ГТД на авто и комплектующие. Что это такое и как оформлять?

ГТД на авто и комплектующие. Что это такое и как оформлять?

Сочетание букв “ГТД” традиционно используется в тандеме с двигателем или кузовом транспортного средства. Некоторые владельцы автомобилей встречаются с понятием “ГТД на машину” на этапе приобретения авто в Японии, например. Однако немногие знают, о чем идет речь. Советуем иметь хотя бы общее представление об этом замысловатым сочетанием букв, чтобы не нажить себе проблем.

Авто на растаможке

Что такое ГТД? Расшифровка

ГТД – это грузовая таможенная декларация. Форму обязательно оформляют юридические лица и физлица, которые поставляют машину (ее силовые агрегаты). Декларация включает данные об автомобиле, который пересекает границу (его деталях), и представителе, перевозимом авто.

Форма включает четыре листа-копии:

  1. Для таможенного архива.
  2. Хранится в отделе статистики и применяется при составлении отчетности.
  3. Отдается на руки лицу, которое предоставляет декларацию.
  4. Предназначен для отдела таможенной стоимости.

ГТД заверяет сотрудник таможни. Именно на основании этого документа начисляется таможенная пошлина.

Проверка транзитной декларации сотрудником таможни

Зачем нужен ГТД?

Предоставление декларации в таможенные органы “говорит” о совершении контролируемой сделки, кроме этого, подчеркивает факт соблюдения законов, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.

Данные, отражаемые в документации, должны в полном объеме совпадать с реальным положением вещей. Так, например, если в декларации приведенные номера агрегатов не совпадут с реальными, автомобиль или запчасти задержат — предстоит заплатить штраф и заняться оформлением новой ГТД.

Документ необходим и для формирования статистической информации. Приведенные сведения применяют в рамках составления отчетов и принятия решений на уровне управления в области контроля внешней торговлей.

Какие ГТД бывают?

В зависимости от того, в какой форме и зачем доставляется груз, оформляется ГТД на кузов и двигатель, на авто.

ГТД на двигатель

Этот вид документа предстоит заполнять при перевозке двигателя автомобиля. Законом не запрещено перевозить транспортное средство через границу по запчастям (автомобиль-конструктор). После того, как детали пройдут таможню, их можно будет установить в авто и ездить на нем. Именно поэтому появляется необходимость в оформлении декларации — учете экспорта и импорта запчастей транспортного средства.

ГТД на двигатель

После заполнения и утверждения формы все документы следует сохранить, поскольку без них проводить дальнейшие манипуляции с авто будет нельзя. Если появится необходимость в замене агрегата, переоформлении машины, уполномоченный орган потребует предъявить декларацию. Отсутствие формы или ее неправильное заполнение будет интерпретировано как нарушение закона.

ГТД на двигатель содержит серийный номер ДВС. Техническое состояние двигателя на момент его перевозки через таможню не учитывается.

При покупке импортируемого авто необходимо аккуратно сравнивать серийный номер кузова, двигателя с техпаспортом.

ГТД на кузов

Кузов, как и другие детали транспортного средства, имеет уникальный цифровой номер. Соответственно, при его перевозке тоже предусмотрено заполнение декларации.

ГТД на кузов авто

Без ГТД на кузов собранный автомобиль невозможно будет оформить в ОВД и использовать по назначению.

Что такое гтд на машину?

Оформлять ГТД на автомобиль предстоит, если приобретаете его не в нашей стране. Заполнить пакет необходимых документов должен настоящий владелец груза, таможня лишь заверяет формы. В случае продажи машины покупатель получает на руки заверенную копию декларации.

ГТД на авто

Если машину приобретает за рубежом физлицо, кроме ПТС с ГТД, необходимо предоставить и приходной ордер.

Как заполнить ГТД на авто?

Документ включает один или несколько разделов. Первый посвящен водителю, автомобилю и грузу, который перевозят. Сюда входят данные о:

  • поставщике;
  • получателе;
  • виде сделки (на экспорт, на импорт);
  • условиях ДКП (договора купли-продажи);
  • пункте пропуска на таможне, через который проходит груз;
  • соответствии квотам (при их установлении).

Кроме этого, в первом разделе должны быть указаны коды груза, стран-участниц ВЭД, применяемой валюты и объем таможенной пошлины (если она есть).

Заполнять документ предстоит на русском языке. Декларацию признают недействительной при наличии ошибок, зачеркиваний, помарок в форме. Если заполняющий имеет статус декларанта, он может заполнять документацию в электронном формате.

Второй раздел (ТД 2) может включать неограниченное количество листов, которые заполняют при перевозке нескольких грузов. Здесь прописывают те же данные, что и в первом разделе, только в отношении прочих товаров.

Образец ГТД

Форма документации и схема ее заполнения регламентируется Решением Комиссии Таможенного союза № 422 от 14.10.2010, а также некоторыми поправками в данный документ.

Посмотреть пример заполнения ГТД на транспортное средство и скачать форму можно ниже:

Что такое ГТД на авто?

Что такое ГТД на авто?

Покупая авто из Японии, требуется оформить специальную декларацию. При этом далеко не все понимают, для чего нужен ГТД, как его правильно оформить, куда подать и так далее. Но без оформления данного документа не получится оформить автомобиль в органах внутренних дел и законно им пользоваться.

Как расшифровывается ГТД, что это такое?

Это ключевая форма, оформляемая владельцем груза (автомобиля). Заверяется она сотрудником таможни, поскольку в ней содержится вся информация об экспортной или импортной сделке, и не ее основании начисляются таможенные платежи.

Основной функцией, для чего нужен ГТД, является подтверждение соблюдения законов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Сведения, в ней содержащиеся должны полностью соответствовать фактическому положению дел. Если в грузовой таможенной декларации сведения о номерах основных агрегатов будут отличаться от факта, то транспортное средство будет задержано и придется заплатить штрафы и оформлять новую декларацию.

Форма состоит из четырех листов с одинаковой информацией:

  • Первый передается в специальный таможенный архив;
  • Второй хранится в статистическом отделе и используется при составлении отчетности;
  • Третий передается лицу, предоставившему декларацию (декларанту);
  • Четвертый остается в отделе таможенной стоимости для определения размера пошлин.

пример гтд

Грузовая таможенная декларация

Законом о внешнеэкономической деятельности предусмотрен контроль государством соответствующих сделок. Это сделано с целью:

  • Сохранения национальных ценностей в стране;
  • Защиты российских производителей;
  • Контроля качества импортных товаров и обеспечения безопасности жителей;
  • Пополнения государственного бюджета за счет пошлин и налогов.

Документы в контролирующий орган предоставляет тот, чей груз находится на таможне для досмотра. Кто обязан их подавать, определяется в договоре на поставку или купли-продажи. Помимо декларации обязательно требуется паспорт сделки, который является ключевым документом для осуществления контроля валютных операций (расчетов в рамках ВЭД). При отсутствии хотя бы одного из указанных документов товар (авто) не будет пропущен через государственную границу РФ.

В Таможенном союзе, куда входит Россия, Казахстан, Армения, Беларусь и Киргизия, вместо ГТД применяется декларация на товар. Функции и внешний вид документов практически не отличаются.

Читать статью  На чём держатся наши автомобили, что как и почему. — DRIVE2

Как заполнить данную разновидность таможенной документации?

Форма состоит из двух разделов. В первый (ТД1) вписываются сведения о водителе, ТС и грузе, перемещаемом через границу. Основные разделы документа:

  • Информация об поставщике (должны совпадать с информацией из договора и паспорта сделки);
  • Сведения о получателе груза, в том числе, контактные данные;
  • Тип сделки – экспортная или импортная;
  • Коды товара, стран-участников ВЭД, используемой валюты;
  • Условия договора поставки (должны совпадать с паспортом сделки);
  • Сведения о таможенном пункте пропуска, через который импортируется или экспортируется товар;
  • Размер таможенной пошлины при ее наличии;
  • Сведения о соответствии квотам, если они установлены.

Язык заполнения декларации – русский. В документе запрещены помарки и исправления, иначе документ будет признан недействительным и его придется переделывать. Профессиональными участниками ВЭД используется электронная форма заполнения, но она доступна только тем, кто прошел специальное обучение и имеет статус декларанта. Цифровой обмен данными значительно ускоряет процедуру оформления товара.

Раздел ТД2 применяется, если грузов несколько. В нем содержится вся та же информация, что и в ТД1, но для других товаров, перемещаемых совместно с основным.

пример гтд

Контроль и таможенное оформление авто, перевозящихся через границу

Алгоритм ввоза машины состоит из четырех последовательных шагов:

  1. Оформление документов. Помимо данных о владельце следует обязательно указать марку, год выпуска, цвет, мощность, тип и номер двигателя, VIN и другие характеристики, позволяющие однозначно идентифицировать автомобиль.
  2. Представление заполненных форм сотруднику таможни. Помимо ГТД необходимо предоставить техпаспорт ТС, контракт или договор поставки, инвойс (международный аналог счета), подтверждение расходов на перевозку (счет).
  3. Таможенная очистка. На данном этапе определяется цель ввоза транспортного средства (от этого зависит размер таможенной пошлины), наличие льгот у покупателя автомобиля, производится осмотр машины и сравнение номеров агрегатов,VIN с данными в декларации.
  4. Оформление разрешения на выпуск. Если необходимые платежи и налоги оплачены, вопросы и замечания к документам отсутствуют, инспектор ставит разрешительную надпись на документах. Это дает владельцу автомобиля право на оформление его в органах внутренних дел.

Для чего требуется ГТД

Можно выделить три функции, для чего нужен ГТД:

  • Получение информации. Представление документа в таможенные органы свидетельствует о совершении подконтрольной сделки.
  • Юридическая очистка. Подтверждает законность (соответствие национальным нормативно-правовым актам) проведения коммерческой операции.
  • Формирование статистики. Информация из таможенной декларации используется для составления отчетов и принятия управленческих решений в части регулирования внешней торговли.

Таким образом, ГТД одновременно выступает в трех ролях: базового документа для формирования статистики внешней торговли, юридического свидетельства приобретения и ввоза товара на территорию РФ и документа для бухгалтерского и налогового учета участников внешнеэкономической сделки.

Проверка авто на таможне

Номер ГТД

После того, как декларация прошла проверку, ей присваивается индивидуальный номер. Он состоит из трех блоков:

  • Первый содержит 8 цифр кода таможенного поста, где осуществляется декларирование. Код уникальный, присваивается руководством таможенной службы.
  • Второй, шестизначный шифр, фиксирует дату подачи декларации. Формат кода ДД.ММ.ГГ. Например, 100920 означает ее подачу 10 сентября 2020 года.
  • Третий состоит из 8 цифр и определяет номер декларации по порядку в базе данных или книге регистрации. Первая поданная ГТД в году носит номер 00000001, далее номера присваиваются по нарастающей.

Блоки разделяются знаком «/». Такой сложный регламент присвоения номеров позволяет быстро находить нужную декларацию в архиве. Он является уникальным, и его требуется в обязательном порядке указывать в счет-фактуре на приобретенный товар. На этот факт обращают внимание налоговые органы, поскольку импортные операции облагаются НДС.

Номера гтд

Когда не нужно заполнять ГТД

Декларирование – обязательная процедура при осуществлении внешнеэкономической деятельности, но есть несколько случаев, когда ее можно не осуществлять:

  • При осуществлении экспортно-импортных сделок не облагаемых пошлинами;
  • Если товар поступает на территорию РФ для использования гражданином в личных целях, а не для последующей продажи (для некоторых товаров в законодательстве предусмотрено предельное количество, которое можно ввозить для использования в личных целях);
  • В случае совершения сделки на сумму меньше 100 евро;
  • При перемещении груза через границу, который не подлежит таможенному регулированию на основании международных или национальных нормативных.

Виды ГТД

Прежде, чем разбираться, что такое ГТД на авто, следует знать, что Таможенным кодексом ТС предусмотрено 4 вида документа:

  1. Товарная. Подается на все виды продукции, попадающие в страны ТС (его членом является РФ) в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности.
  2. Транзитная. Заполняется и предоставляется в соответствующие органы, если товар перемещается по территории ТС и ни одна из стран не является его импортером или экспортером.
  3. Пассажирская. Подается в таможню при ввозе или вывозе товара, в том числе, автомобиля, физическим лицом.
  4. Декларация на ТС. Заполняется, если в РФ из-за границы ввозится транспортное средство.

Виды гтд

На авто

Если автомобиль был приобретен за границей, при ввозе его в РФ требуется заполнение соответствующих форм. Оформляет их тот, кто приобрел транспортное средство. Инспектор только заверит их, предварительно сверив все сведения о машине в процессе осмотра. Поэтому тем, кто не знает, что такое ГТД на авто, лучше обратиться к специалистам или приобрести его в РФ после завершения всех процедур.

При приобретении авто за рубежом физическим лицом помимо декларации потребуется предоставить на таможню приходный ордер. Без него инспектор может не разрешить ввоз транспортного средства, что повлечет дополнительные затраты на его хранение на специальном складе.

На кузов

Если автомобиль ввозится на территорию РФ по запчастям, то на каждую деталь, имеющую номер, должна оформляться декларация. Кузов имеет собственный идентификационный номер, поэтому на него заполняется соответствующая форма.

Чтобы понять, что такое ГТД на кузов и зачем она нужна, следует учесть, что без нее после сборки машины в РФ ее невозможно оформить в органах внутренних дел, а значит, и эксплуатировать. При оформлении паспорта ТС на импортное авто инспектор сверяет номера всех агрегатов. Если сведения в формах и по факту будут отличаться, придется тратить время и деньги на приведение их в соответствие.

ГТД на кузов

На двигатель

Покупая за границей силовой агрегат для его последующей установки, его также необходимо декларировать. Обязательным реквизитом считается серийный номер двигателя, поскольку по нему можно идентифицировать агрегат.

Техническое состояние, возраст и другие характеристики (кроме соответствия стандартам по экологии) не имеют значения. После получения разрешения на ввоз, двигатель можно устанавливать и вносить изменения в паспорт ТС (серийный номер должен совпадать со сведениями в ГТД при оформлении необходимых документов в органах внутренних дел).

Итак, декларация считается главным документом при осуществлении ВЭД и подлежит обязательному оформлению. Без понимания, что такое ГТД на машину, лучше не совершать покупок за рубежом, либо обратиться к специалистам.

503 14

Всё супер. Машинку получили. Ребята молодцы отработали на все 100. По приезду машины во Владик — выполнили все мои пожелания. Колеса, ТО, потолочный монитор и много ещё. На отправке неделю в очереди на автовоз и через 11 дней в Москве. Отмыли и чудо космолёт радует.
Не стоит бояться покупки через эту компанию.

Читать статью  Почему глохнет двигатель автомобиля

503 13

г. Новоуральск Свердловской обл.
Решил поменять автомобиль, но не знал к кому обратиться. После просмотра битвы за хайп Ивана Килина выбрал компанию «Япония Транзит» . Сделал заявку( в середине сентября 2019 года). Тут же перезвонил сам директор компании Дмитрий, обсудили вопросы и условия, после чего заключили договор.
Далее со мной работал менеджер Сергей. Он предлогал варианты нужной мне комплектации, вел меня на ставках в Японии. Спасибо ему огромное за понимание, помощь, поддержке.
В ноябре 2019 ставка сработала и вот я счастливый обладатель Тойота Приус Альфа 2015 года выпуска, оценка 4 балла, комплектацией G- тоуринг селекцион.
После покупки со мной работал менеджер Максим- которому я особенно благодарен. Внимательный, вежливый, профессионально подкованный молодой человек.
По моей просьбе был сделан дитейлинг, проверена гибридная система, перетяжка руля экокожей.
В подарок мне компания » Япония Транзит » прислали благодарственное письмо за выбор их компании, рамки для номеров, толстовку с логотипом компании, фирменный ароматизатор «Екоша».
Не хотелось бы о плохом, но ложка дегтя есть- это касается компании по автоперевозкам » Фрейт Лайн». Мой вам совет: не переводите сразу деньги на карту перевозчику, а сначала заключайте договор, в котором оговорены сроки отгрузки и доставки автомобиля до места назначения. Моя машина шла с 16 ноября по 25 декабря.
И отдельное благодарность директору компании «Япония -Транзит» Дмитрию- ответственный, целеустремленный,грамотный, знающий и болеющий за своё дело, всегда на позитиве. Поддерживал и давал дельные советы на протяжении всей нашей сделки.
«Япония Транзит»- вы лучшие. Ни разу не пожалел в выборе Вашей компании. Если буду покупать ещё автомобиль- то только с Вами.
Мы с Вами. Удачи и процветания в Вашем нелегком деле.
Спасибо Вам огромное!
С уважением, Виктор.

Не такие как все: ГТД

bwAAAgMdfOA 100

Давайте перенесемся в 1950 год, в Москве, по широким улицам раскатывают Победы, ЗИМы, грузовые «газоны». А в то же время в америке Boeing совместно с фирмой Kenworth успешно инсталлировали под капот магистрального тягача 175-сильную газовую турбинку. Весила она всего 200 фунтов (91 кг) — в тринадцать раз меньше, нежели дизель аналогичной мощности. А места занимала столько, что казалось, будто под капотом двигателя нет вовсе!

214f6fu 960

Газотурбинный Kenworth пересек США с севера на юг, затем некоторое время работал на коммерческих перевозках, курсируя по западному побережью, между Сиэтлом и Лос-Анджелесом. Но испытания, увы, провалились. Прежде всего, рейс длился на пять-шесть часов дольше, нежели с обычным дизельным тягачом: газотурбинный очень медленно разгонялся, сильно дымил, а выжим педали сцепления был настоящим мучением (при том, что у старых «американцев» сцепление и без того тугое). Но главное, турбина пожирала топливо так, словно это был не тягач, а стратегический бомбардировщик: расход равнялся миле на галлон, или же 235 л/100 км!

e8ef6fu 960

Неудивительно, что проект был свернут, тем более что Kenworth и армия к тому времени переключились на разработку «атомного тягача» для транспортировки баллистических ракет. О газовой турбине, казалось, забыли, но ненадолго.

В 1959 году, когда на базе автобуса ЗИС-127 был построен опытный ТурбоНАМИ-053. Его турбина была почти в два раза мощнее, нежели дизель (350 л.с. против 180 л.с.), и разгоняла автобус до фантастических 160 км/ч. Но автобус вскоре прозвали «пожирателем топлива». Нетрудно догадаться, почему!

595f6fu 960

На КрАЗе вначале хотели поставить турбину на древний самосвал КрАЗ-256 с «деревянной» кабиной, но мощность двигателя была слишком мала, к тому же он просто не влез бы под капот. Советская турбина — это вам не американская! К тому же ей требовался громоздкий понижающий редуктор: вал вращался со скоростью аж 35 тысяч об/мин, чего не выдержала бы ни одна трансмиссия.

b43f6fu 960

Но к тому времени завершились испытания КрАЗа-260 с «железной» кабиной, ГАЗ довел мощность агрегата до 350 л.с., финансирование проекта взяло на себя Министерство обороны (что неудивительно). Поскольку подходящих сцепления и коробки передач в СССР не было, их купили в Венгрии — и в итоге на свет появился монстр, названный КрАЗ-Э260Е. Его капот был длиной едва ли не с половину кузова!

243f6fu 960

Вначале конструкторы обрадовались: двигатель весил вдвое меньше, нежели привычный ЯМЗ, выхлоп был чище в 3—6 раз, расход топлива на номинальных режимах… Нет, не выше, а на целых 20% ниже, чем у дизеля.

Известно, что машина прошла 2500 км, а больше всего хлопот доставляла венгерская трансмиссия: как указано в книге по истории завода, «она не выдерживала никакой критики».

В 1976 году был построен второй экземпляр уже с нормальным оперением: агрегат удалось сделать более компактным. В то же время мощность была увеличена еще на 10 л.с., а расход топлива в установившемся режиме был совсем скромным — в 1,4 раза меньше, нежели у дизеля.

А вот на переходных режимах (разгон—торможение) турбина пожирала солярку со страшной силой. Теперь понятно, почему газотурбинный двигатель отлично зарекомендовал себя в промышленных установках: им же не надо постоянно разгоняться и тормозить! К этой проблеме добавились и другие, вполне закономерные: динамика оставляла желать лучшего, трансмиссия постоянно ломалась. На этом кразовские эксперименты завершились.

Двигатели для «Летающих танков»

В 1962 г. конструкторы «Климова» совместно с ОКБТ (позже КБ-3, а ныне ОАО «Спецмаш») на базе турбовального двигателя ГТД-350 разработали силовую установку из двух ГТД-350Т (впоследствии ГТД-450) мощностью 350 (450) л.с., работающих на общий понижающий редуктор двигателей.

9740efu 960

Конструкторы ОКБТ первоначально решили смонтировать двигатель ГТД-350 в вертолетном варианте на трактор «Кировец» К-700 и на плавающий гусеничный транспортер БТР-50 с целью изучения возможностей управления машинами. И только после этого танковый вариант двигателя был установлен в моторно-трансмиссионном отделении «объекта 288» для более детального изучения в процессе ходовых испытаний. Применение ГТД-350 на танке было заманчивым — оно обеспечивало преимущества в габаритах и массе, не требовало жидкостной системы охлаждения (что особенно важно при эксплуатации в зимних условиях) и ряде других. Однако экспериментальные ходовые испытания обнаружили и серьезные недостатки: худшую экономичность и невозможность торможения двигателем.

«Объект 288», как и другие опытные танки с ГТД, был этапным и создавался для определения принципиальной возможности использования недизельной силовой установки. Специалисты «Климова» и КБ-3 при участии ведущих институтов и главного автобронетанкового управления выработали основные требования к специальному танковому ГТД, включая обеспечение многотопливности двигателя и его быстрого пуска, высокую оперативную готовность к движению в условиях низких температур, многорежимность работы по турбокомпрессору и особенно по силовой турбине, высокую технологичность, надежность работы в условиях подводного вождения.

Читать статью  Физика камеры сгорания. Часть 9. Питание ДВС, или организация подачи топливо-воздушной смеси — DRIVE2

ada0efu 960

Высокое совершенство проточной части обеспечило требуемую экономичность, что характеризовалось высокими значениями к.п.д.: компрессора низкого давления (НД) — 82,5 %, компрессора высокого давления (ВД) — 81,5 %, турбины НД — 90 %, турбины ВД — 87 % и силовой турбины — 89,7 %. Температура газов перед турбиной составляла 1245К, расход воздуха — 4,1 кг/с, степень сжатия — 9,26. Уже в декабре 1968 г. были изготовлены первые три опытных двигателя и началась их планомерная доводка.

Создание танкового ГТД стало трамплином для многих нововведений в двигателестроении. Так, Челябинским тракторным заводом на базе климовского авиационного двигателя-энергоузла ГТДЭ-117, применяющегося для запуска турбореактивных двигателей РД-33 (МиГ-29) и АЛ-31Ф (Су-27), была создана вспомогательная силовая установка (ВСУ) небольшой мощности ГТА-18А. Установка обеспечивает работу различных систем танка при выключенном основном двигателе; при этом суммарный расход топлива на 1 час работы систем танка уменьшается с 100:150 л (для танка без ВСУ) до 60 л.

Другим нововведением стало придание двигателю такого качества, как многотопливность. Двигатель стал способен одинаково надежно работать как на дизельном топливе, так и на бензине и керосине, а что самое важное — на их смесях в любой пропорции.

Тем не менее, когда двигатель установили в доработанный танк Т-64, появилось много проблем, связанных с высокой энерговооруженность ГТД: у танка рвались гусеницы, различные узлы ходовой части не выдерживали нагрузки и т.п. В результате было принято решение о проектировании совершенно нового танка, и в 1972 г. появился «объект 219».
В марте 1972 г. были успешно проведены Государственные стендовые испытания ГТД, а в 1976 г. работа над «объектом 219» завершилась принятием его на вооружение Советской Армии с присвоением наименования основной боевой танк Т-80. Он стал первым в мире серийным танком, оснащенным ГТД.

7d90efu 960

Chrysler Turbine Car

В 1963 году «Chrysler» стал первым в мире автопроизводителем, запустившим газотурбинные автомобили в серийное производство. Chrysler Corp. развернула уникальную программу под лозунгом «dream car в жизнь». Впервые в истории начался (мелко)серийный выпуск «автомобиля мечты» под говорящим названием Chrysler Turbine: легковушка с газотурбинным двигателем. Не только (и не столько) для выставок и демонстраций, сколько для повседневной эксплуатации. По замыслу, экспериментальная модель строилась в 55 экземплярах, из которых полсотни предназначались к раздаче в пользование американским автомобилистам по всей стране.

6f70efu 960

Как выбирали счастливых участников масштабного эксперимента — отдельный разговор. Так или иначе в октябре 1963 м-р Lynn A.Townsend, тогдашний президент Chrysler Corp., лично вручил ключи от новенького Chrysler Turbine первым пользователям – рядовой семье из чикагского пригорода. Процесс пошел. По программе, каждый из участников эксплуатировал машину в течение трех месяцев, а затем передавал ее очередному. Всего в эксперимент вовлекались две сотни автомобилистов. В Chrysler Corp. рассчитывали получить неоценимые сведения об эксплуатационных качествах «турбинной» легковушки – в условиях, приближенных к боевым. А также проверить реакцию потенциальных покупателей на непривычное транспортное средство – и оценить его рыночный потенциал.

1b78efu 960

Вообще-то в Chrysler Corp. занимались автомобильными газотурбинными двигателями с 1954. И к 1963 удалось наработать такой инженерно-конструкторский потенциал, что речь пошла о выводе перспективной «турбинной» легковушки на рынок. Chrysler Turbine стал пробным камнем, и чтобы сделать экспериментальную модель особенно привлекательной для широкой публики, создатели машины позаботились о ее стилистике.

8dd8efu 960

Прогрессивная турбина вместо безнадежно устаревшего д.в.с. – вот ведущая идея крайслеровского dream car образца 1963. И в самом деле под капотом размещался газотурбинный двигатель (уже IV поколения) с вращающимися регенераторами тепла отработанных газов. Их температура на выхлопе падала до каких-то 245о C, — то есть, тепловая энергия утилизировалась довольно глубоко. Компактный агрегат весил 185+ кг и стыковался с 3-скоростным «автоматом» TorqueFlite (без гидротрансформатора, надобность в котором отпала в силу 2-вальной конструкции турбины).

3bd8efu 960

Объявленная максимальная мощность агрегата (SAE «нетто») – 130 л.с. при 3600 оборотах выходного вала. То есть, сама-то вторичная (тяговая) турбина крутилась при максимальной мощности на 44600 мин-1, однако обороты понижались встроенным понижающим редуктором – до обычного в легковом автомобилестроении уровня («отсечка» на 4680 мин-1). Не сказать, что турбина отличалась выдающейся мощностью (тогда уже делали литражные «восьмерки» и на 400 сил – «брутто»). Зато крутящий момент она выдавала (на выходном валу) очень неслабый — за 575 Нм. Причем прямо от 0 оборотов, так что на разгонную динамику Chrysler Turbine никто не жаловался.

Мощная тяга транслировалась на неразрезный ведущий мост, подвешенный на продольных листовых рессорах. Передняя подвеска – на двойных поперечных рычагах, стандартная для американской легковушки тех лет ходовая. Узенькие (по нынешним понятиям) покрышки с диагональным кордом – и барабанные тормоза «по кругу». Рулевой механизм «винт-шариковая гайка» с гидроусилителем – все как у всех в начале 60-х. Так что Chrysler Turbine представлял собой пеструю мозаику передовых и традиционных (а где-то даже устаревших) технических решений, осторожное продвижение.

Как обычно для газовых турбин, крайслеровский агрегат оказался по-настоящему многотопливным: он успешно работал на неэтилированном бензине и авиационном керосине. И даже на растительном масле, хотя участникам эксперимента рекомендовали стандартное дизтопливо. Газотурбинный агрегат работал исключительно надежно и не доставлял добровольцам особенных хлопот.

Программа благополучно завершилась в начале 1965, после чего полсотни «турбинных» легковушек отправили на слом. В течении трех лет на этих автомобилях поездило около 200 человек, преимущественно проверенных клиентов фирмы, которые и вынесли неутешительный вердикт. Да, экзотичный мотор «Chrysler Turbine Car» превосходен по характеристикам. Он настолько тяговит и высокооборотен, что нет нужды в КПП — двигатель вращает ведущие колеса напрямую. Увы, но газовая турбина свистит как Соловей-разбойник, что невыносимо в дальних поездках. Второй недостаток — непомерный расход топлива, составлявший порядка 24 л /100 км. Чудовищный аппетит для относительно небольшой машины. В итоге программу газотурбинных автомобилей закрыли.

bc98efu 960

Мотоцикл с ГТД

3744efu 960

Из недр компании MTT (Marine Turbine Technologies) в 2000 году вышел супербайк MTT Y2K который приводится в движение двигателем Роллс Ройс Эллисон — газовой авиационной турбиной, мощностью 300л.с. Максимальная скорость мотоцикла 227 мильч (363,2 кмч). Обвес мотоцикла и 17 дюймовые колеса сделаны из карбона, рама из аллюминия.
С производством, ограниченным 5-ю мотоциклами в год и стоимостью $150000 не удивительно, что супербайк MTT Y2K стал живой легендой!

Гибридная силовая установка

Турбине противопоказана работа под малой нагрузкой и резкие изменения оборотов. Слабая экономичность автомобильной газовой турбины на разгонах и торможениях, делает её слабо пригодной для использования в качестве тяглового агрегата, но турбина отлично подходит для выработки электроэнергии. При использовании турбины в таком качестве её КПД был бы стабильным и в среднем составлял бы 60%, что больше чем при использовании Дизельного ДВС в той же роли. А использование аккумуляторных батарей позвлило бы даже отключать силовую установку во время движения, что так-же сказалось бы на экономичности.

К сожалению ещё ни один производитель не представил подобных автомобилей, но возможно разработки ведутся, ну чтож, будем надеяться…

Источник https://jplife.ru/stati/gtd-na-avto/

Источник https://japantransit.ru/stati/chto-takoe-gtd.html

Источник https://www.drive2.ru/b/172133/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: