Что такое автомойка: виды мойки автомобиля
В нашей стране невозможно ездить на автомобиле без регулярной мойки. Буквально пару выездов и машина уже грязная, особенно в осенне-зимний период. Для отечественных водителей посещение автомойки — регулярное занятие. Давайте разберемся, как правильно выбрать мойку, какими они бывают и что лучше подойдет для вашей машины.
Что такое автомойка
Под этим названием подразумевают специализированное место, где производится очистка кузова автомобиля от загрязнений. Также некоторые автомойки оказывают услуги по чистке салона, двигателя и других агрегатов.
Сейчас автомобильные мойки довольно сильно регулируются законом. От владельцев требуют соблюдения целого ряда нормативных актов. С одной стороны это обеспечивает защиту окружающей среды, с другой стороны может ограничивать возможности по развитию сетей автомоек.
Для регулирования моек используются следующие нормативные документы.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- ФЗ 53 от 30 марта 1999 года;
- ПП №554 от 24 июня 2000 года;
- Постановление Главного санврача №38 от 10 апреля 2003.
Также при проектировании могут упоминаться СанПины и ГОСТы, регламентирующие использование воды, организацию вентиляции и прочие документы.
Виды автомоек
Сейчас можно встретить самые разные автомойки. Они могут отличаться и по способу работы, и по уровню механизации и автоматизации. Можно встретить вот такую классификацию автомоек.
- По типу обслуживания (полноценная услуга или самообслуживания).
- Механизм мойки (бесконтактная или контактная).
- Техническое решение (ручная, механизированная, автоматизированная).
Эта классификация весьма условна, так как например, портальная мойка машин может быть как с полным циклом услуги и предлагать самообслуживание, а также бесконтактной или контактной. Поэтому, водители обычно делят мойки по способу очистки автомобиля. Ниже мы рассмотрим особенности наиболее распространенных в нашей стране видов моек.
Ручная
Сейчас встречается все реже. Обычно ее используют сами автолюбители. В этом случае автомобиль моется руками. Довольно сложный и длительный процесс. Для очистки используются различные шампуни и моющие средства.
Законодательство запрещает мыть машину где попало. Поэтому, вам придется искать место, где это разрешено. Обычно это все та же стандартная автомойка. А зачем вам тогда мыть авто руками?
Бесконтактная
Это целая группа автомоек, которые могут различаться по типу обслуживания. Чаще всего подразумевается мойка пеной и сильной струей воды. Никакие другие приспособления в процессе к автомобилю не прикасаются.
Такое решение считается наиболее безопасным для лакокрасочного покрытия автомобиля.
Сейчас в России это самый распространенный способ мойки. Часто именно такой тип используется на мойках самообслуживания.
Для достижения максимального эффекта необходимо контролировать ряд параметров.
- Качество воды. Регламентируется степень жесткости.
- Температура потока жидкости.
- Правильный подбор химической основы для пены.
- Время мойки. Многое зависит от типа загрязнения и некоторых других параметров.
- Давление воды. Это один из самых важных нюансов. Низкое давление может привести к неполному удалению загрязнений, а слишком высокое повреждает лакокрасочное покрытие.
Комплекс перечисленных факторов влияет на качество работы автомойки. Дорогие моечные комплексы контролируют все параметры, регулируя их в процессе работы.
Щеточная
Это разновидность контактной мойки, в которой не участвует персонал. Оборудование само очищает кузов машины, удаляя даже застарелые загрязнения. Используются специальные щетки, которые имеют нити из синтетики, обязательно с закругленными концами. Это позволяет избежать повреждения краски автомобиля.
Процесс мойки происходит в несколько этапов.
- Автомобиль окатывается водой. При этом вода подается под давлением.
- Наносится очищающая пена. Она подогревается перед нанесением.
- Включаются щетки, которые вращаясь на барабанах удаляют загрязнения.
- Машина еще раз окатывается водой, чтобы смыть остатки моющего средства.
- Кузов просушивается с помощью сжатого воздуха.
По качеству очистки превосходит бесконтактную мойку, но на практике есть риск повредить лакокрасочное покрытие. Сейчас водители стараются избегать щеточной чистки машин, хотя это ничем не оправдано.
Сухая
Появилась недавно. На практике используется редко и в основном самими автолюбителями. Для чистки применяет специальный гель. Он наносится на кузов, после чего стирается. Загрязнения удаляются, а на самом автомобиле остается тонкая защитная пленка.
В некоторых случаях чистящее вещество распыляется. После чего также стирается с поверхности.
Для удаления грязи используется микрофибра. Она отлично справляется с загрязнениями на кузове автомобиля. Хотя если грязь уже въелась, или есть сложные виды загрязнений, например, капли битума, вы вряд ли сможете отмыть автомобиль с помощью сухой технологии.
Такую мойку обычно предлагают в качестве экспресс-метода. Для очистки авто достаточно 10–15 минут, не нужно ждать пока машина высохнет. В нашей стране подобные виды мойки не распространены, в основном такие методики применяют в Европе и США. У нас распространение подобной услуги ограничено недоверчивым отношением автолюбителей, а также довольно высокой стоимостью. Ведь моющий гель или жидкость стоит недешево, что сказывается на цене услуги не в самую лучшую сторону.
Сухая мойка полностью безопасна для окружающей среды. В качестве чистящего вещества используются биоразлагаемые полимеры. Они быстро распадаются на составляющие и не оказывают никакого отрицательного воздействия на природу.
Автоматическая
Есть несколько технических решений для автоматизации процесс автомойки. Сейчас чаще всего применяются два следующих варианта:
- портальная;
- туннельная (конвейерная).
Первый вариант представляет собой арку (портал), которая движется вдоль машины, одновременно удаляя с него грязь.
Портальная автомойка может быть контактной или бесконтактной. В первом случае применяются специальные вращающиеся щетки. Есть специальные щетки с изменяемой геометрией, что позволяет удалять грязь и труднодоступных на кузове мест.
Бесконтактная мойка подразумевает использование воды под высоким давлением. Сначала портал проходит и наносит пену, потом следующим движением смывает чистящее средство с авто.
Считается, что портальная мойка, это один из самых быстрых способов помыть автомобиль. Причем так моют даже грузовики.
Туннельная автомойка немного схожа с портальной. Но, у этой мойки есть несколько арок, каждая из которых выполняет свою функцию: наносит чистящее средство, смывает грязь, сушит автомобиль. Также есть транспортерная лента, которая как раз и передвигает машину вдоль арок.
Обычно в комплекс туннельной автомойки входят следующие арки.
- Рама с форсунками высокого давления.
- Щеточный узел.
- Полировка.
Несмотря на некоторую громоздкость такого приспособления, скорость работы достаточно высока. На современной мойке туннельного вида за час спокойно очищают 110–120 автомобилей. Несмотря на высокую скорость, качество не страдает. Пропускная способность подобных моек достигается за счет возможности одновременной работы сразу с несколькими машинами.
Получается, что водителю не нужно ждать очереди, достаточно просто загнать автомобиль на ленту и немного подождать. Именно за возможность снизить время ожидания автолюбители и ценят тоннельные мойки.
Какой вариант выбрать
Выше мы рассмотрели, какие виды автомоек сейчас встречаются. Теперь давайте разберемся какой вид лучше использовать. Однозначного ответа нет, все зависит от конкретной цели и задачи.
Рассмотрим ситуацию со стороны владельца бизнеса и рядового автолюбителя.
Мойка — как бизнес
Первое, что стоит учесть — проходимость места. Если вокруг выбранного места большой трафик, возможно, имеет смысл поставить туннельную автомойку. Это позволит полностью перекрыть потребность водителей в мойке машин.
Если трафик небольшой или достаточно места для установки автомойки, можно поставить бесконтактную мойку самообслуживания. Правильно настроенное оборудование позволит вам получать прибыль с минимальными затратами.
С точки зрения закона и разрешений, никаких различий в оформлении в зависимости от вида моек нет. Поэтому, выбирать стоит, только опираясь на финансовые возможности, а также спрос. Некоторые виды моек требуют более внимательного обслуживания. Например, туннельные мойки имеют в комплектации транспортерную ленту, которая может потребовать специализированного обслуживания. Учитывайте этот нюанс.
В случае расположения мойки на трассе желательно предусмотреть возможность помывки большегрузных автомобилей. Это хороший источник дохода. При этом, никаких особых отличий нет, нужно только подбирать мойку с подходящими габаритами.
