Что такое автомойка: виды мойки автомобиля
В нашей стране невозможно ездить на автомобиле без регулярной мойки. Буквально пару выездов и машина уже грязная, особенно в осенне-зимний период. Для отечественных водителей посещение автомойки — регулярное занятие. Давайте разберемся, как правильно выбрать мойку, какими они бывают и что лучше подойдет для вашей машины.
Что такое автомойка
Под этим названием подразумевают специализированное место, где производится очистка кузова автомобиля от загрязнений. Также некоторые автомойки оказывают услуги по чистке салона, двигателя и других агрегатов.
Сейчас автомобильные мойки довольно сильно регулируются законом. От владельцев требуют соблюдения целого ряда нормативных актов. С одной стороны это обеспечивает защиту окружающей среды, с другой стороны может ограничивать возможности по развитию сетей автомоек.
Для регулирования моек используются следующие нормативные документы.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- ФЗ 53 от 30 марта 1999 года;
- ПП №554 от 24 июня 2000 года;
- Постановление Главного санврача №38 от 10 апреля 2003.
Также при проектировании могут упоминаться СанПины и ГОСТы, регламентирующие использование воды, организацию вентиляции и прочие документы.
Виды автомоек
Сейчас можно встретить самые разные автомойки. Они могут отличаться и по способу работы, и по уровню механизации и автоматизации. Можно встретить вот такую классификацию автомоек.
- По типу обслуживания (полноценная услуга или самообслуживания).
- Механизм мойки (бесконтактная или контактная).
- Техническое решение (ручная, механизированная, автоматизированная).
Эта классификация весьма условна, так как например, портальная мойка машин может быть как с полным циклом услуги и предлагать самообслуживание, а также бесконтактной или контактной. Поэтому, водители обычно делят мойки по способу очистки автомобиля. Ниже мы рассмотрим особенности наиболее распространенных в нашей стране видов моек.
Ручная
Сейчас встречается все реже. Обычно ее используют сами автолюбители. В этом случае автомобиль моется руками. Довольно сложный и длительный процесс. Для очистки используются различные шампуни и моющие средства.
Законодательство запрещает мыть машину где попало. Поэтому, вам придется искать место, где это разрешено. Обычно это все та же стандартная автомойка. А зачем вам тогда мыть авто руками?
Бесконтактная
Это целая группа автомоек, которые могут различаться по типу обслуживания. Чаще всего подразумевается мойка пеной и сильной струей воды. Никакие другие приспособления в процессе к автомобилю не прикасаются.
Такое решение считается наиболее безопасным для лакокрасочного покрытия автомобиля.
Сейчас в России это самый распространенный способ мойки. Часто именно такой тип используется на мойках самообслуживания.
Для достижения максимального эффекта необходимо контролировать ряд параметров.
- Качество воды. Регламентируется степень жесткости.
- Температура потока жидкости.
- Правильный подбор химической основы для пены.
- Время мойки. Многое зависит от типа загрязнения и некоторых других параметров.
- Давление воды. Это один из самых важных нюансов. Низкое давление может привести к неполному удалению загрязнений, а слишком высокое повреждает лакокрасочное покрытие.
Комплекс перечисленных факторов влияет на качество работы автомойки. Дорогие моечные комплексы контролируют все параметры, регулируя их в процессе работы.
Щеточная
Это разновидность контактной мойки, в которой не участвует персонал. Оборудование само очищает кузов машины, удаляя даже застарелые загрязнения. Используются специальные щетки, которые имеют нити из синтетики, обязательно с закругленными концами. Это позволяет избежать повреждения краски автомобиля.
Процесс мойки происходит в несколько этапов.
- Автомобиль окатывается водой. При этом вода подается под давлением.
- Наносится очищающая пена. Она подогревается перед нанесением.
- Включаются щетки, которые вращаясь на барабанах удаляют загрязнения.
- Машина еще раз окатывается водой, чтобы смыть остатки моющего средства.
- Кузов просушивается с помощью сжатого воздуха.
По качеству очистки превосходит бесконтактную мойку, но на практике есть риск повредить лакокрасочное покрытие. Сейчас водители стараются избегать щеточной чистки машин, хотя это ничем не оправдано.
Сухая
Появилась недавно. На практике используется редко и в основном самими автолюбителями. Для чистки применяет специальный гель. Он наносится на кузов, после чего стирается. Загрязнения удаляются, а на самом автомобиле остается тонкая защитная пленка.
В некоторых случаях чистящее вещество распыляется. После чего также стирается с поверхности.
Для удаления грязи используется микрофибра. Она отлично справляется с загрязнениями на кузове автомобиля. Хотя если грязь уже въелась, или есть сложные виды загрязнений, например, капли битума, вы вряд ли сможете отмыть автомобиль с помощью сухой технологии.
Такую мойку обычно предлагают в качестве экспресс-метода. Для очистки авто достаточно 10–15 минут, не нужно ждать пока машина высохнет. В нашей стране подобные виды мойки не распространены, в основном такие методики применяют в Европе и США. У нас распространение подобной услуги ограничено недоверчивым отношением автолюбителей, а также довольно высокой стоимостью. Ведь моющий гель или жидкость стоит недешево, что сказывается на цене услуги не в самую лучшую сторону.
Сухая мойка полностью безопасна для окружающей среды. В качестве чистящего вещества используются биоразлагаемые полимеры. Они быстро распадаются на составляющие и не оказывают никакого отрицательного воздействия на природу.
Автоматическая
Есть несколько технических решений для автоматизации процесс автомойки. Сейчас чаще всего применяются два следующих варианта:
- портальная;
- туннельная (конвейерная).
Первый вариант представляет собой арку (портал), которая движется вдоль машины, одновременно удаляя с него грязь.
Портальная автомойка может быть контактной или бесконтактной. В первом случае применяются специальные вращающиеся щетки. Есть специальные щетки с изменяемой геометрией, что позволяет удалять грязь и труднодоступных на кузове мест.
Бесконтактная мойка подразумевает использование воды под высоким давлением. Сначала портал проходит и наносит пену, потом следующим движением смывает чистящее средство с авто.
Считается, что портальная мойка, это один из самых быстрых способов помыть автомобиль. Причем так моют даже грузовики.
Туннельная автомойка немного схожа с портальной. Но, у этой мойки есть несколько арок, каждая из которых выполняет свою функцию: наносит чистящее средство, смывает грязь, сушит автомобиль. Также есть транспортерная лента, которая как раз и передвигает машину вдоль арок.
Обычно в комплекс туннельной автомойки входят следующие арки.
- Рама с форсунками высокого давления.
- Щеточный узел.
- Полировка.
Несмотря на некоторую громоздкость такого приспособления, скорость работы достаточно высока. На современной мойке туннельного вида за час спокойно очищают 110–120 автомобилей. Несмотря на высокую скорость, качество не страдает. Пропускная способность подобных моек достигается за счет возможности одновременной работы сразу с несколькими машинами.
Получается, что водителю не нужно ждать очереди, достаточно просто загнать автомобиль на ленту и немного подождать. Именно за возможность снизить время ожидания автолюбители и ценят тоннельные мойки.
Какой вариант выбрать
Выше мы рассмотрели, какие виды автомоек сейчас встречаются. Теперь давайте разберемся какой вид лучше использовать. Однозначного ответа нет, все зависит от конкретной цели и задачи.
Рассмотрим ситуацию со стороны владельца бизнеса и рядового автолюбителя.
Мойка — как бизнес
Первое, что стоит учесть — проходимость места. Если вокруг выбранного места большой трафик, возможно, имеет смысл поставить туннельную автомойку. Это позволит полностью перекрыть потребность водителей в мойке машин.
Если трафик небольшой или достаточно места для установки автомойки, можно поставить бесконтактную мойку самообслуживания. Правильно настроенное оборудование позволит вам получать прибыль с минимальными затратами.
С точки зрения закона и разрешений, никаких различий в оформлении в зависимости от вида моек нет. Поэтому, выбирать стоит, только опираясь на финансовые возможности, а также спрос. Некоторые виды моек требуют более внимательного обслуживания. Например, туннельные мойки имеют в комплектации транспортерную ленту, которая может потребовать специализированного обслуживания. Учитывайте этот нюанс.
В случае расположения мойки на трассе желательно предусмотреть возможность помывки большегрузных автомобилей. Это хороший источник дохода. При этом, никаких особых отличий нет, нужно только подбирать мойку с подходящими габаритами.
Где помыть машину
Для автолюбителей задача по выбору автомойки и принципа ее работы также кажется достаточно сложной. Загрязнение автомобиля ситуация регулярная, и его нужно как-то содержать в порядке. Вот только по старинке из ведра ее уже не вымоешь, нужно посещать мойку. Давайте разберемся, какой вариант для автомобиля самый лучший.
Для начала стоит отметить, что все виды мойки не имеют особых противопоказаний. Они достаточно хорошо очищают кузов от грязи, также возникает проблем с лакокрасочным покрытием кузова. Поэтому, выбор стоит делать в первую очередь исходя из удобства и личных предпочтений.
Если на кузове автомобиля много сколов, стоит отказаться от контактных методов мойки. Это будет самым правильным решением. Даже с учетом того, что щетки делаются из специальных мягких материалов, они могут негативно сказаться на имеющихся повреждениях. По этой же причине эксперты не рекомендуют применять такой тип очистки на старых автомобилях советского производства.
Самой простой и дешевой считается бесконтактная мойка самообслуживания. Вы заезжаете на место, оплачиваете услугу и самостоятельно чистите автомобиль. Времени это занимает немного, технически ничего сложного тут нет, с подобными действиями справляются даже хрупкие девушки. При этом не возникает риска повреждения кузова. Единственное, нужно внимательно следить, чтобы пена и вода не попали в моторный отсек.
Другим хорошим вариантом можно назвать туннельную или портальную мойку. Обычно такие устанавливаются в крупных сервисных центрах, что не всегда удобно. Если в пределах досягаемости есть именно такая мойка, имеет смысл посещать именно ее. Особенно если вы часто ездите по грунтовкам. Отмыть толстый слой грязи с машины бесконтактными методами удается не всегда, тут требуется контактный способ.
В крайнем случае, вы всегда можете воспользоваться сухой мойкой. Для этого вам не нужно посещать специальное место. Можно заняться этим даже во дворе дома, так как никаких загрязнений не остается. Хотя это временное решение, к тому же моющие средства для такой обработки стоят недешево, гораздо эффективнее и дешевле посетить ближайшую автомойку.
Почему важно регулярно мыть машину
Некоторые неопытные автолюбители пренебрегают мойкой машины. Особенно в сухую погоду и зимой. Даже ходит миф о том, что автомобиль зимой лучше не мыть, это полный абсурд. Авто нужно мыть регулярно, даже если нет сильных загрязнений.
Давайте разберемся, почему следует мыть автомобиль.
- На дороге полно реагентов. Они оседают на лакокрасочном покрытии и постепенно его разъедают. Особенно сильно страдают машины в зимнее время. Причем реагенты попадают на авто даже в сухую погоду. Фактически тот тонкий слой пыли на машине, и состоит в основном из реагентов. Их нужно регулярно смывать.
- Если грязь длительное время не трогать она присохнет к кузову. Отмыть приставшее загрязнение не всегда удается без повреждения краски. Таким образом, вы сами провоцируете развитие коррозийных процессов.
- В чистую машину приятно садиться. Этот нюанс не технический, но все же стоит обратить внимание на такой факт.
Помимо перечисленного, всегда мойте автомобиль перед длительной стоянкой. Опять же по причине снижения вероятности возникновения коррозии.
Рекомендуется минимум три раза за зиму мыть не только верхнюю часть кузова, но и днище. Обязательно моют машину снизу после зимы. Важно удалить все остатки химических веществ, щедро насыпаемых на дороги.
Если вы будете внимательно следить за машиной, периодически ее мыть. У вас не возникнут проблемы с кузовом, особенно это касается автомобилей бюджетного сегмента.
Выводы
Современные технологии предлагают сразу несколько способов помывки автомобиля. Есть бесконтактные методики, а также возможность вымыть автомобиль контактным способом. Выбор способа зависит от состояния кузова транспортного средства.
Технические решения также разнообразны. Существуют даже методики сухой очистки, которая совершенно не требует воды. Все способы имеют примерно одинаковую эффективность, поэтому имеет смысл уделять внимание удобству, расположению мойки, а также стоимости услуги.
Автомойки: как выбрать лучшую?
Вопрос, становящийся особенно актуальным с наступлением теплого, сухого сезона. Любой городской житель сейчас имеет возможность помыть свою машину чуть ли не на каждом перекрестке. Но мойки бывают разные.
По своему устройству, оборудованию и технологическому процессу все они делятся на ручные и автоматические, а также контактные (щеточные) и бесконтактные. Каждый из четырех видов имеет свои достоинства и недостатки, которые стоит учитывать, выбирая место, где мыть машину.
Ручная контактная мойка
В России это самый распространенный вид автомоек. По сути процесса мало чем отличается от «бытового» мытья машины. Разница лишь в том, что вместо садовых шлангов и леек, бытовых шампуней и старых полотенец, на профессиональной мойке применяют аппараты высокого давления и специальные автошампуни с протирочными материалами.
Достоинства. При добросовестном подходе ручная контактная мойка с «Кехером», хорошими шампунями и мягкими протирками позволяет отмыть машину практически идеально, поскольку мойщик может добраться до любого труднодоступного места — внутренние поверхности колесных арок, «спицы» дисков, соединения зеркал, дверных ручек и т.д., удалив оттуда въевшуюся грязь и масляные налеты. При этом, в случае обнаружения «непромытых» от загрязнений или непротертых от воды участков на кузове, у владельца есть возможность сразу же указать на них и недоделки тут же (хочется верить) будут устранены.
Недостатки. «Человеческий фактор». Качество ручной контактной мойки напрямую зависит от старательности и аккуратности мойщиков. А поскольку сей труд престижным и высокооплачиваемым не является, то и отношение к работе у персонала соответствующее. Да и в сезон, когда очереди велики, мойщики просто устают, и у них не находится ни сил, ни времени, «вылизывать» каждый автомобиль.
Ручная бесконтактная (пенная) мойка
Мойки такого типа появились в России около 10 лет назад, но широкого распространения все еще не получили. Ключевым звеном процесса здесь выступает т.н. «пеногенератор», он же «пенопистолет», генерирующий из специальных «зарядов-таблеток» моющую пену, которая через распыляющее сопло наносится сверху на кузов и колеса автмобиля, покрывая машину целиком. Затем, спустя 3-7 минут выдержки, пена смывается аппаратом ВД и кузов высушивается мощным «феном».
Достоинства. Отсутствие ручной протирки, а значит механического воздействия на краску кузова. Ручная протирка может выполняться человеком с разным усилием и разной чистоты салфетками, где могут оставаться песчинки и грязь, которые при сильном нажиме царапают краску.
Недостатки. «Человеческий фактор» и «фактор бизнеса». Также как и на обычной ручной мойке персонал может не полностью отмыть и высушить автомобиль. Кроме того у владельцев пенных моек присутствует соблазн экономить на расходных материалах — «зарядах» для пеногенератора, которые отличаются в цене и качестве.
Автоматическая контактная (щеточная) мойка
Хорошо знакомы всем, но малораспространенные в России мойки. Их организация требует на порядок больших капиталовложений, нежели обычных ручных моек, обслуживаемых недорогой рабочей силой. По своей конструкции автоматические мойки бывают двух видов: «туннельного», где автомобиль закрепляется на «конвейер» и проводится вдоль внутри моечного комплекса, и «портальные», в которых автомобиль стоит неподвижно, а над ним движется П-образная рамка с моечным оборудованием. Основным рабочим элементом автоматических контактных моек являются вращающиеся щетинные валики, протирающие кузов. Также в процессе мойки через распылители на кузов подаются моющие шампуни, вода, а в конце производится подсушивание «фенами»-вентиляторами.
Достоинства. Полное отсутствие «человеческого фактора». Втрое-вчетверо меньшее rвремя на мойку кузова, по сравнению с ручной. При использовании качественных новых щеток-валиков и правильной отладке всего комплекса, позволяет достичь хорошего косметического результата для «быстрой мойки».
