Ремонт кондиционера, замена ТРВ и осушителя (да будет климат!)
Купил авто с нерабочим кондиционером, бывший хозяин сказал, что надо только заправить и все будет работать. Скажу сразу, я знал, что не все так просто, потому что фреон просто так не исчезает. Поехал заправлять к специалистам, у которых есть специальная станция для заправки автомобильных кондиционеров, так как начитался в интернете, что мол эта станция выкачивает фреон и масло из компрессора и заправляет в нужных пропорциях и масло и фреон. Хотя очень сомневался, что через сервисные порты, можно откачать всё масло из компрессора. Ну думаю у спецов поинтересуюсь, что делает эта станция. Как я и думал, масло эта станция не меняет, не считая замены 10-15 грамм. И эта станция состоит из вакуумника, весов, баллона с фреоном и мозгов, которые ими управляют. У меня из всего этого нет только весов, да и ехал к ним, чтобы как положено сделали, по весам заправили.
Ну в общем дал он в систему азота бар 15, проверил, система герметична, задал станции установку на работу и она начала работать, отвакуумировала, проверила на герметичность и заправила. Завожу, включаю кондей, а холода нет, он мне говорит, что система забита, либо ТРВ или осушитель. Типа оставляй авто, будем искать причину. Я прикинул, что этот ремонт будет не дешевый, говорю, ладно отсоединяй свой аппарат, считай сколько я тебе за эту процедуру должен, тачку оставлять я тебе не буду, сам сделаю. На что он мне ответил: «А что ты сам то сделаешь?». Эти слова меня убили, типа он знает мои способности и решил, что я сам сделать не смогу.
Вобщем уехал и начал изучать работу автокондиционера. Логически подумать, если система забита, то если в один сервисный штуцер дать давление, то из другого не должно выдуваться. Выкрутил ниппеля, дал давление из баллона с фреоном, с одной стороны, дует, с другой тоже дует. Думаю, походу ничего не забито, наверно хотели развести на ремонт. Вакуумирую, заправляю, включаю кондей, холодок не дует(. На манометре высокого давления давление есть, а на низком — 0. Делаю вывод, что при включенном кондиционере что-то закрывается и не дает циркулировать фреону. Почитав про ТРВ и осушитель сделал вывод, что это скорей всего неисправен ТРВ, а осушитель, это как я понял обычный фильтр и если бы он забился, то система бы не продувалась, ни при рабочем, ни при выключенном кондёре. Почитав про ТРВ, везде говорили, что они не ремонтируются. Заказал Термо регулируемый вентиль производителя CARGO 260539 (германия) -1300р. Решил заодно заменить фильтр, осушитель кондиционера NISSENS 95440 (дания) -1150р. и еще заказал резиновые прокладки на ТРВ только 2 шт., которые одинаковые, уплотнительное кольцо MAZDA B25F61J17, на другую сторону не нашел, по каталогу.
Когда все приехало, поехал менять детали. Осушитель меняется, если не торопиться, минут 10-15. Поднял машину, снизу бампера снял передний пыльник и вот он. Открутил 2 болта на 10, один, который крепит его к радиатору, а второй прижимает к нему трубки. Скинул старый, воткнул новый, собрал все в обратном порядке.
А вот с ТРВ пришлось повозиться, там тоже не сложно его снимать, но неудобно, в каких только позах не приходилось лежать))). Снял бардачок, отсоединил от блока предохранителей шлейфы, отодвинул все в сторону и вот до него уже и можно дотянуться. Отодрал паралон, которым обклеены трубки подходящие к нему, и стало видно болт крепления трубок к ТРВ. Головкой на 10 открутил болт, вынул из ТРВ трубки, отодвинул их сначала вверх, открутил болт под шестигранник, потом передвинул трубки вниз и открутил верхний шестигранный болт.
Вот из чего состоит ТРВ
Заменил уплотнительные кольца
И собрал всё в обратном порядке. Отвакуумировал систему, подождал минут 15, вроде бы держит.
Вычитал на форумах как можно заправлять по рабочему давлению и начал заправлять)
Заправка кондиционера происходит в несколько этапов. Каждый из них следует рассматривать самостоятельно.
* Изначально необходимо найти магистраль с низким давлением, далее очищаем пространство вокруг нее и снимаем крышку.
* Надеваем на штуцер колпачок от баллона с заправочным шлангом.
* Мотор включается на оборотах 1500.
*Максимально допустимое значение циркуляции воздуха необходимо для заправки. Вентиль низкого давления открывается, баллон разворачивается краником вниз, и открывается кран, но двигатель при этом должен работать.
*Счетчик давления во время заправки не должен превышать 285 кПа.
*Заправка считается законченной, если воздух в салоне достигает 5-8 градусов.
Вот ссылка на видео
Закончил заправлять, взвесил баллон электронными безмен-весами, конечно это не весы, но хоть примерно знать для себя сколько зашло. Примерно 600-650 гр. Положено 500 гр. стравливать не стал, так как доверия этим весам нет. По давлению все норм, на выходе дует +6 градусов. Только маслица забыл добавить мл 60, ну думаю не критично, в следующий раз долью, как приобрету масленый инжектор.
Ну и раз уж взялся за кондей, почистил ещё электромагнитную муфту. Как её разобрать и отремонтировать, если требуется, можно посмотреть в бж у пользователя Д2 4nail Ремонт электромагнитной муфты компрессора кондиционера mazda 3
Как делается замена осушителя кондиционера
Большинство современных автомобилей оборудовано кондиционером (для большей части автомобилей они идут уже в базовой комплектации). Но, как и любой механизм, он требует обслуживания. Проверка на герметичность, замена масла, фильтрующих элементов и охлаждающей жидкости (хладагента) – все эти процедуры необходимо проводить, чтобы обеспечить бесперебойную работу кондиционера. Смена фильтра – несложная работа, которую при необходимости можно выполнить самому.
Типы осушителей
На данный момент автомобильная промышленность применяет в своих кондиционерах три типа фильтров. Каждый тип имеет свои конструктивные особенности.
- Вариант с расширительной трубой. В выключенном состоянии газ внутри всей системы находится под одинаковым давлением. При включении компрессора он нагнетается в конденсатор. После охлаждения газ переходит из газообразного состояния в жидкое и подаётся через расширительную трубу (представляет собой жиклёр постоянного сечения) на испаритель. Затем жидкий фреон расширяется и охлаждает испаритель (нагнетаемый вентилятором воздух, проходя через него, охлаждается и по воздуховодам попадает в салон авто), переходя при этом обратно в газообразное состояние. Далее, газообразный фреон попадает в ресивер-осушитель, предотвращая попадание жидкого хладагента в компрессор. При отсутствии «докипателя» те мелкие капли, которые не успели перейти в газообразное состояние, приведут к быстрому выходу из строя компрессора. Корпус имеет достаточный объём, чтобы газ смог расшириться и гарантированно исключить выход жидкого хладагента. Внутри колбы находятся сетка для очистки газа от включений и мешочек с абсорбентом (силикагель либо аналог) для удаления влаги. Объём влаги, который может поглотить абсорбент, ограниченный, поэтому необходимо соблюдать цикличность смены, установленную заводом изготовителем. Конструкция «докипателя» полностью исключает выход жидкого фреона из выходного патрубка (при условии соблюдения норм заправки). При этом изменение мощности охлаждения осуществляется за счёт изменения производительности компрессора либо циклическим включением и отключением. Элемент является неразборным и при выходе из строя меняется целиком. Состав абсорбента внутри «докипателя» различный (зависит от типа фреона), поэтому замену нужно производить на аналогичный.
- Вариант с терморегулирующим клапаном. Принцип работы установки тот же, отличается лишь тем, что фильтрующий элемент расположен в контуре высокого давления и, помимо фильтрации, служит ресивером жидкого фреона. Установлен он на отрезке между конденсатором и терморегулирующим клапаном (который меняет сечение жиклёра в зависимости от температуры газа, выходящего из испарителя). Для стабильной работы клапану нужна строго жидкая фаза хладагента, и чтобы исключить попадание газообразного фреона в клапан, устанавливается ресивер. Внутри так же, как и в первом варианте, расположен элемент, предотвращающий прохождение загрязнений, и гранулированный абсорбент для удаления влаги. Забор фреона производится с самого дна стакана, что исключает попадание неочищенного либо газообразного фреона в клапан.
- Вариант с осушителем, установленным на конденсаторе. Данная конструкция применяется на большинстве современных автомобилей. Такой вариант подлежит обслуживанию и не потребует замены всего элемента, как было в предыдущих версиях. Конструктивно это обычный стакан (как в версии с клапаном), распаянный на конденсаторе. Снизу имеется технологическая пробка (в большинстве случаев на ней же и установлен сетчатый фильтр), выкрутив которую, можно достать мешочек с абсорбентом и сменить его на новый. Конструкции некоторых автомобилей позволяют производить замену без снятия конденсатора, а лишь открутив пробку снизу. Обслуживание такого типа обойдётся на порядок дешевле первых двух.
Функции
- Производит хранения масла и хладагента в те моменты, когда они не используются.
- Производит очистку и удаление влаги из системы. Влага может попасть во время установки, обслуживания или при разгерметизации системы (из воздуха).
Выход из строя может возникнуть при нахождении в системе чрезмерного количества влаги. Повышенная влажность может вызвать коррозию, образования ледяных пробок и ухудшить подачу масла для компрессора. Также при взаимодействии воды и хладагента может образовываться кислота, которая будет разрушать металлические части и резиновые уплотнители.
Периодичность замены
Замена производится не реже одного раза в пять лет (каждый производитель может указывать свой срок службы) и при каждом попадании воздуха. Осушаемый хладагент отдаёт находящуюся в нём влагу фильтрующему элементу. При накоплении большого количества загрязнений фильтр осушитель перестаёт выполнять свою главную функцию, что может привести к выходу из строя более дорогих элементов кондиционера.
Способ замены
При наличии достаточного опыта и оборудования можно произвести замену самостоятельно. Если же опыта и инструментов недостаточно, лучше обратится к специалистам, поскольку даже небольшое количество воздуха, попавшего в систему, может вывести из строя весь агрегат.
- Перед заменой нужно удалить хладагент. Сделать это можно с помощью специальной установки.
- Затем следует отключить автомобиль от электроснабжения, отсоединив клемму.
- Отключить все клеммы, подходящие к фильтру.
- Далее, нужно отключить подающую и обратную магистрали. После отключения нужно закрыть магистрали, чтобы исключить попадание в них мусора.
- Теперь можно открутить все крепления, которыми осушитель крепится к автомобилю, и достать его.
- Для дальнейшей работы нам понадобится новый осушитель кондиционера для автомобиля, в его инструкции должен быть указан способ добавления масла в систему. Оно добавляется либо непосредственно в сам стакан, либо подмешивается при заправке фреона.
- Теперь нужно заменить все уплотнительные кольца на новые, они могут идти в комплекте с фильтром, либо их нужно приобретать отдельно.
- Установите на место новый осушитель (важно, чтобы упаковка была герметичной, поскольку при нарушенной упаковке абсорбент будет набирать влагу из воздуха, что значительно снизит период его эксплуатации) и прикрутить все магистрали на свои места, после чего прикрутить крепление к автомобилю.
- После этого подключим все отсоединённые клеммы и установим клемму на аккумуляторе.
- Затем, после проверки крепления всех узлов, нужно завести двигатель автомобиля, поднять обороты мотора до 1500 об/мин, подсоединить заправочную станцию и приступить к заправке хладагента.
- После заправки проверить все магистрали и узлы на предмет герметичности.
- Если герметичность не нарушена, запускаем кондиционер и проверяем равномерность охлаждения испарителя.
Данный вид ремонта не является сложным, но его невозможно произвести без специализированного оборудования. Часть работ можно выполнить самому, а заправку лучше поручить специалистам.
Осушитель кондиционера авто
В настоящее время почти все новые автомобили, сходящие с заводского конвейера штатно оснащаются кондиционерами.
Комфортные условия во время поездки особенно в жаркую погоду в городских пробках, когда температура металла на солнце нагревается более пятидесяти градусов, давно оценили владельцы автомобилей с климатическими установками.
Переставший работать кондиционер, особенно летом, многими привыкшими к постоянной температуре в салоне воспринимается достаточно болезненно. Увы, автомобильные кондиционеры требуют постоянного сервисного обслуживания имеют свои конструктивные особенности в отличие от домашних и промышленных установок.
Особенности и неисправности контура автомобильного кондиционера
Основной проблемой любой автомобильной климатической установки является постоянная естественная потеря хладагента. В отличие от стационарных, автомобильные кондиционеры имеют большее количество стыковочных узлов, что обусловлено необходимостью для удобства монтажа и проведения профилактических работ по промывке системы кондиционирования. Отдельные детали системы соединяются при использовании резинотехнических прокладок, которые со временем теряют эластичность и покрываются мелкими трещинами способствующими испарению фреона из-за чего собственно и происходит потеря хладагента с рефрижераторным маслом. Такие негерметичные соединения можно достаточно легко определить визуально по наличию масляных пятен или специального красителя на стыковочных узлах, который заправляется в контур вместе с хладагентом.
Внимание! При обнаружении масляной пленки или красителя на соединительных стыках следует обратиться в автосервис для диагностики и устранения неисправности.
Не лучшим образом, на работу климатической установки, оказывает влияние наличие, даже в небольшом количестве, воды в контуре системы. Влага внутри системы способствует образованию очагов коррозии на металлической поверхности, а также приводит к замерзанию трубок испарителя, что приводит к нарушению циркуляции хладагента.
Устройство и функции ресивера-осушителя
Избавится от образовавшейся влаги, в герметично закрытой системе кондиционирования предназначен ресивер-осушитель автокондиционера, который расположен на участке трубопровода между радиатором конденсатора и испарителя.
Конструкция ресивера-осушителя состоит из:
- металлического корпуса;
- осушителя с гранулами абсорбента;
- фильтрующего элемента;
- впускного патрубка;
- выпускного патрубка.
Незатейливая на первый взгляд конструкция выполняет одновременно три функции:
- обеспечивает плавное движение и выравнивание давление хладагента в контуре;
- собирает и удерживает влагу, не позволяя, распространятся по системе;
- фильтрует и задерживает мелкие механические частицы.
Хладагент от компрессора поступает в радиатор конденсатора в подогретом газообразном виде, вентилятор охлаждает фреон, осуществляя преобразование газа в жидкое состояние, в котором он и поступает через впускной патрубок в емкость ресивера. Проходя через осушитель кондиционера авто с гранулами абсорбента, отделяется и задерживается влага. Механический мусор оседает в фильтрующем элементе и очищенный хладагент через выпускной патрубок поступает по трубопроводу в испаритель находящийся в салоне автомобиля.
Предупреждение! Осушитель автокондиционера и фильтрующий элемент не подлежат отдельной замене и являются разовыми деталями, по этой причине ресивер кондиционера не подлежит разборке и замена производится полностью.
Замена ресивера-осушителя
Производить замену ресивера-осушителя следует при каждом вмешательстве в контур, когда происходит удаление хладагента, в основном это связано с:
- ремонтом кондиционера;
- устранением неисправностей соединительных узлов;
- заменой шлангов;
- заменой радиатора конденсатора;
- заменой радиатора испарителя;
- заменой отдельных элементов трубопровода;
- промывкой системы.
Количество гранул абсорбента расположенное в осушителе способны задержать и удерживать 8-10 миллиграммов влаги при правильном сервисном обслуживании опытными специалистами без нарушений технологического процесса, что вполне хватает от замены до замены. Фильтрующий элемент также имеет достаточный эксплуатационный запас. На новом ресивере-осушителе впускной и выпускной патрубки закрыты защитными колпачками предотвращающими попадание влаги из атмосферы во время хранения. Защитные колпачки удаляются непосредственно перед установкой, что бы обеспечить минимальное количество времени для контакта с воздухом.
К неисправностям ресивера-осушителя можно отнести:
- механическое повреждение корпуса;
- перенасыщение влагой осушителя, с гранулами абсорбента которое может произойти при попадании воздуха в систему, в случае нарушения технологии заправки хладагента;
- сильное загрязнение механическим мусором фильтрующего элемента из-за несвоевременной замены ресивера-осушителя;
- разгерметизация узла соединения впускного или выпускного патрубка.
Демонтаж и установку ресивера-осушителя следует производить на автосервисе во время проведения сервисных или ремонтных работ. Использование специального стенда для закачки хладагента, позволит избежать непроизвольного попадания воздуха в систему и нарушения технологического процесса.
Источник https://www.drive2.ru/l/10412476/
Источник https://remam.ru/vozdsys/kak-zamenit-osushitel-konditsionera-avto.html
Источник https://auto-kondey.ru/works/osushitel-konditsionera-avto.html