Где помыть машину
Для автолюбителей задача по выбору автомойки и принципа ее работы также кажется достаточно сложной. Загрязнение автомобиля ситуация регулярная, и его нужно как-то содержать в порядке. Вот только по старинке из ведра ее уже не вымоешь, нужно посещать мойку. Давайте разберемся, какой вариант для автомобиля самый лучший.
Для начала стоит отметить, что все виды мойки не имеют особых противопоказаний. Они достаточно хорошо очищают кузов от грязи, также возникает проблем с лакокрасочным покрытием кузова. Поэтому, выбор стоит делать в первую очередь исходя из удобства и личных предпочтений.
Если на кузове автомобиля много сколов, стоит отказаться от контактных методов мойки. Это будет самым правильным решением. Даже с учетом того, что щетки делаются из специальных мягких материалов, они могут негативно сказаться на имеющихся повреждениях. По этой же причине эксперты не рекомендуют применять такой тип очистки на старых автомобилях советского производства.
Самой простой и дешевой считается бесконтактная мойка самообслуживания. Вы заезжаете на место, оплачиваете услугу и самостоятельно чистите автомобиль. Времени это занимает немного, технически ничего сложного тут нет, с подобными действиями справляются даже хрупкие девушки. При этом не возникает риска повреждения кузова. Единственное, нужно внимательно следить, чтобы пена и вода не попали в моторный отсек.
Другим хорошим вариантом можно назвать туннельную или портальную мойку. Обычно такие устанавливаются в крупных сервисных центрах, что не всегда удобно. Если в пределах досягаемости есть именно такая мойка, имеет смысл посещать именно ее. Особенно если вы часто ездите по грунтовкам. Отмыть толстый слой грязи с машины бесконтактными методами удается не всегда, тут требуется контактный способ.
В крайнем случае, вы всегда можете воспользоваться сухой мойкой. Для этого вам не нужно посещать специальное место. Можно заняться этим даже во дворе дома, так как никаких загрязнений не остается. Хотя это временное решение, к тому же моющие средства для такой обработки стоят недешево, гораздо эффективнее и дешевле посетить ближайшую автомойку.
Почему важно регулярно мыть машину
Некоторые неопытные автолюбители пренебрегают мойкой машины. Особенно в сухую погоду и зимой. Даже ходит миф о том, что автомобиль зимой лучше не мыть, это полный абсурд. Авто нужно мыть регулярно, даже если нет сильных загрязнений.
Давайте разберемся, почему следует мыть автомобиль.
- На дороге полно реагентов. Они оседают на лакокрасочном покрытии и постепенно его разъедают. Особенно сильно страдают машины в зимнее время. Причем реагенты попадают на авто даже в сухую погоду. Фактически тот тонкий слой пыли на машине, и состоит в основном из реагентов. Их нужно регулярно смывать.
- Если грязь длительное время не трогать она присохнет к кузову. Отмыть приставшее загрязнение не всегда удается без повреждения краски. Таким образом, вы сами провоцируете развитие коррозийных процессов.
- В чистую машину приятно садиться. Этот нюанс не технический, но все же стоит обратить внимание на такой факт.
Помимо перечисленного, всегда мойте автомобиль перед длительной стоянкой. Опять же по причине снижения вероятности возникновения коррозии.
Рекомендуется минимум три раза за зиму мыть не только верхнюю часть кузова, но и днище. Обязательно моют машину снизу после зимы. Важно удалить все остатки химических веществ, щедро насыпаемых на дороги.
Если вы будете внимательно следить за машиной, периодически ее мыть. У вас не возникнут проблемы с кузовом, особенно это касается автомобилей бюджетного сегмента.
Выводы
Современные технологии предлагают сразу несколько способов помывки автомобиля. Есть бесконтактные методики, а также возможность вымыть автомобиль контактным способом. Выбор способа зависит от состояния кузова транспортного средства.
Технические решения также разнообразны. Существуют даже методики сухой очистки, которая совершенно не требует воды. Все способы имеют примерно одинаковую эффективность, поэтому имеет смысл уделять внимание удобству, расположению мойки, а также стоимости услуги.
О мойках — обычных, двухфазных, евро, губках и т.п.
Решил свести воедино то, что знаю сам о мойке автомобиля. И для себя все по полочкам разложить, и читателям полезная информация.
Осторожно! Ниже есть сарказм и вредные советы!
На самом деле, ничего революционно нового не скажу, все лежит на поверхности (поверхности ЛКП :), но в разных источниках и не всегда очевидно.
Начнем с того, что на 99% автомоек в нашей стране автомобили моют НЕПРАВИЛЬНО.
Поясню, что цивилизованный мир считает ПРАВИЛЬНОЙ мойкой. После мойки автомобиль естественно должен быть чистым и его ЛКП должен быть нанесен минимальный урон. Все технологии давно придуманы и имеют следующие названия и процедуры (использую терминологию Koch Chemie):
А. Двухфазная мойка — экономичный вариант евромойки (см. далее)
1. сбивка верхнего слоя грязи АВД (в случае если грязи много, или температура кузова резко отличается от температуры в помещении мойки)
2. нанесение бесконтактного моющего состава (наносится снизу вверх, выдержка 2-3 минуты, высыхание не допускается)
3. сбивка химии АВД (сверху вниз, очищаются видимые загрязнения, долгое промывание не нужно)
4. нанесение состава для контактной мойки (вручную или пенокомплектом)
5. мойка крупноячеистой губкой (сверху вниз, без усилия и растирания)
6. сбивка химии АВД (сверху вниз)
7. сушка кузова перфорированной замшей
Б. Евромойка, или трехфазная мойка
1-6 этапы те же самые
7. мойка колесных дисков и хрома глушителя кислотным составом
8. покрытие кузова наноконсервантом (снижает статику и придает блеск)
9. сушка кузова перфорированной замшей или воздухом
Если вы наблюдали за процессом мойки своего автомобиля хоть один раз, то уже поняли, что «мойка» автомобиля на основной части «автомоек» заключается исключительно в частичном выполнении этапов 1,2,3, а дальше с пола или из грязного ведра откуда-то на сцене возникает ветошь не первой свежести, которой мойщик «сушит» кузов. При этом «сушат» фактически грязный автомобиль, потому что бесконтактная химия не способна удалить все загрязнения с ЛКП, да и не очень-то и видно эту грязь, когда автомобиль мокрый. Для интереса закажите на вашей любимой мойке услугу экспресс-мойки (технической мойки с пеной без обтирки кузова). А после того, как автомобиль высохнет, — посмотрите, сколько на нем осталось песка и пыли.
Так вот, на этапе этой «сушки» (за которую с нас берут деньги, кстати), когда грязной тряпочкой по ЛКП начинают возить песок, который остался после бесконтакта, и возникают множество мелких царапин, которые убивают весь блеск наших автомобилей. Потому что тряпка с песком — это грязнейшей чистейшей воды абразив. Чем-то похожий по воздействию на ЛКП на наждачную бумагу, но в более мягком исполнении.
Уж не знаю, откуда неизвестный мне пионэр автомоечного бизнеса (мечтаю с ним познакомиться!) в РФ привез первую технологию, но он явно где-то что-то не до конца подсмотрел у капиталистов. И почему-то в эту тупую светлую голову пришла мысль, что фазы предварительной мойки вполне достаточно. А дальше можно ЛКП херачить сразу протирать. Но идея прижилась, а потом другие светлые головы растиражировали свежее бизнес-решение.
Вместе с распространением таких «моек» в головах автовладельцев появился миф о том, что бесконтактная мойка не вредит ЛКП. Не раз я на мойках слышал от хозяев машин рассуждения о том, что «микрофибра лак не царапает». Я вам ответственно заявляю — грязная микрофибра (а она 100% грязная уже после первой помытой ей машины), которой трут грязный кузов, царапает по самое не балуйся. Можете сами дома попробовать, это будет бесплатно.
Теперь о химии. ПРАВИЛЬНАЯ мойка предполагает использование ПРАВИЛЬНОЙ (и недешевой) химии. Той, что не нанесет ЛКП ущерба. Если мыть по технологиям описанным выше, то за две (или три) фазы ЛКП отмыть удастся без повышения концентрации и процесса «оттирания».
Но при «мойке», состоящей по сути только из предварительного смыва грязи, приходится для ускорения процесса использовать суровую щелочную химию. Чтоб грязь быстрее растворяла. Очередь же на улице стоит. Все свои машины царапать мыть привезли. А химия эта потихоньку убивает и лак, и хром, и резину. Потому что производится она из дешевых компонентов, потому что барыги хозяева моек всячески экономят, потому что хотят в куршавель побольше заработать. Кстати, экономии-то на химии с машины рублей 10-20, а результат… За результат всего этого издевательства потом платим мы. Внешним видом своих авто.
К слову, все это дешевое дерьмо химия с кузова просто так не смывается. Даже когда старательно насухо вытирают своей любимой грязной тряпкой. После каждой «мойки» на кузове остается налет, который становится все толще. А самый чудесный результат получается, когда поверх всего этого вам нанесут автомоечный воск (ну а чо? всего-то 100руб. доплатить).
В итоге при «бесконтактной мойке» мы получаем мойку весьма контактную, с участием щелочей и песка. Что в итоге приводит к затейливым художественным конструкциям на ЛКП наших машин.
Итак, что минимально нужно, чтобы правильно помыть машину:
1. бесконтактный состав для смыва верхнего слоя загрязнений
2. контактный состав для отмыва кузова
3. крупноячеистая губка, для работы с контактным составом
4. чистая, мягкая микрофибра для сушки ЛКП.
P.S. У себя в городе я не знаю ни одной мойки, на которой бы правильно мыли кузов хотя бы по двухфазной технологии (есть одна, которая типа авторизована и обучена, но у них тоже губок нет, трут все теми же тряпками). Более того, практически ни на одной мойке персонал не может ответить, какой химией они моют машины. А уж о спецхимии для дисков лучше вообще не говорить, а то может у людей и разрыв шаблона произойти. А кто знает, к чему это приведет. Я вот не хочу брать на себя за это ответственность. Могут ведь взять кислотный состав и промыть им кузов. Брррр! Лучше об этом не думать вообще.
В общем, суть одна — пипл хавает, так зачем делать что-то лучше? К тому же оно станет автоматически дороже.
Поэтому моюсь теперь на мойках самообслуживания, если время есть. А если его нет — то техничку и «чтоб я никаких тряпок у вас в руках не видел» :).
Уффф, устал. Про воски и прочие защитные составы в следующем посте. А то и так слишком много буков получилось.
Виды мойки автомобиля: отличия, преимущества и недостатки
В современном мире стало больше «сервиса». Слишком много, по мнению некоторых людей. Но все же нельзя не признать, что такая насыщенность среды самыми разнообразными услугами очень удобна для работающего человека. Круглосуточная доставка еды, химчистки, парикмахерские – все это делает нашу жизнь более комфортной.
Не стоит забывать и о мойке автомобилей. И если раньше водитель сам приводил в порядок своего железного коня, то сегодня за него всю работу сделают другие. Нужно только выбрать вид мойки автомобиля и оплатить процедуру.
Самообслуживание
Этот вариант подходит для тех, кто не хочет переплачивать, но при этом желает ездить на чистом автомобиле. Как это работает?
Водитель подъезжает на машине, загоняет ее в бокс и оплачивает время – у кассира или же через автоматический купюроприемник. Затем можно начинать мыть кузов из моечного пистолета – вода идет под напором и грязь смывается. Теоретически, на процедуру не должно уходить больше 10 мин., а средняя стоимость мойки будет составлять (в Москве) около 200 руб.
Теперь о грустном. Мойки самообслуживания хороши только своей ценовой политикой, во всем остальном – сплошные минусы. Во-первых, водитель обязательно запачкается – капли грязи и воды в любом случае попадут на одежду. Во-вторых, сложно соблюсти правильную последовательность качественной мойки, а именно: увлажнение (для того чтобы намокла вся грязь), основная мойка, ополаскивание, покрытие воском, блеск и сушка.
Так что этим видом мойки автомобиля стоит пользоваться только в летний период. И при незначительных и свежих загрязнениях, которые легко удалить.
Ручная контактная
Какие виды моек автомобиля бывают еще? По своему принципу действия и используемому оборудованию все они делятся на контактные и бесконтактные, ручные и автоматические.
Самый простой вид – ручная контактная мойка. Она распространена в нашей стране больше, чем все другие. По сути, процедура мало чем отличается от «бытовых» водных процедур для железного коня. Отличие лишь в том, что машину будет чистить кто-то другой, и не при помощи садового шланга и ветоши, а с использование специального шампуня и аппарата высокого давления.
Плюсов у этого типа мойки немало: при добросовестном подходе работник уберет грязь, налет и разводы из всех труднодоступных мест – с внутренней поверхности дисков, в местах соединения зеркал и ручек. При этом владелец может указать на недочеты, и они будут исправлены.
Минусы также имеются, и основной – это человеческий фактор. Качество работы напрямую зависит от добросовестного отношения сотрудника, от его старательности и трудолюбия. Но зачастую персонал не слишком заинтересован в повышении стандартов обслуживания. А в летний период, когда к ним выстраиваются очереди, у мойщиков нет ни сил, ни мотивации доводить до блеска каждую машину.
Ручная бесконтактная
Следующий вид мойки автомобиля – пенная или ручная бесконтактная. Она мало распространена в нашей стране, но кое-где встречается. Главное оборудование – пеногенератор, который создает из специальных зарядов-таблеток густую пену. С помощью распылителя пена наносится на кузов, затем через несколько минут ее смывают при помощи аппарата высокого давления. Далее машины высушивается промышленным феном.
Плюсы данной процедуры в том, что отсутствует протирка кузова вручную. А значит, нет риска повредить лакокрасочное покрытие мелкими песчинками, которые могут оказаться на салфетке.
Минусы следующие: человеческий фактор, в результате чего машина может быть вымыта недостаточно чисто или не высушена, и жадность владельцев автомоек, которые экономят на хороших расходниках.
Автоматическая контактная
Есть и другие виды моек автомобиля в автомойках, в которых минимизировано влияние человеческого фактора. Здесь весь процесс автоматизирован, а все участие персонала сведено к работе оператора, который просто нажимает кнопки.
Автоматическая контактная мойка мало распространена в нашей стране, но все ее хорошо представляют по американским фильмам. По своим конструктивным особенностям они бывают двух типов – туннельные и портальные. В туннельной машина заезжает на конвейер, который провозит ее вдоль чистящего комплекса – ее чистят щетками, поливают водой и в конце сушат феном. В портальной мойке автомобиль стоит на платформе, вдоль которой движется П-образная рама с моющим оборудованием.
Плюсы: отсутствие человеческого фактора, быстрота, а при хорошей отладке моющего комплекса – высокое качество процедуры.
Недостатки: низкое качество мойки из-за желания владельцев сэкономить на дорогих расходниках – сменных щетках и шампунях. Кроме того, в силу конструктивных особенностей такой комплекс не способен вымыть грязь из труднодоступных мест или счистить въевшийся налет.
Автоматическая бесконтактная
Последний вид мойки автомобиля – это автоматический бесконтактный способ. Он в целом похож на предыдущий, но с одним значительным отличием – вместо щеток грязь смывают струйки воды под высоким давлением.
Плюсы в отсутствии человеческого фактора и сведении к минимуму риска поцарапать кузов песчинками или жесткими щетинками. К тому же владельцам незачем экономить – здесь нет дорогих расходных материалов.
Минусы также имеются: поверхностный «косметический» результат, риск усугубить имеющиеся проблемы с лакокрасочным покрытием (увеличение микротрещин, рост числа очагов коррозии), высокая вероятность попадания воды внутрь салона машин, имеющих слабые дверные уплотнители.
Какие есть еще виды мойки автомобиля и что входит в процедуру? Все вышеперечисленное относилось к кузовной мойке. А что делать с салоном? Для него есть свой список процедур, которые нужно заказывать и оплачивать отдельно.
Виды мойки салона автомобиля
Внешняя чистка машина гораздо менее сложна, чем внутренняя уборка. Снаружи у машины только металл, тогда как внутри самые разнообразные материалы – пластик, кожа, замша, ткань, стекло, резина и т. д. И каждый нужно уметь чистить.
Источник https://riverautolab.ru/articles/chto-takoe-avtomojka-vidy-mojki-avtomobilya/
Источник https://www.drive2.ru/b/706816/
Источник https://fb.ru/article/381757/vidyi-moyki-avtomobilya-otlichiya-preimuschestva-i-nedostatki