Недостатки. «Бизнес-фактор». Щетинные валики автмоек являются дорогим расходным материалом, на котором у владельцев есть соблазн сэкономить. Между тем от состояния щеток напрямую зависит и качество самой мойки, и степень воздействия на лакокрасочное покрытие кузова. Кроме того, по своим конструктивным особенностям автоматические щеточные мойки дают поверхностный результат и они не в состоянии отмыть въевшуюся грязь в труднодоступных местах, таких как низы порогов, внутренние поверхности колесных арок, соединения молдингов, зеркал и т.д.
Автоматическая бесконтактная мойка
Один из самых распространенных, скажем, в США и довольно редкий в России вид автомоек. По организации процесса и конструкции такая мойка близка к щеточной, но с одной существенной разницей — «шерстяных» валиков здесь нет и они заменяются распылителями воды под высоким давлением.
Достоинства. Отсутствие «человеческого фактора» и «бизнес-фактора»: для текущего обслуживания такой мойки нужен только оператор-кассир, и отсутствуют дорогие расходные материалы, на которых выгодно сэкономить. Физический контакт протирочных средств с кузовом отсутствует, лакокрасочное покрытие не стирается.
Недостатки. Поверхностный «косметический» результат, техническая невозможность тщательного удаления загрязнений из труднодоступных мест. Для автомобилей имеющих проблемы с резиновыми уплотнителями дверей и багажника, высока опасность попадания воды внутрь.
Вместо постскриптума: что мы выбрали
На наш взгляд, наилучшими вариантами автомоек будут первый и последний — ручная контактная и автоматическая бесконтактная мойки. В пользу ручной говорят широкая распространенность, самые низкие цены и возможность предъявить претензии, которые тут же могут быть удовлетворены. Автоматическую бесконтактную мойку выбираем за быстроту процесса и минимальное воздействие на покрытие кузова.
Контактная и бесконтактная, ручная и автоматическая: как выбрать подходящую автомойку и в чём разница?
Вариантов, где помыть машину в Минске, автовладельцам хватает, сомнения остаются. Посмотрим, какие есть варианты, чтобы эффективно очистить ЛКП и не выкинуть деньги на ветер.
По типу своей работы, оборудованию и особенностям процесса все автомойки делятся на ручные и автоматические, а также контактные и бесконтактные. Все 4 вида имеют свои плюсы и минусы, которые важно принимать во внимание автовладельцу.
Мы намеренно не включили в обзор так называемую «сухую мойку» автомобиля, потому что мойкой этот способ очищения кузова называться не может.
Ручная контактная мойка
Если включить в этот раздел мойку авто своими руками, это точно самый массовый сегмент автомоек в стране.
На кузов наносится вода и очищающая химия, налёт смывается вручную губками и тканевыми салфетками, затем машина споласкивается и вытирается насухо.
На профессиональной ручной контактной мойке, в отличие от самодельного варианта, используется не садовый шланг, а аппарат высокого давления, не «фейри» и прочая бытовая химия, а профессиональная автокосметика и протирочные материалы.
Плюсы. Качественно выполненная ручная контактная мойка с хорошей автохимией и мягкими протирающими материалами позволяет добраться до любого труднодоступного места, очистить кузов идеально, убрать даже въевшуюся грязь. Арки и пороги колёс, «спицы» дисков, стыки зеркал и ручек — все эти элементы будут очищены. Кроме того, за счёт использования правильного алгоритма действий и профессионального оборудования, ручная мойка бережно относится к ЛКП автомобиля. Не случайно ведь при покрытии кузова любым защитным составом владельцу рекомендуют пользоваться именно ручной контактной мойкой.
Минусы. Качество ручной контактной мойки — на совести мойщиков. Если повезло найти ответственных мойщиков, которые не ленятся уделить нужное внимание каждой машине — результат порадует. В противном случае придётся самостоятельно искать непромытые или не протёртые от воды участки на кузове и просить исправить ошибки.
Ручная бесконтактная мойка (пеной)
Основное действующее «лицо» такой мойки — пистолет, из которого на кузов наносится активная моющая пена. Задача мойщика — обильно покрыть машину этой самой пеной, выждать необходимое количество времени, обычно до 5 минут, и смыть состав с кузова аппаратом высокого давления. Грязь убирается за счёт высокощелочного состава активной пены.
Существуют аналогичные мойки для самостоятельного использования. Крайне важно не передержать состав на машине, иначе ЛКП получит «ожоги» от агрессивной химии.
Плюсы. Минимум усилий, исключён человеческий фактор. Кузов высушивается мощным «феном», а не протирается салфетками сомнительной чистоты, которые при плохом раскладе могут оставить следы на ЛКП.
Минусы. Если владельцы в стремлении сэкономить закупают или разбавляют пену, что снижает эффективность мойки. Самостоятельно трудно качественно очистить кузов, тем более если имеются серьёзные загрязнения. Такая мойка не очистить труднодоступные места и не уберёт налёт с кузова, поэтому бесконтактную мойку рекомендуется чередовать с контактной. При видимой «чистоте» кузова, налёт въедается в ЛКП и впоследствии его придётся убирать полировкой.
Автоматическая контактная мойка (щётками)
Автоматические мойки бывают двух типов.
- Туннельная мойка — та, где машина становится на «конвейер» и проходит внутри моечного комплекса.
- Портальная — та, где машина стоит на месте, а над ней движется П-образная рамка с моющим оборудованием.
Основной рабочий элемент автомоек — огромные вращающиеся валики из щёток, через которые пропускается кузов. Через распылители на кузов подаётся вода и шампуни. В конце кузов высушивается специальными «фенами».
Плюсы. Такие мойки широко доступны, так как размещаются на заправках или вблизи автомагазинов. Они занимают немного времени, стоят недорого. Удобно заезжать на экспресс-мойку после покатушек по грязи, например. При условии нестарых щёток-валиков дают неплохой косметический эффект.
Минусы. Щётки таких автомоек — дорогой расходник, поэтому владельцы экономят на своевременной замене, гоняя отработавшие резиновые элементы до последнего. Старые щётки не только не способны нормально очистить кузов, но и вредя лакокрасочному покрытию. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Почему автоматическая мойка убивает ЛКП». Специфика работы контактных автомоек такова, что они не способны отмыть въевшиеся загрязнения, очистить такие участки кузова, как пороги и арки, стыки молдингов и зеркал и другие.
Автоматическая бесконтактная мойка
Такие автомойки распространены в основном на Западе. По конструкции это напоминает «щёточные» автоматические мойки, но вместо резиновых валиков здесь распылители воды под давлением.
Плюсы. Для обслуживания такой мойки нужен только оператор-кассир, нет материалов, на которых владелец может сэкономить. Контакта очищающих средств с кузовом отсутствует, как и риск повреждения лака и краски.
Минусы. Такие автомойки вряд ли станут популярны у нас, да и польза их сомнительная. Это скорее вариант «ополаскивания» кузова без участия водителя. Серьёзные загрязнения из труднодоступных мест таким образом убрать не получится.
Итого
Самый эффективный и бережный способ очистки кузова — ручная мойка. Только так можно добраться до всех уголков, стыков и труднодоступных мест, отмыть въевшуюся грязь, убрать налёт и обеспечить машине полноценные «банные процедуры». Стоимость профессиональной ручной мойки не настолько высока, чтобы экономить на качественной автохимии и индивидуальном подходе.
Выбирайте подходящий комплекс по уходу за авто, приезжайте к нам в GalleriaCarSpa и дарите своей машине премиальный бережный уход, а себе — хорошее настроение и уверенность в выборе!
Источник https://riverautolab.ru/articles/chto-takoe-avtomojka-vidy-mojki-avtomobilya/
Источник https://www.kolesa.ru/article/gde-pomyt-mashinu-2014-05-06
Источник https://galleriacarspa.by/blog/kontaktnaya-i-beskontaktnaya-ruchnaya-i-avtomaticheskaya-kak-vybrat-podkhodyashchuyu-avtomojku-i-v-chjom-raznitsa