировать. Купив новое авто, техобслуживание рекомендуется проводить с нуля и далее через определенное количество километров на спидометре. Но есть еще и другие не менее важные виды обслуживания. Они все подробно расписаны ниже в статье.

Суть технического обслуживания автомобилей

Под техническим обслуживанием автомобиля понимают ряд мероприятий, рекомендуемых к выполнению производителями авто и проводимых с целью профилактики. При этом ставится задача поддержания нормального технического состояния машины, при котором все узлы и механизмы (а они рано или поздно изнашиваются и выходят из строя) будут исправно работать. Ведь понятно, что лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.

Фото: Shutterstock

ТО (Техническое Обслуживание), как правило, подразумевает выполнение двух видов операций. Во-первых — обязательных (к примеру, если пробег авто достигает 15 тысяч км, то полагается поменять масло), а во-вторых – действий, необходимость в которых выявлена в процессе диагностики (при визуальном осмотре либо с применением спецоборудования).

В специализированной литературе основные виды технического обслуживания автомобилей называются в соответствии с тем, какие именно проводятся работы в ходе ТО:

  • Регулировочные.
  • Смазочные.
  • Электротехнические.
  • Крепёжные.
  • Заправочные.
  • Контрольно-диагностические.

По итогам контрольно-диагностических мер делаются выводы о необходимости иных действий, вроде замены вышедших из строя или отработанных деталей, долива жидкостей и прочее.

Виды технического обслуживания автомобилей

Виды и периодичность операций, проводимых в процессе технического обслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и долго ли простояла машина вообще без движения.

Виды технического обслуживания автомобилей

Фото: Shutterstock

В советские времена, к примеру, ТО проводилось строго по регламенту. Отчасти из-за того, что машины тогда были попроще и в надежности уступали современным. Да и вообще за технической исправностью машин, особенно казенных, принадлежащих организациям, следили строго.

Обязательный осмотр авто и устранение неполадок перед рейсом – закон, который непременно должен соблюдаться всеми водителями. Наибольшую важность это приобретает, когда речь идет о перевозке пассажиров или крупноразмерных грузов.

В России действует классификация видов ТО, принятая еще в бытность СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:

  • Ежедневное ТО.
  • ТО-1 (первичное техобслуживание).
  • ТО-2 (второе техобслуживание).
  • Сезонное ТО.

ad 1 min ad 2 min

Сейчас предприятия, выпускающие легковые машины, представляют данный перечень в немного измененном виде:

  • В ТО-2 введена сквозная нумерация (от ТО-1 до ТО- 10, либо от ТО-1 до ТО-12), согласно которой техосмотры выполняются через одинаковые отрезки времени.
  • Многие производители упразднили проведение ТО-1.

Выходит, что сейчас виды ТО для легковушек существуют такие:

  • Ежедневное ТО.
  • Нулевое ТО (ТО-0).
  • Периодическое, или номерное ТО (с обозначениями ТО-1 – ТО 10 (12)).
  • Сезонное ТО.

Назначение и виды работ, обязательных в рамках технического обслуживания, их периодичность в каждом из случаев устанавливает производитель автомобиля. Все это прописывается в сервисной книжке.

К примеру, ТО-0 (в общепринятом понимании это ТО-1) положено проводить, когда машина «набегает» 2-2,5 тысяч км (не больше). Далее операции по ТО выполняются после каждых 10-20 тысяч км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

В случае с легковыми автомобилями ТО, по сути, представляет собой инспекцию главных значимых узлов и агрегатов транспортного средства в целях обеспечения безопасности поездки.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Фото: Shutterstock

Вот какие операции включает в себя контрольный осмотр:

  • Проверка места стоянки и самой машины на предмет наличия пятен, которые могут свидетельствовать о протекании топлива, масла, гидравлической и охлаждающей жидкости.
  • Контроль количества масла в картере мотора (проверяется щупом); объема охлаждающей жидкости (в расширительном бачке); количества гидравлической жидкости (в бачках сцепления, тормозной системы и в гидроприводной системе усилителя руля). Плюс проверяется наполненность бачка омывателя. Если где-то жидкости недостаточно, ее нужно долить.
  • Контроль количества топлива в баке (это показывает датчик на передней панели машины).
  • Проверка работы осветительных, контрольно-измерительных приборов и сигнализации.
  • Проверка работы системы подачи звукового сигнала.
  • Контроль угла люфта рулевого колеса. К примеру, для легковых машин люфт выше 10 градусов – это уже превышение нормы.
  • Контроль состояния подвески. Проверяется импульсным нажатием на кузов в районе багажника или капота. В результате машина не должна совершать больше 2-3 колебаний.
  • Обследование колес и шин. Поврежденные шины эксплуатировать запрещено (имеются в виду резаные, надорванные, плохо закрывающие корд, с расслоением каркаса либо с отслоением протектора и боковины, со стертым рисунком протектора до высоты, меньшей, чем 1,6 мм).
  • Контроль работы сцепления, тормозов, коробки передач (проверяется в процессе движения машины).
  • Проверка в действии стеклоочистителя.
  • Осмотр на предмет наличия таких обязательных предметов, как аптечка, огнетушитель, красный мигающий фонарь либо знак аварийной остановки.

