Правила перевозки детей в автомобиле
Порядок перевозки детей на транспортных средствах прописан в Правилах дорожного движения РФ, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения».
Несовершеннолетние пассажиры могут ехать исключительно в салоне легковой машины или же в кабине грузовика. В кузове или в прицепе транспортировать малолетних нельзя.
Как сказано в ПДД РФ, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно — с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством.
Дети от 7 до 11 лет
Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье машины разрешается перевозить не только в детских автокреслах лицом по ходу движения, но и с использованием штатного ремня безопасности (при росте ребенка выше полутора метров). На переднем сиденье авто несовершеннолетний должен обязательно размещаться в спецустройстве.
При этом, если ребенок, которому не исполнилось 12 лет, ростом выше 150 сантиметров и весом больше 36 килограмм, пристегнут на заднем сидении стандартными ремнями безопасности, это не нарушает норм, предписанных ПДД.
Дети от 12 лет
С 12 лет детское кресло ребенку не требуется. Однако, если школьник ниже полутора метров, то использовать удерживающее приспособление нужно, пока юный пассажир не вырастет. Также стоит обращать внимание на вес. Ребенка можно пристегивать ремнем, если он весит более 36 килограмм.
12-летний ребенок, при соответствующем росте, может ездить на переднем сидении без удерживающих устройств, пристегнувшись лишь ремнями безопасностями для взрослых.
Детские кресла и ремни безопасности
Выбор автокресла по возрасту
Специальные системы для передвижения юных пассажиров видоизменяются в зависимости от возраста ребенка и веса ребенка. Ранее все устройства для перевозки детей должны были соответствовать нормам ГОСТ Р 41. 44- 2005. Однако в 2020 году документ отменили. Теперь детские удерживающие устройства должны соответствовать Европейскому стандарту ЕСЕ 44 .
Устанавливать в автомобиле детские удерживающие устройства и размещать в них детей нужно в соответствии с руководством по эксплуатации таких систем. Они могут крепиться как с помощью ремней безопасности, так и удерживающей системы ISOFIX.
Ремень безопасности на переднем и заднем сидениях
Ремнем безопасности без спецкресла можно пользоваться, когда ребенок достиг 12 лет и роста 1,5 метра. При этом школьник может сидеть как на переднем сидении, так и на заднем.
Ответственность и штрафы
Штраф за перевозку детей без автокресла
Штраф за отсутствие детского кресла отличается в зависимости от того, кто совершил нарушение. Согласно статье 12.23 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки людей», физическое лицо (например, родитель, родственник) должно заплатить 3 тысячи рублей, должностное (например, воспитатель, учитель, таксист) — 25 тысяч рублей, юридическое (например, школа, таксомоторная компания) — 100 тысяч рублей.
Возможна оплата штрафа с 50% скидкой в течение 20 дней с момента передачи гражданину постановления.
Штраф за неправильную перевозку детей
Аналогичные штрафные санкции – от 3 тысяч до 100 тысяч рублей могут наложить, если:
— автокресло явно не подходит ребенку по телосложению;
— в автокресле находится более одного ребенка;
— автокресло не зафиксировано в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
С какого возраста можно перевозить детей без автокресла
— С 12 лет — хоть спереди, хоть сзади со штатными ремнями. С 7 до 11 – сзади и со штатными ремнями.
Правила перевозки детей на переднем сидении автомобиля
— До 7 лет — только с удерживающими устройствами, соответствующими росту и весу ребенка. Хоть в легковом авто, хоть в кабине грузовика. В возрасте 7-11 лет – только в легковых машинах с удерживающими устройствами . Маленьких детей до 2-2,5 лет рекомендуется перевозить лицом назад. Также рекомендуется отключать подушки безопасности. Они рассчитаны на то, чтобы «ловить» вес взрослого человека.
Новые правила перевозки детей в автомобилях в 2022 году
В этой статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, связанных с особенностями перевозки несовершеннолетних пассажиров в автомобилях.
Во-первых, введено новое правило, запрещающее оставлять маленьких детей в автомобиле без присмотра.
Во-вторых, изменены особенности использования детских кресел в автомобилях.
Рассмотрим нововведения, вступившие в силу 12 июля 2017 года подробнее:
Запрет на оставление детей в автомобилях
Первое изменение внесено в пункт 12.8 ПДД:
12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
После вступления в силу данного документа водители не имеют права оставлять детей дошкольного возраста (младше 7 лет) в автомобиле без присмотра совершеннолетних (лиц, старше 18 лет).
Обратите внимание, данный запрет относится только к стоянке транспортного средства, во время остановки (на время, не превышающее 5 минут) можно оставить ребенка и без присмотра. Различия понятий остановка и стоянка подробно рассмотрены в отдельной статье.
Штраф за оставление ребенка в автомобиле
Штраф за оставление ребенка без присмотра в транспортном средстве может быть наложен по части 1 или части 5 статьи 12.19 КоАП:
1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
В Москве или Санкт-Петербурге за оставление ребенка водитель получит 2 500 рублей штрафа, в остальных регионах — предупреждение или 500 рублей штрафа.
Использование детских кресел и ремней безопасности
Рассмотрим еще одно нововведение, которое также относится к перевозке несовершеннолетних пассажиров:
22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX * , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
* Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
До 2017 года существовали единые правила для перевозки детей младше 12 лет в транспортных средствах. Новая редакция ПДД предусматривает разные правила для перевозки детей разных возрастов:
Перевозка детей до 7 лет
Если ребенок младше 7 лет едет в автомобиле, конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности или система ISOFIX, то такой ребенок должен находится в детском кресле (или детском удерживающем устройстве другого типа).
Перевозка детей от 7 до 11 лет (включительно)
Если ребенок от 7 до 11 лет едет на переднем сиденье легкового автомобиля, оборудованного ремнями безопасности или системой ISOFIX, то он должен находиться в детском кресле или в другом удерживающем устройстве.
Если ребенок от 7 до 11 лет едет на заднем сиденье легкового автомобиля или в кабине грузовика, то он должен либо находиться в детском удерживающем устройстве, либо быть пристегнут ремнем безопасности без кресла.
Обратите внимание на фразу «включительно» рядом со словами 11 лет. Данное слово означает, что в 11-ый год ребенок все еще является ребенком и только в 12-й день рождения он переходит в разряд взрослых.
Таблица перевозки детей в транспортных средствах
Транспортное средство | от 0 до 7 лет | от 7 до 11 лет |
Легковой автомобиль (переднее сиденье) | Удерживающее устройство | Удерживающее устройство |
Легковой автомобиль (заднее сиденье) | Удерживающее устройство | Удерживающее устройство или ремни |
Грузовой автомобиль | Удерживающее устройство | Удерживающее устройство или ремни |
Особенности перевозки детей до 11 лет
Рассмотрим несколько важных фактов, относящихся к перевозке всех детей:
1. Если конструкцией автомобиля (или одного из его сидений) не предусмотрены ремни безопасности, то в данном автомобиле (на данном сиденье) ребенка можно перевозить без детского кресла и не пристегивать его. Однако это небезопасно.
2. Ранее ПДД требовали, чтобы в автомобиле использовались только детские удерживающие устройства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Однако современные детские кресла пристегиваются по стандарту ISOFIX, который не требует использования штатных ремней. Обновленные правила учитывают данный вопрос. Теперь водители, использующие кресла с системой ISOFIX, могут не опасаться штрафов ГИБДД.
3. Ранее в пункте 22.9 речь шла про транспортные средства, к которым относятся не только автомобили, но и, например, мопеды и трактора. Т.е. и на мопедах, и на тракторах нужно было устанавливать детские удерживающие устройства при перевозке детей. В обновленных правилах речь идет только про легковые автомобили и кабины грузовых автомобилей. В прочих транспортных средствах детские удерживающие устройства использовать необязательно.
Штраф за неправильную перевозку ребенка в автомобиле
Штраф за неправильную перевозку детей предусмотрен частью 3 статьи 12.23 КоАП:
3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Таким образом, для водителя штраф за отсутствие детского удерживающего устройства составит 3 000 рублей.
Подведем итоги данной статьи:
1. Действующая редакция ПДД запрещает оставлять детей младше 7 лет во время стоянки автомобиля без присмотра взрослых.
2. В 2017 году обновлены правила использования детских удерживающих устройств. Новая редакция позволяет однозначно понять, в каких случаях требуется детское кресло, люлька, бустер или адаптер, а в каких — нет.
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Ребенок в автомобиле безопасность дорожного движения
К сожалению, во время летних каникул многие дети предоставлены сами себе, что зачастую приводит к печальным последствиям. Чтобы избежать наезда на ребёнка, водители должны знать особенности поведения детей на дороге, а также типичные ситуации, в которых юные участники дорожного движения попадают под колеса автомобилей.
Проезд светофоров. Чаще всего дети попадают в неприятности при смене сигналов светофора. В момент, когда для них включается зеленый, они сразу начинают переход, не понимая, что могут быть «запоздавшие» машины. Зеленый мигающий сигнал светофора для ребенка – это прежде всего зеленый, а потом уже мигающий, то есть тот, который предупреждает, что его действие заканчивается. Даже если ребенок знает значение зеленого мигающего сигнала, то рассуждает примерно так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят, если что». Он не принимает во внимание тот факт, что стоящие машины могут скрывать от него другую, которая подъедет к светофору, когда для пешеходов уже загорится красный, и будет преодолевать зону светофорного регулирования сходу.
РЕКОМЕНДАЦИИ: проезжая светофор в момент окончания действия зеленого сигнала, снижайте скорость – этим вы убережете себя от появления перед своим капотом «торопыги». А лучше всего – раз и навсегда исключите ситуации, когда вы будете заканчивать проезд светофора при только что включившемся красном. Если проезжаете светофор с ходу, когда его сигнал меняется с красного на зеленый – все равно снижайте скорость! Не опережайте трогающиеся машины в зоне перехода. Иногда и на зеленый лучше сбавлять скорость, особенно если светофор имеет отдельную секцию-стрелку. Увидев, что целый ряд машин остановился (под стрелку), ребенок может начать переход, не задумываясь над тем, что в соседних рядах транспорт может двигаться (и уж тем более не обращая внимание на то, что ему горит красный).
Проезд мимо остановки общественного транспорта. Возле остановки общественного транспорта проявляются две основные опасные привычки детей: выбегать из-за помех обзору и спешить (к автобусу или выходя из него).
РЕКОМЕНДАЦИИ: проезжая мимо остановки, снижайте скорость! Даже если на остановке нет автобуса. Помните, что детей до сих пор учат: «Обходи автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди». Спешащий ребенок забывает даже об этом – уже потерявшем свою актуальность правиле – и выбирает кратчайший путь. Наблюдайте за противоположной стороной улицы: увидев «свой» автобус, ребенок может побежать к нему, забыв об осторожности.
Проезд пешеходного перехода (нерегулируемого). Детей учат: пешеходный переход – это место, где переходить дорогу безопасно. «Дополнительные условия» (что пешеход обязан убедиться в безопасности перехода) ребенок усваивает гораздо хуже. Отсюда – ошибки: начинать движение, не осмотревшись; на брать в расчет скрытую опасность; выходить на дорогу из-за стоящих транспортных средств и других помех обзору.
РЕКОМЕНДАЦИИ: на пешеходном переходе пешеходы имеют преимущество. Правила дорожного движения обязывают вас пропустить их. Следует быть особенно внимательным, если тротуар (или обочины) закрыты от вас встречным или попутным транспортом – снижайте скорость! Обычно дети не понимают, что один движущийся автомобиль может скрывать за собой другой. Не обгоняйте и не опережайте транспорт вблизи пешеходного перехода! Стоящие автомобили, кусты, ларьки и т.п. также ограничивают обзор. Из-за этих препятствий ребенок может появиться неожиданно. Будьте внимательны: ребенок может начать переход в 10-20 метрах от «зебры», пересекая проезжую часть по диагонали.
Проезд мимо школы (в зоне действия знака «Дети»). Тут дети действительно могут появиться в любой момент, отовсюду и в большом количестве, и их внимание максимально отвлечено от дороги – они сосредоточены на занятиях, оценках, разговорах с друзьями и т.п.
РЕКОМЕНДАЦИИ: возле школы будьте готовы к внезапному появлению детей на дороге! Чем хуже обзор дороги, тем ниже должна быть ваша скорость! Двигайтесь по принципу «помеха обзору, возможно, скрывает ребенка», а не по принципу: «вижу детей — снижаю скорость, не вижу детей – не снижаю скорость». Если видите около школы детей, наблюдайте за ними, снижайте скорость; если не уверены в их действиях, заранее обратите на себя их внимание. Не обгоняйте и не опережайте транспорт, проезжая мимо школ и других детских учреждений. Даже если нет ни детей, ни помех обзору. Снижайте скорость при разъезде с встречным автомобилем. Избегайте парковать автомобиль в зоне действия знака «Дети» (даже если там нет прямого указания на запрет парковки), чтобы не создавать ситуацию «закрытого обзора», наиболее опасную для детей.
Закрытый обзор. Стоящие у обочины автомобили, кусты, придорожные конструкции, остановочные павильоны, ларьки, дома и т.п. ограничивают обзор и могут скрывать за собой всевозможные «сюрпризы». Водитель в этих ситуациях скорее всего заранее ребенка не видит, но может предположить возможность его появления около школ, жилых домов, поблизости от пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в зонах ограниченного обзора двигайтесь по принципу: чем хуже обзор – тем ниже скорость; чем меньше ширина проезжей части – тем ниже скорость; чем меньше расстояние до помехи обзору – тем ниже скорость. Помните: если вы не видите ребенка (хотя можете предугадать его присутствие), то и ребенок не видит вас (и предугадывать ваше появление еще не научился).
Выезд из арки, узкого проезда между домами. Закрытый обзор и отсутствие пространства для маневра «в одном флаконе».
РЕКОМЕНДАЦИИ: помните – выезд из арки дети воспринимают как продолжение двора, а не как начало дороги. Поэтому рекомендации в целом такие же, как при движении в жилых зонах. Учтите, что в узком проезде при возникновении опасной ситуации вам некуда будет свернуть, поэтому рассчитывайте свою скорость так, чтобы ваш остановочный путь был длиннее нескольких метров. Перед выездом на проезжую часть обязательно остановитесь, «высунув» нос автомобиля на тротуар, чтобы пешеходы могли вас вовремя заметить. Пропустите пешеходов – это не только требование Правил дорожного движения, но и элементарная вежливость.
Движение по «пустынной» улице. Здесь дети зачастую ведут себя неосторожно, забывая о том, что это тоже дорога; нередко выбегают, выходят на проезжую часть, не осмотревшись. «Пустынную» улицу дети часто перебегают, не глядя.
РЕКОМЕНДАЦИИ: не теряйте бдительности! При необходимости заранее обращайте на себя внимание детей с помощью звукового или светового сигнала.
Движение в жилых зонах. Жилые зоны, дворы, внутриквартальные проезды и пр. дети считают безопасной территорией. Здесь дети ведут себя еще менее осторожно, чем на пустынных улицах. Здесь они играют, забывая о том, что тут также могут двигаться автомобили.
РЕКОМЕНДАЦИИ: даже если пространство позволяет, двигайтесь медленно (со скоростью не больше 20-30 км/ч), чтобы у вас всегда оставалась возможность затормозить, когда возникнет необходимость. Играющим детям – особое внимание! За собакой, «летающей тарелкой», мячом, выпавшей из рук игрушкой ребенок бросится, не глядя по сторонам. При движении задним ходом – не полагайтесь на зеркала заднего вида и парктроник. Попросите кого-нибудь помочь вам. Если это невозможно – контролируйте ситуации, высунувшись в дверной проем. Даже если вы не видите детей в поле вашего зрения – всегда держите в уме то, что они могут появиться неожиданно.
Дети на роликах, скейтборде, велосипеде. Хотя Правила дорожного движения запрещают передвигаться по тротуару на роликах или скейтборде (а также выезжать на дорогу общего пользования велосипедистам, не достигшим 14 лет), на практике мы зачастую видим обратное. Скейтбордист или роллер менее устойчив, может потерять равновесие и упасть. Не говоря уже о том, что дети и подростки любят «трюкачить» на этих спортивных средствах. Велосипедисты же чаще всего попадают под машину, поворачивая налево и не видя приближающийся сзади транспорт.
РЕКОМЕНДАЦИИ: видите детей на скейтбордах и роликах – удвойте внимание, снижайте скорость. Помните, что благодаря этим спортивным средствам они передвигаются намного быстрее пешехода, поэтому их действия нужно начинать контролировать с большего расстояния. Подъезжая к велосипедистам, заблаговременно предупреждайте их о своем приближении клаксоном или миганием фар. Незадолго до того, как поравняетесь с ними, снизьте скорость, увеличьте интервал (примите влево), наблюдайте за ними, стараясь спрогнозировать их траекторию.
Источник https://xn--9-7sbirdczi9n.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/?section_id=149
Источник https://pddmaster.ru/pdd/perevozka-detei.html
Источник https://xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/propaganda/gai-i-deti/2941-detskaya-dorozhnaya-bezopasnost-znat-kazhdomu-voditelyu