БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, Подготовка автомобиля к выезду на линию, Работа автомобиля на линии — Совершенствование технологии и организации перевозки шлама на шламовом хозяйстве ММК им. Ильича

Обязанности водителя перед выездом на линию

Обязанности водителя перед началом рабочего дня и обязанности водителя на линии всеми транспортными предприятиями строго регламентируются. Такой подход связан с требованиями законодательства и отвечает интересам охраны труда и требованиям безопасности дорожного движения.

Где закреплены обязанности водителя перед выходом на линию

Водители-частники несут ответственность за соблюдение ПДД и применение способов снижения аварийности самостоятельно. Иное дело юридические лица. Все организации, эксплуатирующие транспортные средства и занимающиеся перевозками, проводят инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД), регламентируют обязанности водителя автомобиля перед выездом на линию, при нахождении на линии, в сложных дорожных условиях и т. д.

Вопросы безопасности работы на транспорте и обеспечение безаварийной эксплуатации транспорта, его технические стандарты не входят в инструкции по охране труда (ИОТ). Все вопросы, касающиеся транспорта, выделены в отдельный блок. Обязательность такого подхода зафиксирована в ст. 20 ФЗ-196 — в ней перечислены основные требования к обеспечению БДД, которые закон предъявляет к юрлицам.

Действующие правила распространяются на ИП, занимающихся перевозками либо эксплуатацией транспортных средств (ТС) — п. 1 ст. 20 ФЗ-196.

Коротко о том, какие документы, касающиеся безопасности дорожного движения, должны присутствовать на предприятии. Перечень содержит документы, регламентирующие деятельность ответственных за БДД лиц и исполнителей.

В основные обязанности службы БДД входит:

  • подготовка ТС перед выходом на линию;
  • контроль исправности в начале и конце рабочего дня;
  • проведение инструктажей.

Инструкция для водителей разрабатывается ответственным или руководителем подразделения по БДД, который является специально аттестованным при Ространсе специалистом. Требования к нему перечислены в Приказе Минтранса № 282.

Для разработки инструкции по безопасности дорожного движения для водительского состава используется принятая давно, но до сих пор актуальная О. Она утверждена Министерством автомобильного транспорта РСФСР 10 января 1986 года и содержит шаблоны (типовые тексты). Внутренний вариант ИБДД (инструкции по безопасности дорожного движения) представляет собой папку с правилами. Правила (пронумерованные инструкции) содержат:

  1. Обязанности, являющиеся общими для всех водителей.
  2. Обязанности перед выездом и при работе на линии.
  3. Порядок работы в сложных условиях на дороге.
  4. Работа и стоянка ночью.
  5. Особенности весенне-летнего периода.
  6. Особенности осенне-зимнего периода.
  7. Правила движения по скользкой дороге.
  8. Порядок экстренной эвакуации пассажиров.
  9. Правила перевозки детей.
  10. Особенности эксплуатации ТС при перевозке людей и др.

Организация самостоятельно определяет перечень используемых инструкций в сборнике и дорабатывает типовые до соответствия требованиям конкретной организации.

Действия водителя перед началом рабочего дня и на линии

Вторая инструкция (глава) в сборнике БДД содержит обязанности водителя перед началом работы и непосредственно на линии. Отдельная часть, как правило, посвящена тому, что делать на линии строго запрещено:

  • превышать максимальную скорость;
  • перевозить людей в буксируемом транспортном средстве;
  • двигаться при низкой видимости, угрожающей безопасности (в туман, ливень и т. д., когда видимость из кабины составляет менее 50 м);
  • совершать прочие действия, запрет которых связан со спецификой деятельности организации.

В качестве примера — описательная часть общей Инструкции БДД организации, выполняющей грузовые перевозки различного вида. В примере порядок выхода на смену и порядок выполнения обязанностей водителя при работе на линии разделены на два документа.

Обязанности водителя

Запрещенные действия перечислены при описания обязанностей.

kartinka 2 2022 05

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие есть особенности работы водителей автомобилей. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ответственность за нарушение правил

Ответственность за отсутствие документа, в котором отражаются правила БДД для водителя, обязанности водителя перед выездом в рейс и на линии, прямые запреты и ограничения, которые приведут к аварийным ситуациям, возложена на руководство. Уполномоченное лицо несет ответственность согласно ТК. В отношении работника обычно применяют дисциплинарные меры, а при неоднократном нарушении должностных обязанностей его могут уволить ( ст. 192 ТК ).

Если работник, ответственный за БДД, отсутствует либо не соответствует установленным требованиям, его обязанности возлагаются на руководителя. За выявленные нарушения накажут штрафом в соответствии со ст. 12.31.1 КоАП:

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

В соответствии с Правилами дорожного движения и Правилами по охране труда на автомобильном транспорте водитель при выезде на линию должен иметь удостоверение на право управления автомобилем, выданное Государственной автомобильной инспекцией, регистрационные документы на транспортное средство, путевой или маршрутный лист. Кроме этого, водителю разрешается выезд на работу только после прохождения предрейсового медицинского осмотра и соответствующей отметки в путевом листе.

Автомобили, имеющие неисправности, которые могут привести к авариям и травмам пассажиров, потере груза, а также грязные, без номеров и опознавательных знаков автопоезда запрещается выпускать на линию.

Водитель перед выездом на линию проверяет исправность автомобиля, обращая внимание на: отсутствие подтекания топлива, масла, воды; герметичность газовой аппаратуры и магистралей у газобаллонных автомобилей, а также состояние ходовой части автомобиля, обеспечивающее безопасную работу на линии.

Внешним осмотром проверяет исправность переднего моста и всей ходовой части автомобиля, состояние балки переднего моста, крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, стремянок и пальцев рессор, люфт подшипников передних колес, состояние дисков колес, шин, рессор, схождение и развал передних колес, крепление бункерного устройства. Кроме этого, проверяется соответствие давления воздуха в шинах нормам.

Читать статью  Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения. — Студопедия

Перед выездом на линию водитель обязан проверить исправность всех приборов освещения; состояние стекол в кабине (стекла должны быть чистыми и без трещин и обеспечивать хорошую обзорность).Необходимо также проверить исправность действия стеклоподъемников, замков дверей, приборов освещения, сигнализации, состояние аккумуляторной батареи. При осмотре кузова и прицепа необходимо обратить внимание на надежность бортовых запоров.

Проверяется также уровень электролита в аккумуляторной батарее.

Об исправности автомобиля перед выездом с территории автохозяйства водитель делает запись в путевом листе и предъявляет автомобиль техническому контролеру для осмотра и получения от него разрешения на выезд.

При техническом ‘состоянии автомобиля или прицепа, не отвечающем техническим условиям, правилам дорожного движения и правилам техники безопасности, водитель не имеет права выезжать на линию и администрация может принудить его к выезду.

Работа автомобиля на линии

При работе на линии водителю категорически запрещается управлять автомобилем в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств; передавать управление автомобилем лицам, находящимся в нетрезвом состоянии, либо не указанным в путевом листе, или не имеющим при себе удостоверения на право управления автомобилем; самовольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе, если это не вызывается ухудшением дорожных или климатических условий.

Во время работы водитель обязан выполнять правила безопасности движения, указания регулировщиков дорожного движения; поддерживать скорость в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, с учетом состояния дороги, но не выше максимальной скорости, установленной технической характеристикой для данной модели автомобиля; наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов.

В кабине, кузове и салоне автомобиля не разрешается нахождение большего числа людей, чем это указано в паспорте завода-изготовителя.

В кузове автомобиля-самосвала категорически запрещается перевозка людей. Лица, сопровождающие эти автомобили, должны находиться в кабине автомобиля. Движение автомобиля с людьми, находящимися на подножках, крыльях, бамперах запрещается.

Лица, находящиеся в автомобиле, обязаны выполнять требования водителя по соблюдению правил техники безопасности.

В темное время суток водителю следует соблюдать следующие меры безопасности при пользовании освещением: при движении по освещенным улицам включать только ближний свет фар и (или) габаритные огни; при движении с дальним светом фар при встрече с транспортными средствами переключать свет на ближний; при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизить скорость движения и при необходимости остановить автомобиль; при остановке автомобиля в пути на неосвещенных участках дороги включить габаритные и стояночные огни, а при перевозке крупногабаритного груза автомобиль должен стоять на обочине (на конце этого груза должен быть оборудован красный сигнал); при длительной остановке с неисправными осветительными приборами следует повесить на левую сторону заднего борта красный фонарь или разложить костер с учетом требований пожарной безопасности; при движении в условиях недостаточной видимости (менее 300 м, туман, дождь, снегопад, пыль) необходимо снизить скорость, включить ближний свет фар. Работа на автопоездах требует дополнительных мер безопасности. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, производят, как правило, водитель, рабочий-сцепщик и третий человек, координирующий их работу. При этом водитель должен подавать автомобиль назад с самой небольшой скоростью и обеспечить безопасность выполняемой сцепщиком работы. Только в исключительных случаях сцепку может производить один водитель. Но в этом случае он должен соблюдать меры безопасности и выполнять работы в следующей последовательности: поставить прицеп так, чтобы к нему можно было легко подъехать; проверить состояние буксирного прибора; подложить упор под задние колеса прицепа; сцепить автомобиль с прицепом; надеть страховочный буксирный трос или цепь и закрепить его (ее) за поперечину, рамы автомобиля или впереди стоящего автомобиля (за буксирный прибор крепить трос или цепь запрещается); соединить гидравлические, пневматические и электрические системы автомобиля и прицепа.

Во время вождения автопоезда на поворотах следует двигаться по дуге большого радиуса, а при движении задним ходом необходимо зафиксировать переднюю ось прицепа стопорным устройством. Загрузку прицепов производить равномерно, при этом не допускать перегрузки передней оси. Буксировать груженый прицеп порожним автомобилем не разрешается. Во время всей работы на линии водитель автопоезда должен следить за состоянием полуприцепа и буксирных устройств

При организации перевозок челночным методом должны соблюдаться следующие меры безопасности при эксплуатации автомобилей с полуприцепами:

водитель обязан сдать под погрузку или разгрузку полуприцеп в полностью исправном состоянии, осмотреть нагруженный или разгруженный полуприцеп и убедиться в его исправности;

на перевалочном пункте администрация должна проверить укладку и крепление груза и сделать отметку в путевом листе о возможности дальнейшей безопасной транспортировки груза;

сцепка и расцепка должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа следует расположить по одной прямой. Производить сцепку и расцепку на скользкой площадке категорически запрещается. Борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты;

перед сцепкой необходимо убедиться в исправности седельно-сцепного устройства, шкворня и их креплений, затормозить полуприцеп стояночным тормозом и проверить, чтобы передняя часть полуприцепа по высоте располагалась так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадала на салазки или на седло. В случае необходимости надо поднять или опустить переднюю часть полуприцепа;

чтобы не было помех сцепке, соединительные шланги и электропровода следует подводить при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, а во избежание опрокидывания полуприцепы следует загружать, начиная с передней части.

Читать статью  Активная безопасность автомобиля

При работе на автомобилях-самосвалах не разрешается, как правило, выгрузка груза в овраг, реку с обрыва, если отсутствует надежно укрепленный отбойный брус. При отсутствии бруса не разрешается подъезжать к краю обрыва ближе чем на 1 м от заднего колеса.

При подаче автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и что поблизости нет людей или каких-либо препятствий. При плохой видимости сзади должен находиться человек, наблюдающий за движением автомобиля.

В карьерах на строительных площадках, на территории промышленных предприятий автомобили могут работать только с разрешения ответственных лиц этих объектов с соблюдением маршрута (направления) движения.

При работе в горных условиях следует соблюдать меры безопасности. Автомобили должны обеспечиваться упорами под колеса — башмаками (не менее двух), козелками и приспособлениями для жесткой сцепки при буксировании. Водители заранее должны быть ознакомлены с особенностями маршрута (покрытие дорог, опасные спуски и подъемы, повороты) и характером перевозимых грузов. Водители, не имеющие опыта и стажа работы, могут направляться в рейс на горные дороги только в составе колонн автомобилей после прохождения дополнительного инструктажа по технике безопасности, при длительных (затяжных) спусках водители не должны пользоваться прямой передачей.

Инструкция БДД.02

При проверке технической исправности ТС особое внимание обратить на:

  • устойчивую работу двигателя, тормозной системы, рулевого управления, вспомогательного оборудования (стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации), системы отопления, спидометра;
  • состояние колес, шин, подвески, стекол, государственных номерных знаков, состояние глушителя (на наличие трещин и пробоин), состояние коврика в кабине;
  • отсутствие подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости;
  • наличие знака аварийной остановки, укомплектованной медицинской аптечки, огнетушителя, троса буксировки.

При наличии следующих неисправностей и условий, запрещается эксплуатация транспортных средств:

  • нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТ 33997-2016;
  • нарушена герметичность гидравлического тормозного привода, есть подтеки тормозной жидкости;
  • нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие, утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер;
  • не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов;
  • стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние: транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно, легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно, грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
  • суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобили превышает 10 градусов;
  • имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом, неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки;
  • неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Внешние световые приборы

  • количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства;

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

  • регулировка фар не соответствует ГОСТ 33997-2016;
  • не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
  • на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора;
  • установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям;
  • на транспортном средстве установлены: спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого; сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

  • не работают в установленном режиме стеклоочистители;
  • не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
  • остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более для легковых автомобилей — 1,6 мм;
  • остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм;
  • шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;
  • шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;
  • на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора, на транспортном средстве установлены одновременно ошипованные и неошипованные шины.
  • содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТ Р 52160-2003;
  • нарушена герметичность системы питания;
  • неисправна система выпуска отработавших газов;
  • нарушена герметичность системы вентиляции картера;
  • допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТ Р 52231-2004.

Прочие элементы конструкции

  • количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТ 33997-2016, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства;
  • не работает звуковой сигнал;
  • установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя;
Читать статью  Моя безопасность в автомобиле | Образовательная социальная сеть

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

  • не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол;
  • отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТ Р 41.27-2001;
  • ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке;
  • не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса, храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом;
  • нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
  • государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТ Р 50577-2018;
  • в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Во время движения необходимо учитывать:

  • Вы будете осуществлять движение на дорожной сети, которая имеет опасные участки, интенсивность движения высокая, состояние дорог зачастую неудовлетворительное, возможно наличие ж/д переездов, путепроводов, мостов, сложных транспортных развязок.
  • Перед началом движения, в особенности после продолжительной стоянки, необходимо убедиться в отсутствии помех для движения. Особое внимание обратите на отсутствие спереди и сзади автомобиля пешеходов.
  • Прежде чем сесть за руль автомобиля, необходимо тщательно вытереть подошвы обуви: при замасленных, мокрых или загрязненных подошвах нога может соскользнуть с педали тормоза или сцепления, что представляет большую опасность.
  • Резкое торможение или внезапная остановка должны быть исключены.
  • Перед остановкой необходимо заблаговременно подать сигнал указателем поворота, перестроиться и остановиться вплотную к тротуару или на обочине.
  • Правильный выбор скорости движения в зависимости от дорожных или климатических условий – главное условие для обеспечения безопасности дорожного движения. При скорости движения 60 км/ч наезд на препятствие примерно равнозначен падению человека с высоты 14 м, при скорости 100 км/ч – высота падения увеличивается до 40 м.
  • Тормозной путь автомобиля зависит от скорости движения, профиля дороги, типа и состояния дорожного покрытия: при увеличении скорости движения в два раза тормозной путь увеличивается в 4 раза; на спуске тормозной путь всегда будет больше, чем на ровном участке дороги; на мокрой дороге тормозной путь (при одной и той же скорости) возрастает в 1,5 раза; при гололеде – в два и более раз.
  • Для обеспечения безопасности дорожного движения важен правильный выбор безопасной дистанции и интервала. Дистанцию, обеспечивающую безопасность движения, можно приблизительно определить, разделив величину скорости на 2.
  • Перед любым маневром, будь то перестроение из ряда в ряд, обгон, поворот или начало движения, водитель обязан заблаговременно подать предупредительный сигнал указателем поворота.
  • Не без оснований неправильный обгон является главной причиной несчастных случаев, поэтому участок обгона должен быть свободным и хорошо просматриваться.
  • При движении в дождь и снегопад необходимо учитывать уменьшение обзорности из-за неполной очистки лобового стекла и отсутствия очистки боковых стекол.
  • При приближении к перекрестку необходимо следить за обстановкой на перекрестке, пешеходами на тротуаре.
  • На железнодорожных переездах требуется особое внимание, так как нарушение Правил его проезда всегда оканчивается трагически.

ПОМНИТЕ, что единственным надежным способом устранения водителем опасности дорожно-транспортного происшествия является заблаговременное снижение скорости вплоть до полной остановки. В сложной обстановке пешеходу всегда надо предоставить преимущественное право движения. Нельзя забывать, что пешеход может иметь плохие зрение, слух, находиться в болезненном или подавленном состоянии и по этим причинам не понимать или недооценивать опасности.

Каждая профессия имеет свои особенности. Специфика работы водителя требует соблюдения строгой дисциплины, так как водитель управляет источником повышенной опасности. При неумелом вождении, а также при утере водителем бдительности автомобиль может стать причиной гибели, травмирования людей и разрушения техники.

Источник https://clubtk.ru/obyazannosti-voditelya-pered-vyezdom-na-liniyu

Источник https://studbooks.net/2441042/tehnika/bezopasnost_dvizheniya_avtomobilnom_transporte

Источник https://trans-otdel.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B4%D0%B4-02/