Легкий коммерческий транспорт: что происходит на рынке?

В последние годы российский рынок новых LCV (то есть лёгкого коммерческого транспорта) представлял собой довольно стройную картину. Лидером сегмента оставались «Газели», их в свою очередь пытался догнать Ford Transit елабужской сборки. Скажем, по итогу 2021 года оказалось, что из 144 тысяч вставших на учёт ГИБДД автомобилей преобладающее количество, 64,7 тысячи — это техника марки ГАЗ, а 20,5 тысячи — «Форды». Также неплохо расходились машины из Калуги под марками Peugeot, Citroen и Opel. Но теперь ситуация на рынке комтранса точно изменится.

2021-й оказался годом грандиозных перемен. Стремительно старевший автопарк лёгкого комтранса вдруг начал молниеносно обновляться! Продажи LCV разом подскочили на 38%. С одной стороны, повлиял эффект «низкой базы» 2020 года, когда из-за эпидемиологических ограничений рынок резко сжимался. В то же время, в 2021 году пресловутая эпидемия коронавируса оказалась основным драйвером роста, так как локдауны, самоизоляция и массовый перевод сотрудников на «удалёнку» спровоцировали активное развитие электронной торговли.

По данным аналитического агентства Data Insight, тройка крупнейших российских маркетплейсов (Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет) нарастила выручку от 95 до 180%, а количество заказов на этих площадках увеличилось на величину от 155 до 199%. В других интернет-магазинах, что торгуют электроникой, инструментом, а также товарами для дома и сада, тоже наблюдался грандиозный приток новых клиентов.

Понятно, что для доставки покупок по адресам заказчиков и пунктам выдачи перевозчикам пришлось наращивать флотилии развозных фургонов. Производители и дистрибьюторы хвастались, что портфели заказов на новые автомобили сформированы аж до середины 2022 года. Но очевидно, что теперь поставщики иномарок не смогут отгрузить заказанные клиентами машины: отечественные заводы и экспортные поставки техники заграничных брендов сейчас остановлены.

Завод ГАЗ, линия сварки

Между тем, благодаря высокой популярности маркетплейсов продавцам удается сохранить продажи на нормальном уровне, уверяет платформа XWAY_MMP (официальный партнёр крупнейших игроков рынка). Кроме того, в поддержку селлерам крупные интернет-площадки снизили комиссию и стоимость доставки, сделали хранение бесплатным, а заодно подарили бонусы на продвижение.

Но не одним только сектором торговли онлайн живёт рынок LCV. Лёгкие грузовики также нужны малому и среднему бизнесу, которому государство обещает массу преференций самого разного толка. Так, в некоторых регионах страны упростят размещение нестационарных торговых объектов. Вдобавок меры поддержки будут оказаны представителям аграрного сектора, частным инвесторам и многим другим.

А значит, в ближайшее время может сложиться парадоксальная ситуация, когда спрос на комтранс есть, а самих машин нет. Ожидая такой вариант развития событий, многие представители бизнеса сейчас предпочли подстраховаться и приобрести технику как можно скорее, ведь дальше грузовики будут только дорожать. А ходовые версии иномарок вообще исчезнут из ассортимента дилеров…

В итоге, если клиент планировал покупку иномарки, закладывая стоимость каждой машины порядка 2,8–3,3 миллиона рублей, то теперь бюджет вырос практически вдвое — до 4,5–5 миллионов. А значит, приходится либо сокращать закупки, либо искать альтернативу — например, те самые «Газели». Марка ГАЗ сейчас предлагает покупателям автомобили сразу трёх поколений — классический «Бизнес», проверенный Next и новейший NN.

Читать статью  Ладим с Грантой в «японском» седане Datsun on-DO — ДРАЙВ

Так, вместо резко подорожавшего «импорта» перевозчики смогут позволить себе новую «Газель NN», которая представляет собой «оцифрованную» и осовремененную версию «Некста». При этом нельзя сказать, что отечественная техника проигрывает иностранным конкурентам: в последнее время марка ГАЗ, сформировав широкую линейку моделей, смогла совершить серьёзный скачок по части качества, надёжности, безопасности и технологичности.

Потребность в легком коммерческом транспорте для логистики и пассажирских перевозкок трудно переоценить. Только в Московской области число пассажирских маршрутов превышает 2 тысячи. А их суммарная протяженность уверенно переваливает за 40 тысяч километров

Впрочем, гораздо важнее сейчас может оказаться другое, а конкретно — наличие и стоимость запасных частей. Начнём со стоимости. В марте расценки на проведение ТО силами официального дилера для популярных иномарок увеличились на 70%. Теперь за рядовое техническое обслуживание владельцу комтранса нужно заплатить не меньше 30 тысяч рублей! И тарифы «официалов» продолжают расти…

На ценники деталей для кузовного ремонта вообще невозможно смотреть без содрогания. За фару теперь просят минимум 42 000 рублей, а за бампер — 37 000 рублей. В прайс-листах на популярные «расходники» тоже произошли существенные изменения: за комплект передних тормозных дисков придётся отдать около 25 тысяч, за единственный амортизатор — 7 500, а за тормозные колодки — 4 500 рублей.

Российский рынок новых LCV в 2020 году

Российский рынок новых LCV в 2020 году

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 104,3 тыс. единиц, что на 7% ниже результатов 2019 года.

Лидерство традиционно удерживает российская марка GAZ, на долю которой в 2020 году пришлось 43% от общего объема. В количественном выражении это соответствует 44,5 тыс. штук – на 12,3% меньше, чем в январе – декабре 2019 года. На втором месте располагается другой отечественный производитель – УАЗ, падение которого составило 16,1%. Его объем рынка в прошлом году – 14,5 тыс. автомобилей. Третью строчку занимает американский Ford с результатом в почти 14 тыс. экземпляров (+7,5%).

В первую пятерку по итогам 2020 года также попали отечественная LADA (12,6 тыс. шт.; +13,7%) и немецкий Volkswagen (4,1 тыс. шт.), показавший самое большое в десятке марок-лидеров падение (-27,7%). Половина брендов, вошедших в ТОП-10, показала падение, а у другой половины – соответственно, положительная динамика. Самый высокий рост эксперты отмечают у итальянского Fiat (+17,2%).

В модельном рейтинге лидирует лидирует GAZ Gazelle Next, объем рынка которой в 2020 году составил 25 тыс. единиц (-14,7%). Стоит отметить, что на нее пришлось около четверти всего рынка новых LCV в России (24%). Самой популярной иностранной моделью LCV в 2020 году стал американский Ford Transit. Его результат – 13,9 тыс. штук (+9,9%). Следом идет отечественная модель – фургон LADA Largus VU (10,9 тыс. шт.; +17,8%), на четвертой строчке – GAZ 3302 (10,3 тыс. шт.; -4,1%). Замыкает пятерку лидеров УАЗ 3909 (7,4 тыс. шт.; -10%).

Эксперты отмечают, что более половины моделей-лидеров (6 из 10) имеют отрицательную динамику. При этом наибольший рост зафиксирован у LADA Largus VU (+17,8%), а самое сильное падение – у GAZ 3221 (-40,6%).

Что касается итогов декабря 2020 года, то здесь эксперты отмечают, что рынок новых LCV в России упал на 4% по сравнению с декабрем 2019 года и достиг 12,9 тыс. штук. В марочном и модельном рейтингах декабря лидеры те же, что и в целом по году – GAZ и GAZ Gazelle Next соответственно.

Читать статью  Каталог новых автомобилей 2022: цены, фото, технические характеристики, модификации, отзывы владельцев.

ТОП-10 МАРОК РЫНКА LCV* В РОССИИ В 2020 ГОДУ (шт.)

Российский рынок новых LCV в 2020 году

ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА LCV* В РОССИИ В 2020 ГОДУ (шт.)

Российский рынок новых LCV в 2020 году

Примечание: данные по рынку подготовлены на основе регистраций в ГИБДД; сюда не входят автомобили силовых ведомств и дипломатических служб, а также регистрации машин на территории Крыма.

* В данном случае LCV – это транспортные средства полной массой до 3,5 т для коммерческой перевозки небольших грузов и пассажиров. Также к категории LCV мы причисляем коммерческие грузовики и микроавтобусы полной массой до 6 т и вместимостью до 19 пассажиров (если транспортное средство изготовлено на базе модели, входящей в сегмент LCV). Из числа пикапов к категории LCV нами относятся только пикапы LADA (ранее производились на ВАЗИНТЕРСЕРВИС), как используемые преимущественно в коммерческих целях.

Обзор рынка легких коммерческих автомобилей

Автомобили с международным обозначением LCV (Light Commercial Vehicle) или легкий коммерческий автомобиль, занимают почти третью часть рынка грузовых машин. В среднем на их долю приходится около 14,3% от общего объема новых авто. Сегмент малотоннажных машин широкого применения включает: пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики полной массой не более 3,5 т, а также микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров.

Определение LCV в наибольшей степени соответствует компактному развозному автомобилю с кузовом, с мощным и экономичным двигателем, низкими эксплуатационными расходами, приспособленному для эксплуатации в городах.

Европейский рынок LCV

рынок LCV 2017-2018

В 2017 году рынку LCV в Старом Свете удалось преодолеть двухмиллионный барьер: по итогам года было продано 2,07 млн автомобилей. Лидером среди европейских стран по продажам машин полной массой до 3,5 тонны остается Франция, где этот сегмент в прошлом году вырос на 7,1% и составил 437,4 тыс. машин. Великобритания с показателем 362,1 тыс. проданных авто, занимает второе место. Осторожные ожидания последствий Brexit уменьшили рынок на 3,6%, что привело к сокращению общеевропейской доли страны на 1,4% до 17,5%. Следом расположилась Германия с 270,7 тыс. машин, что превышает предыдущий результат почти на 5%.

Структура рынка LCV по странам ЕС

Франция 21,2%
Великобритания 17,5%
Германия 13,1%
Испания 9,6%
Италия 9,4%
Бельгия 3,7%
Нидерланды 3,6%
Польша 3%
Швеция 2,7%
Швейцария 1,9%

Увеличив продажи на 15,5%, на четвертую позицию рейтинга вернулась Испания. Пятерку лидеров замыкает Италия, где было реализовано 193,5 тыс. машин, что на 3,4% меньше по сравнению с 2016 годом. Далее с большим отставанием следуют Бельгия и Нидерланды. Рынки этих стран не превысили 80 тыс. единиц, а рост спроса составил 12,1% и 4,3% соответственно. Замыкают ТОР-10 крупнейших европейских рынков LCV: Польша (60,1 тыс.), Швеция (55,4 тыс.) и Австрия (40,2 тыс.). Отрицательная динамика продаж легких коммерческих автомобилей в 2017 году была зафиксирована в Дании (-2%), Норвегии (-0,5%), Ирландии (-14,1%) и Венгрии (-6,5%).

Малотоннажный коммерческий транспорт в России

рынок LCV 2017-2018

Продажа коммерческих автомобилей в России постепенно выходит на европейский уровень. Выбор такого транспорта характерен теперь не только для крупных компаний, чья деятельность базируется на грузоперевозках. Все чаще коммерческие автомобили приобретают небольшие фирмы с целью экономии. Российский рынок LCV в 2017 году вырос на 16,7% до 108,5 тыс. единиц. Все основные производители, за исключением FIAT, зафиксировали увеличение спроса на свою продукцию.
Структура отечественного рынка LCV по брендам:

  • GAZ
  • UAZ
  • LADA
  • FORD
  • MERCEDES-BENZ
  • VOLKSWAGEN
  • FIAT
  • PEUGEOT
  • HYUNDAI
  • CITROEN
Читать статью  ТОП-10 новых японских автомобилей, которые покупают россияне | АВТОСТАТ

Бессменный лидер рынка LCV — Горьковский автозавод увеличил продажи «ГАЗелей» и «Соболей» на 14,1%, что составило 47,8 тыс. машин.

При этом доля горьковчан уменьшилась на 1%. На втором месте рейтинга продаж – Ульяновский автозавод, который увеличил реализацию на 6,3% и достиг рубежа в 20 тыс. машин. Годовые потери производителя в общей доле составили 1,8%. На третьей позиции обосновалась LADA: продажи фургонов Largus и пикапов в прошлом году выросли на 31,3% и перешагнули отметку в 10 тыс. единиц.

Нельзя не упомянуть об очень востребованных ветеранах времен Союза: Ераз 762, Иж 2715, польской Nysa. При должном уходе они до сих пор встречаются на дорогах.

Считаем расходы

Аналитики «Автостата» провели анализ наиболее популярных иностранных LCV: Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter Classic, Fiat Ducato, Renault Master, Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Для исследования были выбраны цельнометаллические фургоны этих моделей в двух вариантах исполнения — со средней колесной базой и средней высоты крышей, а также авто с длинной колесной базой и высокой крышей. В результате анализа выяснилось, какие легкие коммерческие автомобили зарубежных марок наиболее выгодны в эксплуатации.

Дислокация исследования — Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Эксперты подсчитали, во сколько обойдется содержание автомобилей в течение трех лет при условии пробега 120 тыс. км за этот период. Принимались во внимание розничные цены новых грузовиков, их остаточная стоимость на вторичном рынке, а также такие статьи расходов, как топливо, регламентированные ТО у официальных дилеров, страховка и транспортный налог.

Первую строчку рейтинга по затратности владения занял Ford Transit. Содержание автомобиля этой марки обходится владельцам в 1,68 млн. рублей за три года или от 46,7 до 47,1 тыс. руб./мес. Если переводить этот показатель в стоимость одного километра пробега, то у Ford Transit он составляет 14 руб. При всей популярности в РФ, цена этой машины оказалась не самой доступной. Ее можно приобрести в России, в среднем от 1,9 млн. руб.

На второй позиции по совокупной стоимости владения среди иностранных LCV идет Mercedes-Benz Sprinter Classic. Расходы на его содержание за три года составляют 1,76 млн. руб. или ежемесячный бюджет — 49,1 тыс. руб. Каждый километр пробега обходится владельцу Sprinter Classic в 15 руб. Примечательно, что этот фургон премиальной марки оказался самым доступным по сравнению с конкурентами. В среднем машина торгуется от 1,6 млн. рублей.

Третье место в рейтинге иностранных LCV по совокупной стоимости владения показал фургон Citroen Jumper: придется потратить за три года от 1,8 до 1,9 млн. руб., в зависимости от варианта исполнения. В пересчете на ежемесячные траты — 50 тыс. и 53 тыс. руб. соответственно. А один километр пробега обойдется хозяину Citroen Jumper в 15 и 15,9 руб. Средняя стоимость авто – 1,85 млн. руб.

Источник https://motor.ru/lab/lcv-market-2022.htm

Источник https://www.autostat.ru/press-releases/47024/

Источник https://perevozka24.ru/pages/obzor-rynka-legkih-kommercheskih-avtomobiley

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: