Содержание

Как не убить нашим маслом иномарку? Советы экспертов и автопроизводителей

Сейчас владельцев автомобилей волнует, какое выбрать масло взамен дорогого фирменного. Хотя реальных поводов для паники нет.

Что рекомендуют автопроизводители?

Большинство сейчас отвечает уклончиво: заливайте то, что отвечает нашим высоким требованиям! Так нам ответили в Kia, Mitsubishi, Volvo, Chery, Renault, Mazda и Hyundai.

Некоторые компании рекомендуют только оригинальные продукты — забывая указать источник их приобретения.

Другие в нынешней ситуации предлагают компромиссные решения. Так, например, представители марки Skoda сообщают, что в случае отсутствия той или иной жидкости дилер сам решает вопрос применяемости, исходя из информации производителя, технических допусков и других параметров.

Порадовали китайцы. В частности, компания Haval ответила, что проблем нет, поскольку официальные дилеры используют соответствующие нормам материалы, полностью отвечают за их качество и обладают достаточным запасом оригинальных масел.

Что думают испытатели?

Руководитель Центра испытаний НАМИ Денис Загарин пояснил: при отсутствии рекомендованных или оригинальных жидкостей с фирменными допусками переход на отечественный продукт с аналогичными характеристиками, определенными по классификации SAE, API, ACEA или нашей национальной ААИ, в большинстве случаев неминуем.

Руководство по эксплуатации автомобиля рекомендует использовать оригинальные жидкости. Однако, в большинстве случаев, в этом же документе приводятся универсальные характеристики требуемой жидкости.

При этом автомобиль никто не может снять с гарантии без установления технически обоснованной причинно-следственной связи между дефектом и неоригинальными расходными материалами, примененными при техническом обслуживании.

Но, к сожалению, число подобных разборок будет, скорее всего, увеличиваться.

А у нас есть нормальное масло?

Да, есть. К примеру, компании Лукойл и Sintec Lubricants производят моторные масла высшего на сегодня класса качества — SN.

Чтобы подобрать масло для конкретного автомобиля, проще всего зайти на фирменный сайт и воспользоваться услугами программы-подборщика масел, введя данные по своей машине.

Правда, программы подбора не всегда работают корректно, поскольку пребывают в стадии доводки. Проверено на себе. В этих случаях надежнее задать конкретный вопрос дежурному специалисту компании.

Для современных автомобилей, скорее всего, вам порекомендуют масла из линейки Lukoil Genesis Special или Sintec Platinum. Для автомобилей прежних лет выпуска найти замену оригиналу гораздо проще.

Откуда у нас свои масла, если компоненты импортные?

Вопрос справедливый, ведь и базовое масло, и присадки действительно заграничные. Но не все. К примеру, базовые масла групп 1, 2, 3 и 3+ частично производят и у нас.

Аналогичная ситуация и с присадками: помимо импортных, есть и российские. Кроме того, каналы поставок импорта окончательно не перекрыты: в ряде случаев просто логистические схемы слегка удлинились.

А как же одобрения компаний?

Высшая ступень признания моторного масла — одобрения автопроизводителями. Процедура дорогая и длительная, поэтому даже крупные масленщики зачастую стараются на ней сэкономить, получая одобрение только на некоторые масла из линейки.

Схожая ситуация и с отечественными производителями. В частности, многие лукойловские масла имеют одобрения компаний Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Renault, Ford, Volvo, GM, Cummins, MAN и т.д. Масла Sintec одобрены Mercedes-Benz, Volvo и Cummins. Но из-за санкций ряд автопроизводителей начал отзывать свои одобрения. Само собой, что на качестве отечественных масел это никак не сказывается.

Кто пустил слух, что наши масла — негодные?

Изначально отечественные производители масел добровольно ушли на второй план при поставках на фирменные сервисы. И логика в этом была: обладатели дорогих современных машин охотно раскошеливались на дорогущие импортные продукты. Да и проблем с автопроизводителями при этом не возникало.

А вот для старых автомобилей суперсовременные масла высшего качества (SN или SP) не нужны.

И так как их владельцы часто стремятся сэкономить, им предлагают продукцию попроще и подешевле — масла SF или SG, которые чаще всего выпускают именно отечественные производители.

При этом такие масла никоим образом не являются низкокачественными. Просто для каждого поколения автомобилей выпускались соответствующие технические жидкости. Но именно этот аспект порой остается вне поля зрения потребителя.

Какие преимущества у наших масел?

Выделим два. Первое (неоспоримое) преимущество — цена.

А про второе часто забывают, хотя сегодня это не менее важно. Сейчас все чаще встречаются предложения купить импортное моторное масло по смешной цене. И, как правило, это подделки. А подделывают обычно самые громкие бренды — читай, импортные. Нашим товарам это не грозит.

Моторные масла, их выбор, эксплуатация и особенности

70c848s 100

В связи с тотальной безграмотностью в вопросах выбора моторных масел не только «гражданского населения», но и людей, которым по профессии положено разбираться в данном вопросе, да ещё и клиентов консультировать, желание написать краткое руководство наконец накопилось в достаточном объёме.

Тут будет многословно — тема объёмная даже без залезания в дебри и цифры. Краткое пошаговое руководство привёл внизу статьи.

С точки зрения пользователя у моторного масла есть три основных параметра: класс масла, класс вязкости и тип масла.

Обычно выбирают марку и цифры на этикетке:
Клиент: — какое масло мне залить?
Специалист: — возьмите Мобиль 5W-30 — хорошее масло, все берут.

c435beds 960

КЛАСС МАСЛА
На самом деле, выбор масла должен начинаться с класса. Самые распространённые классификации масел, это API (Американский Институт Нефти) и ACEA (Ассоциация Европейских Автопроизводителей) — эти две организации определяют требования к маслам, группируют их и упрощают жизнь автовладельцев, так как масло соответствующего класса отвечает целому вороху параметров. Подход API и ACEA несколько отличается. У API есть отдельные классы масел для бензиновых и дизельных двигателей. Классы для бензиновых двигателей обозначаются, как SA, SB, …, SJ, SL, SM, SN — последние четыре класса действующие на данный момент, всё что до этого — устаревшие и неиспользуемые классы.
Классы масел для дизельных двигателей обозначаются, как CA, CB, …, CH, CI, CI+, CJ, CK. Последние пять — ныне действующие классы, CK действует с 2017-го года. CI+ не является официальным классом, но используется. Официально у этих классов на конце есть ещё цифра 4, но она редко используется в маркировках и обозначает, что масло предназначено для четырёхтактных двигателей.
В 2017-м году была заявлена ещё одна линейка масел для дизельных двигателей, включающая в себя пока только один класс — FA-4. Это отдельная линейка масел вязкостью хW-30, предназначенный для самых современных высокооборотистых дизельных двигателей с нежными и дорогими системами обработки выхлопных газов. Почему-то к классу масла жёстко привязали класс вязкости. Об этом классе написано отдельно. Но его нельзя заливать вместо CJ, CK, только потому что он новее — поэтому и отдельно!
Для автомобилей с сажевым фильтром подходят только масла CJ, CK и, получается, FA. Всё, что ниже CJ, для сажевого фильтра не подходит!

У классов по API есть простое правило — лучше можно, хуже нельзя. То есть, если двигателю нужно масло класса SM, то можно заливать в него SM и SN, но ниже по алфавиту нельзя. Японские производители указывают, как правило, именно требования по API, не мудрствуя лукаво.
Если у масла указана только классификация S…, то даже если это самое офигенное масло, то для дизельного двигателя оно не подходит [если, конечно, какая-нибудь другая классификация не позволяет этого].

У ACEA классификация чуть сложнее. Поначалу были классы A1, A3, A5 для бензиновых двигателей и B1, B3, В4, B5 — для дизельных, но потом их слили вместе и получилось комбинированные классы типа А3/В4 и А5/В5. Некоторые цифры в классификации пропущены, видимо, потому что технологии развивались быстрее, чем возникала необходимость устанавливать новый класс.
У классификации по ACEA есть важное отличие от API — можно только конкретный разрешённый класс. Здесь нет классов лучше-хуже, здесь у каждого класса свои конкретные свойства, включая зольность и вязкость.
С дизелем и бензином здесь так же как у API — если у масла только класс В, то заливка его в бензиновый двигатель остаётся на вашей совести. По идее, должно прокатить. ;)
Есть у АСЕА отдельный класс «С» — С1, …, С5. Это отдельный класс для двигателей с катализатором и сажевым фильтром. По идее, катализатор переживёт и масла классов А/В, но масло класса С значительно увеличит срок жизни обычного оксидационного катализатора, а для сажевого фильтра только класс С и подходит.
Видел, что в Вольво идёт масло B5 при наличии DPF. Не знаю, почему.

DPF:
Сажевый фильтр рассчитан на накопление и последующее сжигание именно сажи, то есть, по сути, закапсулированных углеводородов. Сажа (=углерод) реагирует дальше при температурах, в природе обычно не встречающихся (450+*C), а поэтому является крайне вредной. Сажа — продукт неполного сгорания углеводородов топлива (СН). В фильтре сажа накапливается, потом дожигается до углекислого газа и воды. Часть сажи, конечно, проходит через фильтр, но бОльшая часть успешно сжигается. А вот продукты сгорания масла и некачественного топлива, это не сажа, а зола. Они накапливаются, но не сжигаются при регенерации фильтра. Некачественные масло и топливо в большом количестве забьют/убьют DPF/GPF за небольшой срок. Две-три замены масла с использованием неправильного масла, и сажевый фильтр может отправляться на свалку.
Для использования с сажевым фильтром подходят средне- и малозольные масла классов API CJ, CK и FA и ACEA С1…С5.
Внимание! Если в базе данных на вашу машину указаны разные типы масла, например, B5 и С4, то, скорее всего, есть пометка, что если у вашей машины есть DPF, то нужен C4, а если нет, то B5. Часто на одной и той же модели для разных рынков сажевый фильтр может быть, а может и не быть. То же, например, если для вашей БМВ 530d указывются масла LL-01 и LL-04. При наличии сажевого фильтра подходит только LL-04. В общем, читайте между строк и всё, что мелким шрифтом.
Ну и топливо тоже крайне важно для долгой и спокойной жизни сажевого фильтра. Фильтр, конечно, можно и вырезать, но, ребята, вашим детям и внукам ведь этим и дышать потом.

Читать статью  Выбираем двигатель — турбо или атмосферный — DRIVE2

У АСЕА есть ещё класс «Е», но это класс масел для тяжёлой техники, он нам не интересен.

Практически все европейские производители устанавливают и свои классы. Если вашему автомобилю требуется масло BMW LL-12, или VW 507.00, то заливать следует только масла с этим обозначением. Иногда параллельно указываются класс производителя и АСЕА или АPI. Также теоретически можно, конечно, рискнуть и заменить класс одного производителя классом другого, исходя из параметров двигателей и выпускной системы, но, сами понимаете, никто не даст гарантию, что подобные опыты не закончатся преждевременным износом чего-нибудь. Например, масла, подходящие для сажевого фильтра в какой-то момент были доступны в вязкости до 30. Более густая сороковка пропала. Но у МБ есть класс масла для двигателя с DPF, которому соответствует и масло вязкости 5W-40. Можно было пойти на риск и залить, но, опять же, под чью ответственность?

Узнать класс масла, необходимого вашему двигателю можно: в инструкции по эксплуатации транспортного средства, инструкции по ремонту автомобиля, базы данных типа «Автодата». А ещё можно позвонить в представительство и спросить там. По европейским правилам они не имеют права вам отказать в этой информации.

После того, как из десятка-двух упаковок масла на полке отсеяны неподходящие по классу, можно делать следующий шаг — выбор класса вязкости.

КЛАСС ВЯЗКОСТИ
Все знают, что цифры на банке с маслом связаны с вязкостью масла, но не все понимают, что именно они означают.
Класс вязкости указывается обычно, как SAE (Sообщество Автомобильных Енжинеров) xW-yy.
Первая цифра означает вязкость масла при температурах сильно ниже 0*С, то есть, это вязкость ХОЛОДНОГО масла. Это число важно ПРИ ЗАПУСКЕ двигателя и незначительно влияет на всё, что происходит после прогрева масла выше ноля. Чем ниже это число, тем жиже масло, тем меньше нагрузка на стартер и АКБ, тем легче запуск. Особенно это актуально в суровые морозы. Чтобы узнать примерную температуру прокачиваемости масла при холодном запуске, можно использовать «гаражный» метод и отнять от первого числа 35. 5W -35=-30. Это масло будет ещё адекватно жидкое при температурах до -30. Ниже этой температуры масло будет уже настолько густое, что до прогрева может повредить масляный фильтр, который не способен пропустить через себя большое количество киселеподобной массы за короткое время. Если у фильтра есть перепускной клапан (bypass valve), то масло пойдёт в обход фильтра. Если перепускного клапана нет, то есть приличная вероятность, что фильтрующий элемент внутри корпуса порвётся и до следующей замены масла двигатель будет пережёвывать масло с абразивными частицами и стружкой. Масляный насос тоже не любит жевать кисель, особенно если приводится цепью, которая может и порваться. При запуске двигателя с густым маслом на несоответствующем его вязкости морозе крайне нежелательны обороты выше холостого хода хотя бы первые 2…3 минуты работы. Масло нагревается довольно быстро и скоро можно начинать двигаться на низких и средних оборотах. Своё видение на распространённый срач по поводу «греть, или нет» напишу отдельным постом когда-нибудь.
То есть, если масло будет гуще, чем по погоде надо, то это может повредить двигателю. Если масло будет жиже, то запуск будет легче, а ехать можно будет начинать быстрее. Минус у масла с более низкой холодной вязкостью (0W), это более высокая цена. Минеральные масла заканчиваются на отметке 10W. 5W может быть и гидрокрекинговым. 0W может быть только синтетика.
Если мужики в гаражах говорят, что на нынешней жаре хорошо бы залить масло погуще, то замена масла 5W-40 на 10W-40 не даст вам практически ничего, кроме некоторой экономии денег, так как чем меньше «вилка» между холодной и горячей вязкостью, тем дешевле база, из которой изготавливают это масло. Хотите масло, которое гуще при рабочей температуре — смотрите на вторую цифру.

Вторая цифра указывает вязкость масла при температуре 100*С, т.е., вязкость горячего масла в прогретом двигателе. Выше цифра — гуще масло. Действующие классы, это 10, 20, 30, 40, 50 и 60. И вот тут нужно немного понимать, как именно это работает, потому что для одного и того же двигателя может быть указано несколько классов вязкости, а вам надо выбрать правильный.
Чем жиже горячее масло, тем ниже расход энергии на его прокачку, тем ниже выбросы СО2 и расход топлива. Расход топлива будет ниже на 1…2% за каждую десятку горячей вязкости.
Более густое горячее масло образует более прочную плёнку на деталях, лучше защищает двигатель при больших нагрузках и высоких температурах.

«Я не гоняю» не работает, когда вы застрянете летом в песке. Или когда будете валить 120-140 по шоссе, а потом уткнётесь в светофор или пробку на въезде в город. Вот там и важен запас по вязкости горячего масла — на шоссе большие обороты и нагрузка, но при этом циркуляция масла хорошая, особенно, если есть масляный радиатор, поэтому и 0W-20 нормально работает. И через десять секунд в пробке обороты, циркуляция масла и обдув моторного отсека резко снижаются, а температура-то никуда не девается, особенно в турбине и КШМ. Температура масла 100…110 градусов, это в масляной ванне. В турбине, вкладышах, на стенках цилиндров температура масла может ощутимо превышать 160 градусов. Масло вязкостью 30, по сути, такое же жидкое, как вода. В пожилом моторе масляные зазоры чуть больше, чем в новом, и возрастают микроскопические люфты, потому что очень жидкое масло не может обеспечить плёнку нужной толщины, а насос не может обеспечить необходимое давление, так как жидкое масло тут же вытекает из вкладышей. Любой люфт это ударные нагрузки. Небольшой люфт + жидкое масло, неспособное этот люфт амортизировать, это трение металл-по-металлу и повышенный износ. Не всегда, только при стечении обстоятельств, но пять минут работы в таком режиме могут соответствовать пяти-десяти тысячам пробега по износу. В результате двигатель, способный отходить 500-600 ткм, но эксплуатируемый в тяжёлом для него режиме по полчаса в день на слишком жидком масле, на 200 ткм уже теряет компрессию, начинает подстукивать и жрать масло литрами.

Производители современных двигателей указывают необходимый для них класс вязкости, как 5W-30, а то и 0W-20. Это хорошо для расхода и выбросов СО2. А по выбросам СО2 производителя автомобилей жёстко зажимают. Если среднее [по всей продукции завода] количество СО2/км превышает максимально допустимое по EURO, то за каждую проданную единицу продукции завод платит больше сотни евро за каждый превышенный грамм СО2. То есть, чем ниже официально указанное количество СО2, тем ниже риск для производителя попасть на серьёзные штрафы. Отсюда и жидкие масла, и система стоп-старт (тоже зло), и снижение шумоизоляции для уменьшения массы и т.п.
Так вот: для обычного бензинового или дизельного двигателя можно спокойно накинуть десятку на рекомендуемый класс вязкости горячего масла. Если собираетесь ездить на больших оборотах и небыстро — разные дворовые ралли, спонтанный дрифт по парковке, можно залить масло вязкостью 50. Высокофорсированные двигатели, рассчитанные на езду у красной зоны, требуют масла вязкостью 60. Например, дизельные БМВ M50d, где с трёхлитрового дизеля снимается 280 кВт, с завода ходят на масле 10W-60, потому что при том крутящем моменте, который они выдают, нагрузки на движущиеся части там космические и более жидкое масло при тех температурах будет просто продавливаться.
В общем так: жиже нельзя, гуще можно. Гуще на десятку можно всегда. Гуще на двадцатку можно, но смысла обычно нет. Летом 30 ещё как-то катит, если не залетать в пробки с загретым мотором, но 20 — уже зло. В машины постарше — 40+. В гоночные БМВ 318 racingsupersport можно 50. В высокофорсированные двигатели, рассчитанные на длительное движение на высоких оборотах в районе красной зоны — 60.
Надо иметь ввиду, что если двигатель рассчитан на масло, например, 5W-30, то 5W в любом случае гуще, чем 30, поэтому двигатель, про который производитель говорит, что греть не надо, и можно сразу ехать на холодном 5W, совершенно точно будет работать на масле SAE40. И всякие использующие масло в качестве рабочего тела VVT и прочие Ваносы начинают активную работу при достижении охлаждающей жидкостью температуры 60 градусов. Если они работают на масле 5W-30 на полупрогретом двигателе, то будут работать и на масле 5W-40 на полностью прогретом. И на 50 тоже будут.
Там, где при перегреве (локальном) 30-ка будет уже слишком жидкая, 40-ка ещё будет защищать двигатель от износа. Это может случиться раз в месяц, но это как страховка — лучше, если она есть, но не пригодилась, чем пригодилось бы, но её не было.

Проблема может возникнуть у владельцев автомобилей с сажевым фильтром — низкозольные масла в наше время редко с вязкостью выше 30. Последним могиканином с заводским классом было масло МБ. Сейчас не помню, какое именно, но это можно посмотреть, найдя требования по классу для какой-нибудь дизельной модели года 2006-го. В то время ещё не все перешли на 30-ку, а сажевые фильтры в Европе уже во всю использовались, поэтому можно найти модель с сажевым фильтром и требуемым классом вязкости 5W-40. Можно ли заливать это масло в БМВ и Тойоты, я не знаю. В свою машину я бы рискнул, но тут каждый сам себе кузнец. Масла ACEA С2/С3 5W-40 я иногда вполне себе всречаю.

ВЯЗКОСТЬ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО МАСЛА МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ РАЗДЕЛЬНО. Если вы ездите, как пенсионер и никогда не попадаете в пробки, а масло это не будет работать при температурах ниже -15, можете себе 10W-30 залить и не париться. Если же в ваших краях морозы, то вам нужно масло 5W, а то и 0W. К этим цифрам можно подобрать подходящий класс вязкости горячего масла в соответствии с режимом эксплуатации автомобиля. Кому-то достаточно 5W-30, кому-то будет спокойнее с 5W-40. Кто-то зальёт в свою Супру, или БМВ 328 5W-50, чтобы ездить на нём круглый год, но был запас на подрифтить на парковке, а кто-то зальёт 0W-40, потому что утром надо будет заводиться в -30, а потом валить по шоссе, а после этого стоять в пробках. NB! Надо только учитывать, что чем больше «вилка» между холодной и горячей вязкостью, тем быстрее это масло теряет свои свойства, поэтому перегибать палку, заливая в обычный «гражданский» автомобиль 0W-50 не стоит — смысла нет, а менять его каждые 5000 вы вряд ли захотите.
В общем, сами соберите себе сами подходящий класс вязкости — выбор сейчас есть.

HTHS
На самом деле, есть ещё одна классификация масел по вязкости — HTHS (High Temperature — High Shear). Это показатель взаимного сопротивлении двух слоёв жидкости при определённых толщине слоя и скорости смещения при 150*С. По сути, параметр HTHS показывает поведение масла в самых тяжёлых для него условиях — в деталях кривошипно-шатунного механизма.
Эта классификация масла не распостранена, её редко увидишь на банках с маслом (но она всегда есть в даташите!). Зато она самая «честная». :) И есть, опять же, нюанс. При сравнении классификаций SAE и HTHS выясняется, что граница вязкостных характеристик масел, обеспечивающая беззадирную работу в тяжёлых условиях по HTHS проходит по самому краю класса SAE 30. При этом если 5W-30 чаще проходят по краешку, то 0W-30 чаще уже не влезают (вязкость по SAE позволяет некоторый «люфт» вязкости в пределах класса). А вам советуют 0W-20, и вы ведётесь. ;)

Читать статью  Промывка масляной системы двигателя. Как промывать двигатель

Так, класс масла подобрали, вязкость подобрали. Теперь последнее — может возникнуть вопрос с типом масла.

ТИП МАСЛА
Раньше масла были минеральные. Машины на них ездили, самолёты летали, корабли плавали. Синтетические масла понадобились, когда самолёты начали летать на большие расстояния и срезать через Северный Полюс. Там холодно и минеральные масла загустевали. Тогда придумали и начали делать синтетические.
Синтетическая база прочнее, образует более прочную масляную плёнку, выдерживает более высокие температуры, не загустевает на морозе. Синтетические масла лучше смазывают, обеспечивают меньший износ и меньшие потери энергии на трение. Там, где минеральное масло уже перегорает, синтетическое ещё работает.

Теперь можете ответить для себя на вопрос: можно ли смешивать минеральное и синтетическое масло?
ДА или НЕТ ?

А теперь можете попробовать ответить на вопрос: откуда берётся полусинтетическое масло? ;) На самом деле, это масло было бы правильнее называть частично синтетическим, так как оно получается при добавлении к минеральной базе 10…30% синтетической.
А ещё есть гидрокрекинговое масло. Это минеральное масло, обработанное таким образом, что оно по свойствам скорее ближе к синтетическому, чем к минеральному. На банках с таким маслом обычно пишут либо «hydrocrack», либо «synthetic technology». Не перепутайте с полностью синтетическим. ;)

А по сути, после того, как вы выбрали масло по классу и вязкости, вам уже всё равно, что это за тип масла, потому что это масло вам подходит. Класс означает, что это масло по всем параметрам подходит вашему двигателю. Вязкость подобрана под условия его эксплуатации. Всё хорошо.
Но есть нюансы, правда, мелкие. Один из них, это моющие свойства. Синтетика моет очень хорошо. Минеральное масло моет плохо. Если мотор долго ходил на минеральном или полусинтетическом масле, то в нём полно отложений перегоревшего масла с металлической пылью. Это всё скапливается в неровностях и укромных уголках, создавая амортизирующие слои и уплотняя некоторые соединения. Если залить туда агрессивную синтетику, то она эти отложения вымоет и где-то могут увеличиться зазоры, где-то образоваться утечки. В результате двигатель может начать работать жёстче, в особо нехороших случаях может и застучать чем-нибудь.
Опять же, понижать градус тип масла можно, если вам не жалко ресурс мотора. Если мотор изношенный, зазоры настолько большие, что там уже присутствуют ударные нагрузки, то залитая туда минералка может и не выдержать этих нагрузок и быстрее терять свои свойства, перегорать и двигатель долго не протянет. Правда, если ресурс у двигателя ещё есть, то сразу он точно не сдохнет, но быстрее, чем на синтетике. Так что здесь тоже всё на свой страх и риск.

По типу базы масла выстроились так, от самого стойкого к самому слабому:
— полная синтетика
— гидрокрекинговое масло
— частично синтетическое масло
— минералка

Если нет прямой причины, то лучше не менять тип. Я видел достаточно машин, про которые говорили — «Что ты, дурак, туда дорогое масло льёшь — она же старая, ей пофиг!» А моторы работали беспроблемно на пробегах за 500 ткм, заводились в любую погоду, масло не ели, бензин нюхали. А всё благодаря минимальному износу из-за всегда качественного масла.
В откапиталенные двигатели, даже старые, я всегда заливаю полную синтетику. Зазоры в норме, отложений нет, все прокладки и сальники новые, из современных материалов, не разрушающихся при воздействии агрессивной синтетики.

ЗАМЕНА МАСЛА
Кашу маслом не испортишь. В процессе работы масло теряет свои свойства.
Во-первых, масло разжижается топливом, просачивающимся мимо колец, особенно при холодном запуске двигателя, когда топливо конденсируется на стенках цилиндра. Если на старом моторе уровень масла не уходит за 10000 км, есть повод понюхать горячее масло. Можно обнаружить, что это наполовину топливо.
Во-вторых, масло разжижается от разложения длинных-длинных молекул базового свежего масла на несколько коротких молекул. Много мелких молекул жиже нескольких густых. :) Надеюсь, достаточно понятной получилось не особо корректное, в общем-то объяснение. :)

63617eds 960

В-третьих, при перегреве масло перегорает. Коричневый и чёрный осадок в двигателе, это и есть это самое перегоревшее масло. По сути, это абразив. Как песок. Частично его улавливает фильтр, частично — нет. Чем лучше масло, тем при бОльших температурах оно превращается в абразивный осадок.
Если вы не уследили за уровнем масла, и оно опустилось ниже щупа, лучше его заменить — два литра масла не могут перенести столько тепла (а масло ещё и охлаждает детали), сколько могут перенести рассчётные четыре литра. От переизбытка тепла масло так же разлагается и перегорает.
Чем чаще заменяется масло, тем оно чище, однороднее, лучше смазывает и меньше изнашивает детали. 7-10 ткм, это предел для чисто городского автомобиля. При длинных поездках по шоссе с нормальной скоростью 15 ткм для современных масел — не проблема. При таком режиме обеспечивается стабильная температура и циркуляция, а, значит, охлаждение масла, исключается разжижение масла топливом, как при холодном двигателе.

СМЕШИВАНИЕ МАСЕЛ
Если вы в пустыне, надо долить масла, а в местном киоске только минералка — лейте. Если наоборот, то тоже лейте. Если боитесь, а масла мало, то едьте на небольших оборотах и скорости, чтобы масло не перегревалось. Если долили, то лучше, если производитель тот же — есть большая вероятность, что не будет никаких конфликтов в присадках. Но лучше ехать с коктейлем из разных масел, чем с недостаточным количеством масла. Однако, после такой поездки хорошо бы заменить масло поскорее. Так как в маслах два-три десятка разных присадок, рецепты которых производитель никому не скажет, никто не может предсказать, как эти присадки будут друг с другом реагировать. База сама по себе — штука относительно безвредная. А вот более сложные присадки сам чёрт не разберёт. Кстати, есть специальные доливочные масла, как раз на такой случай — там минимальный и наиболее нейтральный пакет присадок.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Круче производитель масла — выше цена. Это и за понты, и за надёжность производителя и за качество используемых базовых масел. Однако обычно производитель выбирается субъективно нравится — не нравится, этикетка, логотип, цвет слитого масла… Тут вы, пожалуйста, сами разберитесь. :)

ПОЧЕМУ 5W-30 и 0W-20?
Будучи техническим инструктором импортёра одной из крупнейших марок автомобилей сам постоянно сталкиваюсь с конфликтом интересов. Объясняешь техникам дилеров про масла — прилетает вопрос «А если надо лить 5W-40, то почему мы заливаем 0W-20?» А потому что написано — «Производитель рекомендует». А почему производитель рекомендует масло, гарантированно снижающее ресурс двигателя? А потому что: а) в наше время никому не нужна машина с ресурсом более 300 ткм — её к тому времени должны сменить на новую, благо, финансовое состояние населения располагает; б) потому что заявленные выбросы СО2 рассчитаны, именно исходя из жидкого масла, а заявленные параметры должны соблюдаться.

Теперь КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ для тех, кому влом читать много:

1. Выяснили минимально необходимый класс масла, выяснили, есть ли на машине сажевый фильтр.
2. На полке отбросили масла, стоящие ниже по линейке классов — латинский алфавит при классификации по API вам в помощь. В остальных классификациях достаточно знать цифры. По API лучше можно, хуже — нет, по ACEA надо точно соблюдать класс. Если расходятся классы, выберите любой, точно подходящий.
3. Придумали себе желаемый класс вязкости исходя из температуры холодного запуска (обычно 5W хватает с лихвой для нашей зимы) и условий эксплуатации. Нет гонок, светофороф и пробок — 30-ки хватит. Есть пробки, шоссе и светофоры — 40. Любите отжечь резину — 50. Гоняетесь на треке на форсированном двигателе — 50 или 60)
4. Если остался выбор по типу (обычно вязкость и класс всё уже решают), то берите то, что у вас уже залито, не меняйте тип масла без надобности. А вообще, синтетика круче всех, потом — гидрокрекинговое масло. Дальше сами разберётесь.

Какое масло лучше заливать в двигатель?

какое масло лучше заливать

Какое масло заливать в двигатель: выбираем лучшие масла, рейтинг масел

Рано или поздно каждый автомобилист задумывается о том, какое масло лучше всего заливать в двигатель своего автомобиля — синтетику или полусинтетику, полнозольное или малозольное. В большинстве случаев ответ на этот вопрос лежит на поверхности: достаточно открыть руководство по эксплуатации и перейти на соответствующую страницу. Там водитель сможет найти рекомендации изготовителя касательно допусков моторного масла и подходящей вязкости смазочного материала. В этой книжке указана информация, применимая в отношении конкретного силового агрегата.

То есть, производитель уже учел особенности работы ДВС, и в соответствии с этим привел перечень критериев, которыми нужно руководствоваться при выборе технической жидкости. Можно сказать, что лучшее масло для двигателя вашего автомобиля — это материал со страниц руководства пользователя. Но в силу разных причин водители переходят на аналогичные смазочные вещества, поэтому вполне обоснованно возникает вопрос — какое масло лучше заливать в двигатель, не учитывая рекомендуемые изготовителем авто брендовые моторные масла.

Что лучше: синтетика, полусинтетика или минеральное?

какое масло лучше лить в двигатель

Хорошим моторным маслом можно назвать смазочный материал, по своим характеристикам и качествам подходящий конкретному двигателю, и при этом отличающийся доступной стоимостью. Фактически любую автомобильную техническую жидкость можно оценить по двум основным параметрам — эксплуатационные характеристики и стоимость для потребителя. Моторное масло имеет базу и пакет присадок. В зависимости от технологии производства материала меняются его свойства и качества. Что касается присадок, то, как правило, в моторном масле это моющие, антикоррозийные, противоизносные и прочие пакеты присадок. Минеральные масла остались в прошлом. Сегодня выбор автовладельцев сведен между полусинтетическими и синтетическими маслами. Обычно отечественные автомобилисты выбирают среди предложений из первой категории.

Полусинтетика стоит дешевле, при этом неплохо справляется со своими основными функциями. Неплохой выбор для двигателя автомобиля с уже ощутимым пробегом. А вот в новые бензиновые и дизельные моторы нужно лить масла с синтетической основой — на этом настаивают большинство автопроизводителей. За счет наличия специальных присадок синтетика способна обеспечить легкий пуск двигателя при низкой температуре окружающей среды. Однако наиболее важным преимуществом синтетической основы по сравнению с минеральной является её высокая термоокислительная стабильность. Одним словом, такая техническая жидкость способна выдержать высокие нагрузки более продолжительное время. В общем, подбирая масло для двигателя авто, однозначно нужно рассматривать среди полусинтетики или синтетических материалов.

Читать статью  Поговорим про корейские масла — DRIVE2

Допуски масла

Но нельзя сказать, какое масло лучше заливать в двигатель, не взяв во внимание вязкость и допуски смазки. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь для каждого ДВС производитель выдвигает конкретные требования. Одни движки лучше работают на маслах с энергосберегающими свойствами, другие на маловязких или густых материалах.

Именно поэтому, чтобы выяснить в какой двигатель какое масло лучше заливать, необходимо иметь представление о значимости вязкости, зольности, щелочного и кислотного числа. А также как они связаны с допусками автопроизводителей и стандартом АСЕА

Обычно выбор происходит с учетом двух основных стандартов — SAE и ACEA. В сервисной книге вы сможете найти информацию по допускам. Производитель указывает, какому классу должно принадлежать масло, подходящие двигателю вашего транспортного средства.

какое масло лить в двигатель по допускам

Это может быть, например, SAE SL, SM, SN или ACEA A3/B4, A5/B5, C2/C3. Но также важно понимать, что в автомобиль выпущенный несколько десятилетий назад рекомендованным считается уже устаревший допуск. Вам совсем необязательно искать масло с допуском API SG, SH — выбор очень небольшой. Будет даже лучше, если в движок залить материал с допуском, покрывающим все предыдущие, например, API SJ, SL, SM.

Видео про допуски:

Плюс ко всему, многие автопроизводители разработали собственные стандарты и допуски, применимые в отношении моторных масел. Для Mercedes это MB 229.31/MB 229.51, для BMW, к примеру, BMW Longlife-04, есть допуски для Volkswagen VW 502 00/VW 505 00 и другие. Изготовители масел прямо на этикетке указывают соответствие материала конкретному допуску. Если в инструкции по эксплуатации вы видите рекомендации о том, что смазка двигателя должна соответствовать определенному допуску концерна, то желательно выбирать из соответствующих масел.

Вязкость материала

вязкость моторных масел

Вязкость — это еще одина важная характеристика смазочного материала, которая не должна быть оставлена без внимания. Значение вязкости, к примеру, 5W-30 или 5W-40 дает представление об эксплуатационных характеристиках материала. Фактически вязкость характеризует сопротивление сдвигу между слоями жидкости, она зависит от температуры. То есть, с повышением рабочей температуры вязкость уменьшается — масло становится более текучим.

Часто от автовладельцев можно услышать: после 100 тысяч километров пробега нужно лить полусинтетику, она более густая и компенсирует увеличенные от износа зазоры. Переход на более густой смазочный материал — попытка уменьшить расход масла, поскольку оно будет меньше сочиться и горить в цилиндрах, плюс в изношенном двигателе увеличиваются зазоры

О том, что такое вязкость:

В идеале двигатель нужно ремонтировать: менять кольца, маслосъемные колпачки. После ремонта обязательно следует вернуться на эксплуатацию рекомендованного изготовителем материала. Если расход материала вырос, и вы считаете двигатель своего автомобиля уже чрезмерно изношенным, залейте специальную синтетику Valvoline MaxLife или любое 5W-50 моторное масло. Можно приобрести SHELL HELIX ULTRA 5W-40 или HX8 — весьма качественный материал, обеспечивающий низкий износ внутренних деталей двигателя.

Какое масло надо заливать в двигатель с учетом времени года?

Как было сказано выше, вязкость масла зависит от температуры. В зимнее время запуск силового агрегата с неверно подобранным маслом существенно усложняется. Мощности стартера не хватает, чтобы провернуть движок с густым смазочным материалом. Опять же, в технической документации производителем должна быть нада рекомендация, касательно предпочтительной вязкости смазки ДВС на случай низкой температуры за окном. Предпочтение следует отдать материалам с вязкостью 0W-30, 5W-30. Многое зависит еще и от региона эксплуатации. Например, на юге вполне подойдет 5W-30, когда на севере уже оправдывает себя «нулевка».

Лучшие 0W-30 масла:

Shell Helix Ultra ECT C2/C3 0W-30

Shell Helix Ultra ECT C2/C3 0W-30

4 литра Артикул: 550046375

Средняя цена: 3050 рублей

1 литр Артикул: 550046358

Средняя цена: 600 рублей

Castrol Edge 0W-30

Castrol EDGE 0W-30

4 литра Артикул: 151A7F

Средняя цена: 3550 рублей

1 литр Артикул: 151A7E

Petro-Сanada Duron Synthetic 0W-30

Petro-Сanada Duron Synthetic 0W-30

4 литра Артикул: DXL03C16

Средняя цена: 2800 рублей

1 литр Артикул: —

Средняя цена: —

4 литра Артикул:

Средняя цена:

1 литр Артикул: 550040164

Fuchs Titan Supersyn 0W-30

Fuchs Titan Supersyn 0W-30

4 литра Артикул: 600640927

Средняя цена: 5200 рублей

1 литр Артикул: 600481636

Средняя цена: 1500 рублей

Valvoline Synpower MXL 0W-30

Valvoline Synpower MXL 0W-30

5 литров Артикул: 872564

Средняя цена: 2500 рублей

1 литр Артикул: OIL3931

Качественные 5W-30 масла:

Idemitsu Zepro Touring 5W-30

Idemitsu-Zepro-Touring-5W-30

4 литра Артикул: 1845-004

Средняя цена: 2750 рублей

1 литр Артикул: 1845-001

Средняя цена: 760 рублей

Mobil 1 ESP Formula 5W-30

MOBIL 1 ESP Formula 5W-30

4 литра Артикул: 152053

Средняя цена: 3250 рублей

1 литр Артикул: 152054

CASTROL EDGE 5W-30 LL

CASTROL EDGE 5W-30 LL

4 литра Артикул: 15669A

Средняя цена: 2650 рублей

1 литр Артикул: 15667C

Средняя цена: 700 рублей

Toyota Motor Oil SN GF-5 5W-30

Toyota Motor Oil SN 5W-30

4 литра Артикул: 08880-10705

Средняя цена: 2200 рублей

1 литр Артикул: 08880-10706

LIQUI MOLY HC Top Tec 4200 5W-30

LIQUI MOLY Top Tec 4200 Diesel 5W-30

5 литров Артикул: 7661

Средняя цена: 4600 рублей

1 литр Артикул: 7660

Средняя цена: 980 рублей

MOTUL 5W-30 X-Clean 8100

MOTUL 5w30 X-Clean 8100

5 литров Артикул: 102051

Средняя цена: 4470 рублей

1 литр Артикул:102786

Что делать автомобилисту с наступлением лета? Как известно, в условиях высокого нагрева маловязкие масла становятся слишком жидкими. Это приводит к тому, с температурой окружающей среды 30 градусов и выше вязкости и создаваемой масляной защитной пленки масел 0W-30, 5W-30 может оказаться недостаточно. Если температура держится в районе +40 градусов по Цельсию, при этом двигатель машины работает под высокими нагрузками, есть смысл перейти на более вязкий материал — 5W-40. Если пробег уже 200-250 тысяч километров, то есть, фактически половина остаточного ресурса, допустим переход даже на 15W-40.

Лучшие 5W-40 масла:

Valvoline Maxlife Synthetic 5W-40

Valvoline Maxlife Synthetic 5W-40

4 литра Артикул: 872364

Средняя цена: 2090 рублей

1 литр Артикул: 872363

Средняя цена: 560 рублей

Motul 8100 5W-40

Motul 8100 5W40

4 литра Артикул: 104256

Средняя цена: 3200 рублей

1 литр Артикул: 800 рублей

Castrol Magnatec 5W-40 А3/В4

Castrol Magnatec 5W-40

4 литра Артикул: 15669A

Средняя цена: 2650 рублей

1 литр Артикул: 15667C

Средняя цена: 700 рублей

MOTUL 8100 X-CESS 5W-40

Motul-8100-X-cess-5W-40

5 литров Артикул: 102870

Средняя цена: 4400 рублей

1 литр Артикул: 102784

Средняя цена: 750 рублей

Liqui Moly Leichtlauf High Tech 5W-40

Liqui-Moly-Leichtlauf-High-Tech-5W-40

5 литров Артикул: 8029

Средняя цена: 3850 рублей

1 литр Артикул: 8028

Средняя цена: 900 рублей

Liqui Moly Optimal Synth SAE 5W-40

Liqui Moly Optimal Synth SAE 5W-40

4 литра Артикул: 3926

Средняя цена: 2550 рублей

1 литр Артикул: 3925

Лучшее масло для дизеля с сажевым фильтром

Особое внимание следует уделять авто с двигателем, оснащенным системами доочистки выхлопных газов, в частности сажевым фильтром DPF. Нужно отдать предпочтение малозольным смазочным материалам Low SAPS. Их отличительная особенность — низкий процент содержание сульфатной золы и серы. Стоит учитывать, что это обязательное требование, которое выдвигают все производители авто. Выбирать лучше всего среди ACEA A5/B5 масел.

Использование малозольных масел оправдано тем, что техническая жидкость с высоким содержанием золы сульфатной (полнозольник) быстро забивает и выводит из строя сажевый фильтр, поскольку в результате сгорания смазки остается много несгораемой сажи и золы.

Некоторые сажевые фильтры, в которых присутствует платина, категорически не переносят продукты сгорания полнозольников. Это в свою очередь ведет к быстрому выходу из строя фильтра DPF. Чтобы не допустить этого, нужно следовать рекомендациям производителя и не отступать от правил (зольность 0.5% или ниже).

Выбор масла по бренду

Малоизвестные компани, занимающиеся изготовлением моторных масел, в редком исключении заинтересованы в выпуске качественной продукции. Их основная цель — получить деньги с автомобилистов и раствориться в неизвестности. Причем такие компании могут потратить серьезные средства на рекламу. Шумная рекламная акция не должна стать поводом для похода в магазин автомасел и покупки прорекламированного товара.

Есть и обратная сторона медали: громкое имя бренда далеко не всегда свидетельствует о высоком качестве продукции. Основная проблема в том, что материалы от именитых изготовителей чаще всего подделывают. Производство поддельного продукта обходится дешевле, чем изготовление оригинальной жидкости. Поэтому смазочные материалы Mobil, Motul, Castrol, Total нередко оказываются поддельными, эксплуатация на них приведет к неприятным последствиям.

Если вы не уверены в качестве товара, вас беспокоит ресурс двигателя и состояние автомобиля, каждый раз запрашивайте у продавца сертификаты соответствия

Если ориентироваться на отзывы реальных автомобилистов и всевозможные рейтинги, то можно выделить лучших производителей моторных масел. Убедившись в оригинальности товара, можете смело покупать масло от одного из следующих изготовителей:

  1. Castrol. Торговая марка предприятия British Petrolium. Масла Castrol популярны на российском рынке в основном за счет приятной ценовой политики.
  2. Liqui Moly. Немецкий бренд. Германия по праву называется лидером в области производства товаров к автомобилям. Масла не являеются исключением.
  3. Shell. Крупнейшее предприятие, имеющая более 2000 филиалов в 143 странах мира, находится на вершине мирового рынка нефтепродуктов. Занимает крепкие позиции на российском рынке.
  4. Mobil. Одна из самых популярных и узнаваемых торговых марок. Используется многими концернами как масло первой заливки.
  5. Лукойл. Отечественная компания, сертифицированная по международным стандартам. Продукция Лукойл стоит дешевле зарубежных аналогов, поэтому распространена среди владельцев авто с пробегом.

Это символическая пятерка лучших брендов на российском рынке. Но помимо этих марок есть еще Total, ELF, Toyota, ZIC, IDEMITSU и другие довольно качественные смазочные материалы.

Лучшие моторные масла — видео:

Заключение

Взяв во внимание все рекомендации, вы сможете ответить себе на вопрос, какое масло лучше для двигателя. Еще раз подчеркнем, что во время выбора технической жидкости для бензинового или дизельного двигателя следует учитывать требования производителя, условия эксплуатации автомобиля, климат, состояние мотора. Не забывайте про допуски — это крайне важно. В мотор современного транспортного средства не стоит лить масла с устаревшими допусками, а наоборот (старые авто и масла с актуальными допусками) можно и даже нужно. Сегодня большинство распространенных в мире брендов выпускают продукцию приблизительно одного качества и отвечающие одним и тем же стандартам. Главное, чтобы материал был оригинальным и соответствовал заявленным характеристикам.

Полезные статьи:

Как определить подделку масла Шелл

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Нужно ли менять масло перед зимой?

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Масло 5w30 или 5w40: в чем отличие, какое лучше

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Можно ли вернуть моторное масло в магазин?

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Какое масло лить в снегоуборщик

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Как определить подделку масла Лукойл

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Как проверить уровень масла в двигателе: советы и рекомендации

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Какое масло лить в генератор: рекомендации по выбору

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Как часто нужно менять масло в двигателе?

Как часто менять моторное масло: рекомендации для разных групп водителей От своевременности замены моторного масла зависит то, насколько долго прослужит .
Читать далее

Вы попали на сайт, посвященный подбору масел в двигатель, АКПП и ГУР вашего автомобиля. Здесь представлена вся имеющаяся информация по технологии масел, уникальные и полезные статьи и прочая информация для правильного обслуживания вашего авто. Все интересующие вопросы вы можете задать нам на почту admin@kakoemaslo.ru

Самая свежая информация по маслам
Только проверенные продукты
Более 1000 моделей авто
Бесплатная консультация

Источник https://www.zr.ru/content/articles/935048-maslo-chto-lit-vmesto-rekome/

Источник https://www.drive2.ru/b/499208241775902936/

Источник https://kakoemaslo.ru/articles/kakoe-maslo-luchshe-zalivat-v-dvigatel/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: