Рынок грузового транспорта и спецтехники: итоги 2020 года и ожидания на 2021 год
Эксперты Авито Авто зафиксировали рост спроса на подержанный транспорт для грузоперевозок по итогам 2020 года. Спрос в этой категории, по данным сервиса, вырос на 14,8% по сравнению с 2019 годом. При этом объем рынка новых грузовых автомобилей в России по данным «АВТОСТАТ» в 2020 году сократился на 7,3%. Одна из основных причин переориентации на вторичный рынок – рост цен на рынке нового грузового транспорта и спецтехники.
Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники
Согласно данным Авито Авто, рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2020 года составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8% и 19,3%, соответственно, на тягачи – на 5%.
Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии, и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. К IV кварталу 2020 года вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2% и 16,2%, соответственно.
Вид техники | I кв. 2020 г. % | II кв. 2020 г. % | III кв. 2020 г. % | IV кв. 2020 г. % |
---|---|---|---|---|
Все виды | +24,0 | +6,1 | +6,0 | +12,8 |
Грузовики | +27,3 | +8,2 | +4,6 | +8,4 |
Легкий коммерческий транспорт | +29,4 | +8,7 | +14,5 | +22,7 |
Погрузчики (всех типов) | +35,5 | +2,9 | +1,5 | +22,5 |
Прицепы | +15,1 | +14,1 | +12,6 | +17,2 |
Тягачи | +15,6 | -9,9 | +1,6 | +16,2 |
При этом предложение на вторичном рынке снизилось (-3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов Авито Авто это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.
Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ».
По данным «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 году. Кроме того, производство грузовиков в 2020 году снизилось на 9%.
Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.
Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом
По результатам 2020 года средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным Авито Авто, 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.
Цена, руб. | Цена, изменение за год, % | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I кв. 2020 г. | II кв. 2020 г. | III кв. 2020 г. | IV кв. 2020 г. | I кв. 2020 г. | II кв. 2020 г. | III кв. 2020 г. | IV кв. 2020 г. | |
Все типы | 500 000 | 500 000 | 510 000 | 550 000 | 0,2 | 4,2 | 5,2 | 10,0 |
Грузовики | 510 000 | 550 000 | 550 000 | 600 000 | 2,0 | 12,2 | 12,2 | 17,6 |
Легкий коммерческий транспорт | 360 000 | 370 000 | 375 000 | 380 000 | 2,9 | 7,2 | 7,1 | 5,6 |
Погрузчики | 790 000 | 900 000 | 910 000 | 980 000 | 12,9 | 28,6 | 21,3 | 24,1 |
Прицепы | 220 000 | 190 000 | 200 000 | 200 000 | -4,3 | -13,6 | -13,0 | -9,1 |
Тягачи | 1 300 000 | 1 350 000 | 1 250 000 | 1 250 000 | 0,0 | 6,3 | 4,2 | -3,8 |
Ожидания на 2021 год
По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Автоуслуги» и «Коммерческий транспорт» в Авито Авто, в 2021 году ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.
«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2020 года и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».
Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарев, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТ», отмечает, что в 2021 году положительная динамика покупательского интереса возможна, прежде всего, за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2020 года. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 долл/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.
Шок на рынке грузовиков России: сразу три китайских бренда обошли АЗ «Урал», ГАЗ и МАЗ
Импортозамещение на рынке новых грузовых автомобилей в России пошло по китайскому варианту: продажи марок КАМАЗ, «Урал», ГАЗ и МАЗ падают, реализация грузовиков из Поднебесной растет кратно.
В июле в РФ регистрации новых грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонны по сравнению с прошлым годом, по данным агентства «Автостат», сократились почти на треть: с 9575 до 6648 единиц.
Лидирует по-прежнему КАМАЗ. Но российскому автогиганту в минувшем месяце удалось продать лишь 2511 грузовиков, а ведь год назад результат был куда внушительнее – 3408 единиц техники. То есть реализация упала на 26,3%.
А теперь главная сенсация: второе, третье и четвертое места по продажам в России в июле заняли три китайских производителя! Shacman (Shaanxi) реализовал 1030 машин (рост в 3,7 раза), Howo – 670 (рост в 3,3 раза), FAW – 455 (рост в 1,8 раза).
За ударной китайской тройкой расположились российские АЗ «Урал» с результатом 368 проданных грузовиков (падение составило 19,3%) и ГАЗ с 321 реализованным автомобилем (-63,9%). У белорусского МАЗа продажи сократились с 547 до 316 единиц техники, то есть на 42,2%.
Еще два китайских производителя заняли восьмое и девятое места: JAC нарастил продажи в 5,9 раза – с 49 до 291 грузовика; Hongyan снизил продажи со 104 до 92 единиц (-11,5%). А замкнул топ-10 японский бренд Isuzu: у него реализация упала с 368 до 89 автомобилей (в 4,1 раза).
По итогам семи месяцев рынок новых грузовиков в России сократился с 55.998 до 44.324 штук, или на 20,8%.
Лидерство КАМАЗа все еще выглядит бесспорным: несмотря на падение продаж с 19.977 до 17.561 автомобиля (или на 12,1%), российский автогигант свою рыночную долю увеличил с 35,7% до 39,6%.
Регистрации новых МАЗов за январь – июль сократились с 3397 до 2343 единиц, или на 31,0%. Рыночная доля бренда уменьшилась с 6,1% до 5,3%. Пока МАЗ занимает пятую строчку в топ-10. Но посмотрите на июльский результат Howo…
Рынок грузовиков и автобусов РФ–2020: итоги продаж за год
В январе традиционно выходят в свет аналитические обзоры рынков — первые итоги уходящего года. Исследования отечественного рынка грузовых автомобилей подтверждают, что многие эксперты оказались правы, составляя пессимистичные прогнозы. По данным «АВТОСТАТ», продажи новых грузовиков в 2021 году составили 80,7 тыс. единиц. В 2021 году этот показатель был на 2% выше. Из статьи вы узнаете, как менялся рынок в течение двух полугодий, с какими результатами завершился 2021 год и что ожидают эксперты от года текущего.
Минус 2% уже с I квартала
По данным «Автостат Инфо», по истечении 2021 года, в РФ было реализовано 80,7 тыс. единицы грузового автотранспорта. Спад по сравнению с объемом продаж 2021 года составил 2%. При этом сегмент отечественных грузовиков за отчетный период подрос на 10%. Поэтому падение рынка объясняется тем, что заметно просел сегмент импортных грузовых авто. Так, в январе-марте 2021 года было реализовано 6 890 штук иномарок, что на 15,5% меньше, чем в аналогичный период 2018 года. На долю грузовиков российского производства пришлось 59,8%, импортных – 40,2%.
В I квартале, как и прежде, лидировал «КАМАЗ». За год было куплено 27,6 тыс. машин этой марки. Отечественная машиностроительная компания ежегодно демонстрирует рост: по сравнению с 2021 годом, «КАМАЗ» прибавил к своему объему продаж 15,7%. Вторым номером в рейтинге брендов идет марка «ГАЗ». Горьковский производитель улучшил показатели продаж по сравнению с 2018 годом на 5,9% %. На третьей позиции – шведский бренд Volvo. За прошлый год было продано 5,7 тыс. машин (-10%). Четвертую строчку занимает Scania (5,6 тыс. шт.; -16%). Пятое место за брендом MAN (5 тыс. шт.; -1,5%).
В рейтинге самых продаваемых моделей на лидирующей позиции, как и в 2021 году -KAMAZ 43118, продажи этой модели составили 6,8 тыс. единиц (+3,3%). Второе место также остается за моделью GAZ Gazon Next (+4,6%). На третье строчке рейтинга моделей стоит КАМАZ 65115, прибавивший 10,9%. На четвертом месте еще одна модель марки KAMAZ 5490 (+6,7%) и замыкает пятерку Mercedes-Benz Actros (-12,4%). По итогам прошлого года самой популярной моделью стала KAMAZ 65115 (+10,9%), а самый большой спад наблюдался у Volvo FH (-17,6%).
Рынок новых автобусов сократился на 5%
после роста на протяжении четырёх лет сегмент новых автобусов в России показал падение на 5% по сравнению с результатами 2021 года. Объём рынка (без учета LCV) составил 13,2 тыс. единиц.
Источник фото: gruzovoy.ruВ декабре 2021 г. в России было продано 1 710 новых автобусов (-2%)
Наиболее популярным брендом среди покупателей оказался ПАЗ. Было реализовано 6 348 ед. техники (-21%), что составляет 48% в общем объёме продаж. Вторым по востребованности оказался ЛИАЗ: в рассматриваемый период было реализовано 2 514 автобусов этой марки, что на 56% больше, чем в 2021 году. В ТОП-3 вошёл также НЕФАЗ с результатом 1 551 шт. (+47%). На четвёртой строчке рейтинга — белорусский МАЗ (693 ед.; +49%), а замыкает пятёрку российский КАВЗ (423 ед.; -0,2%).
Стоит отметить, что половина брендов, которые по итогам 2020 года вошли в десятку, показала хороший рост — от +21% (КАМАЗ) до +56% (ЛИАЗ). Однако вторая половина компаний продемонстрировала снижение, в основном также выразившееся двузначными числами. Самое сильное падение произошло у китайского Yutong (-54%).
Наибольшим спросом среди всех автобусов в 2021 году пользовались модели Павловского завода — ПАЗ-3205 (3 168 ед.) и ПАЗ-3204 (1 967 ед.). На третьей строчке рейтинга — низкопольный автобус ЛИАЗ-5292 (1 758 шт.). В ТОП-5 вошли также низкопольный НЕФАЗ-5299 (1 551 ед.) и ПАЗ-4234 (963 ед.). Остальные модели разошлись в количестве менее 400 штук.
Российские производители в плюсе
Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2021 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.
Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.
Рынок коммерческих автомобилей в 2021 году: снижение, но не обвал
Пандемия, кризисы в экономике, неблагоприятные политические события — все это не предвещало рынку коммерческого транспорта в нашей стране ничего хорошего. Многие прогнозы обещали чуть ли не двукратное падение продаж. К счастью, сбыться им не удалось. По данным агентства Автостат, никакого обвала не произошло, а налицо лишь очередная, пусть и немалая, просадка рынка.
Продажи новых грузовиков (массой более 3,5 т), шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
КАМАЗ | 27 768 | 27 610 | 0,6 |
ГАЗ | 6 820 | 8 867 | –23,1 |
Scania | 4 924 | 5 621 | –12,4 |
Volvo | 4 486 | 5 655 | –20,7 |
Урал | 4 067 | 3 196 | 27,3 |
MAN | 3 833 | 5 015 | –23,6 |
МАЗ | 3 729 | 3 847 | –3,1 |
Mercedes | 3 381 | 4 132 | –18,2 |
Isuzu | 2 632 | 3 077 | –14,5 |
DAF | 1 698 | 2 584 | –34,3 |
Shacman | 1 698 | 1 391 | 22,1 |
Hyundai | 1 232 | 1 168 | 5,5 |
НефАЗ | 1 112 | 1 040 | 6,9 |
Hino | 1 093 | 1 199 | –8,8 |
САЗ | 933 | 964 | –3,2 |
IVECO | 853 | 1 313 | –35,0 |
Renault | 846 | 1 218 | –30,5 |
Jac | 698 | 502 | 39,0 |
Faw | 688 | 394 | 74,6 |
Fuso | 686 | 510 | 34,5 |
Howo | 470 | 464 | 1,3 |
Ford | 447 | 288 | 55,2 |
Foton | 232 | 199 | 16,6 |
XCMG | 126 | 83 | 51,8 |
Daewoo | 84 | 65 | 29,2 |
Другие | 244 | 243 | 0,4 |
Всего | 74 780 | 80 645 | –7,3 |
Сильнее всего она отразилась на продажах тяжелых грузовиков: в 2020 году они снизились на 7,3% по сравнению с 2019-м. При этом у лидера рынка, компании КАМАЗ, продажи не то что не упали, а даже слегка выросли — на 0,6%. Первенствует в его гамме по-прежнему полноприводник модели 43118. Но если его продажи все же немного снизились (на 4,4%, или на 300 машин), то тягачи-КАМАксоры модели 5490, занимающие второе место, уверенно прибавили 6,3% по сравнению с прошлым годом.
Продажи новых грузовиков по моделям, шт | |||
Модель | 2020 | 2019 | % |
КАМАЗ-43118 | 6 485 | 6 785 | –4,4 |
КАМАЗ-5490 | 5 592 | 5 259 | 6,3 |
Газон Next | 4 966 | 6 031 | –17,7 |
КАМАЗ-65115 | 4 682 | 5 263 | –11,0 |
КАМАЗ-6520 | 3 227 | 2 715 | 18,9 |
Volvo FH | 3 008 | 3 709 | –18,9 |
Mercedes Actros | 2 892 | 2 853 | 1,4 |
Scania R | 2 090 | 1 984 | 5,3 |
MAN TGS | 1 755 | 2 172 | –19,2 |
MAN TGX | 1 667 | 2 556 | –34,8 |
DAF XF | 1 596 | 2 476 | –35,5 |
Volvo FM | 1 456 | 1 929 | –24,5 |
Scania G | 1 315 | 1 819 | –27,7 |
Scania P | 1 293 | 1 722 | –24,9 |
ГАЗ-3308 | 1 221 | 1 931 | –36,8 |
Урал-4320 | 1 115 | 1 480 | –24,7 |
Hyundai HD 78 | 1 077 | 1 021 | 5,5 |
Урал Next | 980 | 287 | 241,5 |
НефАЗ-4514 | 894 | 764 | 17,0 |
Isuzu NPR | 891 | 968 | –8,0 |
Shacman SX3258 | 883 | 0 | — |
КАМАЗ-43253 | 865 | 961 | –10,0 |
КАМАЗ-53605 | 851 | 1 159 | –26,6 |
МАЗ-6312 | 806 | 834 | –3,4 |
КАМАЗ-6580 | 762 | 459 | 66,0 |
Другие | 22 411 | 23 508 | –4,7 |
Всего | 74 780 | 80 645 | –7,3 |
Ну а самый серьезный рост показал миасский Урал: продажи выросли сразу на 27,3%. Причем если классическое семейство 4320 в продажах просело почти на четверть (с 1480 экземпляров в 2019-м до 1115 в 2020-м), то автомобили семейства Next продемонстрировали буквально взрывной рост: если в 2021 году их было продано всего 287 штук, то в прошлом — почти тысяча.
А вот ГАЗ, наоборот, потерял очень много: в 2021 году ему удалось реализовать лишь 6820 грузовиков против почти девяти тысяч штук в 2019-м. При этом основная часть продаж приходится на Газон Next, который потерял за год 17,7%. Впрочем, возможно, в нынешнем году ситуацию Горьковского завода улучшит новый Валдай, о котором мы недавно подробно рассказывали.
Грузовики европейских марок на рынке РФ, шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
Scania | 4 924 | 5 621 | –12,4 |
Volvo | 4 486 | 5 655 | –20,7 |
MAN | 3 833 | 5 015 | –23,6 |
Mercedes | 3 381 | 4 132 | –18,2 |
DAF | 1 698 | 2 584 | –34,3 |
IVECO | 853 | 1 313 | –35,0 |
Renault | 846 | 1 218 | –30,5 |
А вот европейцам на нашем рынке нелегко. Среди представителей «большой семерки» борьба явно шла не за то, кто больше прибавит, а за минимизацию потерь — серьезно потеряли все. Наименее плачевно дела обстоят у шведов: Scania и Volvo потеряли соответственно 12,4% и 20,7% рынка и заняли первое и второе места среди западных производителей. Ну а больше всех просели продажи у таких марок, как DAF, IVECO и Renault.
Продажи новых легких коммерческих автомобилей, шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
ГАЗ | 44 481 | 50 704 | –12,3 |
УАЗ | 14 531 | 17 320 | –16,1 |
Ford | 13 970 | 13 000 | 7,5 |
Лада | 12 610 | 11 090 | 13,7 |
Volkswagen | 4 129 | 5 709 | –27,7 |
Peugeot | 3 362 | 3 133 | 7,3 |
Mercedes | 3 225 | 3 323 | –2,9 |
Hyundai | 2 378 | 2 663 | –10,7 |
Citroen | 2 270 | 1 980 | 14,6 |
Fiat | 1 250 | 1 067 | 17,2 |
Другие | 2 105 | 2 216 | –5,0 |
Всего | 104 311 | 112 205 | –7,0 |
Рынок легких коммерческих автомобилей просел чуть меньше, чем у тяжеловозов: потеря относительно прошлого года составила семь процентов. Лидером здесь по-прежнему является ГАЗ, продажи у которого, впрочем, упали на 12,3%. Газель Next продолжает безоговорочно лидировать, но и она в 2021 году показала снижение на 14,7% — а это целых 4316 машин.
Второе место занял УАЗ — в основном благодаря обилию моделей в гамме, ведь ни одна из них не поднялась выше пятого места в общей статистике. Собственно, на нем обосновалась грузопассажирская версия «буханки» с индексом 3909, продажи которой в прошлом году снизились на 10%. Что же до новой полуторки УАЗ-Профи, то ее продажи буксуют, так же как и заднеприводные версии этого грузовичка на бездорожье: они упали на 31,6%, или 1122 машины.
Продажи новых легких коммерческих автомобилей по моделям, шт | |||
Модель | 2020 | 2019 | % |
Газель Next | 25 017 | 29 333 | –14,7 |
Ford Transit | 13 867 | 12 618 | 9,9 |
Лада Ларгус | 10 904 | 9 260 | 17,8 |
ГАЗ-3302 | 10 318 | 10 756 | –4,1 |
УАЗ-3909 | 7 356 | 8 176 | –10,0 |
ГАЗ-2752 | 3 734 | 3 572 | 4,5 |
УАЗ-Профи | 2 424 | 3 546 | –31,6 |
ГАЗ-3221 | 1 799 | 3 027 | –40,6 |
УАЗ-2206 | 1 779 | 2 085 | –14,7 |
Mercedes V-Class | 1 692 | 1 548 | 9,3 |
Другие | 25 421 | 28 284 | –10,1 |
Всего | 104 311 | 112 205 | –7,0 |
На этом фоне удивительный рост демонстрирует Ford, который умудрился в 2021 году продать почти на тысячу машин больше, чем в 2019-м. При этом Transit, прибавив целых 10% относительно прошлого года, уверенно опередил не только старые Газели, но и вазовский «каблучок» Ларгус, продажи которого, кстати, тоже неслабо выросли.
Продажи новых автобусов, шт | |||
Марка | 2020 | 2019 | % |
ПАЗ | 6 348 | 8 049 | –21,1 |
ЛиАЗ | 2 514 | 1 610 | 56,1 |
НефАЗ | 1 551 | 1 053 | 47,3 |
МАЗ | 693 | 466 | 48,7 |
КАвЗ | 423 | 424 | –0,2 |
Volgabus | 311 | 401 | –22,4 |
Yuotong | 274 | 590 | –53,6 |
КАМАЗ | 205 | 170 | 20,6 |
Higer | 164 | 257 | –36,2 |
MAN | 134 | 98 | 36,7 |
Другие | 548 | 715 | –23,4 |
Всего | 13 165 | 13 833 | –4,8 |
Ну а самое небольшое снижение показал российский рынок автобусов: он потерял 4,8% относительно результатов 2021 года. Первенствуют представители Группы ГАЗ. ПАЗ потихоньку теряет позиции (минус 21,1% относительно 2021 года), но благодаря массовым и недорогим моделям 3205 и 3204 сохраняет лидерство. ЛиАЗ, напротив, благодаря поставкам в города страны, увеличил продажи более чем наполовину. Похожие результаты в процентах демонстрирует и дочерний НефАЗ, занимающий третью строчку. Прибавил и белорусский МАЗ: в прошлом году было реализовано почти 700 автобусов этой марки.
Продажи новых автобусов по моделям, шт | |||
Модель | 2020 | 2019 | % |
ПАЗ-3205 | 3 168 | 3 604 | –12,1 |
ПАЗ-3204 | 1 967 | 2 700 | –27,1 |
ЛиАЗ-5292 | 1 758 | 718 | 144,8 |
НефАЗ-5299 | 1 551 | 1 053 | 47,3 |
ПАЗ-4234 | 963 | 1 193 | –19,3 |
ЛиАЗ-4292 | 368 | 238 | 54,6 |
КАвЗ-4238 | 242 | 316 | –23,4 |
МАЗ-203 | 241 | 44 | 447,7 |
ЛиАЗ-6213 | 235 | 382 | –38,5 |
КАМАЗ-6282 | 205 | 170 | 20,6 |
Другие | 2 467 | 3 415 | –27,8 |
Всего | 13 165 | 13 833 | –4,8 |
Успехи иностранцев куда скромнее. У китайцев продажи серьезно просели, а среди европейцев в десятку лучших попал только MAN — и то благодаря объемному контракту для Мосгортранса, который был заключен еще в 2021 году.
Магистральный тягач экономику не вывезет
По мнению экспертов, падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи. Это серьезный фактор, поскольку на долю этого транспорта приходится 80% всех грузоперевозок. А показатели рынка коммерческих автомобилей находятся в прямой зависимости от показателей рынка автомобильных грузоперевозок. Сегодня крупные торговые сети заметно снизили активность, следовательно, упали перевозки. Эксперты прогнозируют, что и в 2021 году снижение деловой активности, повлияет на уровень продаж в сегменте магистральных тягачей.
Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки. Стоит напомнить, что с 2021 года ряд лизинговых компаний не получит возмещение скидок, что в свою очередь повлечет удорожание лизинговых ставок. Сложилась ситуация, когда бизнесу не доступно обновление собственного автопарка и для его сохранения предпринимателям приходится выполнять капремонты, приобретать б/у технику. Эти факторы могут стать причинами дальнейшего падения рынка грузовых машин.
Рынок новых грузовых автомобилей
Среди региональных рынков новой грузовой техники лидером по финансовым результатам стала Московская область, где по итогам четырех месяцев 2021 г. продажи в денежном выражении составили 19,1 млрд руб. Емкость рынков Москвы и Республики Татарстан, которые также вошли в тройку лидеров, составила 15,5 млрд руб. и 15,1 млрд руб. соответственно.
В девяти регионах из ТОР-10 сохранилась положительная динамика финансовой емкости. Это обусловлено увеличением средневзвешенной цены и продаж новых грузовиков в данных регионах. В Ханты-Мансийском автономном округе сокращение спроса и средневзвешенной цены привело к отрицательной динамике финансовых результатов.
Средневзвешенные цены и финансовая емкость рынка новых грузовых автомобилей, ТОР-10 регионов, январь-апрель 2021 г.
Регион | Средневзвешенная цена, руб. | Динамика, 2021/2020 гг., % | Емкость, млн руб. | Динамика, 2021/2020 гг., % |
Московская область | 7 435 295 | 5,2 | 19 101 | 53,0 |
Москва | 7 048 472 | 10,2 | 15 450 | 54,0 |
Татарстан Республика | 7 433 194 | 26,5 | 15 052 | 102,1 |
Санкт-Петербург | 7 699 856 | 1,9 | 8 385 | 64,6 |
Ханты-Мансийский АО | 6 484 393 | -4,8 | 7 418 | -26,0 |
Нижегородская область | 6 436 529 | 5,2 | 6 855 | 94,1 |
Смоленская область | 9 908 000 | 14,8 | 5 975 | 46,1 |
Челябинская область | 6 291 392 | 13,5 | 5 348 | 49,1 |
Красноярский край | 7 676 928 | 20,1 | 5 090 | 69,4 |
Краснодарский край | 6 582 959 | 8,0 | 4 740 | 50,7 |
Источник: Russian Automotive Market Research
В отчетном периоде лучший финансовый результат принадлежал бренду KAMAZ. Продажи новых грузовиков KAMAZ в денежном выражении составили 60,8 млрд руб. Далее следует бренд SCANIA, продажи автомобилей которого в денежном выражении составили 23,4 млрд руб. Также в первую тройку вошел бренд VOLVO с финансовым результатом 22,5 млрд руб.
Девять брендов из первой десятки сохранили положительную динамику финансовой емкости не только из-за роста средневзвешенной цены, но и за счет увеличения продаж. У ISUZU, продажи которого сократились на 34,1%, финансовые результаты показали отрицательную динамику.
Источник https://os1.ru/event/26350-rynok-gruzovogo-transporta-i-spetstehniki-itogi-2020-goda-i-ojidaniya-na-2021-god
Источник https://www.abw.by/novosti/commercial/227576
Источник https://gto-avto.ru/gruzovik/rynok-gruzovyh-avtomobilej-v-rossii.html