jen5f01lu4h6r9t1m21lt0h9zi5zs2a1

Вот перечень операций, предусмотренных к выполнению в процессе контрольных осмотров на остановках по пути следования:

  • Обследование тормозных барабанов (либо дисков) и ступиц колес на предмет нагрева (проверяется на ощупь).
  • Осмотр с целью выявления подтеканий (масла, топлива, гидравлической и охлаждающей жидкости).
  • Визуальный осмотр шин на предмет снижения давления в них.

По окончании рейса контрольно-осмотровые мероприятия выполняются следующие:

  • Устранение неисправностей, выявленных за время пути.
  • Контроль уровней рабочих жидкостей (масла, жидкости в омывателе, охлаждающей и гидравлической жидкости); если нужно – добавление топлива в бак.
  • Осмотр шин и колес на предмет повреждений.
  • Приведение в порядок салона, внешняя помывка.
Читать статью  Mitsubishi Outlander III: Руководства по ремонту и обслуживанию — Mitsubishi Outlander, 2.4 л, 2013 года на DRIVE2

Первое техническое обслуживание

Следующая разновидность техобслуживания – ТО-1. Во-первых, в него входят все действия из ЕТО (ежедневное техническое обслуживание).

Первое техническое обслуживание

Фото: Shutterstock

Плюс добавляются и еще некоторые:

  • Уборка внутри салона, наружная мойка.
  • Контроль и диагностика. В дополнение к ЕТО полагается еще проверить: работу тормозов (в том числе «ручника»), тормозного привода; ход и зазоры руля; защитные чехлы ходовых частей авто; целостность пружин, рычагов, штанг, амортизаторов; свободное движение всех педалей; степень натяжения приводных ремней.
  • Регулировка. Когда это нужно — регулируется: свобода движения педалей; уровень натяжения ремней привода; «ручник»; движение руля; зазор между соединениями привода руля; если в машине карбюратор, то проверяется и его работа.
  • Крепежные работы. В рамках (ТО-1) еще проверяют и подтягивают крепления: мотора, коробки передач, тормозов, руля, тяг, рычагов поворотников, колесных дисков, деталей выхлопной системы.
  • Заправка. Если нужно — из двигателя сливают старое масло и заливают новое. Масляный фильтр тоже меняют по мере надобности.
  • Электротехнические работы. Очистка аккумулятора и электроприборов от собравшейся грязи; наладка изоляции, замена предохранителей, лампочек.

Второе техническое обслуживание

ТО-2 – это вид технического обслуживания и ремонта автомобилей, подразумевающий выполнения работ, предусмотренных ТО-1, с добавлением ряда иных действий по обследованию узлов машины.

Второе техническое обслуживание

Фото: Shutterstock

ТО-2 подразумевает выполнение работ по контролю и диагностике, в добавок тут предусмотрено больше операций по дозаправке (с учетом пробега авто). То есть, меняется не только масло, но и:

  • Жидкость в тормозной системе.
  • Охлаждающая жидкость.
  • Масло в гидросистеме.
  • Масло в коробке передач.
  • В грузовиках или легковых машинах с полным приводом – меняют масло в мостах.

Некоторые детали машины в рамках ТО-2 и в зависимости от пробега тоже подлежат замене. В случае с легковыми авто – это:

  • Фильтры системы топлива.
  • Фильтр коробки передач (для «автоматов»).
  • Воздушные фильтры.
  • Фильтры салона.
  • Свечи системы зажигания.
  • Для машин с ГРМ ремённым приводом – подлежат замене ролики ремня, сам ремень и дополнительное оснащение.

Если говорить о крепежных работах при ТО-2, то в сравнении с ТО-1 их здесь больше. Добавляются затяжки креплений:

  • Радиатора.
  • Топливного бака.
  • Головки цилиндрового блока.
  • Крышки газораспределительного механизма.
  • Поддона моторного картера.
  • Впускного и выпускного коллекторов.
  • Крышки редуктора заднего моста.
  • Замков и петель на дверках.

Кроме того, в рамках ТО-2 необходимо отрегулировать:

  • Моторные клапаны.
  • Натяжения привода ГРМ.
  • Зазор между дисками и колодками тормозов.
  • Зазора подшипников ступиц передних колес.

Набор выполняемых при ТО-2 операций составляется с учетом марки и модели авто, а также принимается во внимание регламентированный производителем межсервисный интервал.

Сезонное техническое обслуживание

Данный вид технического обслуживания автомобилей (обозначается как СО) подразумевает выполнения работ по подготовке транспортного средства к зимнему либо летнему периоду эксплуатации.

При смене внешних температурных условий нужно специально позаботиться об обеспечении бесперебойной работы всех агрегатов, деталей и узлов машины. К примеру, зимой следует использовать менее вязкие смазочные материалы. Кроме того, в холодное время года труднее запускается аккумулятор, сцепление колес с покрытием дороги ослабевает. Плюс появляется необходимость в отоплении салона. Все это нужно предусмотреть.

Для большинства автовладельцев главная операция в рамках сезонного ТО – это замена шин, и они стараются выполнить данную процедуру одновременно с ближайшим по регламенту номерным ТО.

Экономия на техническом обслуживании автомобиля

Все виды технического обслуживания автомобилей (за исключением ежедневного) являются платными. Разумеется, возникает вопрос, а обязательны ли данные процедуры? Может быть, как раз на этой статье расходов можно отлично экономить? Тем более, что современные автомобили – агрегаты высококачественные и надежные (по уверениям производителей), в связи с этим и межсервисные интервалы по ТО постепенно становятся больше.

Что ж, тут к вопросу можно подойти с разных сторон, а именно – формально и фактически.

Формально считается, что если новая машина ни разу не прошла ТО, то на гарантийное обслуживание владелец может не рассчитывать.

А по факту за последние 15-20 лет межсервисные интервалы остались практически прежними. И никому в мире, даже «матерым» производителям, еще не удалось выпустить авто, которому совсем не нужно было бы техобслуживание.

Поэтому, как для новых автомобилей автомобилям, так и для уже «побегавших», ТО – это важная необходимость.

А что касается экономии на прохождении того или иного вида технического обслуживания автомобилей, то это вполне реально. И тут большое значение имеет, действует ли еще на машину гарантия производителя, или ее срок закончился.

Фото: Shutterstock

В первом случае нужно посмотреть в сервисной книжке, какие именно гарантийные обязательства берет на себя завод-изготовитель авто. Практика показывает, что в большинстве случаев для того, чтобы владелец машины мог рассчитывать на гарантийное обслуживание, он непременно должен выполнять требование проходить ТО в каком-либо принадлежащем предприятию-производителю дилерском центре. А цены на услуги там, как правило, далеко не низкие. Тем не менее большинство автовладельцев соглашаются с этим условием, хотя о его обоснованности можно было бы и поспорить.

Как же сэкономить на ТО, пока машина находится еще на гарантии? Остается лишь поискать среди дилерских центров тот, чьи услуги обойдутся дешевле. Плюс приобретать необходимые для ТО запчасти не у самих дилеров, а у других продавцов. Это, кстати, может обойтись даже наполовину дешевле, но нужно заранее узнавать у дилеров, работают ли они с материалами, предоставленными автовладельцем, или только со своими.

Еще не лишним будет проверить, какие именно виды работ включены в предварительную калькуляцию по ТО. Убедитесь, что туда не вписаны услуги, не считающиеся обязательными (а лишь те, что перечислены производителем в сервисной книжке).

Когда машина уже не на гарантии, на ТО можно экономить более существенно, потому что многие операции достаточно просты и для их выполнения совсем не обязательно обращаться к специалистам. Это, к примеру, замена масла, фильтров (масляного, воздушного, топливного), колодок тормозной системы, свечей системы зажигания, колёс (в уже собранном виде).

Для выполнения более серьезных действий вполне можно обратиться в какой-либо автосервис, хорошо себя зарекомендовавший. Цены у них значительно ниже в сравнении с дилерскими центрами.

В любом случае не забывайте, что поддержание хорошего технического состояния автомобиля – это в ваших же интересах. Регламентированное ТО дает возможность своевременно обнаружить и устранить любые неполадки. И тогда машина безо всяких ремонтов будет служить вам долго и исправно.

Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/polozhenie-o-tehnicheskom-obsluzhivanii-i-remonte-avtomobilej/

Источник https://studopedia.ru/9_83854_stanovlenie-i-razvitie-sistemi-to-i-remonta-avtomobiley-v-rossii.html

Источник https://media.halvacard.ru/auto/vidy-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-avtomobilya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: