🩺 А что у нас внутри ЯндексАвто? YA-MT02-1A
YA-MT02-1A — это магнитола Яндекс Авто, которая шла с АУТами с салона весь 2020 год. Имеет поддержку функций авто и т.д. В конце статьи приложу ссылки на обзоры, допилы и т.д. Она отличается от тех магнитолы, которые ставили в виде ДОПов, а также покупали в Яндекс Маркете!
Давно ковыряю эту магнитолу, много в ней плюсов и минусов, что-то из этого уже получилось исправить, а что-то не очень, но в любом случае функции свои эта балалайка выполняет с головой (и да, это не мощщщный андроид, а всего-навсего рядовой калькулятор с не очень стабильным лаунчером)
Чтобы знать врага в лицо понимать, с чем работаю, этот аппарат был вскрыт.👩🔬
Порядок вскрытия можно было и описать, но фото нет, просто крутим винтики и усе разбирается.🛠
!ГАРАНТИЙНАЯ ПЛОМБА! легко снимается без повреждений после нагрева обычным феном (стибрил у жены, пока не видела)😁 Вообще гарантия на эту балалайку — вещь скорее нужная, так как достаточно случаев отмирания памяти, поэтому с пломбой поаккуратнее.
Далее пойдут фотографии внутрянки, может будет полезно кому-то.
!Язык в этой области у меня костлявый, если что-то принципиально коряво написал или напутал в терминологии, прошу поправить!
Буду рад и багодарен, если напишете свои мысли по поиску:
1) чего-то, что читает и пишет в нашу кан
2) возможностей расширения ОЗУ до 4ГБ
Хотя сама цель была не в этом, но тем не менее было бы интересно разобраться😉
Первое, что снимается при разборке — модуль экрана. Его я естественно разбирал полностью, но с обратной стороны этой платы интересного нет НИЧЕГО от слова ВООБЩЕ.
Соединен с основной платой шиной экрана+сенсора, шиной разъема microSD, а также разъемом низкочастотного микрофона Алисы (нижнее отверстие справа о экрана, если смотреть на экран).
Справочно: при разговоре используется микрофон размером со спичечную головку, расположенный сверху справа от экрана.
Далее давайте посмотрим на основную плату
Здесь мы видим основную плату, модель в нижнем левом углу, на ней размещены:
— распайка штатных разъемов в верхнем левом углу
— распайка USB и антенны GPS в верхнем правом углу
— металлический экран, а под ним модуль радиоприемного тракта и разъема антенны
— также на плате видно силовую развязку питания и звуковоспроизводящее железо с усилителем на двух многоканальных транзисторах
— слева на стенке видно место для установки кулера (скорее всего для охлажения усилителя), правда разъема для его подключения не обнаружил
— в нижней части справа хорошо видна надстройка в виде платы, очень похожей на какой-то древненький планшет из КНР под алюминиевым радиатором, давайте заглянем туда по-подробнее
После вскрытия, я честно говоря, ужаснулся — термухой все было заляпано от души, по верх smd элементов…
!СПРАВОЧНО! Трермопаста, намазанная таким образом на smd может вызывать сбои в работе из-за токопроводимости (хоть и очень маленькой), а также накопления емкости.
Правую крышку рассмотрим чуть ниже, а пока давайте вычистим весь этот ужас
😁Вот теперь намного лучше! (при сборке была нанесена термуха по всем феншуям, без переборов)
Далее фото элементов поближе, пишите в комментах, для чего они нужны, если имеется такая информация
Элемент 1 (похоже на ОЗУ):
Элемент 4 (ЦП?):
Вот такие элементы у нас были под радиатором.
Интересует вопрос, возможно ли расшить ОЗУ и как на это отреагирует андроид?
Откроем правую крышку
Здесь у нас размещены радиомодули Синего зуба и ВиФИ слева, и плата GPS (и вроде как ГЛОНАС) справа, ниже под каждым выводы на соответствующие антенны.
Также на плате были пойманы такие зверьки:
На это все внутренности и заканчиваются. С обратной стороны платы ровным счетом ничего интересного…
Чтобы подключит магнитолу «на столе» потребуется 12в (вполне подойдет блок питания от ПК).
Черный провод — «-«, белый — «+»
Немного фоток магнитолы с разных сторон
А здесь я собрал ссылки на мои видео с обзором и различными инструкици-доработками этой магнитолы (список постепенно пополняется):
👉 ЯА 1: Краткий обзор мультимедиа Яндекс Авто Outlander 3 2020MY / A brief overview of Yandex Auto — zen.yandex.ru/video/watch/6228e519e1a02b3ec592de1c
👉 ЯА 2: Краткий обзор приложений Яндекс Авто Outlander 3 2020MY, 21 / A brief overview of Y.Auto app’s — zen.yandex.ru/video/watch/6228f84a12a9546b1f30abaa
👉 ЯА 3: Установка сторонних приложений в Яндекс Авто Outlander 3 2020MY / Installing third-party apps — zen.yandex.ru/video/watch/6228fb7f34a8970996bcd14b
👉 ЯА 4: Большие часы в Яндекс Авто Outlander 3 2020MY / Installing a large clock — zen.yandex.ru/video/watch/6228fe005af80e10550ee3c1
👉 ЯА 5: Сброс Яндекс.Авто до заводских настроек — Outlander 3 2020MY / Wipe data factory reset — zen.yandex.ru/video/watch/6229006d4539bd570787ead4
👉 ЯА 6: Как подружить штатную TPMS и Яндекс.Авто? Есть решение! — zen.yandex.ru/video/watch/622987f4b054040327daee18
👉 ЯА 7: Обновление Яндекс.Авто 2021 года ver. 1.9 для Mitsubishi Outlander 3 — плюсы и минусы — zen.yandex.ru/video/watch/62298b7b944581798e506c4e
👉 КАК? 2 — Смотреть видео в движении на Яндекс.Авто Mitsubishi Outlander 3 — zen.yandex.ru/video/watch/622c4a0bc2b0553e200bcc42
👉 КАК? 3 — Настроить радио на Яндекс Авто в другом городе? (v 1.9) Mitsubishi Outlander 3 — zen.yandex.ru/video/watch/622c4ac03d57586171e6aea1
👉 КАК? 5 — Включить тёмную тему Яндекс Авто + эквалайзер // ЯндесАвто Mitsubishi Outlander 3 — zen.yandex.ru/video/watch/622c5d09a5b41152f4c3bc64
👉 ЯА 8: Скрытые меню (скрытые настройки) Яндекс.Авто Mitsubishi Outlander 3 — zen.yandex.ru/video/watch/6229cb45f3195c69a49ca557
👉 ЯА 9: Обновление Яндекс.Авто Mitsubishi Outlander 3 — нет черному экрану с камеры заднего вида! — zen.yandex.ru/video/watch/6229cb8d34a897099680439c
👉 ЯА 10: Переезд USB из бардачка в подлокотник / Яндекс Авто Mitsubishi Outlander 3 — zen.yandex.ru/video/watch/6234bedc5991e4362c42eca2
Ну вот и все) Лайк-репост и любые мысли по апгрейду этой магнитолы приветствуется!
Впереди еще много интересного, не переключайтесь!
Mitsubishi Outlander 2020, двигатель бензиновый 2.0 л., 147 л. с., полный привод, вариатор — электроника
Комментарии 37
Друзья, здравствуйте!
Очень нужна помощь, не материальная ))
На обсуждение бортового компьютера Яндекс Авто, нужен мужчина 25-45 лет, владелец, у которого установлен Яндекс Авто и который мог бы поделиться впечатлениями _ положительными, отрицательными _ из опыта его использования. Дата и время общения 14 июня, 19:00 начало, длительность 2 часа, общение состоится через конференцию ZOOM. Важно владение русским языком на крепкую четвёрку и выше. Подарок в монетном выражении за участие заложен.
Я вроде подхожу, мноооого чего могу рассказать, пишите подробности в личку
Пожалуй сохраню на будущее)
А как Вам качество тюнера в аппарате?
Отличное, с радио проблем вообще нет, хорошо ловит
У нас в районе близко источник помех и, например, купленный мной андроид с 2″ выдвижным экраном на средних волнах вообще ничего не берет и на фм пропускает станции.
В этой магнитоле нет проблем с приемом, написал же. У Вас яндекс? Нет, я так понимаю.
Хорошие ссылки. В закладки.
Спасибо за разбор. Но, имхо, улучшать здесь что-то абсолютно бесполезно — дешевое железо, работающее с минимально необходимым функционалом.
Элемент 1 — это emmc флэшка на 16GB.
Элемент 2 — озу lpdram на 2GB.
Элемент 3 — контроллер питания.
Я по быстрому НЕ нашел даташита на озу от kimtigo. По аналогии у того же микрона есть похожая память в конфигурации 512Мх32 и вдвое большая 1Гх32 в таком же корпусе. Но! Тупой перепайкой, без изменения прошивки заставить ее работать — 50/50 (в худшем случае, удвоенная память все равно поднимется, но в половинном размере). Если разрабы встроили в юбут проверку размера памяти, то увеличенная память подхватится автоматом, а если нет, то нужно править юбут. А найти его практически нереально. В любом случае, нужно искать инфу на память — тип корпуса, напряжение питания, и только потом искать удвоенный вариант.
Кан шиной могут рулить как процессор, так и стмка. Но опять же, если хочется что-то поменять, и там, и там это вопрос прошивки.
Можно по мануалам посмотреть куда подключается магнитола и на каком разъёме сидит кан шина, дальше попытаться проследить куда эти цепи разведены на плате магнитолы.
У меня накапливается нехорошая статистика по сбоям питания при запуске двигателя. В последний раз двигатель запустился, и ГУ ушло в перезагрузку дважды подряд. Успел увидеть напряжение на прикуривателе 9,5В в течении 10 секунд. Потом напряжение установилось в штатные 13,4В. Заглушил двигатель. Снова включил бортовое питание без двигателя, показало 12,7В. Вопрос — какая нагрузка просадила питание на 3В? Если короткое, то так и до пожара недалеко:(
Да, про кан — после перезагрузки по питанию, сбрасывается ряд настроек авто. Т.е. магнитола уверенно профукивает сохраненные настройки это единственный оставшийся баг магнитолы существенный для меня.
Бортовой компьютер (часы, двухканальный термометр, вольтметр на ATmega8 и LCD 16х2)
Прибор предназначен для установки в автомобилях, на мотоциклах, мопедах, скутерах — там, где нужен контроль температуры двигателя и напряжения бортовой сети и имеет следующие возможности:
1. Индикация текущего времени.
2. Измерение напряжения бортовой сети (7 — 16В).
3. Измерение температуры двигателя (-55. +125°С).
4. Измерение температуры в салоне автомобиля или температуры окружающего воздуха, если прибор используется на мототранспорте (-55. +125°С).
Схема бортового компьютера проста и не содержит дефицитных и дорогостоящих деталей. Питание осуществляется от бортовой сети ТС, имеется защита от переполюсовки — диод D1, который можно заменить на любой другой с прямым током не менее 200 мA. 16-ый вывод дисплея соединен с GND, 15-ый вывод (подсветка) через резистор 47 Ом соединен с VCC(5 В).
Кнопки располагаются отдельно от основной платы, и подключены к контактам set_minute и set_hour на печатной плате. Батарейка подключается к +-BAT. После того, как устройство будет собрано, еще раз проверьте все соединения на соответствие схеме. Подстроечные резисторы ставятся в среднее положение, и на вход «+12V» подается напряжение 8 — 16 вольт.
Правильно собранная схема с правильно прошитым микроконтроллером запускается сразу. Вращением RV2 добиваются отображения символов на дисплее. С помощью RV1 подстраивают значение вольтметра на дисплее так, чтобы оно было равно напряжению питания устройства в данный момент. Кнопками устанавливают текущее время. Показания температур в калибровке не нуждаются. Датчик, который измеряет температуру двигателя соединяется с устройством с помощью двухжильного экранированного кабеля: вывод GND датчика припаивается к экрану.
20.06.2016 — в статью добавлена новая прошивка «bortcomp_new.hex» , в которой реализованы следующие исправления:
- датчики температуры теперь опрашиваются не постоянно, а 1 раз в 4 секунды, что позволило избавиться от их самонагрева, а следовательно, завышения отображаемых температур на 1-2°С
- добавлено усреднение значений измеряемого напряжения
- на установке времени добавлен ускоренный перебор часов и минут при длительном удержании кнопки
Исходники прошивок написаны в компиляторе Bascom AVR. Их можно приобрести на торговой площадке exDIY: исходный код основой прошивки и исходный код новой прошивки
Автомобильная электроника: взяться за ПО или откатиться в прошлое
Все идет к тому, что автомобильная электроника будет определяться программным обеспечением.
С момента внедрения различных электромеханических и электронных компонентов, автомобили стали самыми сложным продуктами в серийном производстве за последние 50 лет. За это время электронные систем дополнили (и заменили) различные узлы и системы, и еще многое только предстоит сделать.
Все это значит, что рано или поздно автомобильные системы станут самыми сложными продуктами в производстве на рынке электроники (возможно, они уже значительно отличаются от всех прочих продуктов). Да, возможно компоненты для самолетов более сложны в плане деталей, а у суперкомпьютеров более сложная электроника, но их и не производят десятками миллионов каждый год.
Благодаря электронным системам, в автомобилях используется намого больше ПО – объем использования зависит от автомобиля. Существует множество статей, в которых утверждается, что в современных автомобилях используется более 100 миллионов строк кода. Я не видел подробного разбора, в котором объяснялось бы что входит в эти 100 миллионов – если такой существует, его данные могут быть очень полезны. Конечно, чем дальше будут развиваться системы ADAS, интернет автомобилей, технологии сетевого взаимодействия, кибербезопасность и системы беспилотной езды, тем больше в автомобилях будет использоваться программных компонентов.
Я не видел обсуждений автомобильного ПО в контексте стратегических решений, сегментов рынка ПО, ключевых технологий и других важных проблем. В этом тексте мы рассмотрим все эти вопросы, а также изучим перспективы рынка автомобильного ПО. Существуют значительные отличия между аппаратным и программным обеспечением в автомобилях, и именно эти отличия влияют на успех рынка автомобильного ПО.
За последние два десятилетия автомобильное ПО прошло большой путь. В 1990-х ПО в автомобилях использовалось только для управления встроенной электроникой в системах вождения и простых развлекательных устройствах. Со временем сложность этих систем значительно увеличивалась, но лишь в немногих (если такие вообще были) встроенных системах использовалось порядка миллиона строк кода. Автопроизводители и их поставщики справлялись с разработкой встроенных систем своими силами.
Все изменилось в 1990-х, когда информационно-развлекательные и навигационные системы получили множество функций и возможностей, требовавшие наличие полноценной ОС, которая позволяла бы справляться с сложностью ПО. Операционные системы вывели компании из области высоких технологий на автомобильный рынок (в список таких компаний входят QNX, Green Hills, Wind River, Microsoft и многие другие). За последнее время в автомобильной промышленности значительно выросла важность открытого ПО (такого, как Linux).
Концепция «Разработка-сборка-маркетинг-использование»
На приведенном ниже изображении представлены все различия между аппаратным и программным обеспечением в автомобилях. Впрочем, структура данного сравнения требует некоторых пояснений. На картинке представлены 4 фазы, через которые проходят все продукты и индустрии. Фаза разработки представляет собой процесс исследований и работы над созданием продукта. Фаза сборки подразумевает производство продукта – включая стоимость всех запчастей, затраты на производственные мощности и цепочку поставок. Третья фаза – это маркетинг. В эту фазу входят такие аспекты как реклама, продажи и работа с каналами распространения – все операции, необходимые для поставки продукта непосредственному покупателю. Четвертая фаза – использование – в автомобильной промышленности является достаточно длительной.
Я ознакомился с концепцией «разработка-сборка-маркетинг» в Texas Instruments, она была очень популярна в 70-х и 80-х годах. Когда я работал в IHS Markit, я добавил фазу использования. Я использовал различные идеи из этих фаз в отчетах и презентациях в качестве инструмента для анализа различных сегментов автомобильного рынка (включая ПО, батареи в электромобилях, 3D печать и многих других).
В приведенной ниже схеме сделан акцент на индивидуальной значимости каждого из четырех этапов для аппаратного и программного обеспечения. Также в ней приведены комментарии о том, как эти компоненты влияют на рыночные успех автомобиля на каждом из этапов.
Фазы работы над аппаратным обеспечением
В верхней части схемы представлены ключевые характеристики каждой из четырех фаз создания аппаратной части автомобиля. Фаза разработки определяет набор характеристик и свойств электронных систем, ее важность продолжает расти и по сей день. Большая часть аппаратных компонентов поставляется компаниями из индустрии производства чипов, и эта отрасль будет только развиваться. Экосистема аппаратных платформ, используемых в автомобильной электронике, также приобретает все большее значение. Стоимость первой фазы разработки аппаратуры оценивается в миллионах (или десятках миллионов) долларов, но поскольку объем производства составляет сотни тысяч единиц, стоимость в пересчете на один автомобиль невысока.
Фаза сборки – самая дорогая в этой цепочке. Причиной тому является стоимость всех компонентов аппаратуры (или ведомость материалов). Также необходимо учитывать стоимость управления цепочками поставок, стоимость человеческого труда и многие другие аспекты. В целом, затраты на аппаратуру составляют малую долю от общей стоимости автомобиля, но эта сумма растет даже с учетом снижения стоимости отдельных компонентов. Средняя стоимость всех компонентов электронных систем составляет от 3 до 8 тысяч долларов (верхняя граница относится к люксовым автомобилям).
Фаза маркетинга для аппаратного обеспечения варьируется в зависимости от компонентов и типа системы. В большинстве случаев, этой фазой занимается Tier-1 поставщик, в результате чего продукт становится полноценной системой с автомобильной электроникой.
Характеристики и возможности аппаратных компонентов также оказывают очень большое влияние на продажи автомобилей (и это влияние продолжает расти). Это влияние возникает за счет функциональности, которую и обеспечивают компоненты электронных систем. Возможности, над которыми сейчас ведется работа (равно как и возможности, которые появятся в будущем), относятся к системам ADAS, аппаратным средствам кибербезопасности, улучшаемым платформам и технологиям беспилотной езды.
Фаза использования продуктов автомобильного рынка, в среднем, длится от 10 до 15 лет, иногда немного дольше. Такой длительный срок службы требует высокой надежности оборудования, чтобы сократить расходы производителей на гарантийное обслуживание и отзывные кампании. В рамках фазы использования наибольшие возможности появляются у представителей рынка послепродажного обслуживания – особенно после того, как у компонентов заканчивается заводская гарантия. Значительное количество ДТП также создает для таких компаний бизнес-возможности, поскольку пострадавшим автомобилям необходимы новые аппаратные компоненты.
Фазы работы над программным обеспечением
В нижней части схемы представлены ключевые характеристики четырех фаз работы над автомобильным ПО. Программное обеспечение существует исключительно в цифровом виде, а потому его характеристики отличаются от характеристик аппаратной части. Впрочем, ПО, конечно, полностью зависит от связанных с ним аппаратных компонентов.
Фаза разработки – самая долгая и, как правило, самая дорогая стадия создания программного продукта. Крупные программные проекты требуют длительного времени разработки, которое, в том числе, уходит на сложные процедуры тестирования для исправления как можно большего количества ошибок (что абсолютно оправданно с экономической точки зрения). Ни одна крупная программная платформа никогда не обходится без ошибок, а новые ошибки обнаруживаются на протяжении всего срока службы программного обеспечения. Требования к кибербезопасности создали новый класс программных ошибок – уязвимости, которые могут эксплуатироваться злоумышленниками с различными целями. Поскольку большинство программистов в автомобильной промышленности не являются экспертами в области кибербезопасности, они не всегда знают как писать код так, чтобы он был полностью неуязвимым к атакам хакеров.
Фаза сборки автомобильного ПО выдвигает значительные требования к экосистеме – речь о необходимости написания новых программ и тестировании получившихся программных продуктов. Автомобильная индустрия добивается в этой сфере хороших успехов (некоторые ее представители также используют инструменты для разработки с открытым исходным кодом).
Фаза сборки также обычно является самой дешевой – это просто запуск готового ПО на имеющейся аппаратной платформе. Иногда производители сталкиваются с необходимостью выплачивать роялти, но обычно это лишь небольшая часть стоимости аппаратных компонентов. Фаза сборки, по сути, представляет собой загрузку программ в электронные системы автомобиля. Также существует некоторая гибкость в плане того, когда и как именно ПО загружается в электронные системы.
Фаза маркетинга в случае с ПО варьируется от сегмента использования и типа программного продукта. В большинстве случаев фазой маркетинга занимается Tier-1 поставщик, представляя программный продукт как часть электронных систем автомобиля.
Функциональные возможности ПО оказывают значительное влияние на продажи автомобилей. Во многом это влияние основано на удобстве использования или том, как ПО реализует человеко-машинный интерфейс (HMI). Удобство использования влияет на все области функциональности – функции интернета автомобилей, обновления по воздуху, функциональные обновления, системы ADAS и функции беспилотной езды, которые появятся в будущем. Низкий уровень удобства использования ПО приведет к негативным отзывам, что отрицательно скажется на потенциале конкретной модели. Подобные негативные тенденции являются проблемой для современных информационно-развлекательных систем и одной из причин недавних успехов Apple и Google в области интеграции информационно-развлекательных систем со смартфонами.
Фаза использования продуктов автопромышленности длится от 10 до 15 лет, в некоторых странах дольше. Столь длительный жизненный цикл приводит к тому, что автомобилям требуются многочисленные исправления ошибок в ПО. Снижение затрат на исправление ошибок, возникающее за счет возможности обновления по воздуху, необходимо для экономии на гарантийном обслуживании и отзывных кампаниях.
Фаза использования – этап, в котором рынок ПО может значительно развиваться и имеет большие перспективы для роста в сегментах SaaS (Software as a Service, ПО как услуга) и облачного ПО. Кибербезопасность на основе SaaS – это очень многообещающая возможность. Исправления ошибок, устанавливаемые по воздуху, и функциональные обновления уже сейчас представляются как основные возможности этапа использования продукта. Стоит отметить, что рынок информационно-развлекательного контента с использованием SaaS сейчас на подъеме. Также новые возможности могут возникать за счет случающихся ДТП, поскольку новые аппаратные системы будут нуждаться в установке нового ПО.
Заключение
Четыре этапа создания ПО показывают, что этап разработки является самым дорогостоящим. Эта концепция предполагает, что решение заключается в использовании программных платформ для снижения затрат на разработку и уменьшения количества ошибок в больших программных продуктах. Автомобильная промышленность начинает внедрять стратегию использования программных платформ, и представители рынка высоких технологий ей в этом помогают, но этого недостаточно.
Подписывайтесь на каналы:
@TeslaHackers — сообщество российских Tesla-хакеров, прокат и обучение дрифту на Tesla
@AutomotiveRu — новости автоиндустрии, железо и психология вождения
Мы большая компания-разработчик automotive компонентов. В компании трудится около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Источник https://www.drive2.ru/l/616166592157328346/
Источник https://cxem.net/avto/electronics/4-131.php
Источник https://habr.com/ru/company/itelma/blog/518168/